как попасть в дивеевский монастырь послушницей женского монастыря
Дивеево, наше послушание и трудничество при монастыре
Чтобы двигаться дальше надо закончить уже начатое )) Поэтому дописываю свои заметки про нашу поездку в Дивеево, а потом уже и новые посты будут. Вот глядя на это случайно ″неслучайное″ фото сразу понимаешь, о чем стоит задуматься ))
Чудес в Дивеево много, на каждом шагу. Нужно только открыть сердце и смотреть во все глаза, чтобы не пропустить все нужные, все предназначенные для тебя слова. И следить за мыслями, потому что в таком месте они открыты для многих.
Еще перед поездкой я сказала своему батюшке, что еду в Дивеево, и он попросил очень внимательно наблюдать за каждым словом и действием, которое здесь будет происходить. В таких Святых местах каждый человек и мысль имеет особое значение, и все это знаки — надо постараться увидеть каждый. И действительно, внутри монастырских стен ощущаешь себя в какой-то сказочной стране, прислушиваешься, приглядываешься к каждому, как будто в стране Льюиса Кэролла каждая пешка может ожить и сказать самые важные слова. Это забавно, но именно так все и происходило!
Мы приехали в Дивеево как трудники в первый раз, и как это все должно происходить, я не имела никакого понятия. Пол-дня мы уже пробыли тут, Святую Канавку прошли, идем обедать а у меня одна мысль в голове — к кому бы обратиться, кому сказать что приехали мы поработать? Идем, задумавшись, а вокруг толпы людей, паломников, спешащих по своим делам.
Вдруг навстречу монахиня идет, выцепила нас из людской толпы и хитренько так улыбается и говорит: ″Девочки, не хотите ли поработать?″ Отвела нас сестра Галина на монастырские огороды и говорит: ″Поработайте сегодня денек, а завтра меня здесь найдите, я вам кое-что расскажу да передам″.
— А как же мы вас найдем? Может, встретится лучше ко времени?
— А вы ″Верую″ читайте, и сразу найдете.
Так и не читали мы, и не встретили ее в тот день. Но зато получили то зачем приехали — в первый день на огороде выкапывали луковички монастырских тюльпанов и грядки равняли, во второй день компост разносили для удобрения (бедненькая земля, глинистая), ну а в третий день предложили нам свечные ящики почистить, тоже случайно выцепив после службы среди двух сотен человек посреди храма. Вот и поработали, и так легко копать было, хотя я уже давно лопату в руках не держала ))
А это задворки монастыря, и монастырские огороды начинаются..
В этих стареньких домиках живут трудники, которые приезжают не на три дня как мы, а живут здесь по нескольку месяцев, работая на пользу себе и монастырю.
Монастырские теплицы утопают в рассаде и цветах, которыми сестры на послушании украшают все дорожки и газоны при монастыре.
А это я на холодном июньском солнышке компост разбрасываю, удобряю бедненькую глинистую почту на монастырских огородах ))
Вот такая поездка получилась и послушание само нас нашло, при помощи сестры Галины. Правильно написано в книгах, где нужна будет твоя помощь — Бог сам призовет и все устроит как нужно. А сестру Галину мы все-таки встретили в последний день перед самым отъездом, она нам здорово помогла советом и снова хитренько так улыбнулась ))
Как попасть в Дивеево на послушание
Моя двоюродная сестра очень набожная. И она ездила в Дивеево в прошлое лето на месяц на послушание в Дивеевский монастырь. Было очень тяжело. Она помогала на кухне, мыла всё в соборах, очень много работы было на огороде. Отдыхать почти не удавалось. Спали тоже почти в спартанских условиях. Но ей нравилось. Само пребывание в монастыре давало сил. Приехала домой, вся окрыленная. Хочу и я попробовать съездить в это лето.
Скажите, как попасть в Дивеево на послушание? Просто приехать и всё? Или лучше позвонить заранее?
Марина, здравствуйте, ваше желание и намерение потрудиться для Бога и для своей души похвально! Многие люди приезжают в монастырь своими трудами послужить Богу, это давний благочестивый обычай на Руси. Ходили в обители “по-обету”. Вымаливая что – то у Бога, давали обещание потрудиться в каком-либо монастыре, как бы отработать. Но, как показывпет пример вашей сестры, это не совсем просто и легко. Конечно, сейчас условия не те, что были раньше, и худенькую девушку не заставят разгружать камаз. Но и пожелания выслушивать не станут. У монахини, которая принимает и собеседует будущего трудника, есть список с послушаниями, на которых сегодня нужна помощь. Это нужно принять как волю Божию и идти, работать на совесть. Это не всегда просто. Но попробовать стоит, насильно не держат. Тяжело – можно всегда спокойно извиниться и уехать.
Марина, здравствуйте!
О том, как попасть на послушание в монастырь мы писали в одной из статей. Но какое бы решение вы не приняли, в монастырь стоит обращаться лично, а не звонить – таковы правила.
Как уйти в женский монастырь в Дивеево: жизнь монахинь, советы трудникам и паломникам
Тема эта не простая, тем более что не все понимают глубинный смысл ухода в монастырь. В современной реальности существует еще и так называемая «православная романтика», которой часто, сами того не желая, люди окутывают эту тему. Попробуем по мере сил ответить на часто задаваемые вопросы, связанные с уходом в монастырь.
Как живут в монастыре, и что же это такое – монастырь?
Монашество – это особый духовный путь, который человек избирает для себя. Полный отказ от мирской жизни и полное посвящение себя Богу. Ради этого люди в прошлые века уходили в пустыни или подвизались при храмах. Потом зародились первые монастыри. Возникли они потому, что душой многие люди желали спасаться и идти строгим путем, но телесная немощь не каждому позволяла это делать. Люди это поняли и стали селиться вместе для физической, моральной и духовной поддержки друг друга. А чтобы отсекать своеволие, мешающее возрастать духовно, выбирали самого мудрого монаха или старца и старались исполнять его наказы, а он в свою очередь отечески их направлял и давал каждому послушания.
А так как физическое тело не могло обходится без еды, питья и жилья (особенно в северных странах, как наша), монастырям приходилось обустраивать внешнюю жизнь, строить кельи, обзаводится огородами, кухней и другими подсобными хозяйствами, за счет которых они и существовали трудами рук своих и пожертвований доброхотов.
Но эта была несущественная и внешняя жизнь монастыря. Внутренняя же состояла из молитвы, Богослужений, послушаний и ежедневной духовной брани. Где-то эта духовная внутренняя жизнь была столь сильна, что рождала сонмы святых и «выходила» далеко за пределы монастыря, привлекая к себе тысячи паломников.
Духовной стороны монастырской жизни касаться в этой статье не будем, ибо это тема обширная и описанная многими столпами монашества, такими как Св. Игнатий Брянчанинов, св. Макарий Египетский, св. Феофан Затворник и многими другими. Как говорится, берите книги и читайте.
Внешняя же жизнь напоминает совместное общежитие. В корпусах находятся кельи – скромные комнаты, где, как правило, живут по несколько человек монашествующих. Питаются все в строго отведенные часы в общей трапезной, встают здесь рано – в 5 утра, а то и раньше. Помимо церковных служб есть еще и монашеское ежедневное правило.
В идеале монах не должен иметь ничего своего, кроме той одежды что на нем (и то полученной в монастыре). Именно поэтому здесь все общее: кухня, трапезная, огороды, и другие службы, где монахи и послушники трудятся.
В монастыре приветствуется молчание и порицается праздность. Поэтому если монах не занят послушанием, церковной службой или каким другим общим делом, он все равно должен внутренне молиться, читая молитву по четкам.
И даже внешние ограничения монашеской жизни – причем, взятые на себя добровольно – уже показывают, что это путь не для всех, что же говорить о духовных глубинах, к которым в идеале должен стремиться каждый, отрекшийся от мира?
Как уйти в монастырь, и что для этого нужно?
Начнем с того, что это не так просто, как кажется. В любой монастырь достаточно сложно попасть. И если кто-то вас обещает «быстро постричь в монаха/монахиню» – бегите подальше. На самом деле в любом монастыре к вам будут присматриваться, выпрашивать о вашем духовном пути, узнают, не состоите ли вы в браке и не бросили ли вы детей (увы, бывают и такие неадекватные случаи). А потом еще несколько лет будут испытывать вас на послушании, прежде чем вы переступите самую первую ступень –рясофорного послушничества (даже еще не малого иноческого пострига).
Поэтому если после посещения монастыря вас стали посещать мысли об уходе из мира, попробуйте начать самостоятельную подготовку к этому событию пока на внешнем, что тоже очень важно, уровне.
Начните с отказа от мяса – в монастыре не едят мяса. Соблюдайте все четыре церковных поста, а также среду и пятницу. Приучите себя к ранним подъемам и длинному молитвенному правилу. Почаще ходите в храм – и не только на воскресные богослужения. Выбирайтесь на церковную молитву и в будние дни, и в пост.
Если вы работаете, то продолжайте свое занятие, но посмотрите на это с духовной точки зрения. Представьте, что все, что вы делаете – делаете для Бога, а потому приказы начальства воспринимайте как тренировку к послушанию. Старайтесь избегать светских развлечений.
Откажитесь от телевизора и побольше читайте духовной литературы.
Кстати, среди святоотеческого наследия есть замечательная книга святого Феофана Затворника – «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться», где в переписке открывается мир девушки, решившейся уйти в монастырь. Святой Феофан Затворник помогает ей пройти этот путь постепенно, укрепляясь в своем выборе, а не следуя эмоциональным порывам, которые могут быть очень горячими в юности, но и быстро остывать. Книга будет также актуальна не только тем, кто хочет выбрать монашеский путь, а вообще всем, кого интересует духовное делание среди суеты мирской.
Кстати, часто задают вопрос: как уйти в монастырь женщине, как уйти в монастырь мужчине?
Внутренних различий нет абсолютно никаких. Все, что описано в статье выше подойдет и мужчинам, и женщинам.
Для женщин лишь стоит добавить, что придется отказаться от косметики и мужской одежды, и приучаться ходить в юбках ниже колена и в скромной не вызывающей одежде.
Пожив так, в миру, как бы «монашеской» жизнью и укрепившись в своем желании уйти в монастырь, вы сможете перейти на другой этап: благословение и выбор монастыря.
Благословение духовника
Без благословения в монастырь не принимают. Причем желательно, если это будет благословение вашего духовника, с которым вы не один год знакомы, или же даже старца (общепризнанного в русской православной церкви). В крайнем случае вас могут послать к духовнику того монастыря, который вы для себя выбрали. И уже как он благословит, так и будет.
Кстати, к самому благословению надо отнестись со смирением, а не кидаться на амбразуры, если вдруг оно будет расходиться с вашим желанием. Потому что мы часто хотим одного, а Божий промысле о нас другой.
Тут некоторые неофиты могут удивиться, что же может быть выше и лучше монастыря? Если человек выбирает такой путь, то Бог через старца обязательно его благословит. Но нам не ведомы пути Господни. Иногда бывает совсем наоборот: приезжает девушка за благословением в монастырь, а Божий человек ее замуж отправляет.
Об одном таком эпизоде можно прочитать в житие святого преподобного Серафима Саровского и в «Летописи Серафима–Дивеевского монастыря». Пришли как-то к батюшке Серафиму две женщины: одна совсем молоденькая просила благословение замуж, а другая 30 летняя – вмонастырь. А батюшка Серафим благословил иначе: молодую отправил в монастырь, а 30 летней, к ее ужасу, благословил замуж. Почему это вызвало такое недоумение у старшей женщины? Да потому, что в 19 веке девушки, не вышедшие до 30 лет замуж, считались старыми девами, и их шансы создать семью ровнялись практически нулю. Но тут все сложилось удачно для обеих женщин, и каждая впоследствии была довольна своей жизнью.
И в житиях многих святых мы узнаем, как людям, решившим избрать монашеский путь, были совсем иные благословения.
Вообще, надо отметить, что в монастырь не уходят лишь от того, что не удалась личная жизнь – как это, увы, можно встретить в наше время. В былые времена в монастырь не брали, если человек был против брака и семьи! Ибо брак Богом установлен и благословлен! И то, что сейчас в мире попираются идеалы брака и семейные ценности – страшный грех. И монахи тем более не должны участвовать в этом грехе, уничижая брак и семью.
Просто лично для себя они выбрали монашеский путь, и выбрали его исходя из своих духовных потребностей, где отказ от брака рассматривается не как самоцель – для этого вообще-то уходить из мира не обязательно, – но как средство и возможность всего себя посвятить Богу и духовной жизни.
Выбор монастыря
Здесь может быть два варианта: или ваш духовник или старец вас сразу благословят в конкретный монастырь, и вам лишь останется смиренно принять волю Божию, или вы получите благословение на монашеский путь, но монастырь вам придется выбирать самим.
И здесь стоит еще во время вашей самостоятельной подготовки поездить по паломничать по разным обителям. Кстати, греха в этом нет. Даже у святых сердце прилежало к одним монастырям, а к другим противилось. Тут действительно стоит лишь подивиться, что у каждого человека может быть «свой монастырь». И это справедливо даже для семейных. Иногда люди признаются, что уже пол России объездили, и заграничные великие святыни посетили, а вот есть у них любимый монастырь, в который они каждый год приезжают помолиться всей семьей, и ничего с этим поделать нельзя.
Остается вспомнить бытующую среди православных фразу: «не мы святых выбираем, а они нас».
Так что при выборе монастыря стоит слушать свое сердце. Ну а технически просто берите список мужских или женских монастырей России и ищите то, что ближе к вашей местности. Читайте историю создания обители, узнавайте, какие святыни есть в монастыре, какие святые их основали, и отправляйтесь туда в паломничество, чтобы опытным путем понять, ваше это место, или нет.
Как уехать трудником в монастырь
После того, как вы выбрали монастырь, постарайтесь выбраться туда на длительное время, для начала недельки на две (в последующие разы можно увеличить время пребывания в монастыре и до месяца). Значит экскурсионный вариант, предлагаемый паломническими службами и турфирмами, вам не подойдет. Придется добираться в монастырь самостоятельно.
Приехав на место, в монастыре необходимо сказать, что вы приехали на столько-то дней – недель (указать точно) и хотите потрудится на благо обители. Тут же можно сказать, какие у вас есть серьезные заболевания (если есть) и попросить это учесть при послушании. Но говорить об этом стоит смиренно и быть готовым к отказу. Хотя, как правило, в монастыре идут на встречу. Но иногда Господь особо испытывает тех, кто хочет уйти в монастырь, как бы проверяя решимость испытуемого!
Кстати, на трудничество можно приезжать всем, а не только решившимся на монашество. Это вообще богоудгодное дело. И многие святые говорили, что Бог благословляет людей, и те семьи, в которых трудятся на благо монастыря. Батюшка Серафим, говоря о Дивеево, заметил, что даже те, кто пыль здесь протрет, получают большую благодать.
Подробнее о трудничестве в Дивеево с проживанием и питанием можно узнать из статьи Паломнический центр Серафимо-Дивеевской обители
Как попасть жить в женский монастырь, как уехать в мужской монастырь?
Пройдя путь трудничества, а желательно не один раз, и окончательно решив уйти из мира, вам стоит сделать последний шаг: записаться на аудиенцию к игумену (в мужском монастыре) или игуменье (в женском) монастыре. И уже в личной беседе изъявить свое желание уйти в монастырь. Дальнейшее развитие событий будет развиваться по результату этой беседы, и у каждого оно будет своим. Дальнейшие советы здесь неуместны.
Можно ли с ребенком уйти в монастырь?
Этот вопрос волнует многих, кто оказался перед духовным выбором уже после того, как побывал замужем/женился и имеет детей. И тут возникает большое количество вопросов.
Для вдовцов и вдов монастырский путь считается наилучшим вариантом, и в былые времена многие так и поступали. Но тут опять же вопрос встает о детях. Какой возраст детей, какой их пол и сколько самих детей? Многие будучи многодетными вдовцами или вдовами предпочитали вступать во второй брак ради того, чтобы поднять детей на ноги.
Берут ли в монастырь с ребенком? Берут, но очень неохотно, не с младенцем, и учитывая конкретные обстоятельства каждого. Но надо помнить главное: в монастырь могут взять только однополого с вами ребенка. То есть в женский монастырь возьмут женщину с дочерью, а в мужской – мужчину с сыном.
В противном случае вам предложат лишь жизнь при монастыре на правах трудника: то есть дадут временный кров, питание и послушание, на котором вы будете трудиться.
Но оба эти варианта – не самый лучший выбор. Ведь уйти в монастырь хотите вы, а не ваш ребенок. И наивно надеяться на то, что если ребенок будет всю жизнь жить при монастыре, то в нем и останется, повзрослев – не стоит. В большинстве случаев все обстоит иначе: дети, достигнув совершеннолетия, убегают из монастыря сразу же, а в святую обитель приходит подвизаться молодежь из совершенно не воцерковленных семей.
Почему так происходит? Наверное, потому, что нарушается принцип свободы выбора пути, который каждому из нас дает Бог при рождении! Да, в наши права и обязанности как родителей входит наставление и обучение Закону Божьему своих детей. Но делать это стоит ненавязчиво, с большой любовью и деликатностью. Уповая не на свою родительскую власть и знания, а на волю Божию. И молиться за детей. Но не заставлять их.
Именно поэтому многие мудрые священники благословляют многим мамам (потому что чаще всего такой вопрос волнует именно женщин) жить в миру, как в монастыре, занимаясь воспитанием ребенка, а после его восемнадцатилетия уходить искать монашеского пути.
Если же вопрос стоит весьма остро, и женщина чувствует, что, не уйдя в монастырь она просто погибнет духовно, или имеется особое благословение старца, то решать вопрос ухода в монастырь все равно придется индивидуально.
И в этом случае, необходимо подумать и о ребенке. Тогда выбор монастыря стоит осуществлять, не только основываясь на собственном желании, но и руководствуясь рядом вопросов.
Как видите, это создает ряд затруднений и дополнительных обязанностей, учитывая закрытую структуру монастырского общежития и характер духовной жизни. Поэтому тем, кто задумывается о монастыре, имея на руках ребенка, стоит серьезно поразмышлять над этим вопросом.
Во сколько лет можно уйти в монастырь?
Гораздо реже, но все же встречается обратная ситуация, когда подростки, познавшие веру, совершенно искренне хотят уйти в монастырь, а родители их не пускают. Доходит вплоть до того, что дети буквально убегают в монастырь. Как решается ситуация в данном случае?
Без согласия родителей несовершеннолетних в монастырь не принимают, и постриг до 18 лет не совершается. Но позволить жить на правах трудников могут.
В любом случае Игуменья монастыря, в который обратился подросток, связывается с родителями, вызывая их на разговор. При этом успокаивая расстроенного «ребенка» и смягчая «непреклонность» родителей. Иногда удается достигнуть компромисса.
Несколько лет назад был случай в одном монастыре: 15 летняя девочка буквально на коленях умоляла Игуменью взять ее к себе в обитель. Та вызвала родителей на совместный разговор. Им удалось достигнуть компромисса: договорились, что девочка будет приезжать в монастырь на все лето, а осенью возвращаться домой, так как ей надо закончить школу. Такое решение Игуменья мотивировала перед родителями тем, что, разрешив хотя бы какое-то время пожить в монастыре своей дочери, те сохранят с ней хорошие отношения и не станут смертельными врагами. А девочка, в свою очередь присмотрится к монастырской жизни изнутри.
Так вот, если вам нет еще 18 лет, но вы хотите уйти в монастырь, вам может помочь разумное решение Игуменьи. Начните с того, что приезжайте в монастырь на каникулы. А с родителями постарайтесь достигнуть компромисса мирным путем, в чем может помочь искренняя молитва за них.
Дивеево: подборка полезной информации для паломников
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Церковное предание свидетельствует, что Богородица, великая Молитвенница о каждом человеке, избрала на земле четыре особенно возлюбленных Ею места. Это
Четвертый удел Богородицы – Дивеево
Информация для паломников
Едут сюда круглый год: добираются самостоятельно, приезжают с группами. Поездки организуют паломнические службы епархий. Однако часто бывающие здесь говорят, что устроить поездку вполне можно самому: добраться до обители несложно, размещение приезжающих хорошо организовано, желает ли паломник просто посетить обитель, или поработать на послушаниях.
Можно ли посетить Дивеево сейчас
На какое-то время монастырь закрывали для посещений из-за пандемии, но сейчас он снова открыт для паломников. Уточнить этот вопрос можно обратившись в сам монастырь по телефону: +7 (83134) 4-34-45 (с 8.00 до 20.00)
Где находится святое место
Обитель относится к Нижегородской епархии. Ближайшие к ней города– Саров, находящийся всего в 12 км, Арзамас (65 км). От Нижнего Новгорода же Дивеево отстоит на 180 км.
Поселение здесь известно с середины XVI в.
Через Дивеево проходила дорога к Саровскому мужскому монастырю. Потому шедшие туда паломники, как правило, останавливались здесь на отдых – обычно при местной церкви. Сейчас в Дивеево постоянно живут около 6000 человек. Оно считается районным центром, здесь есть сельсовет. Но большинству жителей страны село известно, как место, где находится один из самых знаменитых монастырей.
Сколько километров от Москвы
Между столицей России и Дивеево – 363 км, однако, это расстояние по прямой. Путь, который предстоит проехать, реально составляет 450 км. А путешественники с опытом говорят, что, отправляясь из столицы, стоит рассчитывать даже на 540-километровую дорогу – с учетом загруженности магистралей, возможных ремонтов дорожного полотна, необходимости объездов.
Адрес
Страница обители в интернете указывает в качестве такового село Дивеево Дивеевского же района Нижегородской области, но не называет улицу, номер дома. Портал «Азбука православия» называет ул. Советскую, а сервис «Яндекс-Карты» – Октябрьскую. Обе эти улицы действительно примыкают к довольно обширной территории монастырской.
Впрочем, на странице монастыря справедливо отмечается: обитель видна издалека уже на подъезде к Дивеево, так что найти ее просто.
Как добраться
Часто паломники приезжают в обитель на личных авто, однако основной вид транспорта здесь все же – рейсовые автобусы. Ходят они из Нижнего Новгорода и Арзамаса. Добраться до этих городов можно разными видами транспорта.
Самолет
Паломники издалека обычно прилетают в аэропорт Нижнего Новгорода. Затем необходимо добраться до бизнес-центра «Небо» на улице Покровской, 82 (дорога от аэропорта занимает чуть более часа). Отсюда с 8 до 22 ч. отправляются автобусы до Дивеево. Рейсы отходят каждый час.
Теплоход
Путешествующие по Волге также могут добраться до монастыря через Нижний Новгород. Как и в случае с самолетом, от речного вокзала необходимо доехать (дорога также займет около часа) до ул. Покровской, откуда отходят автобусы.
Поезд
Тем, кто едет железной дороге, удобнее всего добираться через г. Арзамас, ведь он отстоит от обители всего на 65 км. Выйдя на станции, нужно сесть на автобус до Дивеево: прямо от вокзала отходят частные маршрутные автобусы.
Автомобиль
С юга до Дивеево удобнее всего добираться через Рязань, а с востока – через Самару, Ульяновск, Саранск.
Карта
Паломнические поездки Нижегородскую область – что нужно знать
Епархия Нижнего Новгорода – одна из старейших, существует со 2 половины XVII в. На ее территории немало святынь, некоторые из которых можно посетить по пути до Дивеево. Среди них:
Паломники, отправляющиеся в Дивеево из Москвы, часто едут через Владимир, где можно посетить древние храмы, а также сворачивают на Муром. Здесь 4 действующих монастыря, столько же приходских храмов. Обойти все святыни можно за день.
Где остановиться
При обители действуют 15 гостиниц для паломников с номерами от очень скромных, по сути – койко-мест, до достаточно дорогих. Все паломнические корпуса находятся в Дивеево. Следует иметь ввиду, что заселение происходит с 12 или 14 ч., поэтому выбирать гостиницу следует с учетом планируемого времени приезда. Оформиться для проживания можно в Паломническом центре, который открыт с 8 ч. утра до 8 ч. вечера. Впрочем, во время пути возможны непредвиденные ситуации, задержки. Но даже тогда волноваться не стоит, без места паломник вряд ли останется:
Когда открыто для посещений
Монастырь открывается с 5 ч. утра, спустя полчаса начинается первая служба. Закрываются врата обители после 22 ч.
Расписание богослужений
Службы здесь идут ежедневно, в основном – в трех наиболее значимых соборных храмах, Преображенском, Троицком и Казанском.
С понедельника по пятницу:
Субботние, воскресные дни:
В Казанском храме с понедельника по субботу с 10 ч. служатся панихиды.
Множество паломников стремятся также отслужить молебен прп. Серафиму. Эти богослужения проходят у мощей, в Троицком соборе с 7, 13, 14 ч. с понедельника по пятницу, по субботам – после литургии, с 8 ч.
Наконец, в дни памяти прп. Серафима богослужения идут по особому расписанию. Например, 1 августа (день прославления прп. Серафима):
Таким образом, каждый паломник имеет возможность почтить преподобного – ночной ли молитвой, или во время торжества при стечении сотен верующих.
Посещение – что надо обязательно сделать и что с собой взять
Прп. Серафим говорил:
«Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра и до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!»
Отправляясь в обитель, паломники обычно берут:
Правила поведения
Монашеская община живет своим особым укладом. Здесь существуют правила, которые стоит исполнять и приехавшим паломникам. Это:
Как попасть на послушание
Многие паломники стремятся не просто поклониться святыням, но во славу Божию потрудиться. Для того, чтобы попасть в число трудников, нужно просто приехать и обратиться в паломнический центр. Условия жизни скромны – это гостиница с комнатами на 15-20 человек, без удобств, душа, однако проживание бесплатно. Однако, трудник – не монах, даже не послушник, поэтому он свободен выбрать другие, более комфортные условия проживания, например, платную гостиницу. Кормят трудящихся в трапезной. Давая послушания, начальствующие стремятся учесть как возможности желающего потрудиться, так и потребности монастыря в рабочих руках. Поручить могут работу на кухне, огородах, теплицах, на территории, уборку храмов.
История возникновения Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря
Она начинается с 1760 г., когда при Дивеевском храме остановилась одна из множества паломниц, шедших к Сарову, скромная инокиня Александра. В мирской жизни Агафия Мельгунова была знатной дворянкой, помещицей, счастливо вышла замуж, родила дочь. Жизнь ее перевернула безвременная кончина супруга. Совсем молодая вдова решила тогда уйти от мира, вместе с трехлетней дочкой отправившись в Киев. Местом начала ее иноческих подвигов стал Вознесенский Флоровский монастырь, где она намеревалась остаться до конца дней.
Но инокине явилась сама Пречистая, сказав:
Крайне смущенная, матушка Александра обратилась, по-видимому, к нескольким духоносным старцам с вопросом, считать ли истинным такое видение. Они же, рассудив, благословили инокиню исполнять волю Пречистой, обходя святые места – не явит ли Богородица Свою волю о новом монастыре. Так началось странствование матушки длиной в несколько лет. Окончиться ему было суждено здесь, в Дивеево. Во время ночной молитвы матушка удостоилась нового явления Владычицы, благословлявшей ее выстроить женскую обитель на этом месте.
Первые годы
До Сарова инокиня Александра все же дошла. Рассказав все настоятелю, она просила его благословения. Обстоятельно расспросив о чуде явления Богородицы, наместник обители, иеромонах Пахомий (Леонов) такое благословение дал – несмотря на явно предстоявшие ему и братии немалые хлопоты.
С женским же монашеством дело обстояло еще хуже: запрещалось постригать молодых девиц, ограничивалось количество насельниц в обителях. А уже основание новой общины было сопряжено с особенно серьезными трудностями: прежде, чем община получит разрешение стать монастырем, она должна доказать свою финансовую состоятельность и «полезность» для общества – социальным служением. Так что Саровский настоятель брал на себя великие труды – поддерживать, помогать общине, предстательствовать за нее перед властями.
Впрочем, сначала помогать предстояло только одной м. Александре. 20 лет прожила она в Дивеево – сперва с дочерью, а когда, по воле Божией, 9-летняя девочка умерла – одна, у местного приходского священника. Все это время она на свои средства строила каменную церковь, посвященную Казанской иконе Богородицы. Закончить работы удалось только к 1780 г., когда новых храм освятил сам Саровский настоятель. Но прошел еще не один год, прежде чем постепенно стали собираться сестры. Лишь через 8 лет нашлась жертвовательница – местная помещица, подарившая сестрам участок, настоятельница смогла построить три кельи: в одной она поместилась сама с послушницей, в другой жили еще три сестры, в третью же пускали идущих к Сарову странников.
Жизнь маленького сестричества, юридически еще не монашеской общины, определялась, тем не менее, строгим уставом Саровского монастыря. Сестры духовно окормлялись у о. Пахомия, получая его благословение на всякое дело. Даже пищу для них доставляли из Сарова.
Скоро стало ясно: исполняется сказанное Богородицей, в Дивеево со временем будет монастырь. Однако самой его основательнице, м. Александре, не суждено было дожить до этого времени. Понимая, что силы ее слабеют, уже престарелая матушка в 1789 г. особо попросила о. Пахомия, не оставлять послушниц по ее кончине. Но тот ответил:
Так о. Серафим за иноческое послушание взял на себя попечение о сестрах.
Прп. Александра поручает сестер прп. Серафиму.
Настенная роспись Казанской церкви Дивеевской обители
Духовным руководителем сестер будущей обители, возникшей по воле Пречистой, стал тот, кого Сама Она именовала «любимиче Мой», и кому являлась Сама более десятка раз.
13 июня 1789 г. прп. Александра, уже схимонахиня, отошла ко Господу. О. Пахомий окормлял сестер еще 5 лет. К 1794 г., когда он скончался, число насельниц общины уже достигло 52. Именно тогда иеромонаху Серафиму пришлось взять на себя ее духовное окормление.
Серафим Саровский
Однако к этому времени он сам вел затворническую жизнь, так что исполнение завещания матушки Александры было затруднительно. К тому же между прп. Серафимом и новой начальницей, сестрой Ксенией Михайловной (постриг сестры пока не принимали, ведь их сообщество не было монастырем) возникли разногласия. Строгость устава общины оказалась малоприемлемой для части сестер, около 40 из них ушли. Мягкий, добрый о. Серафим попытался убедить настоятельницу смягчить порядки, на что та не согласилась, ссылаясь на заветы старца Пахомия.
Отец Серафим отступился, как говорит история обители, «успокоенный, что заповеданное ему великой старицей матерью Александрой более не лежит на его совести». Но не такой оказалась воля Основательницы общины, Пречистой. 25 ноября 1825 г. Она явилась преподобному, матерински укоряя его:
7 июля 1827 г. по прямому указанию Богородицы возникла новая община, куда принимались только девушки – первых насельниц было ровно восемь. Первоначально все сестры жили на мельнице, которую построили здесь, дабы обеспечивать им пропитание. Поэтому общину именовали «Мельничной».
Только к осени следующего года появился дом, где все поселились в одной келье. Начатое прп. Серафимом дело, видимо, вызвало неоднозначную реакцию монастырского начальства: иной, менее строгий устав, требование принимать лишь девушек – все это вызывало непонимание, так что долгое время «Мельничная» практически не имела материальной поддержки от Саровской обители. Сестры жили очень бедно, зачастую голодали.
Сам преподобный с неохотой соглашался позировать, говоря: «Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой?»
Преподобный Серафим Саровский. XIX век. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.
Живописный портрет кисти неизвестного художника. Традиционный, легко узнаваемый образ. Вероятно является копией прижизненного портрета. По иконографии близок к портрету 1831 года, который хранился в Казани, в семье Крупенниковых.
Преподобный Серафим Саровский. Неизвестный художник, 1860-е – 1870-е годы. Хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.
На этом портрете преподобный Серафим изображен сравнительно молодым.
Подобная иконография (сложенные руки) встречается и в других изображениях, облик же святого носит уникальный характер.
Преподобный Серафим Саровский. 1830-е годы. В. Е. Раев. Бумага, карандаш. ГТГ
Но община была в полном смысле детищем преподобного:
Смутное время
По кончине великого старца две общины пережили тяжелую смуту: вопреки его заветам, честолюбивый Саровский иеромонах Иоасаф (Толстошеев), стремясь стать духовником будущего монастыря, инициировал объединение Казанской и Мельничной в одну общину. Разлад между сестрами, борьба амбиций, наконец, развал с трудом налаженного хозяйства – все это пришлось переживать в течение 29 лет. Лишь личное вмешательство свт. Филарета Московского смогло как-то успокоить страсти.
«Молитвы отца Серафима победили»
Так писал свт. Филарет о дальнейших событиях: 10 февраля 1861 г., спустя почти 100 лет существования общины, Синод, наконец, дал согласие преобразовать ее в женский монастырь. Начальствующая сестра, Елизавета Ушакова (уже двенадцатая по счету за эти годы) стала игуменией Марией, приняв давно желаемый иноческий постриг. Так, после десятилетий смут, испытаний, искушений, закаливших дух инокинь, начался отсчет истории Серафимо-Дивеевского монастыря – именно так он стал именоваться еще до прославления прп. Серафима, так как устав его был полностью заимствован у Серафимовой «Мельничной» общины.
«Лавра»
Такое звание носили наиболее крупные, уважаемые монастыри. Преподобный не раз говорил, что Дивеево войдет в их число – притом, что прецедентов женских лавр в церковной истории не было. Официально такого статуса Дивеевский, конечно, не получил. Однако уже при первой игумении, буквально за несколько десятилетий он стал самым большим и уважаемым женским монастырем страны. К началу XX в. Серафимо-Дивеевский монастырь – это:
К 1917 г. в обители жило 270 монахинь, почти полторы тысячи ожидавших пострига послушниц. И это при населении самого Дивеево… всего 520 жителей!
Не случайно С.А.Нилус именовал обитель не монастырем, а «целой областью, раскинувшейся на три версты», что совсем не было преувеличением.
С.А.Нилус писал: «Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьет ключом из каждого уголка этого удивительного места, из каждой келии, из каждого ласкового слова как самой игумении, так и всех виденных мной сестер».
«Монашества с вас никто не снимает»
Почитаемая обитель со столь высокой духовной жизнью насельниц, конечно, не могла не вызывать ненависти безбожников, пришедших к власти после 1917 г. Однако, закрыть ее оказалось не так просто: беззащитных инокинь можно было лишить богослужений, выгнать из келий, но заставить их отказаться от монашеской жизни духовный дочерей прп. Серафима было нельзя. Более того, пока было возможно, они сохраняли общину, даже видя, что грядут гонения.
Сила духа инокинь была такова, что целых 8 лет власти не решались на разгон обители – в сущности, беззащитных перед ними женщин и девушек. Решение было принято осенью 1927 г. В проповеди на Рождество Богородицы епископ Серафим (Звездинский), живший тогда при обители, сказал сестрам:
Рассеяние
А через неделю, 27 сентября 1927 г., по окончании последнего богослужения на Воздвижение Креста Господня, начался крестный путь монахинь, которых выселили из родных стен. Многие из них остались в Дивеево, другие уехали. Например, последняя игумения, м. Александра, отправилась в Муром, спасая от поругания келейную икону прп. Серафима, Богоматерь Умиление.
Более 40 лет обитель находилась «в рассеянии», но… продолжала существовать! Монахини тайно собирались на молитвы, богослужения, не раз арестовывались за это. Но те, кому удавалось вернуться – находили сестер, поддерживали связи. И стремились приехать в Дивеево, поближе к родным, хотя опустевшим, стенам.
Возрождение
Оно началось с 1988 г. Как в далеком XVIII в., первым монастырским храмом стал Казанский – но совсем не тот, что когда-то строила прп. Александра. Вновь образованный приход купил ранее принадлежавший обители дом, бывшую мастерскую, где делали свечи. Его перенесли к источнику Казанской иконы Богородицы – самому известному в Дивеево, перестроили под церковь.
17 ноября 1991 г. в сан игумении была посвящена м. Сергия (Конкова), опытная инокиня, постриженница Троице-Сергиева монастыря в Риге. Матушка возглавляет обитель до настоящего времени.
О первых годах восстановления святыни она вспоминает:
Возвращение преподобного
Несомненно, важнейшая глава этой «летописи» – второе обретение мощей прп. Серафима, духовного отца сестер. Мощи, найденные в Музее религии и атеизма Петербурга, сестры и не менее 10000 паломников встречали 31 июля 1991 г. под колокольный звон – восстановить удалось буквально за три дня до прибытия честных останков.
Так сбылось некогда сказанное преподобным, пророчествовавшим, что тело его будет в Дивеево.
Монастырь сегодня
Сейчас здесь подвизается более 500 сестер, действует школа, обитель имеет 18 подворий.
К настоящему времени монастырь полностью восстановлен. Более того, удалось построить новый храм – Благовещенский, о котором говорил еще прп. Серафим. По промыслу Божию, удалось не только воссоздать храмы, но также вернуть очень многие утраченные за советские годы реликвии, иконы.
Святыни
Спустя почти 30 лет после возрождения здесь снова – средоточие прославленных образов, реликвий, хранящих память о прп. Серафиме, новомучениках XX в. Но главное – освящена сама земля, по которой, по слову великого старца, «прошли стопочки Царицы Небесной».
Святая Канавка
Ее считают главной среди множества святынь Дивеевского монастыря. Обнести ею территорию Мельничной общины прп. Серафим заповедал сестрам около 1829 г. Он благословил вырыть ров глубиной и шириной 3 аршина (около 2 м). Землю же следовало при этом бросать так, чтобы вокруг Мельничной образовался вал. По словам преподобного, канавка означала тропу, которой прошла Пречистая Богородица вокруг будущего монастыря, беря его Себе «в удел», обещая защиту.
Житие святого свидетельствует, насколько категорически он настаивал на исполнении благословения. Не смея перечить духовному отцу, сестры, однако, сомневались, по силам ли им дело.
После этого сестры копали ежедневно, не только летом, но также зимой, в течение 4 лет. К 1833 г., году кончины преподобного, канавка была должных размеров лишь на первых 150 м, ведь копалась слабыми женскими силами. Полностью выполнить завет преподобного до 1917 г. не удалось. Тем не менее, традицией обители были ежедневные крестные ходы по Канавке. Многие паломники проходили здесь самостоятельно, по завету преподобного читая «Богородице Дево, радуйся…» 150 раз.
После закрытия обители ее вовсе сравняли с землей, к тому же здесь проложили коммуникации – канализацию, воду.
Традиция крестных ходов возобновилась здесь с 1992 г. И лишь к 2003 г. удалось полностью исполнить завет преподобного, ископав Канавку строго по его указаниям. Сейчас ее длина составляет 775 м.
Как правильно пройти
Прежде всего, необходимо помнить слова преподобного: «Стопочки Царицы Небесной здесь прошли!». Эта земля освящена Самой Пречистой, поэтому проходить здесь нужно благоговейно, а лучше всего – молясь. Особых правил, которые бы определяли, как именно молиться, не существует. Большинство паломников стараются следовать завету прп. Серафима, и идут по Канавке с молитвой: «Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших». Обычно она произносится 150 раз, по четкам или без них.
Некоторые верующие также читают «Правило» прп. Серафима, а также обращаются к нему и Пречистой своими словами, молясь о живых и усопших.
Как использовать землю с канавки Пресвятой Богородицы
Ее можно набрать близ часовни, что находится рядом с Канавкой. Прп. Серафим подчеркивал, что земля, по которой прошла Пречистая, не только священна, но и целебна. Интернет-сайт монастыря рекомендует, взяв землю: «… приложить к больному месту; растворить в воде и выпить; подобно тому, как мы защищаем вход в дом крестом, нанесенным горящей Четверговой свечой, можно оградить и жилище, посыпав чуть-чуть земли со святой Канавки. По словам преподобного Серафима, она дороже золота».
Так каждый год на Успение Божией Матери украшают канавку. Цветы собирают, те кто идёт крестным ходом. По словам монахинь, их сушат и изготавливают подушечки
Поклониться честным останкам св. Серафима можно в Троицком соборе ежедневно.
Кроме того, мощи преподобных жен, просиявших здесь святостью жизни, находятся в Христорождественской и Богородице-Рождественской церквях. Наконец, церкви обители хранят ковчеги с частицами останков десятков древних и новых чудотворцев, новомучеников, исповедников XX в.
Иконы
Две наиболее почитаемых из них можно увидеть в Троицком соборе близ алтаря.
Вещи св. Серафима
Они всегда бережно хранились сестрами. Вот воспоминания одного из паломников, побывавших здесь в дореволюционные годы:
А после революции вещи святого и связанные с ним реликвии также бережно сохранялись от поругания.
Сейчас их можно увидеть в храмах, а также в монастырском музее.
Камень
Среди реликвий, связанных со святым, был камень, на которых, согласно житию, преподобный совершал столпнический подвиг 1000 дней и ночей. Некоторые биографы святого полагают, что камней могло быть два: ведь днем святой уходил для подвига в лес, ночью же молился на подобном камне в келлии. Во всяком случае, уже к концу XIX в. от камня (или камней) остались лишь осколки, ибо каждый паломник старался забрать на благословение частицу. Ныне осколок реликвии можно увидеть в музее в доме св. Параскевы.
Другие вещи
Часть их находится в витринах Троицкого собора, а полумантия святого хранится в Преображенском. Она вложена в икону святого начала XX в., написанную к его прославлению.
В музее можно увидеть:
Келейные образы
Хотя самый чтимый из них – Умиление, находится в Москве, в церкви Рождества Богородицы можно поклониться другим, перед которыми молился святой: это иконы Христа, Богородицы, св. Иоанна Предтечи.
Сухарики Батюшки Серафима
При жизни святой часто оделял приходивших к нему сухарями – для подкрепления сил, утешения. Простая питательная пища, данная с благословением, действительно подкрепляла тело и душу. Подобно этому, сухарики, освященные на мощах преподобного, можно сейчас приобрести в монастырской лавке. Особых требований к их употреблению нет, их можно есть не натощак, однако, помня, что это – благословение святого старца.
Достопримечательности: куда обязательно надо попасть и что посмотреть
История обители богата чудесами. Здесь жили великие подвижники, сюда приезжали император Николай II и его семья – будущие Царственные Страстотерпцы. Память об истории хранят храмы и другие здания монастыря.
Храм Казанской Иконы Божией Матери
С него в свое время начиналась обитель. Известно, что здесь хранились:
Фрески здесь писали сами насельницы. Впоследствии Казанская, как и говорил св. Серафим, из приходской стала монастырской – до конца 1920-х, когда советская власть разогнала общину.
Казанская продолжала действовать, хотя с конца 1920-х гг. с нее сбросили колокола. Ее последний настоятель, прот. Павел Перуанский погиб в тюрьме на Пасху 1938 г.
Фасад Казанской церкви в Дивеево, 1827 год
С 1940-50-х церковь лишилась сначала крестов, затем куполов. Здесь сначала было общежитие, затем склад, мастерские. Вернуть здание удалось только с 1992 г. В 1996 г. были найдены фрески XVIII в., написанные сестрами Казанской общины. Полное же восстановление здания представлялось делом отдаленного будущего – по недостатку средств.
Однако в 2003 г., накануне 100-летия канонизации прп. Серафима, ряд предпринимателей предложили свою помощь. Таким образом, удалось восстановить храм уже к 2004 г. Ныне здесь не только отреставрированы старые фрески, но также написаны новые, воссоздающие историю монашеской общины. Авторы их – московские живописцы Ярослав Рылло и Дарья Шабалина.
Осенью 2004 г. удалось восстановить приделы – первомч. Стефана и свт. Николая. После этого было решено исполнить завет прп. Серафима, предрекавшего, что Казанская будет иметь множество приделов разных святых. К 2008 г. именно так и случилось: здесь появились 5 новых престолов, освященных в честь преподобных жен Дивеевских, а также новомучеников, исповедников XX в. Это:
Службы здесь совершаются часто. Во воскресным дням на литургию приходят ученики монастырской школы. Дети сами поют, помогают в алтаре. На это богослужение приходят их родители, педагоги.
Троицкий собор
Ныне это главный храм обители, здесь же пребывает ее святыня – мощи прп. Серафима. Строительство его благословлено самим угодником Божиим, указавшим даже место, на котором будет стоять величественное здание.
Архитектурный стиль собора неповторим, своеобразен: по замыслу архитектора, А.Е.Турмышева, он соединяет черты русского, византийского стиля и классицизма, как бы символизируя «все языки», славословящие Бога. Высота собора – 54 м, а площадь – 1,5 т. кв.м.
Закладка собора состоялась уже после смерти прп. Серафима, 5 июня 1848 г. Уже во время строительства совершилось немало знамений милости Божией. Рассказывают, что:
Ежедневные службы здесь начались с 1875 г. С 1880-х были пристроены четыре новых придела:
21 сентября 1927 г. здесь состоялась последняя литургия. Храм был закрыт, использовался как зернохранилище, склад. Верующим удалось вернуть его только с 1989 г., службы возобновились с 1990 г., с тех пор совершаются ежедневно.
Преображенский собор
Его возведение также предсказано прп. Серафимом, однако завет основателя был нарушен иером. Иоасафом (Толстошеевым), виновником смуты в общине 1840-х гг.: по замыслу преподобного, храм должен был находиться на одной линии с Троицким, однако на указанном месте возвели другую церковь, Тихвинскую.
После канонизации прп. Серафима ломать ее не стали, а место для собора избрали южнее. Первый взнос на строительство сделал Николай II, приезжавший в Дивеево в 1903 г. на торжества прославления прп. Серафима. В дальнейшем наибольший вклад в строительство внес купец Феодор Васильевич Долгинцев, даже переехавший сюда ради строительства храма, которое началось с 1907 г. В 1916 г., когда собор был завершен, Ф.В.Долгинцев скончался – уже монахом Серафимом.
Проект храма создан А.Ф.Антоновым, стиль его определяется как нео-русский. Это первый храм обители, при строительстве которого использовали новый тогда материал – железобетон. Роспись церкви выполняли иконописцы из Палеха, а также сестры обители.
Освятить храм до 1917 г. не удалось, хотя строительство было завершено к 1916. Однако, началу богослужений помешала неготовность отопительной системы – собор предполагался «теплым». Вслед за тем начались революционные события. Поэтому до 1990-х ее здесь так и не состоялось ни одной службы.
В советское время здесь был сначала гараж, потом стрелковый тир. С 1991 г. здание вернули Церкви. 3 сентября 1998 г. главный престол освящен в честь Преображения Господня.
Троицкий собор — главный храм монастыря. 5 июня 1848 года — начало строительства, 28 июля 1875 года — окончание строительства
Собор имеет также приделы:
Только в 2008 г. артели иконописцев из разных городов России (руководили ею Самарские художники Анатолий и Ольга Беляевы) удалось заново сделать роспись.
В соборе обычно служатся ранние литургии. Кроме того, здесь традиционно особо торжественно совершается празднование:
Благовещенский собор
Он создается во исполнение благословения преподобного, который говорил о храме в конце Канавки. Однако, его завет был нарушен во время нестроений в общине 1840-х гг., и на месте собора появилась небольшая церковь Тихвинской иконы Богородицы. В советские годы она сгорела.
С 2011 г. решено было приступить к исполнению завета преподобного. 6 ноября в обитель прибыл Пояс Пресвятой Богородицы. Именно он стал мерой для будущего храма: «20 поясов в ширину, 30 в длину и 50 в вышину», а само строительство началось после крестного хода со святыней по Канавке.
Благовещенский собор. Внутреннее убранство
Ныне в величественном храме уже идут службы в приделе Успения Богородицы.
Храм Рождества Христова
Это первый храм «Мельничной» общины, построенный исцеленным прп. Серафимом Михаилом Мантуровым. Созданием его руководил сам святой. Например, он пожелал, чтобы освящение храма Рождества Христова совершилось на Преображение Господне. Прп. Серафиму даже пришлось обратиться к опытному уставщику, архим. Иоакиму, для составления особого чина освящения, сочетавшего песнопения двух праздников.
Роспись здесь делали сестры, некоторая часть фресок дошла до наших дней. Колокола церкви заказаны лично прп. Серафимом. Они были невелики, но современники отмечали их чистый, далеко слышный звон.
Закрыв храм с 1927 г., власти снесли купола, отдали здание под государственный учреждения – здесь побывали почта, государственный банк. С начала 1990-х церковь возвращена верующим. К 1993 г. ее удалось восстановить. А с 2008 г. здесь появились два новых придела, посвященные новомученикам начала XX в.
Службы здесь, как правило, монашеские, совершаются нечасто, ведь размеры храма невелики. На престольный праздник, в день Рождества Христова, служится ночная литургия с крестным ходом.
Храм Рождества Богородицы
Это подземный храм под Рождественской церковью. Мысль о его возведении также принадлежит прп. Серафиму, который, по завершении строительства озаботился почтить также Рождение Матери Божией. Таким образом, был сделан подкоп, и появился небольшой храм. Угодник Божий предсказал также, что эта церковь станет усыпальницей. Это сбылось в 2000 г.: тогда в заново освященную церковь (в советские годы она использовалась под овощехранилище) перенесли честные останки Дивеевских преподобных – основательницы обители, а также прпп. Елены и Марфы.
В 1993 г. здесь состоялся первый после возрождения монастыря монашеский постриг: ангельский образ приняли 12 инокинь. Ныне будущие монахини отправляются на пострижение также отсюда.
По завещанию прп. Серафима, в храме Рождества Богородицы:
А вот службы здесь бывают редко, обычно только на насельниц обители. Однако мощи преподобных открыты для поклонения каждый день с 8 до 17 ч.
Колокольня
Это самое высокое здание монастыря. 75-метровая звонница до революции была видна из любой точки не только обители, но и Дивеево. Первоначально колокольня была деревянной, каменная же была заложена при игумении Марии (Ушаковой) в 1894 г. Когда строительство близилось к завершению, оказалось, что здание наклонено. Когда об этом доложили настоятельнице, так лишь сказала, что надо ждать воли об этом деле отца Серафима, как духовного отца сестер. И, хотя многие говорили о том, что здание следует снести, оно устояло, хотя несколько наклонное положение заметно до наших дней.
Серафимо-Дивеевский монастырь в начале ХХ века. Вид с реки Вичкинзы
Здесь было 12 колоколов, самый большой из которых весил 500 пудов. Кроме того, были установлены часы, которые ежечасно играли знакомое всем верующим «Пресвятая Богородице, спаси нас».
В советские годы колокола были уничтожены, здесь повесили ретранслятор для телевидения. Под звонницей, где были врата обители, устроили гараж. Автомобилисты освободили его лишь незадолго до перенесения мощей прп. Серафима.
Реставрацию здания удалось завершить только к 2013 г. Теперь колокольня имеет высоту 78 м, у нее несколько другие, чем были до революции, кресты, купола. Заново отлиты колокола, изготовлены новые куранты, как прежде, играющие «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Игуменский корпус
Он построен в 1885 г., а с 1902 г. здесь появилась домовая церковь равноап. Марии Магдалины, небесной покровительницы настоятельницы обители, игум. Марии (Ушаковой). Здесь в дни прославления прп. Серафима (1903 г.) молилась царская семья, прибывшая на торжества. Как память об этом здесь, после нового освящения церкви (2006 г.) находится образ свв. Царственных Страстотерпцев.
Трапезный храм
Он посвящен блгв. кн. Александру Невскому, небесному покровителю императора Александра III. Храм при трапезной появился с 1895 г., а его посвящение связано с потрясшим тогда многих чудом спасения императорской семьи во время крушения поезда в 1888 г..
Новое освящение церкви состоялось 27 ноября 2000 г. Сейчас здесь сделана новая роспись художниками мастерской «Лик» (Палех) взамен утраченной за советские годы.
Казанская деревянная Церковь в поселке Северный
С этой очень скромной церкви, переделанной из жилого дома, началось возрождение обители. Сейчас здесь проводятся таинства Крещения, Венчания, а также совершаются отпевания.
Службы проходят на престольные праздники (дни памяти Богородицы Казанской, 4 ноября и 21 июля) и в день образа Богородицы Живоносный Источник.
Источники
Среди них есть как сохранившиеся с дореволюционных времен, так и вновь открывшиеся.
Прп. Серафима в поселке Цыгановка
По множеству происходящих здесь чудес он известен каждому паломнику. Место находится близ реки Сатис. Появление родника – тоже чудо преподобного, но не прижизненное, а уже посмертное. Старожилы передают, что в 1960-е он явился здесь, трижды ударил посохом, отчего из земли появился родник. Рассказывать о свершившемся, когда на религию шли гонения, было опасно, но люди узнавали о чуде, стремились сюда за исцелениями. Сложностей приходящим к святыне добавляло то, что рядом находился «режимный» объект. Власти попытались засыпать родник, но приехавшему бульдозеристу явился пожилой монах в белом со словами: «Не засыпай мой источник!». Потрясенный рабочий не смог выполнить порученное, а скоро его перевели на другое место.
Сейчас родник преподобного благоустроен: здесь стоит часовня, сделаны купальни.
В честь Казанской иконы Божией Матери
Он считается древнейшим, известным еще с XVI в. По преданию, при появлении родника многие видели Ангелов, несущих Казанский образ. Впоследствии жители не раз возводили здесь часовни, с любовью украшая их образами святых. Во время гонений начала XX в. часовню уничтожили, а иконы выбросили. Позже жители находили их по полям, прятали. Из этих святынь особенно замечательна икона Богородицы Казанской, найденная в 1933 г. Спустя 10 лет икона обновилась, ныне почитается как чудотворная.
Святого Пантелеймона
Родник недавно обустроен в непосредственной близости от Казанского источника, он отстоит от него не более чем на 20 м. Паломники считают одним из самых благоустроенных – здесь есть довольно большой бассейн. Обустройство родника сделано после празднования 100-летия канонизации прп. Серафима, в 2004 г.
Иконы Божией Матери Умиление
Это еще один родник близ древнего Казанского, его также обустроили и освятили в память любимого образа св. Серафима после 2003 г. Паломники говорят, что купание здесь особенно помогает при заболеваниях сердца, сосудов.
Фото мальчика исцеленного от источника прп.Серафима Саровского. Конец XIX в.
Преподобной Александры
Родник известен с конца XVIII в. Посвящение его прп. Александре Дивеевской, основательнице обители, связано с тем, что неподалеку находится ее могила. Именно из нее, по преданию, истек целебный ключ. Это чудо было далеко не единственным: многие видели, как у могилы сами зажигались свечи, блистал необычный свет, многие слышали колокольный звон. Родник же стал еще одним свидетельством святости подвижницы.
Сейчас источник находится не там, где был первоначально: в 1960-е на р. Вичкинзе появилась запруда, родник затопило, но он пробился снова, на нынешнем месте. С 2003 г. здесь освящена часовня.
Иверской иконы Божией Матери
Он находится южнее родника м. Александры, и известен по крайней мере несколько столетий. У крестьян, как рассказывают старожилы, было принято приходить сюда молиться о разных нуждах, но особенно – о дожде во время засухи. Издавна было замечено также, что вода особенно помогает одержимым духами нечистыми. Иверским источник также именовали многие столетия, здесь также постоянно была часовня. Существует она и сейчас. Подробнее об источниках можно почитать здесь: Целебные источники батюшки Серафима Саровского
Святой источник прп. Серафима в Цыгановке
Отзывы о монастырских чудесах и исцелениях
Множество побывавших на святом месте спешат поделиться своими впечатлениями, переживаниями, духовными открытиями.
Вот что рассказывает Артем Фофанов в социальной сети «В Контакте» о чуде, виденном им здесь:
И вот мы идём на встречу Троицкому, ещё не пройдя арку, как видим — нам люди махают, мол обернитесь быстрее, а сами крестятся, на камеру снимают. Мы обернулись и увидели в чистом небе радужный крест, крест был большой, и светлый, радужный, и вдруг мне стало небывало хорошо на душе. И это чувство сохранялось до самого входа в Троицкий, по дороге мы слышали как люди меж собой переговаривались про это чудо.
И тут я понял, во первых радуга всегда дугой — а тут крест, во вторых радуги зимой в — 25 не бывает, тем более в ясный день…»
Особенно же много происходит здесь исцелений. По воспоминаниям современников, при прославлении преподобного счет таким случаям шел на сотни, если не на тысячи. Не меньше их и сейчас.
Вот рассказ инокини А., который приводит сайт монастыря:
«До поступления в монастырь я приезжала паломницей в Дивеево. У меня была больная почка, начальная стадия гидронефрита, почка болела уже десять лет. В 1998 году я впервые попала на источник прп. Серафима. С молитвой зашла в воду. Когда погрузилась в источник, как будто кто-то ребром ударил по почкам. Я даже вскрикнула. Выскочила после такого удара со слезами: „Вот так батюшка Серафим меня встретил». Очень больно было. Неделю пробыли в монастыре, и время как-то незаметно прошло. Вернулись домой, и примерно через месяц я вдруг поняла, что у меня ничего не болит. Ем, что хочу, пью сколько хочу. Так батюшка меня исцелил».
Софья Рожкова пишет в социальной сети «В Контакте» (особенности стиля сохранены):
«Святая Русь», фимиам молитв которой однажды духом видел преподобный Серафим – ныне, к сожалению, прошлое, а возродится ли в будущем? Кто знает… Сюда едут с разным настроем: с верой и без нее, по любви к преподобному или ради «религиозного туризма». Несомненно одно – никто из посетивших Дивеево, не остается таким, как был. Ведь здесь – до сих пор место явственного присутствия Пречистой и множества святых, из которых первый – прп. Серафим.