как обращаться к монахине в монастыре

Как обращаться к монахине в монастыре

Как правильно обращаться к духовному лицу?

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священнический сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях принято следующим образом:

-к монаху, не имеющему духовного сана, обращаются: » отец», «ч естной брат»;

-к послушнику —»брат» (если послушник в преклонном возрасте —»отец»);

-в обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» — например: «Прошу Ваших молитв»;

-к диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто: «отец (имя)»;

-к иерею и иеромонаху: » отец (имя)» или » Ваше Преподобие»;

-к протоиерею, игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие».

К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Лавр, благословите»), возможно, и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник — архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Лавр».

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Евангел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец. (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Сергий») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Сергий».

Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним
можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей»

Обращение к священнику «батюшка» является русской церковной традицией, допустимо, но не является официальным. Поэтому оно не должно употребляться при официальном обращении.

Послушницу и монахиню можно назвать «сестра». Повсеместно распространенное у нас обращение «матушка» в женских монастырях правильно относить только к настоятельнице. отец схиархимандрит». К Игумение женской обители будет учтивым обращение: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)».

Обращаться к епископу следует: «Ваше Преосвященство», «Преосвященнейший Владыка» или просто «Владыка» (либо используя звательный падеж славянского языка: «Владыко»);

к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвящество» или «Высокопреосвященнейший Владыка».

К Патриарху, именуемому в титуле «Святейшим», нужно обращаться: «Ваше Святейшество».

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день»; говорят «Благословите!». При этом, если находятся рядом со священником, складывают ладони для получения благословения (правую поверх левой).
Священник при произнесении слов: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — налагает на мирянина крестное знамение и кладет на его ладони свою правую благословляющую руку, которую мирянин целует.
Священник может наложить крестное знамение на наклоненную голову мирянина с возложением ладони, может благословить на расстоянии.
Распространенная ошибка людей малоцерковных — накладывать на себя крестное знамение перед тем, как взять благословение у священника.

Источник

Правила поведения в монастыре

Игумен Аристарх (Лоханов)

как обращаться к монахине в монастыре. Смотреть фото как обращаться к монахине в монастыре. Смотреть картинку как обращаться к монахине в монастыре. Картинка про как обращаться к монахине в монастыре. Фото как обращаться к монахине в монастыре

Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря

Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).

О монастырских правилах

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Источник

Православная Жизнь

Как поздороваться со священнослужителем? Получить от него благословение или просто обратиться с просьбой? Отвечает протоиерей Андрей Ухтомский.

как обращаться к монахине в монастыре. Смотреть фото как обращаться к монахине в монастыре. Смотреть картинку как обращаться к монахине в монастыре. Картинка про как обращаться к монахине в монастыре. Фото как обращаться к монахине в монастыре

. Благословение Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.

Лишь недавно воцерковившись, встречая духовное лицо в церкви и желая обратиться с просьбой, мы зачастую теряемся в выборе формы обращения. Между тем как эти формы, сложившиеся традиционно, помогают не только соблюсти правила приветствия, выразить уважение к сану, свое духовное расположение к священнослужителю, но и получить Божие благословение.

Вначале нам необходимо определиться, кто перед нами: Предстоятель Церкви, священник, диакон, монах или монахиня. Для этого надо разобраться в чинах (санах или рангах) священнослужителей.

Существует три степени священнослужителей:

1) Епископская. Носители этой степени священства: патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. Обращение к патриарху: «Ваше Святейшество…» или «Святейший владыко…», к митрополиту и архиепископу: «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший владыко…». Если титул Митрополита носит Предстоятель Церкви, и он также имеет эпитет «Блаженнейший», то обращение к нему будет «Ваше Блаженство…» или «Блаженнейший владыко…» (Такое обращение подобает Митрополиту Киевскому и всея Украины). Обращение к епископу: «Ваше Преосвященство…» или «Преосвященнейший владыко…». Эти обращения употребляются также в официальной переписке и в официальной обстановке. Есть народное, «теплое» обращение: «Владыко…». После слов обращения следует имя того, к кому мы обращаемся. Носителей епископской степени именуют «владыко» потому, что в их ведении находятся все остальные степени священства, и они владычествуют над всем церковным клиром.

