как ницше сошел с ума

Почему Ницше сошел с ума

рассказ-предположение одинокой женщины среднего возраста)

Те, кто молчал, перестали молчать.
Те, кому нечего ждать, садятся в седло.
Их не догнать. Уже не догнать
Виктор Цой

Сумасшествие – это, когда нет гармонии между тотальным уровнем и линейным. Тотальное – это способность человека воспринимать информацию мгновенно, считывать всю картину в поле зрения за доли секунды. Тотальное восприятие всегда без названий, его нельзя оценить. А линейная способность – это говорение. Вербализация мысли. Так вот Ницше собирался тотальное выразить линейным. Но это не под силу человеку. Сколько не пиши – обо всем не напишешь. Он не мог (и никто не сможет) обрести гармонию между этими двумя уровнями. Тотальное считывание мгновенно и всегда изменчиво, а говорить долго. И слова всегда статичны. Вот я говорю уже минут 10, и ничего не сказала, потому что, то, что я (и любой человек) ощущаю в миллионы раз больше того, что я могу выразить словами. Да и слова, что вы услышали, уже умерли, и смысла никакого в них нет. Ницше на тотальном уровне понял, что никогда не сможет все выразить на бумаге. А может, он сначала написал эту мысль, а потом ее прочувствовал в тотальном измерении? Возможно ли сначала линейное измерение, а потом его подтверждение в тотальном? Короче, говорение подвело Ницше. Желание высказывать себя, выразить свой мир, все объяснить – это всегда будет свойственно человеку. Но, по-видимому, нельзя переходить какую-то грань. Линейный уровень всегда несовершенен. Причина сумасшествия в несовпадании двух уровней. Есть грань, за которую лучше не переступать. Есть знак-стоп в жизни каждого мыслителя, который говорит: все, достаточно выражать тотальное словами. Как Пугачева поет: «лишь вчера легко леталось мне во сне, но кто-то дверь нарисовал. В нарисованных джунглях нельзя заблудится и не съест никого нарисованный зверь. Только верю я, верю, что может открыться эта белая дверь». Так и Ницще жил себе спокойно и легко, филосовствовал, выводил законы мироздания, а потом почувствовал что-то не так, какая-то преграда, дверь и нет, чтобы остановиться, он решает, что это всего лишь какая-то детская сказочка и мол он-то уж точно не заблудиться. Он верил, что дверь откроется, так же как и герой песни. И всю жизнь Ницше пытался открыть эту самую дверь. Дверь, разделяющую тотальное и линейное. А ведь это и была та самая грань, около которой и надо было остановиться! Не остановился и чокнулся!

Источник

Гениальность и безумие совсем рядышком: 10 гениев, сошедших с ума

Не секрет, что многие гении (ученые, художники, музыканты и писатели) были людьми «не от мира сего». Так уж сложилось, что гениальность и безумие часто идут рядом, буквально рука об руку. Одним из первых эту теорию описал и обосновал итальянский невропатолог Чезаре Ломброзо, еще в 1863 году. Действительно, подтверждений тому, что у многих гениальных людей было не все в порядке с головой, пруд пруди. Расскажем о самых известных.

У композитора Роберта Шумана была сестра, страдающая психическим расстройством, сам же он в этом плане был абсолютно здоров до 23 лет. Приступы сильной депрессии вскоре стали регулярными, и Роберт по собственному желанию отправился в психиатрическую клинику для лечения. Но с годами шизофрения все более овладевала разумом гениального композитора. Он утверждал, что произведения ему диктуют духи Бетховена и Мендельсона, являющиеся во время приступов, Роберт неоднократно пытался покончить с собой. После одной из попыток в 1850 году Шуман был помещен в психиатрическую больницу уже навсегда, и спустя 6 лет там и скончался, так и не вернувшись в нормальное состояние.

