как освятить вербу в храме
Когда освящать вербу?
Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.
Почему верба?
Субботним вечером накануне праздника Входа Господня во Иерусалим преображаются православные храмы. Прихожане, во множестве стекающиеся на службу, приносят с собой цветы и веточки вербы, так что церкви становятся похожи на распускающиеся луга. Откуда пошел этот прекрасный обычай и каково его духовное значение?
Господь Иисус Христос вошел в Святой город за несколько дней до Своих страданий и смерти. Здесь завершил Он трехлетнее служение на поприще Мессии. Иудейскому народу, избранному Богом в Ветхом Завете, необходимо было получить от Самого Христа свидетельство о Его Божественном Достоинстве. И вот Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа.
Люди, чувствуя величие происходившего, от избытка сердец взывали ко Христу: «Осанна!» (что значит «благословен») и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей, и теперь в возложении ветвей выразилось тысячелетнее чаяние иудеев о пришествии земного Царя, который восстановит престол Давидов. Народ не смог уразуметь, что Царство Христа не от мира сего…
С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церк.-слав. — с «ваийями»). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются, только вербы покрываются нежными мохнатыми почками. Верба — символ весны, присущего этому времени года духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает, и тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполна, но таит в себе начатки великой пасхальной радости.
Освящение верб бывает в субботу во время праздничного богослужения — Всенощного бдения. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии.
Освященные вербы мы приносим в свои дома, где с благоговением храним, как знак проникающей благодати Божией, до следующего года. Затем ветви сжигают, заменяя на новые. (Константин Слепинин. Азы Православия)
Страсти по веточкам
Село это известно с середины XVI века, до недавнего времени называлось Янив, и славится своим богатым историческим прошлым. Сейчас в Иванове проживает более четырех тысяч человек, среди которых есть католики и протестанты. Большинство жителей села – православные, но на воскресных богослужениях в храме бывает около 150 человек. Отец Георгий – из закарпатских русинов, в Иванове служит священником с 1993 года.
«Будь честным, как верба»
– Когда я был ребенком, мои родители, люди набожные, приходили из церкви в Вербное воскресенье, и мама легонько гладила меня веточками освященной вербы по голове и говорила: «Будь честным, как верба». Или просто: «Будь честным».
Честный – от слова честь. Будь честным, будь добрым, послушным – много значений имеет это слово. На Закарпатье язык русинов и других национальностей, которые там живут, очень близок к церковнославянскому. Особенно у старшего поколения, потому что молодые из телевизора набираются всяких слов.
А когда мы идем из церкви с вербочками, каждый смотрит на нас и о чем-то задумывается. И никто не знает, что у человека в сердце происходит. Это тоже крестный ход, тоже своего рода проповедь Христа.
Протоиерей Георгий Русин
У своих бабушек-прихожанок я порасспрашивал, что они делают с вербой. Когда пекут паски (так на Украине называют пасхальные куличи), то освященной вербой их смазывают перед тем, как поставить в печь. Или просто дотрагиваются вербочкой и молятся, чтобы пасочка была красивая, чтобы хлеб был хороший. Христос же тоже говорил: «Я есмь хлеб жизни». Сакрально так люди относятся, с благоговением. А когда паски пекутся, вербочки кладут в печь, чтобы они сгорели. Новые же вербочки, принесенные из церкви, кладут за иконы.
И когда нет дождя, засуха, или наоборот – буря идет: гремит, деревья гнутся – люди становятся на молитву: зажигают страстную свечку, поджигают над ней освященную вербочку, воскуряют дым от нее и молятся Богу. Читают «Живый в помощи Вышнего» и просят Бога отвести бурю, послать дождь и т.п. Люди молятся по соглашению и знают силу усердных молитв. И к вербочкам относятся как к святынькам. Но надо, чтобы при этом они не забывали суть праздника Вербного воскресенья – что это Вход Господний в Иерусалим.
«Такая леность ума у людей»
– Как жители вашего села относятся к празднику, воспринимают его смысл?
– Относятся как селяне – как люди, которые на земле живут. Конечно, повлияло и то время, когда священникам не разрешалось проповедовать. Люди мало знают, но относятся с благоговением. Уже заканчивается Великий пост, начинается Страстная седмица и все уже готовятся к Пасхе.
Но многие думают, что самое главное – это верба. Что нужно прийти в храм, чтобы батюшка освятил вербу.
Мы знаем, что верба – это символ Воскресения. По Типикону Вербное воскресенье называется «неделя ваий», когда народ с пальмовыми ветками выходил встречать Спасителя, идущего в Иерусалим, чтобы принять страдание и спасти нас. Но у нас же не растут пальмы, а растут вербы. И я объясняю, что в сам праздник мы берем вербы и тоже выходим навстречу Христу. Только многие этого не знают – может быть, такая леность ума у людей, что они не хотят углубляться.
– Как же вы объясняете людям, что мы празднуем?
– Рассказываю, что Вербное воскресенье предваряет суббота воскрешения Христом праведного Лазаря, поздравляю с окончанием Великого поста. И объясняю людям, что начинаются такие важные церковные службы. Обычно у нас в первую неделю Великого поста все идут в церковь – полный храм людей. А как наступает Страстная седмица, как правило, людей в церкви почти нет – все готовятся к Пасхе. Но готовятся гастрономически – чтобы на столе было всего побольше. Поэтому остаются вне их внимания церковные службы, Евангелие, обряды, таинства.
Я рассказываю людям, что нужно переживать вместе с Церковью путь страданий и крестной смерти Спасителя. Но люди в селе оправдываются тем, что не имеют времени, и мало кто хочет слушать.
«Так часто бывает в нашей жизни: сначала любят, а потом ненавидят»
– Какие же акценты вы делаете, чтобы люди поняли смысл праздника?
– Как говорил известный богослов, в основе этого праздника лежит ошибка. Люди встречали Христа как политического деятеля, который, как сын Давида, пришел, чтобы воцариться над Израилем и освободить его от гнета римлян. И чтобы израильтяне главенствовали. Они пели Ему «осанна», стелили свою одежду под ноги ослу, на котором ехал Спаситель, держали в руках пальмовые ветви и приветствовали Его. Прошло совсем немного времени, и те же самые люди увидят, что они не того человека хотели, и возненавидят Его, и будут кричать «распни». Так часто бывает в нашей жизни: сначала любят, а потом ненавидят.
Вот такая была ошибка. А Господь идет на страдания – Он для того и родился как человек, чтобы дойти до этого момента. Это страшно, Он знает, на что идет. И Господь показывает, как смиренно, с жертвенностью и любовью служить людям. Он берет Свой Крест.
А апостолам говорит: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» И они говорят: «Можем». Иисус сказал им в ответ: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, креститься будете…» (Мк. 10:35-45). Господь говорит о крещении кровью.
А когда апостолы спрашивают, кто из них будет главным, Иисус говорит им: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:35-45).
– Когда вы всё это рассказываете людям, они вас слышат?
– Знаете, Господь говорил, и тоже не все Его слушали. Возможно, не столько нужно рассказывать, сколько делать. Господь послал своих учеников и сказал им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). Это главное. Чтобы люди могли увидеть свет, добро. Наш духовный центр так и называется «Дорога добра». Ходить дорогой добра сейчас очень важно. Потому что можно говорить и проповедовать, а жить по-другому.
«Каждый человек интерпретирует по-своему»
– А вы рассказываете своим прихожанам, что нужно делать с вербой?
– Сейчас суета такая, все спешат взять вербу, толкаются. Возможно, мы не умеем это всё переломить. И практически никто не спрашивает, что делать. Сейчас столько советов в прессе. Им говоришь одно, но они себе слушают и делают как хотят. Мало есть таких верных христиан, которые имеют уши и слышат, которые готовы слушать и делать, пожертвовать своим временем.
Конечно, я напоминаю людям, что веточка вербы – это символ Воскресения Христова. И есть такое выражение: «Если ты умрешь прежде того, как умрешь, то ты не умрешь, когда будешь умирать». Как зерно пшеничное упадет в землю и если не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода. И верба – это освященный предмет, который мы употребили на Вербное воскресенье. Верба сберегается в святом уголке вместе с иконами, а год прошел, и она как ветхая одежда сжигается. Потому что уже есть новое.
Но не нужно вербочкам придавать магическое значение, впадать в идолопоклонство какое-то. Потому что люди у нас склонны мистифицировать подобные вещи. Тем более что сейчас в светских СМИ много подобной информации: тем занимайтесь и этим – магия такая.
А ведь вербочки стали частью нашей жизни, вызывают у нас добрые воспоминания детства. И даже если были перегибы в ту или иную сторону, всё-таки христианство вносит смысл во все сферы нашей жизни.
Хотя в селе это в одном ключе воспринимают, а в городе по-другому. В Типиконе ведь есть много специальных молитв, касающихся сугубо сельской жизни – на освящение пасеки, на выгон скота и по многим другим разным поводам. Священники читают молитвы, чтобы Господь помог и сохранил хозяйство селян.
– Но ведь Вербное воскресенье, как и любой другой церковный праздник – он для всех верующих одинаковый, что в городе, что в селе. И отношение должно быть тоже более-менее одинаковым.
– Конечно, но каждый человек интерпретирует по-своему. Тот, кто имеет высшее образование – у него один взгляд может быть. А тот, кто закончил только сельскую школу и ничего не читал, он по-другому видеть будет. И каждому даны разные таланты. И даже если человек иногда неправильно делает, но от чистого сердца, по совести, то, думаю, Господь его за это не осудит. И Господь поправит – главное, чтобы люди по заповедям жили. А не занимались всякими манипуляциями, не верили всяким астрологам и прочим, помнили, что мы – христиане.
Будет ли освящение вербы в этом 2020 году
Вербное воскресенье – переходящий праздник, который всегда наступает за неделю до Пасхи. Он символизирует прибытие Христа в Иерусалим, а верба используется вместо пальмовых ветвей, которые не растут в средних широтах, это единственное растение, цветущее в этот период.
Освящение веток вербы – старая традиция, которую соблюдает большинство православных. Причем это всегда делали в церкви, где накануне начиналась ночная служба, а утром с веточками приходила основная часть людей. Но в нынешних условиях распространения коронавируса посещать церковь очень опасно и встал вопрос о том, можно ли освятить побеги дома.
В такой ситуации обряд допускается провести в домашних условиях. А так как у многих возможности пойти на службу нет, то это единственный способ освящения. Его стоит использовать и в ситуациях, когда попасть в церковь нельзя, для проведения понадобится святая вода.
Будет ли освящение вербы в этом году
Стоит сразу отметить, что в местах, где введен карантин и запрещено массово собираться в одном месте, посетить службу не получится из-за запрета на скопление людей. Это может спровоцировать массовое заражение, поэтому священники советуют в настоящее время молиться дома, чтобы не подвергать себя опасности.
Православная церковь пока не давала никаких пояснений по поводу канонического обряда на пасхальные праздники. При этом в обращении Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла акцентировалось внимание на том, что пока эпидемия коронавируса не исчезнет, лучше не посещать церкви.
Пока неизвестно, будут ли проводиться богослужения на самые значимые православные праздники. Вероятность того, что все мероприятия будут отменены, велика. Как пояснили представители РПЦ, церковь берет на себя обязательства строго выполнять все предписания и рекомендации санитарно-эпидемиологических служб, так как осознает опасность и масштабы пандемии.
В этих условиях единственным способом освящения вербы будет домашний вариант. Чтобы провести ритуал, нужно хорошо разобраться во всех его особенностях и соблюдать правильную последовательность действий. Ничего сложного нет, справится любой человек.
Женщинам в период критических дней проводить обряд дома и ходить освящать вербу в церковь нельзя.
Как освятить вербу в домашних условиях самим, какую молитву прочитать
Проще всего использовать молитвы в современном переводе, так как читать на старославянском могут далеко не все. Важно хорошо понимать, о чем говорится в молитве, стараться вникнуть в нее как можно лучше. Читать следует от всей души, осознавать, что молитва говорится не только за себя, но и за всех окружающих.
Еще до освящения помолиться перед иконой, чтобы подойти в правильном расположении духа. Желательно иметь емкость и кисть или другое приспособление для окропления святой водой, по возможности использовать только для этих целей. Проще всего купить их в церковной лавке, но когда нет другой возможности, допускается приспособить то, что есть под рукой. Если святой воды мало, взять пол-литра обычной и добавить туда небольшое количество освященной жидкости.
Самостоятельно освящать вербу лучше всего перед иконами. Застелить скатертью стол, разложить все что нужно, чтобы не отвлекаться в процессе, следовать рекомендациям:
После этого использовать освященную вербу, как обычно. Слегка бить ей членов семьи для избавления от болезней, порчи и сглаза, съесть нечетное количество почек, чтобы быть здоровым и справиться с проблемами. Ветки следует поместить в место, где до них никто не дотронется, часто их вставляют за угол иконы. Там они должны стоять до следующего Вербного воскресенья.
Выбрасывать прошлогодние ветки вербы нельзя, их нужно сжечь или разломать на мелкие части и закопать в поле, чтобы урожай был большим.
Самостоятельно освящать вербу нежелательно, по возможности это лучше делать в церкви. Но в условиях пандемии коронавируса этот вариант будет самым безопасным и правильным. Провести обряд несложно, для него не нужны специальные атрибуты, главное – чтобы под рукой было хотя бы немного святой воды. Не забывать о чтении молитв, это самая важная часть в освящении побегов дома.
Как освятить вербу в храме
Разработка сайта:
Администратор сайта Димитренко Татьяна Анатольевна
При использовании материалов сайта просим указывать нашу гиперссылку http://golos-obitely.prihod.ru/
5 ФАКТОВ О ТОМ, КОГДА И ЗАЧЕМ ОСВЯЩАЕТСЯ ВЕРБА
Что делать с освященной вербой / зеленью на Троицу / букетами на Маковія? — Вот, собственно, и все вопросы, которые у нас в этой связи возникают.
Наши современники — богословы из общества имени Скабаллановича — в своём миссионерском издании «Служба Входу Господню во Иерусалим: всенощное бдение и Божественная Литургия» обращают внимание на то, когда и зачем освящается верба за богослужением в день праздника.
Факт №1
Освящение веточек вербы происходит на вечернем богослужении в субботу
Во время полиелея — самой торжественной части праздничного вечернего богослужения, после Евангелия, во время чтения покаянного 50-го псалма священник кадит народ, стоящий с ветками деревьев и зеленью.
После чего читается молитва:
Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасёт Он мір Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм — и воскресение тем предсказали.
Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и, как те толпы и дети, возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани.
Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.
После этой молитвы стоящих в храме людей с веточками вербы в руках окропляют святой водой.
Факт №2
Освящается не верба, а люди, стоящие в храме.
Хотя и считается, что освящаются ветки деревьев (чаще всего вербы), однако в молитве речь идёт о совершенно другом, а именно : мы просим Господа освятить нас, дать нам Свою Спасительную благодать, чтобы мы, держащие ветки, как незлобивые дети при встрече Господа в Иерусалиме, таковыми и остались, чтобы не стали такими, как те, что сначала кричали «Осанна!», а затем стали кричать «Распни Его!» Даже если мы и не говорим таких слов, то всё равно своими грехами, своим безчувствием и ленью мы ещё и ещё раз распинаем Христа и делаем Его Жертву для нас напрасной.
Факт №3
Важно не унести из храма освященную вербу, а прийти с ней в храм.
Веточка в руках — знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».
Вот как об этом поётся в тропаре празднику:
прежде Твоея Страсти уверяя,
из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже.
Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще,
Тебе победителю смерти вопием:
благословен Грядый во имя Господне.
В общем воскресении
прежде Твоего страдания удостоверяя,
из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже.
Потому и мы, как дети, держа символы победы,
Тебе – Победителю смерти воззовем:
благословен Грядущий во имя Господне!»
Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего — «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.
К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» — Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом.
Факт №4
Если вы не стояли с вербой на службе, прославляя Господа, «грядущего на вольную страсть», то идти с ней в храм просто так, чтоб освятить, не нужно.
Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.
В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку.
Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освящённая. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «. и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».
Объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.
Факт №5
Утром в день праздника вербу окропят святой водой, но молитва на освящение уже не читается.
Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии.
При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!»
Но при совершении этого обряда нельзя забывать внутренний его смысл. Главное — это куда идет Господь и ради чего.
Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»