как писать иконы дома поэтапно

Технология создания православной иконы

как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно

Создание иконы — длительный, кропотливый, многоэтапный процесс.

На примере Венчальных икон размером 18х24 мы проиллюстрируем и расскажем о том как создаются иконы в нашей мастерской.

1-ый этап: Изготовление иконной доски.

Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски — липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом. На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон составляет 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.

как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно

2-ой этап: Нанесение специального грунта (левкаса) на иконную доску.

как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно

3-ий этап: Отрисовка образа на иконной доске.

На гладкую поверхность залевкашенной доски иконописец наносит рисунок образа с образца, утвержденного заказчиком. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы — нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент листовым сусальным золотом 960 пробы. Золочение иконы требует навыков и умения.

Если вы заказываете икону с гравировкой, то пред позолотой иконы мастер-гравер выполняет гравировку по левкасу. Только после этого можно золотить икону.

как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно

4-ый этап: Написание иконы.

как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно

как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно

После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.

как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно

Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при помощи многослойных лессировок — очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.

как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно

В конце работы над образом необходимо сделать притенения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. Также выполнить оживки — светлые штрихи, которые придают еще больший эффект свечения.

как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно

Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, который затем наносится листовое сусальное золото. После этого на иконе необходимо выполнить надписи.

7-й этап: Создание защитного слоя.

Завершающий этап в работе над иконой — это покрытие иконы защитным слоем — олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. Благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.

Венчальная пара готова.

как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно

Для лучшей сохранности иконы можно поместить еще в киот. Он защитит икону от пыли и от воздействия других внешних факторов.

По желанию мы освящаем икону в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. В соборе Лавры священник читает специальные молитвы на освящение иконы и кропит ее святой водой.

Источник

Обучение иконописи

Ико­но­пись – это вид живо­пи­си, обла­да­ю­щий сво­ей эсте­ти­кой, при­ё­ма­ми, тех­но­ло­ги­ей. В дан­ной ста­тье основ­ное вни­ма­ние я уде­ляю эсте­ти­ко-ремес­лен­но­му нача­лу в ико­но­пи­си. Для созда­ния совер­шен­но­го обра­за, по воз­мож­но­сти, нуж­но овла­де­вать и совер­шен­ной фор­мой. Кро­ме овла­де­ния ремес­лен­ны­ми навы­ка­ми необ­хо­ди­мо вос­пи­ты­вать худо­же­ствен­ный вкус, поча­ще созер­цать шедев­ры рус­ской и миро­вой ико­но­пи­си, нахо­дя­щих­ся в музе­ях, что, к сожа­ле­нию, доступ­но не всем. Часто репро­дук­ции икон гре­шат иска­же­ни­ем цве­та, сами ико­ны быва­ют в пла­чев­ном состо­я­нии. Для обу­че­ния необ­хо­ди­мы, конеч­но, хоро­шие аль­бо­мы, репро­дук­ции, луч­ше фото­гра­фии фраг­мен­тов, сде­лан­ные в музе­ях, кото­ры­ми обла­да­ют серьёз­ные ико­но­пис­ные школы.

После эле­мен­тар­ных упраж­не­ний, опи­сан­ных в преды­ду­щей ста­тье – гор­ки, архи­тек­ту­ра, вода, дере­вья, мож­но при­сту­пить к пись­му антич­ных оде­я­ний свя­тых, поизу­чать систе­му пробело́в на склад­ках. Основ­ные при­ё­мы созда­ния ико­но­пис­ной опти­че­ской систе­мы: роскрышь, при­те­не­ние, высвет­ле­ние, опись, лес­си­ров­ка. Часто уча­щи­е­ся вме­сто посто­ян­ных упраж­не­ний жела­ют узнать какие-то «сек­ре­ты» или «осо­бые тех­но­ло­гии», кото­рых не суще­ству­ет. Луч­ше хоро­шо выпол­нить про­стую зада­чу, напри­мер, мно­го­крат­но напи­сать рукав, или дру­гой фраг­мент оде­я­ний, что­бы он выгля­дел убе­ди­тель­но. Упраж­не­ния мож­но делать на залев­ка­шен­ной натя­ну­той бума­ге или орга­ли­те, неудав­ши­е­ся момен­ты надо научить­ся счи­щать скаль­пе­лем. Роскрышь, т. е. пят­но цве­та на одеж­дах, наби­ра­ет­ся плот­нее, чем гор­ки, но с неко­то­рой долей про­зрач­но­сти. Про­бе­ла́ име­ют сту­пен­ча­тый харак­тер, дости­гая в неко­то­рых древ­не­рус­ских ико­нах до пяти сту­пе­ней. Они долж­ны чёт­ко отде­лять­ся друг от дру­га, иметь свою логи­ку постро­е­ния объ­ё­ма. Начи­на­ют­ся про­бе­ла́ не чисты­ми бели­ла­ми, в них может под­ме­ши­вать­ся цвет роскры­ши или дру­гой пиг­мент. На сире­не­вом цве­те часто дела­ют­ся холод­но-синие про­бе­ла́, такой цвет дают смесь белил и чёр­но­го. Про­бе­ла́ в послед­них фазах дости­га­ют пол­ной плот­но­сти, в сред­них – более про­зрач­но, сквозь них может про­све­чи­вать цвет одежд. С тене­вой сто­ро­ны объ­ём моде­ли­ру­ет­ся «при­те­не­ни­я­ми» – тон­ки­ми, про­зрач­ны­ми, лес­си­ро­воч­ны­ми сло­я­ми крас­ки, цве­та немно­го тем­нее роскры­ши. Завер­ша­ет­ся постро­е­ние фор­мы опи­ся­ми и белиль­ны­ми тон­ки­ми маз­ка­ми. Опи­си созда­ют тене­вую «глу­би­ну», они име­ют раз­ную интен­сив­ность, с тене­вой сто­ро­ны – тем­нее. Необ­хо­ди­мо научить­ся в поис­ках выра­зи­тель­но­сти спо­кой­но «мять» мате­ри­ал, менять про­пор­ции, цве­та, дви­гать какие-то дета­ли, что-то счи­щать частич­но или пол­но­стью. Исправ­ле­ния рисун­ка вид­ны на древ­них ико­нах, ника­кой «гра­фьёй» ста­рые масте­ра не поль­зо­ва­лись. Про­ца­ра­пы­ва­ние кон­ту­ра дела­ет­ся при золо­че­нии, что­бы при нахлё­сты­ва­нии золо­та не поте­рять силу­эт. Тех­ни­ка постро­е­ния объ­ё­ма в иконе мно­го­слой­ная, слои под­су­ши­ва­ют­ся, рабо­та «по сыро­му» не ведётся.

При напи­са­нии мно­го­цвет­ных празд­ни­ков важ­но гар­мо­нич­но подо­брать цве­та, посте­пен­но уточ­няя их, все­гда луч­ше начи­нать блед­но, чем потом счи­щать слои скаль­пе­лем. В искус­стве ико­но­пи­си мно­гое зави­сит от внут­рен­ней куль­ту­ры чело­ве­ка, его эсте­ти­че­ских прин­ци­пов и ремес­лен­но-худо­же­ствен­ных навы­ков, уме­ние выби­рать из все­го огром­но­го мате­ри­а­ла самое выра­зи­тель­ное. Все цве­та на иконе под­дер­жи­ва­ют друг дру­га, сам по себе цвет вооб­ще не суще­ству­ет, какой нибудь охри­стый цвет рядом с синим выгля­дит ярко-оран­же­вым, а гряз­но-зелё­ный рядом с крас­ным ста­но­вит­ся весь­ма ярким. Мож­но делать коле­ров­ку на бума­ге, при­став­ляя кусо­чек коле­ро­ван­ной бума­ги к дру­гим цве­там. Важ­но не задер­жи­вать­ся на каком-то одном эта­пе, а попро­бо­вать про­ра­бо­тать чёт­ко наи­бо­лее понят­ный эле­мент ико­ны. Начать писать опи­си, про­бе­ла́, затем опять перей­ти к уточ­не­нию цве­та, тогда ста­нет виден даль­ней­ший путь рабо­ты. Конеч­но, мастер­ство дости­га­ет­ся боль­шим тру­дом и прак­ти­кой. Чёт­ко опре­де­лён­ной после­до­ва­тель­но­сти напи­са­ния ико­ны я не придерживаюсь.

Последовательность написания икон

Ино­гда начи­наю с про­ра­бот­ки лика, ино­гда – оде­я­ний. Укла­ды­вать золо­то, в неко­то­рых слу­ча­ях, при­хо­дит­ся так­же после опре­де­ле­ния основ­ных цве­то­вых пятен и силу­эта, кото­рый в каран­даш­ном рисун­ке не все­гда поня­тен. Каран­даш­ный рису­нок я не обво­жу тём­ной крас­кой, как дела­ют мно­гие ико­но­пис­цы, нано­шу цве­та не так плот­но, что­бы рису­нок про­све­чи­вал сквозь роскрышь, затем наме­чаю склад­ки, про­бе­ла́, сно­ва уплот­няю общий тон, ино­гда меняя, уточ­няя пред­ва­ри­тель­ный рису­нок. Часто при­ме­няю лес­си­ров­ку – это покры­тие тон­ким сло­ем крас­ки уже напи­сан­ных частич­но или пол­но­стью фраг­мен­тов ико­ны. Этот при­ём обоб­ща­ет дроб­но напи­сан­ные дета­ли. При­ме­няю его и в пись­ме ликов. Начи­наю с наи­бо­лее понят­ных мест ико­ны, даль­ней­шее реше­ние обра­за при­хо­дит посте­пен­но. Важ­но научить­ся при­ни­мать воле­вые реше­ния и про­дви­гать рабо­ту, не зацик­ли­ва­ясь на каком-то этапе.

Нанесене ассиста

Послед­няя ста­дия созда­ния ико­ны – нане­се­ние золо­тых штри­хов на ассист. Лип­кое веще­ство – чес­ноч­ный сок, вини­лик – син­те­ти­че­ский мате­ри­ал. Я поль­зу­юсь вини­ло­вым неза­сы­ха­ю­щим лаком “goldsize”. Гото­вую ико­ну луч­ше под­су­шить несколь­ко дней. На места, где будет ассист, нане­сти мел хоро­ше­го каче­ства, слег­ка вти­рая его кисточ­кой, для обез­жи­ри­ва­ния. Акку­рат­но нане­сти кле­я­щее веще­ство штри­ха­ми и пят­на­ми. Затем мож­но нано­сить золо­то, наре­зая его неболь­ши­ми кусоч­ка­ми и пере­но­ся и при­ми­ная его хлеб­ным мяки­шем. Оста­нут­ся золо­тые штри­хи, в тех местах, где был нане­сён вини­лик. Над­пись я ком­по­ную на каль­ке, затем пере­дав­ли­ваю руч­кой без пас­ты на золо­той фон. По золо­ту мож­но писать акри­ло­вой крас­кой или тем­пе­рой ПВА. Место, где будет над­пись, покры­ваю акри­ло­вым лаком, крас­ка по нему хоро­шо ложит­ся. Золо­то покры­ва­ет­ся про­зрач­ным лаком, ико­на олифится.

Гото­вая ико­на покры­ва­ет­ся нату­раль­ной оли­фой с сик­ка­ти­вом, посколь­ку син­те­ти­че­ский лак и раз­ба­ви­те­ли выбе­ли­ва­ют жел­ток. Эта опе­ра­ция так­же может пре­вра­тить­ся в про­бле­му и тре­бу­ет навы­ка. Сырая оли­фа без сик­ка­ти­ва дол­го сох­нет и на неё может налип­нуть пыль. Я поль­зу­юсь покуп­ной немец­кой оли­фой, раз­бав­ляя сырой нату­раль­ной. Так­же мож­но про­то­мить нату­раль­ную оли­фу с аце­та­том кобаль­та, кото­рый явля­ет­ся сик­ка­ти­вом, т. е. убыст­ря­ет про­цесс высы­ха­ния. Томят в духов­ке 3–4 часа. Покры­ваю ико­ну кистя­ми не за один раз. Рука­ми осо­бо не раз­гла­жи­ваю, пото­му что мож­но обо­драть ассист и крас­ку. Луч­ше всё это про­бо­вать на каком-либо ненуж­ном эски­зе, кото­рый не жал­ко испортить.

Процесс написания иконы

Ико­на «Вос­кре­се­ние Христово»

Про­цесс написания
1как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
2как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
3как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
4как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
5как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
6как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
7как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
8как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
Ико­на «Спа­си­тель»

Про­цесс написания
1как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
2как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
3как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
4как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
5как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
6как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
7как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
Ико­на «свт. Ген­на­дий Нов­го­род­ский»

Про­цесс написания
1как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
2как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
3как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
4как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
5как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно
Ико­на «Свт. Гри­го­рий Бого­слов»

как писать иконы дома поэтапно. Смотреть фото как писать иконы дома поэтапно. Смотреть картинку как писать иконы дома поэтапно. Картинка про как писать иконы дома поэтапно. Фото как писать иконы дома поэтапно

Рису­нок каран­да­шом на залев­ка­шен­ной доске

Источник

Технология иконописи

Про­цесс опи­сан из лич­но­го опы­та и может отли­чать­ся от при­ё­мов дру­гих ико­но­пис­цев. Изго­тов­ле­ние дос­ки опускается.

1. Под­го­тов­ка дос­ки: обыч­но исполь­зу­ет­ся мезд­ро­вый клей (в виде белых хло­пьев), или жела­тин, или смесь клей+желатин. Клей зали­ва­ет­ся водой, гото­вит­ся на водя­ной бане. Глав­ное не пере­греть клей ина­че он поте­ря­ет свои свой­ства. Про­кле­и­ва­ем дос­ку несколь­ко раз, высу­ши­вая слои. Перед наклей­кой паво­ло­ки сушим 10 часов. На паво­ло­ку идёт нату­раль­ная льня­ная ткань или на неболь­шие дос­ки 2–3 слоя мар­ли. Очень боль­шие дос­ки сза­ди так­же обкле­и­ва­ют­ся паво­ло­кой и лев­ка­сят­ся, как и с наруж­ной сто­ро­ны, что­бы их не “вело”. Паво­ло­ка зама­чи­ва­ет­ся в клее на 2–3 часа, накле­и­ва­ет­ся на дос­ку, хоро­шо просушивается.

2. Лев­кас. Может быть раз­ной твёр­до­сти. Ног­тем боль­шо­го паль­ца руки дол­жен остав­лять цара­пи­ну на грун­те. Твёр­дый лев­кас труд­но шку­рить, он может трес­кать­ся, воз­ни­ка­ют труд­но­сти при уклад­ке золо­та на поли­мент. Про­пор­ции состав­ляю на глаз, т.к. раз­ный клей тре­бу­ет раз­но­го объ­ё­ма мела. Мел засы­па­ет­ся в жид­кий тёп­лый клей и тща­тель­но раз­ме­ши­ва­ет­ся, нано­сит­ся на дере­вян­ную поверх­ность, высу­ши­ва­ет­ся и про­ве­ря­ет­ся ног­тём. Ноготь дол­жен остав­лять лёг­кий след. При излиш­ней мяг­ко­сти добав­ля­ет­ся клей, твёр­до­сти – мел.

Жид­кий лев­кас про­це­жи­ва­ет­ся несколь­ко раз через ткань орган­зу (она в отли­чие от капро­но­во­го чул­ка не рас­тя­ги­ва­ет­ся) для уда­ле­ния пес­ка. При золо­че­нии на поли­мент тре­бу­ет­ся осо­бо тща­тель­ны­ое уда­ле­ние твёр­дых частиц, т.к. они цара­па­ют зубок и пор­тят золо­то. В гото­вый лев­кас добав­ля­ет­ся льня­ная оли­фа (на ста­кан пол чай­ной лож­ки) как пла­сти­фи­ка­тор. Неко­то­рые добав­ля­ют мёд.

Перед лев­ка­ше­ни­ем в дос­ку с накле­ен­ной паво­ло­кой вти­ра­ет­ся ладо­нью “молоч­ко”, жид­кий, тёп­лый насы­щен­ный кле­ем лев­кас, т.е. фак­ти­че­ски кле­ем с неболь­шим коли­че­ством мела, затем высушивается.

Лев­кас осту­жа­ет­ся, ста­но­вит­ся сту­де­ни­стой мас­сой. Удоб­но нано­сить тон­ки­ми сло­я­ми метал­ли­че­ским гиб­ким шпа­те­лем. Ниж­ние слои высу­ши­ва­ют­ся доль­ше, затем мож­но дол­го не ждать, как под­сох­нет нано­сить сле­ду­ю­щий слой. Сло­ёв может быть 5–6, глав­ное, что­бы при отшку­ри­ва­нии не про­те­реть до паво­ло­ки. Шкур­ка долж­на быть доста­точ­но мел­кой. В местах золо­че­ния лев­кас дол­жен быть осо­бен­но гладким.

3. Нане­се­ние рисун­ка. Для созда­ния рисун­ка мож­но исполь­зо­вать ксе­ро­ко­пии репро­дук­ций, каль­ку, рисо­вать в мень­шем мас­шта­бе, уве­ли­чи­вая на ксе­рок­се, удоб­но пере­дав­ли­вать на грунт, рису­нок, сде­лан­ный на тон­кой бума­ге. Боль­шие масте­ра рису­ют сра­зу на дос­ках. Удоб­но пере­но­сить на грунт рису­нок, сде­лан­ный на тон­кой бума­ге, зад­няя сто­ро­на нати­ра­ет­ся тём­ным пиг­мен­том, накла­ды­ва­ет­ся на отшку­рен­ный грунт, закреп­ляя бумаж­ным скот­чем и пере­дав­ли­ва­ет­ся твёр­дым каран­да­шом. Затем рису­нок уточ­ня­ет­ся каран­да­шом, мож­но сти­рать по грун­ту мягой резин­кой, или шкур­кой. Ико­ны боль­шо­го раз­ме­ра про­ри­со­вы­ва­ют­ся кистью тём­ной крас­кой (яич­ной тем­пе­рой) см. далее, посколь­ку боль­шие ико­ны пишут­ся более плот­ны­ми сло­я­ми крас­ки, а рису­нок дол­жен просвечивать.

Золочение икон.

Обра­ще­ние с золо­том тре­бу­ет боль­шой осто­рож­но­сти. Золо­то быва­ет транс­фер­ное, на листоч­ках папи­рос­ной бума­ги, его удоб­но резать нож­ни­ца­ми и брать рука­ми. Обыч­ное золо­то берёт­ся лап­кой, атри­бу­ты для золо­че­ния: подуш­ка, лап­ка или лам­пем­зель, ножи, зуб­ки, мож­но при­об­ре­сти в худ. мага­зи­нах. Исполь­зую золо­то на 60 листов, вес 1.2гр. или 1.4гр. Мож­но обхо­дить­ся без подуш­ки, раз­ре­зая золо­то на стоп­ке газет брит­вен­ным лез­ви­ем, обез­жи­рев его спир­том и мелом или ножом. Кусоч­ки пере­кла­ды­ва­ют­ся ножом с закруг­лён­ным кон­цом, он дол­жен быть отпо­ли­ро­ван, но мож­но обой­тись и без ножа, беря золо­то сра­зу лап­кой. Лап­ка дела­ет­ся из кисточ­ки бел­ка №10, раз­би­ра­ет­ся на волос­ки, накле­и­ва­ет­ся на скотч длин­ной 9–10см., свер­ху накла­ды­ва­ет­ся дру­гой скотч, обкле­и­ва­ет­ся кар­то­ном, при­кле­и­ва­ет­ся руч­ка. На руку нано­сит­ся вазе­лин, лап­ка замас­ли­ва­ет­ся и золо­то лег­ко к ней при­ли­па­ет и пере­но­сит­ся в нуж­ное место.

Самое лёг­кое золо­че­ние на вини­лик или гол­дсайз-водя­ной, белый лак. Он созда­ёт невы­сы­ха­ю­щую лип­кую поверх­ность, мож­но раз­во­дить водой, нано­сить быст­ро, не возя по одно­му месту. Обыч­но нано­сит­ся 2 раза с про­суш­кой 20 минут, и мож­но накла­ды­вать золо­то, тихонь­ко раз­гла­жи­вая бели­чьей кисточ­кой или меди­цин­ской ватой. Золо­че­ние на мас­ля­ный лак более тру­до­ём­ко, но мож­но добить­ся силь­но­го блес­ка золо­та. Тре­бу­ет­ся тща­тель­ная под­го­тов­ка поверх­но­сти. Покры­ваю грунт шел­ла­ком (лак на спир­те), затем 2–3 слоя глян­це­во­го лака типа “мира­нол” или “сил­ка­те­ра” с дли­тель­ной про­суш­кой, поверх­ность полу­ча­ет­ся как стек­ло. Поли­ро­вать мож­но 2000 шкур­кой или поли­ро­воч­ной пас­той с обра­зи­вом для авто­мо­би­ля. Затем нано­сит­ся мас­ля­ный лак для золо­че­ния: мар­дан, мек­сти­он, он может быть 3‑х часо­вым или 12-часовым.

На глад­кую высу­шен­ную поверх­ность нано­сит­ся тон­ким сло­ем лак, раз­ве­дён­ный уайт-спри­том, под­су­ши­ва­ет­ся минут 20–30, тща­тель­но сти­ра­ет­ся тряп­кой (ватой не надо, она оста­вит волос­ки) и сушит­ся, пока будет мож­но нано­сить золо­то. Готов­ность про­ве­ря­ет­ся чисто опыт­ным путём, может прой­ти и 1 час, и 2 часа. 3‑ёх часо­вой лак сох­нет быст­рее, но удоб­нее этот спо­соб про­хо­дит с 12-часо­вым лаком. Влаж­ность поверх­но­сти мож­но про­ве­рить ват­кой, она долж­на спо­кой­но отли­пать или паль­цем. Посколь­ку золо­то очень тон­кое недо­су­шен­ный лак может про­со­чить­ся сквозь него, остав­ляя пят­на, на пере­сох­ший лак золо­то ляжет пло­хо, с дыр­ка­ми. Во всех слу­ча­ях луч­ше делать про­вер­ку, накла­ды­вая неболь­шой кусок золо­та, при­ти­ра­ем мяг­кой кисточ­кой или ват­кой, силь­но не нажи­мая. Поверх­ность полу­ча­ет­ся бле­стя­щей. При золо­че­нии на лак мож­но исполь­зо­вать транс­фер­ное золото.

Золочение на полимент.

Это самое слож­ное золо­че­ние, необ­хо­дим зубок – кусо­чек от поли­ро­ван­но­го ага­та, вде­лан­ный в дере­вян­ную руч­ку. Доволь­но доро­гой инстру­мент. Золо­то исполь­зу­ет­ся обыч­ное, луч­ше 1.4, 1.5г. Грунт дол­жен быть не очень твёр­дым, в нём не долж­но быть частиц пес­ка, это очень важ­но, пото­му что пес­чин­ки при поли­ров­ке будут остав­лять цара­пи­ны и пор­тить зубок. Гото­вый поли­мент про­да­ёт­ся, доволь­но боль­ши­ми объ­ё­ма­ми, его мож­но при­об­ре­сти на несколь­ко чело­век, пото­му что рас­ход мизер­ный. Обыч­но на поли­мент золо­тят­ся ним­бы, соче­та­ясь с более мато­вым основ­ным фоном, или неболь­шие ико­ны. Поли­мент раз­во­дит­ся тух­лым яич­ным бел­ком с водой. Белок зара­нее под­го­тав­ли­ва­ет­ся, раз­во­дит­ся водой и томит­ся месяц при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре. Я беру один белок на 100гр. воды. Про­фес­си­о­наль­ные позо­лот­чи­ки раз­во­дят 5 бел­ков в бутыл­ке из под шампанского.

Итак, раз­во­дим поли­мент с бел­ком доволь­но жид­ко и нано­сим на грунт тон­ки­ми сло­я­ми, про­су­ши­вая слои и поли­руя их тряп­кой, если будут крош­ки мож­но поли­ро­вать 2000-ой шкур­кой. Может быть сло­ёв 5–6, плот­ная непро­зрач­ная поверх­ность. Место куда кла­дём кусо­чек золо­та быст­ро нама­чи­ва­ет­ся вод­кой, кла­дёт­ся золо­то ‚с лап­ки оно лег­ко при­лип­нет к вод­ке. Сушим минут 30–40. Затем поли­ру­ет­ся зуб­ком до полу­че­ния зер­каль­ной золо­той поверх­но­сти. Вре­мя суш­ки зави­сит от влаж­но­сти поме­ще­ния. Во всех слу­ча­ях луч­ше про­бо­вать поли­ро­вать неболь­шой кусо­чек. Заехав­шее за гра­фью золо­то уда­ля­ет­ся тон­ким скаль­пе­лем (скаль­пель важ­ный инстру­мент в арсе­на­ле ико­но­пис­ца). На золо­то мож­но нане­сти чекан­ку. Узор на золо­то нано­сит­ся с каль­ки, пере­дав­ли­вая шари­ко­вой руч­кой. Чека­ны мож­но при­об­ре­сти фир­мен­ные или исполь­зо­вать под­руч­ные сред­ства – пустая шари­ко­вая руч­ка, зато­чен­ная спи­ца, стек­лян­ная лопа­точ­ка с круг­лой капель­кой на кон­це – при уда­ре лёг­ким моло­точ­ком остав­ля­ет круг­лую впа­ди­ну (для нимба).

Работа яичной темперой.

Тех­ни­ка яич­ной тем­пе­ры доста­точ­но слож­на и жела­ю­щим её серьёз­но осво­ить луч­ше посту­пить в ико­но­пис­ную шко­лу. Суще­ству­ет ряд упраж­не­ний – про­ри­си по каль­ке тон­кой кистью, закра­ши­ва­ние ряда квад­ра­тов охрой с посте­пен­ным утол­ще­ни­ем слоя крас­ки, рас­тяж­ки, при­ё­мы постро­е­ния об’ё­мов и т.д.

Вокруг тех­ни­че­ско­го испол­не­ния икон суще­ству­ет мно­го поле­мик, стран­ных мне­ний и пря­мых мифов. За канон выда­ёт­ся стро­гая после­до­ва­тель­ность при­ё­мов типа “от тём­но­го к свет­ло­му”, “у ико­ны нет теней”, “не исполь­зу­ет­ся серый цвет” и т.п. буд­то ико­но­пись – это набор догм и запре­тов. Но “Ангел зла­тые вла­сы” из Рус­ско­го музея, одна из самых зага­доч­ных по испол­не­нию икон, не под­да­ю­ша­я­ся копи­ро­ва­нию, уж никак так при­ми­тив­но не напи­са­на. А на вели­кой чудо­твор­ной Вла­ди­мир­ской лики Бого­ро­ди­цы и Богом­ла­ден­ца напи­са­ны по-раз­но­му. Суще­ству­ет даже мне­ние (в ста­тье И. Гор­бу­но­вой-Ломакс) что сам тер­мин “тех­но­ло­гия ико­но­пи­си” поле­ми­чен, пото­му как нель­зя опи­сать тех­но­ло­гию созда­ния Обра­за Божия. Одна­ко мы рабо­та­ем с мате­ри­а­лом, обла­да­ю­щим опре­де­лён­ны­ми физи­че­ски­ми свой­ства­ми, кото­рые мож­но изу­чить и опи­сать. Понят­но, что научить худо­же­ствен­но­му вку­су или уме­нию рисо­вать через ста­тью невоз­мож­но, но неко­то­рые при­ё­мы и рецеп­ты как в любом ремес­ле дать можно.

В созда­нии ико­ны очень важен худо­же­ствен­но-ремес­лен­ный аспект, она долж­на адек­ват­но вос­при­ни­мать­ся совре­мен­ным чело­ве­ком, побуж­дать к молит­ве. Часто за “духов­ность” выда­ёт­ся гру­бое, при­ми­тив­ное пись­мо, гре­че­ские носы, выпу­чен­ные гла­за или вялость, про­зрач­ность, невнят­ность. К сожа­ле­нию тако­го мате­ри­а­ла в интер­не­те очень мно­го. Одна­ко попро­бую опи­сать про­цесс, учи­ты­вая опыт веду­щих ико­но­пис­цев Петер­бур­га и сво­е­го опы­та пре­по­да­ва­ния. Про­бле­ма – достать каче­ствен­ный мате­ри­ал для изу­че­ния, кото­рым обла­да­ют ико­но­пис­ные шко­лы, – это отлич­ные фото­гра­фии фраг­мен­тов миро­вых икон, сде­лан­ные в музе­ях. Учить­ся лег­че людям, вла­де­ю­щим аква­рель­ной или тем­пер­ной тех­ни­кой, с мас­ла перей­ти очень сложно.

Я, конеч­но за при­род­ные, нату­раль­ные пиг­мен­ты. Крас­ка состо­ит из желт­ко­вой эмульсии+сухой пиг­мент. Жел­ток отде­ля­ет­ся от бел­ка и сме­ши­ва­ет­ся с сухим белым вином в пр. 1/2,5 или 1/3. Более густая эмуль­сия берёт­ся для боль­ших икон, так как крас­ка дела­ет­ся гуще и слои плот­нее. Эмуль­сия может хра­нит­ся в холо­диль­ни­ке 2–3 неде­ли не теряя сво­их свойств. Она и яйцо не долж­но быть замо­ро­жен­ным. Крас­ка полу­ча­ет­ся как слив­ки, она может раз­бав­лять­ся водой. Неко­то­рые гли­ни­стые пиг­мен­ты луч­ше затво­рить зара­нее. Пиг­мен­тов не нуж­но боль­шое коли­че­ство. Их лег­ко сме­ши­вать, полу­чая раз­лич­ные оттен­ки. Пиг­мен­ты: Бели­ла свин­цо­вые, цин­ко­вые, тита­но­вые. Тита­но­вые очень силь­ные, кро­ю­щие, цин­ко­вые – сла­бые их мож­но сме­шать вме­сто свин­цо­вых. Охра свет­лая, тём­ная, крас­ная, золо­ти­стая. Шун­гит чёр­ный. Гла­у­ко­нит – зелё­ный тёп­лый, холод­ный. Диоп­таз – яркий зелё­ный. Кино­варь нату­раль­ная – ярко крас­ный. Виви­а­нит – гряз­но-синий. Азу­рит, лазу­рит – голу­бые, синие доро­гие пиг­мен­ты. Гема­тит – тём­но-виш­нё­вая, очень нуж­ный пиг­мент, необ­хо­дим для напи­са­ния мафо­рия пр.Богородицы в сме­си с бели­ла­ми даёт сире­не­вые оттен­ки. Это доста­точ­ный пакет пиг­мен­тов для напи­са­ния отлич­ной иконы.

Пиг­мен­ты круп­ной, зер­ни­стой фрак­ции сле­ду­ет рас­ти­рать на стек­ле куран­том – это может быть боль­шая, плос­кая стек­лян­ная проб­ка с мато­вой поверх­но­стью. Cтек­ло надо слег­ка зама­то­вить шкур­кой или нажда­ком. Цвет­ные кам­ни мож­но пред­ва­ри­тель­но пото­лочь в ступ­ке или пора­бо­тать напиль­ни­ком. Рас­тёр­тые с водой пиг­мен­ты мож­но хра­нить в пас­то­об­раз­ном виде или высу­ши­вать в поро­шок. Неко­то­рые зати­ра­ют крас­ку сра­зу с эмуль­си­ей, но её надо быст­ро исполь­зо­вать или хра­нить в холо­диль­ни­ке. Упраж­не­ния обыч­но начи­на­ют­ся с каль­ки­ро­ва­ния про­ри­сей для овла­де­ния ико­но­пис­ной гра­фи­кой, поста­нов­ки руки, дости­же­ния упру­го­сти линии. Мож­но, наби­вая руку, рисо­вать узо­ры, бук­ви­цы на бума­ге. Начи­нать осва­и­вать крас­ку луч­ше на бума­ге, натя­ну­той на план­шет и слег­ка загрун­то­ван­ной. Мож­но про­сто закра­ши­вать квад­ра­ти­ки охрой от про­зрач­ных сло­ёв к плот­ным. Цве­то­вое пят­но наби­ра­ет­ся посте­пен­но, доволь­но про­зрач­ны­ми сло­я­ми. Пер­вые слои обыч­но полу­ча­ют­ся “лох­ма­ты­ми”, потом поверх­ность выравнивается.

Яич­ная тем­пе­ра – крас­ка лис­си­ро­воч­ная, в отли­чие от аква­ре­ли она не теря­ет сво­ей ярко­сти при нане­се­нии сло­ёв. Если кра­соч­ный слой бле­стит – слиш­ком боль­шая про­пор­ция желт­ка, надо под­сы­пать пиг­мен­та, если поверх­ность мато­вая, белё­сая при нама­чи­ва­нии тем­не­ет – доба­вить эмуль­сии. Затем дела­ют­ся рас­тяж­ки – ров­но закра­шен­ный пря­мо­уголь­ник напр. охрой с одно­го кон­ца утем­ня­ет­ся более тём­ной крас­кой, с дру­го­го – высвет­ля­ет­ся. Рас­тяж­ка полу­ча­ет­ся за счет утонь­ше­ния слоя крас­ки, кисть как бы под­су­ши­ва­ет­ся и крас­ки схо­дит мень­ше. Кисть не долж­на быть очень мок­рой, её мож­но под­су­ши­вать на блю­деч­ке. Упраж­не­ние на постро­е­ние объ­ё­мов стро­ит­ся на ров­но закра­шен­ных круж­ках, высвет­ляя их к сере­дине и при­те­няя к кра­ям. Затем пишут­ся гор­ки, архи­тек­ту­ра, вода, дере­вья, фраг­мен­ты оде­жы. Не осво­ив про­стые упраж­не­ния луч­ше не идти даль­ше, они дадут чув­сто крас­ки, опре­де­лён­ные навы­ки. Часто при­хо­дя­щие учит­ся ико­но­пи­си жела­ют вме­сто кро­пот­ли­вых тру­дов узнать какие-то таин­ствен­ные сек­ре­ты, при­ё­мы и т.д. Это напо­ми­на­ет магию. Или, копи­руя обра­зец, меха­ни­че­ски пере­чис­ля­ют эле­мен­ты, забы­вая о целост­но­сти фор­мы. Ведь глав­ное – не тупое копи­ро­ва­ние, а овла­де­ние сти­лем, чув­ством ико­но­пис­ной фор­мы, цве­том, созда­ние цель­но­го обра­за. Если тру­ба будет зву­чать невнят­но, то кто нач­нёт гото­вить­ся к сра­же­нию? Толь­ко живо­пис­ны­ми при­ё­ма­ми яич­ной тем­пе­ры, о кото­рых мы пого­во­рим даль­ше, мож­но решить бого­слов­ские зада­чи – ведь важ­но не толь­ко Что изоб­ра­же­но но и Как.

Важ­ный инстру­мент в арсе­на­ле ико­но­пис­ца – малень­кий скаль­пель, кото­рым мож­но частич­но или пол­но­стью счи­щать кра­соч­ный слой с грун­та. Одна из харак­те­ри­стик кра­соч­но­го слоя – это его тол­щи­на, т.е. часто цвет наби­ра­ет­ся не пас­тоз­но, плот­но, а сохра­ня­ет так назы­ва­е­мую “про­зрач­ность”, свет про­хо­дит сквозь закра­шен­ную поверх­ность и отра­жа­ет­ся от грун­та, обо­га­щая живо­пис­ную фак­ту­ру поверх­но­сти. Этот опти­че­ский эффект никак не пере­да­ёт­ся на репро­дук­ци­ях, осо­бен­но он харак­те­рен для рус­ских икон при напи­са­нии горок и архи­тек­ту­ры. Оде­я­ния пишут­ся более плот­но. Испол­не­ние горок – очень полез­ное упраж­не­ние, ему надо уде­лить мно­го вре­ме­ни на пер­во­на­чаль­ном эта­пе обу­че­ния, спер­ва пишет­ся неболь­шая гор­ка, потом могут созда­вать­ся ком­по­зи­ции с гор­ка­ми, рас­те­ни­я­ми, водой, архи­тек­ту­рой, без фигур. Отра­ба­ты­ва­ют­ся эле­мен­ты, затем они соеди­ня­ют­ся, услож­ня­ют­ся. Ошиб­ка думать, что ико­ны пишут­ся толь­ко откры­ты­ми, ярки­ми цве­та­ми. Как раз гор­ки и архи­тек­ту­ра часто име­ют мут­ные, гряз­ные оттен­ки, на фоне кото­рых хоро­шо зву­чат более соч­ные цве­та оде­я­ний и атри­бу­тов, при­мер – “Вос­кре­се­ние” из Рус­ско­го музея рабо­ты Дио­ни­сия, где гор­ки напи­са­ны гряз­но-серо-охри­стым цветом.

Итак, важ­но научить­ся наби­рать цвет горок нуж­ной плот­но­сти, посте­пен­но сло­я­ми наби­рая цве­то­вое пят­но, оно долж­но обла­дать неко­то­рой сте­пе­нью “про­зрач­но­сти”, но не как аква­рель. Затем начи­на­ет­ся рабо­та с бели­ла­ми, высвет­ле­ние усту­пов гор, назы­ва­е­мых лещад­ка­ми. Вна­ча­ле исполь­зу­ют­ся не чистые бели­ла, в них мож­но доба­вить охры и сажи или гла­у­ко­ни­та, что­бы изба­вить­ся от непри­ят­но­го розо­во­го оттен­ка, быва­ю­ще­го при нане­се­нии тон­ко­го слоя чистых белил. Пер­вые слои нано­сят­ся про­зрач­но, бли­же к краю сту­пе­ни свет завер­ша­ет­ся плот­ны­ми почти чисты­ми бели­ла­ми чёт­ким гео­мет­ри­че­ским пят­ном, ино­гда оно выска­ки­ва­ет за пре­де­лы гор­ки как бы “висит” в воз­ду­хе. В ико­но­пи­си постро­е­ние фор­мы, кро­ме лич­но­го пись­ма, ведёт­ся не плав­ным, “раз­мы­тым” спо­со­бом, как в ака­де­миз­ме, пло­щад­ки про­бе­лов чёт­ко отде­ля­ют­ся друг от дру­га, созда­вая несколь­ко жёст­кую, кри­стал­ли­че­скую струк­ту­ру. Свя­тые не про­сто оде­ты в какие-то тка­ни, а оку­та­ны пуль­си­ру­ю­щей, мер­ца­ю­щей суб­стан­ци­ей, энер­ги­ей. Этот спо­соб пись­ма может дости­гать необык­но­вен­но­го изощ­ре­ния и мастер­ства на неко­то­рых ико­нах, осо­бен­но на серб­ских фрес­ках Гра­ча­ни­цы, Сту­де­ни­цы. Уточ­не­ние фор­мы горок завер­ша­ет­ся с тене­вой сто­ро­ны при­тен­ка­ми и опи­ся­ми, это важ­ные эле­мен­ты постро­е­ния объ­ё­ма. Тене­вая сто­ро­на гор­ки слег­ка обра­ба­ты­ва­ет­ся цве­том, отлич­ным от роскры­ши, более тём­ным, но весь­ма про­зрач­ным, с рас­тяж­кой к краю. Рабо­та при­те­не­ни­я­ми все­гда ведёт­ся лес­си­ро­воч­но, про­зрач­ны­ми сло­я­ми, посте­пен­но мяг­ко углуб­ляя фор­му. Опись завер­ша­ет, уточ­ня­ет фор­му, это про­ри­сов­ка более тон­ки­ми лини­я­ми дета­лей, силу­эта, она не долж­на быть слиш­ком тон­кой и тём­ной – это обыч­ная ошиб­ка начи­на­ю­щих. Перед гла­за­ми, конеч­но надо иметь обра­зец хоро­шо напи­сан­ной гор­ки, луч­ше фото из музея, необя­за­тель­но точ­ное копи­ро­ва­ние, глав­ное пой­мать суще­ство сти­ля, целост­ную рабо­ту эле­мен­тов. На свет­лой сто­роне горок быва­ют цвет­ные раз­дел­ки, они нано­сят­ся очень про­зрач­но ярким цветом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Про­цесс написания
1