как относится к храму вооруженных сил

Священник назвал храм Вооружённых сил «языческим капищем» и объяснил, почему сейчас люди так негативно относятся к церкви

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

Священника Новосибирской епархии иеромонаха Иоанна Курмоярова отстранили от служения за то, что он назвал главный храма Вооружённых сил «языческим капищем». Об этом он написал пост на личной странице в Facebook и сообщил, что даже после наказания удалять его не станет.

Кроме того, отец Иоанн так же вспомнил слова патриарх Кирилла, который в 2009 году говорил: «… не потому ли так сильно ударила революция по Церкви, что в сознании многих людей Церковь отождествлялась с властью, воспринималась как ее инструмент?» и задал свой главный вопрос к руководству РПЦ: «А не потому ли сейчас в обществе негативное отношение к церкви, что мы вновь повторяем старые ошибки?»

Чубайс признал, что при создании рыночной экономики в России допущены ошибки

Сенатор Рик Скотт призвал власти США укреплять военную мощь своей страны

Звезда сериала «Балабол» Андреев «мечтает» закончить жизнь в монастыре

Си Цзиньпин заявил, что Китай и Тайвань должны объединиться

Согласно социсследованиям 88 процентов японцев негативно относятся к Китаю​

Задержанный за провокационную фотосессию в центре столицы блогер извинился

В центре Риги проходят военные учения

С 1 октября некоторым гражданам России повысят заработную плату

Сайт Avia.pro: за неделю военные ДНР и ЛНР уничтожили и повредили в Донбассе не менее двадцати единиц бронетехники Украины

Лекарство от COVID-19 существует, и было создано российским ученым в 2016 году?

Талибы* пустят Китай на свои месторождения?

Главный храм Царицына помогли воссоздать нефтепроводчики

В выходные в Челябинск доставят мощи святых Луки Крымского, Киприана и Иустины

В РПЦ настаивают на том, что вакцинация священников должна быть добровольной

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Нужен ли России главный храм Вооруженных Сил?

Я являюсь священнослужителем РПЦ. Пару дней назад я был отправлен в запрет за свой пост в фейсбуке, в котором выразил скепсис в отношении постройки этого храма: https://www.facebook.com/profile.php?id=100006856967199 С меня потребовали объяснительную. Представляю ее Вашему вниманию.

Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему митрополиту Новосибирскому и Бердскому Никодиму, от иеромонаха Иоанна (Курмоярова)

Уважаемый Владыко! С удивлением узнал о Вашем указе, которым я запрещен в служении, без объяснения причин. Простите меня грешного, но мне непонятно, что значит «несоответствие званию клирика РПЦ» и какое мое поведение Вы посчитали недостойным священника? Тем более, что в «Положении о практике запрещения клириков», прямо сказано, что: «При наложении на клирика наказания в виде запрещения в священнослужении в указе о запрещении должны быть непременно прописаны причина прещения, церковно-правовое обоснование (ссылка на каноны или иные церковно-правовые источники) и определенный срок, на который накладывается прещение».

Однако прежде чем дать свои объяснения, я хотел бы отметить, тот факт, что всегда с уважением относился к подвигу нашего народа, сумевшего сломить хребет немецко-фашистским захватчикам. Более того, я сам, во время своего служения на Украине, подвергался преследованиям со стороны украинских националистов и СБУ за открытую демонстрацию георгиевской ленточки. Эта информация есть в моем личном деле, а также в сети (ссылка: Точно также я с уважением отношусь к воинскому служению, тем более, что и сам вырос в семье военнослужащего (мой отец прослужил 27 лет в рядах Вооруженных Сил, и был уволен в запас в звании подполковника, с должности заместителя командира дивизии). Поэтому я заранее отвергаю все обвинения в непатриотизме и либерализме.
Еще раз прошу прощения, но в силу вышеуказанных причин, в своих объяснениях буду исходить из предположений, которые, на мой взгляд, помогут Вам, с Божией помощью, разобраться в ситуации и принять последующие правильные решения. Итак:

1. Вчера, в фейсбуке, у себя на странице, я опубликовал пост, в котором выразил свое несогласие с тем, что происходит и происходило вокруг строительства и освящения главного храма Вооруженных Сил. В том числе я выразил свою озабоченность по поводу того, что этот храм может превратиться (если уже не превратился) в языческое капище, некоей новой имперско-милитаристской, синкретической религии, а те, кто будет там причащаться, будут делать это в суд и осуждение. Свои опасения я выразил в многочисленных комментариях при обсуждении ситуации.

Да, я действительно считаю недопустимым присутствие среди росписей православного храма символов советской эпохи. Именно наличие таких символов, как и любых других нехристианских или антихристианских символов, подаваемых в положительном ключе, превращает наш храм в языческое капище, в котором будет исповедоваться некая синкретическая религия. Безусловно, наши отцы и деды совершили великий подвиг, но среди них были и мусульмане, и атеисты, и агностики, и буддисты, но, по большей части, коммунисты. Разве из этого может следовать тот вывод, что теперь в православном храме могут размещаться атеистические, исламские или буддийские символы? Если так пойдет и дальше, то боюсь это приведет к рождению нового псевдо-православного имперско-милитаристского культа наподобие древнеримских синкретических культов, где главным условием считалась не верность Христу и Его Церкви, а лояльность перед императором и государством. Уверен, то, как христиане поступали в такой ситуации всем хорошо известно. Так почему же сейчас мы должны закрыть на это глаза? Потому что настоятелем храма стал Святейший Патриарх Кирилл?

Или вот такое: «Капищем он может быть назван не потому, что там общины нет. Много полуразрушенных храмов стоят с советских времен, не используемые, без общины, но у меня язык не повернется их капищем языческим назвать (к слову у меня тоже не поворачивается язык назвать эти храмы капищами). Впрочем, это наследие нашего «славного» прошлого. Но здесь, в этом военном храме, подмена понятий какая-то. Это не храм, а музей какой-то. Литургия здесь, вероятно, постольку поскольку. Главное же — восхваление Великой победы. Причем здесь храм и православие вообще? Сюда, вероятно, придут покланяться чему-то совсем другому, а это и есть язычество. Я уже начинаю реально верить в «победобесие», хотя негативно отношусь к попыткам как-то замазать историческую память этих страшных событий. Это уже франшиза какая-то. Как звучит — Главных храм Вооруженных сил России! Я даже не знаю, что здесь главнее — храм или силы? Многие ли запомнят, что он в честь Воскресения Христа освящен? Большинство не запомнит. Поставили бы мавзолей какой с такой символикой — вопросов нет. А эти даты, цифры? Техника расплавленная фашистская? Что за дичь? Храм под даты и цифры подгоняется. Храм — это не символ победы в земных войнах, а совсем другой победы — победы Христа над духовной смертью и властью греха. И только так».

А, что еще им писать, если в Церковной-иконописной традиции большевиков принято изображать гонителями-бесами новомучеников и исповедников Церкви Русской? Вот и возникает у людей когнитивный диссонанс, когда с одной стороны мы почитаем память новомучеников и осуждаем гонителей, а с другой стороны изображаем советские символы (в том числе, вполне революционные, такие как «серп и молот») в своих храмах.
Кстати, парадокс ситуации заключается еще и в том, что наличие советской символики в храме поддерживают в основном люди неверующие, придерживающиеся атеистической-коммунистической идеологии. Вот, например, что написал один из таких деятелей в мой адрес: «Совсем охренел. Правильно таких как вы после 1917 года в расход пускали! Теперь опять дерьмо повылезло. История вас ничему не учит. Гуру хренов. ».

Вот и получается, что у нас, христиан, остается только один выход, либо согласится с этими людьми и превратить свои храмы в языческие капища, либо стоять до смерти в своей вере. Я выбираю второе и не понимаю, почему должен этого стыдиться и почему эта позиция может быть расценена, как недостойное поведение священнослужителя?

2. Кроме этого, на мой взгляд, выглядит странным и строительство храмов по специальностям. Не появятся ли потом у нас храмы учителей, водителей троллейбусов и т.д. Подобные вещи обычно характерны для языческих культов, но не для христианской Церкви. Ибо в Христианской Церкви не принято делить людей ни по национальному, ни по профессиональному признаку. Конечно, на это мне могут возразить, что подобные вещи были и раньше, что в Кронштадте есть, например, главный храм Военно-Морского флота и т.д. Однако:

Во-первых, Кронштадтский Собор построен не в лесу, а потому его спокойно могут посещать верующие люди и там может быть сформирована христианская община, чего нам всем, сейчас так не хватает. По сути, ведь, христианские храмы так и должны строиться, т.е. не по указке сверху, а сложившаяся христианская община должна строить себе храм, чтобы причащаться там Тела и Крови Христовых.

Во-вторых, разговоры о том, что такой общиной будет весь состав Вооруженных Сил, считаю неубедительными, т.к. среди военных есть и буддисты, и мусульмане, и атеисты, коих, уверен, большинство. Как они могут быть членами христианской общины? В этом смысле мои опасения подтвердила и церемония освящения храма, на которой причастилось несколько женщин и ни одного военного, которые вообще не понимали, как себя вести в христианском храме. А ведь обычно на освящении храма причащается вся община и множество гостей, сужу об этом из своего опыта.

И в-третьих, самое главное: как мы быстро забыли о том, как в 17-году моряки, которые смиренно выстаивали службы в Соборе Кронштадта, потом резали офицеров, аки бешенных собак, и стали одним из главных оплотов революции, гонителями Церкви. А все от того, что до революции истинное исповедание Христа, во многом, было подменено имперско-националистическим культом (так называемой – теорией официальной народности), а Церковь полностью подчинилась государству и покорно выполняла его идеологические установки, по сути превратившись в министерство по делам религий. В силу чего в сознании православных русских людей Церковь стала ассоциироваться с государственным аппаратом и вскоре окончательно потеряла доверие большинства. Что и привело к массовым гонениям на Церковь.
Спрашивается, почему мы забыли грозные предупреждения святых отцов и вновь повторяем ошибки прошлого, которые грозят обернуться новой катастрофой для Церкви?

— В Великой Отечественной Войне победил именно русский народ при поддержке других народов населявших тогда СССР. А вот советская армия была разбита в 41-м году, практически полностью. Этот факт, кстати, понимал даже Сталин который как-то в ходе очередного дипломатического банкета, разоткровенничавшись с одним американским дипломатом, сказал: «Вы думаете, они за нас так воюют? За советскую власть? – и тут же, не дожидаясь ответа, продолжил: – Нет! Это они так защищают свою матушку-Русь. ». Именно поэтому в наших храмах не место советской символике, символике богоборческой власти.

— Про фуражку Гитлера, которую какой-то военных чиновник назвал «реликвией», вообще много говорить не хочу. Этот предмет оскверняет не только храмовый комплекс (напомню, он находится в при храмовом музее), но и любой музей вообще. Наличие фуражки Гитлера в этом музее – это глумление над памятью павших в Великой Отечественной Войне.

— В первую очередь нам нужно проповедовать Евангелие Христово, создавать общины и очень осторожно относиться к подобным вещам, т.к. это отталкивает от веры очень многих ищущих людей, которые затем уходят в секты и другие религии. Конечно, я выступаю за сотрудничество Церкви и государства и ни в коем случае не призываю к революции, неподчинению властям и прочим беззакониям. Но я против полного и даже частичного сращивания Церкви с властью. Ибо подобный симбиоз может навредить и Церкви, и государству. Да и Христос отказался от земной власти именно потому, что проповедовал Царство Божие и не выступал за устроение идеального земного порядка. Наше дело печаловаться за людей и призывать жить людей по заповедям Евангелия. И если народ нас в этом послушает, то автоматически наше государство станет сильнее и лучше.

Мне бы очень не хотелось, чтобы наши храмы становились языческим капищами, а люди причащались в суд и осуждение. Но ведь именно от правильного исповедания христианства, Православия, зависит будет ли человек причастником Тела и Крови Христовых, или нет. Превратиться ли Православие в язычество, обрядоверие и уставщичество, что, на мой взгляд, уже происходит, или нет. Проповедь истинного, евангельского христианства – вот какова была цель моей заметки, мне не нужны революции и конфронтация с кем бы то ни было. Я не призываю людей к неподчинению священноначалию, не призываю разрушить этот храм и т.д. Но я, как свободная личность, имею право не соглашаться с тем, что считают неверным, ошибочным. Я уверен, всем нам нужно учиться культуре дискуссии, это только обогатит Церковь, тем более к этому призывал и ап. Павел, который подчеркивал, что: «…надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19).
Очень надеюсь на то, что именно Святейший Патриарх, будучи настоятелем храма, сможет справедливо разобраться в ситуации и расставить все точки над «i», как он это сделал в случае с фреской Сталина. Что же касается меня, то, если Вы, уважаемый Владыка, считаете описанные мною взгляды недостойными православного священнослужителя, Вы вправе запретить меня в служении и даже лишить сана. И все же, я надеюсь на Вашу мудрость и стойкость по отношению к влиянию со стороны и клевете в мой адрес со стороны моих недоброжелателей, а также на умение принимать независимые, справедливые решения.

Иеромонах Иоанн (Курмояров) 19.06.2020 г.

Источник

В стиле советского плаката. Искусствоведы, священник и иконописец — о храме Вооруженных сил России

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

Победное шествие на Красной площади, с портретом Сталина (позднее в соцсетях появилась информация, что Сталина не будет), над шествием — Богородица с Младенцем; портреты современных политических деятелей… Интересно, что некоторые члены Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации узнали об этих композициях непосредственно после их появления в интернете.

Понятно, что пока храм не открыт, трудно давать общий анализ его внутреннему убранству. Но какие-то общие впечатления можно сформулировать.

«Кажется, Рим побеждает христианство, и от этого горько»

Искусствовед Ирина Языкова, специалист по современному церковному искусству, член Экспертного совета, которая ранее не видела эскизов, считает, что трудно оценивать убранство храма с точки зрения искусства, поскольку он весьма далек от него. Но можно оценить его с церковной точки зрения.

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

— В этом храме видно прежде всего непонимание, что храмовое пространство — это литургическое пространство, а значит, там все должно быть организовано вокруг определенного центра — вокруг Христа, вокруг Евхаристии, а не расползаться на второстепенные вещи, — говорит Ирина Языкова. — Военная тематика могла бы спокойно разместиться вне храмового пространства, рядом, в подклете, например. А здесь видно, что иерархия ценностей нарушена: построен не храм, а военный мемориал с идеологическими и патриотическими целями. Это яркий пример того, что у нас все еще Церковь неофитов, которые не понимают разницы между церковным и светским.

По мнению Ирины Языковой, задача священников и экспертов — объяснять, где проходит эта грань. Поэтому претензии не к заказчикам. Они могут быть далеки от церковной культуры и не обязаны знать все нюансы традиций и канонов. Претензия к тем, кто их консультировал, кто не объяснил, что храмы так не строят и так не украшают.

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

— На самом деле, заказчики, даже самые высокопоставленные, готовы слушать, — считает Языкова, — только им часто никто не возражает, все боятся. Иконописец Александр Соколов постоянно говорил, что заказчика надо воспитывать, с ним надо беседовать, он сам иногда не понимает, что он хочет. Можно же со всем уважением объяснить принципы церковного искусства, его возможности и задачи. В данном случае явно такого разговора не было.

Самое опасное в этой ситуации — не просто появление данного храма, а возникновение прецедента, после которого и подобное отношение к храмовому пространству начнут тиражировать.

— Если одним можно, почему другим нельзя? У нас ведь именно так понимается традиция. Появилась, к примеру, в свое время «Троица» Андрея Рублева — так, как до него никто не писал, и все стали писать именно так. Но это великий образ, — объясняет Ирина Языкова. — А бывает, что возникает какой-то немыслимый сюжет в иконописи и он начинает распространяться, тиражироваться. Поэтому на тех, кто занимается церковным искусством, всегда большая ответственность, и не только за один храм, одну икону, а за то направление, которое потом будет развиваться. Ведь за каждое слово дадим ответ. Отец Зинон говорит так: «Веру можно исказить не только словом, но и через образ». К сожалению, люди не понимают всей глубины ответственности.

Защищающие возможность появления политических деятелей в храмовом пространстве кивают на Византию — там изображали императоров. Изображали, и не только императоров, но просто жертвователей. Другой вопрос — как изображали.

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

— Что касается изображения политических деятелей в храмовом пространстве, это большая проблема, — говорит искусствовед. — Часто ссылаются на Византию. Но вспомним, что раннехристианские воины были мучениками за Христа, а не за родину. Посмотрите, как изображали императоров — всегда перед Христом или Богородицей с дарами или в молитве. Лев Великий в Софии Константинопольской изображен вообще коленопреклоненным перед Христом.

Политические деятели в пространстве храма никогда не изображались как триумфаторы, на первом месте всегда изображался Христос, – заключает Ирина Языкова:

«В храме мы прославляем Его триумф, Его Воскресение, победу Жизни над смертью. Здесь же все посвящено земной победе».

— Я ничуть не преуменьшаю победу в Великой Отечественной войне, я благодарна всем воевавшим, среди которых — мои близкие, и о них как раз мы можем молиться в храме. Но все-таки Главный в храме — Христос, а никак не генералы, вожди и прочие деятели. К сожалению, в нашей стране патриотизм стал религией, люди поклоняются Родине, государству, победам, а Христа — отодвинули, Он словно бы постольку-поскольку. Когда-то кроткое христианство победило воинственный и гордый Рим, а теперь, кажется, Рим побеждает христианство, и от этого горько.

«Этот храм — обнуление всего, что мы делали 30 лет»

Иконописец Александр Солдатов, преподаватель Иконописной школы при МДА — тоже член Экспертной комиссии. И для него появление фрагментов внутреннего убранства тоже стало сюрпризом.

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

— Когда увидел фотографии композиций впервые, я был шокирован, — говорит Солдатов. — И первое, что мне попалось на глаза, — изображение Божьей Матери в стиле советского плаката с партийно-комсомольским суровым пафосом. Потом я стал смотреть и другие работы. Понятно, мое мнение предварительное, в храме я не был после его украшения. Первая мысль, что этот храм не совсем христианский.

Солдатов говорит о существовании двух противопоставленных друг другу онтологий: мирной тринитарной христианской онтологии и онтологии войны Гераклита. Гераклит так и говорил: «Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными». Иконописец считает, что эта фраза Гераклита очень уместно бы там смотрелась. Ведь, по его мнению, в новом храме все вопиет войной, причем не только в символике. Все формы, начиная с самой архитектуры и заканчивая внутренним убранством, свидетельствуют об этом духе войны.

Фразе Гераклита Солдатов противопоставляет другую цитату — Евгения Трубецкого об архитектуре и живописи православного храма: «Во храме утверждается то внутреннее соборное объединение, которое должно победить хаотическое разделение и вражду мира и человечества. Собор всей твари как грядущий мир вселенной, объемлющий и ангелов, и человеков, и всякое дыхание земное, — такова основная храмовая идея нашего древнего религиозного искусства, господствовавшая и в древней нашей архитектуре, и в живописи».

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

Интерьер храма. Фото: hram.mil.ru

— Кроме обсуждаемых мозаик, я вижу отвратительное фактурное сочетание материала, колористическое, стилистическое и пластическое решение внутреннего убранства, свидетельствующее о богатстве, о роскоши, о блеске мира сего, — какая-то тотальная безвкусица, — рассказывает Александр Солдатов. — За иконостасом совершенно неимоверных размеров — скульптура Христа, больше похожая на изображение языческого бога.

Вообще кажется, что храм скорее посвящен громовержцу Зевсу, чем Распятому и Воскресшему Богу.

Как и у Ирины Языковой, у Александра Солдатова нет претензий к заказчикам: они не должны быть специалистами и понимать, что такое литургическое храмовое пространство.

— Я не хочу плохо говорить и про работавших там художников, — поясняет Солдатов. — Они были зажаты короткими сроками. Главный мой вопрос к авторам проекта благоукрашения. Вообще непонятно, почему на такой масштабный проект не было конкурса, почему мозаиками в итоге руководили не Евгений Николаевич Максимов или Александр Давыдович Корноухов — признанные мастера-монументалисты?

Появление этого храма, как считает Солдатов, делает бессмысленными все профессиональные дискуссии по поводу церковного искусства.

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

— Этот храм — полная девальвация, обнуление всего, что мы делали за последние 30 лет. Всех наших споров, дискуссий по поводу храмовых росписей, стилей, форм, разговоров об изысках цвета, колорита, вопросов канона. После этого храма все дозволено, и никто уже не посмеет тебя упрекнуть. Все разговоры закрыты, в них уже нет смысла.

Можно ли воцерковить язык соцреализма

Протоиерей Федор Бородин напоминает об образце храма воинской славы — Храме Христа Спасителя. С точки зрения каноничности там не все безусловно, поскольку в центральном куполе изображен Бог Отец. С другой стороны — восстановление храма было своего рода реконструкцией, в том смысле, что иконографическую программу современные мастера не придумывали.

В этом храме тоже отдается дань воевавшим — во время войны 1812 года. Но их имена — на огромных пилонах, там не встречается никаких изображений, никаких триумфов. То есть, прецедент создается сейчас.

На примере этого храма отец Федор разбирает общую проблему, характерную для нашего времени:

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

Протоиерей Федор Бородин

— Христианское храмовое искусство служит человеку, входящему в храм для того, чтобы ему, человеку, было легче приблизиться к Богу, познать Бога и молиться Ему. И поэтому церковное искусство сильно зависит от того, какой человек сейчас ходит в храм.

Современный человек совершенно не понимает имперской роскоши. Ярко и обильно расписанные, богато украшенные поверхности воспринимаются им как избыточность, как лицемерная помпезность, отмечает он.

— Можно провести параллель с архиерейским богослужением литургии — оно более близко к древнему и поэтому мы его так любим. Но современный человек этого не понимает, — объясняет протоиерей Федор Бородин. — Один раз, когда у нас служил на престольный праздник архиерей, я поймал взгляд нашего прихожанина — доктора физико-математических наук, с огромным количеством регалий. Так вот, на его лице было написано полное недоумение. Этот умнейший человек не прочитывает обрядовую сторону архиерейского богослужения как поклонение Христу. Он сейчас ее прочитывает, из сегодня, из своего культурного эстетического опыта, как неумеренное восхваление личности архиерея.

Отец Федор считает, что византийская символика утеряна, люди перестали ее понимать или прочитывают ее совершенно по-другому, если не иметь в виду стилистический язык иконы.

— Например, на Пасху священник должен целовать в уста всех прихожан и прихожанок, такая была традиция. Эту часть устава мы нарушаем, почему? Потому, что если я начну целовать в уста всех прихожанок, что скажут их мужья? А если я начну целовать прихожан, за кого меня примут? Сейчас это будет не обращение к древней традиции, а колоссальный вызов, оскорбление и искушение для людей, — объясняет отец Федор.

Времена меняются, меняются культурные парадигмы. В течение последних 30 лет общий тренд мирового искусства — это лаконизм. Если в 90-е годы богатые люди ходили в малиновых пиджаках, демонстрировали золотые цепи и дорогие машины, то сейчас кичиться богатством неприлично. И сейчас люди, приходящие в церковь, не понимают, что ее украшают ради Христа. По мнению протоиерея Федора Бородина, сейчас время эстетически выверенного прекрасного рисунка, который, как простая мелодия на дудочке, расскажет душе больше, чем та же мелодия, исполненная симфоническим оркестром:

— Мне кажется, что сейчас пришло время храмов с белыми стенами, с большими и очень молитвенными иконами, на которых — большие лики, чтобы человеку было просто молиться. Сегодня человек перегружен образами информации, ему это мешает, ему надо прийти в храм и увидеть лик Господа и лик Божьей Матери. Его отвлекает разглядывание тысячи деталей храмового украшения. Образно говоря, сейчас есть запрос на ризы преподобного Сергия, из простого холста, которые хранятся в Троице-Сергиевой лавре, а не на золотые, расшитые жемчугом, — считает отец Федор.

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

Строящийся храм вооруженных сил. Фото: mil.ru

Он убежден, что пышность и помпезность никому не нужны.

— Церковь Покрова на Нерли может о Боге сказать больше, чем какой-нибудь огромный собор XIX века. Потому, что она совершенна, гармонична. Как у Мандельштама: «И храма маленькое тело / Одушевленнее стократ / Гиганта, что скалою целой / К земле, беспомощный, прижат!» — цитирует он. — Помню, как в девятом классе я попал в Софию Киевскую. Внешний барочный, перестроенный вид не произвел на меня большого впечатления. А внутри, при том, что я ничего тогда не понимал, я увидел пространство храма, в его простой гармонии, как рай. Друзья просто не могли меня вытащить оттуда.

Богатый многословный имперский художественный язык отвлекает современного человека от Бога, молитвы, а уж язык соцреализма, который воцерковить еще сложнее, тем более.

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

Эскиз мозаики. Фото: «МБХ медиа»

— И, конечно, Сталина я бы не изображал точно — это сознательный богоборец, палач. Если все-таки его изображение решили убрать, это хорошо. Но все сказанное о художественном убранстве храма — сугубо мое личное мнение, я не специалист, — заключил протоиерей Федор Бородин.

«Там будут молиться не Богу, а победительной власти»

Искусствовед-византолог Алексей Лидов не часто обсуждает современное церковное искусство: его основная тема — это Византия, и ему гораздо интереснее думать о Софии Константинопольской, чем о современной архитектуре, которая пока не потрясает большими открытиями. Но проект храмового комплекса Воскресения Христова в Кубинке, задуманный как главная церковь Вооруженных сил, он не мог обойти вниманием.

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

— Если сформулировать в самой короткой форме впечатление от этого проекта, то приходят в голову такие слова, как «грандиозно», «символично». Это храм не про Бога, а про триумф обожествленной власти, — говорит Алексей Лидов. — Да, видимо, у создателей храма был замысел сделать нечто, потрясающее воображение. И я должен признать: это во многом им удалось. По высоте храм занимает третье место в России, после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Петербурге. Огромная территория, включающая так называемый парк «Патриот» — 11 тысяч квадратных метров. Колоссальное внутреннее пространство, способное вместить около 6 тысяч человек — примерно дивизию одновременно. О нем говорят как о самом дорогом храмовом проекте в истории современной России.

Потрясает, по мнению Лидова, и символика храма. Начиная с того, что в него заложено огромное количество разнообразных и иногда сложносочиненных смыслов. В частности, диаметр огромного купола равен 19 метрам 45 сантиметрам, что символически говорит о годе победы —1945 год. Также в храм заложены и другие числовые символические темы, например, в диаметре одного из малых куполов заложена дата, которая совпадает с числом дней Великой Отечественной войны.

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

Вид на храм с высоты птичьего полета. Фото: mil.ru

— Как это может прочитать православный верующий или просто человек, заходящий в храм, совершенно непонятно, если ему эту тайную символику не объяснит экскурсовод или он не прочитает специальную инструкцию, — говорит искусствовед. — У меня подобные тайные числовые символизмы вызывают в значительно большей степени историческую ассоциацию с масонской символикой, чем с византийской православной традицией.

Вызывает удивление у Алексея Лидова и другая деталь — железные ступени вылиты из переплавленных трофейных орудий поверженного врага.

При этом столпы храма напоминают огромные снаряды или боевые ракеты. Только вот куда собираются выстрелить эти ракеты? В небо?

И вообще, насколько уместно уподоблять храм даже Вооруженных сил — боевому оружию? Еще один вопрос без ответа.

В решении внутреннего пространства Лидов видит сознательный шаг в сторону от Византии в направлении своеобразного модернизма. Это касается, в том числе, технологий, где применено сочетание бетона и стекла, что можно рассматривать не только как стилистическое, но и как технологическое новшество. Вместо же Византии предлагается странная эклектика, смешение разных архитектурных стилей и традиций, из которых берутся отдельные элементы и компонуются, как в детском конструкторе.

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

— О художественном качестве мозаичных панно, два из которых стали объектом скандальных дискуссий в соцсетях, я говорить не буду, поскольку меня больше волнует смысловая наполненность, — говорит Алексей Лидов. — Многих православных людей покоробило, что на одном из панно, изображающем победный парад на Красной площади, появляется образ Сталина. Авторы программы настаивают на том, что они не имели в виду ничего, кроме историчности. Но здесь возникает другой вопрос, связанный с историзмом: в данном триумфальном контексте речь идет о прославлении в храме тирана и серийного убийцы, на котором кровь миллионов невинных людей, в том числе 85 тысяч православных священнослужителей, уничтоженных, по сохранившимся документам, в год Большого террора.

Никто не предлагает выбрасывать главнокомандующего из истории, но прославление его в любой форме представляется недопустимым, — продолжает искусствовед. — Интересно, что это понимали еще в Древнем Риме, где в отношении императоров-преступников действовал закон «забвения памяти», предполагающий запрет на любые публичные изображения, но при этом историки подробно описывали их деяния, включая и военные победы.

Целенаправленно отходят, по мнению Лидова, от византийской стилистической традиции и, соответственно, от древнерусского понимания образа мозаичные панно, в том числе «Присоединение Крыма». Пусть они и располагаются в притворе, все равно это храмовое пространство. Вместо византийских образцов — обращение к хорошо известным образцам искусства соцреализма прошлого века. Например, к мозаикам московского метро — самым популярным и общеизвестным образцам сталинского «большого стиля».

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

— Такой вот неожиданный возврат к советскому искусству с точки зрения стиля, к художественным моделям соцреализма. Любопытно, что авторы замысла предпочли именно такую стилистику для изображения народного ликования. Абсолютно в духе этой стилистики появляются и портреты руководителей страны. Здесь важно принципиальное заявление президента, который сказал, что он считает появление своего портрета в центре этого ряда несвоевременным. И с этим можно только согласиться.

В итоге получается не православный храм, считает Лидов.

— Это храм, в котором речь идет не о Боге, а о триумфе сакральной власти, при этом власти, отнюдь не обязательно христианской, как не была христианской ни в коей мере власть Сталина, — объясняет он.

А ведь это — важная составляющая христианской иконографической традиции — трагедия, которая оборачивается триумфом. Это то, что верующие ощущают по проживанию Страстной седмицы, которая оканчивается Светлым Христовым Воскресением.

— Это христианское содержание, на мой взгляд, имеет принципиальное значение и в празднике Победы, — говорит Лидов. — С пониманием того факта, что большинство советских солдат были неверующими. Война — это величайшая трагедия в истории России, унесшая десятки миллионов жизней, не торжество в жанре «можем повторить», но оплакивание жертв в исторической победе Добра над злом.

В военном храме христианские смыслы Победы оказались вторичными, доминирует идея триумфа и единения власти и народа, — продолжает искусствовед. — Такой подход можно обсуждать, только при чем здесь православие? Это про другую систему ценностей. Да, этим ценностям можно придать некий православный покров, стилизовать их в соответствующем духе, добавить несколько привычных христианских символов, но от этого они не станут православными.

И люди, приходящие в этот храм, будут молиться не страдающему Богу, а победительной власти, своего рода «небесному генералиссимусу».

И интересно с точки зрения социальной психологии, что многим людям такое понимание христианства оказывается удобным, любовь к Богу комфортно оборачивается почитанием власти.

Построенный храм, как считает Алексей Лидов, претендует на то, чтобы стать памятником эпохи и остаться в традиции как отражение современной ситуации в российском религиозном сознании.

как относится к храму вооруженных сил. Смотреть фото как относится к храму вооруженных сил. Смотреть картинку как относится к храму вооруженных сил. Картинка про как относится к храму вооруженных сил. Фото как относится к храму вооруженных сил

— Думаю, эту двусмысленность и неадекватность почувствовали очень многие православные люди, и именно поэтому военный храм вызвал такую взрывную реакцию, подчас даже глубокое неприятие, несмотря на невиданную популяризацию проекта в государственных масс-медиа. Это, конечно, останется неким памятником эпохе. Но также, на мой взгляд, несомненно, что предложенный путь – тупиковый и разрушительный, он точно не должен стать примером для подражания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *