как отвечать на спаси господи правильно
Православная Жизнь
Об одной из профессиональных привычек православных – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.
– Андрей, в обиходе православных можно заметить несколько шаблонных, так сказать, профессиональных фраз. Одна из самых распространенных: «Спаси, Господи!» Это выражение употребляется ежедневно и многократно: фразой благодарят, начиная с серьезных вещей и заканчивая бытовыми мелочными моментами: передал соль, чай, сахар, закончил разговор – «Спаси, Господи». Получается, что большинство людей произносит имя Божье неосознанно, не вдумчиво, а по православной привычке. Не является ли это нарушением третьей заповеди, которая гласит: «Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».
– В самой фразе «спаси, Господи», в принципе, нет ничего кощунственного. И даже наоборот: говоря подобные слова тому, кто, например, сделал для нас что-то хорошее, полезное, мы тем самым желаем ему того, к чему стремятся все христиане – то есть спасения. Стоит отметить, что слово «спасибо» является несколько упрощенной формой (от «Спаси тебя Бог» или «Спаси Бог») все того же пожелания «спаси, Господи». Эти слова выражают единственно правильную реакцию, которую должен проявить православный христианин, пожелав своему ближнему высшего духовного счастья. И нет ничего плохого в том, если мы будем желать тем людям, которые проявили к нам свое внимание, спасения даже за какую-нибудь мелочь, например, за чашку чая. Сам Спаситель говорил Своим ученикам: все, что вы делаете ближним – все это вы делаете Мне Самому, и потому никогда не потеряет своей награды тот, кто во имя Бога хотя бы напоит ближнего своего чашкой холодной воды (см.: Мф. 25: 40 и Мф. 10: 42).
Но в то же время, как любая молитва (а пожелание ближнему спасения – это уже и есть молитва, ведь спасения мы можем просить только у Бога), указанное словосочетание должно быть произносимо при определенном душевном расположении, осознанно и никогда не должно говориться в шутку или с некими подколами и издевками.
– Насколько часто можно произносить это выражение и в каких случаях?
– Как уже было сказано выше, выражение «спаси, Господи» – это прежде всего молитва, наша просьба, обращенная ко Творцу спасти и помиловать того или иного человека, который чем-то нам помог или же, наоборот, совершил по отношению к нам какой-нибудь плохой поступок. В силу этого никакая реабилитация приведенного выражения попросту не нужна, ведь молитва или пожелание добра ближнему в оправдании не нуждается.
Относительно же того, как часто можно употреблять данное выражение, стоит сказать следующее: важно не столько количество, сколько качество. Лучше реже прибегать к упоминанию имени Божия, но при этом делать это осмысленно, с благоговением, нежели ежеминутно, но при этом не отдавая себе отчет в том, чего просим и у Кого.
– А что можно отнести к бытовому кощунству?
– Любое неблагоговейное отношение к святыне – дома или же в храме – кощунство. Само слово «святыня» происходит от еврейского слова «кадош», которое означает нечто особое, отделенное от общего употребления. Таким образом, слово «святыня» уже предполагает должное отношение к тому или иному святому предмету. А потому неправильное отношение (например, к имени Божиему, святой воде, просфорам, освященному маслу и т. п.) ведет за собой духовное огрубение и косность ко всему святому вообще. В таком случае лучше не хранить священные вещи дома вообще, чем держать их у себя, но относиться к ним как к вещам обыденным.
Беседовала Наталья Горошкова
Как отвечать на спаси господи правильно
ЧТО НУЖНО ОТВЕЧАТЬ,ЕСЛИ ВМЕСТО «СПАСИБО»ТЕБЕ ОТВЕЧАЮТ «»СПАСИ ГОСПОДИ»? спасибо
Не говорите людям – спасибо!
ЗНАЧИТюМНЕ ГОВОРЯТ:»СПАСИБО»?ТАК ЭТО ВОСПРИНИМАТЬ?
СПАСИБО ВАМ ЗА РАЗЬЯСНЕНИЕ!
Отвечать можете либо тоже самое либо: БЛАГОДАРЮ БЛАГОЕ ДЕЛО СОВЕРШЕННОЕ МНОЮ Я ВАМ ИСКРЕННЕ ДАРЮ, ДА ВИДИТ БОГ ЧИСТЫ МОИ НАМЕРЕНИЯ.
ОГО!ЭТО УЖ СИЛЬНО ДЛИННО!
Нет, это расшифровка слова БЛАГОДАРЮ.
ТЕПЕРЬ ПОНЯТНО!СПАСИБО ЗА РАЗЪЯСНЕНИЕ!
ничего не нужно отвечать, потому что спасибо образовалось от двух слов «Спаси Бог!»
СПАСИ БОГ И ВАМ!Я ПРАВИЛЬНО НАПИСАЛА?
надо подумать о том, спасена ли ваша душа и отдали вы ее в руки Спасителю
то же, что и на спасибо. Это синонимы, так сказать
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Здесь можно найти ответы на интересующие вас вопросы, касающиеся православия. Делитесь так же своим опытом и знаниями.
Также вы можете задать свой вопрос священнослужителю в специальном проекте сети «Елицы» – «Вопросы батюшке»: https://dialog.elitsy.ru
КАК ПРИВЕТСТВОВАТЬ ДРУГ ДРУГА. Православный этикет
Входя в дом, надо сказать:«Мир вашему дому!» — на что хозяева отвечают: «С миром принимаем!» Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За всё принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси Господи!», «Спаси Христос!» или «Спаси тебя Бог!» — на что положено ответить: «Во славу Божию». Нецерковных людей, если вы считаете, что они вас не поймут, таким образом благодарить не обязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!» или «Я от всей души вам благодарен».
Как приветствовать друг друга. В каждой местности, у каждого возраста есть свои обычаи и особенности приветствий. Но если мы хотим жить в любви и мире с ближними, вряд ли куцые словечки «привет», «чао» или «пока» выразят глубину наших чувств и установят гармонию в отношениях. За века христиане выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!» — слыша в ответ: «И есть, и будет». Так приветствуют друг друга священники, совершая рукопожатие, трижды лобызая друг друга в щёку и целуя друг у друга правую руку. Впрочем, священники могут приветствовать друг друга и так: «Благослови». Прп.Серафим Саровский обращался ко всем со словами: «Христос воскресе, радость моя!» Современные христиане так приветствуют друг друга в Пасхальные дни — до Вознесения Господня (т.е. на протяжении сорока дней): «Христос воскресе!» — и слышат в ответ: «Воистину воскресе!».
В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!».
При встрече мужчины-миряне обычно целуют друг друга в щёку одновременно с рукопожатием. В московском обычае при встрече троекратно целоваться в щё-ки — женщинам с женщинами, мужчинам с мужчинами. Некоторые благочестивые прихожане привносят в этот обычай особенность, заимствованную из монастырей: троекратное взаимное лобызание в плечи, по-монашески.
Из монастырей пришёл в быт некоторых православных обычай просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такое правило можно применять лишь среди православных, едва ли оно применимо к мирским людям… Монастырские корни имеет и другая форма приветствия: «Благословите!» — причём не только священника. И если батюшка отвечает: «Бог благословит!», то мирянин, к которому обращено приветствие, говорит в ответ также: «Благословите!»
Уходящих из дома на учёбу детей можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела Хранителя направляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.
Как обращаться друг к другу. Умение обратиться к незнакомому ближнему выражает или нашу любовь, или наш эгоизм, пренебрежение к человеку. Дискуссии 1970-х годов о том, какие слова предпочтительнее для обращения — «товарищ», «сударь» и «сударыня» или «гражданин» и «гражданка», — вряд ли сделали нас доброжелательнее друг к другу. Дело не в том, какое именно слово избрать для обращения, а в том, видим ли мы в другом человеке такой же образ Божий, как и в себе. Конечно, примитивное обращение «женщина!», «мужчина!» говорит о нашем безкультурье. Ещё хуже вызывающе-пренебрежительное «эй ты!» или «эй!».
Но согретое христианской приветливостью и доброжелательностью, любое доброе обращение может заиграть глубиной чувств. Можно использовать и традиционное для дореволюционной России обращение «госпожа» и «господин» — оно особо уважительно и напоминает всем нам, что каждого человека надо почитать, поскольку каждый носит в себе образ Господа. Но нельзя не учитывать, что в наши дни это обращение носит более официальный характер и иногда из-за непонимания его сути негативно воспринимается при обращении в быту, о чём можно искренне пожалеть.
Обращаться «гражданин» и «гражданка» уместнее скорее для работников официальных учреждений. В православной же среде приняты сердечные обращения «сестра», «сестричка», «сестрица» — к девушке, к женщине. К замужним женщинам можно обратиться: «матушка» — кстати, этим словом мы выражаем особое уважение к женщине как к матери. Сколько тепла и любви в нём: «матушка!» Вспомните строки Николая Рубцова: «Матушка возьмёт ведро, молча принесёт воды…» Жён священников тоже называют матушками, но добавляют при этом имя: «матушка Наталья», «матушка Лидия». Такое же обращение принято и к игумении монастыря: «матушка Иоанна», «матушка Елисавета».
К юноше, мужчине можно обратиться: «брат», «браток», «братишка», «друг», к более старшим по возрасту — «отец», это знак особого уважения. Но вряд ли правильным будет фамильярное «папаша». Будем помнить, что «отец» — великое и святое слово, мы обращаемся к Богу «Отче наш». И священника мы можем называть «отец». Монахи нередко называют друг друга «отче».
Как правильно благодарить в Церкви
Дмитрий Харьковчанин
Подскажите, как благодарить в Церкви? Например, если мне кто-то что-то подсказал. Когда покупаю свечки. Когда оставляю записки. После исповеди.
Можно ли говорить «спасибо»? Если нельзя, то почему?
А то уже несколько раз на моё спасибо, видел странную реакцию. Не осуждения, нет. Но как будто я что-то неуместное сказал.
Протоиерей Михаил Павленко
Подскажите, как благодарить в Церкви? Например, если мне кто-то что-то подсказал. Когда покупаю свечки. Когда оставляю записки. После исповеди.
Можно ли говорить «спасибо»? Если нельзя, то почему?
А то уже несколько раз на моё спасибо, видел странную реакцию. Не осуждения, нет. Но как будто я что-то неуместное сказал.
Жанна2525
Участник, заслуживающий доверия
Протоиерей Михаил Павленко
Жанна2525
Участник, заслуживающий доверия
Протоиерей Михаил Павленко
Сергий_
Так, что же значит слово СПАСИБО?
Самое забавное то, что нашими предками употреблялось слово ДЯКУЮ, которое сейчас осталось в укр. языке. На самом деле – это русское слово и в Велесовой книге (летопись прошлого русов за 20 000 лет до крещения Киевской Руси) оно упоминается.
Самое интересное, что и в русском, и в украинском, и в белорусском, и в немецком, и в английском слово, ПОЖАЛУЙСТА, просительное. Однако во всех языках приобрело и значение ответной реакции на СПАСИБО. Что уже никак не странно, если понимать истинное значение слова СПАСИБО.
Кроме того, в народе сложено множество пословиц и поговорок, характеризующих слово СПАСИБО с не хорошей стороны:
• из спасибо шубу не сошьёшь
• спасибо в карман не положишь
• спасибо за пазуху не положишь
• спасибо домой не принесёшь
• спасибо на хлеб не намажешь
• спасибом сыт не будешь
• спасибо не капает
• из спасибо шубы не шить
• спасибо-то не кормит, не греет
• за спасибо кум пеши в Москву сходил
• за спасибо солдат год служил
• мужик за спасибо семь лет работал
Как видим, слово СПАСИБО ассоциируется у народа с чем-то дармовым, БЕЗплатным. Народ не принимает СПАСИБО в качестве БЛАГОДАРНОСТИ.
Также слово СПАСИБО используется в качестве слова-ОБЕРЕГА:
Мы в ответ: СПАСИБО – СПАСИ-БОГ. Включается механизм защиты. Ведь мы обратились не к какому-то богу, а к самому чистому, и истинному, что есть в нас, к своему внутреннему свету, который тут же отразит по нашей просьбе любое воздействие и посягательство на нашу целостность.
В итоге – никто не пострадал. Информация вернулась к своему творцу. Мы не пустились во взаимные оскорбления и сохранили человеческое достоинство.
Или другой пример: нам открыто льстят, поют дифирамбы, стремясь хитростью навязать, что-то своё.
Произнося слово СПАСИБО, мы призываем своего внутреннего защитника и опять остаёмся в выигрыше. Лесть и похвала, не проникнув к нам, вернется к автору, и он оставит попытки прилипнуть к нам таким способом.
Воспитанные же люди говорили и говорят – БЛАГОДАРЮ! Слово БЛАГОДАРЮ образовано из двух слов БЛАГО и ДАРИТЬ-ДАРЮ. Произнося данное слово, вы делитесь частью вашего БЛАГА и лично вы сами, а ни кто-то другой отвечаете добром на добро.
Красивое и этичное слово БЛАГОДАРЮ, теперь не всегда можно услышать в ответ на оказанную услугу или добро. Забываем ОБРАЗный язык сами и детей своих не всегда учим правилам хорошего поведения, не говоря уже о истинном значении того или иного слова.
Скрытые факты Русской истории
Еще до 20 века русская литература пестрела словами: БЛАГОДАРЮ, БЛАГОДАРСТВУЙТЕ, БЛАГОДАРСТВУЮ, БЛАГОДЕТЕЛЬ, БЛАГОДУШИЕ, БЛАГОДАТЬ, БЛАГОДЕНСТВИЕ…
«- Благодарствую, сударь, подкреплюсь маленечко за ваше здоровье. (Н. Гоголь. Шинель).
У М. Лермонтова и других русских писателей встречаем параллельную форму множественного числа благодарствуйте.
— О, благодарю вас, господа! О, как вы возродили, как вы воскресили меня в одно мгновенье. (Ф. Достоевский. Братья Карамазовы).»
Будем же всегда благодарны! Будем благодарны за то, что у нас есть, и, что мы получим больше. Давайте говорить БЛАГОДАРЮ за все хорошее в нашей жизни. Если каждый из нас будет выражать свою благодарность вокруг себя, этому примеру последуют остальные!
Само слово БЛАГОДАРЮ – это ДАР, подарок! Когда нам нечего дарить, у нас всегда есть БЛАГОДАРЮ, и это само по себе подымает дарителя в глазах других. А в будущем побуждает к еще большей щедрости. Давайте делиться радостью с другими, подарите им вашу любовь, мир и, конечно же, БЛАГОДАРЮ!
ГОДАРНОСТЬ. Они ловят себя на мысли, что им приятно, им здорово, им радостно!
Будем же всегда благодарны! Будем благодарны за то, что у нас есть, и, что мы получим больше. Давайте говорить БЛАГОДАРЮ за все хорошее в нашей жизни. Если каждый из нас будет выражать свою благодарность вокруг себя, этому примеру последуют остальные!
Само слово БЛАГОДАРЮ – это ДАР, подарок! Когда нам нечего дарить, у нас всегда есть БЛАГОДАРЮ, и это само по себе подымает дарителя в глазах других. А в будущем побуждает к еще большей щедрости. Давайте делиться радостью с другими, подарите им вашу любовь, мир и, конечно же, БЛАГОДАРЮ!
Разговор мирянина с людьми церковными
Юлия С.
Любовь
16 Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.
(Иак.5:16)
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
(1Фесс.5:17-19)
(И это ещё не все цитаты из Евангелия о молитве друг за друга, желающие могут поискать их сами )
Юлия С.
Господи, спаси и сохрани!
Афанасий
Любовь
Здесь я видимо не совсем поняла Вас. Вы что решили, что монахиня у вас просила благословения?
Этого не может быть и даже не может быть никогда, разве только, если вы станете матушкой игуменьей женского монастыря.
Просят благословения только у священников, старцев и стариц, а в женском монастыре могут просить благословение у настоятельницы (игуменьи).
Бодо Владимир
Бодо Владимир
Любовь
Для тех, кто собирается в паломничество в монастырь можно порекомендовать прочитать вот эту статью:
О монастырских правилах
Не находит духовного обоснования практика некоторых приходов, где прихожанок, работающих на кухне, в швейной мастерской и т.п., называют матушками. В миру матушкой принято называть только жену священника (батюшки).
А вот этот совет может смутить неопытного: «Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии». Неужели оскорбления, это норма? Нет, конечно. Однако на общих послушаниях трудятся в основном новоначальные верующие, которых вполне можно отнести к маргинальной прослойке верующих и она совсем не маленькая, так как новоначальных всегда бывает много и в храмах, и на общих полушаниях в монастырях. Поэтому смиренный верующий столкнувшись с этим явлением в монастыре, может стяжать духовную пользу и опытность, а несмиренный, только повредиться.