как определить подлинность иконы
Как узнать старая икона или нет. 5 главных факторов
На скупки антиквариата часто приносят иконы, якобы 16–17 веков, которые на поверку оказываются совсем “юными”. А ведь возраст иконы — это один из важных факторов при ее оценке. При других равных исходных данных, чем старше икона, тем она считается дороже.
Рассказывают эксперты по антиквариату.
Фактор №1
Обратите внимание на то, нарисована икона или напечатана. На рубеже 19–20 веков начали печатать иконы на бумаге и металле, конечно же, не из любви к искусству, а для того, чтобы удешевить процесс. А чем дешевле процесс изготовления, тем дешевле и конечный продукт – икона. Иконописцу требовались недели, чтобы написать шедевр, а фабричный станок справлялся с этой задачей всего за несколько минут. Если у вас такая печатная икона, то она увидела мир не ранее, чем в конце 19 века.
Если икона печатная, нет смысла нести ее на скупку антиквариата. Такие иконы, как тогда, так и сейчас, стоят недорого. Они имеют духовную ценность, но не историческую или культурную, так что коллекционеры их не покупают.
Фактор №2
Определите сюжет вашей иконы. Сделать это самому будет непросто, в некоторых случаях даже на скупке антиквариата сходу не дадут ответ. Есть такие сюжеты, которые появились не так давно, к примеру, Царственные мученики — они были причислены к лику святых в 21 веке, так что понятно, что икон 17, 18 и 19 веков с ними быть не может. И таких примеров, как с Царскими мучениками, много.
Самые распространенные иконы — это Господь Вседержитель и Пресвятая Богородица. Атрибутировать остальные сюжеты без помощи эксперта по антиквариату будет трудно. К примеру, только на коне могут быть великомученик Георгий Победоносец, Архангел Михаил, святой мученик Трифон.
Фактор №3
Обратите внимание на доску. По обратной стороне опытный эксперт по антиквариату сразу все определит. К примеру, есть такое понятие как рубленые доски — до 17 века доски для икон рубили топорами, которые оставляли характерный, рубленый, след. Потом была внедрена продольная распиловка бревен и доски стали более гладкими, так что все, что гладкое — уже не 16 и не 17 век.
Но и из этого правила есть исключения, к примеру, на рубленых досках могли писать позднее; даже в 18–19 веках в некоторых глухих деревнях использовали топоры, вместо пил; при поновлениях обратную сторону иконы могли стесать.
Фактор №4
На обратной стороне доски есть шпонки. Это так называемые планки, которые использовали для укрепления старинной иконы. В 11–12 веках для этой цели использовали кованые и деревянные гвозди, но на смену им пришли деревянные шпонки, которые в 14–15 веках шли от края до края, в 16 веке стали тонкими и плоскими, с 17 века – широкими и плоскими. А уже с конца 17 века иконописцы начали использовать шпонки, которые вставлялись в торцы.
Со шпонками может быть такая же история, что и с досками. Советуем обратиться к эксперту по антиквариату, который по ним точно определит век, когда была написана икона.
Фактор №5
Вам может повезти и вы найдете на старой иконе подпись иконописца, по которой легко определите, старинная икона или нет. Часто встречаются иконы с дарственными, авторскими и владельческими надписями, которые также помогают в атрибуции. Если икона идет в серебряном или золотом окладе, на нем должны быть клейма, по которым также можно определить “возраст”.
Но из этого правила также есть исключения:, к примеру, оклад сделали позднее, чем написали саму икону, или под ранний оклад подобрали позднюю икону. В таких случаях только опытный эксперт по антиквариату сможет определить старинная икона или нет, если да, то в каком веке она была написана.
Не знаете, как продать икону в Киеве, Харькове, Одессе, Херсоне, Николаеве, Сумах, Днепре и других городах Украины? Звоните (099) 447-63-93.
Как определить подлинность иконы
От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.
Подписи на иконе
Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.
Проба и клеймо мастера на окладе
На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.
Способ обработки
На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.
Виды и способ крепления шпонок
С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.
Тип красок
Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.
Сюжет
Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках — так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.
Печать
Иконы, напечатанные на бумаге и жести вошли в обиход только с XIX века
Как определить подлинность иконы
Как узнать старинная икона или нет: 7 подсказок
От возраста иконы во многом зависит ее цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся коллекционеры всего мира. Хотите проверить, насколько старая ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом.
— Подписи на иконе
Иконописцы часто подписывали и датировали иконы. Встречаются иконы с авторскими, владельческими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст.
— Проба и клеймо мастера на окладе
На окладах из драгоценных металлов ставили пробу и клеймо мастера. По ним с максимальной точностью можно определить время изготовления оклада. Но и тут есть нюанс — встречаются иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на старую икону или подбирали готовый.
— Способ обработки доски
На Руси доски для икон вытесывали топором. Только с XVII века начали использовать продольную распиловку бревен. Разные инструменты оставляли характерный след на дереве — по ним и определяют возраст иконы. Но бывало и так, что при поздних поновлениях иконы тыльную сторону доски стесывали, иконописцы писали на старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением под рукой другого инструмента.
— Виды и способ крепления шпонок
С тыльной или торцевых сторон доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разное время использовали разные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были деревянные шипы и кованые гвозди. Позже их вытеснили врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны доски. В XIV–XV веках пазы делали от одного края к другому, но потом они стали короче, а шпонки приняли форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – широкими и плоскими. С конца XVII века в обиход вошли шпонки, врезанные в торцы доски.
— Тип красок
Для написания древнерусских икон использовали темперные краски и только с XIX века в широкий обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону похожей на картину — присутствует тщательная проработка, мазки, подрисовки, тени, полутени.
— Сюжет
К примеру, икона с Преподобным Серафимом Саровским не могла быть написана в XVII–XVIII веках — он был прославлен в лике преподобных только в 1903 году. Иконы Царственных мучеников начали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.
— Печать
Напечатанные на бумаге и жести иконы вошли в обиход с XIX века.
Старинные Русские Иконы: Как Определить Подделку?
Одна из самых больших проблем, с которой вы можете столкнуться при покупке старинных русских икон, – это вероятность приобретения подделки. Действительно, на сегодняшний день в продаже существует множество старых панелей со свеженаписанными на них иконами. Дело в том, что для арт-фальсификаторов не проблема купить старую деревянную доску с поврежденной росписью, снять верхний слой изображения, нанести новую икону и искусственно ее состарить, подпортив свежий красочный слой. Вуаля! Поддельная старинная икона готова к продаже! Так как же избежать мошенничества? Вот несколько советов, которые помогут вам определить подделку!
1. Литографированные изображения
При покупке русских икон, покрытых красивой металлической ризой, не следует автоматически полагать, что изображение, скрытое под ней, написано вручную. Присмотритесь поближе или, что еще лучше, снимите ризу, чтобы удостовериться, что вы покупаете рукописную икону. Случается так, что изображение, спрятанное под ризой, может быть литографировано на бумаге и просто приклеено к старой панели. Справедливости ради следует отметить, что подлинные старинные иконы с литографированными изображениями существуют, но они гораздо менее ценные, чем рукописные образы.
2. Несовместимость с ризой
Еще одна вещь, которую стоит учитывать при покупке русских икон, покрытых ризой, – это совместимость изображения с отверстиями в ризе. Таким образом, как только вы снимете ризу, проверьте все ли лица и руки находятся на своих местах и хорошо ли их видно через отверстия. Более того, при снятии ризы вы также можете обнаружить, что единственные окрашенные области – те, которые видны через отверстия. Так что потратьте немного времени на изучение икон, которые вы хотите купить, чтобы не совершить плачевную ошибку.
3. Чрезмерная реставрация
Обратите внимание, что старинные иконы, отреставрированные более чем на 50%, следует рассматривать как современные религиозные изображения. Это означает, что чрезмерная реставрация, особенно если речь идет об изменении изображения рук и лиц, значительно снижает ценность любого предмета. Поэтому при покупке одной из старинных русских икон убедитесь, что реставрационные работы проводились профессиональным реставратором. Используйте лампу черного света, чтобы узнать правду. В противном случае вы зря потратите свои деньги.
4. Новый красочный слой
Помните, что большинство новых лаков и красок имеет достаточно сильный запах, так что не стесняйтесь понюхать поверхности иконы. Этот простой, но эффективный тест поможет вам определить подделку. Кроме того, присмотритесь к красочному слою. Если вы обнаружите области вздутой краски, будьте уверены, что эта «старинная» икона не такая уж и старинная.
5. Кракелюр
Любая старая краска или лак обычно имеет тонкую сеть трещин, называемую кракелюр. Таким образом, старинные русские иконы со случайным и нерегулярным кракелюром, проходящим сквозь все слои, являются хорошим знаком. Если вы видите такой узор на иконе, которую хотите купить, скорее всего, она является подлинной, так как старый кракелюр довольно трудно подделать. Однако избегайте нового кракелюра, который не такой глубокий и обычно появляется в виде регулярного узора.
Эти простые советы помогут вам обнаружить поддельную старинную икону. Если же вы все еще сомневаетесь или хотите быть на 100% уверены в своей покупке, обратитесь за помощью к надежному дилеру. На сайте Русской Иконы мы предлагаем только подлинные старинные русские иконы музейного качества!
Мы покупаем иконы и антиквариат
Сайт Русской Иконы всегда стремится приобрести подлинные старинные русские иконы и религиозные артефакты, созданные в XIX веке и ранее. Мы заинтересованы во всех видах реликвий и иконах качественной ручной работы. Наша команда профессиональных экспертов имеет широкий спектр знаний в различных областях, связанных с восточно-православными иконами, и в состоянии справиться с покупкой даже самой ценной коллекции. Кроме того, мы предлагаем точные, честные оценки как для целых коллекций религиозных икон, так и для отдельных экземпляров. Другими словами, независимо от того, хотите ли вы продать одну старинную икону или полную коллекцию, вы находитесь в правильном месте! Просто дайте нам знать, и мы с готовностью рассмотрим покупку вашей православной иконы или религиозного артефакта. Мы будем рады сотрудничать с вами, предоставляя при этом непревзойденное индивидуальное обслуживание. Мы верим в то, что не существует слишком больших коллекций старинных икон!
Как оценить старинную икону? Советы от эксперта
Икона, доставшаяся от бабушки по наследству или случайно купленная в небольшом европейском магазинчике, интересна не только с финансовой точки зрения. Часто владельцы старинных образов обращаются к антикварам, чтобы узнать: ценный предмет оказался в их руках или нет. Если вы задаетесь таким же вопросом, то советы экспертов нашей компании помогут вам сделать предварительную оценку и последующий выкуп иконы.
Оцениваем подлинность
Даже если вы стали обладателем старинной иконы с выцветшими красками, сколами и царапинами, это не значит, что перед вами подлинник. Современные «мастера» умеют создавать высококачественные подделки, определить которую неопытному человеку невозможно.
Не всегда и эксперт может точно сказать: настоящую икону ему принесли на оценку или нет. Это связано с тем, что образы «дорабатывают». Едва различимый лик, написанный в XV — XVII веке, корректируют, искусно повторяя живописные техники прошлых эпох, и выдают за хорошо сохранившийся оригинал.
Для определения качественных подделок используют высокоточное оборудование. С его помощью по составу краски, особенностями грунта и другим параметрам устанавливают возраст реликвии. Такой подход требуется в особо сложных случаях. В других хватает экспертных знаний, которые доступны и онлайн. Оценить подлинность вашей иконы предлагаем не выходя из дома: загрузите фотографии реликвии в высоком разрешении через сервис онлайн-оценки на нашем сайте и ждите комментариев специалиста.
Духовная и религиозная ценности
Любая икона — это святыня для верующего человека. Но даже среди сотен различных образов выделяют наиболее ценные и почитаемые. Со списком таких икон и их кратким описанием предлагаем ознакомиться на этой странице.
Историческая ценность
Если для христианина в иконописи важна религиозная составляющая, то для коллекционера старинных вещей — историческая. Сразу развеем одно заблуждение: возраст работы не всегда говорит о ее ценности для антикваров. Другими словами, возраст иконы не гарантирует, что ее удастся дорого продать. Стоимость зависит от многих критериев, речь о которых пойдет ниже.
Художественная ценность
Этот момент также учитывается при экспертизе древних и старинных реликвий. В этом случае икона рассматривается как предмет изобразительного искусства, который в дальнейшем будет использован для декора помещения или в качестве ценной инвестиции в будущем.
Оценивая художественную составляющую образа, эксперт обращает внимание на технику живописи, авторство полотна, уникальность сюжета и иконы в целом. Самостоятельно сделать это опять же сложно по объективным причинам: надо хорошо разбираться в иконописном искусстве, знать, чем одна школа отличается от другой.
Востребованность на рынке
Стоимость икон формируется под влиянием рыночного спроса или заинтересованности коллекционеров в приобретении определенных образов. Поэтому ожидания продавцов относительно цены на собственную реликвию могут не оправдаться: интерес к ней среди антикваров может оказаться низким. Специфику рынка особенно важно учитывать при подготовке иконы к аукциону или заключении договора купли-продажи.
Оценка икон — сложное дело. Чтобы выставить объективную и честную стоимость, важно учесть различные нюансы: историческую и художественную ценность, религиозную составляющую, спрос образа на рынке. Важно понимать, что онлайн-оценка, доступная в любое время дня и ночи, носит предварительный характер. Ничто не заменит знакомство с иконой «вживую». К тому же такая услуга в нашей компании предоставляется бесплатно. Вам нужно или привезти реликвию в наш офис или договориться с оценщиком о визите к вам домой.
Отзывы
Быстро рассчитали, с ценой не обманули. По телефону сразу сказали, что за мои брендовые серьги с жемчугом сложно назвать конкретную цену, не видя украшение в живую. Поэтому предложили приехать в офис. На месте уже все посмотрели и назвали цену. Меня устроило, так что я осталась довольна.
Мне надо было продать редкую икону, которая досталась от бабушки жены. Сделал фото иконы, отправил по ватсап. Ответили быстро, назвали цену, сказали, что она не окончательная. Договориться о встрече в офисе не удалось из-за моей занятости. Но менеджер предложил альтернативу — чтобы оценщик приехал ко мне. Для меня был это идеальный вариант. Продажа прошла выгодно, без лишних сложностей.
Единственная скупка, где мне предложили адекватную стоимость за золотые часы. Поэтому рекомендую.
Продавал Голд Антик буддийскую статуэтку. В принципе не думал, что за нее можно выручить хоть какие-то деньги. Но специалист посмотрел и назвал за нее неплохую сумму. Деньги выдали сразу наличкой, ничего ждать не пришлось.
Одинцово, Московская Область
ГолдАнтик порекомендовала знакомая, когда мне понадобилось продать очень старый и редкий фарфор. К работе скупки претензий нет. Специалисты вежливые, грамотные, все объяснили, рассказали, почему такая цена, а не другая. Оценивали фарфор при мне, времени все это заняло немного, рассчитались сразу же. Понравилось, что встречают перед приходом в офис. Мелочь, а приятно. Так что теперь рекомендую я.
Сдавала золотые украшения, доставшиеся от родственников. До этого обращалась в другие лавки, но то пробу неправильно укажут, то цену назовут маленькую. Здесь же таких проблем не было. Оценили как надо, стоимость назвали адекватную. Чувствуется, что работаю профессионалы. Спасибо!
Балашиха, Московская Область
Купили быстро, деньги перевели на карту, хотя предлагали и наличку. Никаких проблем не возникло.
Был проездом в Москве. О встрече договорились заранее, благо на сайте есть онлайн-оценка. Скинул фотографии, буквально через полчаса мне написали на почту и сказали, сколько готовы заплатить. В итоге заплатили чуть меньше, из-за того, что я изначально не так сфотографировал. Но о том, что такое может быть предупредили сразу, так что сюрприза не было. Советую делать качественные фото и обращаться в Голд Антик.
Очень удобный сервис. Вчера отправила фотографии, и вчера же получила деньги. Никакого обмана и попытки специально занизить цену не увидела. Все четко, вежливо и компетентно. Буду вас рекомендовать знакомым.
Все понравилось. Покупают быстро, по нормальной цене. Никаких задержек по времени не было. Во сколько договорились, во столько и состоялась продажа. Смотрят тоже быстро, все объясняют, а не молчат, как в других лавках.