как объяснить ребенку таинство крещения

Крестины

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

как объяснить ребенку таинство крещения. Смотреть фото как объяснить ребенку таинство крещения. Смотреть картинку как объяснить ребенку таинство крещения. Картинка про как объяснить ребенку таинство крещения. Фото как объяснить ребенку таинство крещения

Думаю, что тема крещения детей напрямую связана с темой христианского воспитания подрастающего поколения. Немного расскажу о том, почему мы крестим детей и что дает им это Таинство.

Когда я вижу толпу крестных и молодых родителей, которые идут к домику, где у нас проводятся беседы с крещаемыми, мое сердце, к сожалению, не подпрыгивает от радости. Скорее наоборот. Потому что я знаю, что предстоит не очень приятный разговор. Я священник молодой, но все же крестил уже немало народу. Так вот, могу вспомнить только пару случаев, когда восприемники знали наизусть Символ веры. Я сначала относил это к моей молодости, но потом узнал у одного пожилого батюшки, который полвека служит в сане, что он тоже лишь несколько раз слышал молитву «Верую» от крестных (не считая, конечно, случаев, когда крестил детей своих постоянных прихожан). Воистину Русь крещена, но не просвещена. Вообще знания многих восприемников о том, кто такие крестные, ограничиваются, видимо, просмотром гангстерского фильма «Крестный отец». Многие не имеют даже крестов на груди. Немало таких, которые не знают, что такое исповедь и причастие. Ну ладно, они не читали Евангелие и духовную литературу, но хоть какие-то книжки или хотя бы фильмы, где священник принимает исповедь, они должны знать?

Все, что я сказал про крестных, можно отнести и к родителям. Уровень их познаний ничуть не выше. И вообще, на всем их поведении лежит какая-то печать несерьезности, неуместного веселья. Неоднократно сталкивался с тем, что родители или крестные начинали заранее «отмечать» событие. От них уже попахивало, и язык не всегда слушался их. Иногда при виде всего этого посещает крамольная мысль: «А может, правы протестанты, что не крестят младенцев?» Ведь такие родители и восприемники явно не будут воспитывать малыша в вере и благочестии, но почему-то обязательно хотят крестить своих детей.

Мы прекрасно понимаем, в чем неправда протестантов. Если я церковный человек, живу жизнью Церкви, то, конечно, и мой ребенок должен ею жить, причащаться с нами от одной чаши, молиться в храме. Если мы болеем за детей, то как не поминать их на литургии? А некрещеных поминать нельзя. Но многие люди об этом и не думают. Им главное — крестить, отметиться.

Справедливости ради скажу, что людей серьезных (правда, непросвещенных) тоже много. Вот к ним-то в первую очередь и обращаюсь я во время огласительных бесед. Приведу (в сокращении) беседу, которую провожу с родителями и крестными.

Первый вопрос, который я обычно задаю: «Для чего вы принимаете крещение?» (Заранее говорю, что это не экзамен, прошу сказать своими словами.) Ответы бывают самые разные: 1) мы русские, значит, должны креститься; 2) чтобы не болеть; 3) чтобы была удача в жизни.

Объясняю, что крещение не делает нас более русскими, оно дано всем народам, в Церкви «нет ни еллина, ни иудея», большинство стран приняло христианство, когда Русь была еще языческой.

Крещение также не делает нас здоровыми и счастливыми, ибо относится к области духовной, а не материальной, мы крестимся, чтобы спасти душу, а не для того, чтобы поправить здоровье.

Вопрос о намерениях перед крещением далеко не праздный. В Питере в 90-е годы произошел очень неприятный случай. Одного человека экстрасенсы послали принять крещение в десяти храмах, чтобы исцелиться. И ни в одном (!) храме его не спросили, зачем он крестится. Ко мне как-то пришла женщина с сыном-наркоманом и откровенно сказала, что их прислала целительница поисповедоваться и причаститься.

Потом я выясняю степень церковности родителей и восприемников. Говорю об обязательности исповеди и причастия для каждого православного. Ведь христианином нас делает не ношение креста, а участие в Таинствах Церкви. Семья — это малая Церковь, где все должно быть едино. Если мы желаем спасения детям, то сами должны спасаться вместе с ними, идти по этому пути к Богу.

Говорю о крестных. Они не почетные свидетели, которые стоят с ленточками на свадьбе. Они духовные наставники, руководители крестников. Нельзя научить человека тому, чего сам не знаешь. Следовательно, нужно побольше узнать самим. Восприемники — это те, кто за малолетством детей дают за них обеты святого крещения, то есть ручаются головой, что приложат все усилия, чтобы ребенок вырос в вере, не ушел потом из Церкви. Если мы обещаем что-то, то должны выполнять, а тут даем обеты Самому Богу, перед крестом и Евангелием.

А теперь — самое главное. Для чего мы принимаем крещение? Человек двусоставен, он состоит из души и тела. Душа нуждается в гораздо большей заботе, чем тело. О теле мы никогда не забываем, а вот о душе можем не вспоминать годами. Мы принимаем крещение, чтобы спасти душу, стать детьми Божиими, восстановить утерянную связь с Богом.

Крещение называют вторым рождением. Я спрашиваю матерей: «Когда вы родите младенцев, что вы делаете сразу после того, как вам принесут ребенка?» Отвечают: «Прикладываем к груди, кормим». Вот видите, мы питаем его. После крещения человек также нуждается в духовном питании — Таинстве причастия, молитве. Крещение — это только самое начало пути. Человека мало родить, его надо вырастить, воспитать, выучить. Также и в духовной жизни. Крещение не спасает нас автоматически, без наших усилий. Оно делает нас чадами Божиими и чадами Церкви, которую основал Бог. А значит, мы должны пользоваться всеми теми благодатными дарами, которые в Церкви есть: Евхаристия, исповедь, другие Таинства, через них нам подается благодать Божия.

Если человек крестился и продолжает жить, как жил, он подобен тому безумцу, который купил билет на поезд, а сам ехать не собирается. Или поступил в вуз, а учиться не хочет. Некоторых людей два раза в жизни приносят в храм: один раз — на крестины, второй — на отпевание. Это страшно.

Крещение — великое Таинство, но без нашей веры оно не имеет действия. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, — осужден будет (Мк 16, 16). Но и вера, как известно, без дел мертва (Иак 2, 20). А дела веры — жизнь по заповедям, молитва, добрые дела. В Евангелии говорится о том, что когда демон выходит из человека, он бродит по пустынным местам и, не найдя пристанища, возвращается и видит дом свой (то есть душу человеческую) выметенным, пустым и приводит с собой семь других бесов. И бывает последнее горше первого. Святитель Иоанн Златоуст относит эти слова и к Таинству крещения. Когда крещение совершено, но никакой духовной работы не ведется, тогда духовный вакуум заполняется духами злобы. Есть закон: духовная жизнь не терпит пустоты. Если мы не занимаемся духовным воспитанием ребенка, душу занимает иная духовность. При нынешнем разгуле сект и оккультизма это особенно опасно.

Если я замечаю смешки во время отречения от сатаны (когда дуют и плюют), то сурово пресекаю веселье. Диавол — не сказки, это реальность. Он не будет сидеть сложа руки, видя, как человек спасается, он постарается отомстить. Но для этого нам и дается великое оружие: крещение и крест Господень. На нем написано: «Спаси и сохрани», и снимать его нельзя. Мы сами тем самым лишаем себя ограждения и защиты. Тот человек, который носит крест, молится и приступает к Таинствам, не должен бояться диавола.

Духовное воспитание — это прививка против зла, которое царит в мире, иммунитет против него.

Без веры в Бога невозможно уберечь детей от соблазнов. Воспитав ребенка в заповедях, вы закладываете фундамент всей его жизни. Думаю, каждый отец, каждая мать хочет, чтобы дети любили их, были им опорой, а об этом говорит пятая заповедь: Почитай отца и мать… (Мф 19, 19). Заповеди нужно знать и рассказывать про них детям.

Да, путь духовной жизни сложен, но идти по нему нужно, нужно делать первые шаги, потом будет легче. Это единственный путь спасти наших чад и поднять нашу страну. Без возрождения душ человеческих, наших с вами душ, Россия никогда не возродится.

Источник

Детям о Таинстве Крещения

как объяснить ребенку таинство крещения. Смотреть фото как объяснить ребенку таинство крещения. Смотреть картинку как объяснить ребенку таинство крещения. Картинка про как объяснить ребенку таинство крещения. Фото как объяснить ребенку таинство крещения

Первое Таинство называется Крещением. Тебя тоже, маленький христианин, однажды принесли или привели в храм для совершения этого Таинства.

Когда совершается великое Таинство Крещения, то при нем присутствуют восприемники, то есть крестные мама и папа. Крестные очень любят своего крестника и всегда молятся за него.

Как происходит крещение ребенка

Таинство крещения состоит из нескольких частей. Перед его началом происходит оглашение – отречение от сатаны и сочетание с Христом. Потом батюшка освящает воду в купели – крестит, читает молитвы, дует на нее. Затем он помазывает лоб, грудь и плечи ребенка освященным елеем.

Елеем помазуется вода в купели, потом крещаемый ребенок. Елей – это символ исцеления и здравия и мира. Дальше ребенка раздевают и трижды погружают в воду: «Во имя Отца, сына и Святаго духа».

Принимает из купели восприемник одного с ребенком пола. Крестильная рубашка может быть с рисунком и вышивкой, но при этом цвет ее всегда белый. При крещении этот цвет символизирует чистоту души и непорочность христианской жизни, поэтому крестильная рубашка еще называется ризою правды. Ее не используют в повседневности, а бережно хранят после крещения ребенка всю жизнь. В то же время на малыша надевается крестик. Девочкам покрывают голову платком или чепчиком.

В современной практике после крещения ребенка совершается таинство миропомазания. Оно, как и крещение, совершается только один раз в жизни. Божественная благодать передается при прочтении батюшкой специальной молитвы и крестообразном смазывании лба, глаз, губ, ушей, груди, рук и ног ребенка миром – особым ароматическим маслом, освященным патриархом.

Вслед за этим священник, крестные и ребенок трижды обходят вокруг купели по кругу в направлении против движения солнца. Вслед за шествием начинается чтение Апостола и Евангелия, и священник произносит специальную молитву – Ектению, начинающуюся со слов «Помилуй нас, Боже».

После прочтения молитвы священник отирает миро губкой, смоченной водой. Батюшка проводит ею по тем частям тела, на которые он наносил святое масло.

Затем священник совершает пострижение волос. Первым делом срезает немного волос на затылке, затем с передней части головы, далее с правой и левой стороны. Все срезанное скатывается в шарик с воском и опускается в купель. На этом таинство заканчивается.

Как правило, в день крещение ребенка также совершается еще воцерковление – чин, прямая трактовка которого – дозволение новому члену общины входить в храм. Для мальчиков и девочек оно немного различается.

Священник берет младенца на руки в притворе храма и «рисует» им крестное знамение у входа в храм, на входе и перед царскими вратами. Крестные мужского пола в сопровождении батюшки заносят мальчиков в алтарь, кланяются с ними престолу, проносят через горнее место и подносят к иконе. Девочек в алтарь не заносят.

Воцерковление заканчивается молитвой и целованием креста. Родители совершают три земных поклона перед амвоном и священником и берут ребенка на руки. Если есть такая возможность, то в один день с крещением ребенка причащают.

Источник

Что такое таинство крещения, и зачем мы крестим наших детей

как объяснить ребенку таинство крещения. Смотреть фото как объяснить ребенку таинство крещения. Смотреть картинку как объяснить ребенку таинство крещения. Картинка про как объяснить ребенку таинство крещения. Фото как объяснить ребенку таинство крещения Крещение. Сущность таинства.

Крещение- таинство вхождения человека в Церковь. Посредством крещения Богом передается человеку благодать Святого Духа, помогающая ему возрастать духовно, укрепляться в любви к Богу и ближним.

Крещение не дань моде или традиции, но духовное рождение человека для таинственной жизни с Богом, которое происходит лишь однажды. Согласно православному учению человек изначально, с самого рождения имеет предрасположенность к греху, ибо считается что тело дано нам от «лукавого», а после обряда крещения тело человека становиться Храмом Бога.

По словам Иисуса Христа (Новый Завет), в водном крещении человек рождается свыше (Ин.3:3 и 3:5).

Кого можно пригласить быть крестным.

Крёстными родителями не могут быть: монашествующие, родители в отношении собственных детей, супруги при крещении одного младенца, но состоящим в браке разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей при условии что их крещение совершается в разное время, также не могут быть крестными лица моложе 13 лет( ), так как не могут нести ответственность за духовное воспитание кого либо, сами не являясь самостоятельными.

Что нужно для крещения. Как надо к нему готовиться.

В тех храмах, где принято проводить огласительные (то есть обучающие) беседы, крестным родителям необходимо их заблаговременно посетить. Для крещения младенца нужно иметь крестильную рубашку, нательный крестик, полотенце, несколько свечей. Все это можно заранее приготовить самим, либо приобрести в церковной лавке. По традиции нательный крестик и икону его небесного покровителя младенцу дарят крестные родители. Перед крещением ребенка православным христианам желательно исповедаться и причаститься, поскольку в день крещения впервые вместе с ними причастится и их малыш.

Образец обряда крещения взят из Евангелия в эпизоде о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем. Обряд состоит либо в троекратном погружении человека в воду, либо в обливании крещаемого при отсутствии возможности погружения, с произношением священником установленных молитв.

До 7-летнего возраста согласие на крещение младенца требуется только у его родителей, потому что только они несут ответственность за ребёнка перед Богом. До 14-летнего возраста на крещение требуется согласие как родителей, так и самого отрока или отроковицы. Для тех, кто старше 14-ти лет, разрешение на Крещение от родителей уже не требуется.

Источник

Детям о Таинствах Православной Церкви

Мно­гие роди­тели зада­ются вопро­сом: как доступ­ной, понят­ной ребенку форме рас­ска­зать о Таин­ствах нашей Пра­во­слав­ной Церкви? Как доне­сти их суть до ребенка? Пред­ла­гаем вашему вни­ма­нию удоб­ный и понят­ный рас­сказ в изло­же­нии Софии Руковой.

По бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­лита Кру­тиц­кого и Коло­мен­ского Ювеналия

Вместо предисловия

Что такое таин­ство? Само это слово под­ра­зу­ме­вает что-то таин­ствен­ное, что-то пре­вы­ша­ю­щее наше разу­ме­ние, когда в резуль­тате наших чело­ве­че­ских дей­ствий и слов, в нашу жизнь при­хо­дит что-то такое, что невоз­можно выра­зить сло­вами, и мы ста­но­вимся лучше, чище, сильнее.

Вот опре­де­ле­ние таин­ства, кото­рое дает нам Цер­ковь. Таин­ство — это сово­куп­ность свя­щен­но­дей­ствий и молитв, в резуль­тате кото­рых на их участ­ни­ков нис­хо­дит бла­го­дать Свя­того Духа.

Таинств Церкви — семь: Евха­ри­стия, Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние, Брак, Пока­я­ние, Свя­щен­ство, Собо­ро­ва­ние, или Елеосвящение.

О таинствах Крещения и Миропомазания

Каж­дый чело­век явля­ется граж­да­ни­ном, или под­дан­ным своей страны. Все мы знаем, что когда в семье рож­да­ется ребе­нок, то ему выдают сви­де­тель­ство о рож­де­нии. Согласно этому доку­менту, ново­рож­ден­ный явля­ется пол­но­прав­ным граж­да­ни­ном страны, в кото­рой он родился. Теперь роди­те­лям оста­ется лишь посте­пенно научить свое дитя основ­ным зако­нам и нор­мам пове­де­ния дан­ной страны.

Почти то же самое про­ис­хо­дит и в таин­стве Кре­ще­ния. Однако с суще­ствен­ной разницей:

1) “ново­рож­ден­ным”, а точ­нее — ново­кре­щен­ным, может быть как мла­де­нец, так и взрос­лый чело­век, даже весьма пре­клон­ного возраста;

2) страна, “граж­да­ни­ном” кото­рой ста­но­вится ново­кре­щен­ный, для всех одна — Цар­ство Небесное;

3) “роди­тели” ново­кре­щен­ного назы­ва­ются вос­при­ем­ни­ками, или крест­ными отцом и матерью;

4) закон и нормы пове­де­ния сфор­му­ли­ро­ваны не людьми, а Богом и даны в Свя­щен­ном Писа­нии, а точ­нее — в Евангелии;

5) в отли­чие от зем­ных госу­дарств, в кото­рых власть при­над­ле­жит раз­ным людям или груп­пам людей, в Цар­ствии Небес­ном один Вла­дыка — Бог-Тро­ица, Бог-Творец.

Вот для того чтобы стать под­дан­ным, или граж­да­ни­ном Небес­ного, Божи­его Цар­ства и суще­ствует таин­ство Крещения.

Если кре­стится взрос­лый чело­век или даже под­ро­сток, то перед Кре­ще­нием его огла­шают. Слово “огла­шать”, или “огла­сить”, озна­чает сде­лать глас­ным, опо­ве­стить, объ­явить перед Богом имя того чело­века, кото­рый гото­вится к Кре­ще­нию. Во время под­го­товки он изу­чает основы хри­сти­ан­ской веры. Его имя вно­сится в цер­ков­ную молитву “об огла­шен­ных”. Он сам доб­ро­вольно отре­ка­ется от вла­сти сатаны и открыто (при сви­де­те­лях — чле­нах Церкви) испо­ве­дует свою веру-дове­рие Хри­сту (“верую Ему яко Царю и Богу”).

За мла­денца огла­ше­ние при­ни­мают его вос­при­ем­ники (крест­ные), кото­рые берут на себя ответ­ствен­ность за духов­ное вос­пи­та­ние ребенка. Отныне крест­ные молятся о своем крест­нике (или крест­нице), учат его молитве, рас­ска­зы­вают о Небес­ном Цар­стве и его законах.

Вот как совер­ша­ется таин­ство Крещения.

Сна­чала свя­щен­ник освя­щает воду и в это время молится, чтобы свя­тая вода омыла кре­ща­е­мого от преж­них гре­хов и о том, чтобы он через это освя­ще­ние соеди­нился с Хри­стом. Затем свя­щен­ник пома­зы­вает кре­ща­е­мого освя­щен­ным елеем (олив­ко­вым маслом).

Елей — это образ мило­сти, мира и радо­сти. Со сло­вами “во имя Отца и Сына и Свя­того Духа” свя­щен­ник пома­зы­вает кре­сто­об­разно лоб (запе­чат­ле­ние имени Божи­его в созна­нии), грудь (“во исце­ле­ние души и тела”), уши (“в слы­ша­ние веры”), руки (чтобы тво­рить дела, угод­ные Богу), ноги (чтобы ходить по путям Божиих запо­ве­дей). После этого и совер­ша­ется трех­крат­ное погру­же­ние в свя­тую воду со словами:

“Кре­ща­ется раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Свя­того Духа. Аминь”.

При этом чело­век, кото­рого кре­стят, полу­чает имя свя­того или свя­той. Отныне этот свя­той или свя­тая ста­но­вится не только молит­вен­ни­ком, заступ­ни­ком и защит­ни­ком кре­щен­ного, но и при­ме­ром, образ­цом жизни в Боге и с Богом. Это покро­ви­тель кре­щен­ного, а день его памяти ста­но­вится празд­нич­ным днем для кре­щен­ного — днем именин.

Затем свя­щен­ник с молит­вой “Ризу мне подаждь светлу, оде­яйся све­том яко ризою, Мно­го­мило­стиве Хри­сте Боже наш” наде­вает на ново­кре­щен­ного белую (новую) одежду (рубашку). В пере­воде со сла­вян­ского эта молитва зву­чит так: “Подай мне чистую, свет­лую, неза­пят­нан­ную одежду, Сам обле­чен­ный в свет, Мно­го­мило­сти­вый Хри­стос, Бог наш”. Гос­подь — наш Свет. Но о какой одежде мы про­сим? О том, чтобы все наши чув­ства, мысли, наме­ре­ния, поступки — все рож­да­лось в свете Истины и Любви, все было обнов­лен­ным, как наша кре­стиль­ная одежда.

После этого свя­щен­ник наде­вает на шею ново­кре­щен­ного нагруд­ный (натель­ный) кре­стик для посто­ян­ного ноше­ния — в напо­ми­на­ние слов Хри­ста: “Кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя и возьми крест свой, и сле­дуй за Мною” ( Мф. 16, 24 ).

В Пра­во­слав­ной Церкви сразу вслед за Кре­ще­нием совер­ша­ется и дру­гое таин­ство — Миро­по­ма­за­ние. Как за рож­де­нием сле­дует жизнь, так и за кре­ще­нием, таин­ством нового рож­де­ния, сле­дует миро­по­ма­за­ние — таин­ство новой жизни.

В этом таин­стве ново­кре­щен­ный полу­чает дар Свя­того Духа. Ему дается “сила свыше” ( Деян. 1, 2 ) для новой жизни. Таин­ство совер­ша­ется через пома­за­ние свя­тым миром — осо­бым бла­го­вон­ным мас­лом, состав­лен­ным из мно­гих дра­го­цен­ных веществ. Во время Миро­по­ма­за­ния свя­щен­ник нано­сит знак кре­ста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верх­ние части стоп, про­из­нося при этом вся­кий раз слова: “Печать дара Духа Свя­таго. Аминь”.

После этого ново­кре­щен­ные и их вос­при­ем­ники с зажжен­ными све­чами в руках три­жды по кругу обхо­дят вслед за свя­щен­ни­ком вокруг купели и ана­лоя (Ана­лой — наклон­ный сто­лик, на кото­рый обычно кла­дется Еван­ге­лие, Крест или икона.), на кото­ром лежат Крест и Еван­ге­лие. Образ круга — образ веч­но­сти, ведь круг не имеет ни начала, ни конца. В это время поется стих “Елицы во Хри­ста кре­сти­стеся, во Хри­ста обле­ко­стеся”, что зна­чит: “Те, кто во Хри­ста кре­сти­лись, во Хри­ста облеклись”.

Это при­зыв везде и всюду нести Бла­гую весть о Хри­сте, сви­де­тель­ствуя о Нем и сло­вом, и делом, и всей своей жизнью.

Покаяние — таинство примирения с Богом

Итак, таин­ство — это свя­щен­но­дей­ствие, кото­рое совер­шает свя­щен­ник бла­го­да­тью Свя­того Духа.

Оста­но­вимся на таин­стве Пока­я­ния. Оно вклю­чает в себя испо­ведь и раз­ре­ши­тель­ную молитву.

1) Испо­ведь. В при­сут­ствии сви­де­теля — свя­щен­ника мы про­сим у Бога про­ще­ния за свои грехи — те мысли, слова или поступки, кото­рые отда­ляют нас от Него. При этом мы испы­ты­ваем сокру­ше­ние сер­деч­ное и жела­ние нико­гда впредь не повто­рять ничего подобного.

2) После того как мы пока­я­лись в своих гре­хах и выслу­шали настав­ле­ние испо­вед­ника, свя­щен­ник читает раз­ре­ши­тель­ную молитву. При этом Сам Гос­подь про­щает наши грехи. Он уни­что­жает их власть над нами. Таким обра­зом Бог очи­щает наши души, при­ми­ряет с Собой и укреп­ляет нашу связь с Ним.

Однако самому чело­веку трудно уви­деть и понять свое недо­сто­ин­ство перед Богом, свое отступ­ни­че­ство, назы­ва­е­мое гре­хом. Трудно при­знать, что мы не умеем любить, про­щать обиды или неспра­вед­ли­во­сти, ока­зы­вать милость. Нам не хочется при­ла­гать даже самые малые уси­лия, чтобы сде­лать это. Кажется инте­рес­нее читать детек­тив или фан­та­стику, чем вни­кать в Слово Божие. Ведь лег­кое чтиво не заде­нет нашей сове­сти, в отли­чие от Свя­щен­ного Писа­ния. Мы не заду­мы­ва­емся, что иная шутка может оскор­бить, слово — при­чи­нить боль, сокры­тая правда — при­ве­сти ко лжи или предательству.

Нам трудно осо­знать свою вину, а еще труд­нее при­знать ее вслух, открыто и искренне при сви­де­теле. Здесь нужно под­лин­ное муже­ство, за кото­рое не полу­чишь ни ордена, ни медали.

Пока­я­ние ради при­ми­ре­ния с Богом люди при­но­сили еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена, задолго до при­ше­ствия в мир Иисуса Хри­ста. Тогда суще­ство­вали осо­бые очи­сти­тель­ные обряды, посты, жертвы за грехи отдель­ного чело­века или даже целого народа ( Лев. 5, 5–6 ). Но уже псал­мо­пе­вец царь Давид пел о том, что истин­ная “жертва Богу — дух сокру­шен­ный” ( Пс. 50, 19 ). Дру­гими сло­вами, душа, созна­вая свою вину, готова при­нять любое нака­за­ние от Бога, потому что скор­бит от “ссоры” с Ним. Про­рок Исайя, говоря об очи­ще­нии, при­зы­вал от лица Божия: “Пере­станьте делать зло, научи­тесь делать добро, ищите правды, защи­щайте угне­тен­ных, без­за­щит­ных, сла­бых” ( Ис. 1,16–17 ). А через про­рока Осию Бог гово­рит, что для Него любовь, мило­сер­дие и Бого­по­зна­ние выше любых жертв: “Я мило­сти хочу, а не жертвы, и Бого­ви­де­ния более, нежели все­со­жже­нии” ( Ос. 6, 6 ).

Во вре­мена пер­вых апо­сто­лов суще­ство­вали два рода пока­я­ния: тай­ное, в при­сут­ствии только свя­щен­ника, и пуб­лич­ное — перед цер­ков­ной общи­ной. Апо­стол Иаков писал: “При­зна­вай­тесь друг перед дру­гом в про­ступ­ках и моли­тесь друг за друга, чтобы исце­литься” ( Иак. 5, 16 ).

Исце­литься не столько от болез­ней телес­ных, но прежде всего — от гре­хов, пора­жа­ю­щих душу. В таин­стве Пока­я­ния мы полу­чаем от Иисуса Хри­ста дар бла­го­дати, кото­рый несет под­лин­ное про­ще­ние гре­хов и оправ­да­ние для нас.

Кто не знает, как грустно и плохо на душе, когда поссо­ришься с дру­гом, бра­том или сест­рой. И как радостно, когда мы снова поми­римся! Кажется, все готовы отдать, чтобы не было ссоры, обиды. Тем более с нашим Гос­по­дом! Радостно, светло и мирно ста­но­вится на душе, когда осо­зна­ешь, что ты полу­чил про­ще­ние от Творца, дав­шего тебе жизнь.

И все же… Только вчера, кажется, мы рас­ка­я­лись в злом поступке или слове, а сего­дня, даже про­тив воли, все повто­рили сна­чала. Как же быть? Быть может, вче­раш­няя испо­ведь была напрас­ной, бес­смыс­лен­ной? Нет. Испо­ведь пред­по­ла­гает твер­дое наме­ре­ние не повто­рять грех нико­гда, но Гос­подь знает: враг — диа­вол — хитер, а чело­век слаб и не все­гда может свои доб­рые наме­ре­ния пре­тво­рить в дей­ствие или, наобо­рот, оста­но­вить зло. И в таин­стве Пока­я­ния Гос­подь при­хо­дит на помощь тому, кто жаж­дет вновь при­ми­риться с Ним.

Так не будем сму­щаться. Вой­дем в храм, подой­дем к ана­лою. На нем лежат Крест и Еван­ге­лие ‑знаки нашего спа­се­ния, знаки при­сут­ствия Хри­ста. Рядом стоит свя­щен­ник, гото­вый засви­де­тель­ство­вать перед Богом наше рас­ка­я­ние. Не надо при­ду­мы­вать, что ска­зать. К испо­веди мы гото­вимся зара­нее. Сама совесть, если к ней при­слу­ши­ваться, под­ска­жет, когда и в чем мы отсту­пили от Бога. А потому, подойдя к свя­щен­нику, муже­ственно ска­жем: “Сознаю свою вину в том, что…” (далее слы­шат только свя­щен­ник и Гос­подь). А потом, выслу­шав и при­няв настав­ле­ние, пре­кло­ним голову под епи­тра­хиль (знак свя­щен­ства) и с бла­го­дар­но­стью и тре­пе­том услы­шим бла­го­дат­ные слова: “Гос­подь и Бог наш Иисус Хри­стос, бла­го­да­тию и щед­ро­тами Сво­его чело­ве­ко­лю­бия, да про­стит тебе, чадо, все согре­ше­ния твоя…” И тогда мир и тихая радость напол­нят нашу душу.

Таинство Евхаристии

Самое глав­ное бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое в храме, назы­ва­ется литур­гией, что зна­чит, в пере­воде с гре­че­ского, “общее дело” или “общее слу­же­ние”. Иначе говоря, на литур­гию при­хо­дят, чтобы всем вме­сте, соборно, воз­не­сти молитвы Богу за весь мир, за все тво­ре­ние, за свою страну, за близ­ких, а за одно и за себя, чтобы попро­сить силы для слу­же­ния Богу и людям.

Цен­тром литур­гии явля­ется Евха­ри­стия. Это тоже гре­че­ское слово пере­во­дится как “бла­го­да­ре­ние”.

В жизни мы часто бла­го­да­рим людей — за пищу и одежду, за подарки и поздрав­ле­ния, за вни­ма­ние и помощь в труд­ных обстоятельствах.

Один заме­ча­тель­ный бого­слов ска­зал: “Бла­го­да­ре­ние — это опыт рая”, то есть тот опыт, кото­рый чело­век полу­чил в непо­сред­ствен­ном обще­нии с Богом Твор­цом до сво­его гре­хо­па­де­ния, до изгна­ния из рая.

Подобно тому как в жизни мы лично бла­го­да­рим того, кто нам помог или нас ода­рил, так и бла­го­да­ре­ние воз­можно только в при­сут­ствии Того, Кого мы благодарим.

Молитвы бла­го­да­ре­ния и сла­во­сло­вия посте­пенно под­во­дят нас к самому глав­ному — таин­ству пре­ло­же­ния хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Это таин­ство уста­но­вил Сам Гос­подь нака­нуне Его рас­пя­тия, во время Тай­ной Вечери (пас­халь­ной тра­пезы) с уче­ни­ками. Гос­подь выбрал празд­ник Пасхи не слу­чайно, ведь этот празд­ник посвя­щен осво­бож­де­нию избран­ного народа из еги­пет­ского плена.

Сын Божий изби­рает Пасху, празд­ник вос­по­ми­на­ния об осво­бож­де­нии от раб­ства, чтобы при­не­сти в жертву Себя для избав­ле­ния всего чело­ве­че­ства от вла­сти греха, от вла­сти смерти. Но прежде чем взойти на крест, Гос­подь остав­ляет нам Себя на все вре­мена в таин­стве Евхаристии.

Вот Его слова, кото­рые мы читаем в Еван­ге­лии и слы­шим на литур­гии: “Иисус взял хлеб и, бла­го­сло­вив, пре­ло­мил и … сказал:

…при­мите, ешьте: сие есть Тело Мое, за вас ломи­мое во остав­ле­ние грехов…

И, взяв чашу и бла­го­да­рив, подал им и ска­зал: — Пейте из нее все, сия есть Кровь Моя нового завета, за вас и за мно­гих изли­ва­е­мая во остав­ле­ние грехов”.

И, воз­де­вая дары (хлеб и вино) над пре­сто­лом, свя­щен­ник возглашает:

Твоя от Твоих Тебе при­но­сим о всех и за вся.

Бес­кров­ная жертва (хлеб и вино) с бла­го­да­ре­нием при­но­сится за весь мир. В алтаре молится свя­щен­ник о том, чтобы хлеб и вино дей­ствием Духа Свя­того стали Телом и Кро­вью Хри­сто­выми. И эта молитва услы­шана: таин­ствен­ным обра­зом хлеб и вино ста­но­вятся бес­смерт­ной пищей — Телом и Кро­вью Господа.

Как сло­во­со­че­та­ние “небо и земля” в Биб­лии озна­чают все­лен­ную, так и слова “плоть и кровь” озна­чают всю пол­ноту Боже­ства Гос­пода Иисуса Хри­ста. При­ча­ща­ясь свя­тых Хри­сто­вых Тайн, мы при­ни­маем в себя Самого Хри­ста — Его любовь и муд­рость, Его чистоту и вер­ность, Его бес­пре­дель­ное дове­рие Отцу и бес­смер­тие и мно­гие дру­гие Боже­ствен­ные досто­ин­ства, кото­рые посте­пенно изме­няют нас самих.

“Сие тво­рите в Мое вос­по­ми­на­ние”, — запо­ве­дал Гос­подь уче­ни­кам и всем нам.

За этими сло­вами тоже скрыта тайна. Совер­шая Евха­ри­стию, мы таин­ствен­ным обра­зом участ­вуем в той самой Тай­ной Вечере, на кото­рой при­сут­ствует Гос­подь со Сво­ими учениками.

Таинство Священства

Как чело­век ста­но­вится свя­щен­ни­ком? Для полу­че­ния обыч­ной зем­ной про­фес­сии доста­точно учиться в соот­вет­ству­ю­щем учеб­ном заве­де­нии, сдать экза­мены и полу­чить сви­де­тель­ство о при­об­ре­те­нии про­фес­сии. А чтобы стать свя­щен­ни­ком, еще необ­хо­димо сви­де­тель­ство от Самого Гос­пода в Его Церкви. Такое неви­ди­мое сви­де­тель­ство и полу­чает буду­щий свя­щен­ник в таин­стве Свя­щен­ства. В этом таин­стве ему дается бла­го­дать Свя­того Духа, сила свыше, для буду­щего служения.

Это было еще в неза­па­мят­ные вре­мена. Когда про­рок Мои­сей соста­рился, ска­зал ему Гос­подь: “Возьми себе Иисуса, сына Навина, и воз­ложи на него руку твою, и поставь его перед свя­щен­ни­ком и перед всем обще­ством, и дай ему настав­ле­ние, чтобы слу­ша­лось его все обще­ство сынов Изра­и­ле­вых” ( Числа. 27,18–20 ). Так и стало про­во­диться избра­ние Божи­его слу­жи­теля (вождя, царя, свя­щен­но­слу­жи­теля или позд­нее апо­сто­лов) через воз­ло­же­ние рук, как пове­лел Сам Гос­подь. Отсюда и назва­ние таин­ства — Рукоположение.

Это таин­ство про­ис­хо­дит в собра­нии хри­стиан. Епи­скоп (выс­ший чин свя­щен­но­слу­жи­теля) воз­ла­гает на буду­щего свя­щен­ника свои руки и омо­фор (Омо­фор — знак епи­скоп­ского сана в виде широ­кой полосы ткани на пле­чах), что озна­чает воз­ло­же­ние рук Хри­ста. При незри­мом при­сут­ствии Гос­пода епи­скоп молится об избра­нии дан­ного чело­века свя­щен­ни­ком, помощ­ни­ком епископа.

Отныне, став свя­щен­ни­ком, руко­по­ло­жен­ный при­ни­мает на себя обя­зан­ность слу­жить Богу и людям, как слу­жил в Своей зем­ной жизни Сам Гос­подь Иисус Хри­стос и Его апо­столы. Он про­по­ве­дует Еван­ге­лие и совер­шает таин­ства Кре­ще­ния и Миро­по­ма­за­ния, от имени Гос­пода про­щает грехи рас­ка­яв­шимся греш­ни­кам, совер­шает Евха­ри­стию и при­ча­щает, а также совер­шает таин­ства Брака и Собо­ро­ва­ния. Ведь именно через таин­ства Гос­подь про­дол­жает Свое слу­же­ние в нашем мире — ведет нас к веч­ной жизни в Цар­стве Божием.

Пер­вые епи­скопы были руко­по­ло­жены апо­сто­лами, кото­рых избрал Гос­подь во время Своей зем­ной жизни. Епи­скопы стали руко­по­ла­гать своих помощ­ни­ков, свя­щен­ни­ков и диа­ко­нов, в тех при­хо­дах, где они не могли слу­жить сами. Таким обра­зом, в Пра­во­слав­ной Церкви таин­ство Свя­щен­ства через епи­ско­пов идет от Самого Гос­пода Иисуса до наших дней.

Суще­ствует три сте­пени свя­щен­ства: дья­кон (пер­вая млад­шая сте­пень), свя­щен­ник (вто­рая, или сред­няя сте­пень ) и епи­скоп (тре­тья, выс­шая сте­пень). Самая высо­кая сте­пень — епи­скопы. Именно они явля­ются пре­ем­ни­ками апо­сто­лов. Епи­скопы управ­ляют церк­вями в назна­чен­ной им обла­сти и могут совер­шать все таинства.

Вто­рая сте­пень — свя­щен­ник, кото­рый стоит во главе при­хода опре­де­лен­ного храма. (Если храм боль­шой, то свя­щен­ни­ков обычно несколько.) Он может совер­шать все таин­ства, кроме Руко­по­ло­же­ния (таин­ства Свя­щен­ства ). Нако­нец дья­кон — началь­ная сту­пень к свя­щен­ству. Дья­кон не может совер­шать таинств, но он помо­гает свя­щен­нику при их совершении.

Свя­щен­ника в церкви легко узнать по осо­бой одежде (обла­че­нию). Глав­ное в обла­че­нии свя­щен­ника — епи­тра­хиль (полоса ткани, обни­ма­ю­щая шею и скреп­лен­ная спе­реди) и наперст­ный крест, кото­рый носится на груди поверх одежды.

Кроме совер­ше­ния таинств, свя­щен­ники молятся о здра­вии живу­щих людей и об упо­ко­е­нии умер­ших, про­во­жают в послед­ний путь только что умер­шего чело­века. Для этого совер­ша­ется осо­бая служба — отпе­ва­ние. Часто через свя­щен­ника Гос­подь под­ска­зы­вает нам пра­виль­ное реше­ние в труд­ной ситуации.

Как в обыч­ной семье гла­вой явля­ется отец, кор­ми­лец семьи, так и в цер­ков­ной семье (она назы­ва­ется при­хо­дом) глав­ным явля­ется свя­щен­ник. Через него Гос­подь дает нам духов­ную пищу: при­ча­стие, про­по­ведь, отпу­ще­ние гре­хов, совет, и потому его при­нято назы­вать отцом, при­бав­ляя при этом имя свя­щен­ника: отец Сер­гий, отец Нико­лай и т.д.

Если мы год за годом регу­лярно испо­ве­ду­емся у одного и того же свя­щен­ника, он ста­но­вится для нас духов­ни­ком (духов­ным отцом), а мы — его духов­ными чадами (духов­ными детьми). Зная осо­бен­но­сти нашего харак­тера, наши поступки и обсто­я­тель­ства жизни, духов­ник не только во время подаст нуж­ный совет, но и бла­го­сло­вит на то или иное дело, на путе­ше­ствие или пере­мены в жизни, при­звав нам в помощь бла­го­дать Свя­того Духа.

Но над всеми нами — Отец Небес­ный, как ска­зал Хри­стос: “Один у вас Отец, Кото­рый на небе­сах”( Мф. 23,9 ) — Бог.

Таинство Брака

Кто из нас не читал заклю­чи­тель­ных строк из сказки Пуш­кина о мерт­вой царевне и семи богатырях:

…Сва­дьбу тот­час учи­нили, И с неве­стою своей Обвен­чался Елисей.

Или, тоже у Пушкина:

Царь недолго соби­рался: В тот же вечер обвенчался.

Да и вообще, почти все сказки о прин­цах и прин­цес­сах закан­чи­ва­ются счаст­ли­вым кон­цом — сва­дьбой, вен­ча­нием полю­бив­ших друг друга героев, будь то Золушка и принц, Спя­щая Кра­са­вица и ее принц, Васи­лиса Пре­крас­ная и Иван-царе­вич… всех и не пере­честь. Что же это за таин­ство, с кото­рым свя­зано сча­стье, радость семей­ной жизни и кото­рое назы­ва­ется “вен­ча­ние”?

Слово вен­ча­ние зна­чит коро­но­ва­ние, от слов венец, корона, то есть некий цар­ствен­ный знак, ведь коро­но­вали все­гда на царство.

Это потому, что во время вен­ча­ния на жениха и неве­сту свя­щен­ник воз­ла­гает венцы — знаки цар­ствен­ного бла­го­сло­ве­ния свыше. Кто же этот Царь? Конечно, наш Гос­подь Иисус Хри­стос. Это Он вхо­дит в жизнь двух сер­дец, полю­бив­ших друг друга, чтобы помочь им создать семью и вме­сте пре­одо­ле­вать все испы­та­ния. Заме­тим, что каж­дое таин­ство — это обнов­ле­ние чело­века, как бы новое его рож­де­ние. И в таин­стве Брака чело­век тоже рож­да­ется заново, но уже не один, а в семье. Ведь в хри­сти­ан­ском браке двое ста­но­вятся одной душой и одной пло­тью во Христе.

Сна­чала совер­ша­ется чин обру­че­ния жениха и неве­сты, во время кото­рого свя­щен­ник с молит­вами наде­вает им обру­чаль­ные кольца (в слове “обру­че­ние” легко раз­ли­чить корни слов “обруч”, то есть кольцо, и “рука”). Кольцо, не име­ю­щее ни начала, ни конца, — знак бес­ко­неч­но­сти, знак союза в любви без­гра­нич­ной, самоотверженной.

Затем свя­щен­ник, соеди­нив руки жениха и неве­сты, ста­вит их перед ана­лоем с Кре­стом и Еван­ге­лием, что озна­чает — перед Ликом Гос­пода, в Его при­сут­ствии. При этом жених и неве­ста стоят на новом белом поло­тенце. Это сим­вол начала нового сов­мест­ного жиз­нен­ного пути, но уже не порознь, а вместе.

Одна за дру­гой сле­дуют молитвы с про­ше­ни­ями о Божием бла­го­сло­ве­нии вен­ча­ю­щихся. В них вспо­ми­на­ются союзы Адама и Евы, пра­от­цев Авра­ама и Сарры, Иса­ака и Ревекки, Иакова и Рахили, роди­те­лей Девы Марии — Иоакима и Анны, роди­те­лей Иоанна Кре­сти­теля — Заха­рии и Ели­са­веты как при­меры для новобрачных.

От лица Церкви свя­щен­ник про­сит у Бога для нового союза кре­по­сти, муд­ро­сти и муже­ства в испы­та­ниях, вза­и­мо­по­ни­ма­ния, мир­ной жизни, здо­ро­вых и послуш­ных Божией воле детей.

“Вен­чай” — зна­чит: “соедини их в плоть едину”, то есть создай из этих двоих, до сих пор жив­ших порознь, новое един­ство, несу­щее в себе (подобно Богу-Тро­ице) вер­ность и любовь друг к другу в любых испы­та­ниях, болез­нях и скорби.

Отры­вок еван­гель­ский рас­ска­зы­вает о браке в Кане Гали­лей­ской, где Гос­подь совер­шил Свое пер­вое чудо, пре­тво­рив обыч­ную воду в пре­крас­ное вино. Для жениха и неве­сты, став­ших уже мужем и женой, здесь нема­лый смысл. Теперь в сов­мест­ной жизни им пред­стоит пре­об­ра­зить свои, еще не окреп­шие чув­ства (подоб­ные прес­ной воде) в под­лин­ную любовь (подоб­ную пре­крас­ному вину).

И все при­сут­ству­ю­щие вме­сте со свя­щен­ни­ком желают ново­брач­ным дол­гих и радост­ных лет сов­мест­ной жизни.

Таинство Соборования

Пого­во­рим теперь о таин­стве, может быть, самом зага­доч­ном и не всем понят­ном, — таин­стве Собо­ро­ва­ния, или Елеосвящения.

Еще таин­ство? — спро­сите вы. — Разве мало тех таинств, о кото­рых уже сказано?

Это немало. Но вспом­ним еще, как много вни­ма­ния в Своей зем­ной жизни Гос­подь уде­лял боль­ным людям. Кто только не полу­чал от Него исце­ле­ния! И сле­пые, и глу­хие, и хро­мые, и бес­но­ва­тые, и пара­ли­зо­ван­ные, и уми­ра­ю­щие. Часто Гос­подь гово­рил исце­лен­ным: “Иди и впредь не греши” ( Ин.8, 11; 5, 14 ). К сожа­ле­нию, нередко болезни явля­ются след­ствием греха — отступ­ле­ния от Бога и Его заповедей.

И в наше время не меньше, если не больше, стра­да­ю­щих как от телес­ных, так и от душев­ных забо­ле­ва­ний. Все чаще слы­шится веч­ный вопрос: кто вино­ват в этих болез­нях’.’ Почему болеют дети или веру­ю­щие и очень доб­рые люди? Почему далеко не все­гда помо­гают врачи и лекарства?

В боль­шин­стве слу­чаев виной тому грех наш, или наших пред­ков. Это грех забве­ния Бога и Его запо­ве­дей. Когда нару­ша­ется связь с Богом, источ­ни­ком жизни, дух чело­века неиз­бежно забо­ле­вает, а где боль­ной дух, там боль­ное тело.

Но не все поте­ряно. Мы можем вер­нуться к Богу, рас­ка­яться в гре­хах и полу­чить про­ще­ние. Апо­стол Иаков пишет: “если кто болен, пусть при­зо­вет пре­сви­те­ров (свя­щен­ни­ков) Церкви, и пусть (они) помо­лятся над ним, пома­зав его елеем во имя Гос­подне. И молитва веры исце­лит боля­щего, и вос­ста­вит его Гос­подь; и если он соде­лал грехи, про­стятся ему” ( Иак. 5:14–15 ).Ведь наша связь с Богом может быть нару­шена и через забы­тые грехи, и через воль­ное или неволь­ное уча­стие в непра­вед­ных сло­вах и поступ­ках дру­гих людей.

Вот и дает нам Цер­ковь таин­ство Собо­ро­ва­ния — таин­ство исце­ле­ния и очи­ще­ния от послед­ствий греха. Совер­ша­ется оно соборно, то есть при уча­стии несколь­ких свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Это в храме. А дома, бывало, вме­сте с тяжело боль­ными собо­ро­ва­лись и домо­чадцы. Впро­чем, для совер­ше­ния таин­ства доста­точно одного свя­щен­ника и одного мирянина.

К собо­ро­ва­нию могут при­бе­гать тяжело боль­ные и не очень, ста­рые и моло­дые, а ино­гда и дети с семи лет: ведь без­гре­шен один Господь.

Как про­ис­хо­дит собо­ро­ва­ние? В цен­тре храма ста­вится ана­лой с Еван­ге­лием. Рядом сто­лик, на кото­ром стоит сосуд с мас­лом (елеем) на блюде с пше­ни­цей. В пше­ницу ста­вится семь зажжен­ных све­чей и семь кисто­чек для пома­за­ния — по числу чита­е­мых отрыв­ков из Свя­ще­ного Писания.

Все собо­ру­ю­щи­еся дер­жат в руках зажжен­ные свечи. Это наше сви­де­тель­ство, что Хри­стос — свет в нашей жизни.

Воз­гла­сом “Бла­го­сло­вен Бог наш ныне, и присно, и во веки веков” начи­на­ется молит­во­сло­вие с пере­чис­ле­нием имен собо­ру­ю­щихся. Затем свя­щен­ник вли­вает в сосуд с мас­лом вино и молится об освя­ще­нии елея, ради исце­ле­ния и очи­ще­ния плоти и духа тех, кто будет им пома­зан. Вино в масло вли­ва­ется в память о мило­серд­ном сама­ря­нине, о кото­ром рас­ска­зал Гос­подь в Свое притче: как некий сама­ря­нин сжа­лился над чело­ве­ком, изби­тым и ограб­лен­ным раз­бой­ни­ками, и “пере­вя­зал ему раны, воз­ли­вая масло и вино” ( Лк. 10:34 ).

Зву­чат пес­но­пе­ния, это молитвы, обра­щен­ные к Гос­поду и свя­тым, кото­рые про­сла­ви­лись чудес­ными исце­ле­ни­ями. Затем сле­дует чте­ние семи отрыв­ков из посла­ний апо­сто­лов и Еван­ге­лий. После каж­дого еван­гель­ского чте­ния свя­щен­ники пома­зуют освя­щен­ным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сто­рон. Это дела­ется в знак очи­ще­ния всех наших пяти чувств, мыс­лей, сердца и дел рук наших — всего того, чем мы могли согрешить.

При каж­дом пома­за­нии чита­ется молитва: “Отче Свя­тый, врачу душ и телес, посла­вый еди­но­род­ного Тво­его Сына, Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста, вся­кий недуг исце­ля­ю­щего и от смерти избав­ля­ю­щего, исцели и раба Тво­его (или рабу Твою) от обдер­жа­щие (охва­тив­шие) его (или ее) телес­ные и душев­ные немощи и ожи­во­твори его (или ее) бла­го­да­тию Хри­ста Тво­его”… Далее сле­дует молит­вен­ное при­зы­ва­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы, Живо­тво­ря­щего Кре­ста, Иоанна Кре­сти­теля, апо­сто­лов и всех святых.

Так было и в еван­гель­ские вре­мена. Еван­ге­лист Марк рас­ска­зы­вает, как две­на­дцать уче­ни­ков Иисуса, послан­ные им на про­по­ведь, “пошли, и про­по­ве­до­вали пока­я­ние; изго­няли мно­гих бесов и мно­гих боль­ных мазали мас­лом и исце­ляли” ( Мк. 6,12–13 ). Такова сила Божия, сила имени Иисусова.

Закан­чи­ва­ется Еле­освя­ще­ние собо­ру­ю­щихся воз­ло­же­нием Еван­ге­лия на головы. И свя­щен­ник молится над ними, говоря: “Гос­поди Иисусе Хри­сте, не мою руку греш­ную пола­гаю на головы при­шед­ших к Тебе про­сить остав­ле­ние гре­хов; но Твою руку креп­кую и силь­ную, кото­рая в этом Свя­том Еван­ге­лии, и молю Тебя с ними, Спа­си­тель наш, Сам прими рабов Твоих каю­щихся и подай им прощение…”

Через про­ще­ние гре­хов, в том числе давно забы­тых, при­хо­дит и очи­ще­ние, и часто исце­ле­ние или тер­пе­ли­вое пере­не­се­ние недуга ради Господа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *