как пишутся притинки на иконе богородицы
Правила написания икон Матери Божией
Правила написания икон Матери Божией
Добрый день, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!
В Православном мире существует много образов икон Божией Матери.
Самые известные из них: Владимирская, Казанская, Смоленская, Взыскание погибших, Всех скорбящих радость, Нечаянная радость, Феодоровская и т. д.
Нам может показаться то, что иконы писались иконописцами по какому-то личному вдохновению.
Существуют правила и специальные требования, на основании которых пишутся иконы Пресвятой Богородицы.
1. На иконах Божия Матерь всегда изображается в темно-красном мафории. Это — большой четырехугольный плат, укрывающий не только голову, но и всю фигуру. Мафорий символизирует Материнство Пресвятой Богородицы, а покрываемая мафорием голубая (цвет небесной чистоты) туника — Девство.
2. Три золотые звезды на мафории (на челе и плечах) являются символическими знаками Ее Непорочности: «до рождества, в рождестве и по рождестве». Во-вторых, звезды — символ Пресвятой Троицы.
3. Поручи (необходимая принадлежность облачения священнослужителей) указывает на Ее сослужение в Церкви Небесному Архиерею — Иисусу Христу.
4. Нимб (лат. nimbus — облако) без вписанного в него креста.
5. Сокращенная надпись: слева MR (греч. Matir — Матерь), справа — ФU (Фeou — Бога).
Только придерживаясь таковых правил, можно написать истинный образ Божией Матери.
В нашей современной России был такой случай. Иконописцы стали писать образ Иверской иконы Божией Матери. И, как известно, на этом образе изображается капли крови, падающие со щеки Пресвятой Богородицы в память о том, что в древние века один нечестивый воин запустил копье в Иверский образ, и со щеки Божией Матери потекла кровь.
Наши современные иконописцы решили не писать эти самые капли крови.
Но на утро, когда они проснулись, они увидели дорисованные капли крови какой-то чудесной красной краской.
Этот случай лишний раз доказывает то, что нужно неукоснительно придерживаться правил иконописания.
Как пишется икона (Часть 2)
Следующий этап — подготовка эмульсии и красок. В иконописи используются как натуральные, природные пигменты, так и темпера, которая продается в художественных салонах. Я пользуюсь и теми, и другими. Натуральные покупаю у геологов, работать с ними сложнее, но они дают иконе неповторимое свечение. Все пигменты необходимо перед работой тщательно растереть с яичной эмульсией. Эмульсия изготавливается из яичного желтка, предварительно аккуратно взятого из яйца. Желток моется, надрезается и выливается в емкость. Затем к нему добавляется пиво, в пропорциях 1 желток — полскорлупы пива.
Далее на матовом стекле курантом перетираются все пигменты. Стекло и курант я делаю сам. Стекло просто шкурится грубой наждачкой, а курант я делаю из маленького обрезка черенка лопаты, приклеенного суперклеем к предварительно обточенному бруску мрамора. На стекло сыпется немного пигмента, добавляется эмульсия и растирается до однообразной массы. Затем готовая краска аккуратно переливается в баночку из-под фотопленки.
Когда все необходимые работы по подготовке доски к письму закончены, можно приступать непосредственно к написанию иконы. Начинать нужно с молитвы. Затем уже брать в руки кисть. Вот как выглядит раскрытая икона:
Первый этап — роскрыш, т.е. раскрывание, раскладка всех цветов на доску, как основных, так и подложек (под некоторые цвета предварительно наносится цвет — подлоджка). Следующий этап либо проработка одежд, либо антуража(горок, архитектуры и т.д.).
Затем прописывается все остальное — горки, конь, змей и т.д.
Когда все написано, можно приступать к написанию личного — ликов, рук, ног. Теперь остается обвести рамку и сделать надписи и икона почти готова.
Последний этап — покрытие иконы защитным слоем. В старину и сейчас многие используют олифу, но от нее икона приобретает желтовато-коричневый оттенок, к тому же олифа может лечь пятнами. Поэтому некоторые иконописцы используют копаловый лак из натуральных смол. Лак в небольшом количестве выливается прямо на икону и затем рукой аккуратно растирается по всей поверхности. Когда он впитается, убираются излишки и икона фикается (название от характерного звука «фик»), т.е. рукой выравнивается тонкий слой лака и убираются возможные соринки, ну и создается матовый оттенок.
Икона готова, можно освящать — размер иконы 24 х 34 см. С праздником!
Иконография и канон
Каждый, кто начинает рассматривать иконы, поневоле задается вопросом о содержании древних изображений, о том, почему на протяжении нескольких веков один и тот же сюжет остается почти неизменным и легко узнаваемым. Ответ на эти вопросы поможет найти нам иконография, строго установленная система изображения каких-либо персонажей и религиозных сюжетов. Как говорят служители церкви, иконография – это «азбука церковного искусства».
Иконография включает большой ряд сюжетов, взятых из Ветхого и Нового Заветов Библии, богословских сочинений, житийной литературы, религиозной поэзии на темы основных христианских догматов, то есть канонов.
Иконографический канон – это критерий истинности изображения, соответствия его тексту и смыслу «Священного Писания».
К выработке таких устойчивых схем привели многовековые традиции, повторяемость композиций религиозных сюжетов. Иконографические каноны, как их называли в России – «изводы», отражали не только общехристианские традиции, но и местные особенности, присущие тем или иным художественным школам.
Постоянство в изображении религиозных сюжетов, в неизменности идей, которые могут быть выражены только в соответствующей форме, – в этом кроется секрет канона. С помощью его закреплялась символика иконы, что в свою очередь облегчало работу над ее изобразительной и содержательной стороной.
Канонические устои охватывали все выразительные средства иконы. В композиционной схеме были зафиксированы признаки и атрибуты, присущие иконе того или иного вида. Так, золото и белый цвет символизировали божественный, небесный свет. Обычно им отмечались Христос, силы небесные, а иногда и Богоматерь. Зеленый цвет обозначал земное цветение, синий – небесную сферу, пурпур употреблялся для изображения одежд Богоматери, а красный цвет одежды Христа обозначал его победу над смертью.
Основные персонажи религиозной живописи – это Богоматерь, Христос, Предтеча, апостолы, пророки, праотцы и другие. Изображения бывают оглавными, оплечными, поясными и в полный рост.
Особой любовью иконописцев пользовался образ Богоматери. Существует более двухсот типов иконографических изображений Бого матери, так называемых «изводов». Они имеют названия: Одигитрия, Елеуса, Оранта, Знамение и другие. Самым распространенным типом изображения является Одигитрия (Путеводительница), (рис. 1). Это поясное изображение Богоматери с Христом на руках. Они изображаются во фронтальном развороте, пристально глядящими на молящегося. Христос покоится на левой руке Марии, правую руку она держит перед грудью, как бы указывая ею на своего сына. В свою очередь, Христос правой рукой благословляет молящегося, а в левой руке он держит бумажный свиток. Иконы с изображением Богоматери принято называть по месту, где они впервые появились или где они особо были почитаемы. Например, широко известны иконы Владимирская, Смоленская, Иверская, Казанская, Грузинская и так далее.
Другим, не менее известным, видом является изображение Богоматери под названием Елеуса (Умиление). Характерным примером иконы типа Елеуса является широко известная и любимая всеми верующими Владимирская Богоматерь. Икона представляет собой изображение Марии с младенцем на руках. Во всем облике Богоматери чувствуется материнская любовь и полное духовное единение с Иисусом. Это выражается в наклоне головы Марии и в нежном прикосновении Иисуса к щеке матери (рис. 2).
Впечатляющ образ Богоматери, известный под названием Оранта (Молительница). В этом случае она изображается без Иисуса, с воздетыми вверх руками, что означает «предстояние Богу», (рис. 3). Иногда на груди Оранты помещают «круг Славы», в котором изображают Христа в младенческом возрасте. В этом случае икону называют «Великая Панагия» (Всесвятая). Подобную икону, но в поясном изображении принято называть Богоматерь-Знамение (Воплощение). Здесь диск с образом Христа обозначает земное существо богочеловека (рис. 4).
Образы Христа более консервативны, чем образы Богоматери. Чаще всего Христос изображается в виде Пантократора (Вседержителя). Он изображается фронтально, или поясно, или в полный рост. При этом пальцы его правой, приподнятой, руки сложены в благословляющем двуперстном жесте. Встречается также сложение пальцев, которое называется «именословное». Оно образуется скрещенными средним и большим пальцами, а также отставленным мизинцем, символизирует инициалы имени Христа. В левой руке он держит открытое или закрытое Евангелие (рис. 5).
Другим, наиболее часто встречающимся образом является «Спас на престоле» и «Спас в силах» (рис. 6).
Икона под названием «Спас Нерукотворный» – одна из древнейших, где изображается иконографический образ Христа. В основу изображения положено поверье о запечатленном отпечатке лица Христа на полотенце – убрусе. Спас Нерукотворный в древние времена изображался не только на иконах, но и на знаменах-хоругвях, которые русские воины брали в боевые походы (рис. 7).
Еще одним встречающимся образом Христа является его изображение в полный рост с благословляющим жестом правой руки и Евангелием в левой – Иисус Христос Спаситель (рис. 8). Часто можно видеть изображение Вседержителя в одеждах византийского императора, которое принято называть «Царь царем», означающее, что он Царь всех царей (рис. 9).
Интересны сведения о характере одежд и облачений, в которые одеваются персонажи икон. С точки зрения художественной, одежда иконописных персонажей весьма выразительна. Как правило, она строится на византийских мотивах. Каждый образ имеет одежду, характерную и присущую только ему. Так, одежда Богоматери – это мафорий, туника и чепец. Мафорий – покрывало, окутывает голову, плечи и спускается вниз до пола. Он имеет украшение в виде каймы. Темно-вишневый цвет мафория означает великий и царственный род. Мафорий одевается на тунику – длинное платье с рукавами и орнаментом на обшлагах («нарукавьях»). Туника окрашивается в темно-синий цвет, что символизирует целомудрие и небесную чистоту. Иногда Богоматерь предстает в одеждах не византийских императриц, а русских цариц XVII века.
На голове Богоматери под мафорием рисуется чепец зеленого или синего цвета, украшенный белыми полосками орнамента (рис. 10).
Женские образы в иконе в большинстве одеты в тунику и плащ, застегнуты застежкой-фибулой. На голове изображается убор—плат.
Поверх туники надевается длинное платье, украшенное снизу подольником и передником, идущим сверху вниз. Эта одежда называется долматиком.
Иногда вместо долматика может быть изображена стола, которая хотя и похожа на долматик, но не имеет передника (рис. 11).
В одеяние Христа входит хитон, длинная рубаха с широкими рукавами. Хитон окрашивается в пурпурный или красно-коричневый цвет. Он украшается двумя параллельными полосами, идущими от плеча до подола. Это клавий, который в старинные времена обозначал принадлежность к патрицианскому сословию. На хитон набрасывается гима- тий. Он полностью закрывает правое плечо и частично левое. Цвет гиматия синий (рис. 12).
Народная одежда украшается оплечьем, расшитым драгоценными каменьями.
На иконах более позднего периода можно видеть и гражданскую одежду: боярские шубы, кафтаны и разнообразные одеяния простолюдинов.
Преподобные, то есть монахи, одеты в рясы, мантии, схимы, клобуки и так далее. На головах монашек изображался апостольник (накидка), закрывающий голову и плечи (рис. 13).
При написании царей их головы украшались венцом или короной (рис. 15).
Фрагмент иконы «Богоматерь Умиление». Липа, паволока, левкас, темпера. Первая половина XV века. Третьяковская галерея.
Источник: Сергеев Ю.П. Секреты иконописного мастерства. / Москва: Юный художник. 2000.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Курсовая работа по иконописи
Икона Божией Матери Владимирская.
1. История. Иконография.
Самый почитаемый Владимирский образ Пречистой Владычицы Нашей Богородицы был написан Апостолом и Евангелистом Лукой на доске от стола, на котором трапезовали Сам Господь и Матерь Божия. Этот образ дошёл до наших дней. Некоторые учёные считают, что икона, написанная Апостолом Лукой, утрачена, и что та икона, которая дошла до нас была написана в Византии в конце 11 – начале 12 века.
Хранившаяся в начале в Иерусалиме, честная икона в 450 году была отправлена в Константинополь. В 12 веке чудотворная икона по изволению Пречистой прибывает в Киевскую Русь. Сначала она находилась в Богородичном монастыре Вышгорода. Святой князь Андрей Боголюбский увозит её, и Матерь Божия даёт знать, посредством чуда, что выбрала Она место Своей иконе во Владимире. Был воздвигнут храм и монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Там и поставили святую икону. С этого времени она стала называться Владимирской.
Сейчас чудотворная икона, написанная Апостолом Лукой, хранится в Москве, в Третьяковской галерее, а во Владимире – чудотворный список, созданный святым Андреем Рублёвым.
Божия Матерь много раз являла через Свою икону Владимирскую милость Свою к Русскому народу. Явившись в сонном видении жестокому завоевателю хану Тамерлану, осадившему Москву, приказала ему покинуть русскую землю. Хан устрашился, и отошёл от приделов Москвы. Люди русские как раз встречали в этот момент Владимирскую икону и молились перед ней. В честь этого чуда Богородицы был на этом месте воздвигнут Сретенский монастырь.
И многажды являла Своё заступничество, чудесную помощь и любовь к нашему народу Матерь Божия.
Икона Божией Матери Владимирская, нашей курсовой работы написана святым исихастом и гениальным иконописцем Андреем Рублёвым. Матерь Божия на иконе нежная, одухотворённая, Божественная. Икона эта, написанная с молитвой Иисусовой, и получившая от Бога чудотворную силу, освящает души молитвенно соприкасающихся с ней людей. Создан был образ святым иконописцем в 1406 году. Находится чудотворный список в Успенском соборе Владимира.
Первое зафиксированное свидетельство о почитании этой иконы относится к XVl веку.
Иконографический тип – Умиление. Правая рука Божией Матери напоминает престол, на котором восседает Младенец Христос. Это символизирует Божественную природу Христа.
Образ написан с удивительной мягкостью, свойственной манере святого Андрея.
Отличия иконографического типа икон Пресвятой Богородицы Умиление.
Умиление в точном переводе с греческого – Милостивая, Елеуса. Сложился этот тип, на основе иконографического типа Одигитрия.
На иконах «Умиление» Пречистая Дева «как бы склоняется к Сыну, ища у Него милости для человечества, и Он, обращаясь к Ней, отвечает Ей и миру благословением». (И.П. Кондаков)
Божия Матерь и Господь соединяются нимбами и соприкасаются ликами. Это символизирует соединение земного с Небесным. Соединение Христа и Церкви Христовой. Божия Матерь знаменует собой Церковь Христову.
Указывает нам на Господа Своей рукой Владычица на иконе чудотворной Владимирской: вот Он – истинный Хлеб Небесный, вот Он – Путь, Он – Жизнь наша вечная. Отверзает нам двери Райские Владычица слёзной молитвой к Сыну Своему!
2. Ход работы.
1. Гризайль.
В начале Великого поста мне дали делать гризайль – чёрно-белое изображение нашей курсовой иконы на бумаге.
Сначала я не понимала, что от меня требуется, но потихоньку разобралась и сделала дома. На занятиях Алёна Александровна подсказывала, где исправить.
Сделала кальку, припорох (нанесение сухого пигмента красной охры на обратную сторону кальки), перенесла на бумагу. Сделала описи, затемнила мафорий, чепец, рукав Богородицы, пояс, клав, и власы Младенца на иконе. Сделала пробела на чепце, и притинки на мафории и чепце Богоматери на иконе. На хитоне, поясе и клаве Господа сделала асист белилами. Асист вышел с первого раза, хоть и с небольшими ошибками в светоразделе.
После этого я приступила к личному. Со страхом Божьим и человеческим. После описей надо было сделать плави. Я вооружилась книгами, фотографиями ликов и молитвой, и, слава Богу, получилось. Пречистые Очи Приснодевы с большой любовью и страхом писала. Получилось не с первого раза, пришлось
постирать. Чтобы был спокойный взгляд – зрачок должен всегда касаться верхнего века одной точкой. Приплеснула радужки, поставила зрачки, это очень ответственно, утемнила веки над зрачками. БелОчек поставила – прозрачный треугольничек, а в нём треугольник побелее и поменьше.
Руки и ноги на гризайли сначала сделала наугад. А когда мне на следующем занятии объяснили – стёрла и сделала правильно. Они делаются плавями, так же, как и лики, руки и ноги – это тоже личное, и все открытые части тела. На доске личное дорабатывается ретушью.
Власы Младенца рисуются двумя тонкими светлыми линиями, уярчёнными сверху, и прозрачно заполненными краской между ними в середине по прядям. Долго они у меня не получались на гризайли, чуть не дотёрла бумагу до дыр. Всё же вышло. Потом взялась за бахрому на мафории. 5 раз стирала, закрашивала и сушила, не получалось. Потом получилось тонко и ярко, и мне наконец-то понравилось. То же самое было с каймой на другой руке, звёзды дались легче.
Перешла к нимбам. Наклон считается по силуэту головы, а не лика. В середине самого широкого места головы поставить засечку. Скажем, оно 6 см. засечка будет 3 и 3. Сверху головы тоже отложить 3. На пересечении этих линий поставить иглу, а карандаш– на ярёмную ямочку.
Рассчитала я нимбы, обмакнула кисточку в чёрную краску, занесла над курсовой гризайлью, и тут решила переспросить:
— Алёна Александровна, а нимб ярко-чёрным обводить, или попрозрачнее?
— Ты что. Белым!
Рисунок был спасён.
Потом, дома приступила к титлам. Слева и справа от букв должны быть одинаковые расстояния, и от верха – до титла. Написала крупные яркие титлы, и они на гризайли весь вид убили. Тогда подстёрла их клячкой, и стало хорошо. Вот гризайль и завершена.
2. Первое действие на доске.
В начале апреля мне дали доску под икону. Вырезала кальку, сделала припорох, прикрепила к доске малярным скотчем. Перевела. Обвела карандашом. Алёна Александровна подправила. После этого я взялась лихо графить (процарапывать доску по карандашному рисунку). Когда Алёна Александровна подошла к моей доске, ей стало плохо. Все ученики замерли. Алёна Александровна, чуть не плача, сказала:
— Ну, графить то надо медленно…
— Да? – спросила озадаченно я.
Криво прографлённый нимб учительница подправила так: размочила немножко левкас доски и им же замазала. Не родным левкасом – нельзя. Хорошо, что я теперь знаю, как это делается.
На золоте все царапинки левкаса хорошо видны, и пришлось прочертить нимб внутри, поменьше. Мати Божия, прости меня за нерадение моё!
3.Полимент
Пришла на урок спокойная, думая, что всё очень просто: сейчас нимбы глиной намажем, а потом на них сусальное золото приклеим. А оказалось, что всё совсем не так.
Использовали мы жёлтую глину, а есть ещё красная, чёрная и белая. Жёлтую надо перетирать.
Замочили желатин на 10 минут: взвесив, смешали 1гр. клея на 50гр. холодной воды. Когда он весь растопился – поставили в баночке на водяную баню (в контейнер с горячей водой). Прошлись эмульсией вокруг нимбов – вверху и внизу, не заходя на них 2мм. Полоса эмульсии – 1 см. подождали, пока просохнет. Клей тёплый, с водяной бани, смешали с полиментом прямо на стекле и перетёрли. Масса должна быть как жидкий кефир. Баночку с полученным составом поставили в контейнер с тёплой водой и стали наносить на нимб тонко, акварельно, сухо. Пыль надо вытирать после каждого слоя. Нанести 5-7 слоёв с просушкой. После 3-го и 5-го слоя шкурили. Окончательное зашкуривание – сначала довольно жёсткой, а потом очень мягкой забитой шкуркой.
После этого шлифовали ватным диском, дыша на нимб, до лакового блеска.
Я несколько раз протирала полимент до дыр и замазывала их. И такое было не только у безрукой меня. Я тёрла, шлифовала, дышала на нимб, пока не заболела голова, и состояние не стало полуобморочным. Но всё-таки получилось. Я положила доску на полочку и пошла на ватных ногах домой. Весь день не могла встать с кровати. Лежала и благодарила Богородицу, и тихонько напевала Ей «Богородице Дево, радуйся…»
4.Золочение нимбов
Светлый понедельник, народа на занятии мало. Похристосовались. С радостью и любовью к Пречистой приступила к золочению.
Мы золотили более лёгким способом, сделали из свободного золота трансферное. Для этого бумажку, которая осталась от сусального золота, прошли в один слой восковой свечой, взяли на правую руку книжку, осторожно открыли слой золота, положили на стол, и двумя руками приложили провощённую бумажку. Золото к ней прилипло. Смочили спиртом и присыпали тальком ножницы, отрезали четверть листочка трансферного золота, налили на участок заполеменченного нимба водки – хорошую лужу, и аккуратно кинули на неё золото. Осторожно подняли бумажку – золото было в морщинках. По мере высыхания они разглаживались. Надо было дождаться, чтобы лужа водки под золотом высохла, а полимент остался влажным. Где лужа высохла, золото становилось более холодным по цвету. По высохшему – кончиком кисточки двоечки лёгкими движениями расправили морщинки. Кисть должна быть сухой. Когда высохло окончательно- отполировали ватным диском без ворсинок на лёгкий придых.
Когда стала делать я – золото никак не прилипало на провощённую бумажку. С третьего раза прилипло, Алёна Александровна посмотрела, и сказала: «Идеально». Ещё я всё время царапала нимб, искушение…
Приступили ко второму слою золота. Сделали трансферное золото, на участок первого слоя налили водки, но не так жидко, бросили аккуратно золото, сделали валик из сухих ватных дисков, сложив несколько вместе пополам, прогнали водку, постукивая, от середины бумажки к краям, сняли бумажку, сразу сухим валиком притомповали золото, постукивая сначала слегка, а потом сильно. Отполировали на придых.
У меня это всё получилось, но потом настал кошмар. Нам показали, как лишнее золото снять косметической палочкой, смоченной в спирте. (То золото, что вылезло за нимб). Палочка (с ватным концом) должна лежать параллельно доске. А совсем близко к нимбу – стереть зубочисткой, обмотанной небольшим количеством ваты, тоже смоченной в спирту. Я развезла левкас и 5 раз поцарапала золото. Готова была полезть на стенку. И у Алёны Александровны, по-моему, было такое же чувство. По крайней мере, она решила досмывать моё золото сама. Я попросила прощения.
5. Дома начала роскрышь и залила санкирь на личном. Важно санкирь не перетемнить, лучше посветлее.
Сначала покрыла всё, кроме золота, 1-ым слоем: 50% охры, 25% воды, 25% эмульсии. Лик Младенца покрыла с волосами.
Раскрыла цвета: фон – охра, белила, глауконит.
Санкирь – охра, чёрная, капельку кадмия.
Мафорий – гематит с чёрным.
Чепец – чёрный, белила, глауконит. Этим же пояс и клав Богомладенца, рукав Божией Матери. Важно было не закрасить каймы на рукаве Богородицы.
Кайма и одежды Младенца – охра, глауконит, кадмий.
Описи личного, каймы, одежд Богомладенца – охра красная.
Остальные описи – в цвет роскрыши добавить шунгит.
Я сделала роскрышь, долго ей любовалась, а на следующем уроке пришлось всё перекрасить. Смирил Господь.
8. Покрытие лаком с олифой.
Поскольку моя икона блестела, а значит, не была пересушенной, можно было нанести первым слоем шеллак. В него мы добавили 30% спирта, небольшое количество развели. Алёна Александровна сказала, что шеллак боится воды. Сначала она нанесла несколько мазков, потом стала я. Обмакнула кисть и отжала о край баночки под углом 30 градусов, пока всё не стекло, нанесла тонкими полосами, так, чтобы не было затёков, т.е. очень влажных мест. Сначала – по очереди на поля, потом – на другие участки, на часть мафория, на одежды Богомладенца, и в последнюю очередь – на лики. Минут через 5 – ещё слой. На нимбы (золото) сказали не заходить. Асист покрыли ещё 3-им слоем.
Заезжать кистью на влажный слой можно только в течении 3 секунд.
Вот, помыла кисть в спирте, потом – водой с мылом, и стала олифить. Алёна Александровна принесла баночку с готовым составом, а делается он так: берётся 50% олифы (лучше эстонской или итальянской, строительная не подходит) + 50% лака ПФ строительного + 2% кобальтового сиккатива (в худ. магазинах). Иначе: столовую ложку лака, столовую ложку олифы, на кончике кисти – сиккатив. Этого хватает на много икон.
Вот – второй вариант покрытия икон:
Вместо шеллака залить лужей чистой олифы. Стоит 6-8 часов, каждые пол часа – гладить, разгоняя олифу, (даже ночью). Потом – лишнюю олифу снять бумагой – накладывать лист, и снимать, пока листы не станут чистые. Потом – фикать пальцами через каждые 20 минут, по асисту – слегка. 2-3 часа пофикать, оставить в плотно закрытом контейнере сохнуть на 12 часов. Потом – покрыть олифой с ПФ, с сиккативом. Покрываем очень тонким слоем без луж, фикаем каждые 20 минут в течение 2-х часов. Если на утро что-то пожухло, помазать пальцами и пофикать пару раз.