как называли стены кирилло белозерского монастыря
Оборонительные монастыри Вологодской области. Кирилло-Белозерский монастырь
Как видно из монастырских описей начала XVII века план крепостных стен Успенского монастыря представлял собой неправильный четырехугольник, самая длинная часть которой прилегала к озеру. По углам стояли башни: Свиточная, сохранившаяся до нашего времени, Мереженная (сохранившая лишь две стены наполовину высоты), Грановитая с часами наверху (остался небольшой фрагмент), Круглая или Мельничная (не сохранилась).
(Свиточная башня и стены Успексого монастыря)
(Мереженная башня (12), вид со стороны Белозерской башни)
Церковь Преображения была возведена в 1595 году над Водяными воротами, которые служили парадным входом в монастырь со стороны Сиверского озера. За стеной монастыря напротив ворот находится небольшая бухта, к которой вели двухпролетные ворота.
(Церковь Преображения (9) с воротами)
Церковь Иоанна Лествичника (6) была возведена над Святыми вратами в 1572 году на вклад сыновей Ивана Грозного – Ивана и Федора. Святые врата, построенные в 1524 году, ведут на главную соборную площадь монастыря и состоят из двух пролетов. Малый пролет был открыт в будни, а решетчатые створы большого пролета отворялись по праздникам, когда в Кирилло-Белозерском монастыре собиралось огромное число людей с разных концов Руси.
(Церковь Иоанна Лествичника (6) и Святые ворота)
(Поваренная башня и стены Успенского монастыря вдоль озера)
(Северо-западная стена Успенского монастыря)
Старая стена Успенского монастыря неоднократно наращивалась, и частично перекладывалась. В силу того, что она находилась на ненадежных грунтах на болотистом месте, а также из-за того, что вес стен в результате надстройки увеличился, стены стали наклоняться, и их пришлось укрепить контрфорсами.
(Фрагмент прибрежной стены Успенского монастыря)
(Большая Мереженная (22) и Поваренная (38) башни)
(Изгиб южной стены. На дальнем плане Свиточная башня (11), от нее налево отходят стены Успеского монастыря (1), которые пересекаются со стенами Ивановского монастыря (14), где расположена Глухая башня (15))
Сооружение церкви Иоанна Предтечи на горе рядом с землянкой, выкопанной Кириллом, послужило началом самостоятельного оформления малого или Ивановского монастыря, расположенного по соседству с основным монастырём, названным Успенским. Ивановский монастырь был в подчинении Успенского. В описи строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года говорится, что в малом монастыре «живут старцы убогие, кормятся из большого монастыря».
(Стены Ивановского монастыря с внутренней стороны в месте, где они примыкают к Глухой башне)
(Глухая башня и воскобойная палатка с внутренней стороны)
Высота башни 12 метров. В середине её нижнего яруса расположен столб, на который опираются перекрывающие этот ярус своды. Снаружи башня щедро покрыта кирпичным узором, состоящим из рядов прямоугольных нишек с бегунцом и поребриком между ними. Кирпичный декор оживляет стену, делает ее почти сплошь кружевной. Тридцать окошек-бойниц только усиливают это впечатление. Высокая железная кровля башни с восьмигранной главой и шпилем появилась в середине XIX века.
В 1611–1612 начинается строительство третьего по счету укрепленного района – Острога, защитившего недостаточно хорошо организованную оборону части монастыря, что позволило ему выдержать продолжительную осаду (около 7 лет) и несколько прямых штурмов в Смутное время. Острог примыкал к стенам Старого города с востока, защищая с суши стык стен Большого Успенского монастыря и Малого Ивановского монастыря и не сохранившуюся Круглую башню на этом стыке. Укрепления Острога были разобраны в конце XVIII — начале XIX века, при этом, возможно, из кирпича разобранных укреплений была сложена ограда аллеи от Казанской башни к Святым вратам и надвратной церкви Иоанна Лествичника Сейчас от этой части комплекса ничего не осталось.
(Место, где располагался Острог. На заднем плане стены Нового города)
Строительство «Нового города» началось 18 мая 1653 года на деньги царя Алексея Михайловича Романова и длилось около 30 лет. «Новый город» окружает монастырь с трёх сторон. По всей длине крепостные стены состоят из трёх ярусов – нижнего закрытого и двух верхних, обращённых внутрь монастыря открытыми арочными галереями. Длина стен новой крепости составляет 732 метра, высота – почти 11 метров, толщина – 7 метров. Стены Нового города образовали в плане три стороны огромного четырехугольника. По углам его располагаются четыре высокие граненые башни: Вологодская, Московская, Белозерская и Кузнечная. Они получили свое название по находившимся рядом с ними хозяйственными постройками либо по направлениям отходивших от монастыря дорог. В середине восточного и северного прясел стен «Нового города» расположены воротные башни – Казанская и Караульная (Косая).
(Северо-восточная стена Нового города, Казанская и Московская башни)
(Казанская башня, 25)
(Северо-западная стена, Косая (23) и Московская (24) башни)
(Северо-западная стена, излом и Большая Мереженная башня, 22)
По монастырской территории протекает река Свияга, впадающая в озеро. Со стороны северо-западного прясла расположено то место, через которое река попадает внутрь монастыря. Со стороны озера река протекает под оградой Ивановского монастыря возле Глухой башни.
(Северо-западная стена, место, где река протекает через стены крепости)
(Кузнечная башня (27). На этой фото хорошо видно разницу между старыми монастырскими стенами и стенами Нового города)
На примере этой башни хорошо видно устройство фундамента стен Нового города. Стены расположены на фундаменте из валунов, верхний ряд которых выступает на поверхность земли и вмурован в кирпичную стену. Под землей располагается еще 4 или 5 рядов валунов, забутованных грунтом и уходящий на глубину 1,2-1,5 метра.
(Фундамент Кузнечной башни)
Вологодская башня была построена самой первой из башен Нового города всего за 4 месяца. Обилием декора она больше всех напоминает укрепления Троице-Сергиева монастыря. Остальные башни отличаются от неё суровой простотой и количеством граней. Вологодская башня восьмигранна и сильно выступает за линию стен. Она имеет 5 ярусов и высоту около 30 метров до кровли дозорной вышки). В Вологодской башне есть нижний сводчатый этаж, сквозь середину которого проходит полый каменный столб, одновременно служащий как опорой для перекрытий ярусов, так и местом, где была расположена лестница, ведущая на смотрильню, откуда велось наблюдение за округой.
(Северо-восточная стена и Вологодская башня (26))
Первый ярус крепостных стен, т.е. подошвенный бой, состоит из ряда камер. Первоначально построенные казематы отвечали своему чисто боевому назначению, но в процессе строительства их стали приспосабливать к «мирным» нуждам – устраивали в них жилье. В каждом каземате нижнего яруса стены проделана бойница в виде глубокой ниши.
(Стены нового города с внутренней стороны монастыря)
Второй ярус стен перекрыт крестовыми сводами. Третий ярус снабжен бойницами двух типов. «Прямые» стрелковые бойницы представляют собой высокие узкие щели. Минимальное расстояние от стены, с которого могла быть поражена цель из этих бойниц, составляло 8-10 метров. Бойницы «косого» боя расположены на уровне пола галереи.
(Стены Нового города снаружи)
Взаимодействие бойниц всех трех ярусов стен было таковым, что цель могла быть поражена из любой бойницы на расстоянии 150-180 метров. По мере приближения цели к стене количество бойниц сокращалось, зато увеличивалась кучность стрельбы и возможность попадания. Благополучно миновав огонь из бойниц второго яруса, цель продолжала оставаться под поражением прямых бойниц третьего яруса, а миновав и его, сразу же «передавалась» под косые. Если к этому добавить, что часть башенных бойниц была направлена вдоль стены, то мертвого пространства у стен Кирилловской крепости практически не существовало.
nord_ursus
Записки северного медведя
Cogito ergo sum
Осмотрев в прошлой части сам город Кириллов, который являет собой небольшой райцентр в Вологодской области, теперь отправимся в породивший его Кирилло-Белозерский мужской монастырь. Существует он с 1397 года, и был когда-то одним из наиболее крупных и зажиточных монастырей на севере России, а также и крепостью. Но времена величия давно остались в прошлом. Зато у маленького города Кириллова есть свой почти что кремль. В наше время на большей части территории монастыря находится музей-заповедник, но в постсоветские годы маленькая часть обители всё-таки была возвращена церкви.
2. В первой части мы подходили вплотную к монастырю по городским улицам, с которых мощные монастырские башни во многих местах хорошо просматриваются. Главным входом служит Казанская башня с воротами. Перед ней небольшая площадь и сувенирные лавки. В последние годы Кириллов стал довольно популярным туристическим местом. Я это заметил особенно хорошо, поскольку побывал здесь летом в выходные дни.
3. Стенды для туристов. Также есть в городе типовые туристические указатели коричневого цвета.
5. И Казанская башня. Внутри неё находится касса музея (на территорию вход, конечно, бесплатный, но в нескольких зданиях музейные экспозиции, на которые сразу можно купить билеты).
6. Самый красивый вид на обитель — с берега Сиверского озера. Правда, храмы отсюда видно плохо, и монастырь скорее выглядит как крепость (что, в общем-то, тоже правда).
Свою историю монастырь ведёт с 1397 года, когда здесь поселился преподобный Кирилл Белозерский — монах из Москвы, ушедший нести духовный подвиг на Север вместе с монахом Ферапонтом, который поблизости основал Ферапонтов монастырь. Обоих святых при канонизации назвали Белозерскими, потому что в те времена городу Белоозеру (Белозерску) подчинялась эта территория, хотя сами они к нему не имели отношения. Достаточно быстро Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из форпостов Русского государства на севере (всё-таки в те времена у монастырей было гораздо больше функций), в 1612-13 годах выдержав осаду польско-литовскими войсками. А при монастыре выросла слобода, которая и стала в конце XVIII века уездным городом (времена расцвета монастыря в ту эпоху уже закончились).
7. Та часть монастырской-крепостной стены, которая у берега озера, построена была в конце XVI века.
8. А при мне возле неё люди загорали и купались. К моменту моей поездки период жары уже закончился (поэтому хорошо, что я не поехал в июле, как сначала собирался), но было по-прежнему тепло — около 20 градусов.
9. Теперь отправимся внутрь. В кадре видна Вологодская башня (1656 год). Эта часть стены была построена во второй половине XVII века, расширив территорию монастыря (так называемый Новый город).
10. Какая-то туристическая штука. What is Monetodavilka? Kto-nibud’ znaet?
11. А тут была граница обители до расширения. Перед нами Святые ворота и надвратная церковь Иоанна Лествичника (1572). Справа от них — Казённая палата, слева — келейный корпус. Построены также в XVI веке. Людей тут, как видим, много. Кроме туристов, тут, по-видимому, и местные любят гулять.
12. На сводах ворот сохранились старинные фрески:
13. Ну а это самое ядро монастыря. Справа налево: Трапезная палата, колокольня, Успенский собор, а левее его виднеется церковь Кирилла Белозерского. Перед храмами — почти что площадь. Здесь такой «город в городе».
По количеству каменных построек 15-16 веков уже заметно, сколь зажиточным был монастырь в те времена. Он же был одним из крупнейших в стране церковных землевладельцев. И, видимо, многим из местных монахов это было не по душе, потому что именно здесь в 15 веке зародилось движение нестяжателей, которые противостояли иосифлянам.
14. Успенский собор 1497 года — старейшее сохранившееся здание монастыря. Хотя здесь Русский Север, собор построен в раннемосковском стиле.
15. На барабане купола — красивая и тонкая резьба по камню.
16. Собор в наши дни является музеем. Внутри сохранились фрески (я, признаться, не купил отдельный билет на фотосъёмку, хотя, по-моему, это никто и не контролирует).
17. Иконостас XVIII века:
18. Сбоку к собору пристроено два более поздних придела — Князя Владимира и святого Епифания.
19. С западной стороны — пристройка 18 века:
20. А это дом архимандрита. Построен в 17 веке, затем перестраивался в начале 19-го.
После революции монастырь был закрыт, а его настоятеля расстреляли. При этом, с точки зрения сохранения наследия, Кирилло-Белозерскому монастырю повезло — в нём не сделали военную часть, тюрьму или какие-нибудь склады, а создали уже в 1924 году музей-заповедник, который действует и сейчас.
21. Церковь Евфимия Великого и Большая больничная палата (17 век). Несколько дальше находится действующая и ныне в качестве монастырской церковь Сергия Радонежского, до которой я так и не дошёл (впрочем, она всё равно в лесах была).
22. Трапезная палата и колокольня. Тут прямо осязаемый дух старины — словно как и не изменилось ничего за четыре с половиной века.
24. Нашёл интересную вывеску. Возникло подозрение, что это реквизит каких-то киносъёмок.
25. «Соловецкий театр». Не иначе, как здесь снимают фильм, где Кирилло-Белозерский монастырь играет роль Соловецкого. Так и оказалось — уже после поездки я выяснил, что в августе тут снимали фильм «Обитель» по роману Захара Прилепина.
26. Действие в нём происходит на Соловках в период нахождения там Соловецкого лагеря:
27. Белозерская башня, одетая в леса. Уже не первый год в монастыре идёт кропотливая реставрация.
28. А тут виден 270-летний дуб. Он рос тут тогда, когда города Кириллова ещё не существовало.
29. Домик келаря (XVII век):
30. А это Водяные врата с надвратной Спасо-Преображенской церковью (1595 год):
31. Вода озера за проёмом в каменной стене смотрится очень интересно:
32. А внутри этих врат есть советский артефакт:
33. Колокольня (1757-61 годы). Теперь поднимемся на неё.
34. По пути наверх — небольшая экспозиция с санями и колокольчиками:
35. Колокола побольше — церковные.
36. Колокольня не очень высокая, но виды с неё довольно интересные. Вот, теперь уже сверху, Святые ворота, а дальше — Ферапонтовская и Вологодская башни:
37. Церковь Кирилла Белозерского (1780 год), пристроенная вплотную к Успенскому собору (кадра с земли почему-то не нашлось, хотя я и внутрь заходил). Эта церковь действует, и в ней хранятся мощи святого Кирилла.
38. Белозерская башня:
39. Преображенская церковь, а за ней — водная гладь Сиверского озера:
40. Здесь чувствуется простор. С колокольни слышен шум моторных лодок.
41. А за озером — леса:
43. А вон вдалеке гора Маура, стоя на которой, согласно житию, Кирилл Белозерский и увидел место, где решил основать монастырь. Я был близко к ней, но на саму гору не поднимался.
Вообще здесь довольно холмистая местность — поблизости проходит водораздел каспийского и беломорского бассейнов (а неподалёку и балтийского). Немного странно, находясь тут, представлять, что Сиверское озеро относится к бассейну Волги. В районе Кириллова проходит Северо-Двинская водная система (один из её каналов я видел из автобуса по пути в Вологду), построенная в XIX веке, а до неё здесь был волок, а значит мимо монастыря проходил и торговый путь.
44. На этом я рассказ о монастыре подведу к концу. Напоследок — ещё два вечерних снимка. Я ночевал в Кириллове и, заселившись в гостиницу, после заката пошёл прогуляться и посидеть на камне у воды.
А дальше отправимся в окрестности Кириллова, где тоже есть монастыри. Первым делом — в Горицы, где я побывал ещё в первый день, и дошёл туда из Кириллова пешком.
Крепостные стены и башни Нового города Кирилло-Белозерского монастыря
Адрес:
161101, Вологодская область
г. Кириллов, Соборная пл., д. 1
Время работы:
вт-вс с 9.00 до 18.00, кассы до 17-30
Выходные дни: пн, летом без выходных
Телефоны:
+7 (81757) 3-14-79,
+7 (921) 722-75-84 (заказ экскурсий)
Общая информация
18 Мая 1653 года царь Алексей Михайлович Романов вложил в Кирилло-Белозерский монастырь сорок пять тысяч рублей для строительства Крепости Нового города, над которой работали местные мастера — каменщики. Укрепления Нового города были выполнены в традиционном для русских крепостей стиле, характерном для европейского средневековья. Высота стен новой крепости составила почти 11 метров, длина — 732 метра, толщина — 7 метров. Стены крепости, состоящие из трех ярусов, образуют три стороны большого четырехугольника, по углам которого расположились четыре высоких башен: Московская, Белозерская, Казанская и Кузнечная. Названия башни получили от построек, находившихся рядом, или по дорожным направлениям, отходящим от монастыря. Воротные башни — Казанская и Караульная, расположились в середине восточной и северной изгороди стен «Нового города».
Уникальность угловых башен заключалась в полых кирпичный столбах, возведенных в каждой из них. На верх поднимались с помощью деревянных лестниц, которые помещали внутри столба. На самом верху столба находилась каменная смотрильня, которая давала обзор на несколько километров в окрестностях монастыря. Каменные своды установили только на нижнем ярусе, в остальном перекрытия были из дерева.
Предполагалось, что при взаимодействии бойниц со всех ярусов, цель может быть поражена на расстоянии 150-180 метров. Кучность стрельбы и вероятность попадания росла с приближением цели к стене. Если цели удалось спастись от бойниц первого и второго ярусов, то она подвергалась огню бойниц третьего яруса, а увернувшись от них, стрельбу продолжали косые бойницы. У стен Кирилловской крепости, с учетом того,что часть бойниц направлена вдоль стены, почти не оставалось живого места. Постановка огневой защиты в крепости Нового Города на то время была очень тактичной и даже образцовой.
На сооружение крепости было потрачено большое количество стройматериалов, сил и времени. Строительство продолжалось до 1680 года (примерно 30 лет). Кирилло—Белозерский монастырь стал одним из крупнейших монастырей в Европе благодаря «Новому городу» ( по площади 12 га и длине стен 2 км) и мощнейшей крепостью на Русском Севере.
Для того, чтобы монастырские строения, крепостные стены и башни приносили доход, в XVIII столетии их сдавали в аренду. Например, для паломников в стенах Косой и Казанской башнях разместили приходскую школу с мужской и женской гостиницами. Подвалы Вологодской и Белозерской башен в середине XVIII века сдавали в аренду под хранения вин. Часть монастырского укрепления в 1803 году сдавались под тюрьму и в этом же году Вологодская башня сдана под соляной магазин.
В начале ХХ столетия крепость находилась в ужасном состоянии— стены, крыши и деревянные перекрытия гнили и были частично разобраны. При руководстве архитектора В.В. Данилова в 1919 году стартовала реставрационная и противоаварийная работа. Рабочей строительной бригаде пришлось ставить деревянные контрфорсы, перекладывать лопнувшие своды, укреплять башни и фундамент крепостной стены, для предотвращения кривой осанки. Позже, в 1957 году реставрационную работу возглавил архитектор С.С. Подъяпольский. И наконец, в 1997 году крепостные стены вновь открыты для посещения. «Новый город» в полной мере олицетворяет высокий взлет русской военной архитектуры того времени.
Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание
Вход на территорию Кирилло-Белозерского монастыря бесплатный, соответственно можно без труда прогуляться по части крепости Новый город.
Приобретение билетов требуется только для внутренних посещений объектов и экспозиций в них. Стоимость входных билетов от 50 до 650 руб. зависит от объекта посещения, пенсионерам предоставляются скидки.
Билеты на все экспозиции можно приобрести сразу в кассе, расположенной в Казанской башни при входе на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. Но случае, если Вы забыли это сделать, то возвращаться ко входу нет необходимости, билет также можно купить перед каждым объектом, где требуется входная плата. Например, в здании Вологодской башни также располагается касса.
Через Вологодскую башню за небольшую плату можно и нужно подняться на крепостные стены Нового города, откуда открывается совсем другой вид на всю могущественность монастыря.






