Несмотря на то, что произведения Моцарта считались (и считаются) достижениями высокого искусства, сам композитор был человеком весьма вульгарным с явными сексуальными девиациями в духе «сортирной порнографии» и копрофилии. Его заметки и записи буквально переполнены вульгаризмами и извращенными описаниями половых актов. Говорят, что в общении с противоположным полом Моцарт также был весьма груб и неприятен. По всей видимости, он страдал синдромом Туретта и, возможно, еще рядом психических отклонений.

Немецкий мыслитель – один из тех, кому выпала тяжкая доля смерти в психиатрической больнице. Но помутился рассудок этого гения философской мысли уже перед самой смертью. Фридрих страдал от шизофрении, вызванной, по всей видимости, нелеченным сифилисом и опухолью головного мозга. Причиной последней же, скорее всего, стало увлечение Ницше опиатами и хлоратами, которыми философ лечил свою бессонницу и частые головные боли.

Лев Николаевич сильно страдал от долгих и частых приступов депрессии. По рекомендации врачей он часто уезжал в башкирскую глубинку, чтобы поправить свое психическое здоровье, купил в тех местах имение и основал конный завод. Под конец жизни Толстой сильно ударился в религию и, поговаривают, несколько тронулся рассудком. Именно это заставило его за неделю до смерти тайно покинуть Ясную Поляну и отправиться в пешее путешествие без определенной цели. В пути граф простыл и подхватил воспаление легких, которое и свело его в могилу.

Продолжение завтра. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить

Источник

Философ сомнений и противоречий

Нигилист, критик традиционной религии, морали, культуры – таким представляют Фридриха Ницше. Факты и мифы о нем нередко сложно отличить друг от друга.

Почему Фридрих?

Ницше появился на свет 15 октября — в день рождения короля Фридриха Вильгельма IV. В честь прусского короля он и получил свое имя.

Человек без гражданства

До 1869 года Ницше был гражданином Пруссии. Став профессором в Базельском университете, он аннулировал прусское гражданство. С тех пор до самой своей смерти философ оставался апатридом.

Военный опыт

25-летний Ницше служил санитаром во время Франко-прусской войны. Подбирая раненных и убитых на поле боя, он заболел дифтерией и дизентерией. В одном из писем с фронта назвал Пруссию «силой, которая чрезвычайно опасна для культуры».

как ницше сошел с ума. Смотреть фото как ницше сошел с ума. Смотреть картинку как ницше сошел с ума. Картинка про как ницше сошел с ума. Фото как ницше сошел с ума

Ницше и музыка

В детстве мыслитель учился играть на рояле. Он сочинял, хотя его симфоническая поэма «Эрманарих» (о короле остготов) осталась незавершенной. В то же время несостоявшийся композитор положил на музыку стихотворение Пушкина «Заклинание». Несколько лет Ницше дружил с Рихардом Вагнером. После их разрыва была написана работа «Казус Вагнер». Один из тезисов Ницше об искусстве гласит: искусство необходимо понимать со стороны художника.

Туринская лошадь

3 января 1889 года на туринской площади Карло-Альберто Ницше увидел, как извозчик бьет кнутом свою лошадь. В слезах очевидец бросился к несчастному животному. Переживание было настолько сильным, что вызвало аффект. Ницше сошел с ума. Некоторое время он провел в базельской психиатрической больнице, затем его забрала мать. Однако творческая деятельность мыслителя после инцидента прервалась. Он прожил еще 11 лет, к концу жизни потеряв способность двигаться и разговаривать. Развязка наступила 25 августа 1900 года.

как ницше сошел с ума. Смотреть фото как ницше сошел с ума. Смотреть картинку как ницше сошел с ума. Картинка про как ницше сошел с ума. Фото как ницше сошел с ума

Ницше и нацизм

На нацистских идеологов повлияли книге Ницше «Воля к власти» и «Так говорил Заратустра». Экземпляр последней даже был торжественно положен Гитлером в склеп Гинденбурга (вместе с «Моей борьбой» и «Мифом двадцатого века» Альфреда Розенберга). Сестра Ницше Элизабет поддерживала НСДАП, принимала фюрера в музее своего знаменитого брата.

С другой стороны, Ницше был популярен в Третьем рейхе, хотя при жизни не раз говорил о своих польских корнях, а о немцах заявлял следующее: «Германия великая нация лишь потому, что в жилах её народа течёт столь много польской крови… Я горжусь своим польским происхождением».

Нацистский термин «недочеловек» («Untermensch»), использовавшийся для описания евреев, славян, цыган отчасти связан с ницшеанским «сверхчеловеком» («Übermensch»). Пропагандистский штамп НСДАП был позаимствован из книги американского расиста Лотропа Стоддарда. Тот, в свою очередь, мог использовать идею Ницше в «обратном» удобном для своей риторики ключе. Сам философ никогда не связывал «сверхчеловека» с расовыми признаками.

Влияние на Россию

Широкая популярность Ницше в России пришлась на рубеж XIX — XX вв. Ни один крупный русский мыслитель не мог обойти стороной его творчество. Главными отечественными исследователями наследия немецкого философа были Владимир Соловьев, Лев Шестов, Евгений Трубецкой. Его влияние заметно в стихах Гиппиус и романах Мережковского. На «пророка новой веры» был большой спрос: Серебряный век был временем религиозных исканий и экзистенциальных рассуждений.

как ницше сошел с ума. Смотреть фото как ницше сошел с ума. Смотреть картинку как ницше сошел с ума. Картинка про как ницше сошел с ума. Фото как ницше сошел с ума

Нигилизм Ницше (критика христианства, идеи о том, что «Бог умер») приходился по душе многим революционерам. Рассуждавшие в подобном ключе русские марксисты (Луначарский, Горький, Богданов) сформировали течение богостроительства. Для православных мыслителей Ницше был «разрушителем христианства». Отношение к нему в Советской России в целом испортились во время Великой Отечественной войны, когда наследие философа стало ассоциироваться с фашизмом.

Источник

Гордость, сводящая с ума. Ницше: топливо к безумию

как ницше сошел с ума. Смотреть фото как ницше сошел с ума. Смотреть картинку как ницше сошел с ума. Картинка про как ницше сошел с ума. Фото как ницше сошел с ума

Фридрих Ницше — пожалуй, одна из самых противоречивых и заметных фигур своего времени, тот, чья философия не была признана при жизни, но после смерти повлияла на мировоззрение целого поколения. Ниспровергатель идолов человечества, выступающий против общественной морали, религии, призывая искать спасения и силы лишь в себе самом — нашел ли ее в себе сам? Нет, говорят биографы великого философа, указывая на факты его жизни: Ницше не был женат, не имел детей, его личную жизнь нельзя назвать счастливой, имел сложные отношения с родной сестрой, вообще специфически относился к женщинам — он автор знаменитой фразы: «Идешь к женщине — возьми с собой плеть». Но главная трагедия его жизни — это тяжелая болезнь, мучившая его с юности и ставшая затем причиной его трагической смерти.

…Гений у Ницше был неотделим от болезни, тесно с нею переплелся, и они развивались вместе — его гений и его болезнь, — а с другой стороны, еще и тем, что для гениального психолога объектом самого беспощадного исследования может стать все, что угодно — только не собственный гений.
Т. Манн

Несправедливость и грязь бросают они вослед одинокому; но, брат мой, если хочешь ты быть звездою, ты должен светить им, несмотря ни на что!
Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»

Болезнь Ницще: факты и домыслы

Вот, что писал сам Фридрих Вильгельм Ницше о том периоде жизни:

В 1889 году у Ницше случился первый депрессивный срыв, который, впрочем, можно было принять за обычную меланхолию. В 1899 году он впал в окончательное безумие и до самой смерти в 1900 году разум больше не вернулся к великому философу.

Кроме того, симптомы его последней болезни были схожи и с биполярным расстройством, и с проявлением опухоли головного мозга, эпилепсии в ее церебральной форме, лобно-височной деменции. Но есть еще одна версия современных психиатров, что болезнью Ницше была шизофрения. На это указывает явная противоречивость его идей, которые порой делают невозможным существование друг друга, о чем пойдет речь далее. Также есть еще одна версия, скорее конспирологическая, что в смерти Ницше поучаствовали представители религии, для которой философ был едва ли не главным врагом в то время, да и сейчас, уже после смерти, продолжает вредить.

Работы Ницше в годы его болезни

Его идеи, на первый взгляд, кажутся противоречащими друг другу. «Человек — то, что должно превзойти» призывает, казалось бы, к саморазвитию, и в то же время принять свою судьбу, жить с ней он считает достойным испытанием. Собственное страдание он обратил себе на службу, исследуя его, а вместе с ним человеческий дух, обретающий силу, проходя через испытания. Он, однако же, отвергает идею бренности тела и очищения души от всего дурного, ведь это останавливает саму жизнь. Тело — это движитель жизни, в нем заключена та самая «воля к могуществу».

Его страдание было необходимым условием его творчества, и он не пытался избавиться от него, оставаясь собой. Это придает ему сходство с мучениками христианской веры, которая вдохновляла его в детстве, но затем была им решительно отвергнута, и которую он высмеивал и ниспровергал вместе с человеческой моралью. И в то же время он исповедовал дионисийские идеи, радость жизни и наслаждение ею.

Такое противоречие само по себе способно вызвать головную боль при попытке понять его даже у подготовленного читателя. Это предпосылки к тому, что случится позже, когда, будучи безумным, он скажет о себе: «Я Дионис» и «Я Распятый». Как мы помним, Дионис погиб от безумия, но не своего — был растерзан сумасшедшими женщинами-вакханками, Распятый же сознательно принес себя в жертву человечеству. В Ницше было и то, и другое: он и принес себя в жертву, и сдался безумию, болезни.

Противоречива и жестока его идея Мифа о вечном возвращении: «пусть всякий будет готов бесконечное число раз прожить одну и ту же жизнь». Но жизнь эту человек изменить не может, он волен лишь принять свою судьбу, поэтому вечное возвращение видится поистине ужасным. Победа над собой, по мнению Ницше, заключается в способности принять жизнь такой, какая она есть, без жалости к себе, слабости и стыду — тому, что он называл ресентиментом. Эта победа и означала отдаться своей Воле, которую он называл «волей к власти».

Еще одним важным фактором, влияющим на его болезнь, было неприятие его работ общественностью, как ни странно, но это было важно для великого философа. Казалось бы, он был гордецом, каких поискать, даже, по утверждению психиатров, страдал бредом величия, и в то же время был зависим от оценки его работы. Зависим настолько, что осуждение внушало ему мрачные мысли, отчего состояние его ухудшалось, и он с удвоенной силой принимался бороться, уже не только с болезнью, но и с неприятием себя миром, попав в замкнутый круг этой бесконечной гонки.

В таком состоянии тяжелейшего душевного угнетения и обострения физической болезни, на пределе сил, он писал свою работу, которую сам считал сильнейшей и важнейшей по значимости для человечества: «Так говорил Заратустра». Книга будто действительно вышла из-под пера восточного мудреца, она преисполнена какого-то безумного восторга и нечеловеческой радости жизни, заражающей и очаровывающей читателя. Перед смертью, когда безумие окончательно затопило его разум, Ницше называл себя Дионисом и Распятым, писал странные письма и произносил пылкие, но бессвязные речи, пел, танцевал и лихорадочно двигался.

Топливо к безумию

как ницше сошел с ума. Смотреть фото как ницше сошел с ума. Смотреть картинку как ницше сошел с ума. Картинка про как ницше сошел с ума. Фото как ницше сошел с умаПосле смерти Ницше случилось то, чего бы он, пожалуй, хотел меньше всего для своего наследия. Его сестра, Элизабет Ницше-Фёрстер, была замужем за ярым антисемитом Бернардом Фёрстером, чье мировоззрение великий философ откровенно не одобрял. Сестра же прониклась взглядами своего мужа, из-за чего между ней и Ницше возник разлад. К концу жизни, будучи уже полностью безумным, Фридрих Ницше оказался на ее попечении до самой своей смерти. Его беспомощность дала Элизабет возможность действовать по своему усмотрению: она самостоятельно издавала его работы, будучи их редактором, и убрала из них все эпизоды, где он отзывался о ней плохо, также она издала «Волю к власти», что не была закончена при жизни великого философа, на основании разрозненных черновиков книги.

Но худшим для Ницше стало то, что в 1930 году Элизабет поддержала идеи нацистов, она лично беседовала с Адольфом Гитлером и передала ему книгу «Так говорил Заратустра», которая вместе с «Майн Кампф» была торжественно возложена в склеп Гинденбурга, и затем эта работа стала одним из столпов нацистской идеологии. Той, которую сам Ницше ненавидел и презирал при жизни. Сама Элизабет получила от Гитлера награду за заслуги перед отечеством в виде пожизненной премии. Несомненно, что в разговоре с нацистским лидером она повернула все так, что Ницше был предвестником идеологии национал-социализма, а его Сверхчеловек — не что иное, как представитель белой расы, совершенное во всех смыслах создание.

Если спросить любого обывателя, имел ли отношение Ницше к нацизму — многие ответят утвердительно, кто-то скажет, что был одним из идеологов, а некоторые представят себе образ юного и романтически настроенного солдата Третьего Рейха, проливающего кровь где-то в окопе на карманный томик «Заратустры». Так злосчастный и великий философ повторил судьбу Христа, чьи идеи, изначально добрые и воодушевляющие, были многократно искажены и послужили основанием для столь злых деяний, как крестовые походы и костры инквизиции. Что ж, Ницше сделал все лучшее, на что был способен, и не его вина, что мир не смог его понять.

Список использованной литературы:

Автор: Надежда Козочкина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Источник

Фридрих Ницше: Философ, который свел себя с ума

как ницше сошел с ума. Смотреть фото как ницше сошел с ума. Смотреть картинку как ницше сошел с ума. Картинка про как ницше сошел с ума. Фото как ницше сошел с ума
Ф. Ницше

Очерк посвящен одному из титанов современной мысли, чья слава уже больше ста лет не ослабевает, хотя мало кто из любителей понимает его учение. Автор попытался, в меру своих ученических способностей, показать не самую трагедию Ницше (это блестяще сделали Стефан Цвейг, Карл Ясперс и др.), но внутренний, имманентно-присущий философский смысл этой трагедии.

Развитие души философа во многом отражают его стихи. К молодым годам относится замечательное стихотворение:

Здесь мы видим глубокое понимание христианского идеала. В другом стихотворении, тоже довольно раннем, Ницше серьезно предостерегает против подмены любви чувственной страстью:

Чувственность загубит
Все ростки любви.
Страсть любовь забудет,
Вспыхнет пыль в крови.
Ты мечтою жадной
Юности не тронь,
Иль огонь нещадный,
Чувственный огонь
Мужество расплавит
В пламенной крови,
Пепла не оставит
От твоей любви.

Так мыслил Ницше в молодости; но уже в те годы он писал и другие стихи, которые открывают перед нами демоническую силу, обитавшую в его душе. Чем более поздний период его жизни мы будем рассматривать, тем влиятельнее оказывается эта сила.

Люби и не стыдись безумных наслаждений,
Открыто говори, что молишься на зло,
И чудный аромат свирепых преступлений
Вдыхай в себя, пока блаженство не ушло.

Получается, что сам Ницше оказывается посредине между прошлым и будущим, которое еще не наступило. Но сам он себя сверхчеловеком еще не считал. Какие же ценности, по его мнению, мог создать он сам, будучи просто человеком? Возможно, это ценности преодоления, движения вперед без остановки, о котором он писал так много? Но как можно преодолевать нечто ради того, что еще не вмещается в твое сознание? Здесь мы встречаем явную параллель с христианством. Церковь учит, что человек должен бороться с низменными проявлениями в себе ради того высшего, что может подать ему лишь Сам Бог. Откуда же человеку знать, к чему стремиться, если он еще порабощен греху? Это знание мало-помалу дает ему Благодать, которая и призывает, и направляет, и поддерживает человека в этой борьбе. Благодать есть проявление силы Божией. Так и Ницше, только «наизнанку», верил в какую-то великую силу, сообщавшую ему знание о сверхчеловеке. Он не сам писал свои произведения, какая-то непреодолимая страсть водила его рукой, чему способствовала и «ужасающая, демоническая сверхчувствительность его нервов»12. Не только биографы Ницше, но и сам он во многих местах отмечал аффективность, даже медиумичность своего характера. К этому аспекту относится и справедливое утверждение И. Гарина: «Притягательность Ницше, которая, кстати, возрастает со временем, обусловлена его харизматическим даром «заражения», передачи мощного энергетического импульса»13. Для человека такое возможно лишь при условии, что энергия, питающая импульс, есть нечто объективное. Итак, чьим медиумом был Ницше?

Постепенно недовольство Ницше как Шопенгауэром, так и Вагнером нарастало. В обоих он видел символы упадка, попытку спрятаться от реальности, которая у Вагнера, к тому же, надевает личину наигранного героизма и лицемерной морали. Ницше, сам хотевший быть провозвестником новых истин, не нашел в лице двух своих кумиров ни истинного руководства, ни искренней дружбы. Как только он начал критиковать Вагнера, покровительственное отношение к нему мэтра начало становится враждебно-холодным, а окружение композитора подняло его на смех.

Основными понятиями собственной философии Ницше стали рессентимент, сверхчеловек, вечное возвращение. Рассмотрим их по отдельности.

Сердце не любит свободы,
Рабство от самой природы
Сердцу в награду дано.
Выпустишь сердце на волю,
Дух проклянет свою долю,
С жизнью порвётся звено!

Казни красотою своей, бросаясь на грязное ложе.
В объятьях безумных ночей казни красотою своей,
И тело богини моей на падаль пусть будет похоже.

Эти и другие стихотворения показывают, что происходило в его душе. Болезнь действительно развивалась и на телесном уровне. Карл Ясперс, психиатр, пишет об этом: «Болезнь Ницше (прогрессивный паралич вследствие заражения сифилисом) была из тех, что ослабляют все процессы торможения. Резкая смена настроений, упоение небывалыми возможностями, скачки из крайности в крайность. все это чисто болезненные состояния»33. Но при этом неуклонно нарастала тоска духовного одиночества. В те самые годы, когда он писал знаменитую книгу «Воля к власти», Ницше признавался в письме сестре: «Где же они, те друзья, с которыми, как мне когда-то казалось, я так тесно был связан? Мы живем в разных мирах, говорим на разных языках! Я хожу среди них как изгнанник, как чужой человек; до меня не доходит ни одно слово, ни один взгляд. «Глубокому человеку» необходимо иметь друга, если у него нет Бога; а у меня нет ни Бога, ни друга»34. Невозможно только с болезнью связывать проявления самой болезни, которые бывают разными у разных людей. К тому же и заражение сифилисом должно было иметь причиной неправильный образ жизни. В сорок лет он чувствовал себя в расцвете сил и написал известное стихотворение

О, полдень жизни, знойный летний сад,
Обремененный,
Тревожным чутким счастьем упоенный!
Я жду друзей. И день, и ночь прождал.
Где вы, друзья? Придите! Час настал!

«Заратустра» Фридриха Ницше в свете Заповедей Блаженств

Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.

Блажени плачущии, яко тии утешатся.

Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.

Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

Стремление к познанию всегда отмечают как существенную черту характера Ницше. Но его познание не имело конечной цели, в конечном итоге не имело предмета. В работах, посвященных Ницше, можно встретить понятие «Дон Жуан познания». Что оно означает? Как дон Жуан, по легенде, сразу охладевал к жертвам своего соблазнительства, так и философ, якобы, бросал истину тотчас после того, как находил ее. На самом деле это неверно: Ницше очень привязывался к своим идеям и оставлял их только тогда, когда мощный поток сознания увлекал его за собой. Он был соблазненным, а не соблазняющим. Но его желанием было уподобиться своему Заратустре, для которого, в конце концов, «добро и зло суть только бегущие тени, влажная скорбь и ползущие облака»40. Христиане жаждут правды, говоря вообще, потому, что не сочувствуют кривде. Блаженство обещано потому, что правда восторжествует. Мир, таким образом, есть борьба правды и кривды, причем последняя не существует сама по себе: она искажение, ложь, обман. Для Ницше, получается, и добра то же не существует. Он ищет истину «по ту сторону добра и зла». Но тем самым, что все-таки ищет, он показывает присущее каждому человеку тяготение к истине.

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.

Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.

Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.

Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради.

Христианство тоже знает о наличии злой Воли в мире, но видит ее причину не в объективном порядке бытия, а в его субъективных искажениях, умалении добра. Поэтому, если ради правды Божией нужно быть изгнанным откуда-либо, или даже лишенным жизни, христианин принимает это как блаженство, потому что сам мир, пораженный злом, этим помогает ему избежать своих соблазнов. Ницше интуитивно понимал это. Большинство, по его мнению, «ненавидит одинокого»45, который идет другим путем. Таким видится философу Христос, распятый большинством за то, что Он отрицал его показную добродетель. Но далее Ницше утверждает, что если бы Господь еще пожил на земле, Он отказался бы пройти путь на Крест. Это была добровольная жертва, она осуществилась путем отказа от власти. А новая, нетривиальная добродетель сама является Властью46. «Разве ты не знаешь, кто наиболее нужен всем? Кто приказывает великое»47. Христианский смысл изгнанничества правды ради был философу непонятен. Он хотел приказывать, диктовать людям ценности, быть услышанным. Но Царствие Небесное чуждо тщеславия, и потому не приходит «приметным образом» (Лк. 17: 20). Ему нужно сначала наступить в сердцах верующих, и только после этого восторжествовать в мире. О Спасителе сказано у пророка: «не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах. Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине» (Ис. 42: 2-3). Если Суд Божий все равно грядет, то блаженны изгнанные за правду.

Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

1 Смольянинов А.Е. Мой Ницше. Хроники интерпретирующего пилигрима. 2003 (htm).

2 Гарин И. Ницше. М.: ТЕРРА, 2000.

3 Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. Рига, 1991. С. 14.

3 Фауст и Заратустра. СПб.: Азбука, 2001. С. 6.

4 См. К генеалогии морали.

5 См. Так говорил Заратустра.

6 См. По ту сторону добра и зла.

7 См. К генеалогии морали.

8 См. О пользе и вреде истории для жизни.

9 См. Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. С. 203.

10 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. М.: МЫСЛЬ, 1990. С. 752.

11 Фауст и Заратустра. С. 17.

12 Стефан Цвейг. Фридрих Ницше. СПб.: «Азбука-классика», 2001. С. 20.

13 Гарин И. Ницше. С. 23.

17 Ницше Ф. Сочинения. Т. 1. С. 767.

19 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 647.

20 Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. С. 30.

21 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 287.

22 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 11.

23 Стефан Цвейг. Фридрих Ницше. С. 95.

24 Многие годы своей жизни Ницше не мог работать и спать без наркотических препаратов: так сильно его одолевали головные боли и общее нервное расстройство. См. Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. С. 192.

26 Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. С. 172.

28 Биография Фридриха Ницше // Мир слова (htm).

29 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 744.

30 Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. С. 191.

31 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 526.

32 Гарин И. Ницше. С. 569.

33 Карл Ясперс. Ницше и христианство. М.: «МЕДИУМ», 1994. С. 97.

34 Даниэль Галеви. Жизнь Фридриха Ницше. С. 235.

35 Карл Ясперс. Ницше и христианство. С. 55.

36 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 92.

37 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 193-196.

37 Схиархм. Иоанн (Маслов). Симфония. М.: 2003. С. 614.

38 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 233.

39 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 85.

40 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 118.

41 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 39.

42 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 44.

44 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 83.

45 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 46.

46 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 55.

47 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 106.

47 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 116.

48 Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. С. 234.

50 Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. М.: 2004. С. 31.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *