как называется учение будды
БУДДИЗМ
Скопировать библиографическую ссылку:
БУДДИ́ЗМ, европейское обозначение древнейшей мировой религии, возникшей в Индии в сер. 1-го тыс. до н. э. и восходящей к учению отшельника Cиддхартхи Гаутамы, носящего титул Будды (санскр. – «Пробуждённый», однако в обращении к нему чаще использовалось слово Бхагаван – «Благословенный»; см. Будда Шакьямуни ). Сами буддисты называют себя «бауддха» (последователи Будды), а своё вероисповедание – «Буддха Дхарма» («Учение, Истина, или Закон, Будды»). Б. как религия и филос. учение зиждется на авторитете Будды, модели его жизненного пути, и прежде всего опыта «пробуждения» ( бодхи ), в котором ему открылась истина ( Дхарма ) о природе человека и о возможности его спасения ( нирвана ). В ходе своего историч. развития Б., распространившийся из Индии в Центр. Азию, Шри-Ланку, Тибет, Юго-Вост. и Вост. Азию, а в 20 в. проникший в Европу, Америку и Австралию, стал объектом культурного и религ. влияния принявших его стран и претерпел серьёзную внутр. трансформацию, обретя множество разнообразных форм. Способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт, выделяющая Б. среди других мировых религий, позволила ему вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, нар. обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.
Буддизм: основные идеи и принципы
Основные идеи буддизма: Pixabay
Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.
Главное о буддизме
Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.
Что такое буддизм?
Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:
Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.
Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.
Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere
Суть и философия буддизма
Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.
В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:
Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.
Авторитетный учитель буддизма, знаток традиций Кьябгон Тралег в книге «Сущность буддизма» считает ошибочным утверждение о том, что учение стремится искоренить желания. Речь в буддизме идет о том, чтобы преодолевать избыточные, чрезмерные их формы.
Направления и школы буддизма, современные формы
Буддизм распространился в Юго-Восточной и Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Японии и Тибете. Везде сохранялась основополагающая вера в «три драгоценности» — Будду, его учение и монашескую общину.
Основные идеи буддизма: Pixabay
В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:
В современном буддизме направление тхеравада сохраняет «учение старейшин» раннего периода. В тибетской и дальневосточной школах преобладают идеи махаяны.
В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.
Основные принципы и уроки буддизма
За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.
Правила буддизма
В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:
Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.
Направления буддизма: Pixabay
Чему учит буддизм?
Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.
Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:
Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Будда. Буддизм как учение
«Будда. Буддизм как учение. Восьмеричный путь естествознания древней Индии».
1. Введение. Буддизм. Традиции.
2. Будда. Его жизнь и учение.
3. Сущность учения Будды.
4. Заключение.
О мудрых.
«Глупец, который знает слово глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, «глупец».
«Если, кто увидит мудреца, указывающего недостатки и упрекающего за них, пусть он следует за таким мудрецом, как за указывающим сокровище. Лучше, а не хуже будет тому, кто следует за таким.»
«У того, кто почтителен и уважает старших, возрастает четыре дхаммы: жизнь, красота, счастье, сила.»
«Ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие в зле.»
«Ни с кем не говори грубо; те с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь неприятна, а возмездие может коснуться тебя.» «Плохие и вредные для себя дела делать легко. То же, что хорошо и полезно, делать в высшей степени трудно.»
О просветленном.
«Даже ливень из золотых монет не принесет удовлетворения страстям. Мудр тот, кто знает: страсти болезненны и мало от них радости.»
«Зло, происхождение зла и преодоление зла, и благородный путь к прекращению зла.»
«Говори правду; не поддавайся гневу; если тебя просят, пусть о немногом, дай. С помощью трех этих условий можно приблизиться к богам.»
«Мудрые сдержаны телом, они так же сдержаны в слове; мудрые сдержаны умом; они, поистине, во всем сдержаны.»
4. Заключение.
Буддизм относится к древнейшей религии, существенно оказавшей влияние на огромную территорию Азии: Индию, Китай, Тибет, Вьетнам, Корею, Японию.
Древнейшие памятники буддистской литературы являются источниками изучения истории этих стран. Наиболее старые части буддийского канона называются сутрами. Ими обозначаются беседы и проповеди Будды и его учеников.
Буддизм представляет собой древнейшее учение о естествознании. Джон Баукер в своем энциклопедическом труде «Религии мира» представил учение Будды в виде направлений естественного цикла: Космос, мораль, анатомия и др.
Наиболее научно представлена четвертая истина восьмеричного пути познания от выбора пути через мышление, информацию (речь), образ жизни, применяемые усилия, выбор цели, к концентрации в решении любой задачи или проблемы.
Учение Будды. Дхарма, просвещающая бодхисаттв
С ейчас у многих буддистов сложилась следующая концепция жизни и концепция эта очень простая: сделать всё, что угодно, но вырваться из Сансары и попасть в Нирвану. И это не один или сто человек так думают, такого мнения придерживаются сотни тысяч людей. А ведь по факту в такой концепции довольно много эгоизма.
Когда Будде Шакьямуни было примерно 80 лет, на горе Гридхракута (гора Священного Орла) он попытался донести своим последователям, что существует и другая, альтернативная точка зрения, и это — путь бодхисаттвы. Следуя по этому непростому пути на протяжении большого количества лет, возможно, когда-то вы и попадете в Нирвану. Будда говорил, что следуя пути бодхисаттвы возможно преодолеть кармические ограничения Сансары, ведь путь бодхисаттвы во многих аспектах альтруистичен.
Что же делал Будда на этой горе? В первый раз он сюда попал, когда еще был молод, он только уехал из своего дворца и решил посетить родину родственников своей матери, потому что по материнской линии у него были определенные связи с царем Бимбисарой. Царь был смышлён и смекалист и он довольно быстро понял, что к нему в царство приехал принц, молодой, холостой, и царь, конечно, такую возможность упускать не стал. Встретив Будду, он попытался узнать, с какой целью тот сюда приехал.
Однако ответ Будды был совсем не в том ключе, что хотел услышать царь: «О, царь Бимбисара, я приехал в твое царство в поисках пути, как избавить людей от старости, болезни и смерти, сможешь ли ты мне в этом помочь?», — царь ответил, что нет. И Будда продолжил: «Это сейчас самое главное, всё остальное потом». «Тогда, Будда, когда наступит тот день, и ты откроешь этот путь, приходи ко мне первому и расскажи мне о нем!», — попросил царь, и Будда согласился. Какое-то время Будда жил в этой местности, так как тут были довольно благоприятные условия для саморазвития и для поиска новых знаний от новых учителей.
Примерно шесть лет Будда провел в этой местности, путешествуя от одного ашрама к другому, к примеру, в пещере Махакала он провел 2-3 месяца. Однако ни в одном ашраме, ни один из учителей не смог дать Будде ответы на вопросы о старости, болезни и смерти. Из шести учителей, у которых учился Будда, в дальнейшем его последователями стали трое.
В индуисткой традиции принято название «Пещера Махакала» (Маха Кала – «Великий черный»). По преданию, в пещере Шакьямуни провел последние шесть дней своей суровой аскезы: пещера расположена у подножья высокого утеса на западном склоне вытянувшейся на северо-восток скалистой гряды, напротив деревни, которая также называется Дунгешвари.
Позже Будда вернулся к Царю Бимбисаре. Тут стоит отметить, что царство у Бимбисары по своей мощи превосходило царство Шакьев и вот почему: Шакьи были арийским царственным родом и жили довольно камерно и уединенно, они, конечно, были сильным народом, так как поддерживали в основном родство только с ариями, но их численность, из-за такой стратегии, была довольно низкой. Мы с вами помним, что Будда обещал рассказать Бимбисаре, как избавиться от болезней, старости и смерти.
Спустя какое-то количество лет к Джатасатре пришло понимание, а может и озарение, что он поступил с отцом неправильно и по итогу Джатасатра сам стал последователем учения Будды.
Информация выше носит исторический аспект, но что это место может означать для нас с вами, современников данной реальности?
Когда Будда Шакьямуни читал над этой горой текст Саддхарму-пундарику-сутру, само по себе явление довольно редкое, он читал ее полностью и доводил фразы до конца, мало кто из татхагат мог делать также и вот почему. Целые фразы могли обычных искателей просто направить совершенно не в то русло. Вибрация об этом факте распространилась на все миры, ведь это событие было скорее исключением из правил, и такое происходило очень редко.
Конечно многие Боги, Будды и Бодхисаттвы устремились в наш мир, который во всех мирах именуют Мир Саха, чтобы услышать целые предложения из текста Саддхармы-пундарики-сутры. И этих товарищей оказалось такое количество, что им не хватило бы всего времени нашей кальпы, чтобы совершить обход вокруг Будды Шакьямуни, три раза с оголенным правым плечом. Тогда Будда разделил реальность во временных интервалах так, чтобы для одних время осталось в привычном понимании и ощущении, а вот для гостей из других миров время было остановлено, чтобы каждый из них смог выказать дань уважения Будде.
Считается, что и сейчас существа из других миров продолжают свой обход, эту энергию можно почувствовать. На горе Гридхракута произошло ещё одно и не менее важное событие, а именно то, что Будда дал предсказания практически всем ученикам, что их ждёт и в каких мирах они перевоплотятся в следующих жизнях.
Отдельного упоминания достоин Девадатта, двоюродный брат Будды Шакьямуни, который на протяжении многих жизней устраивал своему брату различные трудности и препятствия, однако именно Девадатта был первым учителем (брахманом, когда в тоже время Будда был царем) на пути Будды, который ему сказал, что существует Саддхарма-пундарика-сутра. И Будда позже предсказал, что Девадатта переродится в другом мире и станет Татхагатой. Жизнь Татхагаты вечна, а Будда не уходит в Нирвану. Почему это так?
Нирвана является временной целью, которая необходима для осознания того что, истинная цель — это работа над собой, над теми ошибками, которые мы совершили в прошлых жизнях.
Изучая книгу Саддхарма-пундарика-сутра, в переводе Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы, что некогда читал Будда Шакьямуни на горе Гридхракута, сложно определить само «тело» сутры, так как здесь описаны события и предсказания, которые происходили в тот момент, но самой Дхармы для Бодхисаттв в ней нет.
Так как же для себя определить суть этого текста? Для этого нужно иметь представление о Хинаяне, Махаяне и Ваджраяне, и вот на стыке этих знаний, на разнице между тремя путями, вы сможете найти суть между строк.
В этой статье мы рассмотрим одну из концепций саморазвития, которая была сформулирована 2500 лет назад Буддой Шакьямуни в Сарнатхе и получила название «четыре благородные истины и восьмеричный путь». Будда предлагал не брать услышанное на веру, а путем размышления, анализа и практики проверять эти концепции на личном опыте. Можно даже сказать: открыть их заново, пережить и прочувствовать, чтобы формальное знание от услышанного трансформировалось в истинное постижение и нашло применение в практической части жизни.
Друзья, будьте благоразумны и честны к себе. Занимайтесь саморазвитием и помогайте другим от чистого сердца, и Ваша жизнь обретёт гармонию и процветание. ОМ.
По материалам видео лекции Андрея Верба, адаптация в текст Дмитрия Успехова.
Буддизм. Главные идеи учения, Суть, Принципы и Философия
Буддизм и его учение как все знают и как я уже рассказывал в предыдущей статье об истории буддизма, связано с величайшим Учителем на планете Буддой Шакьямуни.
Учение буддизма зародилось более 2500 лет назад в Индии, когда после 6 летней практики, в возрасте 35 лет, принц из царской семьи, и как его стали называть впоследствии Будда Шакьямуни достиг просветления или нирваны.
На чем же основаны принципы и философия буддизма, в чем его суть и главные идеи учения Будды. Наш сегодняшний рассказ об учении буддизма, о причине его возникновения, о буддийском взгляде на жизнь, и о том, что может дать человеку это замечательное учение, основанное на истине. Потому как, сам Будда Шакьямуни не говорил про буддизм, он назвал свое учение просто «истиной».
Главные идеи учения буддизма
I — Непостоянство
Одна из главных идей буддизма и непосредственно Будды заключается в том, что мир, в котором мы живем, основан на непостоянстве. Что означает непостоянство, а то, что все созданное будет разрушено.
К примеру, человек родившись должен умереть. Или с теми, кого вы горячо любите, рано или поздно, но тоже придется расстаться.
Если сказать по-другому, нет того, что могло бы продолжаться вечно в мире людей. И учение Будды помогает превзойти непостоянство или избавиться от него, чтобы обрести подлинное и нерушимое счастье.
А почему нужно стать выше непостоянства? Допустим, вы полюбили красивую женщину, и у вас сложились прекрасные отношения, и вы любите ее. Но чем больше вы ее любите, тем сильнее будете страдать в случае расставания с ней.
И у многих из нас есть, наверное, такой опыт, что расставаться с любимыми бывает очень тяжело. Но и это еще не все, так как именно привязанность приводит к новым реинкарнациям или перевоплощениям.
А сколько проблем возникает, когда по каким-то причинам приходится жить в семьях, где с вами могут плохо обращаться, к примеру, теща или свекровь или свекр.
Привычки и желания вашего партнера также меняются, его ум меняется – мы видим все тоже непостоянство. И превзойти такое всеобщее непостоянство – это мудрость буддизма, это его путь к счастью, это путь к просветлению в конечном итоге.
Вы знаете, в слове «просветление» есть слово «свет». Свет — это информация, это знание истины, что, к примеру, этот мир непостоянен, жизнь непостоянна, удовольствия непостоянны, взаимоотношения непостоянны.
А что такое тогда тьма или невежество с точки зрения истины или буддизма? Это отсутствие правильной информации, о непостоянстве в том числе.
II –Весь мир есть страдание
Вторая и не менее важная главная идея буддизма – этот то, что мир основан на страдании. Почему в буддизме даже радости считаются страданием. А потому, что они, в сущности, являются страданием. И это, потому что все вещи непостоянны в своей основе.
(Кстати у нас на ютуб канале есть уже видео о сути буддизма, так что можете посмотреть видео версию, но она не дублирует того что написано здесь, а наоборот дополняет)
3 вида страданий в буддизме
Второй вид страдания – это страдание от изменчивости. Например, ваш любимый человек, к которому вы были привязаны, ушел к другому человеку. Или допустим, ваш партнер получил увечья или ожог лица, тогда вы тоже страдаете. А что вы будете испытывать, если вас уволят с работы. Избежать подобных изменений невозможно.
Третий вид страдания связан с нашими чувствами и ощущениями. Вот мы едим приятную еду, она нам нравится и возникает привязанность. И вот мы объелись и нам плохо. Да это еще ладно, но ведь есть люди как в Африке, которым просто нечего есть.
И можете ли вы себе представить, что есть желание поесть, но нет еды. Вот где возникают настоящие страдания. Ну, а болезнь разве это не сущностное страдание, когда наше любимое тело заболевает. Вот это есть третье сущностное страдание.
III — Наши желания – источник страдания
Третья главная идея буддизма в том, что мы страдаем из-за наших желаний. Многим из нас кажется, что мы живем в этом мире по собственной воле. Однако, на деле это не совсем так, а лучше сказать совсем не так.
Вот человек умирает, хотя хочет еще пожить в этом мире, и каково ему, можете ли вы это представить. Где же здесь его воля? Нет, он вынужден умереть против своей воли.
А сколько людей хотели бы, чтобы их любил тот или иной человек, но этого не получается. Или кто-то хочет заработать денег, но тоже не получается. А если гордого человека унижают, когда он хочет показать свою гордость. И это говорит о том, что мы живем в этом мире не по своей воле, а нами всего лишь управляют наши желания и страдаем мы лишь из-за них.
IV – 12 звеньев взаимозависимого происхождения
Закон Будды Шакьямуни объясняет причины возникновения желаний в этом мире и что мы представляем собой, по сути.
Вообще в буддизме наше подлинное состояние называется не Бог, а именно состояние. И это состояние называют иногда Атман или Истинное Я. Это состояние независимого существования, где есть только огромное блаженство и огромное счастье.
Согласно этому закону буддизма, наше Истинное Я или Атман подверглось вмешательству трех изначальных энергий и из-за своего невежества Истинного Я, и падает, подвергаясь внешней информации.
На этом этапе Истинное Я человека пытается найти нечто более приятное и лучшее вовне. Так возникают и форма внешность, и различные элементы души, и различение или разделение себя и других. Так душа начинает искать удовольствие во внешних вещах и возникает захваченность или привязанность.
Разве люди не считают, когда получают какой-то объект, «то мое, это мое»? И на основе такого разделения возникает ненависть к другим… Вот так происходило рождение в этом мире.
Каждому становится понятно, что наш подлинный, настоящий дом находится не здесь. Нашим подлинным состоянием является именно состояние или мир без формы, запахов, вкусов и т.д.
Это мир одного лишь света, наполненного огромным блаженством и счастьем. И где мы одновременно являемся и счастьем, и радостью, и блаженством, и вечностью, одновременно.
Незрелые души продолжают поиск удовольствий
Многое в жизни не получается и складывается не так, как хотелось бы. Так душа человека приходит к выводу, что то, что считалось ей как удовольствие, на самом деле является именно страданием.
И вот после осознания нашей душой того факта, что все есть страдание она хотела бы вернутся в свое Изначальное Состояние Счастья и Блаженства, но как вы видите ей мешают вот эти взаимозависимые условия, проще говоря, ей мешают опыт и различение, накопленные в течение долгих воплощений.
И поэтому люди, которые не хотят больше страдать обращаются, например, к буддизму, который помог бы им вернуться в свое изначальное состояние «первозданного душевного счастья».
И вот здесь и начинается процесс просветления и понимания буддисткой философии, когда отдалившись от страданий и желаний, путем правильного анализа и размышления, что мир есть страдание, что он непостоянен, что он является иллюзией. И что тело не является сущностью, а также ум, ощущения, опыт и различение.
И на основе вот такого правильного взгляда избавляются от страданий этого мира, обретают просветление, обретают освобождение.
Суть учения буддизма
И в первой Истине о Страдании Будда объясняет истину о том, что рождение есть страдание, а также старость, болезни и смерть. Разлуки, отчаяние и душевная скорбь – тоже страдание. Будда в данном учении говорит, что весь мир есть страдание.
А уже во второй истине, Истине о Причине Страдания говорится, что причина в привязанности к желаниям, привязанности к удовольствиям. По этой причине люди, которые гоняются за удовольствиями этого мира, на самом деле получают лишь страдания.
В третьей истине, Истине о Прекращении Страдания Будда Шакьямуни говорит о том, что страдания и непостоянство этого мира можно прекратить или уничтожить. А для этого нужно отдалиться от привязанностей и захваченностей удовольствиями и желаниями этого мира.
Четвертая истина – это Истина о Пути Прекращения Страданий. Будда объясняет, что существует путь, пройдя который можно избавиться от непостоянства и страданий. Обычно путем для прекращения страданий является Восьмеричный Святой Путь.
Восьмеричный путь в буддизме и его смысл
И первым правилом жизни буддиста и частью восьмеричного пути или сути буддизма, идет Правильный Взгляд.
Что такое правильный взгляд?
Правильный взгляд — это признание простой истины – что мир непостоянен и что все явления являются страданием. Признание этого факта, это самый первый шаг в избавлении от страданий, и самый первый шаг в процессе просветления.
Что такое правильное мышление?
Укоренившись в правильном взгляде, человек переходит к Правильному Мышлению или Размышлению.
Здесь вы размышляете, сейчас у меня такие-то и такие-то желания или страдания. Вы их анализируете, и ваше сознание становится все спокойнее и спокойнее.
Далее идут Правильная Речь – говорить добрые слова, не сквернословить и не пустословить. Правильные Действия – это отдаление от убийства, воровства и прелюбодеяния. Учение Будды обязывает с добротой и любовью относиться к людям.
Что такое правильная жизнь по Буддизму?
Правильная Жизнь в соответствии с буддизмом – это значит прилагать усилия к практике истины, правильно размышлять и медитировать.
Правильные усилия в Буддизме
Правильные Усилия – уменьшать не благой закон и увеличивать благую карму. Правильная Фиксация Памяти и Самадхи – это значит правильно размышлять, основываясь на истине непостоянства, страдания и отсутствии «я» в своем теле и уме.
На основе правильной фиксации входят в Самадхи, в котором возникает мудрость знания прошлых и будущих жизней. Божественное чтение чужих мыслей, опыт миров сансары и нирваны. Таков согласно философии буддизма процесс просветления и разрушения своих желаний и страданий.
Польза Правильного Взгляда и Правильного Размышления.
Согласно Философии буддизма, правильный Взгляд основанный на истине может принести немало пользы обычному человеку. У каждого из нас в жизни бывают какие-то отрицательные моменты или события, и связанные с ними страдания. И что же тогда нужно делать?
Если вы осознаете непостоянство всех вещей, вы будете спокойны, чтобы с вами не случилось. Размышляя над отсутствием «я» вы начинаете видеть, что страдания — это иллюзия и что страдать на самом деле некому.
Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти
В буддизме существует медитация, которую изложил Будда Шакьямуни и которую он сам практиковал для обретения просветления.
Эта медитация позволяет успокоить свое сознание, получить мистический опыт выхода из физического тела, уменьшается привязанность к своему телу и внешним объектам. Кроме того, эта медитация легко избавит вас от бессонницы.
И первым мы рассматриваем в этой буддийской медитации свое тело, из чего оно состоит — вот на голове волосы, под ними кожа и череп. Анатомически мы рассматриваем свое тело и убеждаемся, что тело просто материя, независимо от нас управляющая физиологическими процессами.
Кроме того, тело болеет, стареет и умирает. А раз так, то мое тело не есть я, и оно не является моей сущностью. Тело грязное – если долго не мыться, оно будет пахнуть как у животного. Вот так мы рассматриваем свое тело. И если тело не я, то, кто находится в физическом теле? Получается физическое тело — это иллюзия.
Ум и мозг не есть Я?
Ум – ум не постоянен и кроме того отождествление себя с умом — основная причина страданий человека. Но ум — это прост цепочка мыслей, в них нет Я. Нам кажется, что мысли возникают в мозге, но сам мозг зависит от других частей тела, и потому в мозгу нет какого-то я или отдельной сущности.
Чувства непостоянны и являются страданием. Наши чувства приносят нам радость, мы радуемся, и возникает привязанность от чувств. Но в нашей жизни нам приходится видеть что-то неприятное, слушать неприятные звуки или видеть то, что нам не нравится. Поэтому чувства — это страдание.
В этой медитации мы представляем, что внезапно мы потеряли зрение и не можем ничего видеть, не можем смотреть любимый телевизор или читать газеты. Естественно возникает страдание и это страдание от органов чувств, к которым мы привязаны. Наше эго включит это в свой опыт и привязанности к органам чувств уменьшаться.
Наша душа непостоянна и постоянно меняется. Также, меняются души окружающих нас людей, и это непостоянство, также является страданием и поэтому не есть Я.
То, что мы представляем о себе или о других – это просто опыт прошлого и эти внутренние данные приносят нам только страдания. И все из чего состоит человек – это всего лишь опыт и различение прошлого, это карма, из-за которой он страдает, это иллюзия прошлого и не есть подлинный я.
Принципы буддизма
А в чем же заключены основные принципы буддизма или истины? А главная истина буддизма основана на непостоянстве и страдании этого мира.
И для того, чтобы превзойти или избавиться от непостоянства и страдания, нужен правильный взгляд на мир и правильное размышление, а также соответствующие поступки телом и мыслями, правильная фиксация и самадхи.
Реинкарнация или перевоплощение
Одним из принципов буддизма является и тот факт, что существуют перевоплощения существ или как ее еще называют реинкарнация.
Учение о реинкарнации существовало и в раннем христианстве. С безначального прошлого мы вращаемся в круге перевоплощений. Слово сансара означает еще и круг перевоплощений или колесо.
Будда Шакьямуни говорит о том, что мы перевоплощались так много раз, что все существа когда-то были нашими матерями. Если сложить все кости от наших воплощений, то они сложили бы гору, которая стала бы выше всех гор мира.
А своим ученикам Будда говорил, что если собрать все слезы, которые вы выплакали в результате страданий прошлых жизней, то они по объему превзойдут все моря и океаны вместе взятые.
Иногда, чтобы дать характеристику учения буддизма его символически обозначают колесом, это колесо поворачивает нашу реинкарнацию или воплощения в обратную сторону, в сторону свободы и счастья.
Карма или принцип причины и следствия
Карма означает, что все, что мы совершили, станет причиной, и принесет свой результат.
Все, что мы сделали — к нам и возвращается. И мы рождаемся с разными причинами и условиями. Если бы не существовала карма, то, как тогда объяснить, что одни рождаются в бедной семье, а другие в богатой. Или кто-то изо-всех сил пытается что-то получить, а у него не получается, а другому все дается без усилий.
Практика буддизма, соблюдение его принципов, страдания и праведная жизнь очищает нашу карму, и по мере ее уменьшения будут исчезать и страдания, ведь все наши страдания от накопленной нами кармы в прошлом. А уже наши нынешние поступки тела, речи и мыслей будут определять наше будущее, насколько она будет счастливой или наоборот несчастной.
Процесс просветления – это процесс уменьшения нашей кармы, кармы из-за которой нам приходится страдать и перевоплощаться в этом мире.
А нирвана, которой достиг Будда – означает полная остановка желаний и страданий с ними связанных. Будда Шакьямуни говорил: «Моя жизнь уже закончилась. С корнем вырваны страдания и желания этого мира. И я знаю, что больше не перевоплощусь в этом мире».
Философия буддизма как учения
Вероятность того, что человек будет вести практику дхармы или истины очень мала и об этом говорится в одной сутре буддизма.
Представим себе Сансару или круговорот бытия как океан. И в этой Сансаре все существа страдают. И вероятность того, что какая-то душа задумается о страдании и освобождении от него, возникает лишь раз в 500 лет.
Будда Шакьямуни 2500 лет назад так говорил об этом океане: вот огромный океан, а на дне обитает совсем слепая черепаха, которая лишь раз в несколько сотен лет поднимается на поверхность океана, чтобы глотнуть свежего воздуха. И в это время проплывает деревянный круг или ярмо и в него черепаха попадает головой. Такова аналогия с человеком и его желанием избавиться от страдания, и достичь просветления.
В заключение могу сказать, что главные идеи, Суть, Принципы и Философия в учении буддизма – это всего лишь путь к счастью, путь в будущее без страданий. В конце концов, в нирване, как идеальном достижении буддизма или в нашем истинном состоянии нет ни прошлого, ни будущего – там есть лишь настоящее, наполненное счастьем, радостью и свободой.
Ну а если вы не совсем поняли сути буддизма из данного текста, то также на нашем Портале Обучения и Саморазвития вы можете прочесть и рассказ об основах, сути и философии буддизма, более простыми словами и с реальными жизненными примерами. Кроме того читайте и о множестве других религиозных течений, о дзен буддизме, Исламе, Христианстве, Индийской йоге, Православии, Индуизме, Кришнаизме, Растафарианстве, Шаманизме, Суфизме, Конфуцианстве, Синтоизме, Зороастризме и даже сатанизме и многих других религиозных течений и вер планеты земля.