как перейти на дистанционное обучение в вузе по желанию
Как правильно перейти на дистанционное обучение
Дистанционное обучение: есть ли такая форма образования
Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее — закон № 273-ФЗ) предусмотрены 2 формы получения образования (ст. 17):
Как видим, в 2021 году российское законодательство не признает дистанционное обучение самостоятельной формой образования. В то же время такие виды обучения, как электронное и дистанционное, названы в числе образовательных технологий (п. 2 ст. 13 закона № 273-ФЗ), которые могут применяться в обеих формах образования при реализации образовательных программ.
Особенностью дистанционного обучения является то, что контакт между преподавателем и обучающимся поддерживается посредством интернета на расстоянии, а не в одной аудитории. Наиболее используемыми примерами такой технологии являются:
Электронное обучение необязательно предполагает дистанционность и может применяться и в обычном образовательном процессе. Суть его заключается в преподнесении учебного материала с использованием электронных информационных ресурсов, таких как, например, «Российская электронная школа», «Яндекс-учебник», «Учи.ру» и т. д.
Итак, на сегодняшний день дистанционное обучение не является формой образования. Это только одна из образовательных технологий.
Какие еще нормативные правовые акты регулируют дистанционное обучение
Закон № 273-ФЗ содержит всего несколько норм, касающихся дистанционного обучения. Остальное правовое регулирование сосредоточено в ряде нормативных актов Минпросвещения России, однако и они не отличаются подробной регламентацией.
Основной акт — Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий…, утв. приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 (далее — Порядок).
Исходя из п. 4 Порядка, образовательные организации самостоятельно определяют порядок организации дистанционного обучения, а также объем преподавания с использованием удаленных технологий.
При наличии возможности удаленного обучения они должны:
Организация сама решает, как идентифицировать ученика, контролировать знания и оценивать результаты. По итогам дистанционного обучения образовательная организация может выдавать диплом или иной документ.
Обратите внимание! При обучении в колледжах и училищах водителей, электромонтеров, слесарей, животноводов нельзя обучать только дистанционно. Перечень профессий и специальностей с таким запретом установлен приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22.
Как видим, образовательная организация самостоятельна в вопросах применения технологий удаленного обучения.
Но обязательно придется разработать собственные документы (положения, приказы):
В настоящее время услуги по дистанционному обучению в основном оказывают организации дополнительного образования на платной основе.
Как правильно перейти на дистанционное обучение
Таким образом, законодательно порядок перехода на дистанционное обучение в школе (колледже, вузе) не установлен. Более того, обучающийся или его законный представитель не вправе требовать от учебного заведения использования таких технологий и предоставления услуг в дистанционном формате, если только это не установлено в договоре между ними.
Поэтому, прежде чем решать вопрос о переходе на дистанционное обучение, в первую очередь необходимо выяснить, оказывает ли учебное заведение в принципе услуги в таком формате.
Если да, то необходимо изучить положение образовательной организации о дистанционном обучении и следовать порядку, установленному в нем. Как правило, переход осуществляется путем написания и подачи учащимся и (или) его законным представителем заявления на дистанционное обучение.
Скачайте бланк приказа о переходе на дистанционное обучение.
Образец заявления в школу о дистанционном обучении вы можете скачать по ссылке.
Если обучение будет платным, необходимо подписать договор об оказании дистанционных образовательных услуг либо дополнительное соглашение к уже имеющемуся договору.
Образец договора на дистанционное обучение вы найдете здесь.
Дистанционное обучение в связи с эпидемией коронавируса
В связи с эпидемией коронавируса и вынужденным временным прекращением очного образовательного процесса, а также с учетом слабого законодательного регулирования дистанционных технологий обучения Минпровещения России издало несколько документов с разъяснениями и рекомендациями, в том числе:
Наибольшее практическое значение имеют Методические рекомендации Минпросвещения России (письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 № ГД-39/04). В данном документе пошагово описаны действия образовательных организаций по налаживанию дистанционного обучения в условиях эпидемии.
В частности, школы и другие учебные заведения должны (п. 3 Рекомендаций):
Родители учащихся должны подать заявление о согласии на переход на дистанционное обучение (п. 4).
***
Итак, дистанционное обучение в настоящее время не является самостоятельной формой образования, но может использоваться учебными заведениями как одна из образовательных технологий. Порядок перехода на дистанционное обучение определяется школой (колледжем, вузом) самостоятельно.
Как правильно подать заявление на дистанционное обучение
Содержание
Долгие годы студенты учились по старой традиционной схеме: посещение всех пар, с последующими зачетами и экзаменами, либо самостоятельное обучение с обязательной итоговой отчиткой. Проще говоря, очное и заочное обучение. Вот только 2020 год внёс в учебный процесс существенные коррективы, и за это стоит сказать спасибо COVID-19, известному в народе, как «коронавирус».
В марте и апреле все вузы в спешном порядке переводились на удалёнку. Это оказалось большим стрессом, как для информационных систем, так и для самих студентов с преподавателями. Все надеялись, что это было лишь раз и больше не повторится, но у коронавируса были другие планы и уже в октябре текущего года, всё больше школ, колледжей и вузов переходят на домашнее обучение с помощью интернета.
Возможно ли перейти на дистанционное обучение по собственному желанию?
Вот только что делать, если ваше учебное заведение не собирается переходить на дистанционку, а вы не особо доверяете здоровью других студентов и боитесь заразиться? Или, не дай Бог, сами себя чувствуете неудовлетворительно. В таком случае вам нужно самостоятельно проситься перейти на домашнее обучение. Такое возможно, да!
Компания «ПроСтудента» не берется давать советы касательно вопроса «Писать или не писать заявление?», это каждый решает для себя самостоятельно. Если вы чувствуете себя неважно или же боитесь заразиться в дороге до университета, тогда, наверное, лучше написать. Если же вы чувствуете себя прекрасно и уверены в своём иммунитете, то зачем оно надо? Продолжайте учиться, не накаляя отношения с вузом и сокурсниками.
Имейте ввиду!
Подавать заявление необходимо по своим собственным убеждениям, не слушая других лиц, которые могут вас пытаться отговорить, что у вуза нет необходимой техники или что боязнь заразиться коронавирусом – чушь. Это не чушь и отсутствие техники – не ваши проблемы. Помните, что ваше здоровье важнее всего!
Как написать заявление на обучение удалённо?
Для того, чтобы перейти на удалёнку, необходимо заполнить заявление с запросом на перевод на дистанционное обучение. Каждый вуз создает собственную форму бланка заявления, но суть документа всегда остается неизменной. В заявлении всегда должен быть указано желание студента перейти на удалённое обучение, причина такого решения и обязательство неукоснительно соблюдать учебный план.
Образец заявления на дистанционное обучение
Пример заявления на дистанционное обучение
Для вашего удобства мы подготовили документ в формате .docx, который вы можете скачать и внести свои правки. Иногда в заявлении просят указывать ещё и мобильный телефон с адресом электронной почты, но, как правило, эти данные всегда имеются на кафедре.
Рекомендация от «ПроСтудента»:
Чтобы не возникло спорных ситуаций, мы советуем вам брать наш образец за структурный базис, но опираться в первую очередь нужно на пример документа, который находится в деканате.
Если же вы отсутствуете в городе, то такое заявление всегда можно подать в электронном виде. Для этого достаточно будет заполнить форму на сайте учебного заведения или же написать от руки, а затем отсканировать/сфотографировать и отправить на электронную почту, указанную на сайте вуза.
Как подать заявление для перехода на «удалёнку»?
Как только заявление написано, всё что вам остается отнести его в деканат, либо отправить их по электронной почте. Если вы решили перейти на онлайн-обучение всей группой, то все заявления лучше всего передать старосте, и он или она подаст их единым пакетом. После того, как декан завизирует их, на факультете издается приказ о переводе всей академической группы или одного студента на дистанционное обучение.
Заявление против дистанционного обучения?
Существует также обратная ситуация, когда вуз собирается переходить на дистанционное обучение, а у студента нет возможности обучаться из дома. Это может быть связано с отсутствием необходимой техники или банально нет постоянного интернет-подключения. Если у вас такая ситуация, то мы рекомендуем вам написать заявление на отказ от дистанционного обучения.
Текст заявления на отказ от удалённого образования:
Прошу не переводить меня на дистанционное обучение в связи с отсутствием необходимой техники / постоянного доступа к интернету.
Как только данный документ попадает на стол декана или ректора, он должен принять решение: оставить всю группу на стационарном обучении, разработать индивидуальный план для конкретного студента или выдать необходимую для обучения технику, если таковая имеется под личную материальную ответственность студента.
Заключение
Как видите, переход на дистанционку не такой уж и сложный, главное знать что делать и быть уверенным в своём решении. Мы предоставили вам всю необходимую информацию и хотим напомнить, что ваше здоровье – намного важнее хорошего отношения с преподавателями или одногруппниками. А также не забывайте, что дистанционное обучение – не прогулка летом по парку – это сложный учебный процесс с серьёзной нагрузкой. Домашних заданий будет больше, проверять будут тщательнее и мозги клепать тоже будут. Поэтому готовьтесь морально к стрессу и, при необходимости, обращайтесь за помощью к своим друзьям из компании «ПроСтудента», которые предлагают лучшие услуги на рынке студентов. Нас ценят и любят за качество, отличную поддержку и невысокие цены. Заказывая работу у нас, вы обеспечиваете себя отличной оценкой на 99%!
Юрист рассказывает как перейти на дистанционное обучение (с готовым заявлением)
Первого сентября этого года (2020) вступил в законную силу закон, которым введена возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (тот самый «дистант»). Проще говоря, дистанционное обучение -это способ обучения не в стенах школы, а из дома, с помощью интернета.
Отношение к дистанционке у всех разные. Да оно и понятно: обстоятельства у людей разные. Автор убежден: у учащихся и их родителей должно быть право выбора с учетом конкретных обстоятельств и Федеральный закон РФ «Об образовании» это право предоставляет. Так, согласно ст. 44 Закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения. Аналогичное право закреплено за учащимися в п. 1 ч. 1 ст. 34 ФЗ РФ «Об образовании».
Образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
Статьей 17 Закона об образовании установлены следующие формы обучения:
Частью 4 ст. 17 Закона указано, что «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения».
Мы разобрались с Вами, что учащиеся и родители несовершеннолетних учащихся имеют право перейти на дистанционку. Для этого нужно директору подать соответствующее заявление.
Для чего пишут заявление о переходе на дистанционное обучение:
Заявление составляется в свободной форме. Никакого бланка заявления о переводе на дистанционную форму законодательством не предусмотрено. Поэтому заявление составляется в произвольной форме по существу Вашей просьбы. Во избежание споров с директором в заявлении ссылаемся на нормы Закона РФ «Об образовании».
Изучив предлагаемые различными школами бланки заявления о переводе на дистанционку заметила, что в заявлении есть такие фразы:
«Ответственность за жизнь, здоровье, а также обеспечение освоения образовательной программы беру на себя»;
«Гарантирую создание условий для обучения ребенка в дистанционном режиме и выполнение им заданий, назначенных учителем»;
«Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время дистанционного обучения беру на себя».
Родителей эти фразы часто пугают: типа родитель за все отвечает, а школа никакой ответственности не несет.
Родители несут ответственность за освоение их детьми образовательных программ вместе со школой на основании ст. 44 ФЗ РФ «Об образовании» и ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ. Родители отвечают за физическое присутствие ребенка в школе, точно также они отвечают присутствие ребенка на дистанционных занятиях.
Школы и органы власти несут полную ответственность за материально-техническое обеспечение образовательного процесса, независимо от того, какая форма обучения и способ освоение образовательной программы выбраны. Поэтому школы не могут навязывать платные ресурсы и сервисы или требовать от родителей создания технических условий сверх того, чем располагает семья.
Проще говоря, школа обязана обеспечить учащегося компьютером и интернетом (при необходимости, если семья не располагает этими средствами), обязана обеспечить полноценный урок с объяснениями учителя, расписание занятий в соответствии с санитарными правилами и нормами. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания ученика. А самое интересное в свете ст. 16 и ст. 37 Закона РФ Об образовании даже при дистанционке школа обязана обеспечить младшеклассников бесплатным питанием в течение учебного дня. Ведь никаких исключений в ст. 37 Закона об образовании не предусмотрено! А местом осуществления образовательной деятельности при применении дистанционных технологий является место нахождения школы (ст. 16 Закона об образовании). По крайней мере, родители вправе требовать это от школы.
Родители обязаны обеспечить присутствие ребенка на дистанционных занятиях (так же как и присутствие ребенка в школе).
За безопасность и здоровье детей на дистанционке отвечают родители. Школа ответственна за жизнь и здоровье детей только на своей территории. Так, согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании школа обязана обеспечивать безопасность учеников во время пребывания в школе.
Поэтому что бы родители не написали в заявлении, каждый будет отвечать за то, что указано в законе, а не в заявлении.
И так, предлагаю следующий образец заявления о переходе на дистанционное обучение:
Директору МБОУ СОШ №_________
_____________________________
(Ф.И.О. директора)
от____________________________,
(Ф.И.О. родителя, законного представителя)
проживающей (-его) по адресу:
____________________________
тел.:__________________________
Заявление
Довожу до вашего сведения, что мною ___________________________________________________
Ф.И.О. родителя (законного представителя) на основании ст. 16, ст. 17 п. 1 ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ выбрана форма дистанционного обучения для моего сына (дочери)__________________________
_______________________________________ученика (цы)__________класса
с_________по_________2020 г.
На основании ч. 1, ч. 2.1 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ прошу обеспечить получение бесплатного горячего питания моего ребенка путем доставки по адресу:________________ (про питание указывается при необходимости для младшеклассников 1-4 кл).
Гарантирую создание условий для обучения ребенка в дистанционном режиме и выполнение заданий, назначенных учителем.
Ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время дистанционного обучения беру на себя.
«___»________20__г.
________/_____________
подпись/расшифровка подписи
В заявлении не обязательно указывать причину Вашего выбора. У родителей просто есть право выбирать форму обучения. Не все хотят распространяться о своих жизненных обстоятельствах.
Отказаться от дистанционного обучения можно также заявлением на имя директора.
Надеюсь, данная информация была полезна для Вас!
Как правильно написать заявление на дистанционное обучение
Несмотря на смягчение карантинных ограничений, в мире продолжает бушевать эпидемия коронавируса, что диктует изменения в привычных условиях работы и учёбы. Учитывая эту ситуацию, некоторые вузы с началом учебного года продолжили работу в дистанционном или смешанном формате. Другие готовы работать в онлайн-режиме, если это устроит студентов.
Если такое желание есть у вас и ваших одногруппников, мы расскажем, как правильно написать заявление на дистанционное обучение и покажем пример.
Больше актуальных лайфхаков можно найти в нашем информационном телеграм-канале. В другом канале мы собрали скидки и бонусы для подписчиков.
Можно ли написать заявление на дистанционное обучение в вузе
Инициатива перехода на дистанционное образование может исходить как от преподавателей, так и от обучающихся. Главное условие — с таким вариантом должна быть согласна большая часть группы. Если нужное количество людей есть, каждый из студентов пишет заявление о переводе на дистанционное обучение.
Писать ли заявление на дистанционное обучение — каждый решает для себя сам. Такой формат подойдёт тем, кто беспокоится о своём здоровье и не хочет рисковать подхватить инфекцию в университетской аудитории или в общественном транспорте.
Конечно, подавать заявление на дистанционное обучение имеет смысл лишь в том случае, если педагоги и студенты обеспечены необходимой техникой и у них стабильно работает интернет.
Как написать заявление на дистанционное обучение
Каждый вуз разрабатывает собственную форму бланка заявления на дистанционное обучение, но главное — суть документа. В нём должно быть отражено пожелание студента учиться в онлайн и подтверждение того, что он будет выполнять учебный план.
Образец заявления на дистанционное обучение для студентов
Предлагаем примерный образец заявления на дистанционное обучение в институте, которое надо написать на имя декана факультета:
Прошу разрешить продолжить обучение по специальности «психология» с применением дистанционных образовательных технологий на период действия противоэпидимечских мер в университете.
Подтверждаю, что обладаю необходимой для занятий техникой и имею пользоваться соответствующими приложениями и программами, буду иметь оперативный доступ к интернету. С документами, регламентирующими образовательный процесс в университете, ознакомлен.
Обязуюсь выполнять учебный план в срок и в полном объёме.
Даю согласие на обработку персональных данных.
Также в заявлении следует указать электронный адрес и телефон: эти данные часто требуется для регистрации студента на образовательном портале вуза или техникума.
Образец заявления на дистанционное обучение в колледже отличается только названием учебного заведения, суть остаётся такой же.
Если студент отсутствует в городе, то можно подать электронное заявление на дистанционное обучение: заполнить форму на сайте учебного заведения или написать документ от руки, отсканировать/сфотографировать и отправить его.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Обучаться в дистанционном формате удобно и эффективно
Как подать заявление на дистанционное обучение
Написанные заявления на переход на дистанционное обучение студенты лично относят в деканат или документы собирает и передаёт староста. После того, как декан завизирует их, на факультете издаётся распоряжение о переводе академической группы на онлайн-формат учёбы.
Заявление против дистанционного обучения
Если учащийся не обладает нужной техникой или у него нет доступа к интернету, он может написать заявление на отказ от дистанционного обучения:
Прошу не переводить меня на дистанционное обучение в связи с отсутствием у меня необходимой техники/регулярного подключения к интернету.
После подачи такого документа декан должен будет принять решение: или оставить всю группу на стационарном режиме или разработать для отдельного студента индивидуальный план.
Теперь вы знаете как писать заявление на дистационку или отказаться от такой формы обучения. А чтобы получать пятёрки при любой форме обучения, обращайтесь в студенческий сервис. Его эксперты знают, как написать на отлично все учебные работы: от лабораторной до диплома.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
О праве каждого на образование без электронного обучения и применения дистанционных информационных технологий
Данный пост является реакцией на де-факто лишение права на образование учащихся 6-11 классов школ, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, со ссылкой на указ Мэра Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ.
Как представляется, данный указ не может быть истолкован как ограничивающий право на образование, гарантированное ст. 43 Конституции Российской Федерации, а также как допускающий причинение вреда здоровью обучающихся.
Данное положение Указа послужило основанием для ограничения права обучающихся 6-11 классов большинства школ города Москвы на очное образование и реализацию образовательной программы исключительно с использованием электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий (ст. 16 Закона об образовании в Российской Федерации).
Между тем данное положение названного акта администрации города Москвы не может быть истолковано как предполагающее ограничение права на очное образование (в помещениях образовательной организации при непосредственным контакте с педагогическим работником) и его замену электронным обучением и дистанционными образовательными технологиями для обучающихся, родители (законные представители) которых не выражали согласия на такое ограничение и замену.
А. Так, пунктом 2 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации закреплен принцип недопустимости дискриминации в сфере образования. Между тем то толкование положений п. 13.2 Указа Мэра города Москвы от 14.10.2020 № 100-УМ, согласно которому образовательные учреждения, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, обязаны перейти на дистанционную форму обучения, в то время как иные образовательные организации могут продолжать образовательный процесс в очной форме, представляет собой дискриминационное, а потому ошибочное толкование.
Так, как видно из указа, его положения предполагают возможность различного режима обучения для лиц:
Следовательно, указ содержит возможность различного режима для лиц, обучающихся в разных образовательных организациях, только в том случае, когда он истолковывается как запрещающий проведение очного образования в подведомственных городу Москве образовательных организациях. Помимо недопустимости дискриминации, а также нарушения принципа равенства всех перед законом, в частности, равенства прав на образование, такое толкование нарушает п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании, в силу которого действует принцип единства образовательного пространства на территории Российской Федерации.
B. Пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона об образовании предусмотрено право выбора форм получения образования, форм обучения. В соответствии с ч. 3 ст. 44 Закона об образовании в Российской Федерации родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.
С учетом данного права п.13.2 Указа Мэра Москвы № 100-УМ не может быть истолкован как предполагающий лишение соответствующего права в случае, когда выбирается именно очная форма обучения, в частности, без использования электронного обучения и без применения дистанционных образовательных технологий.
C. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об образовании в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Данное право вытекает из ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Соответствующее право относится к правам человека, признанным на международном уровне. Так, в силу ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.
Как следует из толкования, содержащегося в п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.05.2006 № 5-П каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
E. Статьей 19 Конституции Российской Федерации закреплен принцип равенства всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В этой связи п. 13.2 Указа Мэра Москвы не закрепляет запрета на продолжение очной формы обучения, а передает решение соответствующего вопроса на уровень администрации образовательной организации.
F. В подтверждение названного толкования следует сослаться на письмо Минпросвещения России от 09.10.2020 № ГД-1730/03, в силу которого ст. 12 и 28 Закона об образовании организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, самостоятельны в разработке названных образовательных программ.
G.Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ни Мэром, ни администрацией образовательной организации не может быть ограничено право на образование. Следовательно, не может быть ограничено право на получение очной формы обучения без применения электронного обучения и дистанционных информационных технологий, если соответствующие родители (законные представители) не давали на это своего согласия, тем более возражают против этого.
H. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона об образовании в Российской Федерации действует приоритет жизни и здоровья человека. В силу ч. 9 ст. 13 Закона об образовании в Российской Федерации использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
Очевидно, что эти требования в настоящее время не соблюдаются (количество уроков в названных классах превышает 3, длительность выходит за указанные пределы).
При этом в силу п. 2 ст. 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населении программы, методики и режимы воспитания и обучения детей допускаются к применению при наличии санитарно-эпидемиологических заключений. Использование технических, аудиовизуальных и иных средств воспитания и обучения, учебной мебели, учебной и иной издательской продукции для детей осуществляется при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Очевидно, что образовательная программа, нарушающая названные выше предельные требования, не может иметь санитарно-эпидемиологического заключения.
I. По смыслу образовательной деятельности она не может быть сведена к передаче информации и тестовому контролю способности ее отражения. Такая деятельность должна включать помимо информационного компонента также и невербальный компонент, направленный на научение и подбор подходящих методов обеспечения понимания. Такое обеспечение понимания, помимо прочего, предполагает непосредственное взаимодействие педагогического работника с обучающимися, проверку реакции, подбор подходящих для данного момента, данной аудитории и данного места слов и выражений, примеров, темпа и т.п. Образование как движение к созданию понимания невозможно без вовлечения в сопереживание (эмпатия), которое принципиально невозможно в дистанционном формате. По этой причине передачу информации с использованием дистанционных технологий нельзя квалифицировать как образование в конституционно-правовом смысле. Во избежание введения потребителей в заблуждение такое информирование следует именовать образовательным продуктом и отделять от образования, право на которое имеет каждый.
K. В свете изложенного представляется необоснованной позиция образовательных организаций, ссылающихся на положения приведенного выше Указа в обоснование отказа в обеспечении права на очное образование тем родителям (законным представителям), которые не давали согласия на применение электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий и уж тем более требуют восстановить очное образование без электронного обучения и без названных дистанционных технологий.
L. В большей своей части все сказанное применимо и к обучающимся иных уровней обучения (студенты, магистранты).
По традиции данный пост является частным мнением и необязательно разделяется образовательными организациями, в которых автор осуществляет преподавательскую деятельность.