как одеться в мужской монастырь

Правила поведения при посещении монастыря

Монастырь – место особого присутствия Божия, место, где живут иноки – люди, удалившиеся из мира, посвятившие свою жизнь служению Богу. Монастырский уклад создает условия для постоянного сохранения молитвенной сосредоточенности, к которой стремятся живущие в обители. Приезжая в монастырь, должно вести себя тихо, скромно, внимательно и благоговейно.

Внешний вид

В монастырь нужно приходить в скромной несоблазнительной одежде, без неподобающих надписей и изображений.

Женщинам следует быть с покрытой головой, без яркой косметики.
Одежда должна быть с длинным рукавом, юбка или платье — приличной длины (ниже колен). Не подобает христианке носить мужскую одежду – брюки и шорты, для мужчин шорты также недопустимы.

Христианин должен всегда носить нательный крест.

В храме

В храм входить нужно спокойно и с благоговением. Мужчинам следует снять головной убор. Перед входом совершают троекратное крестное знамение с поклонами.

Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме неуместны. Мобильные телефоны в храме нужно отключать.

Подходя к иконе или мощевику, дважды осените себя крестом, приложитесь и перекреститесь в третий раз.

С вопросами можно обратиться к дежурному за свечным ящиком; не нужно разговаривать с другими сестрами.

На территории монастыря

Свободный вход разрешен только в храм (при соблюдении правил). По территории обители можно ходить только по благословению и, как правило, с монастырским сопровождающим. Вход в жилые и хозяйственные помещения монастыря запрещается.

В течение всего времени пребывания в монастыре звук в мобильных телефонах должен быть отключен.

Паломникам и трудникам

Паломники должны соблюдать внутренний распорядок, установленный в монастыре.

Источник

Паломничество в 2021 г.

Приглашаем верующих посетить святые места

Частный вебмастер

ПЕНЗЕНСКИЙ ПАЛОМНИК

Советы паломникам

Чаще всего чудотворные иконы хранятся в монастырях, и, чтобы помолиться перед такой иконой, паломники едут в обитель. Для людей, неискушенных в правилах паломничества, поездка в монастырь – дело непростое. Ведь любая православная обитель – отдельный мир, который живет по своим строгим правилам и законам. Помните старинную русскую поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи»? Мы не можем вести себя в монастыре так же, как ведем в миру, за его стенами. Мы обязаны неукоснительно соблюдать все правила той обители, в которую приехали паломниками.

Обязательно перед паломничеством возьмите благословение у Вашего духовника или священника Вашего прихода. Прославляйте Господа и Богородицу за дарование сил и благоприятных обстоятельств на паломническую поездку.

Как подготовиться:

ПЕРЕД ВХОДОМ В ХРАМ

Прежде всего, подходя к храму, православные люди совершают крестное знамение и поясной поклон. При этом взирают на его святые купола и кресты.

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человества. Поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является грехом.

ВНУТРИ ХРАМА

Входя на паперть, ещё раз осеняем себя крестным знамением, так как здесь уже есть святые иконы. Оставляем все разговоры, не относящиеся к храму, к Церкви за порогом; нужно ощущать себя как в святом месте.

Миновав паперть, входим в храм. Поворачиваемся к алтарю, то есть на восток, и совершаем три поясных поклона с крестным знамением.

Вы можете поставить свечи к иконам и приложиться: дважды совершите крестное знамение поклоном, благочестиво поцелуйте икону, и снова, перекрестившись, поклонитесь святыне.

Если Вы пришли в храм при уже идущем богослужении, не разговаривайте и не переходите с места на место до его окончания.

ВНЕШНИЙ ВИД

Женщины должны быть одеты в платье с длинными рукавами или в блузку с юбкой ниже колен. Не приветствуется яркая и обильная косметика, оставляющая следы на священных предметах; нельзя приходить сильно надушенными.

Мужчины надевают брюки (джинсы допустимы, если не рваные) и рубашку с длинными рукавами.

Одежда должна быть чистая и опрятная. Волосы должны быть под платком или связаны (длинные у мужчин), чтобы не попадали на святыни, к которым вы будете прикасаться.

ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВЕНСТВУ

Подойдя к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить Вас. Для этого сложите ладони крестом: правую на левую, ладонями вверх и преклоните голову. Священник осенит Вас крестным знамением. Получив благословение, поцелуйте руку священника, благословляющую Вас, как невидимую руку Самого Христа. После этого вы можете задать вопрос.

Если Вам придется обращаться к епископу, то к его имени нужно прибавить «Владыко». Благословения при встрече можно попросить у епископа так же, как и у священника.

ОБРАЩЕНИЕ К МОНАХАМ

В обителях есть послушники, рясофорные монахи, мантийные монахи, схимонахи. В мужском монастыре часть монахов имеет сан (служат диаконами, священниками). Обращение в монастырях следующим образом.

Если монах имеет священнический сан, к нему можно обратиться «батюшка» и спросить благословения.

Игуменья, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. Обращаются к ней «мать игуменья». В обращение к монахиням говорят «мать Серафима», к послушницам «сестра».

Едем в поездку!

Что взять с собой:

«Поболтать в дороге – не грех. »

Сев в автобус, мы, как правило, начинаем разговаривать на житейские темы с попутчиком. Удержитесь от этого, если сможете. Главное, что вам потребуется в пути – это настроить свое сердце на кроткий и благостный лад. Чтобы это у вас получилось, сделайте в дороге 3 важные вещи:

3. Перед поездкой задайте себе ГЛАВНЫЙ ВОПРОС : «Зачем, собственно, я еду в паломничество и что именно хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Выздороветь? Будет лучше, если для начала Вы поставите перед собой ТОЛЬКО ОДНУ задачу, сделав ее целью Вашего паломничества (в противном случае Вы будете слишком много суетиться, распыляясь на другие дела).

Если Вы не смогли попоститься эту неделю перед поездкой, сделайте хотя бы то малое, что Вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного, молочного и сигарет. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе.

Отдайте предпочтение легкой еде, овощам или фруктам. Откажитесь также в поездке от привычки пить пиво, курить сигареты и красить губы или глаза. Там, в монастырях, никому нет дела до того, как Вы выглядите, так что потерпите с этим делом до дома.

«Не уверен, что смогу…»

Приехав к святому источнику, часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза, да еще «с головой»». Мысли – материальны, поэтому не стоит произносить вслух таких слов! Тогда вы обязательно сможете.

«Хочу все сразу. »

Главная суета обычно начинается, когда Вы окажетесь на территории многолюдного монастыря. Самое трудное здесь – не поддаться этой суете и не сорваться на осуждение других людей, которые, может быть, делают что-то не так, как Вам бы хотелось. Соблазн осуждения тут велик – ведь вокруг суетятся такие же, как и мы, люди, приехавшие из больших городов.

— Если Вы не подготовили ДО отъезда поминальные записки («о здравии», «об упокоении»), это можно сделать и в автобусе, по дороге. В этом случае у Вас будет больше времени вспомнить всех, кого бы Вы хотели помянуть.

— Покупку сувениров для домашних лучше всего оставить на день отъезда.

«О вреде стахановщины»

Многие думают, что чем больше в монастыре они сделают дел, чем больше купят свечей и чем больше искупаются в источниках, тем больше «дополнительной» благодати Божьей они получат.

Не берите количеством купленных свеч и поклонов. Подходите к тем иконам, которые Вы знаете, на молитвы которым отзывается Ваше сердце.

Доброе напутствие

В один приезд ВСЕ охватить невозможно. Да, наверное, и не нужно. Сделайте поездку радостью для Вашей души. Для этого мы искренне желаем Вам:

Источник

Правила поведения в монастыре

Игумен Аристарх (Лоханов)

как одеться в мужской монастырь. Смотреть фото как одеться в мужской монастырь. Смотреть картинку как одеться в мужской монастырь. Картинка про как одеться в мужской монастырь. Фото как одеться в мужской монастырь

Известна любовь православного народа к монастырям. В каждом из них, кроме насельников, есть трудники, паломники, приезжающие для того, чтобы укрепиться в вере, благочестии, поработать во славу Божию над восстановлением или благоустройством обители. В монастыре более строгая дисциплина, чем на приходе. И хотя промахи новопришедших обычно прощаются, покрываются любовью, желательно ехать в монастырь, уже зная начатки монастырских правил.

Духовно-административное устройство монастыря

Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх. Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.

Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, выверенный и отшлифованный вековой практикой) в монастыре каждый несет определенное послушание. Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.

Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).

Из опытных братий выбираются: казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников), келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов), гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.

В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.

Обращение к монахам

Для того чтобы верно обратиться к насельнику (насельнице) монастыря, необходимо знать, что в обителях есть послушники (послушницы), рясофорные монахи (монахини), мантийные монахи (монахини), схимонахи (схимонахини). В мужском монастыре часть монахов имеет священный сан (служат диаконами, священниками).

Обращение в монастырях выглядит следующим образом.

В мужском монастыре. К наместнику можно обратиться с указанием его должности («отец наместник, благословите») или с употреблением имени («отец Никон, благословите»), возможно и просто «батюшка» (употребляется редко). В официальной обстановке: «Ваше Высокопреподобие» (если наместник – архимандрит или игумен) или «Ваше Преподобие» (если иеромонах). В третьем лице говорят: «отец наместник», «отец Гавриил».

К благочинному обращаются: с указанием должности («отец благочинный»), с добавлением имени («отец Павел»), «батюшка». В третьем лице: «отец благочинный» («обратитесь к отцу благочинному») или «отец… (имя)».

К духовнику обращаются: с употреблением имени («отец Иоанн») или просто «батюшка». В третьем лице: «что посоветует духовник», «что скажет отец Иоанн».
Если эконом, ризничий, казначей, келарь имеют священнический сан, к ним можно обратиться «батюшка» и спросить благословения. Если они не рукоположены, но имеют постриг, говорят: «отец эконом», «отец казначей».

Иеромонаху, игумену, архимандриту можно сказать: «отец… (имя)», «батюшка».

К монаху, имеющему постриг, обращаются: «отец», к послушнику – «брат» (если послушник в преклонном возрасте – «отец»). В обращении к схимникам, если употребляется сан, добавляется приставка «схи» – например: «Прошу ваших молитв, отец схиархимандрит».

В женском монастыре. Игумения, в отличие от монахинь, носит золотой наперсный крест и имеет право благословлять. У нее поэтому просят благословения, обращаясь таким образом: «мать игумения»; или с употреблением имени: «мать Варвара», «матушка Николая» или просто «матушка». (В женском монастыре слово «матушка» относится только к игумении. Поэтому, если говорят: «Так считает матушка», подразумевают игумению.)

В обращении к монахиням говорят: «мать Евлампия», «мать Серафима», но в конкретной ситуации можно просто «матушка». К послушницам обращаются: «сестра» (в случае преклонного возраста послушницы возможно обращение «матушка»).

О монастырских правилах

Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. Для мирян укажем лишь на самое необходимое, что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

Из монастыря без благословения выходить нельзя.

Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).

Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова: «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

Не ходят в чужие кельи, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келью творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келью, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.

При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: «Спасайся, брат (сестра)»; а другой отвечает на это: «Спаси Господи». В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают: «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.

Источник

Православная Жизнь

В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ решительно подтверждает данное высказывание.

– Отче, как правильно здороваться с монахами, архиереями?

– Святой апостол Павел, а также священномученик Климент Римский сравнивает христиан с воинами. Разница между христианами и обычными воинами лишь в том, что первые сражаются не с людьми, а с духами злобы поднебесной, страстями, плотью и диаволом. А на войне как на войне – есть победы и поражения. Чтобы более успешно и слаженно вести невидимую духовную брань, Господь еще в Ветхом Завете установил соответствующую иерархию людей, служащих Богу при храме. Подобная иерархия сохраняется и в новозаветные времена. Везде, куда шли апостолы с проповедью Евангелия, они рукополагали епископов, священников и диаконов.

Когда младший по званию подходит к командиру, то он отдает ему честь установленным воинским уставом образом. Армейская форма приветствия вышестоящего начальства показывает, что подчиненный готов исполнять его приказания. Также и христианин, когда подходит к священнику или епископу, как правило, берет благословение, крестообразно складывая ладони. Это одновременно и форма приветствия, и своеобразный знак, что ты этому пастырю доверяешь и готов смиряться и исполнять возложенные им на тебя послушания. Но самое главное – через благословение священника или архиерея нас благословляет Сам Христос. Нежелание человека брать благословение может свидетельствовать о недоверии к пастырю.

– Нужно ли брать благословение, входя в монастырь и выходя за его территорию?

– В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря (не надо путать с вратарем во время футбольной игры). Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой. Сейчас подобная традиция сохраняется лишь в монастыре преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне. У нас в Печерском монастыре в древности на этом особо прославился преподобный Лонгин, живший на рубеже XIII–XIV веков. Исполняя данное послушание, еще при жизни он стяжал славу прозорливого. Всем входящим в обитель он не только давал благословение, но и мог указать на их самые потаенные и тяжкие грехи, так как был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно прозревать в любом человеке все его достоинства и слабости.

Сейчас, из-за большого количества паломников, сложно представить себе монаха, подающего благословение на входе каждому, да еще и с духовным наставлением.

– Все ли могут заходить в монастырские трапезные? Каковы правила поведения?

– Самое главное, для чего приходят в монастырь, – это помолиться и раскаяться в своих грехах. Трапеза – приятное продолжение молитвы. Обычно в монастырях имеются специальные трапезные для паломников, куда заходят по благословению настоятеля монастыря или благочинного. У нас на территории Лавры находятся как платные трапезные, где можно пообедать за деньги, так и бесплатные столовые для бедных, нуждающихся в помощи людей.

Также любой паломник, если остается в монастыре на продолжительный период нести какое-то послушание, то питается и проживает бесплатно.

В монастырских трапезных стараются меньше разговаривать (разве нужно что-то сказать срочно по делу) и обычно слушают чтение жития святых, духовные поучения святых отцов Церкви или творят в уме молитву. Таким образом удается избежать страсти празднословия и чревоугодия, то есть неумеренного пресыщения своего чрева, что мешает молитве и труду.

– Какая форма одежды у светских людей в монастыре?

– Все монахи в монастыре обычно ходят в черном подряснике и рясе, иногда еще в клобуке и мантии, свидетельствуя тем самым о своем отречении от мира и всех его соблазнов. Когда обычный человек идет в монастырь, то ему также нужно стараться одеваться прилично и скромно. Женщинам лучше быть не в брюках, а в длинной юбке, чтобы не обнажать ноги. Также желательно не оголять руки и шею. На голову, как правило, женщины надевают платок. Мужчинам неприлично посещать монастырь в спортивной одежде, шортах и с короткими рукавами. Заходя в храм, мужчины снимают головной убор. В воскресные и праздничные дни, идя не только в монастырь, но и в приходской храм, желательно одеваться в лучшую одежду, чтобы и у себя, и у других людей поддерживать праздничное настроение.

– К кому можно обратиться с волнующими вопросами? Точно ли поможет первый увиденный монах?

– Вопросы духовной жизни лучше всего обсуждать с монастырскими духовниками, которые имеют на такие беседы благословение священноначалия. Как правило, они исповедуют людей во время вечернего богослужения или во время Литургии до Евхаристического канона. Если нет возможности посетить богослужение, то в другое время на территории монастыря можно узнать у дежурного, как связаться и побеседовать со священником. С первым попавшимся монахом лучше не разговаривать, ибо не все могут быть компетентными разрешать сложные вопросы духовной жизни. Если безрассудно прибегать к такой помощи, то это может привести к серьезным проблемам.

Мы же не консультируемся в больнице по поводу нашей болезни с первым встречным или санитаркой. Все стараются попасть на прием к грамотному и компетентному врачу.

– Можно ли пользоваться мобильными телефонами на территории монастыря?

– Сейчас это стало серьезной проблемой, ибо многие чуть ли не срослись с ними. Конечно, лучше на территории монастыря всякое «житейское отложить попечение». В монастырь и тем более храм лучше телефон совсем не брать или хотя бы выключить, чтобы он не мешал вам и другим людям молиться. У меня тоже есть мобильный телефон, но я стараюсь, когда иду в храм, оставлять его дома. Лучше стремиться всегда через молитву быть на связи с Богом, чем с другими, пусть и очень важными и нужными нам людьми.

– Можно ли фотографировать или нужно брать на это разрешение?

– Строгого запрета на это не существует, но если вы хотите фотографировать во время богослужения, то для этого надо взять благословение у благочинного монастыря. Если вы получили такое благословение, придерживайтесь меры. Когда во время праздничных и особенно архиерейских служб присутствует много фото- и видеокамер, которые фиксируют чуть ли не каждый шаг священнослужителей, то это очень всех напрягает и утомляет. Хорошо бы издать указ, что фотографировать в храме можно лишь до ектении «Оглашенные, изыдите», а далее до окончания богослужения прекратить всякую фото- и видеосъёмку, чтобы не мешать людям молиться и не развивать в священнослужителях страсти гордыни и тщеславия.

– Можно ли заходить в храмы вне службы или это разрешается исключительно во время богослужения?

– Многие монастырские храмы всегда открыты, а потому вы можете сюда зайти и помолиться не только во время богослужения, но и в любое другое время. Разве что ночью все храмы закрываются. Но лучше находиться в храме во время службы, так как соборная молитва, возглавляемая священником, намного внимательнее, сосредоточеннее и сильнее. В храме мы все, даже до конца этого не осознавая, молимся друг о друге и таким образом один другого поддерживаем. Не зря святитель Иоанн Златоуст утверждал: «Одно “Господи помилуй”, сказанное в храме, действеннее тысячи поклонов, сделанных дома».

– Нужно ли совершать поясной поклон при входе в монастырь?

– Не только при входе в монастырь, но и перед прикладыванием к иконам, мощам, стоя на молитве, нужно стараться делать поясные или даже земные поклоны. Они к тому же помогают лучше сосредоточиться на молитве. А когда тело остается во время молитвы праздным, тогда ум невольно начинает рассеиваться и стоять в храме становится невыносимо трудно. Некоторые даже совсем молодые люди только и ищут в храме, где бы скорее присесть. Это происходит из-за того, что тело не приучено к молитвенному труду. А ведь святые отцы Церкви замечали, что молитва, при которой не потрудилось тело – это незрелый плод. Земные поклоны не делаются лишь в период от Пасхи до Пятидесятницы в знак того, что мы уже не рабы лукавого и греха, а свободные люди, так как Господь на Кресте искупил и простил все наши грехи. Теперь надо стараться с Божией помощью их больше не повторять.

– Нужно ли обязательно ставить свечи и покупать монастырскую продукцию?

– Обыкновенно все стараются это сделать, хотя никакого правила не существует. Это не обязательно. Однако каждая поставленная нами свеча – это наша маленькая жертва Богу. Важно ее делать от всей души, с молитвой и сердечным покаянием в своих грехах, иначе никакой пользы нам это не принесет, ибо лучшая жертва Творцу, как читаем мы в 50-м псалме, – дух сокрушен.
Покупая монастырскую продукцию, тоже делаем определенное пожертвование на обитель. Средства, вырученные от продаж, идут на ремонт и реставрацию храмов, оплату коммунальных услуг, зарплату рабочим, одежду и питание монастырской братии, просветительские и социальные проекты. Поверьте, что никуда за границу, ни в какие зарубежные религиозные центры, тем более в Москву, как клевещут наши недоброжелатели, они не поступают.

Источник

В помощь благочестивому паломнику: о минимальном наборе правил в монастыре

По законам христианского странноприимства и простого человеческого гостеприимства, в обители привечают каждого входящего. Но гостям, следует помнить о том, что любой монастырь – это обитель сосредоточения и молчания, о стены которой разбивается мирская суета, место трудов и молитвенных подвигов. А еще это и родной дом большой семьи – монастырской братии. Перед нами, приплывающими на остров, входящими в Святые ворота, стремящимися припасть к святыням и осматривающими храмы и скиты, – перед всеми нами добросердечно и радушно открывают двери в свой дом.

Но даже искреннее почтение к монастырю и монашествующим не всегда может уберечь нас от ошибок. Те, кто общался с иностранцами, иногда замечают за ними странные, а иногда и просто вопиющие, кажущиеся нам совершенно недопустимыми вещи. Встречаешь отзывы и о наших туристах как о людях, не умеющих себя вести в дальних странах, и понимаешь справедливость некоторых упреков. Неужели все мы такие злостно-невоспитанные? Скорее, дело в другом – просто в незнании этикета, соответствующего именно этому месту, именно этой ситуации. Следуя правилам, простым и очевидным, человек, даже не осознавая того, чувствует облегчение: никого не задел, ничего не нарушил – и на сердце тепло и радостно. Святые отцы учат нас, что ни одно доброе дело не обходится без искушений. А паломничество или даже ознакомительная, туристическая поездка в монастырь – дело доброе и спасительное для души. Благочестивое поведение в обители – это победа над своим невежеством или легкомыслием. Не до́лжно намеренно искать скорбей и искушений, и в наших силах предупредить большинство проблем, которые могут возникнуть во время пребывания в обители.

Сегодня хотелось бы рассказать о том необходимом минимальном наборе правил благочестивого поведения, которые помогут гостям Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря при его посещении. Просим вас, братья и сестры, внимательно прочитать их и со всем вниманием придерживаться, и это поможет избежать неловких ситуаций и сохранить во время поездки мир душевный.

Монастырская пристань – уже территория монастыря. Островное положение предопределило географию обители: центральная усадьба с главным собором и ближние и дальние скиты, разбросанные по всему Валаамскому архипелагу. Спустившись по трапу, мы уже делаем первый шаг на монастырскую землю.

Архимандрит Маркелл (Павук) рассказывает: «В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря (не надо путать с вратарем во время футбольной игры). Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой. Сейчас подобная традиция сохраняется лишь в монастыре преподобного Герасима Иорданского в Иудейской пустыне. В Печерском монастыре в древности на этом особо прославился преподобный Лонгин, живший на рубеже XIII–XIV веков. Исполняя данное послушание, еще при жизни он стяжал славу прозорливого. Всем входящим в обитель он не только давал благословение, но и мог указать на их самые потаенные и тяжкие грехи, так как был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно прозревать в любом человеке все его достоинства и слабости. Сейчас, из-за большого количества паломников, сложно представить себе монаха, подающего благословение на входе каждому, да еще и с духовным наставлением». Мы же должны осознавать, что, приближаемся к святыне и светочу Православия.

Но еще собираясь в путь, должны помнить о том, что при посещении монастыря следует соблюдать определенные правила в одежде. Монахи в монастыре обычно ходят в черном подряснике и рясе, иногда еще в клобуке и мантии, свидетельствуя тем самым о своем отречении от мира и всех его соблазнов.

Мирскому, светскому человеку также нужно стараться одеваться прилично и скромно

И вот, наконец, поднимаемся по лестнице, ведущей от пристани вверх, к стенам внешнего каре. На вопрос, как вести себя при входе в монастырь, архимандрит Маркелл отвечает: «Не только при входе в монастырь, но и подходя к храму, православные люди троекратно совершают крестное знамение и поясной поклон. Также и перед прикладыванием к иконам, мощам, стоя на молитве, нужно стараться делать поясные или даже земные поклоны. Они к тому же помогают лучше сосредоточиться на молитве».

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие, поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Заходя в храм, мужчины снимают головной убор. Все чаще глаза отмечают темные одежды насельников обители.

Как правильно здороваться в монастыре?

Важно помнить, что монастырь – место молитвенного сосредоточениях, и, как бы радушно нас ни принимали, мы, гости не должны требовать к себе бо́льшего внимания, чем это требуется, и потому достаточно будет вежливого поклона при близкой встрече с монахами, проходящими мимо нас.

Когда же христианин подходит к священнику-иеромонаху в храме, как правило, берет благословение, крестообразно складывая ладони. Это одновременно и форма приветствия, и своеобразный знак, что ты этому пастырю доверяешь и готов смиряться и исполнять возложенные им на тебя послушания. Священник осенит вас крестным знамением. Благословляя, священник складывает пальцы так, что они изображают греческие буквы IС ХС, что означает «Иисус Христос». Получив благословение, следует поцеловать руку священника, как невидимую руку самого Господа Иисуса Христа. После этого можно задать вопрос.

Если священник торопится, а ваш вопрос безотлагательный, постарайтесь сформулировать его кратко, без лишних подробностей. Если хотите поговорить со священником или исповедаться, то спросите, когда он сможет это сделать. Узнайте, когда Вам или вашей группе паломников возможно исповедоваться.

Архимандрит Маркелл отмечает: «Вопросы духовной жизни лучше всего обсуждать с монастырскими духовниками, которые имеют на такие беседы благословение священноначалия. Как правило, они исповедуют людей во время вечернего богослужения. С первым попавшимся человеком лучше не разговаривать, ибо не все могут быть компетентными разрешать сложные вопросы духовной жизни. Если безрассудно прибегать к такой помощи, то это может привести к серьезным проблемам. Мы же не консультируемся в больнице по поводу нашей болезни с первым встречным или санитаркой. Все стараются попасть на прием к грамотному и компетентному врачу».

В свечной лавке храма можно купить свечи: каждая поставленная нами свеча – это наша маленькая жертва Богу. Важно ее делать от всей души, с молитвой и сердечным покаянием в своих грехах, иначе никакой пользы это не принесет, ибо лучшая жертва Творцу, как читаем в 50-м псалме, – дух сокрушен.

Лучше на территории монастыря отложить всякое «житейское попечение»

Не меньшей проблемой стало и повсеместно и безоглядное фотографирование. Запрета на это вне стен монастыря нет, но фотографировать монашествующих без из согласия, а также во время богослужения не благословляется, и об этом забывать нельзя. По традиции, в валаамских храмах службы идут при свечах, в полумраке, и использование фототехники неизбежно потребует вспышки. Хуже того, вспышка может сработать автоматически. Представьте, что такое неконтролируемое действие станет подобно взрыву вражеского фугаса посреди мирного селения, и виной тому – невинное, на первый взгляд, желание сохранить тронувший сердце момент в холодном и бездушном аппарате.

Находясь в центральной усадьбе и скитах Валаамского монастыря, как, впрочем, и любого другого, следует также помнить, что вход в жилые и хозяйственные помещения, а также в братские трапезные не благословляется.

В монастыре имеются специальные трапезные для паломников и миникафе, где можно пообедать. В монастырских трапезных стараются меньше разговаривать, чтобы избежать празднословия и чревоугодия.

Валаамский архипелаг – место дивной красоты. Теплым летом Ладога манит своими тихими водами, но важно не забывать о том, что остров – это не курорт, а монастырь — не место для прогулок, купаний, загораний. Вблизи монастырских стен и скитов нельзя обнажать тело, устраивать шумные игры, играть на музыкальных инструментах и включать музыкальную аппаратуру с высоким уровнем громкости. Не благословляется также сбор цветов, ягод или грибов. С особым вниманием на острове относятся к запрету на разведение костров: Валаамский архипелаг является природным заповедником, и здесь действую строгие природоохранные правила и нормы.

Покидая Валаамскую обитель, многие стараются увезти с собой на память монастырскую продукцию. Средства, вырученные от ее продажи, идут на ремонт и реставрацию храмов и скитов, оплату коммунальных услуг, зарплату рабочим, одежду и питание монастырской братии, просветительские и социальные проекты. Так что даже покупка сувениров или вкуснейшего сыра в монастырских лавках – своего рода пожертвование на обитель, а это дело богоугодное и душеспасительное.

Чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него, до́лжно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее. Если вы невоцерковленный человек и для вас непривычна обстановка в монастыре, держитесь просто, вежливо и предупредительно – в случае необходимости вас мягко поправят и порекомендуют правильный образ поведения.

Дорогие братья и сестры, братия Валаамского Спасо-Преображенского монастыря рада видеть вас в обители и желает, чтобы это посещение всем принесло душевную пользу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *