как обходить иконы в церкви

Как и зачем нужно прикладываться к иконам в храме?

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

То, что лежит на поверхности и, казалось бы, что можно поднять, словно сухой осенний листик из озерной глади, на поверку оказывается вершиной айсберга многотонного, уходящего в глубину – в глубину истории, вековых традиций, общественных устоев и, конечно же, в глубину человеческих души и сердца.

Ведь и пожар иконоборчества, полыхавший на православном Востоке почти столетие на протяжении VIII – начале IX в. и унесший тысячи жизней, тоже вроде бы начался с мелочи – подняли иконы чуть повыше, чтобы народ не доставал, а то уже краску срезают и едят вместо лекарства.

Понимаете, дорогие братья и сестры, всей душой не хочется, чтобы православное богослужение превратилось в некий ритуальный танец: зашел, перекрестился три раза сюда, потом три раза сюда, затем поставил три свечки, потом то, потом се. И все. И дрожание испуганное, чтобы не дай Бог ничего не нарушить, не оборвать невидимые паутинки, протянутые по храму: иди туда – сюда не иди, тут стой, так поворачивайся. И ведь инспектора-то суровые найдутся, все покажут до мелочей.

В итоге получается геометрически-формальная клетка какая-то вместо службы, где душа загнана в такой угол, из которой ей очень сложно выбраться, и испуганная там дрожит, и ты шаг боишься сделать лишний по храму, ведь суровые инспектора-то не дремлют. Ты оборачиваешься и чувствуешь их твердые взгляды. Где же здесь любовь? Есть Устав, есть этикет, есть нормы поведения. Но любви-то нет, испуг какой-то только, да и все.

В итоге человек просто боится зайти в храм, потому что суровость и непонятность чувствует, а любовь и милосердие нет.

Приведу цитату из проповеди митрополита Антония Сурожского, сказанную им на одной диаконской хиротонии в 1966 году: «Первые диаконы были поставлены для того, чтобы быть выражением милосердной любви Церкви. Церковь – это милосердие; Церковь – это любовь, и ничто иное; если она становится чем-то иным, то перестает быть Церковью во всей полноте. Любовь эта должна быть проницательной, она должна быть глубокой, она должна быть личной, конкретной».

Потому ни архиерей, ни священник, ни свечница, ни пономарь не вправе заслонять от человека Бога. Ведь Церковь и православное богослужение являются общением души с живым Богом. И ничто не должно этому препятствовать. Все в храме обязано способствовать этому: и святые иконы, и поклоны, и каждение, и ладан, и пение, и чтение молитв. Даже сами Таинства церковные – суть благодатные средства, являющиеся жердочками лестницы, по которой человек с Божьей помощью взбирается на небо. Никогда не следует этого забывать. И никогда нельзя делать из церковного Устава или из местночтимых храмово-приходских традиций законченного идола. Это глубочайшая ошибка, которая, к сожалению, очень распространена… Все это не есть самоцелью. Это средство – лодочка для путешествия по небесной духовной воде к Всевышнему.

И с данных позиций нужно подходить к храмовому богослужению. О том нам говорят и святые отцы. Вспомним четвертое деяние VII Вселенского Собора о почитании святых икон: «…чтобы при помощи живописных изображений их можно было приходить к воспоминанию и к памятованию о первообразе и соделаться причастниками некоего освящения». В этом догмате почти прямо говорится о том, что святые иконы – это благодатные средства, которые визуально, эмоционально, художественно и, наконец, духовно помогают через впечатление глаз восходить к первообразу, т. е. к Богу, чтобы освятиться от Него, стать причастником Его света.

По данному вопросу мне хотелось сказать именно это. Не дать сухую инструкцию, но скорее живое чувство, трепещущее в груди. Нужно обретать жизнь в Боге, а не запутываться в паутине внешних ходов и знаков.

Конечно, есть определенные правила, которые нужно соблюдать. Так, к примеру, троекратно креститься при входе в храм нам следует в честь Святой Троицы. Но это не должно быть сухой формой, но нашим живым исповеданием веры во Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа. С именно этими мыслями, чувствами и устремлениями мы троекратно крестимся перед входом в храм. Следующий наш обязательный шаг – храмовый образ или икона праздника на центральном аналое церкви. Обычно мы здесь также троекратно крестимся с малыми или поясными поклонами. По традиции два раза перед лобызанием образа, один раз после. В Великий пост обычно перед иконою или Распятием Христовым кладутся земные поклоны. Но это тоже не должно быть чисто механическим действием. Нам четко следует понимать, для чего это делаем. Икона праздника – это символ того события, которым в данный день или более длительный период времени живет Церковь. Обычно праздник, особенно двунадесятый, – это событие, положенное в основу Божественного плана спасения человечества. Потому логически умственно и душевно мы должны испытывать радость, что через целование иконы и богослужение стали сопричастниками праздника, сопричастниками собственного спасения, совершенного Богом. Храмовая же икона святого на центральном аналое – символ того, что данный угодник Божий пребывает в церкви и является ее небесным покровителем. Потому целуя храмовый образ, мы будто здороваемся с добрым другом своим, живущем в этом доме Божием, и просим у него молитвенной помощи и предстательства перед Творцом.

Где далее ставить свечи, какие иконы целовать или перед какими образами класть земные (крестимся, потом касаемся лбом земли, становясь на колени), или поясные (крестимся, потом достаем пальцами правой руки пола), или малые поклоны (крестимся и немного наклоняем голову и туловище) – ваше личное дело. Обычно свечи также ставят за упокой усопших на специальном металлическом столике со множеством маленьких подсвечников и Распятием – кануне (кануннике).

Конечно, есть некоторые ограничения, если в храме идет богослужение. Желательно приходить до начала богослужения и ставить свечечки, целовать иконы, чтобы потом не суетиться, а максимально сконцентрироваться на службе, которая совершается специально для нас и должна стать для души путешествием к Богу. Тогда сердце наше уподобится полому сосуду, в который вливается слово Божие – всеочищающее и спасающее.

Но случаи бывают разные. Я, к примеру, еще не будучи священником, забегал в храм перед работой, где уже шла Божественная литургия, ставил свечи, минут пять-десять слушал службу, испрашивая у Господа благословения на день. В этой церкви правилось ежедневно.

Если в храме идет богослужение, а вы пришли по своей надобности поставить свечечку, постарайтесь быть как можно незаметнее, чтобы не мешать молящимся.

Также хочется сказать несколько слов о ситуациях, когда в храм привозят святыни, например мощи. Тогда бывает большое стечение народа. Если вы видите, что длинная очередь, не делайте лишних движений, например троекратных земных поклонов: перекрестились, поцеловали святые мощи и отошли. Ведь за вами сотни людей, которые также хотят приложиться к святыне. Сделайте земной поклон мысленно, внутри сердца своего, а помолиться святому, испросить у него помощи в каком-нибудь своем деле можно и стоя в очереди или отойдя от ковчежца с мощами.

Одним словом, дорогие братья и сестры, будем помнить, что наша главная задача в храме – научиться разговаривать с живым Богом, а все остальное должно не мешать этому, но помогать. И ко всему, что происходит в храме, мы должны относиться правильно: не как к самоцели, но как к благодатным необходимым средствам, помогающим воспитать в сердце любовь к Богу и к ближнему.

Как говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан): «Главное в пост не есть друг друга». Вот так же и в храме на богослужении, и в жизни нашей повседневной главное не есть друг друга, но друг другу помогать: с Божьей помощью восходить из степени в степень, соединяясь с Господом и с ближним своим в соборном единении братской любви.

Источник

Как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

как обходить иконы в церкви. Смотреть фото как обходить иконы в церкви. Смотреть картинку как обходить иконы в церкви. Картинка про как обходить иконы в церкви. Фото как обходить иконы в церкви

Ноябрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Окт
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архивы

Первые шаги в храме

Можно ли участвовать в Богослужении некрещеным?

Некрещеному можно подходить на помазание, если он про­являет искренний интерес к Церкви, церковной жизни, даже будучи не­ крещеным, а если он воспринимает помазание как своего рода магию, как некое «церковное лекарство», но при этом вовсе не проявляет инте­реса к церковной жизни, то лучше на помазание не подходить.

К святым мощам и иконам некрещеным прикладываться мож­но, если они имеют веру и благоговение перед святыней. Надо благодарить Бога, что некрещеный человек имеет благое желание приложиться к святыне, это может быть первым робким шагом на пути к Церкви, поэтому надо проявить внимание и снисхождение к такому человеку.

Быть христианином — значит принадле­жать Христу и созданной Им Церкви, которая, по словам апостола Пав­ла, является «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем» (Еф. 1:23), а также «домом Божиим», «столпом и утверждением исти­ны» (1 Тим. 3:15). Церковь — благодатный богочеловеческий организм, частью которого человек становится уверовав в Бога, приняв Святое Крещение и участвуя в церковной жизни. Уклоняясь от жизни Церкви, человек неминуемо отдаляется как от самой Церкви, так и от ее Главы — Господа Иисуса Христа. «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6:46). Важнейшей частью церковной жизни человека является по­сещение храма — дома Божия, места Его особого благодатного присут­ствия на земле. Христианин старается по возможности часто бывать в храме для общения с Богом. Здесь он может принять драгоценные дары Христовы: соединиться с Ним в Таинстве Причащения, очиститься от грехов в Таинстве Исповеди, получить помощь в болезни через Таин­ство Елеосвящения, вступить в молитвенное общение со святыми. По­сещение храма освящает жизнь человека.

В четвертой заповеди говорится, что шесть дней человек должен работать, а седьмой день посвящать Господу Богу. Поэтому каждый христианин должен посещать храм в воскресные дни, включая всенощное бдение в субботу вечером и, по возможности, в дни церковных праздников. Можно приходить в храм и в любое другое время.

О приеме пище перед посещением храма

По церковному Уставу делать это не положено. Тот, кто не причащался, вкушает по окончании богослужения антидор или просфору, которые принимают натощак. Но Устав рассчитан на физически здоровых людей. Для детей и людей, страдающих физическими недугами, возможны послабления, им разрешается принимать пищу и перед посещением храма.

О поведении в храме

Перед входом в храм надо трижды перекреститься, после каждого осенения себя крестным знамением сделать поясной поклон, медленно произнося молитвы: после первого поклона: «Боже, буди милостив мне, грешному», после второго поклона: «Боже, очисти грехи и помилуй мя», после третьего поклона: «Без числа согреших, Господи, прости мя». Можно и просто перекреститься со словами «Господи помилуй». Главное постараться оставить мысли о повседневных делах и иметь в душе молитвенный настрой на общение с Богом.

Людям, идущим в храм, надо знать, что в Церкви существуют свои правила и установления. Приходя домой к своим друзьям или знакомым, любой человек соблюдает установленный в нем порядок, определенные правила приличия и ведет себя скромно, особенно если пришел просить хозяина дома о какой-либо помощи. Приходя в храм — дом Божий, тем более надо соблюдать установленные в нем правила, вести себя благочестиво и не создавать неудобств другим людям. Правила эти распространяются и на внешний вид. Женщинам не следует приходить в очень коротких юбках, в кофтах и блузках совсем без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Голова женщины должна быть покрыты платком или шарфом. Мужчинам не следует приходить в храм в шортах и майках. Перед входом в храм мужчины снимают головные уборы

Приходить в храм хорошо за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, поставить свечи, приложиться к иконам. После этого встать на свободное место. По традиции, во время богослужения мужчины стояли в правой части храма, а женщины в левой. Если свободного места достаточно, не надо занимать главного прохода от входных дверей к Царским Вратам. В Церкви существует и традиция, когда во время помазания елеем, Причащения или прикладывания к кресту, мужчины подходят первыми, а женщины после них

Не следует ходить по храму во время богослужения, вести раз­говоры. Пришедшим в храм во время богослужения желательно воздер­жаться от того, чтобы ставить свечи или передавать их, отвлекая людей от молитвы.

Непозволительно в храме сидеть нога на ногу, держать руки в карманах или за спиной. Вести себя в доме Божием надо благопристой­но и благоговейно.

Почему в храме надо стоять во время служб?

Христианин во время богослужения должен быть благоговей­ным соучастником священного действия, а не любопытным зрителем.

В храме совершаются богослужения и священные действия, во время которых человек предстоит пред Богом своей душой, умом и серд­цем, а поскольку душа и тело тесно связаны друг с другом, то и самим телесным положением он выражает свой внутренний настрой. Человек создан Богом так, что само вертикальное положение тела указывает на его возвышенное предназначение. Выражая почтение начальнику, чело­век встает. Бог является Начальником всей жизни, все, что существует, создано Им. Отношение человека к Богу определяется не должностной инструкцией, а влечением духа. Поэтому, для выражения глубокого по­чтения к Богу, в храмах принято стоять во время богослужений. И кто искренне, внимательно, всей душой молится, тот не ощущает усталости. Конечно, люди, страдающие телесными недугами, либо нуж­дающиеся в дополнительном отдыхе (например, беременные женщины, люди пожилого возраста) могут сидеть на скамейках, имеющихся в храмах. Но во время чтения Евангелия и в особо важных местах Литургии следует вставать. «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах», — гово­рил московский святитель XIX века Филарет (Дроздов).

О том, надо ли преклонять колени во время Богослужения

Существуют такие моменты во время богослужения, ког­да священник и все молящиеся встают на колени, например, во время молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых других молений великопостных служб, чтения молитв в День Святой Троицы, иногда встают на колени и во время молебнов. Поэтому, если священник и все молящиеся встали на колени, то тоже желательно встать. В случаях, когда человек болен или когда в храме очень тесно, можно на колени не вставать.

Зачем женщинам носить платки

Традиция предписывает замужней христианке покрывать голову в храме или на домашней молитве. Платок является признаком замужней христианки: это знак власти, которой она подчинена — власти мужа. В Священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор. 11:5). «Итак муж: не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж: создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11:7-10). В настоящее время это правило благочестия распространяется на всех христианок. Соблюдая ее, женщины тем самым показывают свое смирение и послушание.

Кому поставить свечку?

Нет специального правила кому и сколько свечей ставить. Можно сначала поставить свечу на подсвечник в центре храма, где на аналое обычно лежит икона праздника или храмовая икона, а также к образу Спасителя, Божией Матери, святым угодникам Божиим. О упо­коении усопших ставят свечу к кресту на прямоугольном подсвечнике — кануне.

В молитве в первую очередь выражают благодарность Господу Богу за Его благодеяния. Молятся о прощении грехов, которые человек совершил и чувствует от этого тяжесть на душе. Можно и просить по­мощи в имеющихся нуждах.

Желательно ставить свечи и прикладываться к иконам до на­чала богослужения, а если не успели, после его окончания. Во время богослужения все внимание должно быть обращено на то, что поется и читается в храме. Причащение — это самая важная часть богослужения, поэтому в этот период не следует ставить свечи и прикладываться к ико­нам, чтобы не мешать причастникам, которые в этот момент проходят по храму к Святой Чаше, а потом к столику с теплотой. Кто не причащается, должен стоять на одном месте и молиться, сохраняя благоговение перед величайшим Таинством.

Что делать, если ребенок в храме расплакался?

Плачущего ребенка надо успокоить, а если это не удается, то выйти с ним из храма, чтобы не мешать молящимся. Но смущаться этим не надо. Дети, которые бывают в храме каждое воскресение, обычно ведут себя спокойно.

Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать?

В случае крайней необходимости уходить из храма можно в любое время. Но если с уходом можно помедлить, то нежелательно уходить во время чтения Евангелия, при пении Херувимской песни, во время Евхаристического канона. Если есть возможность, то желательно не уходить до возгласа священника «С миром изыдем», вскоре после причащения мирян или до закрытия Царских врат.

С какой стороны надо обходить иконы в храме — спра­ва налево или слева направо?

С любой. Главное, чтобы это делалось благоговейно, с мо­литвой и не мешало другим людям. Иконы обходят не ради исполнения какого-то обряда или ритуала, а ради молитвы, обращенной к Господу, Божией Матери и святым угодникам Божиим, чьи святые лики изображены на иконах.

О необходимости поминовения усопших в третий, девятый и сороковой дни по смерти.

Обычай поминать усопших в третий, девятый и сороковой дни по смерти существует в Церкви с древнейших времен и имеет многие толкования. О нем упоминается в Апостольских Постановлениях (памятник древне-христианской письменности IV в.).

Об этом обычае существует следующее церковное предание.

Значение третьего дня поминовения. Св. Макарий Александрийский (IV в.), идя по пустыне, просил сопровождавшего его Ангела объяснить значение церковного поминовения в третий день. Ангел ответил ему: «Когда в третий день бывает в церкви поминовение (усопшего), тогда душа его получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом. Получает потому, что за нее совершено славословие и приношение в Церкви Божией, от чего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на небеса, для поклонения Богу всяческих».

Значение девятого дня. Св. Макарий Александрийский сообщает далее, что после поклонения Богу в третий день, повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа в течение шести дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих, Бога. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то, при виде наслаждений святых, начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!»

По рассмотрении же в течение шести дней всей радости праведных, она опять приводится Ангелами на поклонение Богу.

Значение сорокового дня. «После вторичного поклонения, — продолжает преп. Макарий, — Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых (грешных людей), в которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим местам мук душа носится тридцать дней (с девятого по сороковой), трепеща и боясь, как бы самой ей не оказаться заключенной в них. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения». Велик сей день для почившего, ибо решается участь его до Страшного Суда Божия, а посему справедливо заповедует Св. Церковь прилежную молитву в сей день об усопшем.

О мытарствах. Когда душа христианина, руководимая святыми Ангелами, начинает восходить к небу, темные духи обличают ее во грехах ее. Душа проходит так называемые мытарства — бесовские воздушные стражи и судилища. Свидетельства о таковых находим у св. отцов, в церковных молитвах. Подробно об этих страшных истязаниях бесами души, возносящейся к Богу, поведала по смерти своей преподобная Феодора, при жизни прислуживавшая св. Василию Новому. По молитвам св. Василия, преп. Феодора прошла все мытарства, на каждом из которых темные духи старались низвергнуть ее в бездну вечной погибели. На вопрос преп. Феодоры «все ли христиане проходят этими местами?» св. Ангелы, сопровождавшие ее, ответили: «Нет другого пути для христианских душ, восходящих к небу, но более всего бывают истязуемы согрешавшие и не исповедовавшие свои грехопадения. Исповеданные же грехи заглаживаются Божиим милосердием, и истязатели не могут ни оскорбить, ни устрашить душу, и она с радостию восходит к Престолу Благодати».

Поминовение усопших в первое время по кончине важно и необходимо и потому, что облегчает душе усопшего переход от земли на небо по так называемым мытарствам. Св. Кирилл Александрийский говорит: «При разлучении души нашей с телом предстанут пред нами, с одной стороны, Воинства и Силы Небесные, с другой — власти тьмы, злые миродержители, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел. Узрев их, душа возмутится, содрогнется, вострепещет и в смятении и ужасе будет искать себе защиты у Ангелов Божиих; но, будучи принята св. Ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту, она встретит мытарства, как бы некие заставы или таможни, на которых взыскиваются пошлины, кои будут преграждать ей путь в Царствие, будут останавливать и удерживать ее стремление к оному. На каждом из сих мытарств востребуется отчет в особенных грехах».

О поминальной трапезе. Поминовение усопших обычно сопровождается поминальной трапезой. Если все присутствующие были перед этим на панихиде в храме, то после обычных молитв перед вкушением пищи можно приступать к трапезе. Если же многие не смогли быть на панихиде в храме, то перед трапезой следует прочитать либо Панихиду, либо Канон о усопшем, что по силам.

Сама трапеза начинается с вкушения кутии. В конце трапезы читается заупокойная Лития.

Недопустимо ставить на стол и даже под иконы яства или напитки как бы для умерших. Это языческий обычай.

Если поминальная трапеза совершается в постный день, то стол должен быть постным.

Апостольские правила запрещают употребление вина и других спиртных напитков на поминальных обедах. По слову св. Иоанна Златоуста, тот, кто поминает умершего винопитием, ходатайствует не об избавлении от мук души усопшего, а об умножении ему огня геенского.

Поминальная трапеза — это наша милостыня в память о усопшем. Пищу на поминальной трапезе вкушают молча, творя в уме молитву о упокоении души преставившегося.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *