как поменять мозги ваз 2114
Электронный блок управления ВАЗ: 2110, 2108, 2114, 2115 и другие модели
После активного внедрения инжекторной системы питания на разные модели ВАЗ произошло усложнение общей конструкции автомобиля. Как известно, инжектор, в отличие от карбюратора, сам дозировать топливо не умеет. Для решения задачи управление топливными форсунками было переложено на электронный блок управления двигателем (ЭБУ) или котроллер, более известный как компьютер или «мозги».
С одной стороны, установив мозги на ВАЗ, производитель сделал двигатель более экономичным и менее токсичным. Однако с другой стороны, система управления стала более сложной, появилось большое количество дополнительных решений и устройств. Далее мы рассмотрим, какие особенности имеет электронный блок ВАЗ, где он расположен на разных моделях, какие функции выполняет ЭБУ и т.д.
Инжекторные модели ВАЗ: ЭБУ, назначение контроллера и особенности
Итак, инжектор, который фактически представлен электронно-механическими форсунками, дозировать топливо самостоятельно не может. За корректную работу форсунок отвечает блок управления двигателем. В свою очередь, этот блок фактически и является электронной системой управления двигателем ЭСУД.
Так вот, на ЭБУ приходят сигналы с большого количества датчиков, после чего по «зашитым» в память блока алгоритмам осуществляется расчет количества топлива, необходимого для работы двигателя в оптимальном режиме. Также ЭБУ управляет моментом искрообразования в цилиндрах, заменив систему зажигания на авто с карбюратором.
Еще ЭБУ проводит самодиагностику и проверяет состояние двигателя, фиксируя сбои, отклонения и нарушения в работе. Если исправить ситуацию контроллер не может, тогда в памяти прописывается ошибка, а водитель получает уведомление в виде значка «чек» на панели приборов.
ДТ (датчик температуры определяет температуру ДВС, тем самым указывая, как будет сгорать топливо в холодном и прогретом двигателе). ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) показывает, как сильно нажата педаль газа.
Еще на более поздних моделях ВАЗ изменились сами контроллеры и прошивки ВАЗ, так как в конструкции были применены датчики кислорода в паре с катализатором. Эти датчики определяют эффективность сгорания топлива, фиксируя количество кислорода в выхлопе. Так вот, по этой причине нужно учитывать, что ЭБУ различных поколений отличаются.
Например, старые версии не имели поддержки датчика фаз (ДПРВ), впрыск происходил во впускной коллектор, а не в каждый цилиндр по отдельности. Такие ЭБУ являются блоком управления центрального впрыска. Позже появились блоки, готовящие смесь для каждого отдельного цилиндра (ЭБУ распределенного впрыска).
В дальнейшем была реализована поддержка датчика кислорода, затем двух датчиков кислорода (с учетом ужесточения норм токсичности) для более эффективного использования каталитического нейтрализатора.
Это означает, что мозги Калина не получится использовать в качестве замены ЭБУ Приора, хотя один и другой блок будут ЭБУ ВАЗ. Получается, важно знать, какой именно блок стоит на том или ином автомобиле. Чтобы это определить, нужно понять, где стоит ЭБУ ВАЗ, после чего изучить маркировки на устройстве. Давайте разбираться.
Где находится ЭБУ ВАЗ и взаимозаменяемость блоков управления
Прежде всего, для определения типа блока управления нужно найти его место установки в автомобиле. Для этого следует изучить мануал. В качестве примера остановимся на ВАЗ 2108 — 2115. На этих авто ЭБУ стоит в салоне, спереди справа, немного ниже бардачка.
Кстати, для проведения компьютерной диагностики данная информация также полезна, так как нужно знать, в каком месте можно подключиться к диагностическому разъему, установленному в различных местах на той или иной модели.
Версия Январь 5 – 6 представляют собой ЭБУ с распределенным впрыском, но без поддержки кислородного датчика. Блок управления Январь 7 появился на машинах с 2007 г., поддерживает все датчики, эффективно управляет двигателем.
Еще добавим, что кроме Января, на ВАЗ активно использовались разные поколения блоков GM, являясь аналогией Январь 4 – 7. То же самое можно сказать об ЭБУ Bosch или Ителма. Учитывая все особенности, взаимозаменяемость возможна, однако нужно подбирать аналоги, подходящие по классу, версии, количеству поддерживаемых датчиков и т.д.
Дело в том, что каждая модель подходит только для определенной комбинации двигателя и датчиков, а также проводки и прошивки. Это значит, что различные модели даже в рамках одного семейства можно ставить только с учетом полной совместимости.
Чтобы точно определить ЭБУ, достаточно снять каркас панели приборов сбоку, выписать номер ЭБУ. Также при наличии БК можно опционально посмотреть версию и тип ЭБУ, а также номер прошивки блока
Частые неисправности электронного блока управления ВАЗ
С учетом того, что контроллер является сложным электронным устройством, нельзя исключать выход ЭБУ из строя. Как правило, причины неисправности ЭБУ могут быть разными, начиная с механических повреждений и заканчивая программными сбоями.
Например, частой причиной поломок является перегрев или попадание жидкости. Как показывает практика, на Лада Самара ЭБУ стоит возле радиатора печки. Не трудно догадаться, что течь радиатора и попадание ОЖ на контроллер часто выводит данное устройство из строя.
При этом не всегда на панели загорается check engine, однако двигатель работает со сбоями. В подобной ситуации, когда других причин не выявлено, нужна не диагностика двигателя и систем, а профессиональная диагностика ЭБУ автомобиля, которую может выполнить только опытный специалист. Нередко после проверки блок может нуждаться в замене, так как ремонт ЭБУ зачастую не рекомендован.
Подведем итоги
Как видно, по аналогии с различными иномарками, инжекторные двигатели ВАЗ разных поколений также оснащаются контроллерами различных типов. Ранние версии имеют простые решения, которые отвечают за простое смесеобразование и работают с небольшим количеством датчиков.
При этом более современные блоки управления отличаются поддержкой распределенного впрыска, более гибким управлением системой зажигания, а также способностью взаимодействовать с датчиками кислорода и т.д.
Только после того, как все нюансы будут учтены, можно рассчитывать, что двигатель под управлением ЭБУ будет работать корректно и без сбоев, а сам владелец получит стабильную работу силового агрегата и систем, экологичность и максимальную отдачу от мотора на разных режимах работы двигателя автомобиля.
ЭБУ ВАЗ 2114: виды, принцип работы и диагностика
В данном материале мы рассмотрим ЭБУ ВАЗ 2114, его особенности, модификации и распиновку. Любая машина, сошедшая с конвейера в два последних десятилетия, просто напичкана разной электроникой и датчиками, ВАЗ 2114 не является исключением из правила. «Мозги» следят за тем, чтобы «выжать» максимум из способностей двигателя. Ремонт этого органа автомобиля требует специальных знаний и умений, но если постараться, можно разобраться и самому.
Как работает
Сердцем ЭБУ на ВАЗ 2114 является специальный микропроцессор, его задачей является контроль всех систем машины.
В этом автомобиле он собирает информацию с датчиков:
Электроника собирает все эти данные воедино и обрабатывает, но зачем? Для того чтобы адекватно реагировать на все возможные изменения в главных системах машины и подтягивать их работу до нормы.
Под контролем ЭБУ находятся следующие исполнительные устройства:
Мозги ваз 2114 имеет структурную схему памяти, состоящую из трех каскадов, каждый обладает собственными рабочими модулями:
По своей сути, каждый из этих модулей является отдельным прибором. Они соединены между собой аналогом материнской платы, которая отвечает за их корректное взаимодействие.
Местонахождение прибора
Искать блок необходимо под торпедой ВАЗ 2114. Чтобы достать прибор для его последующего ремонта и перепрошивки, необходимо снять панель торпеды. Для этого нужно открутить саморезы со стороны пассажира, оттуда же подцепить саму панель, после чего она снимется без проблем. Когда процедура демонтажа закончится, перед вами появится отверстие. Через него можно дотянуться до самого прибора, который закреплен при помощи специального стального фиксатора.
На заключительном этапе нужно взяться за фиксатор и аккуратно поддерживать прибор, после этого выкрутить болт и держась за ручку вынуть корпус ЭБУ. Не забудьте заблаговременно отключить питание аккумулятора.
КЗ – враг любой электроники, но ЭБУ 2114 является отдельным случаем, при работах с этим прибором нужно не только снять массу, но и открутить плюсовой провод. Прибор дорогой и чувствительный будьте с ним аккуратны.
Виды блоков
Четырнадцатая почти отпраздновала свое пятнадцатилетие. Эти годы не прошли даром ни для автомобиля, ни для конструкторского бюро завода. Инженеры Авто-ВАЗ не сидели «сложа руки», с каждым годом они улучшали свое детище, эти «апгрейды» касались и мозга автомобиля. Всего было 8 поколений этого электронного устройства, при чем различались не только характеристики, но и производители.
Такая ситуация вызывает резонный вопрос – «какой именно мозг стоит у вас в машине?» Чтобы это узнать, нужно осмотреть прибор, на его корпусе находится маркировка. Эти цифры являются номером модели. Переписав их и сопоставив с приведенной на сайте завода таблицей или информацией в нашей статье, вы сможете узнать свой ЭБУ.
Январь-4 и GM-09
Маркировка 21114-1411020-22 отвечает ЭБУ модели Январь-4, если на ЭБУ последние две цифры 10, 20, 20ч, 21 то это модель GM-09. Это самые первые мозги для ВАЗ 2114. Данным поколением устройств машины комплектовались до 2003 года. В зависимости от маркировки, устройства отличаются наличием ряда датчиков, которые определяли соответствие автомобиля ЕВРО-2.
Сегодня ЭБУ этих моделей на разборках можно купить по цене в 5-6 тысяч рублей.
21114-1411020-22 | Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 1-ая серийная версия |
21114-1411020-22 | Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 2-ая серийная версия |
21114-1411020-22 | Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 3-тья серийная версия |
21114-1411020-22 | Январь-4, без датч.кислорода, РСО, 4-ая серийная версия |
21114-1411020-20 | GM,GM_EFI-4,2111 с датч.кислорода, USA-83 |
21114-1411020-21 | GM,GM_EFI-4,2111 с датч.кислорода, ЕВРО-2 |
21114-1411020-10 | GM,GM_EFI-4,2111 с датч.кислорода |
21114-1411020-20ч | GM,РСО |
Bosch M1.5.4, Ителма 5.1, Январь 5.1.х
Маркировка Bosch M1.5.4 это 21114-1411020 и 21114-1411020-70, цифры 71 в конце находятся на корпусах Ителма 5.1, а 72 на Январь 5.1.х. Второе поколение ознаменовало эру универсализации ЭБУ (аналогичный прибор можно найти на 2113 и 2115).
21114-1411020-71 | Январь-5.1.1,без датч.кисл, СО |
21114-1411020-71 | Январь-5.1.1,без датч.кисл, СО |
21114-1411020-71 | Январь-5.1.1,без датч.кисл, СО |
21114-1411020-71 | Январь-5.1.1,без датч.кисл, СО |
21114-1411020-71 | Январь-5.1.1,без датч.кисл, СО |
21114-1411020-72 | ИТЕЛМА,без датч.кисл, СО |
21114-1411020-72 | ИТЕЛМА,без датч.кисл, СО |
21114-1411020-72 | ИТЕЛМА,без датч.кисл, СО |
21114-1411020-72 | ИТЕЛМА,без датч.кисл, СО |
По принципу действия все модели полностью идентичны. Такими мозгами машины комплектовались даже после 2013 года, благодаря общей успешности конструкции.
Модификации электронных блоков управления БОШ:
21114-1411020 | Без датч.кисл,РСО |
21114-1411020 | Без датч.кисл,СО(рег-ся сканером СО) |
21114-1411020-70 | БОШ,без датч.кисл,РСО |
21114-1411020-70 | БОШ,без датч.кисл,РСО |
После 2013 Январь 5.1.х стал поставляться в трех комплектациях. Главной разницей между ними был контроль впрыска. Так по этому аспекту они делились на ЭБУ с парно-параллельным, одновременным и фазированным впрыском.
Январь 5.1.х и Ителма 5.1 можно приобрести за 8 тыс. рублей, Bosch M1.5.4 комплектовались экспортные образцы, но купить его можно по той же цене. Больше всего машин под управлением этих ЭБУ было выпущено в 2003-2007 годах.
