как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Страшилки как жанр детского фольклора.

Манахова Надежда Михайловна
как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям
Рисунок 1. Иллюстрация к рассказу Тургенева А.И. «Бежин луг». Художник А.И. Лебедев

Детский фольклор — это устные произведения сочиненные самими детьми, имеющих свою поэтику, свои формы бытования и своих носителей. Текст детских произведений соотносится с игрой, в этом и состоит особенность данного направления в фольклористике. Жанровый габарит детского фольклора в науке представлен широко: считалки, дразнилки, мирилки, игровые приговорки и припевки, заклички, страшные истории или страшилки и т. д. Обращая внимание на этимологическое происхождение понятия «страшилка» можно предположить, что происходит оно от слова «страшить» — значит пугать кого-либо. Страшилки — это детские устные рассказы-истории чаще фантастического содержания, имеющие, как правило, установку на правдоподобность и испуг со стороны слушателя. Страшилки функционируют по всем правилам классического фольклора: закрепляются традицией, передаются «из уст в уста». Их рассказывают дети всех возрастов, от 5 до 15 лет, однако наиболее характерные возрастные границы — от 8 до 12 лет.

Впервые обратили на них внимание фольклористы О.Н. Гречина, М.В. Осорина в работе «Современная фольклорная проза для детей» [5, с. 96—106], они же и дали название этому жанр, заложили теоретическую основу.

Для жанра «страшилки» характерен острый трагический конфликт, который развивается на основе противостояния и борьбы двух традиционных фольклорных систем: «добра» и «зла», которые выполняют функцию сверхъестественных сил.

Систему «добра» могут олицетворять мальчик, девочка, семья, группа лиц, которых «зло» стремилось погубить. «Зло» может быть представлено либо одушевленными образами (мачеха, старик, ведьма), либо неодушевленными (кукла, пятно, рояль, шторы, перчатки).

1. Девочка вопреки предсмертному запрету бабушки ставит зеленую пластинку, зеленые глаза выходят из стены и душат ее.

2. Семья, несмотря на запрет, покупает черные (желтые) шторы. Ночью они нападают на членов семьи, убивают, душат.

В каждой страшилки хорошо прослеживается идея запрета, что становится во главу угла страха и наказания за ослушание. Также главная роль в страшных детских историях отведена и цвету демонического персонажа, злодея (черная рука, желтая штора, белое пятно, черное покрывало, зеленые глаза, красное печенье, синий ноготь). В основном называются только семь цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, голубой. Остальные цвета встречаются гораздо реже. Но самые главные и коварные — это черный и красный.

Как правило, действие страшных историй происходит ночью. Ночь для детей страшна и непонятна — это тени, блики, шорохи, которое детское воображение рисует колдунами, ведьмами и т. д. Про «ночное сознание» как мифологическое, когда человека обступают «ночные демоны», писал П. Флоренский.

Ученые выделяют несколько типов страшилок:

1. Страшилка с плохим концом, где «зло» побеждает «добро».

2. Страшилка со счастливым концом.

3. Страшилки с неожиданным восклицанием: «Отдай мое сердце!»

4. Антистрашилки или страшилки — наоборот.

Детские страшные истории художественно оформлены. Они имеют определённое начало, четкую и однотипную сюжетную структуру, во многом напоминающую структуру традиционной сказки.

Например, страшилка «Красная перчатка». Жила-была красная перчатка. Все ее боялись, потому что она преследовала и душила людей, которые поздно возвращались домой. И вот однажды шла по улице женщина — а была эта улица темная-претемная — и вдруг увидела она, что из кустов выглядывает красная перчатка. Испугалась женщина и побежала домой, а за ней красная перчатка. Вбежала женщина в подъезд, поднялась на свой этаж, а красная перчатка за ней. Стала открывать дверь, а ключ застрял, но открыла она дверь, забежала домой, вдруг — стук в дверь. Она открывает, а там — красная перчатка! [13, с. 300]. В страшилках, чтобы напугать посильнее очень часто последнюю фразу произносят резко и громко. Так откуда пришли в детскую голову такие истории. Происхождение данного жанра нам представляется очень интересным.

Сближение взрослой несказочной прозы и детских страшных историй-страшилок. Многие ученые-фольклористы утверждают, что «страшные истории» в детской среде живут давно не менее, чем полтора века. Это могут подтвердить произведения классиков: А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «Страшные рассказы зимою в темноте ночей», рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг», где деревенские дети, собравшись у костра пересказывают друг другу «страшные истории» подобно быличкам, бывальщинам и легендам.

Мы предполагаем, что среди детских страшилок можно обнаружить сюжеты и мотивы, традиционные в архаическом фольклоре, демонологических персонажей, заимствованных из быличек и бывальщин. Это происходит благодаря детской способности подражать взрослым.

Н.А. Криничная в своей работе «Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов» пишет, что «сближение народной несказочной прозы и детских страшных историй не случайно. И те, и другие сформировались «под влиянием представлений о взаимопроницаемости двух миров, «того», параллельного, и «этого», населенного людьми, которым также при определенных условиях удается преодолеть границы иного мира и даже возвратиться из него»

В быличках и бывальщинах нередко описываются предметы, выступающие в качестве заместителя духа-«хозяина» (например, в обряде приглашения домового используются горшок с кашей, старый лапоть, корыто): «Повседневные, казалось бы, предметы, которые придают быту русского крестьянина особый колорит, согласно мифологическому мировосприятию, раскрываются с неожиданной стороны, обнаруживая свою сакральную сущность, свою магическую силу. Причем между предметами одушевленными и неодушевленными особой разницы нет» [8, с. 287].

Что-то подобное мы наблюдаем и в страшных историях, главная особенность которых состоит в том, что обычные предметы (шторы, ленты, куклы, машины и т. д.) начинают действовать самостоятельно, уничтожая членов семьи, главного героя.

Во время рассказывания страшных историй, быличеки бывальщин возникает особый настрой, усиливающий эмоциональное воздействие содержания, этому способствует и обстановка: сумерки или ночь, темнота, «таинственная» интонация рассказчика.

В страшилку из быличек пришли некоторые образы (ведьма, колдунья, покойник, духи), мотивы волшебного превращения (мать — простыня, перчатка — ведьма и т. д.), установка на достоверность сообщаемого.

Если в быличке и бывальщине человек показывал свою слабость перед страхом, то страшилки позволяют побороть и отбросить страхи. Рассказчик четко следит за поведением слушателя и эмоциональным тоном пугает в конце повествования, тем самым переводя страх на другого.

«Детское словесное творчество выражается в переработке готового материала и приспособления его к нуждам и потребностям детского быта. Обыкновенно таким операциям подвергаются произведения из фольклора взрослых», так считает исследователь Г.С. Виноградов [4, с. 36].

Мы считаем, что детские страшные истории берут начало из «страшных историй» взрослых, они вобрали в себя элементы быличек и бывальщин.

Заключение. Современный детский фольклор обогатился новыми жанрами — это «страшилки», «страшные истории» или детский «страшный фольклор». Это мифологические рассказы о страшном и ужасном, которое происходит по воле существ, предметов и явлений, наделенных сверхъестественными силами и относящихся к типу демонологических персонажей.

Как жанр страшилки формировались постепенно, и окончательно оформились в настоящее время, когда исчезла вера в истинность мифологических существ и во взрослой среде перестали пугать детей, рассказывая былички в знак назидания. Но детское сознание осталось на уровне наших предков, которые боялись все, что было им непонятно в явлениях природы, в быту и т. д., они придумали «страшилки», которые вобрали в себя элементы, присутствующие в быличках и бывальщинах, чтобы не бояться, подражая взрослым. Следовательно, былички и бывальщины живы в образе «страшилок».

Источник

Фольклор в жизни дошкольника

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям Людмила Морозова
Фольклор в жизни дошкольника

Фольклор – одно из действенных и ярких средств народной педагогики таящий огромные дидактические возможности. Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка. Фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

В. А. Сухомлинский считал сказки, песенки, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков у детей.

Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит и развивает, приобщая к добру и красоте, мудрости. Знакомство с фольклором «своего народа» помогает детям соприкасаться с целым миром прошлого, в котором отражены представления человека о миросоздании, природе, красоте жизни.

Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений.

Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников.

Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию;способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом воспроизвести их содержание.

Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешка «Сорока-сорока» доставляет радость и помогает детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

Малые формы фольклора должны войти в быт ребенка и сопровождать все моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру и др.

Какой именно фольклорный материал следует давать детям дошкольного возраста как основной? Это – фольклор взрослых, адресованный детям (потешки, прибаутки, небылицы-перевертыши, загадки, колыбельные, и детский фольклор (считалки, дразнилки, скороговорки, заклички, колядки).

Рассмотрим некоторые виды фольклора.

Так, содержание и форма потешек и прибауток свидетельствуют о том, что они предназначены детям. Во многих потешках, прибаутках присутствует игровое начало, например, ««Сорока-сорока», «Пальчик-пальчик» и много других составлены так, что подсказывают игровые действия взрослого с пальчиками или ручками ребенка. Ребенок учится действовать по слову, причем словесное обращение к нему обличено в художественную форму и в связи с этим вызывает у малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают детей не только забавным игровым содержанием, но и наличием повторяющихся сочетаний разных звуков, например, «Чики-чики-чикалочки….». Повторение звуков предают тексту звонкость, музыкальность, которые легко улавливаются детьми.

Детскую активность вызывают потешки, составленные в диалогической форме,например:

– Ваня, Ванечка, куда ходил?

– Хвать, да в кузовок!

При слушании, у детей возникает желание самим включится в разговор.

Благодаря ритмичности, музыкальности некоторые потешки превратились в игры со словом, которые помогают работать над согласованием движения со словам и способствует развитию слухового внимания.

Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутники детства». Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающим мире, прежде всего о тех предметах, которые близку опыту людей,например: «Заинька».

В народном творчестве сказка, вероятно самое большое чудо. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном,но вместе с тем вымысел несет определенную идею: добро и зло ведут постоянную борьбу.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений,например:

Во дворце певец. (Скворец)

Своей кружусь. (Колесо)

Заклички – это обращения к явлениям природы (к солнцу, дождю и др.). Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Чтобы использовать простейшие заклички,например:

Дождик, дождик, пуще,

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

Дождик, дождик, пуще!

ребенок должен быстро оценить ситуацию (к каким явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.

Считалка – это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру и прежде всего выбрать водящего,например:

Раз, два, три, четыре, пять

Будем в прятки мы играть.

Небо, звезды, луг, цветы –

Кричалки – это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слове,например:

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И уже не возвратился,

Закатился в огород,

Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул, вот и все.

Также к фольклору относятся литературные стихотворения-шутки,например:

Вдоль реки бежал Аким.

Был Аким совсем сухим.

Побежал он поперёк –

Весь до ниточки промок.

Скороговорки и частоговорки – это веселая и безобидная игра и быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз; стихи, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи,например:

На дворе растет трава

На траве стоят дрова

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребьенка, в особенности его поведения,например:

Купил лошадь без хвоста

Детям очень нравятся перевертыши, шутки, прибаутки – этозабавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Источник

Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Малые жанры фольклора. 5 класс.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Описание презентации по отдельным слайдам:

Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Малые жанры фольклора.

Отличие фольклора и литературы фольклор литература Нет персонального создателя; Есть конкретный писатель(поэт); возникло и развивается как устное творчество; возникла и развивается с письменностью; живёт во множестве вариантов; имеет один вариант, написанный писателем (поэтом); можно передавать речитативом, приплясывая, распевая слова. писатель написал, читатель читает.

Общенародный идеал – основные черты: Любовь к народной земле, доброта, защита и поддержка слабых, ум, справедливость, великодушие, скромность, находчивость, сноровка и др.

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Номер материала: ДБ-789776

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

В Воронежской области ввели масочный режим в школах

Время чтения: 2 минуты

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Жириновский предложил ввести в школах уроки полового воспитания

Время чтения: 1 минута

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Своеобразие детского фольклора

Полный текст читайте по ссылке www.facebook.com/Literaturovedenie

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
Им. А.М. ГОРЬКОГО

Контрольная работа по дисциплине
«Русское устное народное творчество»

«СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА».

Выполнил студент 1 Карелин Алексей Анатольевич.

«…Фольклор сопровождает человека от колыбели до могилы. Знакомство с ним начинается с самых с первых дней жизни».
Владимир Бахтин

А бабай, бабай, бабай,
Ты, собачка, не лай,
И, годочек, не гуди,
Нашего Алёшеньку не буди.

В старинных колыбельных песнях упоминаются некие живые существа, что-то вроде домашних божков: Сон, Дрёма, Угомон, сердитая Бука. У каждого из них, как говорят сами имена, Были свои обязанности. Сон говорит: «Усыплю, усыплю!». Дрёма говорит: «Удремлю, удремлю!». Позднее многое из этого, конечно, забылось.

Но вот я стал подрастать, и меня уже ждали новые песенки и приговорки – пестушки (от слова пестовать – воспитывать). Вот меня младенцем становят на ножки, и поддерживают:

Дыбок, дыбок!
Скоро Лёшеньке годок!

Приподнимают так, чтобы я перебирал ножками, приплясывал, и поют:

Три-та-тушки, три-та-та,
Вышла кошка за кота,
За кота котовича,
За Иван Петровича.

Потягушки, порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки хватунюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

Поскакали, поскакали,
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам –
Бух в ямку!

Там лес и дол видений полны,
Там на заре воняют волны.

Чтоб желудок не устал
Выделяй побольше кал!
Ведь желудку очень тяжко,
Когда в попе есть какашка.

Или вот еще одно стихотворение, которое я прочитал в школьном туалете, написанное неуверенной детской рукой:

Смотрю на тётеньку украдкой,
И хочется узнать всего,
Как там она идёт с прокладкой,
И как ей дышится легко!

Школьный словарь складывается постепенно. Многие ученики участвовали в его создании, и получился он на славу. И смешной, и по справедливости, ядовитый. Вот примеры:

Озорные песни и придумываются, и переделываются из песен, особенно тех, которые в данный момент наиболее популярны («Дан приказ: по партам бегать. », «Пусть бегут неуклюже пионеры по лужам. »).

Вместе весело шагать
По газонам, по газонам, по газонам,
И цветочки поливать
Ацетоном, ацетоном, ацетоном.

Песенок таких тоже немало. Вот для примера одна из них:

Раскинулась шкала широко.
Экзамены были близкu,
Пытали ребят одиноко
У классной, у школьной доски,
Товарищ не в силах
Я химии сдать,
И алгебра мне надоела,
В глазах теоремы столбами стоят,
Черчение душу отъело!

К нему поспешили с холодной водой,
Хотят привести его в чувство.
Но врач подошёл, покачал головой:
«Бессильно здесь наше искусство!

Всю ночь в коридоре покойник лежал
Мальчишка в костюмчик одетый.
В руках он привычно шпаргалку держал,
Как будто готовясь к ответу.
Напрасно мамаша ждет сына домой.
Ей скажут – она зарыдает!
А школа стоит непреклонной стеной,
Других дураков ожидает.

В чем же, на мой взгляд, своеобразие именно детского фольклора?
После вышеизложенного материала я, для себя, сделал семь основных выводов:

ВЫВОД 2:
Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идёт с ней в ногу.

ВЫВОД 3:
Детский фольклор начинается с младенчества, с пассивного вбирания в себя лучших традиций устного творчества, и заканчивается активным участием в этом процессе.

ВЫВОД 4:
В репертуаре детей первыми появляются стихотворные жанры (чему способствует их малый объем, ритмичность, связь с игрой).

ВЫВОД 5:
Ребенок наделяется потребностью правильно передать содержание рассказа, добиться от слушателя понимания и реакции.

ВЫВОД 6:
Для ребенка детский фольклор является тем спасительным местом, куда он может уйти от всех свих стрессов, вылить свой гнев и снять напряжение, которое так разрушительно влияет на детскую психику.

ВЫВОД 7:
Весёлые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки и прочее, о чём здесь говорилось, знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.

Источник

Альбом «Детский фольклор.Малые фольклорные формы»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Малые фольклорные формы.

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

«Детский сад № 21 «Лесовичок»

Барышникова Ольга Анатольевна

1.Колыбельные как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Малые фольклорные формы

1.Поговорки как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Трудно себе представить ребячью жизнь без игр, веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками, скороговорками и дразнилками. как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Вот из таких произведений и складывается русский фольклор для детей.

Каково значение фольклора в развитии детей? Что дает детям знакомство с русским детским фольклором?

Фольклор развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям и воспитывает художественный вкус. А также многому учит.

Русский детский фольклор характерен яркими, оригинальными, доступными по форме и содержанию произведениями, которые легко запоминаются. Знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы матушки Руси и даст возможность использовать этот материал в современных играх с детьми.

Название произошло от глагола баять , баить – « говорить «. Старинное значение этого слова – » шептать,заговаривать».)

Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-Дрема, отойди ты от меня!» говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали Дрему к малышу.

Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания. Колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.
Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Баю, баю, баюшок, как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Ване спать не дает.

Крепкий сон к тебе приди.

только глазки закрывать.

все на них глядели.

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

ты, собаченька, не лай,

Ванюша будет спать

Да большой вырастать.

Он поспит подольше,

В избу Дрема пришла

И по зыбочке брела,

К Саше в зыбочку легла,

Сашу ручкой обняла. как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Спи-ка Сашенька, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Ручки белые прижми,

Глазки милые сожми.

Ты приди к нам ночевать,

Вову в люлечке качать.

Уж как я тебе, коту,

Сладких пряников мешок.

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

По горам идет олень.

На рогах он Дрему носит,

В каждый дом ее заносит,

В люльку Дрему он кладет,

Ходит Сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

Дрему Катеньке несут.

Спать нам, Бука, не мешай,

Сделай там себе рожок,

станешь песенки играть,

Петушок, не кричи, как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

А приди к нам ночевать.

Нашу Катеньку качать.

Скатаю Кате валенки,

Катю к бабушке пошлю.

Будет бабушка встречать,

Катю кашкой угощать,

Даст ей тепленький блинок

Два яичка всмяточку

Пестушка — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Когда ребенок начинает учиться

А дыбок, дыбок, дыбок,

Скоро Петеньке годок!

Ай, дыбок, дыбок, дыбок,

Стоит Танечка дыбок!

Купим Танечке платок –

Во всю голову цветок!

Купая ребёнка, напевают:

Лаская ребёнка припевают :

При кормлении малыша стараются отвлечь песней :

На зелёном на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Тяни холсты, как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Молодой дроздок как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

По водичку пошел, Молодичку нашел.

Задери тебя волчок!

как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Для нашего Андрюшки!

На столе преснушки.

На крыльцо скакала,

Этому кашки, этому бражки,

Этому малины, этому калины,

А этому шишок, шишок под носок!

Ой мальчик мал, крепку не драл,

По воду не ходил, кашки ему не дадим!

А маленькому Сашке не досталось кашки!

У дедушки на точку,

У бабушки в колпачку.

Я за горку схоронюсь!

По боку дратая! как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Кто молочка не пьёт,

Говорит, Катю заколет,

Киль, киль, киль, киль!

За малыми ребятами.

Хвостиком хлоп, хлоп,

Рогами пыр! Другими пыр!

В город за орехами,

По кочкам, по кочкам,

Раздавили сорок мух!

Я бегать мастерица,

Чики, чики, чикалочки,

Сидит зайчик на палочке,

Щёлкает орешки. как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Иди, зайчик, не проси,

Сам орешков натруси!

Ладушки-ладушки, где были?

— Брашку! Кашка масленька!

Шуууу. (Домой) Полетели!

На головку сели! («Ладушки» запели)

Дальше (Домой) полетели.

Небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.

Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор.

В закличке не просто обращение к природным стихиям, но выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств – переживаний, восхищения, нежности, восторга. Эмоции радости, доверия, убежденности в хорошем заложены в самом строе стиха – в волнообразных повторах, в смене картинок-просьб, в ритме – бойком, задорном, в звучании каждой строчки, каждого слова.

Закличка рождает в ребенке веру в весомость и значимость слова. Эта вера укрепляется самим действием заклинания и в то же время чувством защищенности в случае неблагоприятного исхода просьбы, ибо обращается к силам природы ребенок всегда вместе с другими детьми (возможно, и взрослыми).

Заклички, а также веснянки, приговорки называются традиционными, они переходили из поколения в поколение.

Чаще заклички сопровождают уличные игры и используются в затруднительных случаях.

Заклички про солнце

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу!

Солнышко, солнышко.
Красное семенышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!

Солнышко, солнышко,
Колоколнышко!
Не пеки за реку,
Пеки к нам в окно,
Будет нам тепло!

Солнышке, солнышко,
Выгуляйся!
Выйди на пенек,
Опряди кужелек,
Разгуляй весь денек!

Заклички про дождь как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детямкак называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай!

Туча, туча,
Дождь не прячь!
Лейся, дождик,
Дам калач!

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!

Дождик, лей!
Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке,
На людей по плошке,
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!

Заклички про явления природы как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детямкак называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Месяц, месяц, свети,
Под плетень гляди!
Ходи, гуляй
Да нас утешай!

Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко.

Туман, туман,
Не стелись по лугам,
А стелись по болотам,
По крутым наволокам!

Гром, гром,
Не бей в наш дом!
А бей в колоду,
В болотную воду —
Жабке напиться, как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Вихрь, вихрь, не на меня,
А на злого старика!
Он в мышиной норе,
На медвежьей тропе!
как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Заклички про насекомых, животных и растений

Божья коровка,
Лети на небко,
Там твои детки
Кушают котлетки.
Всем по одной,
А тебе ни одной.

Улитка, улитка,
Высуни рога,
Дам тебе пирога.

Мышка, мышка,
На тебе молочный,
Дай мне костяной.

Огуречек, огуречек,
Не ходи на тот конечек:
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.

Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.

— Стрелочка-стрекозочка,
Полети на облачко!
— Сухо будет — полечу,
А сыро будет — посижу!

Сей, сей горох,
Рассевай горох!
Уродись, горох,
В огороде не плох!
И крупен, и бел —
На потеху всем,
И сам тридесят —
Для малых ребят!
Уродитесь, бобы,
Круты и велики!
В чистом поле
На все доли —
Старым на потешки,
Детям на посмешки!

Яры пчелушки,
Медоносушки,
Летите на лужок,
Садитесь на цветок,
Собирайте медок!
Пчёлка, гуди,
В поле лети!
С поля лети,
Медок неси!

Черёмушка зелёная,
Тонкая, высокая,
Листом широкая.
Под лучами ясными,
Под звёздами частыми
Цвети до зазимки —
С комля до вершинки.
На потеху старым,
На диво детям малым.

Ягода клюква,
Покажись крупна,
Да подснежная,
Да валежная.
Мы тебя искали,
По кочкам скакали. как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детямкак называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детямкак называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детямкак называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детямкак называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детямкак называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Заклички про весну

Приди к нам, весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С грушами, с яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
Жавороночки-полетовочки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну красную,
Лету теплую!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотинку поморила.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший.

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детямкак называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Смотреть картинку как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Картинка про как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям. Фото как называются в фольклоре истории которые на ум приходят детям

Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.
Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *