как оцениваются личностные результаты обучения по фгос
Мастер-класс «Оценка личностных результатов освоения ФГОС ООО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Оценка личностных результатов освоения ФГОС ООО»
Учитель: Брит Татьяна Николаевна
МБОУ Николаевской СОШ Татарского района Новосибирской области
Анализируя портрет выпускника основной школы, отмечаем, что с тандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Это позволяет нам сделать вывод о большей значимости личностных результатах и их достижения обучающимися среди всех планируемых результатов освоения ФГОС ООО.
Следовательно, для образовательной организации, в общем, и для каждого педагога в частности будут актуальны следующие вопросы:
Как формировать личностные результаты.
Как отслеживать (мониторинг, диагностика).
Как оценивать личностные результаты.
Требования к личностным результатам освоения ООП сводятся к следующим группам:
Ценностная и морально-этическая ориентация.
На формирование этих группа личностных результатов должна быть направлена вся воспитательная работа школы, все компоненты образовательного процесса, внеурочная деятельность и конечно же тесное сотрудничество семьи и школы.
Как формировать личностные результаты.
Необходимо провести следующую работу на педагогическом совете школы: определить основные сферы формирования и формы работы по формирования каждой группы личностных планируемых результатов освоения ФГОС ООО. Предлагаю
Далее организована практическая работа учителей в 5 группах:
Образец для работы группам по 1 группе личностных результатов
Сочинение-рассуждение «Что значит быть патриотом?» (обществознание)
Экскурсии в краеведческий музей школы и г. Татарска.
Месячник военно-патриотического воспитания.
Урок Мужества «Герои России». Классные часы. Тематические выставки в библиотеке. Стенды в ОО. Проектные работы…..
Задание: заполните таблицу
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания
Задание: заполните таблицу
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Задание: заполните таблицу
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
Задание: заполните таблицу
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества
участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
Задание: заполните таблицу
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
Как отслеживать процесс формирования и уровень сформированности личностных результатов (мониторинг, диагностика, коррекция).
Работу в данном направлении в школе должна осуществлять психолого-педагогическая служба. Но учителя и классные руководители также осуществляют такую работу, используя в своей работе специальную систему заданий. Использовать можно задания из пособия под редакцией А. Г. Асмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий»,
Использовать необходимо систему заданий разных направлений:
— на личностное самоопределение (см. примеры заданий далее);
— на развитие Я-концепции (психологические тесты);
— на смыслообразование (где эти знания пригодятся вам в жизни?);
— на мотивацию (6 класс: выбор Кати; 7 класс: мотивы выбора профессии);
— на нравственно-этическое оценивание (моральные дилеммы).
Приведу примеры некоторых заданий для формирования определенных групп личностных УУД: ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ
Работа по теме « Самоанализ. Кто Я? Какой Я?».
Продолжите письменно предложения:
Другие считают, что я.
Для каждого предложения подберите 5—10 определений из списка слов на плакате (вывешивает список слов, которые помогут учащимся продолжить предложения):
симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.
Задание «Я в лучах солнца». Нарисовать круг, в центре написать букву «Я». От границ круга нарисовать лучи. Их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в определении черт характера. Лучи с совпадениями положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных — синим
Игровое задание «Моя Вселенная»
Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений, и оценивание уровня сформированности.
Учебные дисциплины: литература, история, изобразительное искусство, музыка и др.
Форма выполнения задания: групповая работа учащихся под руководством психолога.
Описание задания: учащимся предлагают на альбомном листе нарисовать окружности — одну в центре, а восемь вокруг неё. Затем соединить линиями-лучами центральную окружность с остальными окружностями-планетами. В центральной окружности написать букву «Я», а в других — окончания следующих предложений:
Моё любимое занятие.
Моё любимое животное.
Моё любимое время года.
Мой любимый литературный герой.
Моё любимое музыкальное произведение.
Дети сравнивают свои ответы, проводится групповое обсуждение.
Психолог задаёт вопросы для обсуждения: что нового вы узнали о себе? Как могут вам пригодиться полученные сегодня знания?
