как объяснить ребенку что такое миф
Конспект занятия с детьми подготовительного к школе возраста «Путешествие по мифам Древней Греции» (часть I)
Оксана Бодрова
Конспект занятия с детьми подготовительного к школе возраста «Путешествие по мифам Древней Греции» (часть I)
1. Познакомить детей с понятиями «миф», с образным языком мифов, С некоторыми их героями, с древнегреческой культурой.
2. Развить эстетический вкус, интерес к историческому прошлому народов,пополнение словарного запаса детей: миф, Эллада, Эллины, Олимп, скульптура, амфора, Гея, Афродита, Прометей, Зевс. Развивать музыкально-творческие способности детей,
3. Воспитывать интерес к мифологии, истории человечества.
Предметные изображения: амфоры, скульптуры, туники.
Гипсовая скульптура «Женская фигура».
Художественные иллюстрации, репродукции.
Предметы для шумового оркестра: флейта, дудочки, камни, колокольчики и др.
Дети сидят на стульчиках.
Ход ЗАНЯТИЯ
Давным-давно была такая страна Древняя Греция. В ней были высокие горы, зелёные леса, тёплое море и много-много солнца
горы, дом с колоннами, растительность.
Тихо звучит фонограмма греческой народной музыки. № 1
Людям хорошо было там жить, потому что в Древней Греции всегда было лето. Сейчас мы покажем, какую лёгкую одежду носили в то время эллины.
Фонограмма греческой народной музыки. № 2.
Звучит тихая греческая музыка, дети проходят по залу. Их движения соответствуют «статусу», «положению» характеру дачного героя.
Тихо звучит фонограмма греческой народной музыки № 3
Древние греки сочиняли удивительные истории о богах и героях. Эти история называются МИФАМИ. Запомним это слово. Дети, повтори слово МИФ.
Любимым героем Древней Греции был Геракл. Из мультфильмов даже вы знаете кое-что о его подвигах.
Кто мне скажет, кто такой Геракл и чем он прославился?
Ответ ребёнка: «Геракл был сыном самого главного бога Зевса. Он много странствовал по свету, сражался с чудовищами, которых никто не мог одолеть».
— Кто ему помогал совершать подвиги?
Ребёнок: «Совершать подвиги Гераклу помогала богиня мудрости Афина».
— Кто скажет, чем прославился Геракл, когда был маленьким мальчиком?
Ребёнок: «Однажды, злая богиня Г ера решила его погубить и послала двух ядовитых змей к мальчику в спальню. Но маленький Геракл не испугался».
фигурки Геракла и Льва из мифа «Немейский Лев»
Сейчас дети расскажут миф о Немейском Льве. (Двое детей подходят к теневому театру).
В окрестностях города Немея жил огромный ЛЕВ. его боялись люди и звери. Даже стрелы не могли пробить толстую шкуру льва. Геракл не побоялся льва, а набросился на него и повалил на землю.
Г розный лев пытался высвободиться из рук Геракла, но ему не помогли ни огромные клыки, ни острые когти. Отважный Геракл победил чудовище и спас город.
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР Фигурки «Стимфальские птицы»
Геракл решил помочь жителям города Стимфаль избавиться от жестоких птиц, которые терзали людей и животных. Он отправился в лес и увидел целые тучи птиц. У птиц были медные когти и клювы, а перья из бронзы.
Они кружились в воздухе, прыгали по земле, сидели на деревьях и кричали так громко, что у Геракла зазвенело в ушах.
Уставший Геракл прекратил охоту и уснул. Ему во сне явилась богиня Афина и подсказала ему. что нужно сделать».
Геракл смастерил много деревянных трещоток и расставил их около гнездовий медных птиц. Когда поднялся ветер, трещотки закрутились и загрохотали. Перепуганные птицы поднялись со своих гнёзд и улетели навсегда.
Конспект по эстетическому развитию старшего дошкольника «Подвиги Геракла» Программное содержание: Воспитывать интерес к истории, мифам и легендам древних народов. Учить осмысливать идею мифа.
Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.
Что такое миф?
Всего получено оценок: 216.
Всего получено оценок: 216.
Слово «миф» мы часто слышим в обычной жизни, когда говорят о чем-то, что укрепилось в нашем сознании, но является неправильным и недостоверным. В литературе же миф – небольшое произведение, в котором основную роль играют фантазии. Так что такое миф в литературе?
Определение мифа и его характеристика
Миф – (от греческого mythos – слово) – рассказ, в котором при помощи фантазии объясняются непонятные для древних людей явления окружающей действительности.
Мифология – это совокупность мифов одного народа. Примером может служить греческая мифология.
В мифах чаще всего идет повествование о людях, богах, подвигах и происхождении мира. Они были очень популярны в Древней Греции, когда считалось, что за плохие поступки люди наказывались гневом богов. В мифах отражается искусство, религии, философия, науки.
Мифы можно разделить на несколько видов:
в некоторых источниках мифы о происхождении мужчин и женщин описываются по-разному
Что мы узнали?
Данная статья, написанная для детей, поможет им понять, что такое «миф», когда возник этот жанр, а также поможет лучше разобраться в особенностях таких произведений. Также здесь перечисляются виды, на которые подразделяются мифы.
Мифы и легенды Древней Греции
Анжелика Юрченко
Мифы и легенды Древней Греции
Программное содержание: дать детям представление о стране – Греция, научить находить данную страну на карте, познакомить со столицей Греции – Афинами и флагом Греции; формировать представление о Древней Греции, о древних мифах и сказаниях; дать представление о богах, о мире богов, о достоинствах и недостатках божественного мира (путешествие на гору Олимп, на море к Посейдону и в подземное царство Аида); формирование диалогической речи: умение слушать и понимать, отвечать на вопросы и спрашивать; уточнить знания детей о явлениях природы: грохот молнии, дуновение ветра и т. д. ; на основе опыта показать образование белого цвета на слиянии семи цветов спектра; формировать творческую активность; развивать логическое мышление, внимание, память; вызвать интерес к заданиям, предложенным воспитателем (зашифрованные слова, складывание картинок, математические задания); активизировать словарь детей; воспитывать доброе отношение к стране – Греции, к людям, придумавшим мифы и легенды Древней Греции.
Предварительная работа: чтение книги «Мифы Древней Греции»; рассматривание иллюстраций; беседа о богах и богинях, о явлениях природы: грохот молнии, появление радуги, закат и восход солнца; беседа о гипнозе – что это и как гипноз влияет на сознания людей.
Сегодня мы отправимся в путешествие, в Древнюю Грецию. А поможет нам волшебный цветок, который поможет нам путешествовать. Давайте вспомним волшебные слова (сначала произносят дети, затем воспитатель). «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг. Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по-нашему вели: вели, чтобы мы оказались в Древней Греции».
Греки верили, что их боги и богини обитают на вершине горы Олимп. А царит на светлом Олимпе могучий Зевс, окружённый другими богами. Зевса считали властителем неба и солнца (предложить подойти к горе Олимп). Рядом с Зевсом на небе властвует его супруга Гера, также богиня неба. Множество здесь и других богов: златая Афродита – богиня красоты и любви, Афина – богиня войны, Деметра – богиня плодородия и земледелия и много, много других богов и богинь (предложить прочитать, кто ещё обитает на Олимпе). На Олимпе нет ни дождя, ни снега; вечно там светлое, радостное лето. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне.
Крылья мельницы – цветные.
Не всегда они такие.
Буйный ветер налетел,
Быстро крылья завертел –
Семь цветов у крыльев вдруг
Превратились разом в круг.
Он в какой окрашен цвет?
Кто даст правильный ответ.
Крутим, волчок и видим белый цвет. Как вы думаете, как это происходит? Дробится белый (золотистый) солнечный луч на семь цветных, а когда они вновь (всей семёркой) превращаются в единый луч, тот вновь делается белым (золотистым). Где вы видели вокруг нас, чтобы луч дробился на семь цветов? А теперь задание Ириды. Чтобы найти нам осколок сосуда необходимо сложить слово «Радуга» (предложить сложить из сломанных красных букв слово «Радуга»). Ребята, а почему здесь остались ещё сломанные синие буквы? Может здесь подсказка Ириды. Как вы думаете, какие буквы сломались? Какое слово получилось («Море»? Может быть, в море находится осколок. Ну что ж давайте, отправимся в море.
Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооружённой грозным трезубцем. Как вы думаете для чего этому богу трезубец? Высоко над дворцом шумят морские волны. Есть у Посейдона сын Тритон, который вызывает громовым звуком своей трубы из раковины грозные бури. Плавают в море и прекрасные нереиды, русалки, которые дают счастливое плавание. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряжённый дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Быстро несётся он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнёт Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря. Но проведёт Посейдон своим трезубцем над волнами, и буря успокаивается. Стихает буря, снова спокойно море, ровное, как зеркало.
Много божеств окружает великого Посейдона, Среди них вещий морской старец Нерей, который ведает всеми тайнами. Нерей не знает, что такое ложь и обман, он открывает только правду. Я думаю, что Нерей поможет нам отыскать осколок или укажет путь, где нам искать дальше. Нерей предлагает нам сыграть в игру, которая называется «Под волной». Искать нужно под волной (дети по очереди ощупывают предметы, которые находятся под волной, описывают этот предмет и предлагают другим детям угадать по описанию, что это за предмет). А как вы думаете, как здесь оказались не морские предметы? Многие предметы, попадая в морскую воду, разлагаются на вредные вещества. А это очень вредно и для рыб, и для китов, и для водорослей, для всех обитателей моря. А теперь можно мне посмотреть под волной. Интересно, что мне попадётся (находит записку? Прочитайте, что в ней написано (дети читают, а затем воспитатель: «Осколок находится в Подземном царстве»). Ну что ж пора спустится в Подземное царство, так как на дне моря осколка нет. А кто из вас смог бы рассказать о подземном царстве? Какое оно? (Примерные ответы детей: подземный мир состоит из горячих камней, на которых стоит волшебный замок с чудовищами с крыльями; подземный мир – это ледяной мир, там очень холодно и живут там злые страшные снежные люди; подземный мир находится глубоко под землёй, поэтому там всегда ночь и живут там существа с рогами и копытами.)