Bosch M7.9.7 и Январь 7.2
Январь семерка имел множество моделей в зависимости от комплектации и объема двигателя, так на 1,5 литровых восьми клапанных двигателях устанавливались модели производства АВТЭЛ с грифом: 81 и 81ч, этот же мозг от производителя ИТЭЛМА имел цифры 82 и 82ч. Bosch M7.9.7 ставился на полуторалитровые двигателя экспортных экземпляров и маркировался 80 и 80ч на машинах стандарта Евро 2 и 30 на авто стандарта Евро 3.
21114-1411020-80 | БОШ-7.9.7,Е-2,1,5литр.,1-ая серийная верс. |
21114-1411020-80ч | БОШ-7.9.7,Е-2,1,5литр.,тюнинг |
21114-1411020-80 | БОШ-7.9.7+,Е-2,1,5литр., |
21114-1411020-80 | БОШ-7.9.7+,Е-2,1,5литр., |
21114-1411020-30 | БОШ-7.9.7,Е-3,1,5литр.,1-ая серийная верс. |
21114-1411020-81 | ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,1-ая_серийная верс.неудачн.,замена_А203EL36 |
21114-1411020-81 | ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,2-ая_серийная_верс.неудачн.,замена_А203EL36 |
21114-1411020-81 | ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1,5литр.,3-я_серийная_верс |
21114-1411020-82 | ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,1-я_версия |
21114-1411020-82 | ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,2-я_версия |
21114-1411020-82 | ИТЭЛМА,с датч.кисл.,Е-2,1,5литр,3-я_версия |
21114-1411020-80ч | БОШ_797,без датч.кисл.,Е-2,дин.,1,5литра |
21114-1411020-81ч | ЯНВАРЬ_7.2,без датч.кисл.,СО,1,5литр |
21114-1411020-82ч | ИТЭЛМА,без датч.кисл.,СО,1,5литр |
На двигатели 1,6 литра:
21114-1411020-30 | BOSCH_797,E-2,1.6L,1-я_серия(глюки в ПО) |
21114-1411020-30 | BOSCH_797,E-2,1.6L,2-я_серия |
21114-1411020-30 | BOSCH_797+,E-2,1.6L,1-я_серия |
21114-1411020-30 | BOSCH_797+,E-2,1.6L,2-я_серия |
21114-1411020-20 | BOSCH_797+,E-3,1.6L,1-я_серия |
21114-1411020-10 | BOSCH_797,E-3,1.6L,1-я_серия |
21114-1411020-40 | BOSCH_797,E-2,1.6L |
21114-1411020-31 | ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,1-я_серия(неудачная) |
21114-1411020-31 | ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,2-я_серия |
21114-1411020-31 | ЯНВАРЬ_7.2,Е-2,1.6L,3-я_серия |
21114-1411020-31 | ЯНВАРЬ_7.2+,Е-2,1.6L,1-я_серия,новая_аппарат.верс. |
21114-1411020-32 | ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,1-я_серия |
21114-1411020-32 | ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,2-я_серия |
21114-1411020-32 | ИТЭЛМА_7.2,Е-2,1.6L,3-я_серия |
21114-1411020-32 | ИТЭЛМА_7.2+,Е-2,1.6L,1-я_серия,новая_аппарат.верс. |
21114-1411020-30Ч | BOSCH_с датч.кисл.,Е-2,дин,1,6L |
21114-1411020-31Ч | ЯНВАРЬ_7.2,без датч.кисл.,СО,1.6литр. |
30 серия Бош встречалась и на 1,6 литровых движках, но из-за первоначальной разработки под полуторалитровый автомобиль, программное обеспечение сильно глючило иногда полностью отказываясь работать. Специальная комплектация с пометкой 31ч, выпущенная несколько позже, работала на порядок адекватнее.
1,6 литровые двигателя машин, предназначенных для внутреннего рынка, имели на борту приборы от тех же АВТЭЛ и ИТЭЛМА. Первая серия от первых с пометкой 31 «болела» тем же, что и Бош 30 серии, позже все недоработки были учтены и справлены в 31ч. При проблемах у конкурентов ИТЭЛМА заметно выросла в глазах автолюбителей, выпустив удачную серию под цифрой 32. Дополнительно нужно отметит, что только Bosch M7.9.7 с маркером 10 соответствовал стандарту Евро 3.
Стоимость нового ЭБУ этого поколения составляет 8 тыс. рублей, б/у на разборке можно найти за 4 тыс.
Январь 7.3
Модель от ИТЕЛМА получила маркировку 11183-1411020-02 и стандарт Евро 3, АВТЭЛ при этом выпускал модели Евро 4. Данное поколение получило самое широкое распространение, ведь все 8 клапанные машины после 2007 г. комплектовались именно им.
Новые мозги на ВАЗ 2114 этого поколения, в комплектации Евро 3, можно приобрести за 8 тыс. руб.
Диагностика
Так сложилось, что в отечественных ЭБУ 2114 поломки и глюки случаются достаточно часто. И если уж «засветился» «Check Engine», то без специального оборудования никак не обойтись. Когда у вас есть соответствующий прибор, дальнейшая процедура занимает много времени.
Больше всего в сети хвалят OBD-Scan ’а ELM-327. Многие называют его самым простым в обращении способом найти проблему, устранить ее и стереть информацию о неисправности из памяти мозга автомобиля.
Некоторые автолюбители сразу же переходят к удалению неполадки из памяти. Это в корне неправильное решение: во-первых, ни одна ошибка не возникает просто так, во-вторых удаление симптома, без какого либо конкретного «лечения» чревато последствиями серьезнее, чем «мозолящая глаза» ошибка. Если у вас поломан лямбда датчик, а вы просто вытираете ошибку из памяти, это не починит машину, которая может подвести вас в любой момент.
Но бывает так, что мозг автомобиля в принципе не отвечает диагностическому оборудованию и выдает ошибку, которую вы не можете найти.
В этом случае выполняем:
Проследовав всем пунктам по очереди, вы наверняка найдете отклонение, но не спешите его исправлять самостоятельно, все же мозг 2114 вещь тонкая и недешевая.
Полезное видео
Дополнительную полезную информацию вы сможете получить из видео ниже:
Хорошая статья.долго искал какие мозги у моей 15ки потому как брал с рук и старый хозяин не знал тоже БК штат установленный на ней ЭБУ НЕ ВИДИТ и подключение ноутбука через диагностическую колодку тоже ничего не дало тоже не видит.если можете, подскажите пожалуйста.у меня судя по маркировке Январь 7.3 от Итэлма11183-1411020-02
Где находится эбу ваз 2114 и 2115 (8 и 16 клапанов) – блок управления двигателем замена контроллера
Пригнали к нам в автосервис «чудесный», как выразился хозяин, автомобиль. А чудо заключается в том, что хозяин заявляет: поменял ВСЁ, машина как работала на двух циллиндрах, так и работает. Спрашиваем как выявили, что не работает два циллиндра? Хозяин отвечает: смотрел искру, на втором и третем циллиндре нет искры. Провода ставил новые, модуль зажигания подкидывал на проверку новый, даже ЭБУ (мозги) ставил новые, нет искры на 2ом и третем и всё тут. Проводку говорит прозванивали, всё нормально,замыканий нет. Ну действительно ЧУДЕСА.
Вот она, наша чудесная машинка! Ваз 2114
Рис.1
Начинаем всё по порядку. Подключаем диагностическое оборудование и считываем ошибки, если конечно таковые имеются. У нас их несколько. Блок управления у нас установлн Январь 7.2
Рис.2
Что мы видим, действительно в памяти ЭБУ прописались ошибки по пропускам во 2ом и 3ем циллиндре: P0302 — обнаружены пропуски зажигания во 2ом циллиндре, P0303 — обнаружены пропуски зажигания в 3ем циллиндре. Обычно, если выскакивают ошибки по 2-3 циллиндру либо 1-4, то это в большинстве случаев неисправность модуля зажигания, но хозяин заявляет, что он ставил новый модуль зажигания и изменений никаких. Ну доверяй как говорится, но проверяй.
Начнём по порядку, что может быть неисправно Рис.3. 1. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) 2. Проводка 3. Модуль зажигания 4. Высоковольтные провода (ВВ провода)
Рис.3
В начале проверим, есть ли управляющий сигнал на разъёме модуля зажигания от ЭБУ. Как это можно проверить?
Для проверки, идёт ли импульс с ЭБУ на модуль зажигания можно использовать обычный светодиод с резистором (500. 700 Ом). Подключаем в следующем порядке Рис.4:
Рис.4 В начале подключаем катод светодиода к выводу 1b разъёма модуля зажигания, а анод (+) светодиода подключаем к выводу 15 (+12 после зажигания). После того, как подключили светодиод, просто крутим стартером. Светодиод должен должен начать мигать. Мигание светодиода информирует нас о том, что ЭБУ подаёт импульс на вывод 1b разъёма. Точно так же подключаемся к выводу 1a и повторяем процедуру проверки. Если при подключении светодиода вспышки отсутствуют значит где-то идёт обрыв цепи в проводке. Если светодиод горит постоянно, это означает что идёт замыкание, либо силовой ключ (транзистор VT1, VT3 Рис.3) сгорел и постоянно коротит на массу. Посмотрите видео как мы проводили проверку. На светодиод был надет зелёный колпачёк для большей наглядности. Видео 1. Проверка импульсов, поступающих на модуль зажигания с ЭБУ. В нашем случае на выводе 1b импульсы были, а при подключении к выводу 1a светодиод горел постоянно (на видео мы ксожалению это не засняли). Это значит, что либо проводка коротит, либо силовой ключ VT3 сгорел. Для проверки проводки на коротыш достаточно снять разъём с ЭБУ и проверить тестером наличие замыкания. У нас такового не оказалось, значит остаётся вскрытие ЭБУ. Рис.6 Достаём и разбираем блок ЭБУ, Рис.7 Плата ЭБУ Январь 7.2 В нашем случае был пробит силовой ключ VT3. Как же проверить ключ управления ЭБУ? Можно проверить по ниже приведённой схеме. Рис.8 Cхема проверки силового ключа STGB10NB37LZ, GS14C40L, BTS2140 Рис.9 Собранная схема, для проверки силового ключа При включении Key лампочка должна гореть, если лампочка горит без включения Key, то ключ VT пробит. Если же лампочка вобще ни при каком условии не загорается, тоключ тоженеисправен.
Так же можно проверить исправность ключа управления, замерив сопротивление на крайних контактах (1-3). Сопротивление должно быть в пределах 14. 21 кОм. Рис.10 Замеряем сопротивление на выводах 1-3 исправного силового ключа STGB10NB37LZ. Ну что, меняем силовой ключ на исправный и прробуем запустить авто? Не надо так торопиться, ведь сам по себе силовой ключ просто так не выйдет из строя, что-то его спровоцировало на поломку. Нужно разбираться с ПРИЧИНОЙ, а так же со следствиями этой причины. Вот это самый главный момент. Многие допсукают такую ошибку. Вспомним, что нам говорил клиент: я подкинул новый модуль зажигания — не помогло, потом я подкинул на проверку другой ЭБУ — тоже не помогло, как троило так и троит. Всему виной изначально как мы уже догадываемся стал модуль зажигания. Это, к сожалению, частое явление. Модуль зажигания — это обычный трансформатор с обмотками и иногда в нём случается пробой (межвитковое замыкание). Через силовой ключ, который управляет обмотками модуля зажигания начинает протекать ток большего номаинала чем нужно и ключ попросту сгорает, либо от высокого тока нагревается и попросту сам выпаивается из платы. Да, да и такое встречалось! Где находится ЭБУ ВАЗ 2114?Расположен блок в торпеде, непосредственно под приборкой. Чтобы провести замену или демонтаж, нужно выкрутить саморезы и извлечь панель с бока, со стороны пассажирского места. Через образовавшееся отверстие можно рассмотреть корпус ЭБУ – он установлен внутри стального фиксатора. Для снятия электронного блока управления нужно выкрутить болт и аккуратно вытянуть корпус, взявшись за фиксатор. Само собой, необходимо отключать питание от бортовой сети, в противном случае можно вывести из строя дорогостоящую аппаратуру. Короткое замыкание – это враг любого электроприбора, поэтому будьте аккуратны. Желательно даже не просто снимать массу с аккумулятора, но и плюсовой провод тоже отключать. Как снять и заменить неисправный ЭБУ на ВАЗ 2114При проведении работ по снятию ЭБУ ВАЗ 2114 не касайтесь выводов руками. Есть вероятность повреждения электроники электростатическим разрядом. Как работает ЭБУ?В основе находится микропроцессор, который и отвечает за нормальное функционирование всех ключевых приборов. На автомобиле ВАЗ 2114 ЭБУ собирает данные с датчиков: Это считывающие устройства, которые собирают информацию о работе двигателя внутреннего сгорания. А для чего же он ее собирает? Правильно, чтобы разделять и властвовать следующими исполнительными механизмами: Структурная схема электронного блока управления на ВАЗ 2114 состоит из трех каскадов, в каждом из которых свои модули памяти: Описание «мозгов»ЭБУ ВАЗ 2114 представляет собой бортовой компьютер транспортного средства, предназначенный для управления основными системами авто. Параметры управляющего модуля влияют как на функциональность тех или иных регуляторов, так и на работу двигателя в целом. То есть важность данной системы отрицать нельзя. Местоположение контроллераВ автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 управляющий модуль устанавливается под центральной консолью авто, в частности, посредине, за панелью с магнитолой. Чтобы добраться до контроллера, необходимо выкрутить фиксаторы бокового каркаса консоли. Что касается подключения, то в модификациях Самар с полтора литровым двигателем масса ЭБУ берется с корпуса силового агрегата, с крепления заглушек, расположенных справа от ГБЦ.
В автомобилях, оборудованных 1.6- и 1.5- литровыми моторами с ЭБУ нового образца масса берется с приваренной шпильки. Сама шпилька фиксируется на металлическом корпусе контрольного щитка у тоннеля пола, неподалеку от пепельницы. Во время производства инженеры ВАЗ, как правило, ненадежно фиксируют эту шпильку, так что со временем она может разболтаться, соответственно, это приведет к неработоспособности некоторых устройств. Устройство и принцип работыУправляющий блок электронной системы работает в соответствии с показателями, полученными от датчиков: В соответствии с данными, полученными от этих контроллеров, управляющий модуль осуществляет управления следующими системами: Что касается устройства, то конструктивно управляющий модуль состоит из следующих компонентов: Характерные неисправности: их признаки и причиныПо каким признакам можно определить неисправность ЭБУ: Какие причины способствуют выходу из строя управляющего устройства: Ремонт и диагностика блоков управленияВ контроллере ВАЗ 2114 очень часто случаются поломки. В системе имеется функция самодиагностики – ЭБУ опрашивает все узлы и выдает заключение о пригодности их к работе. Если вышел какой-либо элемент из строя, на приборной панели загорится лампа «Check Engine». Узнать, какой именно датчик или исполнительный механизм вышел из строя, можно лишь при помощи специального диагностического оборудования. Даже с помощью знаменитого OBD-Scan ’а ELM-327, полюбившегося многим за простоту использования, можно считать все параметры работы двигателя, найти ошибку, устранить ее и удалить из памяти ЭБУ ВАЗ 2114. Конечно, неправильно просто удалять ошибки. Будьте аккуратны, ведь неисправности просто так не появляются. Хороший пример – у знакомого сломался датчик кислорода. И он через день рубит ошибку, чтоб «глаза не мозолила». Но причина кроется в неисправном лямбда. А вот что делать, если ЭБУ вовсе не хочет отвечать сканеру? Тогда проверьте следующее: Самостоятельно ремонтировать блок управления вряд ли получится, слишком уж тонкая работа. Своими руками можно только выполнить замену на новый. Как узнать какой ЭБУ стоит на Ваз 2114 – Январь 7.2 Январь 4 Bosch M1.5.4На сегодняшний день существует 8 (восемь) поколений электронного блока управления, которые отличаются между собой не только характеристиками, но и производителями. Давайте поговорим о них немного подробнее. ЭБУ Январь7.2 – технические характеристикиИ, так теперь переходим к техническим характеристикам самой популярной ЭБУ Январь 7.2 В ЭБУ используется процесcор Siemens Infenion C-509 (такой же, как в ЭБУ Январь 5, VS). ПО блока является дальнейшим развитием ПО Январь 5, с улучшениями и дополнениями (хотя это вопрос спорный) — например, реализован алгори, дословно «противотолчковая» функция, призванная обеспечить плавность при трогании и переключениях передач. ЭБУ выпускается (хххх-1411020-82 (32), прошивка начинается на букву «I», например, I203EK34) и «Автэл» (хххх-1411020-81 (31), прошивка начинается на букву «А», например, A203EK34). И блоки и прошивки этих блоков полностью взаимозаменяемые. ЭБУ серий 31 (32) и 81 (82) совместимы аппаратно сверху вниз, то есть прошивки для 8-кл. будут работать в ЭБУ 16-кл., а наоборот — нет, т.к в 8-кл блоке «не хватает» ключей зажигания. Добавив 2 ключа и 2 резистора можно «превратить» 8-кл. блок в 16 кл. Рекомендуемые транзисторы: BTS2140-1B Infineon / IRGS14C40L IRF / ISL9V3040S3S Fairchild Semiconductor / STGB10NB37LZ STM / NGB8202NT4 ON Semiconductor. Типовые параметры ЭБУ Январь 7.2 для диагностики ЭБУ Январь-4 – технические характеристикиПоэтому при разработке были сохранены габаритные и присоединительные размеры, а также цоколевка разъемов. Естественно, блоки ISFI-2S и “Январь-4” являются взаимозаменяемыми, но полностью отличаются схемотехникой и алгоритмами работы. “Январь-4” предназначен для норм России, из состава были исключены датчик кислорода, катализатор и адсорбер, и введен потенциометр регулировки СО. Семейство включает в себя блоки управления “Январь-4” (была выпущена очень небольшая партия) и “Январь-4.1” для 8-ми (2111) и 16-ти (2112) клапанных двигателей. ЭБУ Январь 4 второе поколение электронного блока управления Ваз 2114 Версии “Квант” скорее всего отладочная серия с прошивкой J4V13N12 аппаратно и, соответственно, программно несовместимы с последующими серийными контроллерами. То есть прошивка J4V13N12 не будет работать в “неквантовских” ЭБУ и наоборот. Фото плат ЭБУ КВАНТ и обычного серийного контроллера Январь 4 Схема ЭБУ январь 4 Особенности ЭСУД: без нейтрализатора, датчика кислорода (лямбда зонда), с СО-потенциометром (ручная регулировка СО), нормы токсичности R-83. Bosch M1.5.4 – технические характеристикиДля норм токсичности Евро-2 появляются новые модификации блока M1.5.4 (имеет неофициальный индекс “N”, для создания искусственного отличия) 2111-1411020-60 и 2112-1411020-40, удовлетворяющие этим нормам и имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер. Мозги ЭБУ Bosch M1.5.4 Так же, для норм России был разработан ЭСУД для 8-кл. двигателя (2111-1411020-70), являющийся модификацией самого первого ЭСУД 2111-1411020. Все модификации, кроме самой первой, используют широкополосный датчик детонации. Этот блок начал производиться в новом конструктивном исполнении – облегченный негерметичный штампованный корпус с выдавленной надписью “MOTRONIC” (в народе “жестянка”). Впоследствии и ЭБУ 2112-1411020-40 тоже стали выпускаться в данном конструктивном исполнении. Замена конструктива, на мой взгляд, полностью неоправданна – герметичные блоки были более надежны. Новые модификации, скорее всего, имеют отличия в принципиальной схеме в сторону упрощения, так как канал детонации в них работает менее корректно, “жестянки” больше “звенят” на одинаковом ПО. Ителма 5.1 – технические характеристики ЭБУ Ваз 2114В VS5.1 применен тот же процессор Siemens Infenion C509, 16МГц, но выполнен на более современной элементной базе. Модификации 2112-1411020-42 и 2111-1411020-62 предназначены для норм Евро-2 имеющие в своем составе датчик кислорода, каталитический нейтрализатор и адсорбер, в данном семействе не предусмотрены норм Р-83 для двигателей 2112. Для 2111 и норм Россия-83 выпускается только версия ЭСУД VS 5.1 1411020-72 с одновременным впрыском. Ителма 5.1 – технические характеристики ЭБУ Ваз 2114 С сентября 2003 г. на ВАЗ устанавливается новая АППАРАТНАЯ модификация VS5.1, несовместимая по ПО и аппаратно со “старой”. По проводке блоки взаимозаменяемы, но только со своим, соответствующим блоку, ПО. Bosch M7.9.7 – технические характеристики ЭБУЯнварь семерка имел множество моделей в зависимости от комплектации и объема двигателя, так на 1,5 литровых восьми клапанных двигателях устанавливались модели производства АВТЭЛ с грифом: 81 и 81ч, этот же мозг от производителя ИТЭЛМА имел цифры 82 и 82ч. Bosch M7.9.7 ставился на полуторалитровые двигателя экспортных экземпляров и маркировался 80 и 80ч на машинах стандарта Евро 2 и 30 на авто стандарта Евро 3. Типы ЭБУ ВАЗ 2114Автомобиль выпускался более 10 лет, постоянно совершенствовался, характеристики становились все лучше. Само собой, это достигалось благодаря применению новых моторов, датчиков, исполнительных механизмов. А самое главное – благодаря установке блоков управления, у которых скорость работы значительно выше (все вы слышали о частоте процессоров, именно от этого параметра зависят сегодня характеристики ДВС). ПРОШИВКА СВОИМИ РУКАМИЧип-тюнинг своими руками можно провести, если вы разбираетесь в электронике. Для этого вам потребуется Автомобильные блоки управления работают по различным программам. Самые известные из них – Delphi, Bosch и Valeo. Важно знать, какая именно программа в вашем ЭБУ. Программист-профессионал может самостоятельно изменить настройки в автомобильном мозге. Нужен только софт ChipTuningPRO, с помощью которого и будут произведены изменения в настройках автоэлектроники. Менее продвинутые водители могут воспользоваться готовой программой, чтобы прошить мозги ВАЗ 2114 своими руками. для этого вам потребуется программатор. Это прибор, в который вставляется микросхема блока управления. У дорогих моделей программаторов имеется иногда до десятка самых различных микросхем. С помощью этого прибора можно ввести параметры имеющихся прошивок, и даже, при наличии соответствующих знаний, вмешиваться в закрытые процессы.
Мозги (ЭБУ) для ВАЗ 2114: что это такое, какие они бывают, возможен ли их ремонтЭлектронный блок управления двигателем (сокращенные наименования ЭСУД, ЭБУ двигателя)- по простому можно назвать “мозгом” четырнадцатой. Это устройство, объединяющее все оборудование и коммуникации ВАЗ 2114 в одну систему и заставляющее их работать как единое целое. В данной статье мы разберемся, что такое ЭБУ, где он расположен, какие устройства могут быть установлены на четырнадцатую, а также как выполняется ремонт электронных блоков управления двигателем и в чем заключаются особенности их диагностики. Контроллер ВАЗ 2114 Как определить тип ЭБУ (контроллера) на автоКонтролер (или электронный блок управления двигателем) на протяжении всей своей работы получает, обрабатывает и управляет сигналами от датчиков и систем, влияющих как на работу самого силового агрегата, так и на второстепенные составляющие мотора (например, систему выхлопа). Однако это совсем не означает, что приборы, устанавливаемые на разных транспортных средствах, полностью идентичны и ничем не отличаются. На самом деле, среди видов ЭБУ (в том числе и на используемой многими «Калине») выделяют электронный (ECU) / блок управления двигателем (ECM), блок управления работой трансмиссии, блок управления тормозной системой, совместный моторно-трансмиссионный блок, центральный модуль управления, центральный модуль синхронизации, контролер кузова, главный электронный модуль и модуль управления подвеской. Конечно, с технической точки зрения, это все не один компьютер, а несколько отдельных блоков, но и о их существовании стоит знать. В некоторых случаях, сборка может включать в себя несколько различных управляющих модулей, но чтобы узнать какой именно вид контролера установлен на вашем транспортном средстве, необходимо демонтировать боковой каркас торпеды и запомнить номер установленного там ЭБУ. Полученные данные сравнивают с показаниями соответствующих таблиц, которые несложно найти в сети. ПРИНЦИП РАБОТЫ И МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ УСТРОЙСТВАЭлектронный блок управления двигателем начинает работать при активации зажигания, он непрерывно функционирует в процессе езды, собирая информацию с разных датчиков четырнадцатой. Полученная информация анализируется процессором и по результатам анализа полученных данных устройство управляет функциональными системами ВАЗ-2114. Блок управления двигателем ВАЗ 2114 получает информацию со следующих датчиков четырнадцатой: На основе полученной информации ЭБУ на ВАЗ 2114 управляет такими системами и узлами автомобиля: Мозги на ВАЗ 2114 состоят из 3-ех отдельных устройств, каждое из которых обладает индивидуальным видом памяти: Особенности диагностики двигателя
В начале работы нужно определить, какой контроллер электронного блока управления установлен на двигателе вашего автомобиля. Для этого обратите внимание на его маркировку и, воспользовавшись интернетом, определите тип и найдите инструкцию по эксплуатации. Помните, что в каждом контроллере заложены индивидуальные параметры работы. При наличии бортового компьютера в ВАЗ 2114 их легко можно отследить и сразу выявить неполадку. Чтобы произвести диагностику того, как функционирует система впрыска топлива, вы должны будете тщательно изучить принцип ее работы. Если дроссельная заслонка находится в закрытом положении, воздух будет идти в обход, сквозь регулятор, отвечающий за холостой ход автомобиля. Он, в свою очередь, получает данные от датчика, наблюдающего за массовым расходом воздуха в системе, и регулирует его подачу, когда машина функционирует на холостом ходу. Далее происходит смешивание топлива с воздухом и переход его в камеру сгорания. Впрыск топлива производится за счет работы электрических форсунок, причем непосредственное время включения отслеживается блоком управления автомобилем, тоже работающим благодаря электричеству. ВИДЫ БЛОКОВ УПРАВЛЕНИЯ ВАЗ 2114Четырнадцатая – автомобиль, производство которого велось в течении 12 лет. На протяжении всего цикла производства инженеры Авто-ВАЗа занимались постоянным усовершенствованием основных характеристик ВАЗ 2114. Изменения касались в том числе и мозгов машины. На ВАЗ 2114 может быть установлено 8 поколений электронных блоков от разных изготовителей. Разберемся, как узнать, какой ЭБУ стоит на ВАЗ 2114. Для этого необходимо посмотреть на само устройство – на его корпусе нанесены цифры номера модели, перепишете эти цифры и сопоставьте с маркировкой, приведенной в таблицах этой статьи. GM-09 И ЯНВАРЬ-4Первое поколение мозгов четырнадцатой были представлено блоками GM-09 и Январь-4. Такие устройства устанавливались с самого начала производства ВАЗ 2114 по 2003 год. Первые блоки обладали широким модельным рядом, электронный контроллер ВАЗ 2114 мог отличатся наличием датчика детонации, работающего по резонансному принципу, и соответствием стандарту ЕВРО-2. На сегодняшний день стоимость такого устройства составляет от 5 до 5,5 тысяч рублей. Список моделей ЭБУ GM-09 и Январь-4 (на рис.-таблица): Список моделей ЭБУ GM-09 и Январь-4 ЯНВАРЬ 5.1.Х, ИТЕЛМА 5.1, BOSCH M1.5.4Следующее поколение мозгов представлено устройствами Январь 5.1.х. (аналогичное устройство также ставилось на ВАЗ 2113 и ВАЗ 2115). На ВАЗ 2114, выпущенных после 2013 года, может быть установлено 3 варианта блока Январь 5.1.х, отличия между которыми заключается в методе впрыска бензина: существуют устройства с фазированным, одновременным и парно-параллельным впрыском. Стоит отметить, что данная модельная линейка Январей является полностью идентичной устройствам “Ителма 5.1” и “Bosch M1.5.4”. Список моделей Январь 5.1.х и Ителма 5.1 (на рис.-таблица): Список моделей Январь 5.1.х и Ителма 5 Список моделей Bosch M1.5.4 (на рис.-таблица): Список моделей Bosch M1.5 Наиболее часто встречаемая модель на ВАЗ 2114 2003-2007 года производства – Январь 5.1.1, купить которую сейчас можно за 7-8 тыс. рублей, на экспортные машины чаще всего ставился Bosch 2111 1411020, который стоит аналогичных денег. ЯНВАРЬ 7.2 И И BOSCH M7.9.7То, какая модификация Января 7.2 установлена на четырнадцатой, зависит от литража силового агрегата. Контролеры Бош ставились, как правило, только на экспортные модели машин, от которых требовалось соответствие экологическому стандарту Евро-3. На 8-ми клапанные ВАЗ 2114 объемом 1.5 л. устанавливались следующие контролеры (на рис.-таблица): Список контроллеров на ВАЗ 2114 8 клапанов 1 На ВАЗ 2114 с объемом двигателя 1.6 литров (на рис.-таблица): Список контроллеров на ВАЗ 2114 8 клапанов 1.6 литра Стоимость нового Январь 7.2 варьируется в пределах 7-8 тысяч, БУ-шного – примерно в половину меньше, тот же ЭБУ 2111 1411020 81 можно взять за 3-3.5 тысячи рублей.. ЯНВАРЬ 7.3
Этот ЭБУ производился заводами Ителма и Автэл, в зависимости от модификации он мог соответствовать экологическому стандарту Евро-3 или Евро-4. Соответствие ЭБУ ВАЗ 2114 экологическому стандарту Новая Ителма 11183 1411020 02 стандарта ЕВРО-3 стоит сейчас около 8 тысяч рублей. Какие ЭБУ устанавливаются на ВАЗПервые автомобили отечественного автопрома достаточно заурядные и полностью механизированы. Однако, с развитием технологий, и ВАЗовцам пришлось кое-что изменить. В частности, со временем, управление работой мотора легло на «плечи» ЭСУД. Ими оснащались все инжекторные двигатели, а с выходом новых, более современных моделей, наличие блока управления двигателем (например, на ВАЗ «Приоре» или «Калине») даже не обсуждалось. Какую же эволюцию прошли указанные устройства? Давайте посмотрим. Блоки управления фирмы GMУказанные системы устанавливались на первые модели Samara, выпускающиеся до 2000 года. Они могли дополняться резонансным датчиком детонации или же не иметь его. Блок управления двигателем BOSCHСреди блоков управления двигателем марки «Bosch», которые устанавливались на автомобили группы ВАЗ, стоит выделить: Блоки управления «Январь»Что касается электронных блоков управления двигателем «Январь», то и в этом случае можно выделить несколько наиболее известных ВАЗовских составляющих. К ним относят: «Январь-4», который также, как и GM-09 устанавливался на первые модели Samara до 2000-х годов выпуска. «Январь 5.1». Все виды контролера этого типа построенные на одинаковой платформе, а отличия имеются разве что в коммутации форсунок и подогревателе ДК. Первая версия обладает фазированным впрыском и датчиком кислорода, а вторая отличается параллельным впрыском. Отличие указанных ЭБУ лишь в прошивках, а значит, их можно взаимозаменять. ДИАГНОСТИКА И РЕМОНТ БЛОКА УПРАВЛЕНИЯ ВАЗ-2114Как и любое оборудование, контроллер ВАЗ 2114 не застрахован от поломок. В случае первых весточек о его неисправности (нет сигнала на включение зажигания, перестал работать бензонасос, вышли из строя форсунки либо возникли проблемы с холостым ходом) должна выполнятся диагностика ЭБУ, которая считывает сохраненные в памяти устройства ошибки и помогает понять, что именно вышло из строя. Диагностика блока проводится в сервисном центре, где для этого используется сканер, настроенный на соответствующую модель блока ВАЗ 2114. Также диагностику можно провести самостоятельно, для этого вам потребуется ноутбук, шлейф (кабель подключения к ЭБУ) и специальная программа. Хорошо себя зарекомендовали программы для диагностики Diagnostic Tool v1.31.2, DiagnozNK и Автоваз-NEW. Если блок не отвечает на диагностику (довольно часто встречающаяся проблема, не предвещающая ничего хорошего) нужна проверка работоспособности устройства. Для этого требуется: Качественный ремонт ЭБУ своими руками выполнить невозможно, делать это необходимо исключительно в сертифицированных центрах обслуживания ВАЗ 2114. Ремонт ЭБУ в ближайшем СТО также не лучший выбор, единственное, что можно доверить специалистам-самоучкам – выполнить замену блока на новый. Помните, что контроллер – “мозги” автомобиля! Основные виды программВыбирая чип для перепрограммирования своего автомобиля, учитывайте, что программа «Спорт» была изначально написана для получения более динамичной работы автомобиля, позволяющей существенно повысить скорость разгона. Однако при подобной настройке у вас существенно возрастет расход топлива. А программа «Экономия» предназначена, наоборот, для того, чтобы снизить расход топлива, урезав при этом работоспособность быстрого разгона.
Однако вследствие модернизации теперь в электронный блок управления встраивается несколько прошивок, которые дополнительно обрабатываются специальной программой. Она отвечает за добавление кода, требуемого системой для того, чтобы контролировать состояние автомобиля. Получая данные о работе, он автоматически подключает наиболее подходящую для этого момента прошивку, благодаря чему у ВАЗ 2114 появляется возможность более качественного функционирования. ЭБУ Январь 5.1.1 приобретался мной конечно же с перспективой самостоятельной его прошивки. Для подключения к нему нужно питание 12 Вольт и K-Line адаптер, ничего сложного. Прошивать планирую только свой Январь, поэтому делал всё исключительно под него. Итак, что нам необходимо: 1. 55-пиновый разъем для подключения к ЭБУ. 3. Колодка OBD-2 для диагностического кабеля. 4. Кнопка для имитации включения зажигания. Подойдет любая, использовал от старого блока питания компьютера В итоге получается такой девайс для прошивки: Сам процесс прошивки несложный, я использовал программу ChipLoader. Подключаем все провода и разъемы, активируем кнопку включения зажигания, устанавливаем связь с ЭБУ в программе Какой автовладелец российской модели не мечтает улучшить свой автомобиль, сделать его круче, более похожим на иномарку? На помощь приходит тюнинг. С его помощью можно улучшить аэродинамические свойства автомобиля, повысить скорость, сделать своего любимца единственным в своем роде, и узнаваемым издалека. Но в этой статье речь пойдет не о внешнем облике автомобиля, или его аэродинамике, а о чип-тюнинге.
«Компьютер», управляющий всей системой автомобилей ВАЗ 2114-2115, — ЭБУ
КАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ ВЫ МОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬВ общем, качественный и грамотный чип-тюнинг оптимизирует работу всех узлов двигателя, сделает езду на этом автомобиле более комфортной и менее затратной. Диагностика ЭБУБлок управления двигателем ВАЗ — это устройство, которое может проработать долгое время без поломок, тем не менее, ни одно оборудование не может быть защищено от неисправностей. При обнаружении первых симптомов поломок устройство подлежит диагностике, поскольку несвоевременная проверка и ремонт могут привести к более серьезным последствиям. Диагностика устройства подразумевает считывание кодов ошибок, сохраненных в памяти девайса, для их дальнейшей расшифровки. Лучше всего проверять ЭБУ в специализированных центрах, поскольку диагностическое оборудование должно быть настроено под определенную модель ЭБУ. Разумеется, процедура диагностики может быть осуществлена и своими силами — с помощью компьютера, диагностического адаптера и программного обеспечения. В том случае, если ЭБУ не отвечает на проверку, но следует проверить его работоспособность, в частности: Помните о том, что качественный ремонт блока управления в домашних условиях выполнить невозможно. Процедуру ремонта лучше доверить специалистам, причем не с любого СТО, а именно из сертифицированных центров. Фотогалерея «Замена ЭБУ своими руками»Основные преимущества новых «мозгов»Каждая прошивка позволяет добиться от автомобиля повышенных характеристик в определенном типе работы. Следовательно, если вы не можете качественно выполнить подобный процесс, лучше не приступать к самостоятельной установке специального чипа и оборудования. Если же за работу берутся опытные люди, от прошивки своего ВАЗ 2114 вы получите исключительно положительные свойства. Расход топлива в таком случае будет увеличен совсем незначительно. При этом динамика работы станет намного стабильнее, работа двигателя будет проходить ровнее, а потеря мощности в кондиционере практически не будет ощущаться. Перед тем как выбрать компанию, где будет производиться прошивка «мозгов» на ВАЗ 2114, соберите о ней максимальное количество информации и почитайте отзывы в интернете. Если они отсутствуют, вы рискуете наткнуться на мошенников, основавших фирму-однодневку. Вам действительно поставят новую прошивку, однако работа автомобиля может быть полностью испорчена. По этой причине вам в дальнейшем придется отдать гораздо большее количество средств для выявления причин поломки и проведения новой прошивки на автомобиль.
|