как по настоящему выглядит мозг
Расшифровка МРТ головного мозга
Кистозное образование и внутренняя гидроцефалия на МРТ головы с контрастом (Т1 ВИ, сагиттальная проекция)
Нередко пациентов интересует, можно ли самостоятельно расшифровать фото МРТ, что означают темные и светлые участки на снимках, где посмотреть примеры изображений здорового головного мозга. На эти вопросы ответим в нашей статье.
МРТ необходима в случае подозрения на новообразования (диагностика покажет степень инвазии опухоли в здоровые ткани), для отслеживания динамики патологического процесса, контроля результатов лечения, в том числе хирургического.
Как выглядит фото снимок МРТ головного мозга?
Магнитно-резонансная томография помогает диагностировать целый ряд заболеваний. Заключение МРТ головного мозга отражает:
МР-снимок церебральных структур в режиме Т2 (аксиальная проекция)
МР-снимок головного мозга в режиме Т1 (аксиальная проекция)
При описании фотографий врач сравнивает полученные показатели с образцами нормы. Для правильной интерпретации снимков МРТ специалист должен разбираться в строении головного мозга человека. Нужно знать размеры каждой структуры, понимать, что значат отклонения от нормальных параметров, хорошо ориентироваться в вопросах физиологии и патологической анатомии.
Норма МРТ головного мозга
Нормальное состояние ткани мозга на МР-снимке головы (сагиттальная проекция)
Как читать результаты МРТ головного мозга?
В заключении врач описывает состояние рассматриваемых структур. При обнаружении в результатах магнитно-резонансной томографии патологического очага специалист оценивает следующие параметры:
Результаты МРТ мозга с контрастом показывают наличие опухоли (пораженная часть выделена красным): патологический очаг, в отличие от здоровой ткани, интенсивно накапливает усилитель, четкие границы и связь с твердой оболочкой дают возможность предположить доброкачественное образование
Томограммы должен расшифровывать специалист. Прочитать снимки самостоятельно можно лишь приблизительно. Профессионал увидит на фото:
При врожденных пороках МР-снимки патологии головного мозга детально сравнивают с нормой. Некоторые аномалии не представляют опасности для жизни и не требуют лечения.
После обследования во многих клиниках предусмотрена консультация с врачом лучевой диагностики. Доктор дает пояснения по поводу обнаруженных изменений. Для пациента расшифровывается, какие структуры головного мозга затронуло поражение, с чем связан патологический процесс, обсуждаются вероятные последствия. В некоторых ситуациях требуется многократное магнитно-резонансное сканирование для наблюдения динамики и определения скорости прогрессирования заболевания.
Точно расшифровать МРТ головного мозга без помощи специалиста нельзя. Человек без медицинского образования не сумеет различить нормальные показатели и отклонения, понять значение изменения цвета и т.д. Чтобы читать снимки, надо знать множество нюансов. Одинаковые патологии могут по-разному выглядеть в зависимости от возраста человека. Поставить правильный диагноз прио расшифровке МРТ головного мозга способен лишь опытный врач.
МРТ головного мозга
МРТ «Повышение давления»
Показания к МРТ головного мозга
МРТ недорого
МРТ головы цены в СПб
Нейроны и нейромедиаторы
Химические цепочки
Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. «Химический язык» нашей нервной системы состоит из отдельных «слов», роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).
Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных («работай» или «стоп»), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или «сотрудничать», между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом. Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами. Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название «обратный захват» («reuptake»); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.
Изменение нейротрансмиссии с помощью лекарств
Рассмотрим, что происходит при изменении уровней нейромедиаторов мозга на примере трех из них (серотонин, дофамин и гамма-аминомасляная кислота (ГАМК).
Серотонин
Многие исследования показывают, что низкий уровень серотонина в головном мозге приводит к депрессии, импульсивным и агрессивным формам поведения, насилию, и даже самоубийствам. Лекарственные вещества под названием антидепрессанты создают блок на пути обратного захвата серотонина, тем самым несколько увеличивая время его нахождения в пространстве синапса. Как итог, в целом увеличивается количество серотонина, участвующего в передаче сигналов с нейрона на нейрон, и депрессия со временем проходит.
В последние годы ведутся бурные дискуссии вокруг психического расстройства, носящего название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ, ADHD). Это расстройство, как правило, диагностируется в детском возрасте. Таким детям очень сложно сохранять концентрацию внимания в течение длительного времени, они совершенно не могут сидеть, не двигаясь; они постоянно находятся в движении, импульсивны и чрезмерно активны. К сожалению, СДВГ диагностируют у все большего числа детей, и многие из них получают лекарства, увеличивающие деятельность медиатора дофамина. Это помогает ребенку быть готовым к работе, более внимательным и сосредоточенным, и поэтому более способным последовательно выполнять задания.
Наркотическое вещество, известное как «экстази» или МДМА, также изменяет уровень серотонина в мозге, но намного более радикально. Он заставляет выделяющие серотонин нейроны выплескивать все содержимое сразу, затапливая этим химикатом весь мозг, что, конечно, вызывает ощущение чрезвычайного счастья и гиперактивность (чрезмерную двигательную активность). Однако, за это приходится расплачиваться позже. После того как экстази израсходовал весь мозговой запас серотонина, включаются компенсаторные механизмы, быстро разрушающие избыток нейромедиатора в мозге. После того, как спустя несколько часов действие наркотика заканчивается, человек, вероятно, будет чувствовать себя подавленным. Этот период «депрессии» продлится до тех пор, пока мозг не сможет восполнить запасы и обеспечить нормальный уровень медиатора. Повторное использование на этом фоне экстази может привести к глубокой депрессии или другим проблемам, которые будут тянуться в течение долгого времени.
Дофамин
Ученые обнаружили, что люди с расстройством психики, известным как шизофрения, фактически чрезмерно чувствительны к дофамину в мозге. Как следствие, при лечении шизофрении используются лекарства, которые блокируют дофаминовые в головном мозге, таким образом, ограничивая воздействие этого нейромедиатора.
С другой стороны, вещества, известные как амфетамины, увеличивают уровень дофамина, заставляя нейроны его высвобождать, и препятствуя его обратному захвату. В некоторых странах врачи используют разумные дозы этих препаратов при лечении некоторых заболеваний, например, синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Тем не менее, иногда люди абсолютно необдуманно неправильно используют эти вещества, пытаясь обеспечить себе повышенный уровень бодрствования и способность решать любые задачи.
Гамма-аминомасляная кислота
Гамма-аминомасляная кислота, или ГАМК, является главным медиатором, чья роль заключается в передаче нейронам команды «стоп». Исследователи полагают, что определенные типы эпилепсии, которые характеризуются повторными припадками, затрагивающими сознание человека и его двигательную сферу, могут являться результатом снижения содержания ГАМК в головном мозге. Передающая система мозга, не имея адекватного «тормоза», входит в состояние перегрузки, когда десятки тысяч нейронов начинают сильно и одновременно посылать свои сигналы, что приводит к эпилептическому приступу. Ученые полагают, что за разрушение слишком большого количества ГАМК могут быть ответственны мозговые ферменты, в связи с чем появились лекарства, которые помогают остановить этот процесс. Время показало их эффективность в лечении не только эпилепсии, но и некоторых других нарушений работы мозга.
Гормоны
Химическое взаимодействие
Голова – предмет тёмный, но исследованию подлежит. Что за что отвечает в головном мозге?
Способность дышать и двигаться, чувствовать боль и любить, создавать гениальные творения и совершать зло, подчас не поддающееся объяснению. Благодаря чему всё это возможно? Где скрывается наше «я»?
Как устроен головной мозг человека, как соотносятся его строение и функции, и каковы их особенности?
Попробуем разобраться в некоторых из них.
Существует положение, что чем более проста некая функция, тем точнее место ее локализации в головном мозге. С другой стороны, наиболее сложные функции обеспечиваются слаженной работой всего мозга, в связи с чем понятие «коркового центра» (определённой области коры головного мозга) большей частью относительное и условное.
Внезапно залаяла собака во дворе? Ориентировочный рефлекс в ответ на резкий звук возможен благодаря среднему мозгу. Кроме того, через этот отдел проходят пути, обеспечивающие зрение, слух, способность к движению и бдительности, контроль температуры и ряд других, которыми занимаются другие отделы мозга.
КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ИМЕЕТ СЛОЖНОЕ
СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖИТ 12-18 МЛРД НЕРВНЫХ
КЛЕТОК И БОРОЗДАМИ ДЕЛИТСЯ НА НЕСКОЛЬКО ДОЛЕЙ
А теперь закройте глаза и коснитесь пальцами кончика носа. Получилось без особого труда, не так ли? Это при том, что в этом плавном действии было задействовано много разных мышц. За координацию, равновесие, нормальные движения спасибо мозжечку.
Сложнее, сложнее
Эмоции, такие эмоции. Без них наша жизнь была бы не такой счастливой (несчастной?). Внутренняя борьба, иногда заставляющая нас сделать то, о чем мы потом пожалеем. Знакомо? Благодарим лимбическую систему. Интересно что это такое? Чуть подробнее о ней (и ее частях).
Беспокоитесь, грустите? А может вам страшно? Это возможно благодаря миндалевидному телу (миндалине). Любопытный факт: с левой миндалиной бывает связано и чувство счастья, а вот у правой «настроение» плохое всегда.
Читайте материал по теме: Билл Гейтс и его синдром Аспергера
И наконец.
Итак, какова ее роль?
Читайте материал по теме: Что происходит с мозгом аутистов?
С лобной долей связана также наша способность к движению (благодаря моторной коре), чёткому и разборчивому письму, артикуляции.
Ассоциативные функции обеспечиваются теменной долей коры. Здесь располагаются области, отвечающие за осязание, чёткие, комбинированные целенаправленные движения, чтение, познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения.
Бросается в глаза, что.
Наиболее сложные функции памяти и мышления не имеют чёткого расположения, в их реализации принимают участие различные области мозга.
Почему важно знать, как связаны функция и структура головного мозга?
Диагностика. Представьте: у человека сильно разболелась голова. Спустя несколько минут он уже не смог поднять правую руку, а его речь стала невнятной. У пациента ухудшилось зрение с одной стороны, тогда как офтальмолог патологию со стороны глаз не обнаружил. Или, например, человек перестал понимать обращённую к нему речь.
Читайте материал по теме: Как предотвратить инсульт?
Зная о том, какие отделы в головном мозге отвечают за ту или иную способность, можно предполагать место расположения патологического процесса.
Лечение и реабилитация. Предположим, что в результате повреждения участка головного мозга после инсульта у человека «выпала» какая-то функция. Значит ли это, что теперь она не вернётся? Нет, далеко не всегда.
Благодаря такому свойству мозга, как пластичность, возможно эту функцию восстановить. Говоря простыми словами, под пластичностью можно понимать способность других областей мозга брать на себя функцию повреждённой его части. Однако этим процессом нужно целенаправленно заниматься. Поэтому после инсульта больному бывает необходим курс нейрореабилитации, в процессе которого он заново учится говорить, ходить, обслуживать себя.
Нет. Приведённые выше описания взаимоотношений структуры и функции далеко не исчерпывающие: на деле всё гораздо сложнее и выходит далеко за рамки объёма небольшой статьи.
Исследование: Человеческий мозг является «копией» Вселенной
Совместное исследование ученых Болонского и Веронского университетов (Италия) доказало, что человеческий мозг по своему строению и взаимодействию в нем нейронов поразительно похож на Вселенную.
Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Physics, а коротко о нем рассказывается на сайте Болонского университета. Оно было проведено совместными усилиями астрофизика Франко Вацца и нейрохирурга Альберто Фелетти. Специалисты сравнили две самые сложные системы в природе: космическую сеть из множества галактик и сеть нейронных клеток в человеческом мозге.
Количественный анализ был проведен, несмотря на огромную разницу в масштабе между двумя этими сетями, которая превышает 27 порядков. По сути, исследование было проведено на пересечении космологии и нейрохирургии. Оно предполагает, что различные физические процессы могут создавать структуры, характеризующиеся одинаковыми уровнями сложности и самоорганизации.
Исследователи отмечают, что человеческий мозг функционирует благодаря своей широкой нейронной сети. Считается, что она состоит примерно из 69 миллиардов нейронов. В то же время о Вселенной известно, что она представляет собой космическую сеть, которая состоит как минимум из 100 миллиардов галактик.
Именно эти общие черты и легли в основу анализа. Ученых интересовало, до какой степени человеческий мозг и Вселенная могут быть похожи друг на друга? Для поиска ответа на этот вопрос они смоделировали сеть галактик и сеть нейронов коры головного мозга, а затем наложили их друг на друга. Цель заключалась в том, чтобы увидеть, как флуктуации (колебания) вещества распространяются в столь разных масштабах.
Также авторы работы рассчитали некоторые параметры, которые характеризуют как нейронную сеть мозга, так и космическую сеть. В частности, они изучили среднее количество соединений в каждом узле и тенденцию их объединения в кластеры внутри каждой сети.
Почему подросткам полезно совершать ошибки
Чем мозг подростка отличается от детского и взрослого
Эллен Стекен Даль врач, автор блога о здоровье половых органов
Нина Брокманн врач, автор блога о здоровье половых органов
Как выглядит и как работает мозг?
Твой мозг — это большой серый комок, который плавает в черепной коробке — маленьком «бассейне» с мозговой жидкостью.
Внешняя часть мозга называется корой, она вся в складках. Это означает, что поверхность у нее невероятно большая. Кора головного мозга — самый тонкий слой мозга. Тем не менее, именно в ней находится большинство наших нервных клеток (нейронов). А клетки головного мозга отвечают за все (или почти все), что мы делаем.
Нейроны разговаривают друг с другом с помощью сигналов, которые они посылают через длинные отростки, напоминающие провода. Они называются аксонами. Ты можешь считать, что аксоны — это «мосты» между клетками мозга. Через эти «мосты» сигналы и информация посылаются в бешеном темпе.
Все новое, чему ты учишься и что испытываешь, создает новые «мосты» между нейронами в мозгу. Мы говорим, что мозг пластичен. Подобно пластилину, из которого ты наверняка не раз что-то лепила, мозг формируется и изменяется под влиянием окружающей среды.
Области мозга, которые часто и много используются, увеличиваются в размере, и в них образуются более широкие «трассы», связывающие их с другими мозговыми областями. Если, например, ты активно играешь в гандбол, вырастут новые «мосты» между областями мозга, отвечающими за управление теми частями тела, которые ты используешь для броска, маневров и забивания голов.
Так наш пластичный и фантастический мозг заботится о том, чтобы у нас лучше и лучше получались те вещи, над которыми мы много работаем. Чтобы он правильно рос и развивался, необходимы сложные задачи и повторение.
Чем мозг ребенка отличается от мозга подростка
Если вынуть мозг ребенка и взрослого человека из черепной коробки и сравнить их друг с другом, мы не найдем больших различий. Оба состоят из одних и тех же частей и функционируют абсолютно одинаково. Разница между детьми и взрослыми заключается скорее в том, какие области мозга мы используем, как части мозга «общаются» друг с другом и какие из них доминируют. Человеческий мозг достигает полного развития после 20 лет и продолжает адаптироваться к окружающей среде до самой смерти.
В детстве в твоей голове происходят большие изменения: мозг впитывает все, что с тобой происходит. Он пока не знает, чем ты будешь заниматься — танцами, футболом, пением, — поэтому сохраняет всю информацию на тот случай, если она тебе позже понадобится.
Ты можешь сравнить детский мозг с ребенком детсадовского возраста: он очень любознателен и собирает все, что найдет на земле. Он пока еще не знает различий между золотом и серым камнем, важными и неважными вещами.
Мозг быстро растет, чтобы суметь сохранить новую информацию. Особенно активно формируется и утолщается с каждым годом кора головного мозга и ее многочисленные нервные клетки.
В подростковом возрасте начинает происходить противоположное. Мозг забит информацией, и неизвестно, нужна ли она вся ему. Настало время навести порядок.
По мере того как ты постепенно понимаешь, кто ты такая и что тебе нравится, мозг начинает избавляться от лишних «мостов» и ненужного использования клеток.
Впервые с твоего рождения кора головного мозга уменьшается! Мозг начинает специализироваться на том, чтобы стать тобой! Что же мне действительно нужно из всего этого бардака? Что действительно имеет для меня значение?
В то же время мы видим, что в тех областях мозга, которые мы много используем, образуются широкие «трассы» вместо тонких висячих мостиков. Это знак того, что мозг становится более опытным.
Чтобы решать сложные задачи, необходимо задействовать обширные участки мозга одновременно. Области нашего головного мозга должны научиться по-новому «разговаривать» между собой. Это непросто. И, возможно, здесь кроется одна из причин, почему в подростковом возрасте все так запутанно.
Лобная доля – начальник в твоей голове
В 15-16 лет ты ощущаешь себя самостоятельной, возможно, твое тело уже выглядит по-взрослому, но тем не менее ты еще не можешь ничего решать. Пока родители устанавливают границы. Это потому, что твой мозг еще не обладает некоторыми важными качествами: у него нет «шефа».
В России взрослым человек считается только с 18 лет. Это даже немного рано, если мы говорим о мозге и его развитии. У девушек мозг полностью сформируется только после 20 лет, в то время как юношам должно исполниться 25, чтобы у них появился «начальник» в голове.
«Начальник». нашего головного мозга — это лобная доля. Она находится прямо за твоим лбом, в передней части мозга. Лобная доля — это та область мозга, которая отвечает за планирование, управление и организацию нашей жизни. Она получает сигналы от других отделов мозга, например, о чувствах, которые мы испытываем, о том, что мы видим, о воспоминаниях, к которым мысленно возвращаемся. Лобная доля перерабатывает эти сигналы, сортирует их в зависимости от важности и приходит к определенному плану.
Этот отдел головного мозга начинает впервые заявлять о себе в подростковом возрасте. Именно лобная доля по-настоящему определяет разницу между ребенком и взрослым.
Изучение нового и возможность ошибаться позволяют лобной доле учиться и развиваться. Все ошибки, которые мы допускаем и на которые осмеливаемся в подростковом возрасте, приводят к тому, что мы становимся умными и уверенными в себе людьми. Ты находишься в таком периоде, когда падаешь, но при этом остаешься уверенной в том, что взрослые рядом и помогут тебе снова подняться на ноги.
Три задачи мозга
Сначала твой мозг должен научиться трем вещам. Мы называем их тремя задачами мозга.
1. Последствия. Это результат того, что ты делаешь. Подростковый мозг с трудом представляет последствия своих решений. Например, последствием слишком большой скорости при езде на мопеде может быть то, что ты упадешь и получишь травмы или наедешь на кого-нибудь, и этот человек может серьезно покалечиться или даже умереть.
Маловероятно, думаешь ты? Да, как правило, все обходится. Но тем не менее слишком много подростков погибают или калечатся в дорожных авариях. Они недооценивают шансы того, что может произойти что-то опасное, и рискуют, потому что намного хуже представляют последствия, чем взрослые.
2. Контроль импульсивного поведения. Что это значит? Импульс — это внезапное желание что-то сделать, часто что-то веселое или волнующее. Например, тебе вдруг захочется съесть целую пачку чипсов, нырнуть с высокого обрыва, чтобы показаться крутой, или поцеловать того, в кого ты влюблена.
Если ты можешь хорошо контролировать свои импульсы, то не совершаешь бездумно те поступки, мысли о которых вдруг приходят на ум. Например, можешь сама себя остановить от прыжка, пока не проверишь глубину незнакомого водоема.
У взрослых тоже возникают импульсы, но они им так часто не следуют. У взрослых лучше развит контроль над ними.
3. Разум и чувства. Мозг взрослого человека натренирован выбирать, что он будет делать, основываясь на планировании и рациональности. Мозг подростка в большей степени управляется чувствами. Эмоции на удивление часто бывают плохими советчиками, и они могут лгать. Чувства могут заставить тебя сделать такие вещи, о которых ты потом будешь сильно сожалеть.
Благодаря тому, что тобой управляют чувства, ты активно интересуешься важными вопросами. Это хорошо! Но в то же время подчинение собственным эмоциям может сделать тебя более уязвимой к манипуляциям со стороны людей, которые не желают тебе добра. Например, тебя могут склонить к сексу до того, как ты станешь достаточно взрослой, к тому, чтобы ты отослала свои интимные фотографии или отправилась на встречу к незнакомцу, в которого влюбилась в интернете.
Чувства нам необходимы, но нельзя им слепо доверять.