ФОРМИРОВАНИЕ СХЕМЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ
Задание «Моральные дилеммы»
Цель: ознакомление учащихся с ситуациями морального выбора и схемой ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания как базы для анализа моральных дилемм; организация дискуссии для выявления решений и аргументации участников обсуждения.
Учебные дисциплины: гуманитарные дисциплины (литература, история, обществознание и др.).
Форма выполнения задания: групповая работа учащихся.
Описание: класс делится на группы по три человека, в которых предлагается обсудить поведение героя и аргументировать свою оценку. Далее, объединившись по две группы, ребята обмениваются мнением и обсуждают все аргументы «за» и «против». Затем опять объединяются по две группы до тех пор, пока класс не будет поделён на две большие группы. На этом финальном этапе (с использованием доски) делается презентация аргументов и подведение итогов — какие аргументы более убедительны и почему.
Вариант: проведение дискуссии. Учащимся в группах заранее предлагается встать на позицию поддержки или осуждения героя ситуации и обсуждать свои аргументы.
Для структурирования позиции учащихся предлагается схема ориентировочной основы действия нравственно-этического оценивания для анализа ситуации (А. И. Подольский, О. А. Карабанова):
1. Что происходит в данной ситуации?
2. Кто участники ситуации?
3. Каковы интересы и цели участников ситуации? Совпадают или противоречат друг другу цели и интересы участников ситуации? 4. Нарушают ли действия участников моральную норму (нормы)? Если да, то какую именно норму? (Назовите норму.) 5. Кто может пострадать от нарушения нормы? (Если нарушаются разные нормы, то кто пострадает при нарушении одной нормы, кто — от нарушения другой?) 6. Кто является нарушителем нормы? (Если нарушается несколько норм, то кто является нарушителем каждой из них?) 7. Как могут поступить участники в сложившейся ситуации? (Укажите несколько вариантов поведения.) 8. Какие последствия может иметь тот или иной поступок (вариант поведения) для участников? 9. Какие чувства (вины, стыда, гордости, сострадания, обиды и т. п.) испытывают действующие лица? 10. Как следовало бы поступить в этой ситуации каждому из её участников? Как поступил бы ты на их месте?
Учитель должен провоцировать учащихся на озвучение различных точек зрения по ситуации с обязательной аргументацией своей позиции, а также акцентировать внимание учащихся на неоднозначности того или иного решения проблемы.
-соответствие ответов уровням развития морального сознания;
-умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
-анализ аргументации учеников в соответствии с уровнем развития морального сознания.
Моральные дилеммы, посвящены различным контекстам взаимодействия: ситуациям взаимодействия «подросток — сверстник» и ситуациям взаимодействия «подросток — взрослый».
Примеры заданий
Дилеммы с контекстом взаимодействия «Подросток-сверстник»
1. Коля и Петя летом работали в саду — собирали клубнику. Коля хотел на заработанные деньги купить спортивные часы, которые уже давно себе присмотрел. Коля из малообеспеченной семьи, поэтому родители не могут купить ему такие часы. Петя хочет на заработанные деньги усовершенствовать свой компьютер.
Коля значительно уступает Пете в силе и ловкости, да и отдыхает он чаще, поэтому Петя собрал намного больше клубники. Вечером пришёл бригадир, чтобы расплатиться с ребятами за выполненную работу. Пересчитал ящики клубники, собранные обоими ребятами. Отсчитал заработанную ими сумму и спросил, обращаясь к Пете: «Ну что, ребята, поровну платить, или кто-то собрал больше, ему и больше положено?»
Петя видит, что если он скажет, что он собрал больше, то Коле не хватит денег на часы. Петя знает, что Коля мечтал об этих часах и очень расстроится, если не сможет их купить.
Что, по вашему мнению, следует ответить Пете и почему? Каким должно быть справедливое распределение заработанных денег и почему?
Дилеммы с контекстом взаимодействия «подросток-взрослый»
Учитель физики объяснял очень сложную тему. На следующем уроке, прежде чем вызвать кого-либо к доске, он предложил выйти тому, кто хоть как-то разбирается в этой теме. Никто не вышел. Тогда учитель стал вызывать сам. Ему пришлось поставить тринадцать двоек, прежде чем к доске вызвали девушку, которая всё рассказала. Ей поставили пятёрку. После уроков одноклассники набросились на неё и стали ругать за то, что она сразу не вызвалась отвечать у доски и подвела класс. Как должна
была поступить девушка в этой ситуации и почему?
Примеры альтернативных заданий\дилемм
Ваш новый школьный приятель очень не нравится родителям и они запрещают вам с ним общаться. Что вы будете делать: 1) просто перестанете общаться, ничего не объясняя; 2) объясните приятелю, почему перестали с ним общаться; 3) попробуете поговорить с родителями; 4) познакомите родителей с приятелем.
Представьте, что вам необходимо одновременно ехать в аптеку бабушке за лекарством и делать домашнее задание по математике. Какой вариант решения этого конфликта ролей вы выберите и почему: 1) не сделаете домашнее задание и объясните причину учителю; 2) скажете бабушке, что приедете завтра; 3) будете делать математику по дороге к бабушке; 4) попросите кого-нибудь съездить к бабушке вместо вас; 5) не сделаете домашнее задание и спишите его
Представьте, что вы идете по улице и видите начало ссоры между двумя вашими одногодками которая вот-вот перерастет в драку. Что вы предпримете и почему: 1) просто пройдете мимо; 2) выскажите свое осуждение вслух; 3) попробуете отвлечь участников конфликта шуткой; 4) обратитесь за помощью к взрослым.
Представьте, что вам предложили встать во главе любой страны в прошлом или настоящем. Какую страну вы выберите и почему?
Как оценивать личностные результаты.
Практическая работа учителей в группах организуется по педагогической технологии смыслового чтения.
Задание группам : вставьте пропущенные по смыслу слова в текст
Как оценивать личностные результаты ФГОС ООО?
Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных ………………………………. решений.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность следующих блоков УУД:
1) основ ……………………. идентичности личности;
2) готовности к ……………………………… и к выбору направления …………………….образования;
3) сформированности социальных …………………(включая ценностно-смысловые ……………………, опыт социальных и межличностных ………………………, правосознание).
В образовательной организации возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении ………………. и п………………поведения в ОО;
2) участии в ……………………………….. жизни и, ……………………………. деятельности;
3) прилежании и ……………………………………. за результаты обучения;
4) готовности и способности делать ……………………………….. выбор своей образовательной траектории,
5) ценностно-смысловых установках обучающихся.
Проводится сверка полученных результатов\обсуждение
Как оценивать личностные результаты ФГОС ООО?
Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность следующих блоков УУД:
1) основ гражданской идентичности личности;
2) готовности к самообразованию и к выбору направления профильного образования;
В образовательной организации возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения ОО
2) участии в общественной жизни и, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории,
5) ценностно-смысловых установках обучающихся
Вывод: выделите 4 особенности оценки личностных результатов.
— не выносится на итоговую аттестацию;
— фиксирует достижения обучающихся.
Возможные формы оценки личностных результатов:
психологе- педагогические рекомендации;
характеристика достижений и положительных качеств обучающегося
внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».
экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью обучающегося (учитель, классный руководитель);
И в завершении хотелось бы напомнить о том, что данные о достижении этих результатов являются составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».
В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и используется исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся
Оценка образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Оценка образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС
МАОУ СОШ № 5 г. Карпинск Свердловской области
Аннотация. В статье представлена модель внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов образования в условиях реализации ФГОС. Созданная модель представляет предметные, метапредметные и личностные результаты образования и функционирует на базе АИС «Сетевой город. Образование».
В условия внедрения ФГОС основного общего образования повышается ответственность школы за достижение всеми обучающимися новых результатов образования. Поэтому вопросы организации контрольно-оценочной деятельности должны занять особое место в образовательном учреждении. Сегодня модернизация внутренней системы оценки индивидуальных образовательных достижений школьников как инструмента управления качеством образования является одной из основных задач, стоящих перед школой.
В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты.
Современное образование становится все более личностно-ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие обучающихся в образовательной деятельности. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания. Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования.
Созданная в МАОУ СОШ № 5 внутришкольная модель представления предметных, метапредметных и личностных результатов образования, функционирующая на базе АИС «Сетевой город. Образование», представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, субъектов и объектов контроля, обеспечивающих на единой основе оценку образовательных результатов обучающихся, эффективности образовательных программ и условий их реализации.
Особенностями предложенной нами модели внутришкольной системы представления предметных, метапредметных и личностных результатов образования является:
— использование стандартизированных, качественных контрольных работ по предметам, комплексных контрольных работ (метапредметных) и психодиагностических методик для определения личностных результатов образования, регулярный замер результатов уровня сформированности у обучающихся знаний и способов деятельности с теми, который планировался в соответствии с целями обучения, позволяет осуществить сбор объективной информации по каждому образовательному результату (предметные, метапредметные и личностные) ;
— использование автоматизированных информационных систем для обработки результатов (АИС «Сетевой город. Образование», её модуль «Многоуровневая система оценки качества образования» (для обработки предметных результатов образования), электронный журнал комплексных контрольных работ (для обработки метапредметных результатов), АИС «1С Школьная психодиагностика» (для обработки личностных результатов образования) позволяет автоматизировать управление качеством образования;
— применение технологии поэлементного анализа учебного материала для оценки полноты усвоения обучающимися различных учебных дисциплин.
Для оценки качества предметных образовательных результатов МАОУ СОШ № 5 использует модуль МСОКО («Многоуровневая система оценки качества образования») с 2015 года.
Модуль МСОКО интегрирован с АИС «Сетевой Город. Образование», позволяет существенно дополнять информацию электронного журнала успеваемости, и осуществлять постоянный мониторинг качества образования как по классам, так и по всей школе в целом.
«МСОКО дает широкие возможности по автоматизации оценки качества образования, оценочных и итоговых показателей каждого обучающегося, класса и школы по учебным периодам, таких как:
— результаты контрольных работ, с расшифровкой каждого задания в соответствии с кодификатором ФИПИ, а также информация об освоенных и неосвоенных элементах содержания по кодификатору ФИПИ;
— диагностическая карта по динамике средней успеваемости каждого ученика класса по учебным периодам в разрезе предметов;
— итоговые отметки, с подсчетом проблемных компонентов каждого педагогического работника и с информацией по анализу учебных периодов;
— отчёты классного руководителя, с детализацией по показателям успеваемости по сравнению со стандартом и с индексом ожидаемой результативности класса, с перечислением учеников с проблемными компонентами с указанием неосвоенных предметов, с информацией по персональному контролю классного руководителя.
Модуль МСОКО формирует отчеты о качестве образования в виде текстов в формате PDF,WORD, EXCEL, даёт возможность отслеживать динамику проблемных компонентов для своевременного реагирования на отклонения от заданных параметров, прогнозировать повышение качества образования и планирование управленческих действий по реализации этого прогноза». [2]
Модуль МСОКО формирует прогноз результатов ОГЭ, ЕГЭ, проводит анализ мониторинговых работ на уровне каждого обучающегося, класса, школы.
Внедрение МСОКО на любом уровне позволяет:
— родителям обучающихся отслеживать уровень индивидуальных достижений своего ребенка относительно результатов достижений всего класса, включая прогноз результатов ЕГЭ, ОГЭ;
— администрации школ, иметь полный, достоверный и объективный аналитический отчет о качестве образования и своевременно реагировать на отклонения от заданных параметров;
— сформировать прогноз повышения качества образования и спланировать управленческие действия по реализации этого прогноза.
С внедрением модуля МСОКО появилась возможность следить за качеством знаний обучающихся уже в процессе, не дожидаясь окончания текущего учебного периода. Это позволяют каждому учителю в любой период видеть, каких результатов может добиться каждый ученик.
Система дает возможность проанализировать полученный результат и сделать выводы, наметить пути решения проблем, организовать дифференцированную работу с обучающимися с одной «4», с одной «3», с неуспевающими. Вся система при помощи аналитических отчетов призвана помочь учителю организовать ежедневную работу над повышением качества образования.
Таким образом, использование модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» предполагает принципиально новый путь организации аналитической и контрольно-оценочной деятельности по оцениванию предметных результатов.
Результаты анализа стандартизированных контрольных работ по предметам, комплексных контрольных работ, результатов проектной деятельности, индивидуальные протоколы с рекомендациями и результаты психодиагностики аккумулируются в личном электронном портфолио обучающегося в АИС «Сетевой город. Образование» в течение всего периода обучения, позволяют проследить динамику развития обучающегося.
В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Она включает 3 основных компонента:
— характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;
— определение направлений личностного развития с учетом достижений и психологических проблем ребенка;
— систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешное развитие обучающегося.
Мониторинг формирования личностных качеств обучающихся проводит психологическая служба ОО с использованием АИС «1С: Психодиагностика образовательного учреждения».
Программа включает 50 методик, обеспечивающих оценку индивидуальных особенностей ребенка.
Использование АИС «1С: Психодиагностика образовательного учреждения» позволяет усовершенствовать психологическое сопровождение образовательной деятельности:
— за счет снижения вероятности ошибок в результатах психодиагностических исследований;
— за счет применения современных и проверенных методик;
— позволяет осуществлять систематическое наблюдение за ходом психического развития ребенка.
Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе с использованием электронного журнала для обработки результатов.
Для определения метапредметных результатов используем качественные комплексные контрольные работы, включающие основные типы заданий, направленные на развитие и оценку познавательных, регулятивных, коммуникативных и других универсальных учебных действий (навыков осознанного чтения), успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.
Результаты контрольных работ вносятся в электронный журнал, обрабатываются:
— формируются отчеты об уровне сформированности у обучающихся УУД в виде таблиц, графиков;
— есть возможность отследить динамику показателей сформированности УУД в течение года или нескольких лет.
Результаты работы над учебным проектом в течение года представлены в индивидуальной карте-отчете о проектной деятельности.
Все образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) аккумулируются в электроном портфолио обучающегося, который формируется на базе АИС «Сетевой город» (раздел «Ресурсы», «Портфолио проектов»).
— демонстрировать динамику образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения средств самоорганизации учебной деятельности: самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.);
— поддерживать высокой учебной мотивации обучающихся;
— поощрять активность, самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
— развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
— формировать умение учиться – ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность.
В состав электронного портфолио могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной и проектной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной жизни, так и за её пределами.
По результатам накопительной оценки, которая формируется на основе материалов электронного портфолио делаются выводы о:
— сформированного универсальных и предметных способов действий, а также системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования,
— сформированности умения учиться, решения учебно-познавательных, учебно-практических задач,
— индивидуальном прогрессе развития личности, её интересов и направленности.
Персональный доступ к личному портфолио обучающегося имеет обучающийся, родители, классный руководитель.
Для управления образовательной организацией (далее – ОО) на уровне современных требований его руководителям нужна достоверная, полная информация о положении дел в школе. Получить ее можно с помощью правильно выстроенной системы внутришкольного контроля. Недостаточно использовать только традиционные методы сбора информации: наблюдение и анализ уроков, изучение школьной документации, беседы с учащимися и учителями.
Новая модель оценки качества образования на уровне ОО позволяет учесть все имеющиеся недостатки (отсутствие четкой системы сбора внутришкольной информации, случайность, бессистемность в работе с информацией). Кроме того, она позволяет руководителю оперативно и своевременно получать информацию о качестве образовательного процесса и управлять этим качеством.
Таким образом, представленная модель оценки качества образования предполагает принципиально новый путь организации аналитической и контрольно-оценочной деятельности.
1. Фомина Н.Б. Оценка качества образования. Часть 2. Педагогическая диагностика учебных возможностей учащихся. – СПб.: УЦ Перспектива, 2009. – 40 с.
2. Фомина Н.Б. Оценка качества образования. Часть 3. Технология анализа контрольных работ. – СПб.: УЦ Перспектива, 2009. – 48 с.