как называются полукруглые выступы примыкающие к храму
Словарь храмовой архитектуры
Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.
Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).
Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).
Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).
Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.
Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.
Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.
Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).
Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.
Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.
Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.
Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.
Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.
Донжон – главная башня средневекового замка.
Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.
Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.
Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.
Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.
Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.
Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.
Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.
Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.
Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.
Куб – основной объем храма.
Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.
Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.
Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.
Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.
Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.
Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.
Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.
Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.
Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.
Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.
Подклет – нижний этаж здания.
Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.
Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.
Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.
Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.
Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.
Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.
Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.
Травея – пространство нефа под сводом.
Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.
Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.
Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.
Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.
Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.
Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
Ширинка – прямоугольная впадина в стене.
Яблоко – шар на завершении купола под крестом.
Апсида
Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток. Однако существуют и двусторонне ориентированные церковные постройки с двумя апсидами — на востоке и на западе. [1]
Наиболее важная функция апсиды в храме — завершение алтарного пространства, в котором расположено горнее место. Храм имеет обычно нечётное число апсид — три или одну. Константинопольские храмы IX-XI веков часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря.
К XIV веку три апсиды в трехапсидных храмах превращаются из трех алтарей в алтарь в средней апсиде, протезис (русский «жертвенник») в северной апсиде и диаконник (или ризница) для хранения литургических облачений и богослужебных книг в южной апсиде.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Апсида» в других словарях:
апсида — апсида, абсида Примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формы в плане; этим термином почти всегда обозначаются лишь алтарные объемы. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Москва. Церковь Никиты… … Словарь храмового зодчества
Апсида — абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В… … Художественная энциклопедия
АПСИДА — (греч.). 1) полукруглая ниша со сводом у алтаря, находившаяся под отдельной крышей, на восточной стороне церквей романского стиля. 2) два крайних пункта по пути планеты или кометы, где она ближе всего или дальше от солнца. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
Апсида — Апсида. АПСИДА (абсида) (от греческого hapsis, родительный падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Появилось в христианских базиликах; в христианских… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АПСИДА — абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида алтарный… … Большой Энциклопедический словарь
апсида — выступ, точка, абсида Словарь русских синонимов. апсида сущ., кол во синонимов: 3 • абсида (1) • выступ … Словарь синонимов
АПСИДА — (абсида) (от греческого hapsis, родительный падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Появилось в христианских базиликах; в христианских храмах алтарный… … Современная энциклопедия
АПСИДА — астрах. две конечные точки орбиты, большой оси пути планеты: точки ближайшего и дальнейшего расстояния ее от солнца; первая перигелий, вторая афелий, а в лунном пути перигей и апогей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Апсида — (Apsis, absis) так называлась в церковной архитектуре раннейэпохи средних веков полукруглая, иногда многоугольная и всегда сводчатаяниша алтаря, составляющая в алтарях церквей романского стиля отдельнуюархитектурную часть под особой крышей.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Апсида — выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах – алтарный выступ. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Апсида — ориентированная на восток часть алтаря полукруглой или многогранной формы, перекрытая полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). В трехчастном алтаре может предназначаться собственно для алтаря, для ризницы и для жертвенника. Источник: СП… … Официальная терминология
Значение слова «апсида»
[От греч. ’αψίς, ’αψι̃δος — дуга, свод]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В христианских храмах апсида, как правило, представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Вместе с тем, назначение апсид может быть и иным, утилитарным или декоративным. Так, собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря окружен апсидами со всех сторон. В католических храмах в апсидах могли размещаться капеллы.
Православный храм имеет обычно нечётное число апсид — три или одну. Константинопольские храмы IX—XI веков часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря. К XIV веку три апсиды в трёхапсидных храмах превращаются из трёх алтарей в алтарь в средней апсиде, протезис (русский «жертвеник») в северной апсиде и диаконник (или ризница) для хранения литургических облачений и богослужебных книг в южной апсиде.
В западноевропейской архитектуре апсидой может называться аналогичная по форме часть внутреннего помещения храма, содержащая алтарную часть, хотя и не являющаяся внешним выступом.
апси́да
1. архит. выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой) ◆ Параллелизм со столом сказывается в том, что в храмовой базилике мы находим, так сказать, священный стул рядом со священным столом, там позади стола со «святыми дарами» был сделан в стене полукруглый свод (апсида), и в своде этом стояла кафедра, епископское кресло на возвышении, со скамейками для священников по сторонам. О. М. Фрейденберг, «Поэтика сюжета и жанра», 1935 г. (цитата из НКРЯ)
2. астрон. наиболее или наименее удалённая от притягивающего центра точка орбиты небесного тела ◆ Линия апсид совпадает с большой осью эллипса орбиты.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова урезонить (глагол), урезонил:
Внешнее Устройство Православного Храма (Общие Сведения)
Внешнее устройство православного храма
Традиционное внешнее устройство православного храма визуально нам хорошо знакомо. Однако далеко не всем известно, что подобные культовые сооружения строят по вполне определённым правилам. При этом строго соблюдают принципы православия. Причём, сама архитектурная форма сооружения и его отдельные элементы содержат ту или иную символику. А она может иного рассказать о конкретном храме. Итак, попытаемся чуть подробнее рассказать о некоторых моментах, связанных с храмостроительством. Начнём с архитектурных форм.
Архитектурные формы храмов
Православные храмы строили и строят в соответствии с символикой православия. При этом каждый элемент культового сооружения несет какую-либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.
Основные формы православных храмов
Храмы строили и строят обычно в форме, напоминающей такие геометрические фигуры, как:
Купола храма
Наверху обязательным элементом подобного культового сооружения является купол – символ Неба. Его венчает крест.
Форма и цвет купола также имеют символический смысл.
Форма куполов православного храма
По форме условно различают следующие купола православного храма:
Шлемовидная форма символизирует воинство, духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла и тьмы. Напоминает о доблести защитников Земли русской.
Форма луковицы символизирует пламя свечи, обращающих верующих к словам Христа: «Вы – свет миру».
Шатровая форма купола – уникальная, присуща только России. Символизирует небесный свет и образ Богородицы.
Гранёная форма — при которой купол содержит шесть, восемь, двенадцать либо иное количество граней. Символизирует небесный цвет и красоту Рая и образ Богородицы.
Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у Собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, свидетельствует о красоте Рая (Небесного Иерусалима).
Разумеется, существуют и другие классификации форм куполов.
Цвет и значение куполов православного храма
Цвет купола (куполов) имеет важное значение в символике храма.
Золотой цвет
Чаще всего в православной традиции купола делают золотыми. Изначально на них наносилось сусальное золото.
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий.
Следует отметить, что ныне повсеместно вместо золота используют менее затратную технологию покрытия куполов нитридом титана.
Синий цвет
Синие купола (в том числе, со звёздами) традиционно устанавливают на церквях Рождества Христова или над храмами, посвященными Богородице. Если символическое значение связано со Спасителем, то это олицетворение Вифлеемской звезды, напоминающей о рождении Христа от Девы Марии. Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.
Зелёный цвет
Зеленый цвет в христианской традиции является олицетворением Святого Духа. Поэтому такие купола возводят, как правило, над храмами, посвященными Святой Троице.
Серебряный цвет
Иногда можно встретить серебряные купола, символизирующие святость и чистоту. Как правило, такие храмы построены в честь конкретных святых.
Храмы, посвященные святым, могут быть увенчаны также зелеными куполами.
Чёрный цвет
Еще реже встречаются чёрные купола. Данный цвет в православной традиции тесно связан с монашеством. Поэтому такие купола преимущественно встречаются в храмах, расположенных на территории монастырей (либо бывших обителей). Хотя бывают и исключения, поскольку жизнь течёт и всё меняется.
Разноцветные
Существуют даже разноцветные купола, которые, пожалуй, встречаются реже всего. Это символические свидетельства красоты Небесного Царства. Ярким примером могут служить прекрасные купола знаменитого Покровского Собора, именуемого чаще всего также Собором Василия Блаженного. Того самого, всемирно известного, что расположен в Москве, на Красной площади.
Значение количества куполов православного храма
Некоторые храмы имеют не один, а несколько куполов. При этом количество куполов также имеет символическое значение.
Так:
Внешнее устройство православного Храма (примерная схема)
Представленные ниже примерная схема внешнего устройства православного Храма содержит лишь самые общие сведения. Но они дают определённое представление об устройстве подобного культового сооружения. Следует также иметь в виду, что представленные для обозрения отдельные архитектурные составные части и элементы органично объединены в единое целое. Причём это единение — итог исторически сложившихся многовековых принципов храмостроительства.
Некоторые архитектурные элементы храма
Ниже приведены определения отдельных деталей и элементов архитектурных сооружений, в основном, с внешней стороны сооружения. Надеюсь, что они помогут лучше понять внешнее устройство православного храма.