2) Иерейская. Носители этой степени священства: протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах. Обращение к протопресвитеру, протоиерею, архимандриту, игумену: «Ваше Высокопреподобие, отец (имя)…», к иерею, иеромонаху: «Ваше преподобие, отец (имя)…» Есть народное, «теплое» обращение: «батюшка…». Иногда этот эпитет употребляют только по отношению к своему духовнику.

3) Диаконская. Носители этой степени священства: архидиакон, протодиакон, диакон, иеродиакон. Обращение к архи-, протодиакону: «отец архи-, протодиакон (имя)…», к диакону, иеродиакону: «отец (имя)… ».

Почему носителей второй и третьей степени священства мы именуем отцами? На этот вопрос дает ответ учитель Церкви Климент Александрийский (ум. 215 г.). Он говорит, что отцами мы называем тех, кто родил нас духовно. Самому священнику неэтично именовать себя: «я, отец (имя)…». Обыкновенно, священники и диаконы, говоря о себе в третьем лице, так и называют себя «я священник (протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах) такой-то» или «я диакон (архидиакон, протодиакон, иеродиакон) такой-то (имя)».

Говоря в третьем лице о священнослужителе, называют его сан.

Кроме священнослужителей в Церкви есть лица, которые избрали путь монашеской жизни: игуменья, монах, монахиня, послушник, послушница. Обращение к игуменье: «матушка (имя)…», «досточтимая матушка (имя)…» Обращение к монаху, не имеющему сана, и послушнику: «честной брат (отец) (имя)…», к монахине, послушнице: «сестра (имя)…»

Правила обращения, принятые в Церкви можно для наглядности свести в таблицу.

Источник

Обращение к монахам

Обращение к монахам

Монахи и монахини, живущие в монастыре, называются насельниками и насельницами. Однако для того, чтобы правильно к ним обратиться, следует знать о существующем в монастырях духовном разделении. Так, существуют простые послушники и послушницы, рясофорные монахи и монахини, мантийные монахи и монахини, а также схимонахи и схимонахини. Кроме того, в мужском монастыре некоторые монахи имеют священный сан диакона или священника.

В мужском монастыре

При обращении к наместнику называют его должность, например: «Отец наместник, благословите». Можно называть наместника по имени: «Отец Павел, благословите». Допускается также называть его просто батюшкой.

В официальной речи к наместнику обращаются в зависимости от его духовного сана: к архимандриту или игумену – «Ваше Высокопреподобие»; к иеромонаху – «Ваше преподобие».

В разговоре с третьим лицом наместника называют «отец наместник» или по имени – «отец Петр».

К благочинному следует обращаться с названием должности – «отец благочинный» или называя имя – «отец Никон». Иногда его называют «батюшка». В разговоре с третьим лицом благочинного называют «отец благочинный» или называя имя – «отец Николай».

К духовнику обращаются по имени – «отец Серафим» или просто «батюшка». В третьем лице упоминают должность – «духовник» или имя – «отец Серафим».

К казначеям, ризничим, экономам и келарям, имеющим постриг, но не рукоположенным, обращаются, упопиминая должность: «отец казначей», «отец эконом» и т. п. Если кто-то из них имеет священнический сан, к ним можно обращаться «батюшка». К любому монаху, имеющему постриг, обращаются «отец», к простому послушнику – «брат», если он в пожилом возрасте – «отец».

К иеромонаху обращаются «отец» с добавлением имени или «батюшка».

В женском монастыре

К игуменье обращаются «мать» с упоминая имени или «матушка». Обращение «матушка» в женском монастыре употребляют только по отношению к игуменье.

В миру матушкой называют только жену священника. Не следует обращаться так к простым прихожанкам, работающим на кухне или в швейной мастерской.

К монахиням обращаются «мать» с добавлением имени. К послушницам обращаются «сестра».

Обращение к епископу

Епископа в православии называют ангелом Церкви. Поэтому он заслуживает, соответственно, более почтительного отношения. Обращаясь к архиерею, следует говорить «Владыко». В третьем лице его называют «Владыка» с добавлением имени.

В официальной речи епископа следует называть «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыко». В третьем лице говорят: «Его Преосвященство».

При обращении к архиепископу и митрополиту следует говорить «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыко». В третьем лице говорят: «Его Высокопреосвященство».

Обращаясь к патриарху, говорят: «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыко». В третьем лице говорят: «Его Святейшество». Начиная разговор с епископом, следует прежде всего попросить у него благословения: «Благословите, Владыко» или «Благословите, Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство)».

Письма к епископу начинают фразой: «Владыко, благословите» или «Ваше Преосвященство (Высокопреосвященство), благословите». Прошение епископу следует писать в следующей форме:

«Его Преосвященству Преосвященнейшему (имя)

Епископу (название епархии)

Прошение Патриарху пишут следующим образом:

Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси

Заканчивать прошение или письмо надо словами: «Испрашиваю молитв Вашего Преосвященства. »

Подписываться следует: «Смиренный послушник Вашего Преосвященства. », если пишущий находится на церковном послушании. В нижней части письма ставят дату по старому и по новому стилю, при этом указывают имя святого, память которого чтится в этот день. Например: «5/18 июля 2005 г. по Р. Х. Прп. Сергия Радонежского». Чтобы попасть на прием к епископу, надо прийти в епархиальное управление, найти секретаря или заведующего канцелярией и сообщить причину своей просьбы о приеме.

Перед входом в кабинет епископа следует произносить молитву: «Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас». Затем нужно перекреститься на иконы в красном углу, после чего можно подойти к епископу и попросить благословения.

В епархиальном управлении всегда находится много священников. Не нужно просить благословения у каждого из них, особенно если при этом присутствует архиерей. В этом случае достаточно приветствовать их наклоном головы.

Когда епископ выходит из кабинета, к нему подходят за благословением. При этом следует соблюдать порядок: сначала благословение получают священники по старшинству сана, затем миряне – мужчины, а потом женщины.

Если епископ с кем-нибудь беседует, нельзя прерывать его просьбой о благословении. Следует подождать окончания разговора. Собираясь на прием к епископу, нужно заранее обдумать свою просьбу и обращение, чтобы изложить их кратко, без лишних слов и жестов.

По окончании приема снова просят благословения и крестятся на иконы в красном углу, после чего могут уйти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Обращение к читателю

Обращение к читателю С возрастом все отчетливее возникает ощущение стремительно утекающей сквозь пальцы жизни. Бесконечный летний день детства и суетливый «взрослый» день – совершенно разные во всех смыслах. Со временем происходит и переоценка сделанного в жизни. И то,

8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий – и царям, и князьям, и всяких чинов людям. И священникам, и монахам, и всем христианам

8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий – и царям, и князьям, и всяких чинов людям. И священникам, и монахам, и всем христианам Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом,

Обращение на «ты»

Обращение на «ты» Обращение на «вы» или на «ты» является непосредственным инструментом установления контакта между собеседниками, выражает отношение к человеку, определяет статус и престиж. Речевой этикет определяет уровень общения между людьми: дружеский, деловой,

Обращение к христианству

Обращение к христианству Для наших дней характерна веротерпимость, многочисленные христианские группы Японии: протестанты, католики, православные или независимые (то есть чисто японские) — живут и молятся свободно. В целом можно сказать, что действия христиан оказались

Обращение к читателю

Обращение к читателю Это книга о неформалах и для неформалов, а ещё для их родителей, друзей, учителей, журналистов, политиков, социологов… может, даже милиционеров… Для всех, взыскующих понять, — как сказал один из наших героев.Не ищите в книге перечня и описания всех

ОБРАЩЕНИЕ АВТОРА

ОБРАЩЕНИЕ АВТОРА Для автора большое удовольствие видеть, как выходит в свет перевод на французский язык труда, опубликованного недавно в Лондоне издателями Сиджвиком и Джексоном.По традиции английского издательства эта работа предназначалась для широкой публики,

II. Обращение к эмблеме

II. Обращение к эмблеме Предыдущие размышления, думается, позволяют поближе рассмотреть, какими путями фантастическое проникает в искусство. Я не утверждаю, что это происходит обязательно вопреки воле автора, хотя такой случай и возможен; но я убежден: сообщение, которое

Источник

Что надо знать о православном церковном этикете

иеро­мо­нах Ари­старх (Лоха­нов)

По бла­го­сло­ве­нию Прео­свя­щен­ного Симона, Епи­скопа Мур­ман­ского и Мон­че­гор­ского

Общие све­де­ния о цер­ков­ном эти­кете

Годы воин­ству­ю­щего без­бо­жия в нашей стране, при­вед­шие в итоге к исто­ри­че­скому и рели­ги­оз­ному бес­па­мят­ству, пре­рвали немало тра­ди­ций, кото­рые скреп­ляли поко­ле­ния, при­да­вали жизни освя­ще­ние через вер­ность веко­вым обы­чаям, пре­да­ниям, уста­нов­ле­ниям. Уте­ряно (и теперь только по частям и с трудом вос­ста­нав­ли­ва­ется) то, что наши пра­деды впи­ты­вали с дет­ства и что ста­но­ви­лось потом есте­ствен­ным, – пра­вила пове­де­ния, обхож­де­ния, учти­во­сти, доз­во­лен­но­сти, кото­рые сло­жи­лись на про­тя­же­нии дол­гого вре­мени на осно­ва­нии норм хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти. Условно эти пра­вила можно назвать цер­ков­ным эти­ке­том. Вообще этикет – это свод правил пове­де­ния, обхож­де­ния, при­ня­тых в опре­де­лен­ных соци­аль­ных кругах (раз­ли­чают при­двор­ный, дипло­ма­ти­че­ский, воин­ский этикет, а также еще и обще­граж­дан­ский), а в пере­нос­ном смысле – и сама форма пове­де­ния. Спе­ци­фика цер­ков­ного эти­кета свя­зана прежде всего с тем, что состав­ляет основ­ное содер­жа­ние рели­ги­оз­ной жизни веру­ю­щего чело­века, – с почи­та­нием Бога, с бла­го­че­стием.

Для раз­ли­че­ния двух тер­ми­нов – бла­го­че­стие и цер­ков­ный этикет – вкратце кос­немся неко­то­рых основ­ных поня­тий нрав­ствен­ного бого­сло­вия (по курсу «Пра­во­слав­ное нрав­ствен­ное бого­сло­вие» архи­манд­рита Пла­тона. – Троице-Сер­ги­ева Лавра, 1994).

Жизнь чело­века про­хо­дит одно­вре­менно в трех сферах бытия:

— при­род­ной;
— обще­ствен­ной;
— рели­ги­оз­ной.

Обла­дая даром сво­боды, чело­век ори­ен­ти­ро­ван:

— на соб­ствен­ное бытие;
— на эти­че­ское отно­ше­ние к окру­жа­ю­щему миру;
— на рели­ги­оз­ное отно­ше­ние к Богу.

Основ­ной прин­цип отно­ше­ния чело­века к соб­ствен­ному бытию есть честь (ука­зы­ва­ю­щая, что есть чело­век), при этом нормой явля­ется цело­муд­рие (инди­ви­ду­аль­ная непри­кос­но­вен­ность и внут­рен­няя целост­ность) и бла­го­род­ство (высо­кая сте­пень нрав­ствен­ной и интел­лек­ту­аль­ной сфор­ми­ро­ван­но­сти).

Основ­ной прин­цип отно­ше­ния чело­века к ближ­нему – чест­ность, при этом нормой явля­ются прав­ди­вость и искрен­ность.

Честь и чест­ность суть пред­по­сылки и усло­вия рели­ги­оз­ного бла­го­че­стия. Они дают нам право со дерз­но­ве­нием обра­щаться к. Богу, созна­вая свое соб­ствен­ное досто­ин­ство и видя в то же время в другом чело­веке со-пут­ника к Богу и со-наслед­ника Божией бла­го­дати.

Упраж­не­нию в бла­го­че­стии (см.: 1Тим.4:7 ), пре­успе­ва­нию в нем (см.: 1Тим.6:11 ) должна быть под­чи­нена вся жизнь веру­ю­щего чело­века, кото­рый при­зван оста­ваться при этом духовно-трез­вен­ным и не обо­льщать свое сердце, рискуя впасть в пустое бла­го­че­стие (см.: Иак.1:26 ).

Бла­го­че­стие – это как бы вер­ти­каль, устрем­лен­ная от земли к небу (чело­век Бог), цер­ков­ный этикет – это гори­зон­таль (чело­век чело­век). При этом нельзя под­няться к небу, не любя чело­века, и нельзя любить чело­века, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пре­бы­вает ( 1Ин.4:12 ), и не любя­щий брата своего, кото­рого видит, как может любить Бога, Кото­рого не видит? ( 1Ин.4:20 ).

Таким обра­зом, духов­ными осно­ва­ни­ями опре­де­ля­ются все пра­вила цер­ков­ного эти­кета, кото­рые должны регу­ли­ро­вать отно­ше­ния между веру­ю­щими, устрем­лен­ными к Богу.

Суще­ствует мнение, что «манер­ни­чать ни к чему», так как Бог смот­рит на сердце. Послед­нее, конечно, верно, но ведь и сама доб­ро­де­тель оскорб­ляет, если она соеди­ня­ется с оттал­ки­ва­ю­щими мане­рами. Без­условно, что за бле­стя­щим обхож­де­нием могут скры­ваться ужа­са­ю­щие наме­ре­ния, что свя­зано со зна­ко­вым харак­те­ром нашего пове­де­ния, когда, скажем, жест может откры­вать истин­ное наше состо­я­ние или жела­ние, но может и скры­вать. Так, Понтий Пилат в одном совре­мен­ном романе, умывая руки на суде над Хри­стом, дает этакое тол­ко­ва­ние своему жесту: «Пусть хоть жест будет эле­ган­тен и символ без­упре­чен, коль посту­пок бес­че­стен». Подоб­ные спо­соб­но­сти людей с помо­щью мно­го­знач­но­сти жеста, хоро­ших манер скры­вать худое сердце не могут слу­жить оправ­да­нием при отсут­ствии цер­ков­ного «хоро­шего тона». «Плохой тон» в храме может стать пре­ты­ка­нием мало­цер­ков­ного чело­века на его пути к Богу. Вспом­ним сте­на­ния и жалобы ново­об­ра­щен­ных, кото­рые при­хо­дят в храмы и встре­чают там порой просто вар­вар­ское отно­ше­ние к себе со сто­роны тех, кто счи­тает себя воцер­ко­в­лен­ным. Сколько гру­бо­сти, при­ми­тив­ного мен­тор­ства, непри­язни и непро­ще­ния можно встре­тить в иных общи­нах! Сколь­ких людей – в осо­бен­но­сти из числа моло­дежи и интел­ли­ген­ции – уте­ряли при­ходы из-за этого! И когда-то они, эти ушед­шие люди, придут вновь в храм? И какой ответ дадут те, кто послу­жил таким соблаз­ном на пути к храму?!

Бого­бо­яз­нен­ный и цер­ковно-вос­пи­тан­ный. чело­век, если и видит что-либо небла­го­при­стой­ное в пове­де­нии иного, лишь с любо­вью и ува­же­нием исправ­ляет брата или сестру. Пока­за­те­лен в этом отно­ше­нии случай из жития пре­по­доб­ного Арсе­ния Вели­кого: «Старец сей удер­жал одну при­вычку из своей мир­ской жизни, именно – иногда он, садясь, пола­гал ногу за ногу, что могло пока­заться не совсем бла­го­при­стой­ным. Неко­то­рые братия видели это, однако никто из них не осме­лился сде­лать ему заме­ча­ние, потому что все весьма ува­жали его. Но только один старец, авва Пимен, сказал братии: «Пой­дите к авве Арсе­нию, и я сяду при нем так, как иногда садится он; тогда вы сде­лайте мне заме­ча­ние, что я не хорошо сижу. Я стану про­сить у вас про­ще­ния; вместе с тем мы испра­вим и старца».

Они пошли и сде­лали так. Пре­по­доб­ный же Арсе­ний, поняв, что так непри­лично сидеть иноку, оста­вил свою при­вычку» (Жития святых. Месяц май. День вось­мой).

Веж­ли­вость, как состав­ля­ю­щая эти­кета, у чело­века духов­ного может стать сред­ством при­вле­ка­ю­щим бла­го­дать Божию. Обычно под веж­ли­во­стью пони­мают не только искус­ство про­яв­лять внеш­ними зна­ками то внут­рен­нее ува­же­ние, кото­рое мы имеем к чело­веку, но и искус­ство быть при­вет­ли­вым с людьми, к кото­рым мы не имеем рас­по­ло­же­ния. Что это – хан­же­ство, лице­ме­рие? Для чело­века духов­ного, зна­ю­щего сокро­вен­ную диа­лек­тику внеш­него и внут­рен­него, веж­ли­вость может стать сред­ством на пути стя­жа­ния и раз­ви­тия сми­ре­ния.

Известно выра­же­ние одного подвиж­ника: делай внеш­нее, а за внеш­нее Гос­подь даст и внут­рен­нее, ибо внеш­нее при­над­ле­жит чело­веку, а внут­рен­нее – Богу. При появ­ле­нии внеш­них при­зна­ков доб­ро­де­тели сама доб­ро­де­тель посте­пенно воз­рас­тает в нас. Вот как мудро писал об этом епи­скоп Вени­а­мин (Милов):

«Кто пре­ду­пре­ждает при­вет­ствия других своим при­вет­ствием, выра­жает ко всем услуж­ли­вость, почти­тель­ность, всех пред­по­чи­тает всюду себе, мол­ча­ливо терпит разные огор­че­ния и все­мерно напря­га­ется мыс­ленно и прак­ти­че­ски и в само­уни­чи­же­нии ради Христа, тот первое время пере­жи­вает немало тяже­лых и труд­ных для личной гор­до­сти минут.

Но за без­ро­пот­ное и тер­пе­ли­вое испол­не­ние запо­веди Божией о сми­ре­нии на него свыше изли­ва­ется бла­го­дать Свя­того Духа, смяг­чает его сердце для искрен­ней любви к Богу и к людям, и горь­кие пере­жи­ва­ния его сме­ня­ются сла­дост­ными.

Так дей­стви­ями любви без соот­вет­ству­ю­щих чувств любви в конце концов воз­на­граж­да­ется изли­я­нием в сердце небес­ной любви. Сми­рив­шийся начи­нает чув­ство­вать в окру­жа­ю­щих лицах родных во Христе и рас­по­ла­га­ется к ним бла­го­же­ла­тель­но­стью».

Об этом же писал епи­скоп Феофан Затвор­ник: «Дей­ству­ю­щий по-цер­ков­ному, как сле­дует, непре­рывно про­хо­дит науку бла­го­го­ве­ин­ства пред Богом, с посвя­ще­нием Ему всего».

В обще­нии с людьми – и цер­ков­ными, и нецер­ков­ными – святые отцы сове­туют пом­нить о том, что надо бороться не против греш­ника, но против греха и всегда давать чело­веку воз­мож­ность испра­виться, помня при этом, что он, пока­яв­шись в тай­ни­ках своего сердца, может быть, уже поми­ло­ван Богом.

Мы видим, таким обра­зом, что, в отли­чие от свет­ского эти­кета, пра­вила пове­де­ния в цер­ков­ной среде, будучи тес­ней­шим обра­зом свя­заны с бла­го­че­стием, ведут к очи­ще­нию и пре­об­ра­же­нию сердца Божией бла­го­да­тью, кото­рая дару­ется труж­да­ю­ще­муся и под­ви­за­ю­ще­муся. Поэтому цер­ков­ный этикет должен пони­маться не только как свод правил пове­де­ния, при­ня­тых в целях сохра­не­ния цер­ков­ного орга­низма, но и как путь вос­хож­де­ния ко Христу.

Для облег­че­ния поль­зо­ва­ния этим неболь­шим посо­бием мы раз­де­лили его на сле­ду­ю­щие части: пра­вила пове­де­ния на при­ходе; пра­вила пове­де­ния в мона­сты­рях; как вести себя на приеме у епи­скопа; пове­де­ние пра­во­слав­ного вне церкви.

На приходе

При обра­ще­нии к духо­вен­ству для избе­жа­ния ошибок необ­хо­димо иметь некий мини­мум знаний о свя­щен­стве.

В Пра­во­сла­вии суще­ствует три сте­пени свя­щен­ства: диакон, свя­щен­ник, епи­скоп. Еще до руко­по­ло­же­ния в диа­кона став­лен­ник должен решить: будет ли он про­хо­дить свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние, явля­ясь жена­тым (белое духо­вен­ство) или же приняв мона­ше­ство (черное духо­вен­ство). С про­шлого века в Рус­ской Церкви суще­ствует также инсти­тут цели­бата, то есть сан при­ни­ма­ется с обетом без­бра­чия («Цели­бат» – по-латыни «холост»). Диа­коны и свя­щен­ники – цели­баты также отно­сятся к белому духо­вен­ству. В насто­я­щее время монахи-свя­щен­ники служат не только в мона­сты­рях, они нередки и на при­хо­дах, как в городе, так и в деревне. Епи­скоп должен быть обя­за­тельно из чер­ного духо­вен­ства. Свя­щен­ни­че­ская иерар­хия может быть пред­став­лена так:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *