как называется украшение иконы
Обрамление икон – особенности, символика, разновидности
Образа Иисуса Христа, Девы Марии, мучеников и праведников – величайшие духовные сокровища. Они несут в себе толику божественного света, утешают, ободряют и спасают от грехов. Неудивительно, что верующие стремятся украсить святыни, воздавая должное запечатлённым на них Господним угодникам! И наша статья поведает Вам про один из способов декорирования – драгоценный оклад для иконы.
Как возникла традиция?
Люди издавна обращались к Творцу с разными просьбами, а когда их чаяния исполнялись, в меру своих сил пытались возблагодарить Бога, делая разнообразные подношения в Его честь. Такие дары называли вотивными (от латинского слова «votum» – желание) или обетными. Как правило, это ювелирные произведения, ладанки либо нательные крестики.
Согласно обычаю, подобные вещицы размещали возле той реликвии, у которой ранее возносили молитвы. Со временем подвесок становилось всё больше и больше, они закрывали лик и мешали припадать к иконе. Кроме того, часть богословов считала этот ритуал пережитком язычества – так, Указ Святейшего Синода от 1722 г. строго запрещает приносить к образам «золотые и серебреные монеты и копейки и всякую казну».
Святогорская икона Божией Матери с вотивными дарами
И тогда верующие, которые искренне хотели восславить Господа и Его приближённых, принялись создавать из приношений обрамления для реликвий. Их именовали ризами, шатой, крутами и «иконным кованием», однако общепринятое название (появившееся, впрочем, лишь в XVI ст.) – оклад иконы. Это накладное украшение встречается почти во всех странах мира, но наибольшее распространение оно получило в центральной и восточной Европе. А в православии изготовление подобных изделий и вовсе стало отдельным видом декоративно-прикладного искусства – многие путешественники восхищённо отмечали в своих дневниках роскошь украинских и русских святынь.
Материалом для умелых мастеров служили благородные металлы, латунь, медь и даже жесть. Кованое основание дополняли самоцветами, чеканкой, гравировкой, эмалью, филигранью, кусочками цветного стекла и фольги. Обратную сторону подбивали мягким красным бархатом или заливали воском. Существовали и шитые оклады, когда прочную ткань унизывали жемчугом и бисером. Порой, если подношение было особенно ценным, его крепили к образу без каких-либо переделок – так поступили с бриллиантовой короной Екатерины II, которой та в 1768 г. увенчала лик Казанской Богоматери.
Оклады имеют не только эстетическое, но и практическое предназначение. Написанные на дереве иконы страдают от свечной копоти, влаги, перепадов температур и касаний прихожан – рисунок темнел, покрывался дефектами, краска трескалась и осыпалась. А риза защищает святыни от губительных воздействий, продляя срок их службы.
Тихвинская икона Божией Матери в окладе и при снятом окладе
Что символизирует облачение?
Царящее в Небесном Царстве блаженство невозможно воспроизвести в материальном мире. Но люди желали отобразить хотя бы частицу великолепия, и самым доступным средством для этого были драгоценные металлы и камни – их сияние воплощало величие Творца, а долговечность напоминала, что власть Господа непреходяща.
Эта традиция имеет и богословское обоснование. К примеру, Бог завещал обложить Ковчег Завета «чистым золотом, изнутри и снаружи» (Исх. 25:11), а св. Григорий Нисский утверждал, что божественная красота – «в прелести внешнего образа, облечённого в багряницу, чтобы обусловить внутреннее его достоинство». Однако важно не впасть в грех идолопоклонства, помня, что даже самое богатое украшение – лишь тень недоступного человеку идеала.
Постепенно возник целый свод символов, которые позволяли придать ризе особый смысл. Вот несколько распространённых аллегорий:
Икона «Апостолы Петр и Павел» XI века. (236,0 x 147,0 см)
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Оклад иконы – история произведений
Неизвестно, когда появились первые подобные обрамления. Вероятно, их прототипами были сборные византийские святыни из рельефных панелей (IX-XI ст.). А самые древние отечественные облачения из покрытого чеканкой серебра датированы XII ст. Они украшают образа апостолов Петра и Павла, Богородицы Одигитрии и Спаса Златые Ризы (сейчас эти реликвии находятся в Софийском соборе г. Новгорода).
В XIV ст. сформировался первый тип окладов – басменный, из тонких листов металла, прокатанных по матрице с орнаментом. Декоративные элементы прибивали к иконе гвоздями, а из-за того, что они покрывали только часть изображения (фон либо одежды), обрамление называли наборным. Оно было строгим и сдержанным, оттеняло рисунок, но не соперничало с ним.
Настоящий расцвет этого искусства произошёл в XVII ст. Накладные украшения, выдержанные в пышной стилистике барокко, стали сплошными, открывая взгляду лишь кисти рук и лица святых. Изготовляя иконы в серебряном окладе, мастер использовал цельную металлическую пластину, где вырезал фигуры праведников, их атрибуты, наряды, пейзаж и миниатюрные поучительные сценки, обрамляя всё завитками, рамками и надписями.
Оклад списка иконы Владимирской Божьей матери
Реже произведения выполняли из золота – к примеру, такое облачение князь Андрей Боголюбский (1111-1174 гг.) заказал для Владимирской святыни Девы Марии. А риза Донской Богородицы весила более 5 пудов (около 82 кг), причём значительную долю от общей массы составляли алмазы, изумруды, сапфиры, гранаты и жемчуг! Вдобавок к основанию крепились наперсные кресты, святые мощи, частица Животворящего Древа Господня, панагии (медальоны архиереев) и другие реликвии. К сожалению, это изделие не дошло до наших дней.
В ХIX ст. оклады удешевляются, их производство становится массовым: обрамления штампуют на станках, а объёмные детали припаивают к основанию. Такие облачения в духе классицизма отличаются простотой узоров, симметрией, меньшей рельефностью.
Оклады старинных икон наращивались в течение долгих столетий. Их дополняли новыми вотивными дарами, меняли отдельные элементы, украшали в соответствии со вкусами настоятеля или покровителя храма. Поэтому каждая риза – бесценное сокровище как для верующих, так и для исследователей. Однако в ХХ ст. из-за войн и революций много уникальных изделий было безвозвратно утрачено.
Сейчас оклад – неотъемлемая часть любого образа. Мастера постоянно трудятся над созданием эксклюзивных произведений. Так, огромной популярностью пользуются иконы из янтаря – их тёплое сияние вселяет в душу умиротворение и покой.
Какими бывают оклады?
Все обрамления делятся на полные (сплошные) и наборные – из одной либо нескольких частей. Иногда эти разновидности дополняют друг друга – к цельному основанию крепят дополнительные детали. Но вне зависимости от типа облачения, на большинстве образов есть:
о к л а д
украшение иконы
• (обклад) — обход зверя окладчиком, обойденный охотником круг по лесу, в острове, внутри которого находится зверь, намеченный к охоте облавой
• в Московском государстве — назначение размеров ежегодного жалованья, налогового обложения, повинностей
• декоративное, часто драгоценное (золотое, серебряное) обрамление иконы, книжного переплета
• металлическое покрытие на иконе
• переплет, в который попадают святые
• постоянная зарплата на производстве
• размер, количество какого либо денежного сбора
• разметка на земле плана будущей деревянной постройки с помощью бревен нижнего венца
• сметная стоимость сотрудника
• тонкое металлическое покрытие на иконе, а также на старинном книжном переплете
• фиксированная заработная плата служащего, зависящая от занимаемой должности
• разметка с помощью бревен венца
• на какой зарплате сидят?
• зарплата без налогов и премий
• сумма, которая всем кажется одинаково маленькой, независимо от занимаемой должности
• оплата, не зависящая от усердия
• декоративное покрытие книги
• декоративное покрытие иконы
• декоративное металлическое покрытие иконы
• размер заработной платы
• зарплата без премии
• красивое «одеяние» иконы
• не только твердый, но и месячный
• проверенное средство от текучести кадров
• «зарплата» для иконы
• покрытие на иконах
• официальная «фамилия» зарплаты
• золотистое «одеяние» иконы
• серебряный убор иконы
• другое название зарплаты
• золотая рамка для иконы
• зарплата без прикрас
• Размер заработной платы
• Декоративное покрытие на иконе или книжном переплете
Культурология камня. Украшения икон
Ювелирные украшения появились в глубокой древности, а развитие ювелирного искусства было положено после открытия в природе золота, а затем и серебра. Именно эти два металла обладают замечательными свойствами: одинаково хорошо поддаются плавке, ковке и вытягиваются в нити.
Драгоценные ювелирные украшения всегда были показателем богатства их владельца ( вспомним массивные золотые обручи), являлись символом власти, выделяя «хозяина» вещи среди прочих. Все ювелирные украшения из драгоценных металлов, драгоценных камней являются предметами роскоши. Но именно стоимость украшений из драгметаллов была одной их причин их массовой гибели и уничтожения ( переплавка в монеты или драгоценные украшения, зарытые в землю во время войн или погребальных обрядов).
В последней четверти 17 века появляются на украшениях в значительном количестве алмазы (бриллианты греческой грани), которые в последующие годы научились гранить различными видами огранки.
В настоящее время древние части драгоценного убора храмовой или домовой иконы (оклад, подвесные украшения, покровы – убрусы, подвесные пелены, завесы, киоты) воспринимаются как произведения прикладного искусства, историческим наслоением, не связанным с авторским замыслом живописного произведения.
Значимость драгоценного убора икон остаётся не всегда понятной. Причин много.
Несмотря на синодальные указы, драгоценные приклады продолжали появляться на чтимых иконах и в 19 веке. В 1817 году к убору иконы «Богоматерь Страстная» в московском Страстном монастыре был прибавлен дар в виде крупной бирюзы, осыпанной бриллиантами и большой жемчужной серьги от вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
Снятые по распоряжению Синода драгоценные привесы к иконам часто сберегались в монастырских или соборных ризницах, а не отсылались в Синод.
В 18-19 веках от икон отторгаются и покровы, и подвесные пелены, а единственным допустимым приношением образу и его единственным украшением остаётся оклад. В 18- начале 19 века оклады чаще всего именуются «ризами» их изготавливают как из драгоценного металла, так и их дешевой металлической фольги. С середины 19 века иконы в окладах имитируются в печатных бумажных образках. С 19 века широкое распространение получили иконы, написанные под оклад.
Традиция создания драгоценных ( или украшенных) икон сложилась давно.
Ко времени христианизации Руси в Византии существовала традиция драгоценного украшения икон. Типы уборов были связаны с местом и функцией иконы в храме, монастыре и городе (надвратные иконы), частном доме, а также с материальными возможностями почитателей этих икон. Убор иконы состоит из металлических окладов полей или всей поверхности иконы, отдельных драгоценных материалов. Присутствия тканей на иконах связано с возможностью «брать наиболее чтимые предметы покровенными руками, существовавшим ещё в античной культуре (Цит. По Стерлиговой, с.50). Вместе с тем, ткани воспринимались молящимися как своего рода одежда.
Совершенным и сложным было соединение тканевых и металлических частей в уборе икон Богоматери, где помимо драгоценного венца святости, вокруг головы была серебряная или золотая «коруна». Коруны изготавливали специально для икон, украшали накладными «репьями» с камнями и жемчугом. Голова Богородицы на иконах была покрыта серебряным, золотым или низанным жемчугом «очельем», которое называли почелком / очелком / очельником / почельем / начельником ( Стерлигова, 53).
Очелье под венцом могло быть и на иконах святых мучениц, коруна – на иконах Христа, ангелов, мучеников и мучениц. Эта часть драгоценного убора называлась и «убрусцем», и «багряницей» ( Стрелигова, 53).
Очелье в центральной части обычно украшалось накладной драгоценной запоной, крестообразной или звёздчатой формы, К нижнему краю очелья крепились «поднизь» – жемчужная бахрома, свисающая на лоб Богородицы» Иногда «поднизью» именуется всё очелье: этот тип убора богородичных икон существовал несколько столетий и соответствовал женскому головному убору, который носили до 19 века. «Напереди волосника надо лбом носили прикопленное к нему очелье с подзором (каймою), богато расшитое золотом и унизанное жемчугом и дорогими каменьями « ( Мельников-Печорский 1958, с.371).
Одеяния Богородицы могло украшаться накладным драгоценным воротом – «ожерельем» («ожерельицем») и «опястьями» («зарукавье»). К венцу Богородицы с обеих сторон лика подвешивался « приклад»: «рясы» («ряски», «усерязи», « рясны») – низки из серебряных и золотых бусин, цепочек, «сионцев», плащиков, жемчуга. Это были своего рода колты, серьги различных форм. В убор входили различные нагрудные шейные украшения ; мониста/ «маниста», гривны /гривники, цаты, наперсные кресты, иконки, складни, панагии, бусы.
В убор входили и драгоценные «запястья» (браслеты), перстни.
Традиция украшать иконы окладами существовала на Руси с домонгольских времён.
Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание Московского Страстного монастыря, М., 1897
Мельников-Печерский П.И. На горах. Т.2. Гл.13// Собр. Соч. М., 1958. Т.Х. Рыбаков А.А. Художественные памятники Вологды XIII- нач. XXвека, Л. 1980
Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон 11- 14 веков. Происхождение, символика, художественный образ. М., Прогресс-Традиция, 2000.- 264с.
Оклад иконы
Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.
Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторых центрально- и восточноевропейских иконах). Наибольшая роскошь и размах производства была свойственна русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.
Содержание
Термин
Согласно словарю Даля, используется следующее словоупотребление: Окладывать (обложить) икону, одеть серебряной и иной ризой, окладом. Икона без оклада — это неокладный образ.
Этимология слова «риза», первоначально употреблявшегося лишь для детали оклада — изображения одежд (риз), и лишь потом распространившегося на весь оклад целиком, не ясна. Фасмер предполагает родство с «рубаха, тряпка, резать» и т. п. [4]
Литургическое значение и предназначение
Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». [5] Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчега Завета и иконы. [6] Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.» (Исх.25:11)), так и иконы украшают драгоценными окладами.
Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фон и надписи — именно поэтому и сейчас, даже оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся. Подобная тщательность — «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями — „бисером многоценным“ — символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований». [7] Цель окладов — создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые. А басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света. [7]
Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка. [8]
Вклады
В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких-либо удачно завершённых событий, по данному Богу обету.
Храмовые иконы одевались ризами по вкладам крупных ктиторов, или же постепенно — дарами обычных прихожан [9] :
Как только написанная икона освящена и поставлена в храме, начинают собирать деньги на ризу, и скоро… на иконе осталось только личико и руки; об остальном можно судить по работе серебряника и его умению водить резцом |
Обилие подобных изделий в русских храмах поражало воображение иноземных путешественников. Так, один из них замечает [10] :
…На образах Богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными каменьями… Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе… |
Особенной популярностью пользовалось украшение богородичных икон. В России один из первых особо богатых золотых окладов был создан для иконы Владимирской Божией Матери (согласно летописи на него ушло около пяти килограмм золота, не считая серебра) по заказу князя Андрея Боголюбского. [11] В первый период заказ окладов, на которые уходили пуды золота, были доступны лишь представителям верхушки общества. Известно описание несохранившегося оклада XVII века для Донской иконы Божией Матери, которое в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов: [12] [13]
… венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. …к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи.
Традиция украшения монархами окладов почитаемых икон сохранилась и в более позднее время. Так, в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. [14] 19 января 1722 года Пётр I издал указ «отныне впредь во всех Российского государства церквах привесов к образам, то есть златых и серебряных монет, и копеек, и всякой кузни, и прочего приносимого, не привешивать». [15] Это распоряжение вызвало недовольство клириков и мирян, но несмотря на него все вотивные приношения с икон были сняты. [16]
История
Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть иконы. С XIV века известен простейший вид оклада — басменный. Басма — это тонкие металлические листы, с выбитыми на них по матрице узорами. Такой тип оклада, более простой, распространился в первой половине XVII века с ростом иконного промысла.
Как считается, в конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики. [9]
К XVII веку всё чаще встречаются оклады, которые закрывают всё живописное пространство, оставляя свободными только лики. В дальнейшем такие сплошные оклады становятся преобладающими. На смену строгим басменным работам Древней Руси пришли пышные чеканные оклады в стиле барокко. Подобный оклад создавался следующим образом: на гладком листе серебра мастер создавал орнаментальную раму, в которой подробно прорабатывал фигуры и одежды святых, повторял сложную композицию — пейзажные горки, архитектуру и проч. Надписи с именами могли обрамляться причудливыми барочными завитками. Как пишут исследователи, «подобного рода оклады по своей выразительности соперничают с произведениями скульптуры того времени». [21] Барочные элементы сохраняются долго, на протяжении всего XIX века, так как обилие деталей становится неким символом богатства.
Тем не менее, со временем более массовыми становятся более простые и дешёвые оклады — с открытием в 1730-х годах на территории России серебряных рудников они выходят на ремесленный уровень. По мере внедрения в ювелирное дело механизации из окладов исчезает рукотворность. Вальцовка и штамповка придают окладам обезличенный вид. В XIX веке большинство окладов изготавливалось из тонких листов серебра — отсюда их жаргонное прозвание «фольгушка». По тонкому металлу штамповался рисунок (узорная рама, орнаментальный фон). Одежду и венцы могли гравировать вручную, или же, что было чаще, они могли быть накладными и припаиваться к основному полю. Иногда серебряный оклад покрывали позолотой. Подобные «фольговые» оклады считаются на антикварном рынке самыми дешевыми. Более ценными являются литые оклады с тщательной проработкой путём чеканки. Одновременно в XIX веке в окладах начинает проявляться стиль классицизм — упорядоченность узоров, их стройное распределение на раме, фоне, венце, симметричные гирлянды. По мере хода истории оклады становятся все менее и менее рельефными. Хотя для последней трети XIX века — периода историзма, характерно обращение к старинным древнерусским образцам.
Удешевляется и живопись: в поздний период (XIX — начале XX веков) на домовых иконах массового ремесленного изготовления встречается уже «халтурное» написание под оклад одних лишь видимых частей ликов и рук, без проработки фона, одежды и прочего (т. н. подокладная икона, подокладница, подфолежная икона). [22]
Как любопытный факт следует отметить существование т. н. адописных икон — с тайными кощунственными изображениями: под окладом или верхним красочным слоем изображался чёрт, либо лику святого пририсовывались рога и т. п. Подобные иконы упоминаются уже в житие Василия Блаженного, но более распространёнными они оказались в XIX веке в крестьянской среде. [23] [24]
Большинство русских риз, по причине своей очевидной материальной ценности, не пережило выхода в 1921 году Декрета о полной ликвидации монастырского имущества в России. Конфискацией в основном занималась Комиссия по изъятию церковных ценностей.
Состав и крепёж оклада
Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укреплённым или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти XVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов. [20]
В раннем периоде все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас, — эти следы можно видеть на древних иконах. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. [20] Для поддержания выпуклой формы венцов вокруг ликов пространство между доской и металлом заливали воском. [21]
Элементы
Техника
Для создания окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров:
Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стёклами, которые закрепляли с помощью металлической оправы — каста. Начиная с XVIII века, в окладах использовали также второй вид крепления камней — лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу. [20]
Шитые иконные оклады из тканей, а также резные золочёные из дерева встречаются сравнительно редко.
Оклады икон в истории культуры
На протяжении XVIII—XIX веков культурное русское общество не воспринимало иконы как важнейшие произведения русского изобразительного искусства, относясь к ним исключительно как к культовому объекту. Только в начале XX века, когда тёмные иконы под почерневшей олифой начали расчищать, случился прорыв. Публика впечатлилась красотой этих произведений, благодаря чему иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас.
Во многом красота икон оставалась скрытой не только из-за потемнения ликов, но и из-за традиций украшать их окладами. И чем значимей и древнее была икона, тем труднее её было разглядеть. Поэтому в начале XX века просвещёнными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное.
Вот что писал об этом философ князь Евгений Трубецкой в 1916 году [26] :
Совершившееся на наших глазах открытие иконы — одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры.
Мы проходили мимо иконы, но не видели её. Она казалась нам тёмным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы её знали. И вдруг — полная переоценка ценностей. Золотая или серебряная риза, закрывшая икону, оказалась весьма поздним изобретением конца XVI века, она прежде всего произведение того благочестивого безвкусия, которое свидетельствует об утрате религиозного и художественного смысла. В сущности, мы имеем здесь как бы бессознательное иконоборчество: ибо заковывать икону в ризу — значит, отрицать её живопись, смотреть на её письмо и краски, как на что-то безразличное как в эстетическом, так и в особенности — в религиозном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую перегородку между нами и иконой.
Что сказали бы мы, если бы увидали закованную в золото и сверкающую самоцветными камнями Мадонну Боттичелли или Рафаэля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным.
Теперь на наших глазах разрушается всё то, что до сих пор считалось иконою. Тёмные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь.
— Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе.