как называются церкви без икон
ПЛОДЫ ЭКУМЕНИЗМА И ОБНОВЛЕНЧЕСТВА. В Москве п.Кирилл освятил храм без иконостаса
Не понятно правда, что это даст для цели миссионерства? То, что люди смогут подсматривать, что делается в алтаре? Не вытворяют ли там священнослужители чего-то неподобающего во время совершения литургии?
Очевидно, что служение с открытым алтарем не даст никакого миссионерского эффекта. Большинство мирян и так уверены, что священник чем-то занят у Престола. Неужели для того, чтобы узнать, чем именно священник там занят, надо просто упразднить иконостас, как это практиковали обновленцы в 1920-х гг., и как, по-видимому, пытается возродить практику обновленцев нынешнее церковное священноначалие?
С точки зрения обновленцев, в том числе и современных, традиционный высокий иконостас не нужен, ибо он недемократично отделяет одно священство, которое у престола в алтаре, от другого «священства», которое не у престола. Везде должно сохраняться равноправие, с которым наличие в Церкви иерархии, иконостаса, «секретных» молитв и прочего – несовместимо и недопустимо, ибо недемократично!
Если же ради туманных «миссионерских целей» изменять всё, для того чтобы всё было видно и понятно, то нужно служить, как католики мессу – без иконостаса и лицом к народу (так, кстати, в 20-х гг. ХХ века служил обновленческий епископ Антонин Грановский в Заиконоспасском монастыре). Но тогда мы лишимся того великого богословского и символического смысла всех литургических действий, который вложен в наше богослужение.
Если религиозное сознание православных верующих привыкло окружать особым благоговением то место, где совершается величайшее из таинств – святая Евхаристия, то реформаторы-обновленцы 1920-х гг. требовали открыть алтарь и даже перенести престол из алтаря на середину храма, чтобы действия священника были видны молящимся. Именно так и совершал богослужения, в частности, епископ Антонин (Грановский) в Заиконоспасском монастыре, выдвинув престол из алтаря на солею.
На «соборе» Союза «Церковное возрождение» Антонин говорил:
«Народ также требует, чтобы он мог созерцать, видеть то, что делает священник в алтаре во время богослужения. Народу хочется не только слышать голос, но и видеть действия священника. Союз «Церковное возрождение” дает ему требуемое» (Труды первого Всероссийского съезда или Собора Союза «Церковное возрождение». М., 1925, с. 25).
Антонин (Грановский) рассказывал, как он предлагал в 1924 году верующим похлопотать у власти открытие одного храма, но с условием: принять русский язык и открыть алтарь. Верующие обратились за советом к Патриарху Тихону. Святейший Тихон ответил: пусть лучше церковь провалится, а на этих условиях не берите.
Антонин говорил по поводу высказывания Патриарха Тихона:
«Посмотрите на сектантов всех толков. Никто не устраивает в своих молельнях скворечников. Все католичество, вся реформация держит алтари отгороженными, но открытыми. Вот эти два наших приобретения: русский язык и открытый алтарь представляют два наших разительных отличия от старого церковного уклада. Они так претят Тихону, то есть поповству, что он рад, чтобы такие церкви провалились».
Другая обновленческая организация «Свободно-трудовая церковь» – СТЦ, основанная в 1922 г. и ставившая задачу революционного преобразования внутренней и внешней сторон церковной жизни при том, что «Церковь должна принять великий смысл мировой революции, имеющей целью… создание единого бесклассового общества, что отвечает евангельскому идеалу» («Известия ВЦИК». 2.12.1922), требовала упрощения системы богослужения, ликвидации дорогого церковного убранства, а также уничтожения в храмах иконостасов.
Неообновленцы конца 1990-х гг. разделяли мнение своих духовных предшественников начала ХХ века.
Священник А. Борисов:
«Когда-то, в 20-е годы, смелый реформатор епископ Антонин Грановский пытался ввести служение литургии с престолом, поставленным посередине храма, с чтением вслух всем народом евхаристических молитв. Тогда это вызвало насмешки церковных снобов. Но может быть, это не так уж и смешно? Быть может, пройдет какое-то время, и наши потомки будут недоумевать, как могло случиться, что… миллионы христиан на много веков были отгорожены иконостасом… Очевидно настало время подумать о том, не будет ли служение литургии, подобное возобновленному епископом Антонином, способствовать более полному и сознательному участию всех находящихся в храме в Евхаристии» (Побелевшие нивы, с. 175–176).
Священник Г. Кочетков:
«…Я решил для себя принципиальный вопрос – как служить. Я решил: надо служить по совести. Надо мной нет никого (!), я свободен… Все, что я делал, воспринималось как само собой разумеющееся: и русский язык, и отсутствие иконостаса…» («Новая Европа». 1992, № 1, с. 79). «Клир не должен быть отделен от остального народа Божьего, как и алтарь от остальной церкви. Вероятно этому будет способствовать установление в новых храмах низких иконостасов и служение при отверстых царских вратах… Неуместны в этом контексте и «тайные” от народа Божьего молитвы… Их надо читать вслух» («Православная община». 1995, № 28, с. 46). «Когда алтарь оказался в храме отдельным помещением, когда высокий иконостас совершенно закрыл его, там стали твориться вещи, подчас непотребные» («Православная община». 1995, № 30, с. 73).
Архимандрит Зинон (Теодор) в альманахе «Хрiстiанос» (1996, V, с.146) заявлял:
«Может быть, это странно будет услышать из уст иконописца, но я бы иконостас и вовсе упразднил» (видимо без него проще служить латинские мессы с католиками, как это практиковалось в монастыре этого известного иконописца).
Церковь призывает каждого верующего, взирая на традиционный иконостас, созерцать всё домостроительство нашего спасения, начиная от времен пророческих и вплоть до раскрытия новозаветных истин после воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и тем самым возвышать наш ум и сердце от земного к небесному. Слежение же за спиной священнослужителя и за его перемещениями в алтаре не способно оторвать ум и сердце от земных реалий к восприятию небесных откровений; и сама молитва из области внутреннего сосредоточения переходит в область обычного наблюдения, т. е. как таковая упраздняется. То же самое происходит при взирании на модернистский «иконостас» без икон.
Чтобы не потакать распространению порочной обновленческой литургической практике под видом «миссионерства», православные верующие должны благоразумно ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ПОСЕЩЕНИЯ ТАКИХ ХРАМОВ. в т.ч. с низкими иконостасами, по сути своей иконоборческих (церковь св. Александра Невского при МГИМО, церковь в честь Феодоровской иконы (Феодоровский собор) в Санкт-Петербурге и др.).
Зачем нужны иконы? Это же идолы!
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
В Библии сказано: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им». Для чего в церкви иконы, ведь это явное нарушение слова Библии!
Объясните мне, неразумному, Бога ради!
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Согласно оросу, то есть официальному документу, определению Седьмого Вселенского Собора, мы, православные христиане, не поклоняемся иконам.
Иконам мы поклоняемся относительно, а не богослужебно. То есть мы не поклоняемся самой иконе, но, глядя на икону, обращаемся с молитвой к тому, кто на ней изображен, восходя от образа (иконы) к первообразу (самому святому, Богу или Матери Божией) читать далее
В общем, мы не поклоняемся и Святым, на них изображенным. Ведь молимся мы не Святым, а Господу. Ведь суть молитв ко Святым состоит в том, что мы просим святого помолиться вместе с нами Богу о том, чтобы он исполнил то, о чем мы просим, если это будет Ему угодно. Например, молясь перед иконой преподобного Сергия Радонежского, мы просим: «Преподобный отче Сергий, моли Бога о нас!». В силу того, что некоторые Святые, как, например Сергий Радонежский, претерпели в земной жизни тяготы в учении, он лучше понимает наши трудности в учёбе. А иконы для нас служат для молитв Святым, которые во время своей земной жизни достигли святости, и, следовательно, их бессмертные души находятся «ближе» к Богу.
Что такое икона? Икона для нас лишь «стекло», через которое мы должны «видеть» солнце – Господа. Язычники верят иначе: они не признают Единого Бога и считают возможным в равной степени молиться самым разным божествам, оказывая всем им равные почести читать далее
Почему православные почитают иконы? (+ВИДЕО)
Порой нас, православных христиан, обвиняют в том, что мы – идолопоклонники, поскольку поклоняемся дереву – так называют иконы. Почему в Православии утвердилось иконопочитание? Что для нас икона? И разве Библия не запрещает поклоняться изображениям? На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.
Отрицающие святые иконы обычно ссылаются на Священное Писание – Книгу Исход, где сказано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх. 20: 4–5). Как кажется этим людям, здесь прямо содержится запрет делать изображения и того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. Однако в Священном Писании мы находим описание иерусалимского Храма, который был построен по прямому Божиему указанию – 3-я книга Царств, глава 6, стих 29. Читаем: «И на всех стенах Храма кругом сделал резные изображения херувимов…» А где обитают херувимы? – На небе. Далее: «…и пальмовых дерев, и распускающихся цветов, внутри и вне…» А дерева, цветы где растут? – На земле. Как видим, в иерусалимском Храме, построенном по воле Бога, были изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу. И когда освящался Храм, благодать Божия так наполнила это святое место, что какое-то время люди не могли там даже находиться.
В чем же тогда смысл этого запрета: «Не делай себе кумира и никакого изображения»? Заповедь о кумирах надо читать не с 4-го, а с 3-го стиха 20-й главы книги Исход, где сказано: «Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим», – и далее дается запрет на изображения других богов. А каким божествам, которые на небе, вверху, поклонялись древние язычники? – Солнцу, звездам, Луне. Язычники обожествляли их. А кому из «тех, кто на земле»? Поклонялись гадам, пресмыкающимся, разным животным. И Библия дает запрет на поклонение всем этим существам и, естественно, на изображения их.
Надо понимать и огромную разницу между священным изображением и тем, что мы называем идолом. Апостол Павел пишет в одном из своих посланий: «Идол в мире – ничто» (1 Кор. 8: 4). Что значит: идол – ничто? Есть статуя Зевса. Но разве в духовном мире какой-то Зевс существует? Конечно, нет. Есть статуя Артемиды Эфесской. А разве в духовном мире существует Артемида Эфесская? Конечно, нет. Идол – ничто, потому что никакая духовная реальность за ним не скрывается, кроме бесов. Сказано, что в идолах обитают бесы (1 Кор. 10: 20). А священное изображение херувима в Храме указывало на реальное существование Божиих ангелов, херувимов, как и изображение Христа в церкви указывает на реального Христа, в Которого мы верим. Поэтому между священным изображением и фантазией идолопоклонников – целая пропасть. Одно есть образ, указывающий на Первообраз, другое, идолы, – в мире ничто, потому что никакая реальность за ними не скрывается.
Икона отсекает наше чувственное субъективное восприятие той или иной божественной реальности
Почему важно иметь иконы? Икона отсекает наше чувственное субъективное восприятие той или иной божественной реальности. Я как-то беседовал с одной очень верующей женщиной, по вероисповедованию евангельской христианкой, и задал ей вопрос: «У вас нет икон, а как же вы молитесь?» Эта женщина, очень искренняя, ответила: «Христос у меня в сердце, и я Ему молюсь». Тогда я спросил: «Скажите, а как Он выглядит?» Она очень смутилась, но я попросил все-таки ответить на этот вопрос и услышал: «Он такого небольшого роста, рыженький». – «А Он вам кого-нибудь напоминает?» – «Да, в молодости я знала одного бухгалтера, он очень похож на Него…» Субъективное человеческое восприятие духовной реальности искажено, потому что в результате грехопадения наиболее пострадал чувственный аппарат человека (Мф. 15: 19). И доверять своим фантазиям, галлюцинациям – очень опасно. А икона – это образ, явленный святому человеку, который или сам написал икону, или руководил иконописцем, ее писавшим, а все последующие иконописцы делали список. Икона – это бесстрастное видение духовной реальности, и это очень помогает нам, особенно во время молитвы.
И другой важный аспект. Обычно, когда мы общаемся с людьми других вер и заходит вопрос об иконах, я обращаю внимание на то, что и у них тоже есть изображения. К примеру, в журналах «свидетелей Иеговы» «Сторожевая башня», в других изданиях есть же изображения Христа, апостолов, пророков… Когда я указываю на это обстоятельство, мне говорят: «Но мы же не поклоняемся этим изображениям». Говоря об иконопочитании, мы ведем речь о двух позициях: первая позиция – можно ли иметь изображения, а вторая – можно ли почитать эти изображения. Кстати, мы, православные, никогда по отношению к иконам не используем термин «поклонение», но только «почитание», то, что в нашей традиции называется «почитательное поклонение». И если касаться первой позиции, то очевидно: изображения есть у всех. Евангельские христиане распространяют детские Библии, в которых очень много изображений, у других мы видим иллюстрации в журналах, брошюрах, иных изданиях. Отвечая на вопрос, можно ли почитать эти изображения, мы открываем книгу Исход, глава 3, стихи 1–5, стих 5 – ключевой, на который мы обратим особое внимание:
«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: “Пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает”. Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: “Моисей, Моисей!” Он сказал: “Вот я”…» И – внимание! – сейчас будет стих 5, очень важный для нас: «…И сказал Бог: “Не подходи сюда, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”».
Сразу возникает вопрос: а почему земля стала святой? Что, изменился ее химический состав? Когда я задаю такой вопрос представителям разных неправославных христианских направлений, они отвечают: «Там присутствовал Господь». Тогда я смотрю на их лакированные ботинки и говорю: «Разувайтесь. Бог – вездесущий. Вот, об этом говорится в Псалтыри, псалом 138, стих 7 и далее: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя”. Бог вездесущий. Так почему земля стала святой? Ведь сказано Моисею: “Сними обувь с ног твоих”. Причина: “Ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая”». Возникает естественная пауза, и неправославные мне отвечают – с точки зрения православной традиции: «Всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи».
Всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи
Да, всякий раз, когда Бог проявляет Свое присутствие через посредство материи, происходит освящение этой материи. Бог проявлял Свое присутствие в иерусалимском Храме, и псалмопевец Давид говорит: «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему» (Пс. 5: 8).
Благодать Божия многоразлично и многообразно действует в этом мире – она может действовать даже через одежду святых угодников Божиих. В книге Деяний святых апостолов сказано: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 11–12). Благодать Божия может действовать даже через останки, через мощи святых угодников Божиих – об этом мы читаем в 4-й книге Царств: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13: 21). А что же воскресило этого человека? Кости? Конечно, нет. Благодать Духа Святаго, которая почивала – где? – на костях Божиего пророка. Здесь четко обозначен этот момент: «И он при падении своем коснулся костей» пророка Елисея, ожил и встал на ноги свои.
Для нас икона – это священное изображение. А все посвященное Богу заслуживает почитательного поклонения. В книге пророка Даниила рассказывается, как правитель Валтасар использовал не по назначению сосуды из дома Господня, хотя, с точки зрения формальной протестантской логики, чашка – она и есть чашка. Но в ту же ночь Бог умертвил Валтасара и его людей за то, что они непочтительно относились к священным сосудам, попустил им быть убитым (Даниил 5 глава). В Библии рассказывается, как некий муж, по имени Оза, увидел, что Ковчег Завета накренился, когда его переносили, и он дерзкой рукой решил поддержать его – и в тот же момент пал мертвым на землю (2 Цар. 6: 7).
Мы почитаем Господа в Его чудесных явлениях – через святые места, через освященные вещи Его угодников, через святые иконы, которые есть очень важное напоминание о Божественном и являют нам именно правильное восприятие духовной реальности, не связанное с нашими субъективными чувствованиями. Иконопочитание ни в коей мере не противоречит слову Божию. Напротив, Священное Писание устанавливает значимость этого почитания, которое направлено на прославление Бога и Его святых.
Данная серия статей основана на данных из библии и не является моими выдумками, я сам не религиозен но достаточно хорошо разбираюсь в библейских вопросах.
Читая эту серию статей вы должны помнить о том что библия это просто книга на которой основано христианство а следовательно и православие, потому библию будем считать за основу.
Если допустить что библия изменялась людьми для выгоды и мы получили ошибочный трактат то в таком случае религия не имеет смысла вообще, поскольку в таком случае любая конфессия будет основываться на лжи.
А поскольку мы решили взять библию за «эталон» то отклонятся от нее не будем.
Очень многие люди считают православие самой правильной веткой религии, и в этом они ошибаются. Дело в том что православие далеко отошло от библии и от христианства в целом. На протяжении всех статей по библии я докажу то что мои доводы верные.
В этот раз хотел бы обсудить иконы и их отношение к библии.
Что же плохого в иконах? дело в том что иконы это продукт православия и языческих традиций. В библии поклонение иконам категорически запрещено, на этот счет есть заповедь. Я думаю все вы помните 10 заповедей ну либо слышали о них, и вот одна из них гласит:
3. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
4. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5. не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня…
(Книга Исход 20:3-5)
Очевидно что речь идет о том что нельзя делать себе никаких изображений для поклонения.То есть имеется в виду что не поклонятся тому что на небе (бог,ангелы, птицы да что угодно).
Далее есть повторная заповедь:
15. Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь
на Хориве из среды огня,
16. дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого либо кумира, представляющих
мужчину или женщину,
17. изображения какого либо скота, который на земле, изображения какой либо птицы крылатой, которая летает под небесами,
18. изображения какого либо гада, ползающего по земле, изображения какой либо рыбы, которая в водах ниже земли;
19. и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам
под всем небом.
(Книга Второзаконие 4:15-19)
Так же указано что нельзя делать изображений мужчины либо женщины и поклонятся им.
Что же делают православные? верно, все это нарушают.
Почему это так? а давайте определим. а на какой картинке изображен Бог либо Иисус? ответьте в комментариях, ведь на каждой картинке они разные.
Прикольно не так ли? всегда по разному изображен. и в наше время есть много похожих людей.
Вот возьмем в пример ВАС.
Вот вам было бы приятно чтобы у вас были фанаты, чтоб вас боготворили но при этом лично вам никто бы не звонил и не писал а поклонялись рисункам где якобы изображены вы, но на вас не было бы похоже вообще.. думаю нет.
Люди сознательно игнорируют эти заповеди и делают то что им говорят.
7. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
8. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли,
9. не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня…
(Книга Второзаконие 5:7-9)
Некоторые люди могут возмутится мол «А что нам делать? как молится надо если иконы под запретом?»
Не переживайте, на этот счет есть ответ в Библии.
10. Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того.
(Даниил 6:10)
А вот немного Евангелия от Матфея
39. И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты.
(Св. Евангелие от Матфея 26:39)
5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
9. Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь».
(Св. Евангелие от Матфея 6:5-13)
Примерно так это должно происходить, не перед иконами а просто так закрыв глаза молится богу и не создавать себе изображений.
Жаль что православие сильно искажает смысл библии и портит впечатление о верующих людях.
Естественно это не агитация становится верующим, более того я сам не являюсь таким.
Просто в наше время множество людей заблуждаются в выборе и слепо верят обманщикам которые говорят что православие на 100% верное верование.
Выводы делайте сами, это было мое мнение основанное на библии и здравом смысле. Задумайтесь, учений основанных на библии множество и каждый трактует их как хочет. Ключ к верной трактовке состоит в том чтобы прочитать библию самим если вы верующий человек.
Не забывайте о том что уж лучше не ходить в церковь где искажают библейский смысл, чем ходить и поддерживать мракобесие.
Это серия статей, их более 6.
прочитал текст, как-будто к протестантам опять сходил
А вообще рисовать можно всякое? А то написано немного не однозначно. может рисовать все вообще нельзя?
Я заметила, что православные христиане массово отвергают ветхий завет, соответственно, все что там написано. Хотя я не уверена откуда эти куски были взяты.
Ну и кого ты учить собрался? Пацаны в рясах две тыщи лет успешно стригут овец.
Судя по теме и тексту, сектант, ИМХО. Они любят большие выписки из Библии, подобранные так, чтобы запутать. На самом деле, ТС, этот вопрос здесь интересен минус десяти людям примерно.
ТС думаю нужно исходить из истории соборов. Так например тот же самый символ веры был принят на них, в виду увеличивающихся течений. Более того на соборах как правило были предложения которые обсуждались на следующих. Так вот иконы были приняты на одном из них но следующего собора не было, поэтому иконопочитание которое перетекло в иконопоклонение не было принято, скажем так общей церковью.
В библии есть понятие памятных знаков, для кого то камень, кому-то могила, иным колодец. Соответственно иконы как бы могут быть такими же памятными вещами. Но! Почему тогда икона владимирской богоматери почитается больше чем какой-то там икона рязанской богоматери? И в этом как раз и весь абсурд иконопоклонения
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)
Эпос о Гильгамеше в переводе Николая Гумилева.
Мои прошлые посты по теме
1) Как звали жену библейского Бога и сколько у них было детей. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
2) Пост про пророчество о городе Тире. Спойлер: Тир должен был быть уничтожен. По словам верующих пророчество сбылось с невероятной точностью. Но город стоит. Как так вышло?
3) Пост о том, как Павлу Аллепскому пришлось лобызать собачью голову Святого Христофора, внезапно найденную в московском Кремле.
Как звали жену библейского Бога и сколько у них было детей. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
История эволюции библейского бога из языческих культов Ближнего Востока является одним из наиболее конфликтных и провокационных направлений религиоведения и истории Древнего мира. Медиа и массовая культура изобилуют тоннами эзотерических фантазий на тему библейских заговоров, в то время как реальные исследования историков и археологов, не менее шокирующие и захватывающие, чем художественные блокбастеры, такие как Код да Винчи Дэна Брауна. Давайте вместе с вами проведём небольшое расследование, из которого вы своими глазами увидите, как корректировался текст Библии, чтобы скрыть языческое прошлое библейского бога и почему приходится переписывать Библию даже сегодня.
Также вы узнаете, как недавние открытия археологов, лингвистов и историков раскрыли следы интриг в ханаанском пантеоне бронзового века, которые могли привести к тому, что таинственный Яхве и семитский бог Элоах (если вам показалось, что это имя похоже на слово «Аллах», то вам не показалось) превратились в одного бога, его дети-боги превратились в ангелов, а образ жены Элоаха-Яхве стал главным символ иудаизма, и как всё это в итоге 2500 лет назад могло положить начало монотеизму, который сегодня исповедуют 79% россиян.
Судя по всему данная тема может причинить душевное беспокойство представителям практически всех авраамистических религий сразу, поэтому давайте отметим, что речь здесь пойдет не о реальных богах, а о мифологических персонажах семитских народов бронзового века. Возможно религиозным людям стоит поберечь нервы и не читать данный пост. Мне не раз приходилось слышать, как религиозные проповедники часто утверждают, что текст Библии невероятно точен, а распускаемые атеистами слухи о переписывании Библии в прошлом являются чушью: неизменность текста Священного Писания подтверждается текстами Кумранских свитков, которые «не 100% идеально, но абсолютно» (фраза доктора философии и евангелиста Александра Болотникова в видео на 29:40) совпадают с современными переводами Библии.
Qumran. Место, где были найдены свитки Мёртвого моря с самыми древними копиями текстов Ветхого завета, датируемыми периодом III века до н. э. по I век н. э. Иллюстрация Balage Balogh с сайта Archaeology Illustrated.
Эпизод 1. Таинственный стих в Библии.
Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Втор 32:8-9
Это Синодальный перевод. На английском языке в классическом переводе Библии короля Якова в целом мы видим тоже самое:
When the most High divided to the nations their inheritance, when he separated the sons of Adam, he set the bounds of the people according to the number of the children of Israel. For the LORD’s portion is his people; Jacob is the lot of his inheritance. Deuteronomy 32:8–9
А теперь давайте посмотрим на церковнославянский перевод:
егда разделяше вышний языки, яко разсея сыны адамовы, постави пределы языков по числу ангел божиих,
и бысть часть господня, людие его иаков, уже наследия его израиль:
Но это ещё не самое интересное. Ответ на вопрос о том, кем именно оказались эти божественные сыновья библейского Элохим дало другое археологическое открытие. Но чтобы понять, о чём идёт речь нужно сделать пару пояснений и сказать несколько слов о том когда, как и где была написана Библия.
Qumran, Cave 1. Иллюстрация Balage Balogh с сайта Archaeology Illustrated.
Эпизод 2. Почему бог Библии говорит о себе во множественном числе?
Moses on Mount Sinai on a Memorable Occasion. View Based on Actual Early Morning Photo Taken at the Summit. Иллюстрация Balage Balogh с сайта Archaeology Illustrated.
Эпизод 3. Кто написал Библию?
Точнее нас интересуют первые 5 книг Библии, то что называется Пятикнижие Моисеево или Тора в иудаизме. Это базовые книги Библии, в которых рассказывается о сотворении мира и раскрывается смысл существования людей и основы их взаимоотношения с богом. Согласно традиционному религиозному представлению эти книги были написаны Моисеем после исхода евреев из Египта и после откровения бога Яхве на горе Синай. По традиционным оценкам Моисей жил в где-то в промежутке между XV и XII веками до н.э. Христианские теологи часто говорят о том, что монотеизм внезапно появился около XII века до н.э. в среде малограмотных еврейских племен задолго до появления религий осевого времени (буддизма, зороастризма, рациональной философии греков и так далее). Никак кроме как чудом это объяснить нельзя.
Но если не Моисей, то кто написал Библию?
Ещё в конце XVIII века появилась так называемая документальная гипотеза. Исследователи заметили, что многие фрагменты Пятикнижия повторяются два раза. Два раза рассказывается о сотворении человека (Быт 1:27 и Быт 2:7), два раза о сборе Ноем животных для ковчега и так далее. Эти фрагменты не всегда совпадают. Например, в одном случае Ной взял на ковчег по паре животных (Быт. 7:8-9), в другом по 7 пар (Быт. 7:2). Причем в одна часть этих повторяющихся фрагментов, как заключили исследователи, связана с использованием имени бога Яхве, а другая Элохим. Из этого был сделан вывод, что Пятикнижие на самом деле является компиляцией двух, имевших место примерно в начале 1 тыс. до н.э., традиций. Они получили названия Яхвист и Элохист. Кроме этого, вероятно последняя книга Второзаконие была написана независимо. Собственно в 4Цар 22:8-11 говорится о том, что первосвященник Хелкия при ремонте Иерусалимского храма случайно (но мы то знаем 😉 нашёл некую книгу Закона. Это случилось при царе Иосии в VII веке до н.э. При нём, предположительно, была проведена религиозная реформа, во время которой существующие традиции были сведены вместе и оформлены в монотеистический культ бога Яхве.
Вот примерно такую диспозицию среди религиозных и светских религиоведов и историков мы имеем.
Temple of Solomon, Interior 10th Century BC. Несмотря на то, что первый Иерусалимский храм, построенный Соломоном, широко известен в массовой культуре археологические доказательства его существования так и не были обнаружены и здание не упоминается в сохранившихся внебиблейских источниках. Археологи Финкельштейн и Сильберман утверждают, что первый еврейский храм в Иерусалиме был построен только к VII века до н. э., примерно через 300 лет после Соломона. Обратите внимание на существ изображенных на стенах храма. Вероятно так и выглядели ангелы-херувимы изначально, а само слово херувим, вероятно, происходит от ассирийского слова kâribu, которым обозначали быкообразных крылатых колоссов шеду. По крайней мере так считают современные историки.
Эпизод 4. Чем занимался Элоах до появления евреев
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь [Бог твой] без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.
Втор 5:11
лекции Емельянова «Ближневосточные религии»). А еще у него была жена, которую звали Ашера.
Ugarit, Syria, The Royal Palace, 1200 BC. В течение последующих пары десятков лет некогда процветающий город будет разрушен и заброшен навсегда до того как в 1920-х годах его не раскопают археологи. Место в котором время застыло в 1200 году до н.э. Иллюстрация Balage Balogh с сайта Archaeology Illustrated.
Эпизод 5. Дети Элохим и совет богов в Библии
Вернемся к нашему таинственному фрагменту Втор 32.8.
Когда Всевышний (Эль-Эльон) давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов божьих (элохим); ибо часть Господа (Яхве) народ Его, Иаков наследственный удел Его.
Что же это за дети элохим? Этот фрагмент отсылка к сюжету из книги Бытие. После Всемирного потопа Бог делит Землю между потомками Иафета (14 человек), Хама (30 человек) и Сима (26 человек) см. Быт. 10. Именно там мы можем узнать число детей Элохима, которому соответствует число народов. Их 70. А знаете у кого еще было 70 детей?
А из таблички KTU ² 1.40 мы узнаем, что у угаритских богов Эля и Ашеры было 70 детей. Прям как у библейского бога. Обратите внимание, что в оригинале фрагмент Втор 32:8 бог назван словом Эль Эльон. То что переводят как просто Всевышний на самом деле читается как Эль Всевышний. А еще он возглавлял совет богов. Удивительное совпадение, и библейский Эль тоже возглавляет совет богов («собрание богов», в KTU² 1.15.II.7). Вы наверное подумали, что я сейчас исказил слова Библии, говоря о совете богов в Библии. Каждый же знает, что авраамистические религии отвергают существование других богов. А вот и нет, это дословная цитата Священного писания.
Песнь Асафа. Господь поднялся посреди богов и суд Свой произнёс на их собрании:
то пусть господин его приведет его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
очередное упоминание множественности богов в Библии, которое по мнению теологов означает совсем не то, что вы видите.
Вот например, в современном переводе РБО боги превращаются в конкретного Бога.
Если так случится, пусть хозяин поставит раба перед Богом, у двери или у деревянного косяка двери, и проколет ему ухо шилом, и тот раб будет служить хозяину всю свою жизнь.
А в английском варианте короля Якова это вообще судьи.
Then his master shall bring him unto the judges; he shall also bring him to the door, or unto the door post; and his master shall bore his ear through with an aul; and he shall serve him for ever.
Вспомните это, когда вам будут рассказывать о невероятной точности Библии и том, что переписчики не допускали искажений.
Давайте в очередной раз взглянем на фрагмент, который мы разбирали изначально. При чтении на русском языке из виду может ускользнуть тот факт, что в данных стихах используются разные имена бога. Я отметил их в скобках.
Когда Всевышний (Эль-Эльон) давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов божьих (элохим); ибо часть Господа (Яхве) народ Его, Иаков наследственный удел Его.
Этому толкованию можно найти подтверждение в еще одном стихе Библии.
Глядя на небо, видя солнце, луну и звезды, все небесное воинство, не поддавайся соблазну – не поклоняйся им, не служи им! Господь, ваш Бог, предназначил их для всех прочих народов под небесами.
В контексте сынов божьих нельзя не вспомнить ещё один крайне неоднозначный стих из книги Бытия.
Божьи сыновья увидели, что девушки были красивы, и стали брать их в жены, кто какую пожелает. Женщины рожали детей. В те времена и позднее на земле жили исполины, знаменитые с древних времён герои.
Быт 6:2
Комментарии здесь излишни. Христианские толкования можно почитать здесь.
На основание выше изложенных фактов многие историки, такие как с.н.с. Института востоковедения РАН Евгения Смагина, приходят к выводу, что религия евреев прошла через стадию монолатрии, когда существование других богов не отрицается, но допускается поклонение только национальному богу. За сотни лет до окончания формирования Торы фараон Эхнатон установил культ единственного божества Атона в Египте, что является ярким примером внезапно возникшей монолатрии. Но почему то здесь христианские богословы не видят сверхъестественного чуда. В пользу монолатрии могут быть интерпретированы также другие стихи Пятикнижия. Например, в Исх 12:12 речь идёт о богах египетских.
да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Исх 20:3
Некоторые авторы считают, что фраза «передо мной» в конце заповеди указывает на то, что могут существовать не только другие боги, но и что их можно уважать и поклоняться до тех пор, пока они меньше Яхве. Правда современный русский перевод РБО, вышедший в 2011 году, решил эту проблему просто убрав фразу «пред лицем Моим».
Не поклоняйтесь никаким другим богам кроме Меня.
и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их. Ис 37:19
При этом есть явные указания на то, что книга пророка Исаии была написана разными людьми в разное время. При чём часть из текста может быть создана в период не ранее VI века до н.э., поскольку в тексте упомянут Кир Великий, живший собственно в VI веке до н.э. Давайте ещё раз вспомним утверждение христианских богословов о том, что Библия невероятно точна и практически не подвергалась изменениям.
Документальная гипотеза также позволила многим исследователям необремененным религиозной верой предположить, что изначально среди евреев существовало два независимых культа: культ Яхве и культ Элохима, который мог быть представлен целым пантеоном семитских богов.
Sons of Jacob. Внук праотца Авраама Иаков в одном из эпизодов книги Бытия получил имя Израэль, которое переводится как что-то там Эль. Его потомков, ушедших в Египет тоже было 70 (Исх 1:5). Иллюстрация Balage Balogh с сайта Archaeology Illustrated.
Эпизод 6. Жена Эля Ашера ушла к Яхве?
Если с Элем и его детьми всё относительно понятно, то происхождение Яхве теряется в веках. Несмотря на толкование Втор 32:8 как упоминания Яхве в качестве одного из детей Эла, Яхве не удалось найти в угаритском пантеоне. Исследователи выдвигали разные версии происхождения Яхве. Например, предполагалось, что Яхве возник как персонификации одного из эпитетов Эля или других богов (см. лекции Емельянова «Ближневосточные религии»). Но никаких убедительных подтверждений этому нет. Более убедительно, что Яхве пришлое с юга, возможно из северной Аравии, божество.
Кстати, ещё не забыли про жену Эля Ашеру? В 1970-е годы израильские археологи раскопали крепость Кунтиллет-Аджруд VIII века до н.э. в северной Синайской пустыне. Надписи и иконография по утверждениям археологов являлись свидетельством поклонения богине израильтян богине Ашере. Обнаруженные надписи на керамики порождают совсем крамольные мысли. Подпись гласит: «Яхве Самарийский и его Ашера». Также упоминается «Яхве Фемане и его Ашеры». Это может свидетельствовать о том, что Яхве в VIII веке до н.э. имел локальные варинты. Примерно как, Зевс Олимпийский, Зевс Критский или Дева Мария Гваделупская и Богоматерь Кармельская. Это позволило некоторым исследователям интерпретировать Шма (отрывок из Торы утверждающий единственность Бога) как утверждение о единстве именно различных локальных ипостасей Яхве, а не отсутствии других богов.
Слушай, Израиль: Господь (Яхве), Бог наш, Господь (Яхве) един есть;
Втор 6:4 (Шма)
Религиозные учёные настаивают, что слово ашера на артефактах из Кунтиллет-Аджруд на самом деле означает не личность, а обрядовое место, так как притяжательные местоимения не употреблялись в древнееврейском перед именами собственными. В то время как в Библии упоминаются ашеры в смысле культовых мест, священных языческих рощ.
и изломал статуи, и срубил дубравы, и наполнил место их костями человеческими.
Как будто никакой Ашеры в Синодальном переводе и нет.
А вот современный русский перевод РБО, опирающийся на традиции перевода ближневосточных текстов древности, дает уже такой вариант этого же стиха:
Царь Иосия разбил все памятные камни, срубил столбы Ашеры и засыпал это место костями мёртвых людей.
Ну хорошо, давайте согласимся с тем, что ашера это священная роща. Мы даже сами можем увидеть на фрагменте угаритской керамики XII века до н.э., найденной при раскопках Тель Лахиш, как имя богини Ашеры связано с образом священного дерева. Посмотрите на дерево Ашеры-Элат между двумя козами на рисунке фрагмента керамики ниже.
Постойте, постойте. Что-то мне это дерево между козами напоминает.
А это герб современного Израиля. С изображением ашеры и подписью внизу «борьба Эля»?
Американский филолог Дэвид Лиминг, считающийся ведущим авторитетом в сравнительной мифологии пишет:
Cегодня консенсус подавляющего большинства учёных состоит в том, что Моисей мифическая фигура; что яхвизм был очень синкретичным с самого начала; и что истинный монотеизм развился только в конце истории Израиля, вероятно, не раньше периода изгнания и возвращения.
Спасибо, что дочитали до конца!
Abraham Receives Three Angels at his Tent in the Oak Grove of Mamre Near Hebron (Genesis 18). Иллюстрация Balage Balogh с сайта Archaeology Illustrated.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу, какие сюжеты и образы Библии были заимствованы из шумерской и вавилонской мифологий. А также отвечу на вопросы почему Еву сотворили именно из ребра, сколько запретных деревьев было в райском саду, как Моисей позаимствовал не только законы и сюжеты, но и свою собственную биографию из месопотамских сказаний и так далее.
Если пост не выйдет в горячее, то придётся вернуться к наркотикам (пост 1, пост 2 ) и шлюхам (пост 1, пост 2).
Литература по теме
1) Электронная библиотека свитков Мертвого моря имени Леона Леви Управление древностей Израиля. Свитки можно рассмотреть в деталях, в том числе в ИК диапазоне. Удивительно, но у сайта есть даже русская версия. Ссылка.
2) The Bible Unearthed: Archaeology’s New Vision of Ancient Isreal and the Origin of Sacred Texts,
Israel Finkelstein, Neil Asher Silberman. 2002. Ссылка
3) No Other Gods: Emergent Monotheism in Israel, Robert Karl Gnuse. 1997. Ссылка
4) Did God Have a Wife?: Archaeology and Folk Religion in Ancient Israel, William G. Dever. 2005. Ссылка
5) A History of Israelite Religion in the Old Testament Period: From the Exile to the Maccabees: From the Exile to the Maccabees, Rainer Albertz. 2012. Ссылка
6) Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan, John Day. 2000. Ссылка
7) Only One God? Monotheism in Ancient Israel and the Veneration of the Goddess Asherah. Bob Becking, Meindert Dijkstra, Marjo C. A. Korpel, Karel J.H. Vriezen. 2002. Ссылка
8) Родина слонов. Предыстория Ветхого Завета. Михаил Георгиевич Селезнёв. Ссылка.
Мои прошлые посты по теме
1) Мой прошлый пост о том, как ливанский город Тир продолжает расти и развиваться даже в XXI веке, несмотря на сбывшееся в деталях по мнению христиан библейское предсказание о том, что город Тир будет уничтожен и никогда не будет восстановлен.
2) Мой пост о том, как Павлу Аллепскому пришлось лобызать собачью голову Святого Христофора, внезапно найденную в московском Кремле.