как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов

Мораль. Функции, требования и принципы морали

Содержание:

Мораль – ценностно-нормативный комплекс, регулирующий поведение индивидов. Прививает обществу правила поведения, из которых вытекает нравственность – реальное поведение. Этика – наука о морали и нравственности.

Подходы к изучению морали

Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.

Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.

Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.

Выдвигаются 3 основания морали:

Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.

Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.

Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.

Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.

Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.

Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.

Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.

Долг – как относится индивид к социуму.

Функции морали

ФункцияСодержание
Мировоззренческая– мораль формирует ценностные ориентации: нормы, оценки, запреты, которые выполняются индивидами в обществе.
Познавательная– даёт индивиду информацию о культурной среде того или иного общества.
Регулятивная– мораль регулирует повседневную жизни людей: в общении, быту, на работе. Накладывает санкции и поддерживает правила поведения. Силой выступает общественное мнение.
Оценочная– явления и процессы в мире рассматриваются через гуманистический подход. Позволяет различать добро и зло и производные понятия (справедливость, честность). Нравственная оценка выражается в похвале, порицаниях, согласии и т.д.
Воспитательная– обеспечивает передачу ценностей и норм от поколения в поколение.
Мотивационная– человеческое поведение мотивируется нравственными принципами, побуждая что-то делать или не делать.
Контролирующая– контроль индивида самого себя, на основе осуждения окружающих или совести.
Координационная– взаимодействие людей в различных обстоятельствах.
Интегрирующая– единстве общества и целостности внутреннего мира человека.

Моральные требования

Мораль – это противоборство добра и зла. Добро понимается под влечением человека к поддержанию межличностных отношений, к достижению совершенства. Добро носит созидательный характер, а зло – разрушительный (разрушает общественные отношения и личность изнутри)

Мораль выбор – это степень свободы между выбором добра и зла. За последствия индивид отвечает не только перед обществом, но и перед собой.

Отличие морали от правовых норм

Моральные принципы

ПринципСодержание
Принцип Талиона– находит проявление в Библии – «око за око, зуб за зуб, вендетта». В древние времена принцип осуществлялся в виде кровавого наказания, соответствующее причинённому вреду.
Принцип нравственности– заповеди древних мудрецов (Конфуций, Мухаммед, Христос).
Принцип золотой середины– следует избегать крайностей и знать меру. Все нравственные добродетели – среднее между крайностями.
Принцип наибольшего счастья– индивид должен вести себя таким образом, чтобы предоставить счастье наибольшему числу людей.
Принцип справедливости–– каждый индивид имеет равные права в обществе.

Каждый принцип показывает моральный идеал, который понимается под человеколюбием.

Источник

Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:

для студентов дистанционного обучения, при устройстве на работу, прохождении аттестаций

как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов. Смотреть фото как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов. Смотреть картинку как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов. Картинка про как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов. Фото как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов

Сдаешь тесты самостоятельно?

Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!

как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов. Смотреть фото как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов. Смотреть картинку как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов. Картинка про как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов. Фото как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов

Профессиональная этика СОТ 2 Тесты с ответами

СОТ 2 Реализация норм юридической этики на практике

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

моральные стремления
моральные законы
+ моральные идеалы
моральные догмы

Поступок как первичный элемент нравственной деятельности включает в себя:

причинно-следственную связь
+ намерение

этикет
этика
право

К моральным санкциям относятся:

Моральные принципы охватывают

только тех людей, которые согласны с такими принципами
только духовенство
+ всех людей

справедливость
ценность
+ нравственность
гуманизм

+эгоизм
идеализм
материализм
формализм

+моральные нормы
корпоративные нормы
коллизионные нормы
правые нормы

Мораль определяется уровнем

+общественного и индивидуального сознания

материальных потребностей населения

возможность осуществления деятельности

совокупность приемов и способов осуществления деятельности
+ общее направление деятельности

Н равственная этика — это

+учение о том. как должен поступать человек
учение о закономерностях развития общества
учение о законах бытия
учение о нравственной морали

прогностическая этика
+ нравственная этика
эмпирическая этика
прикладная этика

право
государство
+ человек
культура

Категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности, — это …

+справедливость
ответственность
достоинство

+несут повышенную ответственность

несут такую же ответственность, как и все остальные

несут пониженную ответственность

не несут никакой ответственности

Противоположностью добродетели является

честь
благо
+ порок

словарь этики
тезаурус этики
+ категории этики
принципы этики

Самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей — это …

Источник

Научная электронная библиотека

как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов. Смотреть фото как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов. Смотреть картинку как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов. Картинка про как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов. Фото как называется учение о проблемах нравственности долга моральных требований и нормативов

Этика. Философия морали

Этика – это философия морали. Предмет этики – это общечеловеческие ценности (милосердие, сострадание, любовь, счастье, мудрость и др. ). Термин «Этика» (греч. – этос, «нрав, обычай) впервые употребил Аристотель, он понимал этику как «практическую метафизику (философию)». Все величайшие философы были моралистами. Они не просто декларировали основные этические понятия, они сформулировали законы нравственности: Конфуций «Не делай другим того, чего не желаешь себе» («золотое правило нравственности», И. Кант вывел «категорический императив»: «Пусть максима твоей воли имеет силу всеобщего законодательства», Л. Толстой сформулировал «этику ненасилия», современный философ М. Шелер выдвинул принципы «этики ценностей».

Что такое мораль? Мораль (нравственность) – это принятые в обществе нормы поведения. Мораль (нравственность) (лат. Moralis) – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; форма общественного сознания. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации, цели и мотивы поступков, проводя границу между добром и злом, милосердием и жестокостью и т. д. Нет морали индивида, есть понимание морали индивидом.

При рождении человек не получает «нравственности», нравственные качества не врожденные, есть лишь нравственный потенциал, «нравственный закон внутри нас» (И. Кант), который можно воспитать или нет.

В этике выделяют два крупных направления: 1) этика неразрывна связана с религией (идеализм) 2) этика носит самостоятельный автономный характер

Особенности морального сознания:

Мораль заключает в себе все общечеловеческие ценности

«Моральные суждения» можно обосновать в рамках определенной нормативной системы (религии, культуры)

Моральный закон всегда выше формального юридического права.

Мораль зародилась как отношение общества и личности. Мораль регулятор межличностных отношений и поведения человека в социуме. Важная черта нравственного отношение – это сочетание личного и коллективного интереса.

С появлением религиозного сознания у морали появились новые ориентиры – это чувство религиозной общности, совести, сострадания.

С развитием экономики и промышленности в приоритетах стали такие моральные качества как честность, бережливость, трудолюбие, долг, справедливость.

В ХХ веке появляются концепции морального сознания. Мораль отходит от принуждения, утверждается ценность Личности, уважение человеческого достоинства. Главным принципом стал гуманизм, человеколюбие.

Гуманизм – неотъемлемое нравственное качество Личности. Сам термин «гуманизм» был введен в научно – просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 году. «Гумани́зм (от лат. humanitas – человечность, humanus – человечный, homo – человек) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей Гуманизм – это любовь и уважение к личности через милосердие и сострадание!

Сейчас мы живет в эпоху пересмотра базовых нравственных ценностей. Вот почему некоторые понятия деформированы.

Особая проблема этики – это вопрос о прогрессе нравственного сознания. Ж. Ж. Руссо утверждал в 18 веке, что человечество морально регрессирует, а «золотой век» человечества уже был.

Важно отметить, что прогресс истории, науки, искусства, не есть прогресс нравственности. Они могут не совпадать. Прогресс морали заключается в том, что она: 1. охватывает всё большие сферы человеческой жизни; 2. декларируется принцип гуманизма как основной; 3. Нравственные ценности приобретают общенациональные черты (всеобщность законов морали).

А можно ли научиться Быть нравственным? Еще Конфуций и Сократ считали, что высокообразованный человек – это моральный человек. Важно захотеть быть Человеком, т. е. быть нравственным, ибо человечность и есть главная основа морали. Важен нравственный мотив действий человека.

Моральное сознание включает в себя два уровня: рациональный и эмоциональный.

Рациональный уровень морального сознания включает в себя знание принципов, норм и категорий морали; понимание их сущности и необходимости применения; и принятие, т. е. согласие с ними. Эмоциональный уровень морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на событие, отношение и т. д. Этот уровень включает в себя чувства, эмоции, переживания, настроения личности.

Исходя из этого, формируются функции морали:

1. Регулятивная функция (главная): мораль – это форма регуляции поведения и жизни человека. Средства регулирования: нормы, идеалы, принципы, традиции, обычаи, заповеди, общественное мнение, ценности, авторитеты и др.

2. Оценочная функция. Предметом оценки с точки зрения нравственных норм и моральных понятий являются поступки людей, их намерения, мотивы, личные качества, действующее право, политика государства и многое другое. Человек постоянно оценивает всё, что входит в поле его жизни.

3. Ориентирующая функция. Мораль позволяют выработать систему приоритетов, предпочтения одних норм другим, сформировать стратегию и тактику поведения. Эта функция – «компас», позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения.

4. Воспитательная функция морали определяется участием в созидании человека как личности.

5. Познавательная функция может рассматриваться с позиции ценностных ориентаций, т. е. важно не само знание моральных принципов, а их значимость для индивида.

6. Гуманизирующая – формирующая лучшие человеческие качества, формирующая Личность в целом.

Центральным моментом нравственной деятельности является поступок, который характеризует способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих им средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Поступок включает два компонента: мотив и оценку (самооценку). Мотив играет роль импульса, побудителя к действию: немотивированных поступков не существует. Мотивация указывает на предпочтение индивидом тех или иных ценностей. Мотивы и результаты поступка могут не совпадать или не соответствовать друг другу (например, «хотели как лучше, а получилось как всегда»). Один и тот же мотив может подтолкнуть человека на разные поступки (например, любовь к женщине может вызвать стремление к самосовершенствованию, чтобы завоевать ее сердце, а может обернуться желанием уничтожить соперников). Вместе с тем, одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами (за самоотверженным трудом может стоять любовь к своему делу, а может и стремление к материальному вознаграждению). Поэтому оценка нравственного статуса личности должна зависеть не только от результатов, но и от мотивов, движущих ее действиями. Моральная оценка предполагает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Она играет большую роль в нравственной регуляции поведения, т. к. все мы жаждем одобрения, – как путем совершения хороших поступков, так и недопущения плохих. Основанием для оценки выступают моральные принципы, нормы, идеалы, моральные качества.

Основные моральные качества делят на группы:

– идейно – политические качества (гражданственность, патриотизм, героизм, мужество и др. );

– качества, характеризующие положительное или отрицательное отношение личности к общественному благу как высшей цели (солидарность, чувство долга, справедливость и др. );

– гуманистические качества, т. е. качества, характеризующие положительное или отрицательное отношение к личности как к высшей ценности (любовь, уважение, милосердие, достоинство и др. );

– морально – прагматические качества (чувство хозяина и др ).

Личность созидается в моральном поступке, т. е. важно не просто знать моральные принципы, но и поступать согласно им.

И здесь большую роль играет гуманитарная составляющая образования и воспитания, гуманизация образования в целом.

Гуманизация образования – система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование целостной Личности.

Этика, гуманизм, мораль (нравственность), моральный закон.

Источник

Абрамова Л. Курс лекций по этике

ОГЛАВЛЕНИЕ

Этика и мораль.

Этика. Её предмет и основные категории.

Происхождение терминов этика, мораль, нравственность.

Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5-4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер. Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль. Родоначальник этого слова Гай Юлий Цезарь, он образовал его от латинского слова moss – так же обозначающего дом, очаг, обычай и т.д. В большинство языков мира понятия этика и мораль вошли в первоначальном варианте: этика – наука о морали. Но в некоторых языках есть свои слова, так в русском языке существует слово нравственность. Впервые это слово появилось в 1798 г. в словаре Российской академии наук, оно образовано не от слова нрав, а от выражения по ндраву, по сердцу. В связи с этим в России существует спор: «а существует – ли в России настоящее понятие нравственности, связанное с понятием нравов?».

Чернышевский: «Нравственность в русском языке – это то, что способствует позитивному развитию морали».

Радугин: «Норма (уважай, чти, поклоняйся) – это мораль, а реальное поведение – это нравственность».

Многие учёные считают отцом этики Демокрита. Он был родоначальником классического этапа в античной философии. В различных философских произведениях он писал об этике и первым предпринял попытку дать критерий разделения добра и зла – основных категорий этики.

Историческое изменение предмета этики; Развитие структуры науки этики.

Этика сформировалась в эпоху, когда начались распад родоплеменного строя и формирование раннего рабовладения. К этому моменту общество накопило обширные представления о добре и зле. Эти первые представления были выражены в древних эпосах, например «Сказание о Гильгамеше», в ранних литературных произведениях, в принятых в древнем обществе законах, в пословицах и поговорках, в развитых мифологических системах и т.д. Основная изучаемая проблема в эпосе о Гильгамеше (др. Шумер) – вопрос смерти и бессмертия. Вывод – бессмертие человека в делах, которые он оставил после себя.

В 6 в. царь Солон издал указ, в котором ограничил количество флейтистов и плакальщиков на похоронах. Он объяснил свой поступок так: хоронили на заре, все люди слышат музыку, и у всех появляется плохое настроение и т.д.

Первоначально учёные занялись описанием уже сложившихся обычаев и нравов. Но очень быстро этого оказалось недостаточно, и примерно с 6 в. н.э. в русле философии появляются попытки осмыслить природу поведения человека, основные механизмы, определяющие поведение. Этот период получил название предэтики.

Второй раздел этики сформировался вместе с возникновением самой науки. Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем. Сюда входит:

Третий раздел этики – осмысление пройденного наукой пути и рождение истории этических учений.

Четвертая часть – раздел моральной прогностики. Почти с самого рождения науки учёные пытались дать идеалы, к которым надо стремиться. Однако сначала этот раздел не занимал существенного места в науке. Особую роль он начал играть уже в новом времени, особенно в ХХ веке. Это было связано с усилением социального бремени и с изменением динамики социальных процессов. Оказалось, что в этих условиях человек может не успевать за цивилизационными изменениями. Как следствие – значительно расширяются механизмы воздействия на нравственные процессы, регуляция формирования морали в современном мире.

Основные категории этики.

Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.

Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Категории меняют свою иерархию в зависимости от изучаемой сферы. У Канта на первом месте стоит долг, а у других философов – по-другому.

Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека, после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки описываются категориями долг и ответственность.

Добро и зло, – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред. Добро и зло конкретно историчны.

Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального морального сознания.

Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести. Природа совести такова, что она может неоднократно возвращаться и тревожить нас годы спустя после совершения деяния. Иногда внутренний суд намного строже, чем суд людской. Это состояние человека зафиксировала религия. Поэтому предсмертная исповедь во многих странах является безусловным свидетельским доказательством чего-либо важного. Принять предсмертную исповедь может священник любой конфессии, церковь это допускает. Достоинство – собирательная категория, в которой аккумулируется предшествующий опыт человека в процессе формирования личности. Содержательное понимание своего достоинства накапливается постепенно, по мере осознания человеком того, что он несёт в себе, под своим «я».

Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.

Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания, оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.

Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие-то отвергаем. Ответственность – это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.

Основные проблемы теории морали.

Основные исторические взгляды на причины возникновения морали.

На причины возникновения морали есть много точек зрения. Одна из них изложена в религиозных концепциях. Мораль была дана Богом, она неизменна. Люди постепенно стремятся приблизиться к требуемому стандарту, и то, насколько они приблизятся, будет показывать их стремление к должному.

Другая точка зрения на происхождение морали высказывается авторами, в той или иной степени разделяющими биологизаторский взгляд на происхождение морали. Представители этой школы считают, что мораль – принадлежность человека, доставшаяся ему в наследство как биологическому объекту. В мировой истории это:

Тайлер – исследователь первобытной культуры и родоначальник анимистической теории.

Петр Кропоткин – идеолог анархизма, выражал биологические концепции на русской почве.

По мнению этих авторов, механизм регуляции – мораль – изначально присущ человеку как биологическому существу. Объясняя свой подход, они опираются на то, что у всех развитых животных есть сложный механизм регуляции поведения, связанный с распределением ролей в стаде, в стае и т.д. Кропоткин подчёркивает, что животные способны и к межвидовой (совместной) деятельности.

Наука говорит: есть основания утверждать, что 9 из 10 человек вздрагивают при поскрёбыванию по стеклу, тогда как в стае обезьян этот звук – сигнал опасности.

Есть третья точка зрения: главными при возникновении морали были социальные факторы – разложение родоплеменного строя, формирование рабовладельческого, расслоение людей по признакам профессий, месту проживания, что заставляло подстраивать своё поведение под изменяющиеся условия жизни.

«Социальное» и «природное» на разных этапах возникновения морали.

С этого момента нормы морали начинают делиться на три группы:

Мораль в нашем понимании начинает складываться в период распада родоплеменного строя и начала формирования классового общества. Это связано с постепенным осознанием человеком своего «я» и выделением его из «мы». Люди стали чувствовать свою особенность. «Илиада» Гомера описывает мораль этого периода.

Моральный выбор личности. Моральный конфликт.

Моральный выбор личности – это ключевой акт всей нравственной деятельности человека. Поступок–операция возможен тогда, когда есть варианты выбора, когда их нет – говорить о добродетели совершенно бессмысленно, так как человек не осуществляет выбор между добром и злом (Аристотель).

Ситуация морального выбора создаётся только тогда, когда речь идёт о вариантах действия поступка. Эти варианты предоставляют человеку объективные обстоятельства. Объектом морального выбора может быть индивид; коллектив людей, формирующий нормы взаимоотношений своих членов; социальная группа; может быть и класс.

Для того чтобы выбор состоялся, необходимо соблюдать условия морального выбора:

Первая часть условий: диапазон объективных возможностей поступка, с другой стороны – субъективная возможность выбирать.

Если нет возможности сравнивать последствия тех или иных вариантов поведения, сознательно определить позицию и воплотить её в действие, то говорить о свободе выбора не приходится. Человек должен знать обо всех возможных вариантах. Однако диапазон возможностей выбора не безграничен, он может ограничиваться, например, физическими возможностями человека, уровнем полученного предшествующего образования и т.д.

Социальная обусловленность морального выбора выражается в возможности поступить так или иначе. В конечном счете, человек всегда выбирает между вещами, входящими в круг его жизни. Формальное множество вариантов выбора ограничивается социальными обстоятельствами, местом человека в системе общественных отношений. В качестве таких обстоятельств может служить неосведомлённость о вариантах выбора, уровень материальной обеспеченности, физическое здоровье, принадлежность к определённым социальным группам и т.д. По мере развития человечества диапазон выбора непрерывно расширялся, кроме того, современный уровень развития общества, возросший интеллектуальный уровень людей увеличил долю рациональных, логических выборов.

Социальная обусловленность обстоятельств, сложившихся в ситуации морального выбора, неразрывно связана с морально – мировоззренческой определённостью человека. Как бы ни были разнообразны варианты выбора, они всегда отражают ценностные ориентации человека. Моральный выбор не может осуществляться вне пределов добра и зла. Учёт нравственной допустимости выбора обуславливает выбор человека не меньше, чем осознание объективно невозможных вариантов выбора.

Возникает вопрос: не исключает ли внешняя обусловленность выбора – свободу выбора?

Этот вопрос всегда был камнем преткновения в развитии различных этических учений: либо поведение человека полностью обуславливается биологическими особенностями, либо личность абсолютно автономна по отношению к внешним обстоятельствам.

Обусловленность морального выбора только внешними обстоятельствами называется моральный фатализм – поступай так, а не иначе, ибо обстоятельства так сложились.

Если же считается, что выбор обусловлен только волей человека, эта точка зрения называется моральный волюнтаризм.

И та, и другая точка зрения выводят моральный выбор личности за пределы добра и зла. На самом деле, в ситуации морального выбора объективные обстоятельства и личное решение взаимообусловлены, и являются системой объективных и субъективных сторон свободы. Требование следовать в своём решении нравственной необходимости выражается не только в единоличном поступке; единичный выбор обнаруживает ориентации в предшествующих выборах и во многом определяет последующую нравственную деятельность. Поэтому часто случается ситуация, когда выбор, обусловленный предшествующими поступками и обстоятельствами, будет только один. Решение «Не могу иначе» – не допускает других, формально возможных, вариантов.

Познание нравственной необходимости – это не призыв следовать сложившимся обстоятельствам. Наличие объективной возможности выбора, поступить так или иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать.

В ситуации морального выбора возникает проблема активности субъекта, которая соответствовала бы определённым обстоятельствам – это задача поиска поступка, который соответствовал бы этим обстоятельствам.

Очень часто человек обнаруживает, что осуществление поступка по законам добра, следуя одной ценности, приводит к тому, что этот поступок противоречит пониманию добра в другой ценности. Ситуация, при которой в результате выбора не может быть прямого добра, а выбор осуществляется между большим и меньшим злом, называется:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *