как описать красоту храма
Образ храма в русской литературной традиции
ОБРАЗ ХРАМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ И ЛИРИКЕ ЮРИЯ КУЗНЕЦОВА И НИКОЛАЯ РУБЦОВА
В литературной традиции XIX века церковь нередко появлялась как характерная деталь сельского или городского пейзажа, приближалась к значению описательного элемента. Реже она становился местом действия. По мнению К.В. Пигарева, «чисто декоративное значение имеет образ сельской церкви в грандиозном панорамном пейзаже, открывающем первую главу второго тома «Мертвых душ» Гоголя» [6, 1972. С.44].
С таким высказыванием трудно согласиться. В классических произведениях, тем более в «Мертвых душах» Гоголя, храм не может быть «чисто декоративным» элементом описания, поскольку имеет религиозное содержание, наделяющее художественную ситуацию определенной окраской. Даже в том случае, если автор не акцентирует внимание на особом значении храма – наличие этого образа создает настроение, связанное с чувством древности и ощущением неземного характера всего происходящего.
Напомним, что храм является символом «святыни в любом мыслимом смысле, а также возвышенного стремления к созданию некоей духовной сферы среди повседневности» [1, 1996. С.287]. При этом в литературной традиции XIX века храм, действительно, чаще всего, является органичной частью пейзажа. Эта постоянная, статичная, деталь одухотворяет природу и вообще всю окружающую действительность.
Подобное восприятие, художественное истолкование образа – не случайно.
Православный храм, по верному наблюдению С.С. Галиева, «существует не сам по себе – он основа космоса вообще, потому чаще связывается с природой, чем с городом». Именно поэтому в Европе, как правило, храм строился в крупных населенных пунктах, а на Руси, наоборот, в глуши, далеко от мест сосредоточения людей. Лишь потом, спустя некоторое время, вокруг храмов вырастали города и села. Нередко церкви возводились просто для украшения местности. Так, например, Андрей Боголюбский построил среди заливных лугов белокаменный храм Покрова на Нерли. «Храм на Руси воспринимался как некая мистическая основа мироздания, как органическая часть русской земли, без которой она невозможна. Православный храм самодостаточен, он не нуждается в людях, наоборот – люди нуждаются в нём» [2, 2009].
Традиция изображения храма как статичной детали пейзажа продолжается в творчестве поэтов ХХ века. Например, в стихотворениях Есенина:
Там с утра над церковными главами
Голубеет небесный песок,
И звенит придорожными травами
От озер водяной ветерок. («За горами, за желтыми долами»)
Или:
Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты…
Еще пример:
Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
В последнем четверостишие уменьшительный вариант слова «церковь» – «церквушка» – создает образ небольшого, даже крохотного, сакрального сооружения, которое, однако, своим крестом касается, ни много ни мало, облаков. Казалось бы, «старой церквушке» логичнее, покосившись, склоняться к земле. Однако подобная «противоречивость» образа не случайна, ведь «православные храмы рассчитаны именно на вертикаль, а не на горизонталь, как католические базилики» [2, 2009].
Храм изображается в известных стихотворениях Николая Рубцова «Душа хранит» и «Ферапонтово». Более кратко упоминается в стихотворении «Стоит жара».
В стихотворении «Выпал снег» образ храма дополняет праздничность снегопада исторической глубиной:
Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.
Храм – постоянный признак не только большой, но и малой родины:
Тележный скрип, грузовики,
Река, цветы и запах скотский,
Еще бы церковь у реки, –
И было б все по-вологодски.
Подчеркнем, образ храма в этих стихотворениях, хотя и не раскрывается особым образом, но лишь кратко упоминается, все равно содержит религиозно-национальный смысл.
Одновременно в XIX веке существовала и литературно-фольклорная традиция Н.Некрасова:
«Можно сказать, что после Некрасова образ скромного сельского – и вообще провинциального – храма, воплощенный в лучших произведениях русской пейзажной живописи вплоть до картин Левитана, стал неотделим от ассоциаций с народной печалью, народными стонами, тяжелее которых «не слыхали // ни римский Петр, ни Колизей» [3, 1972. С. 44].
Храм воздыханья, храм печали –
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей! –
читаем в стихотворении Некрасова «Тишина».
«Убогому» храму здесь соответствует и «скудный алтарь»:
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарем!
И это сказано не о разрушенном – о действующем храме, в алтаре которого хранятся святыни, а в основании престола – мощи святых! Самое милое для очей русского православного человека и самое дорогое для его сердца – храм – является убогим и скудным в восприятии поэта XIX века.
В поэзии ХХ века образу сельского или городского храма возвращается сакральное значение святого места, которое вбирает духовный вектор чуда и старины. Обобщенный образ церкви образует бытийный фрагмент национального пейзажа.
Одновременно необходимо учитывать еще одну постоянную особенность этого образа, константу, что сформировалась и получила развитие в лирике ХХ века и заметно отличается от предшествующей литературно-фольклорной традиции. Именно в литературе ХХ века появляется образ разрушенного, оставленного храма. И наиболее ярко этот образ проявился в поэзии Юрия Кузнецова.
Храм в поэзии Кузнецова, чаще всего, разрушенный, оставленный, пустой и расхристанный, что отражает суть времени. Сравним несколько строк из разных стихотворений.
«Храм забытого бога» («Имя»), «Поля покрыл железный хлам, / и заросла дорога в храм, / Ржа разъедает сердце родины» («Не дом – машина для жилья»), «Камень веры разбился в песок, и на нем / Не воздвигнешь ты нового храма» («Свеча»).
Мы обвенчались в расхристанном храме,
Лучше нигде не нашли… («Ковер-самолет»)
Подобные образы разрушенного храма прослеживаются и в стихотворениях Рубцова:
Живу вблизи пустого храма,
На крутизне береговой… («Вологодский пейзаж»)
Купол церковной обители яркой травою зарос («Тихая моя Родина…»).
Из примеров видно, как разными приемами передается одна и та же ситуация пустоты и заброшенности святого места, так называемая «мерзость запустения».
Такие ощущения рождает и стихотворение Ю. Кузнецова «Вина» (1979): в забытом храме «потускнели скорбящие лики», а «через купол ползучие травы, / Словно слезы бегут по стенам». Лирического героя охватывает сожаление и глубокое раскаяние:
…Мы забыли о самом высоком
После стольких утрат и измен.
Мы забыли, что полон угрозы
Этот мир, как заброшенный храм.
И текут наши детские слёзы,
И взбегает трава по ногам.
Да! Текут наши чистые слёзы.
Глухо вторит заброшенный храм.
И взбегают ползучие лозы,
Словно пламя, по нашим ногам.
Россия находится внутри разрушенного храма, который остается таковым даже и без креста. Если лирический герой Кузнецова плачет, увидев запустение, то герой Горбовского испытывает отвращение. Это отвращение не к самой святыне а, скорее, к тому духовном у и душевному состоянию, что привели к разрушительным действиям.
В стихотворениях других поэтов, например Рубцова, храм нельзя уничтожить окончательно, он именно пропадает как видение, скрывается за дымкой лет. В поэзии Кузнецова разгромленный храм даже на том свете может остаться разрушенным. Но связано это не с утратой святым местом своего сакрального свойства, которое выражается в нетленности, а с особенностями авторского мировосприятия в этом конкретном стихотворении:
Все, что проклято, продано, пропито здесь,
Повторяется там:
И провалы земли, и прорехи небес,
И разгромленный храм… («После смерти идут безопасным путем»)
Нередко на месте разрушенного храма даже возникает «храм свиней» (одноименное стихотворение Кузнецова), либо приходят вольные каменщики и с радостью затевают на «развалинах духа» строительство нового храма:
Хорошо, что повсюду обман
И для ближнего вырыта яма.
Этот гибельный мир – котлован
Для строительства нового храма («Что ни город, то сброд и содом»).
Или:
Хор церковный на сцене стоит, как фантом,
И акафист поет среди срама.
Камень веры разбился в песок, и на нем
Не воздвигнешь ты нового храма («Свеча»).
Храм в стихотворениях Кузнецова является не столько сооружением сакрального характера, связанным с образом Родины, большой или малой (как, например, у Есенина, Рубцова, Горбовского) но скорее символом возвышенного стремления «к созданию некоей духовной сферы среди повседневности», [1, 1996. С.287] и потому его разрушение связано, прежде всего, с разрушением духовной области, обнищаем духа.
«Храм теперь мыслится не как часть ландшафта, а как основа определённого миропорядка, разрушения которой приводит к ужасным последствиям» [2, 2009]. Отсюда особая философичность стихотворений Кузнецова. Например, стихотворение «Стук над обрывом»:
Рухнул храм… Перед гордым неверьем
Устояла стена. А на ней
Нарисованы суриком двери
С приглашеньем: «Стучите сильней!»
В русской поэзии ХХ века образ храма исполнен светом и чистотой. Например, в стихотворении Рубцова «Во время грозы» бурному движению туч, натиску шума и темноты противостоит тихая неподвижность церкви, что также является знаком священности места:
И туча шла гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
В поэзии Кузнецова храм также может воскреснуть и преобразиться:
Грянул колокол в ночь воскресенья
После многих смертельных ночей.
Я стоял, ожидая спасенья,
В белой роще зажженных свечей.
Храм сиял среди праха и тлена,
Где моя пропадала душа… («Воскресение»)
Или в стихотворении «Рука Москвы»:
Теперь во тьме духовной рвани
И расщепленного ядра
Дыра свистит в твоем кармане
И в кулаке свистит дыра.
Врагам надежд твоих неймется.
Но свет пойдет по всем мирам,
Когда кулак твой разожмется,
А на ладони – Божий храм («Рука Москвы»).
Храм в лирике Кузнецова связан с образом света и противостоит внешней «тьме духовной рвани». Обратим внимание и на особую динамичность образа, который перестает быть статичной частью пейзажа (как, например, у Рубцова), и начинает действовать, становясь частью человеческих эмоций и взаимоотношений. Юрий Шевчук в стихотворении «Храм» (1992) изобразил разрушение святыни большевиками. Само действие, будто сошло со страниц апокалипсиса:
А вороны заморскими кенгуру
Пляшут на раскидистых лапах крестов,
А кресты золочёными девами
Кряхтят под топорами молодцов.
Образы царских врат, икон, золотых крестов становятся символами погибающей русской культуры:
На сыром, на хмельном на холодном ветру
Царь стоит белокаменный,
А вокруг чёрными воронами
Старухи свет дырявят поклонами.
………………………………….
Царские врата пасть раззявили,
Зубы выбиты, аж кишки видны.
Иконы комьями кровавыми
Благословляют проклятья войны.
Подчеркнем, образ храма дан в процессе, все словно объято буйством разрушения, перед нами разворачиваются своеобразные «пляски смерти». Ничего подобного не встречалось в предшествующей литературной традиции XIX века.
В стихотворении Кузнецова «Преображенный храм» (2001) динамичность образа прослеживается в процессе преображения:
За синим лесом, за горами
Смех раздается молодой.
Свеча смеется в старом храме.
Она зажглась сама собой.
Она сияет в людном храме
И поднимает над толпой,
Подобно солнцу над горами,
Воздушный купол золотой.
Она от радости смеется,
Она от счастья весела.
И в каждом сердце отдается,
Как звон во все колокола.
И все великие святые
Не верят собственным ушам.
И улыбаются впервые,
Преображая старый храм.
В литературе XX века появляется новый, ранее неизвестный образ разрушенного, оставленного храма, а в самом начале XXI века он обновляется и преображается. Причем, подобное развитие образа прослеживается не только на примере творчества разных писателей, но и внутри художественного мира одного поэта. Так случилось в творчестве Юрия Кузнецова. Обретая динамичность, образ храма перестает быть статичной деталью пейзажа.
Если у Есенина, Рубцова, Горбовского храм – опора родной земли, то в творчестве Кузнецова значение храма расширяется, он держит собой весь мир, являясь его духовным основанием. Это явление космического, вселенского порядка. По Кузнецову, свет от храма «пойдет по всем мирам», и именно он будет противостоять «тьме духовной рвани».
Список литературы
1. Бидерманн, Г. Энциклопедия символов / Г.Бидерманн. – М.: Республика, 1996.
2. Галиев С.С. Образ храма в русской литературе рубежа XX
XXI столетий / Андреевские Чтения. Литература XX века: итоги и перспективы изучения, с. 356-364. – М.: 2009
3. Горбовский Г. Я. Окаянная головушка / Г. Я.Горбовский. – Санкт Петербург: Историческая иллюстрация, 2000.
4. Есенин, С.А. Избранное / С.А.Есенин. – М.: Славянский Дом Книги, 2014.
5. Кузнецов Ю.П. Стихотворения и поэмы. / Ю.П. Кузнецов Т.1-5. – М.: Литературная Россия, 2011-2013.
6. Пигарев, К.В. Русская литература и изобразительное искусство. Очерки о русском национальном пейзаже середины XIX века / К.В.Пигарев. – М: Наука, 1972.
7. Рубцов, Н.М. Сочинения: Прижизненные издания; Избранное / Н.М.Рубцов; сост. Н.И.Дорошенко. – М.: Российский писатель, 2006.
ОПУБЛИКОВАНО:
Кузнецовский чтения 2015 – 2016. Юрий Кузнецов и русская поэзия ХХ века. Образ будущего в творчестве Ю.П. Кузнецова: сборник статей по итогам конференций. – Москва, Клуб писателей-выпускников Литературного института им. А.М. Горького, 2017. – С. 177 – 188.
Самые красивые церкви мира: описание и месторасположение
Религия с давних времен занимала важное место в жизни каждого человека. И не удивительно, что религиозные памятники отличаются необычайной красотой и потрясающим размахом. Церкви и синагоги, соборы и мечети есть в каждом городе и являются истинными достопримечательностями архитектуры. Самые красивые церкви в мире привлекают внимание туристов всего мира своей историей, красивейшими фасадами и необычным внутренним убранством.
Храм Гроба Господня в Израиле
Для всего христианского мира самой великолепной постройкой стал храм Вознесения Господня в Иерусалиме. Но чаще всего упоминается другое название этого здания — Храм Гроба Господня. Именно здесь каждый год во время празднования Пасхи происходит Схождение Благодатного Огня, который развозят по всем городам мира.
Существует легенда о том, что храм был построен в том месте, где распяли и погребли Иисуса Христа. Сегодня же этот собор представляет собой крупнейший христианский комплекс, в котором хранится множество реликвий. Самыми известными из них считаются Голгофа, пещера Гроба Господня, камень миропомазания и другие.
Внутренняя часть собора разделена на несколько частей, согласно количеству конфессий:
Литургии на Гробе Господнем конфессии служат по очереди. А ключи от дверей церкви хранятся в семье мусульман, дабы избежать ссор и разногласий между представителями христианского мира.
Мечеть Айя-София в Турции
Собор Святой Софии является старейшим православным памятником архитектуры в столице Турции — Стамбуле. Его действительно можно назвать самым известным и красивым сооружением в мире. В свое время в нем одновременно была мечеть и православная церковь. Сегодня же в соборе Айя-София располагается самый известный музей.
На протяжении многих столетий этот храм считался самым большим и красивым в мире. А внешний вид здания и сегодня поражает воображение своими размерами, роскошью и богатством. На стенах и потолке церкви располагаются не только православные иконописи, но и цитаты из Корана, и множество рунических надписей.
Французский Нотр-Дам-де-Пари
Собор Парижской Богоматери, воспетый многими известными писателями и поэтами, считается одним из самых древних памятников религиозной архитектуры. Храм уютно расположился на острове Сити и это далеко не случайность. Задолго до начала строительства собора здесь стоял храм Юпитера, а затем и церковь Святого Стефана. Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 году и продлилось более 200 лет.
Основное направление в архитектуре — готика, но также в оформлении храма присутствуют другие стили. Подобное несоответствие начальному плану объясняется присутствием большого количества архитекторов и строителей.
Сегодня в храме находится самая почитаемая христианская реликвия — Терновый Венец Христа. На стенах собора картин и росписей нет, а вот витражи, которые сохранились в первозданном виде, повествуют о жизни Иисуса Христа и рассказывают массу легенд из Библии.
Одной из самых известных легенд собора считается та, что рассказывает о колоколе Эммануэль. Он весит более 13 тонн. Считается, что его отлили из расплавленных женских украшений.
Тадж Махал в Индии
Но в мире существуют не только памятники православной архитектуры. Мусульманские храмы заслуживают не меньшего внимания. Одним из таких зданий является Тадж Махал, который был возведен императором Шах-Джаханом в память о своей горячо любимой жене Мумтаз-Махал.
Сегодня этот храм является наиболее выдающимся религиозным сооружением, которое сочетает исламский, персидский и индийский стили. При строительстве мечети использовался полупрозрачный мрамор, который под солнечными лучами постоянно меняет свой оттенок. Кроме того, здание инкрустировано различными драгоценными камнями — агатами, бирюзой, сердоликом и малахитом.
Собор Василия Блаженного в России
Самым известным храмом на территории России считается собор Василия Блаженного. Церковь получила название в честь юродивого Василия, который осмелился высказать недовольство правлением Ивана Грозного.
Существует множество легенд, связанных с храмом. Но самая известная говорит о том, что архитектор был ослеплен по приказу Ивана Грозного, дабы он не смог никогда больше создать столь же красивое строение.
Сегодня внутри храма располагается филиал Государственного музея истории. Общая высота церкви составляет 65 метров, а куполов у собора — 11 и каждый из них имеет свой оттенок.
27 самых красивых православных храмов и монастырей России
В этой подборке самые впечатляющие православные храмы и монастыри России, которые стоит увидеть всем, кому интересна наша история и культура. Я старалась подобрать храмы не по их значимости в православном мире, а по уникальности и широте географии. Именно поэтому в подборку попал бывший католический собор в Калининграде и миниатюрный старообрядческий храм в Коломне. Каждый из них со своей историей и ярким архитектурным обликом.
Сейчас все храмы временно закрыты, но я надеюсь, скоро ситуация улучшится и мы начнем снова путешествовать. А строить планы предстоящих поездок можно уже сегодня.
Храмы на карте
1. Троице-Сергиева лавра — центр русского православия
Троице-Сергиева лавра — энергетически сильное место, тесно связанное с историей нашей страны. Территория лавры большая, часть храмов закрыта для посещения. Чтобы поездка в лавру прошла максимально полезно, советую заказать экскурсионное сопровождение. Это можно сделать в кассе при входе.
Что посмотреть
Как добраться
Московская область, г. Сергиев Посад, 70 км от Москвы по Ярославскому шоссе. Доехать можно на пригородных электричках и скоростных поездах «Экспресс» с Ярославского вокзала (1-1,5 часа), автобусах с автостанции на ВДНХ и от метро ВДНХ и Ботанический сад.
Читайте также наш полный путеводитель по Сергиеву Посаду.
2. Церковь Вознесения в Коломенском — между землей и небом
Устремленный в небесную высь белоснежный храм Вознесения Господня находится в парке Коломенское.
Храм создан в 1528–1532 гг. итальянским архитектором Петро Анибале (в русских летописях его называли Петром Фрязиным). По легенде он построен по указу Василия III в честь рождения первенца, будущего царя Ивана Грозного. Согласно другой легенде, прямо под храмом скрывалась библиотека Ивана Грозного, которую до сих пор никому не удалось обнаружить.
Чем интересен
Это первый шатровый каменный храм в России. Шедевр мировой архитектуры, входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Поднимитесь на обходную галерею с «царским местом» и полюбуйтесь прекрасным видом на Москву-реку и окрестности Коломенского. Летом здесь часто устраивают концерты под открытым небом, фестивали и театральные премьеры. Москвичи приезжают сюда, чтобы послушать колокольные звоны. Они раздаются с соседней Георгиевской колокольни днем каждые 15 минут.
Как добраться
Москва, парк Коломенское. Вход в парк в 5 мин ходьбы от ст. м. Коломенская (зеленая ветка).
3. Храм Св. Григория Неокесарийского — изразцы с «павлиньим оком»
Небольшую церковь в старом Замоскворечье в народе называют «красной», что значит — красивой.
Храм строили в 1668–1679 гг. известные в те времена зодчие Иван Кузнечик и Карп Губа. Ее украшают 9000 изразцов с яркими узорами и орнаментом «павлинье око».
Предположительно в церкви крестили будущего императора Петра I. В ней же венчался царь Алексей Михайлович со своей второй супругой Натальей Нарышкиной (матерью Петра I).
Чем интересен
Один из самых красивых храмов Москвы, который стоит увидеть. Его фасад завершают 3 ряда кокошников с «огненными языками», изразцовый фриз выполнен белорусским мастером Степаном Полубесом, создателем орнамента «павлинье око». Над росписью храма трудился Гурий Никитин, а иконы для иконостаса писали мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым.
Как добраться
Москва, ул. Большая Полянка, 29а. Ближайшая ст. м. Полянка.
4. Саввино-Сторожевский монастырь — первая лавра на Руси
Основан в 1398 г. учеником Сергия Радонежского — Саввой Сторожевским. Его мощи сейчас пребывают в обители.
С самого основания монастырь опекал сын Дмитрия Донского, князь Юрий Дмитриевич. В XVII веке царь Алексей Михайлович планировал сделать его своей резиденцией. В тот период монастырь сильно расширился, оброс крепостными стенами и башнями.
Первым из русских монастырей получил статус лавры. Киево-Печерская и Троице-Сегиева лавры получили этот статус позже.
Саввино-Сторожевский монастырь занимает 3 место в туристическом рейтинге среди православных святынь России (на первых двух Троице-Сергиева лавра и Дивеево).
Монастырь кинематографичен. Тарковский снимал здесь некоторые эпизоды «Соляриса», также его снимали и другие режиссеры.
Что посмотреть
Еще монастырь славится своим квасом со слегка алкогольным эффектом, который настаивают на изюме, а в Провиантской башне продают вкусную монастырскую выпечку.
Как добраться
Московская область, г. Звенигород. Монастырь находится в 3 км от Звенигорода и в 50 км от Москвы.
5. Новоиерусалимский монастырь — русский храм Гроба Господня
Этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего Иерусалима.
Если очень хочется побывать в храме Гроба Господня в Иерусалиме, но нет возможности съездить туда, то поездка в Новоиерусалимский монастырь станет достойной альтернативой.
Это действующий мужской монастырь с богатой и интересной историей. Он основан патриархом Никоном в 1656 году и входит в Золотой фонд лучших образцов русского зодчества. Монастырь строили на реке Истре, которая играет здесь роль Иордана.
Новоиерусалимский монастырь любили и опекали все русские монархи.
При советской власти в нем разместили художественно-исторический музей. Многие ценные вещи были переданы в Оружейную палату. После революции пропали и до сих пор не найдены мощи основателя монастыря — патриарха Никона. Во время войны монастырь сильно пострадал, немцы взорвали Воскресенский собор и ярусную звонницу XVII века. Позже монастырь был восстановлен и передан РПЦ.
Что посмотреть
Воскресенский собор — «сердце» монастыря. Сооружен по образу храма Гроба Господня. Все святые места здесь в точности повторяют иерусалимские святыни.
Церковь Константина и Елены — подземный храм, точь-в-точь повторяющий иерусалимский на месте обретения Животворящего Креста. По преданию крест нашла царица Елена недалеко от горы Голгофы. Строительство подземного храма началось еще при Никоне в 1658 году.
Крепостные стены и башни — строились в 1690-1694 гг. по проекту Я. Бухвостова. Всего 8 башен, они имеют палестинские имена: Гефсиманская, Давидов дом, Сионская и т.д.
Некрополь. Среди известных захоронений — члены семьи Суворова, Бесстужевы-Рюмины, Сухово-Кобылины.
Особо ценные святыни:
Как добраться
Московская область, г. Истра (около 66 км по трассе). На автомобиле — по Волоколамскому или Новорижскому шоссе. Электричкой: с Рижского вокзала. Автобусы: от м. Тушинская.
6. Знаменская церковь в Дубровицах — роскошь европейского барокко
Необычайно красивая барочная церковь, главное украшение старинной подмосковной усадьбы Дубровицы.
Построена в самом конце XVII в. князем Борисом Голицыным (воспитателем Петра I). Храм выстроен в несвойственной русским церквям западной манере, с большим количеством декоративных элементов — растительных орнаментов, скульптурных композиций, лепнины. Князь старался угодить Петру I, любившему все европейское.
Из-за чересчур европейского стиля и латинских надписей внутри храма его отказался освящать тогдашний патриарх Адриан. Освящен храм был только после его смерти. На освящении присутствовал Петр I.
Чем интересна
Причудливый архитектурный стиль, в котором смешались нарышкинское барокко и западноевропейские традиции, получил название «голицынское барокко». Храм красив и богато декорирован снаружи и внутри.
Обязательно зайдите внутрь. Там сохранился деревянный иконостас и резные золоченые хоры, на которых молился царь Петр с царевичем во время освящения. Сохранились старинные иконы, авторство которых приписывают мастерам Оружейной палаты и прекрасные лепные горельефы на библейские темы.
Как добраться
Церковь расположена в поселке Дубровицы, Подольского района Московской области.
На авто надо ехать по Варшавскому шоссе, через Подольск. На электричке: с Курского вокзала до Подольска, далее на автобусе или маршрутке до поселка. На автобусе: № 417 от ст. м Южная.
7. Храм Николы на Посаде — кокошники и русский стиль
Маленький, почти игрушечный храм с сахарно-белоснежными стенами и черными луковками куполов в центре старой Коломны сразу притягивает к себе взгляд. Хочется положить его на ладонь и забрать с собой.
Это один из старейших храмов Коломны. Построен в начале XVIII века.
Чем интересен
Это старообрядческий храм. Он бывает открыт только во время богослужений. Лучше всего любоваться им снаружи.
Празднично-нарядный архитектурный стиль храма называется «московское узорочье». Это типично купеческий стиль, популярный в XVII веке. Для него характерно обилие декора и разных затейливых элементов. Например, многоярусных кокошников, которых на фасаде этого храма 105 штук.
Как добраться
Московская область, г. Коломна. Храм находится в центре города. Ориентир — Музей пастилы. Он как раз напротив музея. Точный адрес: Посадская ул. 18.
8. Храм Покрова на Нерли — белокаменная Русь
Уникальный храм, жемчужина Владимиро-Суздальского зодчества. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дата постройки — 1165 год. Строил храм князь Андрей Боголюбский в память о погибшем сыне Изяславе.
Чем интересен
Один из лучших сохранившихся образцов белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси. Храм напоминает горящую свечу, пламенем-куполом устремленную в небо. В весеннее половодье он выглядит особенно эффектно.
Интересны резные барельефы на фасаде с изображением царя Давида, библейского льва (лев присутствует и на гербе города Владимир), голубей (символов Святого Духа), загадочных грифонов и женских голов.
Как добраться
Владимирская область, Боголюбово. Храм немного проблематично найти. Он стоит в поле, в 1,5 км от поселка Боголюбово (18 км от Владимира). Подъехать на машине к нему не удастся, придется прогуляться пешком. Попробуйте спросить местных, они подскажут, как пройти к храму.
9. Свято-Успенский собор — фрески Андрея Рублева
Красивый белокаменный собор с золотыми куполами возвышается над рекой Клязьмой.
Во времена Владимиро-Суздальской Руси он был главным духовным центром. Здесь венчались на царство владимирские и московские князья. Собор включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Именно владимирский храм послужил прообразом для Успенского собора московского Кремля.
Построен при Андрее Боголюбском в 1160 г. После пожара 1185 г. реконструирован его сыном Всеволодом. В этот период собор расширился и стал пятиглавым. Архитектурный ансамбль в XIX в. дополнили колокольней с высоким золотым шпилем.
В северной части храма покоятся князь Андрей Боголюбский и его сын Всеволод III Большое Гнездо.
Храм действующий. Можно осмотреть его с экскурсией или самостоятельно.
Что посмотреть
Сюда едут, чтобы увидеть фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, которые расписывали собор в 1408 г. Сохранились и части более древних росписей неизвестных мастеров середины XII в. Со смотровой площадки у храма можно полюбоваться красивыми видами на реку и город.
Как добраться
Владимир, ул. Большая Московская, 56.
10. Софийский собор — русская Византия
Один из древнейших каменных соборов в России. Построен еще в домонгольский период: 1045-1050 гг.
Строить собор начал сын Ярослава Мудрого, новгородский князь Владимир. Он выполнен по типу крестово-купольных византийских храмов.
После революции в нем открыли антирелигиозный музей. Во время немецкой оккупации собор сильно пострадал, было уничтожено изображение Христа Пантократора в куполе собора. В послевоенные годы был частью Новгородского музея-заповедника.
Что посмотреть
По преданию, пока голубь сидит на кресте, город может спать спокойно.
С этим голубем связано несколько интересных историй.
Согласно легенде, появился он здесь в 1570 г., когда Иван Грозный взял неприступный город и жестоко расправился с новгородцами. Тогда голубь, символ Святого Духа, присел на крест собора и окаменел от ужаса.
Вторая история связана с событиями ВОВ.
В 1942 г. Новгород находился под оккупацией. Многие ценности были разграблены и вывезены из России. Исчез и голубь с креста главного купола собора. Обнаружили его позже в Испании, в одном из мадридских музеев (в годы войны в Новгороде стояла испанская «Голубая дивизия», воевавшая на стороне Вермахта). Крест с голубем испанцы возвратили обратно в 2004 г. Сейчас тот голубь находится внутри собора, а на самом куполе красуется новая птица.
Как добраться
Великий Новгород. Успенский собор находится на территории Новгородского кремля.
11. Нило-Столобенская пустынь — золотые купола на фоне голубых озер
В Ниловой пустыни стоит побывать не столько из-за архитектурных изысков, сколько из-за необыкновенной красоты этих мест. Нилова пустынь расположена на островке Столобном посреди озера Селигер, вдали от крупных населенных пунктов.
При жизни Нила Столобенского на острове не было монастыря. Святой жил уединенно в своей келье в течение 27 лет. Монастырь основали позже, в 1594 году, спустя 40 лет после его смерти.
Что посмотреть
Как добраться
Тверская область, до ближайшего города Осташков 22 км. Из Осташкова ходят автобусы в деревню Светлица. В летнее время можно попасть в Нилову пустынь на прогулочном катере.
12. Царевича Димитрия — храм на крови
Сначала на месте гибели царевича Димитрия стояла деревянная часовня. Каменный храм воздвигли здесь в 1692 году.
Царевич Димитрий — сын Ивана Грозного от его последней жены Марии Нагой. Царевич был найден мертвым 15 мая 1591 г. на месте, где сейчас стоит храм. В его смерти обвиняют Бориса Годунова, стремившегося захватить престол.
Храм, выполненный в нарядном стиле «русского узорочья», по форме напоминает корабль. Цвет стен — красно-бордовый, символизирует безвинно пролитую кровь. Британское издание The Telegraph включила его в список 23 самых красивых церквей мира.
Храм входит в состав Угличского кремля. В нем не проводятся службы. Вход внутрь платный.
Чем интересен
Как добраться
Ярославская область, Углич. Храм входит в комплекс кремля.
13. Храм Спаса на Крови — место смертельного ранения Александра II
Спас на Крови — один из символов Петербурга. Его разноцветные купола и башни напоминают собор Василия Блаженного в Москве.
Храм имеет статус музея. Вход в него платный. Советую идти туда в составе экскурсионной группы. Все гиды там очень хорошие. В храме также проводятся службы.
Что посмотреть
Как добраться
Санкт-Петербург, храм стоит на набережной канала Грибоедова. Ближайшие станции м.: Невский проспект и Гостиный двор.
14. Казанский собор — главная святыня города на Неве
Знаменитый красавец-собор построен в 1811 году архитектором Андреем Воронихиным.
За основу взят собор Св. Петра в Риме. Но это не точная копия римского памятника. Казанский собор имеет свой индивидуальный облик и давно стал символом Петербурга. Поражает мощная колоннада собора, его огромный купол диаметром 17,7 м. В отделке использован пудостский камень из Гатчины, похожий на итальянский травертино, а во внутренней отделке — карельский мрамор, яшму и порфир.
В советское время в соборе находился Музей истории религии и атеизма.
Что посмотреть
Как добраться
Санкт-Петербург, центр Невского проспекта. Адрес: Казанская площадь, 2. Ближайшие станции м.: Невский проспект, Гостиный двор.
15. Смольный собор — самая высокая точка Петербурга
Б. Растрелли, создатель стиля елизаветинского барокко, автор Зимнего дворца, дворцов в Петергофе и Царском селе. Легкий и воздушный Смольный собор — один из самых ярких его шедевров.
Собор стоит на левом берегу Невы и входит в состав Смольного монастыря.
Его начали строить при Елизавете в 1748 году, а достраивали спустя 70 лет уже под руководством архитектора Стасова. Окончательно собор был достроен в 1835 г.
Смольный собор с самого своего основания считается храмом всех учащихся.
Что посмотреть
Собор построен в традициях пышного петербургского барокко, внутри и снаружи богато декорирован. Стоит осмотреть его снаружи, на фасаде множество украшений, лепных элементов и позолоты. А после зайти внутрь. Интерьер отличается богатством отделки и редкими иконами, 5 из которых написаны на Афоне.
Хорошо, если у вас получится посетить собор в выходные дни, когда здесь проводятся обзорные экскурсии. Расписание есть на официальном сайте.
На колоннаде Смольного одна из лучших смотровых площадок Петербурга, с видом на Неву и центр города. Она расположена на высоте 50 м (на 7 м выше, чем площадка на Исакие). Это 278 ступенек, поэтому взвешивайте свои силы.
***Из-за проведения реставрационных работ вход на колоннаду может быть закрыт. Лучше уточнять информацию на сайте.
Как добраться
Санкт-Петербург, площадь Растрелли, д.1. Доехать можно от ст. м. Площадь Восстания (троллейбус № 5, автобус № 22), ст. м. Чернышевская (автобусы № 46, 22, троллейбус № 15) либо пешком.
16. Морской собор — памятник героям русского флота
Последний храм, построенный в Российской империи. Самый крупный из морских соборов России.
Годы строительства: 1903–1913 гг. Крупную сумму пожертвовал Иоанн Кронштадтский, при закладке присутствовал император Николай II с супругой. Собор посвятили всем погибшим морякам и флотоводцам. В нем хранились иконы и штандарты со списанных кораблей русского флота.
После революции судьба собора сложилась трагически. Вначале в нем устроили кинотеатр им. М. Горького. Тогда в народе за ним закрепилось название «Максимка». С золочеными куполами храма, великолепными росписями и мозаиками наши предки обошлись варварски. Все, что могли, разграбили и сняли, остальное замазали. Мемориальные плиты с именами погибших моряков уничтожили. В годы войны в соборе находился наблюдательный пункт береговой артиллерии. После войны был клуб, а позже концертный зал с театральной сценой.
Впервые я оказалась в Кронштадте в 2006 г. и до сих пор помню впечатление от потрясающей разрухи, заброшенности и в то же время мощи Морского собора.
Чем интересен
Как добраться
Кронштадт, Якорная площадь, 1.
17. Успенский собор в Смоленске — жемчужина русского барокко
Успенский собор стоит на Соборной горе. Его небесно-бирюзовые стены сразу притягивают взгляд. Возвышаясь над городом, он как бы охраняет его. Храм возведен в XVII в. в честь героической обороны Смоленска от польско-литовских войск. Ранее на его месте стояла каменная церковь начала XII в., построенная Владимиром Мономахом.
Красота собора восторгала и иноземных завоевателей. Его не посмели тронуть ни войска Наполеона, ни немецкие войска под командованием генерала Гудариана.
Чем интересен
Храм построен в традициях западнорусского барокко. По некоторым данным над ним работал архитектор Иоганн Готфрид Шедель, автор дворца Меньшикова в Санкт-Петербурге, дворца «Фаворит» в Стрельне и ансамбля Киево-Печерской лавры. Внутри сохранились оригинальное убранство и иконостас.
Святыни храма:
Смоленск, Соборный двор, 5.
18. Дивеево — четвертый удел Борогородицы
Одна из главных святынь всего православного мира. В Дивеевский монастырь едут паломники из Греции, Сербии, Грузии, Украины. Здесь находятся мощи великого русского святого Серафима Саровского.
Дивеево называют четвертным уделом Богородицы. Места, которые находятся под особым покровительством Царицы Небесной. Первый — это Афон, второй — Иверия (Грузия), третий — Киево-Печерская лавра.
Дивеево — действующий женский монастырь с большой и красивой территорией. Я советую заказать обзорную экскурсию по монастырю в инфоцентре (ее проводят сами монахини). Так вы лучше узнаете об истории обители, ее святынях, архитектуре и познакомитесь с житием Св. Серафима Саровского.
Что посмотреть
Тихая и старинная Вязьма – что посмотреть за 1 день
Как добраться
Нижегородская область, Дивеево. Ближайшие города — Нижний Новгород (170 км), Арзамас (60 км), Муром (140 км), Саров (12 км). На авто из Москвы дорога займет 8 часов (около 450 км). Можно добраться на поезде до Нижнего Новгорода и Арзамаса. Из Арзамаса до монастыря ходят автобусы.
19. Кижи — деревянное зодчество
Музей-заповедник с потрясающими образцами русского зодчества. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Это не только уникальные храмы XVIII в., известные тем, что построены без единого гвоздя. Но и огромный музей деревянной архитектуры русского Севера под открытым небом с образцами старинных изб, домов зажиточных крестьян, деревянных часовен. В Кижах находится один из самых старых деревянных храмов России — церковь Воскрешения Лазаря (построена до XVI в.).
Площадь заповедника Кижи — более 10 000 га.
Что посмотреть
Как добраться
Карелия, Онежское озеро, остров Кижи. Расстояние от Петрозаводска — 68 км. Летом до острова можно добраться на водном такси из Петрозаводска. Зимой более проблематично. До острова ходят суда небольшой вместимости на воздушных подушках.
20. Соловецкий монастырь — православная святыня и лагерь строгого режима
Соловки — это целая группа островов в Белом море.
От Полярного круга их отделяет 165 км. Монастырь расположен на Большом Соловецком острове. Монастырь основал Савватий Соловецкий в 1420–1430 гг, до этого подвизавшийся в скиту на Валааме. Многое для его становления сделал Святитель Филипп, который отстроил монастырские строения в камне. Общая площадь Соловков — 3,5 га.
Печально известно это место тем, что в советские годы здесь находился Соловецкий лагерь особого назначения (сокращенно — СЛОН) для политических заключенных, позже преобразованный в тюрьму (СТОН).
На Соловки стоит приезжать на несколько дней. Остановиться на острове, чтобы почувствовать совершенно иное течение времени, не второпях увидеть все тайны, которые он скрывает, насладится суровой красотой северной природой.
Включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что посмотреть
Как добраться
Архангельская область, пос. Соловецкий. До Соловков можно доехать на водном транспорте (катера и теплоходы) от г. Кемь (теплоходы от причала в пос. Рабочеостровск, в пути 2 часа) и Беломорска (на катамаране, причал в пос. Шижня, 4 часа в пути). Из Архангельска до Соловков летают самолеты Нордавиа (50 мин).
21. Валаам — «Русский Афон»
Архипелаг из 50 островов на Ладожском озере.
Монастырь расположен на самом большом из них. В этих северных краях издавна селились христианские подвижники, монахи, стремящиеся удалиться от мирской суеты и посвятить себя служению Богу.
Есть легенда, что на Валааме был Андрей Первозванный. Он благословил остров, установив на нем крест.
Год основания монастыря на Валааме — 1407.
Монастырь воздвигли на мощах преподобных Германа и Сергия — основателей монашеского братства, пришедших в эти края в XII в. из Византии. Активное строительство на Валааме началось при игумене Дамаскине в XIX в.
В XX в. на долю Валаамского монастыря выпало много испытаний. В 1918 по 1940 гг. территория входила в состав Финляндии. Во время советско-финской войны остров бомбили. В послевоенное время здесь находились совхоз, склады, школа юнг, пансионат для инвалидов.
Валаам лучше всего посещать с экскурсией.
Что посмотреть
Как добраться
Остров Валаам расположен в Карелии. Сначала нужно доехать до Приозерска или Сортавалы. От причала в Приозерске до острова летом ходит теплоход «Валаам» и Метеоры. От причала в Сортавале ходят Метеоры (время в пути — 50 мин).
22. Псково-Печерский монастырь — из пещер на Святую гору
Удивительное по энергетике место, расположенное у границы России и Эстонии.
Один из самых крупных мужских монастырей с очень строгим уставом. В этих лесисто-гористых краях монахи-отшельники селились в «Богом зданных пещерах».
Датой основания считается 1473 г. Тогда был освящен первый пещерный храм — Успения Пресвятой Богородицы, давший начало монастырю. Говорят, сюда приходили монахи из Киево-Печерской лавры, спасаясь от набегов татар. Монастырь выдержал много осад, оброс мощными крепостными стенами с башнями, способными отразить любую атаку вражеских войск.
За всю свою многовековую историю Псково-Печорский монастырь ни разу не закрывался.
Что посмотреть
Как добраться
Псковская область, г. Печоры. Из Пскова до Печор можно доехать на автобусе с автовокзала.
23. Кирилло-Белозерский монастырь — великая Государева крепость
Самый крупный монастырь в Европе. Его территория занимает 12 га.
Монастырь на берегу озера Сиверское основан в 1387 г. монахами Кириллом и Ферапонтом Белозерскими (позже основал Ферапонтов монастырь). Он настолько велик, что состоит из нескольких частей:
Что посмотреть
Всего здесь находятся 11 храмов XV-XVII вв.
Как добраться
Вологодская область, г. Кириллов. Добраться до него можно через Вологду (127 км) или Череповец (92 км) с автовокзала.
24. Ферапонтов монастырь — фрески Дионисия
Если вам удалось попасть в Кириллов, то грех не заехать в Ферапонтов монастырь. Как я писала выше, он основан спутником Кирилла Белозерского — монахом Ферапонтом.
Увидеть здесь стоит сохранившиеся фрески Дионисия, продолжателя иконописных традиций Андрея Рублева.
Обитель основана в 1398 г. Прп Ферапонтом на возвышенности над Бородаевским озером. Заметное развитие монастырь получил при Мартиниане, который был настоятелем монастыря после Ферапонта. С 1666 г. по 1676 г. в ссылке здесь находился опальный патриарх Никон (позже был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь).
В 2000 г. монастырь включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чем интересен
Музей фресок Дионисия. Фрески собора Рождества Богородицы написаны Дионисием с сыновьями в 1502 г. Им расписаны интерьер собора и 2 наружные стены. Древние фрески удивительным образом сохранились до нашего времени без изменений и вмешательства реставраторов. Краски не утратили яркости и поражают изяществом и легкостью рисунка знаменитого иконописца.
Как добраться
Вологодская область, Ферапонтово. На общественном транспорте можно доехать из Вологды, Череповца, Кириллова.
25. Храм-пирамида Св. Николая — памятник защитникам Севастополя
Свято-Никольский храм в Севастополе отличается от других православных церквей оригинальной конструкцией. Он выполнен в виде пирамиды. Автор столь необычного проекта — архитектор А. Авдеев (основатель Московского архитектурного общества). Храм строили в 1857–1870 гг. Решение о постройке было принято Александром II после окончания Крымской войны.
Это действующий храм и одновременно памятник защитникам Севастополя в период Крымской войны 1854-55гг.
Чем интересен
Ну и, конечно, интересна сама архитектура храма. Стоит увидеть его наяву, а не только по фото.
Как добраться
Республика Крым, Севастополь, ул. Богданова, 43. Хоть храм и находится в Севастополе, добраться до него не так просто. На авто проблем не будет, рядом с храмом есть парковка.
Для тех, кто пользуется общественным транспортом, нашла такую схему: на автобусе № 109 нужно доехать до Графской пристани, откуда на катере доплыть до автостанции Северная. Далее пересесть на маршрут № 46, выход на остановке «АЗС».
26. Храм Св. Николая в Малореченском — маяк всем, кто сбился с пути
Еще один морской храм в моей подборке. Он тоже назван в честь Святого Николая Мирликийского — покровителя всех моряков. В отличие от огромного кронштадского собора, храм в Малореченском совсем небольшой. Это храм-маяк, возвышающийся над морем.
Храм построили совсем недавно — в 2007 г., но он уже успел стать одной из ярких достопримечательностей крымского побережья. Высота храма — 65 м. В оформлении присутствуют якоря, кнехты и якорные цепи. Под крестом в шар, символизирующий Землю, вмонтирован маячный фонарь.
Что посмотреть
Как добраться
Республика Крым, село Малореченское, 26 км от Алушты.
27. Кафедральный собор в Калининграде — переживший ужасы войны
Главный архитектурный символ города стоит в историческом центре Калининграда, на острове Кнайпхоф. В конце войны практически все здесь было уничтожено английской авиацией. Но собор уцелел, как и могила Канта (хоть и сильно пострадал внутри).
Собор мощный и величавый. Он построен рыцарями Тевтонского ордена в XIV в. в стиле кирпичной готики, типичной для германской культуры. Сейчас это не действующий храм, а музей и концертный зал. А когда-то был главным духовным центром Восточной Пруссии. На 1 этаже собора открыты 2 небольшие часовни — православная и евангелическая.
В соборе установлен один из лучших органов в Европе. Точнее, это 2 органа — большой и малый. Вход внутрь платный. Советую посетить органный концерт и заодно осмотреть интерьер храма. Есть дневные мини-концерты по 40 мин и вечерние часовые программы.
В калининградском соборе похоронен последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский.
Что посмотреть
Как добраться
Калининград, ул. И. Канта, 1.
Пишите в комментариях, какие еще православные храмы на территории России стоило включить в этот обзор.