Глубоко под землёй царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужаса его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Мрачные реки текут в нём, леденящие и священные реки. Трёхглавый пёс Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход царства. В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне. Здесь же, у трона Аида летает юный бог Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землёй и льёт из рога снотворный напиток. Как вы думаете, зачем он это делает? Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает людей в сладкий сон. Гипнос заколдовал слова, которые мы должны разгипнотизировать, расколдовать. Можно ли снять колдовство Гипноса? Как? (Прочитать слева направо фразу: «ИЛСЕ ЬШЕДУБ АДГЕСВ ЫТ ЯСЬТОРОБ ОС МОЛЗ, ЬШЕНАТС МЕОРЕГ И МОЦДОЛОМ».) Мы справились с Гипносом, и он не смог нас усыпить.
Носятся в мрачном царстве Аида и боги Сновидений. Есть среди них боги, дающие страшные сны, которые пугают людей. Но есть такие, которые дают вещие и радостные сны. И они приготовили нам подсказку, где найти осколок от сосуда. Перед нами три сундука. Чтобы открыть эти сундуки нужно правильно выполнить задание. Необходимо разделиться на три команды. Каждая команда выполняет своё задание, а затем открывает свой сундук (предложить детям расставить знаки «больше», «меньше», «равно»).
А в сундуке находятся осколки от сосуда. Но их здесь несколько. Как же нам узнать, какой из них нам необходим? Правильно, нужно их примерить к отверстию в сосуде (осколки по количеству детей, а нужный осколок у воспитателя; его необходимо подбросить последней команде, которая и вставит его в сосуд). Вот мы и нашли нужный осколок и совершили такое трудное, но познавательное путешествие. Вам понравилось наше путешествие? Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел? (Входит Ирида: «Я, Ирида, богиня радуги. В благодарность за вашу помощь я хочу одарить вас радужными конфетами, которые я приготовила из кусочков радуги. Спасибо вам от всего Олимпа. До свидания.)
Список используемой литературы:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. – М. : Сфера, 2011.
2. Дженис Ванклив: Лучшая книга простых научных опытов для маленьких детей. – М. :АСТ, 2011.
3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М. :ЭКСМО, 2006.
4. Смирнова В. Легенды и мифы Древней Греции. – М. : Самовар, 2009.
Что такое мифология?
Человек всегда задумывался, почему окружающий его мир такой, какой он есть на самом деле. Он пытался найти объяснение, почему происходят те или иные явления. Сейчас мы можем дать научное объяснение событиям, происходящим во Вселенной. Но в древности человек должен был придумывать такие «объяснения».
Представь себе, сколько непонятных явлений он не мог объяснить! Почему с такой периодичностью восходит и заходит Солнце? Почему существуют времена года? Что такое звезды и почему они движутся?
В его жизни также происходили непонятные события. Почему случаются непредсказуемые явления? Отчего человек видит сны? Почему человек болеет? Как появились люди и что с ними происходит после смерти? Как был создан мир и все, что его составляет?
Люди в древности задавали себе эти вопросы и пытались дать на них ответы. У различных племен в разных частях мира существовали свои объяснения. Они каким-то образом разъясняли события. Красочные рассказы, содержавшие такие объяснения, называются мифами. Мифология изучает мифы народов мира.
Так как человек воспринимал эти предметы как богов и считал их мыслящими существами, он полагал, что может обращаться к ним с просьбами. Если у Солнца был разум, значит, его можно просить направить свои лучи на растения, чтобы они росли. Люди обращались с молитвой к богу дождя с просьбой о дожде в надежде быть услышанными.
Все это привело к появлению разного рода ритуалов или церемоний. К богу следовало обращаться определенным образом, в противном случае бог мог бы рассердиться. Целью таких церемоний и ритуалов было поддержание хороших отношений между человеком и богом. Человек полагал, что подобным образом он сможет управлять событиями и контролировать их, а следовательно, его жизнь будет более счастливой.
Как объяснить ребенку что такое миф
Определение слова Миф
Мифология (от греч. mifos — предание, сказание и logos слово, понятие,
учение) — форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
Миф соединяет в себе рациональное (современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение) и иррациональное (мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности). Однако эффективное воздействие мифологического проявляется как раз в том, что это, как правило, повторение уже случавшегося ранее.
Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.
Мифы разделяются на:
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф – это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:
Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).