как называется собор в кронштадте на якорной площади

Кронштадт. Никольский Морской собор

Аудиогид

Фотографии

как называется собор в кронштадте на якорной площади. Смотреть фото как называется собор в кронштадте на якорной площади. Смотреть картинку как называется собор в кронштадте на якорной площади. Картинка про как называется собор в кронштадте на якорной площади. Фото как называется собор в кронштадте на якорной площадикак называется собор в кронштадте на якорной площади. Смотреть фото как называется собор в кронштадте на якорной площади. Смотреть картинку как называется собор в кронштадте на якорной площади. Картинка про как называется собор в кронштадте на якорной площади. Фото как называется собор в кронштадте на якорной площадикак называется собор в кронштадте на якорной площади. Смотреть фото как называется собор в кронштадте на якорной площади. Смотреть картинку как называется собор в кронштадте на якорной площади. Картинка про как называется собор в кронштадте на якорной площади. Фото как называется собор в кронштадте на якорной площади как называется собор в кронштадте на якорной площади. Смотреть фото как называется собор в кронштадте на якорной площади. Смотреть картинку как называется собор в кронштадте на якорной площади. Картинка про как называется собор в кронштадте на якорной площади. Фото как называется собор в кронштадте на якорной площади

История собора

Здание Морского собора святителя Николая Чудотворца, более известного в народе как Никольский морской собор, было основано в 1903 году и посвящено памяти погибших в боях русских моряков. Строительство его продолжалось 10 лет. Хотя потребность в просторном храме на территории Кронштадта высказывалась еще в 30х годах XIX века, идея эта была одобрена Императором только к концу столетия. Лишь в 1897 году был объявлен сбор пожертвований на возведение храма. Комитет, ответственный за строительство Никольского собора возглавил сам адмирал Макаров.

Место для возведения храма было определено на Якорной площади, которая была достаточно просторна, чтобы вместить не только монументальный собор, но и парковую зону вокруг него. Высота храма при его проектировке определялась дополнительными условиями – он должен был стать не только культовым сооружением, но и морским ориентиром. При подходе судов к Кронштадту первым в глаза должен был бросаться крест Никольского собора. Поэтому храм является самым высоким зданием на острове – учитывая крест, высота его превышает 70 метров. Кроме того, благодаря своему расположению на возвышенности, в случае большого наводнения собор должен был стать спасительным убежищем.

С приходом Советской власти, Никольский собор постигла участь многих российских церквей. В 1929 году богослужения в нем были прекращены, а здание передано под культурно-просветительские нужды. В том же году здесь открылся кинотеатр имени Максима Горького. Крест и позолоченные элементы отделки были конфискованы, фрески закрашены, церковное имущество разворовано. Не пощадила Советская власть и мемориальных мраморных плит, на которых для вечного поминовения в храме были выбиты имена погибших в бою русских морских офицеров и матросов за все 200 лет существования Русского флота. 150 плит пошли на различные подсобные нужды – вплоть до изготовления сидений для общественной бани. Обезглавленный и потерявший величие интерьеров, храм-кинотеатр получил в народе имя «Максимка». В более позднее время в интерьер храма была добавлена сценическая площадка со зрительным залом на 1300 мест, а также здесь разместилась часть экспозиции Военно-морского музея.

В 2002 году храм вновь был передан в лоно Русской православной церкви, ему был возвращен крест, начались реставрационные работы. В 2005 году возобновились богослужения. В день столетия собора, в 2013 году он был снова освящен, получил епархиальную независимость и статус главного храма Российского флота. Стоит отметить, что собор Николая Чудотворца является не только крупнейшим морским собором современной России, но и последним морским собором Российской Империи.

Архитектурные особенности здания

Архитектор Василий Антонович Косяков спроектировал здание в неовизантийском стиле. Имея немного другие пропорции, собор практически повторяет внешний облик Константинопольского храма Святой Софии. Фасад Никольского собора облицован мрамором с терракотовыми и майоликовыми вставками, его украшают несколько мозаичных икон: Спас Нерукотворный, сцены из жития святого Николая, апостолы Петр и Павел, образ Божьей Матери и других святых. Купола храма украшены орнаментом, выполненным из меди. Соборные порталы оформлены колоннами с коринфскими капителями. Литые бронзовые ворота, декорированные орнаментом, украшают входы в собор.

Интерьер собора

Во внутреннем убранстве собора также были соблюдены традиции византийского стиля. Центральный купол внутри имеет диаметр 27 метров, его подкупольное пространство включает в себя 2 яруса хоров. Их поддерживает колоннада, которая по своему стилю перекликается с колоннами порталов снаружи здания.

В храмовом интерьере преоблает морская тематика – огромные круглые витражные окна дают отсылку к корабельным иллюминаторам, а мраморный мозаичный пол изобилует образами рыб, морских звезд и растений, изображениями кораблей и раковин. Пять монументальных стеклянных витражей, площадью 52 квадратных метра каждая, были изготовлены на стекольном заводе братьев Франк.

В ходе реставрационных работ, многие утраченные детали интерьера Никольского собора были восстановлены по черно-белым дореволюционным фотографиям.

Интересные факты о соборе

Во время сбора пожертвований на возведение собора, ввиду острой нехватки средств, моряки Кронштадта долгое время добровольно отдавали в фонд строительства четверть своего жалованья. Общий бюджет постройки в итоге составил 1 876 000 рублей.

Многовековые дубы вокруг Никольского собора были посажены самим Николаем II и его окружением, в ходе церемонии закладки храма. Тогда это были годовалые саженцы.

После разорения храма при Советской сласти, единственным атрибутом храмовой архитектуры на нем остался самый крупный из соборных колоколов. Его оставили, по официальной версии, для оповещения населения в случае химической тревоги. Однако, существует легенда, что при попытке снять последний колокол, всех рабочих перестали слушаться руки.

Высота восстановленного креста собора Николая Чудотворца составляет десятую часть высоты всего здания – то есть 7 метров.

Источник

Морской Никольский собор в Кронштадте

Морской собор святителя Николая Чудотворца

Морской Никольский собор – украшение Кронштадта и одна из основных его достопримечательностей. Это пышное, величественное сооружение – главный храм военно-морского флота Российской державы и скорбный памятник павшим в сражениях морякам. Он высится в самом центре города, на Якорной площади, напротив адмиралтейства. В безоблачные дни серебряный купол Никольского собора, украшенный золочеными якорями и увенчанный крестом, отчетливо виден из Санкт-Петербурга, Петергофа, Ломоносова. По силуэту грандиозного храма легко определить, где именно в Финском заливе находится остров Котлин, на котором выстроен Кронштадт.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Морской Никольский собор

Основные моменты

Морской собор в Кронштадте освящен во имя Святого Николая – небесного заступника всех мореплавателей. История храма богата и драматична, хотя древним его назвать нельзя. Никольский собор заложили в 1902 году, освятили в 1913 г., а уже спустя 15 лет он был разорен. Семь десятилетий церковные помещения использовали в качестве склада, кинотеатра, концертного зала, клуба моряков. К моменту возвращения изуродованного перестройками полуразрушенного здания в лоно Русской православной церкви в начале 2000-х от прежнего величия храма мало что осталось. Ремонтировали и реставрировали собор с перерывами, и для верующих он открылся только в 2013 году.

Выстроенный в неовизантийском стиле храм, несмотря на свою массивность, выглядит легким и воздушным. Его фасады выложены из светлого кирпича и декорированы порталами с элегантными колоннами, резьбой, мозаичными панно, множеством витражных оконных проемов. Великолепно и внутреннее оформление собора, в котором прослеживается морская тематика. Здание с трех сторон окружено садом, где проложены прогулочные дорожки и установлены скамейки.

Сегодня, как и в дореволюционную эпоху, Морской Никольский собор – это не только духовное место, где совершаются богослужения, но также памятник людям, посвятившим свою жизнь военно-морскому флоту державы и погибшим в море. Мемориальные доски и реликвии храма хранят имена героев, сгинувших в пучинах океана с петровских времен до наших дней. Сияющий на солнце купол собора с волнистым золотым позументом по-прежнему служит приветливым ориентиром для корабельных штурманов, направляющих суда по кронштадтскому фарватеру.

История Кронштадтского Морского собора

Первым морским храмом в Кронштадте стала деревянная Богоявленская соборная церковь, выстроенная в 1728 году. Ее возвели по указу Петра I и почитали как духовный памятник императору, основавшему на острове Котлин крепость. Церковь простояла более столетия, собрав в своих ризницах многочисленные военно-морские реликвии. Здесь же регулярно совершались торжества, связанные со значимыми датами истории русского флота. Традиции Никольской церкви унаследовал Морской Никольский собор, ставший ее духовным преемником. Однако его возведение началось лишь спустя 60 лет после того, как в 1841 году обветшавшую Богоявленскую церковь разобрали, выстроив на ее месте небольшой временный храм.

Монументальный морской собор-мемориал решили строить на Якорной площади, где старые якоря со списанных судов доживали свой век на складе. Инициатива принадлежала вице-адмиралу Николаю Казнакову, главному командиру Кронштадтского порта. В 1896 году он подал прошение Николаю II о возведении на острове храма, которому надлежало бы стать не просто морским собором, но и монументальным памятником отдавшим жизнь при исполнении своего долга соотечественникам, служившим в военно-морском флоте страны. Вместе с прошением был направлен план и расчеты финансов, необходимых для возведения храма. Самодержец одобрил предложение, и это дало возможность приступить к сбору пожертвований на масштабное строительство.

Преимущественно средства поступали от моряков, которые вплоть до 1913 года направляли на благое дело четвертую часть процента от своего жалования. Кроме того, на строительство жертвовали купцы и коммерсанты, немало средств внесла и царская семья. Автором проекта собора стал знаменитый архитектор и инженер Василий Косяков, предложивший возвести здание в византийском стиле. К строительству приступили в 1902 г. Спустя год на церемонию торжественной закладки стен прибыл Николай II с семьей. Романовы присутствовали и на освящении храма, знаменательное событие свершилось 10 июня 1913 года.

Никольский собор вмещал до 5000 человек. Роспись его купола имитировала ночное звездное небо, а богатейшая мозаика на полу – море. Крест, венчающий купол, чудесно просматривался со всех точек невского фарватера, как когда-то прекрасно был виден со стороны залива шпиль высокой колокольни Богоявленского храма. В интерьере выделялись черные мраморные и гранитные плиты, на которых были запечатлены имена более 1500 моряков, погибших со времени создания Российского императорского флота в 1696 году и вплоть до 1913 года.

В 1918 г. Морской Никольский собор перешел в распоряжение Кронштадтского совета, но еще на протяжении десяти лет церковные службы здесь проводились. В 1929 году местная власть распорядилась закрыть храм, и он подвергся разорению. Чудесный иконостас уничтожили, алтарь был осквернен, колокола и кресты сброшены, часть мемориальных плит легла в дорогу, ведущую к городскому Летнему саду, другие использовали для прочих хозяйственных нужд.

В 1932 году помещения храма разделили кинотеатр им. Максима Горького (в городском фольклоре – «Максимка») и склады. В военное лихолетье здесь размещались служба точного времени, госпиталь. Под куполом, на высоте 70 м, был обустроен пост наблюдения, пункт корректировки корабельной и береговой артиллерии. С этой позиции местность просматривалась на 45 км. В 1943 году кровлю пробила немецкая авиабомба, которая, к счастью, не разорвалась. След от нее обозначен в северном крыле здания.

В послевоенное время в храме размещался клуб Кронштадтской крепости с концертным залом на 1200 мест, балконами и сценой для театральных постановок. В 1976 году строение получило статус памятника архитектуры местного значения, и его впервые начали капитально ремонтировать. В 1980 году, накануне 35-летия Победы, в соборе открыл двери музей «Кронштадтская крепость».

В начале 2000-х церковные иерархи настояли на возвращении РПЦ Морского Никольского собора. В 2002 г. купол храма вновь увенчал крест, а спустя год собор был передан Санкт-Петербургской епархии. Здесь начались длительные ремонтные и реставрационные работы, здание находилось в аварийном состоянии. Немалых усилий потребовало и восстановление мемориальных плит: скорбный перечень погибших героев воссоздавался практически заново. Собор был освящен в мае 2013 года во время празднования его столетнего юбилея.

Архитектура Никольского собора

В архитектурном облике Морского Никольского собора угадываются черты легендарного храма Святой Софии. Но зодчий Косяков, намеренно направившийся в Константинополь (сегодня – Стамбул), чтобы снять точные обмеры Софийского собора, решил строить кронштадтский храм в несколько «урезанном» варианте и в немного измененных пропорциях. Так, внешние размеры Святой Софии составляют 75,6 на 72 метра, а Морского собора – 83,2 на 64 метра, высота – соответственно 56 м и 52 м. Крест добавляет Кронштадтскому собору еще 18 метров, делая его самым высоким сооружением в городе. Огромный, 26,7 м в диаметре, купол храма и венчающий его крест сегодня снова служат ориентиром морякам, почти исполняя несбывшееся желание Петра I – возвести в сердце Кронштадта двухсотметровую башню-маяк.

Производит впечатление белый контур огромного якоря, выложенный на площади у собора. В этом масштабном рисунке с верхней точки можно рассмотреть очертания креста, абрис храма, в котором угадывается сходство с древнерусским шлемом. С 1913 года Якорную площадь украшает отлитая из бронзы статуя блестящего флотоводца, исследователя Арктики Степана Осиповича Макарова. Монумент выполнен архитектором Леонидом Шервудом в экспрессивной манере, подчеркивающей решительный характер вице-адмирала, погибшего при обороне Порт-Артура.

Цокольный уровень Морского Никольского собора облицован гранитным рустом в светлых тонах, стены выложены сероватым кирпичом и декорированы терракотовым орнаментом. Торжественный главный фасад обращен к западу. Перед ним вы увидите фонари, выполненные в форме огромных фантастических цветов. Фасад расчленен тремя порталами, к которым ведут широкие лестницы. Центральный вход выделен объемной аркой. Над боковыми входами поднимаются стройные башенки-звонницы, увенчанные золочеными куполами. Арки обрамлены скульптурными изображениями ангелов на золотом фоне.

В нише пышного центрального портала, за красивой ажурной решеткой, укрывается часовня Спаса Нерукотворного. Мозаичные панно над порталами и в часовне были созданы в мастерской Владимира Фролова по рисункам русского художника Михаила Васильева – великолепного мастера церковной живописи. Над входом можно увидеть лики святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, Святого Иоанна Рыльского.

С северной, восточной и южной сторон Морской Никольский собор окружен садом с регулярной планировкой. Его окаймляет низкая кованая ограда. Первые деревья появились здесь в 1903 году. Тогда, после торжеств, посвященных закладке стен храма, император и его свита высадили на этой территории три десятка годовалых дубков. Над формированием сада в 1911-1914 годах работал мастер садового ландшафта Э. Г. Гильбих. Деревья в саду густо не растут, и все фасады Кронштадтского собора отлично просматриваются на расстоянии.

Интерьер храма

Убранство Никольского храма впечатляет своей роскошью. Реставрация интерьеров, воссоздание утраченных фрагментов мозаик и витражей осуществлялись на основе дореволюционных фотографий и чертежей. В декоре ярко выражена морская тематика. В мозаичной гамме преобладают золотистый, синий, пепельный тона. Комбинация цветов в палитре внутреннего объема подчеркивает устремленность храма ввысь: темные тона гранита в нижнем ярусе постепенно светлеют, превращаясь в ярко-золотистые и небесно-голубые под кровлей.

На полу, выложенном мрамором, – изображения рыб, водорослей, подводных чудовищ, кораблей. Эти рисунки в оправах из меди отчетливо видны с высоты. Рассмотреть их можно, если подняться с экскурсоводом под купол или на верхний ярус колокольни. В интерьерах обращают на себя внимание Андреевские флаги, цепи люстр, имитирующие якорные. Такие детали придают Морскому Никольскому храму схожесть с кораблем. Это ощущение усиливается благодаря окнам в верхнем ярусе, выполненным в виде огромных иллюминаторов. Витражи в них чудесно отреставрированы мастерами петербургской витражной мастерской Алексея Яковлева. В солнечные дни яркий свет, проникающий в храм через круглые и арочные оконные проемы, причудливо преломляется, заполняя пространство волшебным сиянием.

Павший жертвой вандализма иконостас собора, признанный современниками шедевром каменной резьбы, был восстановлен на основе архивных материалов. Он воссоздан из белого и разноцветного уральского мрамора, декорирован мозаичными вставками и деталями из бронзы. Колонны, поддерживающие двухъярусные галереи-хоры, выполнены из искусственного мрамора.

В боковых галереях устроены деревянные скамейки для желающих отдохнуть. Здесь же размещены экспозиции, посвященные истории отечественного флота и Морского храма. Среди экспонатов – корабельные образа, знамена, макеты кораблей, погибших в баталиях на море, к примеру, искусно выполненная модель эскадренного броненосца «Бородино», участвовавшего в Цусимской морской битве и затонувшего вместе со всей командой, исключая одного матроса-впередсмотрящего.

Галерею первого яруса окаймляют 130 мемориальных досок. На плитах из черного мрамора золочеными буквами запечатлены имена утонувших моряков. Память о погибших флотских священнослужителях хранят белые мраморные доски. В этом ряду можно заметить и пустые доски, ожидающие имен будущих героев.

Практическая информация

Посетить Никольский Морской собор можно в любой день недели с 10:00 до 19:00. Утренние и вечерние службы здесь проводятся ежедневно. Во время богослужений поет церковный хор.

В храме проводятся экскурсии. Чтобы присоединиться к одной из них, потребуется внести пожертвование от 100 до 400 рублей. Деньги в копилку принимает служительница, ее вы увидите у входа в собор. Получасовая прогулка с гидом позволит познакомиться с драматической историей храма, подняться по 200 ступенькам под кровлю и на колокольню.

Фотографировать в Кронштадтском соборе запрещают.

Как добраться

Адрес Морского Никольского собора: Якорная площадь, 5. Площадь расположена вблизи основного входа в Кронштадтское адмиралтейство. В пяти минутах ходьбы от храма находится остановка «Площадь Рошаля». Здесь останавливаются курсирующие по городу автобусы № 1Кр, 2Кр, 3Кр.

Из Санкт-Петербурга до собора можно доехать по дамбе. Удобнее всего добираться от станции метро «Черная речка». От подземки нужно пройти к улице Академика Королева, где находится остановка общественного транспорта «Приморский проспект». Маршрутка № 405 довезет вас до остановки «Площадь Рошаля».

В 1,3 км от храма есть еще одна остановка, на которую прибывает транспорт из Северной столицы. Она называется «Гражданская». От нее к Никольскому собору ведет Советская улица. До «Гражданской» можно доехать на автобусе № 101, который отходит от станции метро «Старая деревня», или на маршрутке № 407 от станции подземки «Проспект просвещения».

Существует еще один вариант: доехать от станции метро «Автово» до города Ломоносова. От местного автовокзала в Кронштадт ходит автобус № 175, который делает остановку на «Гражданской».

Источник

Морской Никольский собор в Кронштадте

Описание

как называется собор в кронштадте на якорной площади. Смотреть фото как называется собор в кронштадте на якорной площади. Смотреть картинку как называется собор в кронштадте на якорной площади. Картинка про как называется собор в кронштадте на якорной площади. Фото как называется собор в кронштадте на якорной площади

Морско́й собо́р святи́теля Никола́я Чудотво́рца — последний и самый крупный из морских соборов Российской империи. Построен в 1903-13 гг. в Кронштадте по неовизантийскому проекту В. А. Косякова.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, располагается на территории Кронштадтского благочиннического округа. Ставропигиальный статус собора указывает на его прямое подчинение патриарху. Настоятель собора — архимандрит Алексий (Ганьжин).

С мая 2013 года считается основным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.

История

Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнаковa получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.

По инициативе первого протопресвитера военного и морского духовенства Александра Желобовского велось строительство сотен войсковых храмов. Именно он инициировал строительство Морского собора в Кронштадте.

Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года был принят проект архитектора В. А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня) 1901 года. В проектировании собора также участвовали гражданский инженер Владимир Шаверновский и гражданский инженер Виксель Александр Иванович.

1 (14) сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова.

8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

В 1907 году храм был вчерне готов, началась внутренняя отделка. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.

Освящение собора состоялось 10 (23) июня 1913 года в Высочайшем присутствии. Освящал Храм протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и сонма кронштадтского духовенства и морских чинов при стечении тысяч молящихся.

Собор состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года.

1 июня 1929 года президиум Леноблисполкома вынес постановление о закрытии храма и передаче здания для использования под культурно-просветительские цели. Приходской совет обратился во ВЦИК с просьбой оставить храм верующим. Президиум ВЦИК отклонил ходатайство верующих и разрешил использование собора «под культурные цели». Последнее собрание членов Приходского совета состоялось 27 сентября 1929 года.

Окончательно храм был закрыт 14 октября 1929 года. Был составлен акт приема-передачи здания и церковного имущества от Приходского совета. Имущество собора по оценочной описи в основном перешло в ведение Государственного фонда.

После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой». С куполов смыли позолоту, отломали позолоченные части икон, демонтировали мраморный иконостас, замазали штукатуркой мозаичные иконы, закрасили росписи, реликвии из галереи военно-морской славы и всё церковное имущество из храма забрали. Со стен галерей и алтаря демонтировали мраморные памятные доски вечного поминовения погибших российских военных моряков и флотских священнослужителей и использовали их пристроительстве хозяйственных объектов.

В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.

Тогда входящий в храм не увидел бы прежней роскоши и величия. Центральный зал после реконструкции 1954 года был разделён подвесным потолком. Использовалась только одна треть объёма. О былом великолепии напоминали аркады галерей второго этажа — тогда здесь был балкон концертного зала.

Сохранялся византийский орнамент на сводах, колоннада искусственного мрамора, ажурные капители. На месте иконостаса — театральная была устроена сцена. Узкая лестница вела в подкупольное пространство — по ней никто не ходил, наверху царило запустение. Сквозь выбитые окна веял ветер и лились дожди, а виднеющиеся на куполе звёзды можно было спутать с настоящими. На многие десятилетия здесь обосновались голуби. Лишь на потрескавшейся стене был виден побледневший от непогоды лик херувима…

Морской Николаевский собор задуман был как храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.

В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В Никольском Морском соборе продолжалась реставрация. Успешно прошли переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви. 19 ноября стало известно о принятия закона, по которому имущество религиозного назначения в России передаётся церквям.

Первая за 75 литургия состоялась 19 декабря 2005 года, а 20 ноября 2010 в храме служил сам патриарх Кирилл, причём это богослужение транслировалось петербургским телевидением.

Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения собора 19 апреля 2012 г. в присутствии президента Д. А. Медведева. Реставрационные работы в соборе велись до весны 2013 года, предполагалось, что при этом по выходным и праздникам будут проводиться службы. Однако в июне 2013 г. ещё сохранялись проблемы с доступом в храм, вызванные неясным юридическим статусом здания.

Великое освящение собора состоялось 28 мая 2013 года, когда храм отмечал своё 100-летие. На следующий день священный синод РПЦ постановил придать собору ставропигиальный статус, подобающий главному храму российского флота.

Духовенство

Архитектура

Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается от прототипа.

Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

Фасад собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова:

Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мардану.

В восточной части находятся ещё два входа, предназначавшиеся для духовенства, с богато декорированными бронзовым орнаментом дверями.

Над главным внутренним пространством господствует центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами.

Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески.

Остальные части храма были окрашены ровным колером. Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами. Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора, где на черных досках предполагалось высекать имена погибших чинов флота.

Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова по проекту В.А. и Г.А. Косяковых был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Иконостас был уничтожен в 1929 году и был полностью воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам.

Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.

В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упраздненных судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека.

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале ХХ века. Два других окна первого яруса: «Распятие с предстоящими» с северной стороны и «Чудесный улов» с южной — созданы заново в соответствии с духом эпохи и стилистикой церковной настенной живописи начала ХХ века.

Воссозданием этих огромных стеклянных полотен в 2011—2012 годах занималась петербургская мастерская Алексея Яковлева.

Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте создана Петром I.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *