как обращаться к игумену монастыря правильно

Как обращаться к игумену монастыря правильно

Правила обращения к духовенству в Русской православной Церкви

Белое духовенство

Монашествующее духовенство

Обращение

Указание адресата

Архиереи

Патриарх

Ваше Святейшество, Святейший Владыка

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя)

Митрополит, архиепископ

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка,

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), митрополиту/архиепископу (указание кафедры)

Епископ

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка,

Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (указание кафедры)

Протоиерей, протопресвитер

Архимандрит, игумен

Ваше Высокопреподобие, отец (имя)

Его Высокопреподобию, архимандриту / игумену / протоиерею (имя)

Игумения

Досточтимая матушка, матушка (имя)

Настоятельнице (название) монастыря игумении (имя)

Иерей

Иеромонах

Ваше Преподобие, отец (имя)

Его Преподобию, иеромонаху / иерею (имя)

Протодиакон, диакон

Иеродиакон

Иеродиакону / диакону (имя)

Архидиакон

Источник

Как обращаться к игумену монастыря правильно

Как правильно обращаться к духовному лицу?

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священнический сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях принято следующим образом:

-к монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: » отец», «ч естной брат»;

-к послушнику —»брат» (если послушник в преклонном возрасте —»отец»);

-в обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» — например: «Прошу Ваших молитв»;

-к диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;

-к иерею и иеромонаху: » отец (имя)» или » Ваше Преподобие»;

-к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Лавр, благословите»), возможно, и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник — архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Лавр».

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Евангел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец. (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Сергий») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Сергий».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним
можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей»

Обращение к священнику «батюшка» является русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не должно употребляться при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице. отец схиархимандрит». К Игумение женской обители будет учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);

к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество».

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день»; говорят «Благословите!». При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой).
Священник при произнесении слов: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую благословляющую руку, которую мирянин целует.
Священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии.
Распространенная ошибка людей малоцерковных — накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священника.

Источник

Игнатьева
Елена Сергеевна

+7 (985) 247-18-38

Тонкости деловой переписки с духовенством: правила обращений

В деловой переписке с органами власти и коммерческими организациями мы уже привыкли и точно знаем, что к должностным лицам следует обращаться по имени и отчеству (в российской практике) или по имени (в западной практике), а вот со священнослужителями дело обстоит совсем иначе.

В таблице кратко представлены правила обращения к духовенству Русской Православной Церкви:

Монашествующее духовенство

Белое духовенство

Обращение к адресату

Указание адресата

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси (имя)

Его Высокопреосвященству, Высокопоставленному (имя), архиепископу/митрополиту (кафедра)

Епископ (правящий, викарный)

Его Преосвященству, Преосвященнейшему (имя), епископу (кафедра)

Настоятельнице (название монастыря) игумении (имя)

— Ваше Высокопреподобие, достопочтимый отец (имя)!

Его Высокопреподобию, протоиерею (имя)

— Ваше Преподобие, отец (имя)!

Его Преподобному, иерею (имя)

Диакон (протодиакон, архидиакон)

— Достопочтимый отец (имя)!

Ниже привожу образцы писем духовенства.

По материал книги Марка Епископа Егорьевского «Церковний протокол»

Продолжение следует «Как общаться к предстоятелям древних Поместных Православных Церквей»

Источник

Православная Жизнь

Как поздороваться со священнослужителем? Получить от него благословение или просто обратиться с просьбой? Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский.

как обращаться к игумену монастыря правильно. Смотреть фото как обращаться к игумену монастыря правильно. Смотреть картинку как обращаться к игумену монастыря правильно. Картинка про как обращаться к игумену монастыря правильно. Фото как обращаться к игумену монастыря правильно

. Благословение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.

Лишь недавно воцерковившись, встречая духовное лицо в церкви и желая обратиться с просьбой, мы зачастую теряемся в выборе формы обращения. Между тем как эти формы, сложившиеся традиционно, помогают не только соблюсти правила приветствия, выразить уважение к сану, свое духовное расположение к священнослужителю, но и получить Божие благословение.

Вначале нам необходимо определиться, кто перед нами: Предстоятель Церкви, священник, диакон, монах или монахиня. Для этого надо разобраться в чинах (санах или рангах) священнослужителей.

Существует три степени священнослужителей:

1) Епископская. Носители этой степени священства: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. Обращение к патриарху: «Ваше Святейшество…» или «Святейший владыко…», к митрополиту и архиепископу: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший владыко…». Если титул Митрополита носит Предстоятель Церкви, и он также имеет эпитет «Блаженнейший», то обращение к нему будет «Ваше Блаженство…» или «Блаженнейший владыко…» (Такое обращение подобает Митрополиту Киевскому и всея Украины). Обращение к епископу: «Ваше Преосвященство…» или «Преосвященнейший владыко…». Эти обращения употребляются также в официальной переписке и в официальной обстановке. Есть народное, «теплое» обращение: «Владыко…». После слов обращения следует имя того, к кому мы обращаемся. Носителей епископской степени именуют «владыко» потому, что в их ведении находятся все остальные степени священства, и они владычествуют над всем церковным клиром.

2) Иерейская. Носители этой степени священства: протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах. Обращение к протопресвитеру, протоиерею, архимандриту, игумену: «Ваше Высокопреподобие, отец (имя)…», к иерею, иеромонаху: «Ваше преподобие, отец (имя)…» Есть народное, «теплое» обращение: «батюшка…». Иногда этот эпитет употребляют только по отношению к своему духовнику.

3) Диаконская. Носители этой степени священства: архидиакон, протодиакон, диакон, иеродиакон. Обращение к архи-, протодиакону: «отец архи-, протодиакон (имя)…», к диакону, иеродиакону: «отец (имя)… ».

Почему носителей второй и третьей степени священства мы именуем отцами? На этот вопрос дает ответ учитель Церкви Климент Александрийский (ум. 215 г.). Он говорит, что отцами мы называем тех, кто родил нас духовно. Самому священнику неэтично именовать себя: «я, отец (имя)…». Обыкновенно, священники и диаконы, говоря о себе в третьем лице, так и называют себя «я священник (протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах) такой-то» или «я диакон (архидиакон, протодиакон, иеродиакон) такой-то (имя)».

Говоря в третьем лице о священнослужителе, называют его сан.

Кроме священнослужителей в Церкви есть лица, которые избрали путь монашеской жизни: игуменья, монах, монахиня, послушник, послушница. Обращение к игуменье: «матушка (имя)…», «досточтимая матушка (имя)…» Обращение к монаху, не имеющему сана, и послушнику: «честной брат (отец) (имя)…», к монахине, послушнице: «сестра (имя)…»

Правила обращения, принятые в Церкви можно для наглядности свести в таблицу.

Источник

Правила поведения в монастыре

Игумен Аристарх (Лоханов)

как обращаться к игумену монастыря правильно. Смотреть фото как обращаться к игумену монастыря правильно. Смотреть картинку как обращаться к игумену монастыря правильно. Картинка про как обращаться к игумену монастыря правильно. Фото как обращаться к игумену монастыря правильно

Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря

Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).

О монастырских правилах

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *