как попасть в монастырь с детьми
«Сплошной некрополь»: как уйти в монастырь и что там ждет
Марина Найденкова
На сегодняшний день в российских монастырях живут тысячи монахов и монахинь. Кто-то из них пришел в обитель из-за страха расплаты за грехи, кто-то — из-за желания обменять служение на рай, а кто-то — просто из-за любви к Богу. При этом прожить жизнь в монастыре — непростое решение и большое испытание. «Вечерняя Москва» узнала, кто может уйти в монастырь, какие трудности встретятся ему на пути к Богу, а также почему обители называют некрополями.
Почему уходят
У каждого человека свои причины, чтобы уйти в монастырь, рассказал наместник ставропигиального Новоиерусалимского монастыря архимандрит Феофилакт. Но всех людей, по его словам, объединяет любовь к Богу, а их на сегодняшний день тысячи человек.
— Сколько людей, столько и путей в царство небесное. Самые разные люди. У нас тысячи монастырей, тысячи монашествующих, — сказал Феофилакт.
Обычно в монастырь уходят по трем причинам. Первая — страх. Например, человек жил и грешил, а потом понял, что ему, грешнику, нужно спастись, и он идет в монастырь каяться и плакать.
— Вторая причина — это купец. То есть ты — мне, я — тебе. Такое тоже бывает, и над таким нельзя смеяться. Например, господи, я пойду в монастырь, а ты мне потом даруешь рай. Вторая ступенька — ее тоже надо пройти — ступенька страха, ступенька купца, — сказал собеседник «ВМ».
Третья причина, по которой уходят в монастырь, проста. Ее можно назвать ступенькой сыновства: как безоговорочно дети любят родителей, не ради чего-то, так и люди любят Бога, называя его Отцом и Творцом, который любит человека. Эта ступенька — самая главная у большинства ушедших в монастырь.
Как уйти
Феофилакт рассказал, что, для того чтобы уйти в обитель, нужно только желание. При этом принять община может только совершеннолетних граждан. Сначала нужно определиться, в каком монастыре хотелось бы прожить жизнь. Для этого следует посетить пять–семь учреждений. Конечно, мужчины могут рассматривать только мужские монастыри, а женщины — женские.
Верные и неверные
В начале пути в монастырь можно выбирать обитель: пожить в одной, потом в другой, в третьей просто помолиться. Точнее, до того момента, пока пришедший в монастырь не дал обет и стал послушником или послушницей. Обычно этот период длится от года до трех лет. За это время можно осознать, насколько человек вообще готов провести всю жизнь в монастыре, или он все же хочет создать свою семью и жить светской жизнью.
— Если они поняли, что это не для них, то, слава богу, молодец, герой. В таких вещах мы шутим: дадим деньги на такси, на букет цветов для невесты, на то, чтобы он довез ее на такси до ЗАГСа и они подали заявление. Если он понял, что его путь — мирская семейная жизнь, что он, например, не может без жены, ну ладно, слава богу, что он разобрался в себе и понял, что его путь — мирская семейная жизнь. Молодец, очень честный и порядочный человек: он не врет другим и, самое главное, себе. То же касается девушки, которая так поступила. И пока идет период искуса, послушничества, они имеют право принять соответствующее решение, — сказал Феофилакт.
Как рассказал в беседе с «ВМ» насельник Пафнутьево-Боровского монастыря иеромонах Фотий, перед тем как решиться остаться в обители, «человеку нужно 300 раз подумать об этом, потому что это не романтика, о которой пишут в книгах».
— Тебе надо будет проходить искус, проходить все этапы перед поступлением в братию. Сначала ты становишься трудником, потом кандидатом в братию, потом послушником, надеваешь подрясник, но ты еще не монах. В этот период подготовки нужно иметь максимальное терпение, потому что тебя будут испытывать на смирение. Оно пригодится в течение всей жизни в монастыре, потому что одна из главных добродетелей в монастыре — послушание, — сказал Фотий.
Послушание — одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются новички в монастыре. Особенно это касается людей, которые приходят в обитель уже в зрелом возрасте, со сложившимся характером и привычками. Фотий также отметил, что в женском монастыре дисциплина строже. Поэтому молодым девушкам, которые решили провести свою жизнь в стенах обители, особенно нужно подумать над выбором.
— Как правило, женские монастыри более наполненные. Дисциплина намного строже, чем в мужских. Есть, конечно, очень строгие мужские монастыри, но все-таки. Надо понимать, когда уходят молодые девушки, что в женском коллективе им придется несладко, — сказал собеседник «ВМ».
Если монахиня идет на исповедь, по его словам, она должна говорить и об известном ей грехе своей сестры. Если не расскажет, грех будет на каждой из сестер.
Священник рассказал, когда нужно молиться Александру Невскому
Работа
По словам Фотия, во всех монастырях разные уставы. Но у монахов и монахинь в течение дня есть послушание или даже послушания. Например, могут отправить на работу в коровник. Там можно пробыть до середины дня. После этого нужно будет отправиться для работы за компьютером, а в конце дня — помочь с делами в храме.
— У каждого, если берем мужской монастырь, брата есть пара послушаний точно. Иногда бывают общие послушания. Например, отправляют собирать картошку или пропалывать что-нибудь, — сказал Фотий.
Что касается финансового вопроса, то в обители даже выплачивают зарплату. Правда, она не такая большая, как в миру. Прожить на нее вряд ли получится, но и платить в монастыре ни за что не нужно. Рассматривать зарплату послушников приходится лишь как карманные расходы.
По словам Фотия, время на отдых у монахов и монахинь есть. Каждый организовывает его самостоятельно. Кто-то читает, кто-то за компьютером что-то делает. Кроме того, в некоторых монастырях разрешен выход за пределы учреждения, но по согласованию.
Фотий также добавил, что, если подвижник пренебрег правилами обители, например, нарушено послушание в наглой форме, могут сделать предупреждение. А за грубое нарушение — даже попросить покинуть монастырь.
Уйти?
Если человек остался в обители, его постригли, то среди прочих обетов он дает клятву жить в выбранном монастыре до смерти, отметил Феофилакт.
В монастыре живут до смерти. По словам Феофилакта, есть даже такой принцип: «зашел в монастырь — зашел как в могилу, кто из могилы вышел раньше всеобщего воскресения, тот погиб».
— То есть если в монастырь пришел, ты умер в миру. Ты должен там находиться, подвязаться, а после смерти смешать свой прах с костями предшествующих подвижников. Поэтому всякий монастырь — это сплошной некрополь, — заключил Феофилакт.
Как уйти в монастырь
Как уйти в монастырь и какой монастырь лучше выбрать
Для каждого человека вера в Бога и любовь к Нему означает нечто свое. С одной стороны, в доверии к Богу нужно пройти несколько ступеней: в начале мы не знаем Бога и не обращаемся к Нему, затем лишь боимся Бога и просим Его о помощи, наконец, мы начинаем искренне любить Бога и стараться делать различные дела ради Бога, подражать святым в отношении к людям и Господу. Это правильный путь для каждого православного христианина.
Но есть и необычные люди, которые всем сердцем любят Бога и не видят себе иного пути, кроме служения Ему, посвящения себя Господу. Это – истинные монахи. Такие люди могут быть даже успешны в миру, но вместе с тем им будет чего-то не хватать – так, как влюбленному не хватает своей любимой рядом. И только в молитве будущий монах обретает успокоение.
В нашей статье мы расскажем, как уйти в монастырь женщине и мужчине, чем отличаются девичьи и женские обители, как подготовиться к монастырской жизни и чего ждать в обители, предостережем от ошибочных решений и приведем примеры святых, верно избравших монашеский путь.
Почему уходят в монастырь сегодня
«Уйти в монастырь» – интересное устоявшееся выражение, фразеологизм. Если поразмыслить, можно прийти в монастырь, а можно уйти в монастырь от чего-то. Святые отцы, духовные наставники всех времен предостерегали: уходить в монастырь нужно только если чувствуешь, что не можешь жить без Бога.
Если у вас жизненные неурядицы, несчастная любовь, негде жить, не получается найти работу – уходить в монастырь от проблем нельзя! Увы, зачастую и сегодня идут в монастырь за легкой жизнью без проблем. Однако в монастыре таким людям рано или поздно приходится еще труднее, чем в миру (вне монастыря).
К счастью, в монастыре можно некоторе время просто пожить – вы не будете платить за проживание и еду, но будете выполнять любую порученную работу – это называется трудничество. Оно не накладывает никаких обязательств, вернуться из монастыря вы можете в любой момент, однако находясь в монастыре, вы будете жить по уставу обители и сможете ощутить на себе монашескую жизнь хотя бы отчасти.
Нужно понимать, что монастырь – это, в первую очередь, отречение от своей воли. Вы не будете постоянно и сколько захотите молиться – вы будете духовно совершенствоваться под руководством духовного отца, выполняя и физический труд, и духовную работу.
Монастырь и мир: плюсы и минусы
Однако многие остаются в монастыре из-за духовных «плюсов», из-за того, что такая жизнь под руководством духовно опытных людей – это жизнь для Бога и людей, вечное самосовершенствование, работа над собой, которую в полном соблазнов современном мире выполнить трудно или невозможно.
Монастырь – это ваше новое рождение, где вы заново обретаете себя.
Как подготовиться к уходу в монастырь?
Сначала нужно пожить приближенной к монастырской жизнью в миру.
Каждый пришедший в обитель и каждый уже принявший постриг монах – не ангел. Каждый боролся и со своими привычками, и с недостатками. Многие победили себя. Ничего страшного, если вам будет очень трудно: вы поймете, действительно ли готовы идти в монастырь. И даже в монастыре вам будет непросто – опять же, монашеский постриг совершается с согласия человека и далеко не сразу, бывает, через несколько лет после прихода в монастырь.
Разница – послушник, трудник и монах
Все эти ступени есть и в женских, и в мужских монастырях. Монашеские уставы для всех одни, однако в разных обителях есть разные традиции и обычаи, послабления и ужесточения устава.
Женщине можно уйти в девичий или женский монастырь – это единственное отличие. Разница в том, что девичьих монастырей сегодня почти не осталось, в отличие от дореволюционных времен. В девичий монастырь имеет право уйти только девушка (девственница). У врачей это, конечно, это не проверяют, но свидетельствуют словесно перед Богом.
Мы расскажем о пути нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви, Святейшего Патриарха Кирилла и преподобного Амвросия – одного из известнейший русских духовных старцев, наставников к пострижению в монахи. По их житиям вы сможете сравнить свою жизнь и свои причины уходить в монастырь с их причинами и жизненными итогами.
Также святому Амвросию можно молиться о правильном принятии решения, уходить ли в монастырь.
Патриарх Кирилл
Будущий Патриарх родился в 1946 году в Ленинграде, при рождении получив имя Владимир. Семья Его Святейшества была священнической. Его дед, священник, с 1920-х по 1940-е годы много раз пребывал в тюрьмах. Отец Патриарха Михаил был ленинградским священником, а брат его по сей день – настоятель Спасо-Преображенского собора в Ленинграде-Петербурге, профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии. По окончании средней школы будущий Патриарх работал в геологических экспедициях на Севере, чтобы заработан для семьи, совмещая эту занятость с обучением в школе. Затем поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, по ее окончании – в Академию. После завершения обучения в семинарии в 1969 году Владимир Гундяев был пострижен в монашество митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) – его духовным наставником. Очевидно, именно его советы и руководство сыграли свою роль в принятии решения о постриге в монахи будущего Предстоятеля. Патриарх Кирилл по сей день в каждый свой приезд в Северную столицу служит панихиду на могиле владыки Никодима.
Житие Амвросия Оптинского
Будущий преподобный родился в 1812 г. Отец будущего святого вскоре умер, и Александра вместе с семью другими братьями и сестрами воспитывал дед. С детства Александр имел склонность к монашеской жизни, молитве и подвигам, однако не сразу решился на монастырское послушание, решив поначалу стать обычным батюшкой. В 12 лет будущий святой поступил в Тамбовское духовное училище, затем в семинарию. Известно, что в последнем классе семинарии – как раз когда нужно было определяться с женитьбой и служением в качестве священника на приходе или постригом и служением в монастыре – Александр сильно заболел. В угрожающем жизни состоянии он много молился и дал обет Богу принять монашеский постриг.
Однако будущий святой не сразу исполнил обет. Закончив семинарию, он устроился учителем в семью местного помещика, затем преподавал в Липецком духовном училище. Он рассказывал, что долго откладывал послушание, несмотря на укоры совести – ведь любой святой такой же человек, как каждый из нас; он не Ангел и делает ошибки, грешит, кается. Главным отличием святого человека от грешника является то, что он всю жизнь соизмеряет с Божиим заповедями, делает целью ее Богоугождение, готов ради этого на подвиги, то есть ухудшение своих жизненных условий, отказ от комфорта. Известно, что во время учебы и работы у помещика Александр был «душой компании», хорошо пел и даже танцевал (что удивительно для семинариста), много вращался в светском обществе и знал настроения интеллигенции.
Так святой Амвросий не сразу просветился благодатью Божией, но возрастал в святости и не смог сразу отказаться от мирских удовольствий. Возможно, он даже надеялся жениться. Главным поворотным моментом в судьбе преподобного стало паломничество в Троице-Сергиеву лавру, где он почти случайно встретил духоносного старца-подвижника. Исповедуясь, он рассказал о себе, и подвижник благословил его отправиться в недавно открытую Свято-Введенскую Оптину пустынь. Теперь молодой человек решительно порвал связи с миром и уехал в обитель, даже не испросив разрешения начальства училища, где он работал, и поступив сразу на послушание в монастырь. Так начался трудный, скорбный, но светлый в утешении Божием путь преподобного Амвросия – старца-утешителя всей России.
Читать молитву Амвросию Оптинскому о верном решении при уходе в монастырь и перед монашеским постригом можно на русском языке онлайн:
О великий старец и угодник Божий, преподобный отец наш Амвросий, похвала Оптиной пустыни и всей Руси учитель благочестия! Прославляем твою смиренную жизнь во Христе и чудеса, которым Сам Бог превознес имя твое над другими людьми еще при земной жизни твоей. Особенно же увенчал Он тебя небесной честью после отшествия твоего с бренной земли в чертоги небесные славы вечной. Прими сейчас молитвы наши, недостойных детей твоих (имена) и рабов Божиих, почитающих тебя и зовущих имя твое святое, избавь нас твоим ходатайством перед престолом Божиим от всех скорбей и жизненных трудностей, душевных и физических болезней, нападений злых духов и неправедных людей, растлевающих и обманчивых искушений. Посылай Отечеству нашему и Родине от подающего благодать Бога мир, тишину и дни спокойные, будь неизменно покровителем святой обители твоей, где ты сам подвиги молитвенные совершал и угодил всеми в Троице прославляемому Богу нашему, Которому подобает слава, честь и торжество, Отцу, Сыну, Духу Святому вечно. Аминь.
Молитвами всех святых да хранит вас Господь!
Может ли быть счастливым монастырское детство?
Может ли детство, проведенное в стенах монастыря, быть по-настоящему счастливым? После скандала в детском приюте в Боголюбовском женском монастыре Владимирской епархии ответить однозначно на этот вопрос уже нельзя. И хотя многочисленные проверки в Боголюбове ничего криминального не обнаружили, осадок, как говорится, остался. И остался вопрос: кого стараются воспитать монахи из детей, которым дают приют? За ответом мы отправились в Раифский Богородицкий мужской монастырь (Татарстан).
На добрую память
— Вова, ты прочитал «Капитанскую дочку»? — Жара, лето, с озера через открытое окно веет прохладой, слышен смех ребят. Хочется купаться, и совсем неохота читать книжки по школьной программе. Но матушка въедливая, настаивает: расскажи, о чем там речь.
— Ну, был там пацан один. Такой он был, в общем, хулиган. Болтался по улицам, вот родители и отдали его в крепость служить. А ему там понравилась… короче, одна девчонка ему понравилась.
— А как ее имя помнишь?
— Да зачем мне ее имя?! Там еще мужик был, Емельян, он бузу какую-то затеял… Да ладно, матушка, читал я, правда! Пустите на озеро.
Вовка уже вырос, сейчас он студент престижного казанского вуза. А на выходные приезжает в Раифу — так в Казани местные зовут монастырь. Потому что тут он вырос, тут его дом, его семья. А чем старше становишься, тем теплее согревают воспоминания детства. Если, конечно, оно счастливое.
…Идет шестилетний Ромка по двору. Ему сегодня впервые пошили подрясник. Идет к настоятелю, чтобы благословил. На вытянутых руках — подрясник. А в глазах такая радость, такая гордость! И Ромке хочется, чтобы всем вокруг было так же хорошо. Видит: впереди кошка бежит, хвост трубой. «Матушка, а почему кошкам подрясники не шьют?»
Таких историй, смешных, добрых грустных, монахиня Анастасия (Хоменкова) помнит про своих воспитанников бесчисленное множество. Она, в прошлом преподаватель физкультуры, почти десять лет жила и работала в Детском корпусе воспитателем.
Приют был тогда совсем другим: дети еще жили в одной общей келье в братском корпусе, ели вместе с монахами на монастырской трапезной и по монастырскому рациону, и воспитателями у них были не мирские педагоги, как сейчас, а насельники монастыря. Но женское участие в детском воспитании всегда считалось необходимым. Мама всегда нужна, хотя бы носочки поштопать, уверена матушка.
Вот мальчик на фотографии старательно вяжет крючком. «Это Леша, — поясняет матушка. — Тоже наш выпускник. Научился у вахтеров вязать, а я подловила момент и сфотографировала. Сколько он меня потом уговаривал порвать эту фотографию — боялся, что мальчишки будут смеяться. А я храню все их фотографии, собираю из всех поездок, а когда они уходят из Детского корпуса, дарю им на память об их монастырском детстве».
Мы сидим на кухне паломнической гостиницы. Уже год как матушка не работает в Детском корпусе — возраст и болезни не позволяют — и слушаем ее истории. За окном — то самое озеро, только замерзшее. На градуснике минус 30, для местной котельной это форс-мажор, поэтому в гостинице совсем не жарко. А вот на сердце почему-то тепло, хотя я этих детей даже и не видела никогда.
«Эти ребята приходят в монастырь с такой болью, в них столько агрессии, обиды, что исправить их можно только любовью. Вот мы и старались их согреть», — продолжает монахиня.
На все воля Божия
«Солнышко, подожди, ты мне мешаешь. Видишь, я сейчас занят», — отец Владимир Кондратьев, директор Детского корпуса (так в монастыре называют приют), то и дело останавливается, чтобы обуздать малышню, которая виснет на нем.
Директор Детского корпуса о.Владимир уверен, что его воспитанники более уравновешенные, собранные и спокойные, чем их сверстники. «Современные дети перенимают от родителей многие грехи: гордость, заносчивость, эгоизм. Возможно, они более творческие, но в летних лагерях я всегда переживаю некоторый шок — удивительно, насколько домашние дети дерзкие и распущенные. У наших суеты мирской меньше. Я им всегда повторяю: кем бы вы ни стали, помните, что вы — верующие люди, и должны думать не только о благополучии, успехе, но и о спасении своей души». То, что монастырские дети живут более глубокой духовной жизнью, отмечали и в Раифской школе. «Может, поначалу они соблюдают только внешнюю атрибутику, но с годами вера их крепнет, недавно на уроке биологии старшеклассники аргументированно критиковали дарвинскую теорию о происхождении человека,» — рассказывала директор школы
Такое паломничество в Раифский Богородицкий мужской монастырь неудивительно. Раифа — православная жемчужина Татарстана. Правда, еще в начале девяностых никто бы и не поверил, что монастырь можно восстановить. На фотографиях того времени — разруха и запустение.
Но меньше чем за двадцать лет монастырь был отстроен практически заново, а главное, превратился в православный культурный центр мирового значения. ЮНЕСКО включило его в списки особо охраняемых памятников истории. Мало кто верил, что такое возможно, а теперь разводят руками — чудо. Насельники монастыря объясняют это по-своему: «Просто нужный человек оказался в нужном месте. Наш наместник архимандрит Всеволод (Захаров) угадал Божию волю — восстановить монастырь. И Господь дал ему для этого все что нужно».
Очевидно, наместник услышал и другой наказ Господа — приютить в стенах монастыря отверженных детей. Иначе как объяснить то, что первые воспитанники появились в Раифе еще в 93-м, когда самой братии жить было негде? Да и как их выгонишь, если идти им больше было некуда. Из тех монастырских первенцев трое сейчас сами стали священниками. Но в Раифе гордятся всеми воспитанниками и всех любят, независимо от того, кто какую дорогу выбирает в жизни.
«Мы не монахов готовим, а растим нормальных, верующих людей, — повторяли нам и воспитатели приюта, и насельники. — Обычных граждан общества. В монахи приходят люди по вере своей, это должен быть порыв души. А вытесать Буратино, и вот вам готовый монах — так нельзя».
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. От железнодорожного вокзала до монастыря ехать меньше часа, но за это время попадаешь как будто в совсем другой мир. Здесь еще в 1917 году был организован Волжско-Камский заповедник. Поэтому вокруг растет вековой сосновый бор, а дикие звери совсем не боятся людей и охотно позируют, если угостить их чем-нибудь вкусненьким
Трудности роста
Страшный отпечаток увиденного и пережитого остается в детских душах надолго. И с этим приходится считаться воспитателям Детского корпуса. Вот почему главный метод воздействия здесь — любовь и беспредельное терпение, а вовсе не жесткая дисциплина, как принято считать, когда речь заходит о монастырских приютах. На таких детей бесполезно кричать, говорят в Раифе. К агрессии взрослых они давно привыкли и научились от нее защищаться.
«Перевоспитать человека невозможно, если в него что-то уже заложено, — уверен о. Владимир. — Можно, только скорректировать — подарить любовь, душевное тепло. И тогда человек сам себя перенастраивает на другие маяки жизни».
Вот, например, Алеша. Он в Детском корпусе всего полгода, и для него трудный период адаптации еще не закончился. Мальчик практически два года жил на улице. Домой он идти боялся – мама пила, отчим бил. А на улице, чтобы выжить, пришлось научиться себя защищать. Попав в приют, он сразу же стал насаждать свой авторитет с помощью кулаков. Контролировать поведение такого ребенка очень сложно. Но педагоги знают, что под маской хулигана и драчуна скрывается обычный напуганный ребенок.
«Недавно в монастырской трапезной Леша малышей обижал, пришлось поставить его в угол, чтобы успокоился. А он сразу в слезы, видно, отчима вспомнил, шепчет сквозь слезы: «Убью, убью! Он всегда меня бил!» Так пока и сидит в нем эта боль», — рассказывает одна из воспитателей приюта Ольга Анатольевна.
«И все-таки за полгода он стал намного спокойнее, уравновешеннее, добрее», — считчает о. Владимир. С ним согласны и воспитатели: «Раньше он подходил как будто приласкаться, а сам обязательно сделает больно. То головой боднет, то локтем ударит. А сейчас такого нет. Он перестал обороняться. И с ребятами таких драк, как раньше, уже не затевает».
То, что с мальчиком все будет хорошо, никто в приюте не сомневается. Это ведь не первый трудный ребенок в их практике. Своими выпускниками Раифа может гордиться — есть среди них свои священники, адвокаты, экономисты.
Ремень с молитвой
В любой семье вопрос наказания и поощрения стоит остро и часто вызывает дискуссии. Меру того и другого может подсказать только любящее родительское сердце. Вот и в Раифе нет никаких четких инструкций на этот счет. Есть, конечно, еженедельный разбор полетов: по понедельникам проходит классный час, на котором присутствуют не только все ребята и о. Владимир, но обязательно приходит и наместник, о. Всеволод.
«Это как игра в хорошего и плохого полицейского», — шутит наместник. Но судя по тому, с какой радостью жмутся к нему ребята, как без тени смущения подходят под благословение, с трудом верится, что он может быть строгим родителем. Про отца Владимира и говорить не приходится.
«Отец Владимир — это пряник, — смеется матушка Анастасия. — Вот я была кнутом. Бывало, натворят что-то вопиющее — наказывала ремешком. Ничего, я с любовью, с молитвой. Говорю: поворачивайся! Он: ой, я боюсь. А другой стоит рядом, успокаивает: не бойся, у матушки ремешок с молитвой…»
У отца Владимира другой подход к дисциплине: «Если в чем-то провинился, то у нас, как в армии, наряд вне очереди. У нас это послушание в храме: вечером всем охота дурака валять, а не работать, но если получил замечание — иди убираться».
Кроме штрафников, все дети старше десяти лет дежурят по порядку: несколько человек в храме подметают и протирают полы, чистят подсвечники. Все дежурство занимает у них минут сорок. Малышня, кстати, старается увязаться за старшими без всякого принуждения. Еще ребята дежурят в своей трапезной, моют вечером посуду после ужина, подметают пол, следят за порядком в кельях. А зимой все выходят на уборку снега. Вот и все послушания.
Зато список пряников бесконечен. На подарки, сюрпризы и позитивную мотивацию в Раифе не скупятся. Недаром, по словам директора местной школы, монастырским детям завидуют даже домашние. Бюджет далеко не каждой семьи позволит отправить любимое чадо на море или в заграничное путешествие, подарить на день рождения или выпускной бал дорогой мобильный телефон или видеокамеру. А у воспитанников Детского корпуса это все есть. Даже в прошлом, кризисном году мальчики ездили на море. В монастыре понимают, что их дети особенные, они много пережили, у многих подорвано здоровье, для них море — не роскошь.
Не считают в Раифе роскошью и многое другое, например, трехэтажный особняк с евроремонтом, где сейчас живут 19 воспитанников Детского корпуса. Автобус, который возит детей в школу. Двух мальчиков индивидуально возят еще и на спортивные тренировки, потому что Колю Вазанова взяли в юношескую команду футбольного клуба «Рубин», а Вася Никоноров подает большие надежды в греко-римской борьбе.
Компьютерный класс — любимое место досуга раифских детей. Как все подростки они любят играть. А когда нужно подготовить доклад по какому-нибудь школьному предмету, к их услугам интернет. Недавно реферат Саши Ильина по истории Раифы получил почетный диплом на всероссийском конкурсе школьных научных обществ. Награду мальчику вручали в Москве, вернувшись из столицы домой, он заявил директору школы: «Зубами грызть буду, а в следующем году медаль получу. »
«Дети, которые попали в монастырский приют, оказались в очень благоприятной среде, — считает Валентина Павловна Зайцева, директор Раифской средней образовательной школы, где учатся воспитанники Детского корпуса. — Конечно, раньше в их жизни было разное, но сейчас они живут как у Христа за пазухой. И если у ребенка есть хоть какие-то способности и желание, ему там помогут их реализовать».
Таланты и поклонницы
В монастыре нам рассказали романтическую историю про одного из выпускников Детского корпуса. Максим дружил с девушкой из Казани почти пять лет. Девчонка регулярно приезжала навещать его в монастырь, и только стоило парню закончить школу и перешагнуть совершеннолетие, как казанская Джульетта тут же повела его под венец.
Монастырские парни пользуются невероятным успехом у девушек, и не только у местных. До эры мобильных у отца Всеволода в канцелярии то и дело кто-нибудь дожидался возможности позвонить подружке. Наместник не раз жаловался директору: «Они меня скоро разорят, телефонные счета приходят огромные!» Но когда один из мальчиков не на шутку затосковал, сам же повез его на машине в Казань, чтобы влюбленные могли повидаться.
— А не боитесь, что мирские девчонки испортят ваших мальчиков? — спрашиваем у отца Владимира.
— Мы стараемся их предостеречь, чтобы ничего лишнего себе не позволяли, напоминаем, что отношения должны быть чистые, по их возрасту. И мальчишки нас понимают, серьезно относятся к оказанному им доверию. Согласитесь, что изолировать их от мира мы тоже не можем. Рано или поздно они войдут во взрослую жизнь, а что они будут за мужчины, если не умеют любить?
В Раифской школе популярность монастырских ребят среди местных девчонок объяснили просто: монастырские тут заводилы, как в них не влюбиться. О. Всеволод недавно подарил школе сложную музыкальную аппаратуру для проведение дискотек, и диджеями на школьных балах выступают, конечно, воспитанники Раифы. А пару лет назад в приюте был свой вокально-инструментальный ансамбль. История его создания такова. Сначала в приют приехал Олег Газманов. Ему так понравилось, как ребята пели, что он подарил им свою гитару. А потом у них в гостях был Юрий Шевчук и подарил им звукозаписывающее оборудование. После этого для детей стали покупать инструменты, спонсоры подарили ударную установку. И мальчишки увлеклись, слава об их ансамбле дошла до Казани. Сейчас эти дети уже выпускники, но некоторые по-прежнему в выходные приезжают в монастырь петь на клиросе.
А нынешние воспитанники Детского корпуса увлечены футболом. Играют в любую погоду по восемь-девять часов — и в грязь, и в мороз.
Не святые
Наивно было бы думать, что все трудные подростки, попав в Раифу, сразу превращаются в ангелочков. Даже внешне эти мальчишки — совсем не святые. Носят сережки в ухе и джинсы по последней моде. Им свойственны те же предрассудки, что и другим детям в переходном возрасте. В старших классах многие съезжают с «пятерок» на «тройки» — не хотят выглядеть «ботаниками» в глазах сверстников. А некоторых, неуправляемых, приходится даже отчислять. Например, недавно один мальчик не прошел испытательный срок: замучил своим неадекватным поведением и детей, и воспитателей.
Насильно в Раифе никого не держат: не нравится — уходи. Но даже, если ребенок вплоть до совершеннолетия живет в монастыре, гарантировать, что он будет и во взрослой жизни застрахован от мирских искушений, никто не может. Есть среди раифских выпускников и такие, кто не захотел учиться дальше в вузе, да и работать тоже не хочет. Есть те, кто быстро перенял дурные привычки своей родни — начал пить. Но бывают трагедии особенно горькие. Такие, как гибель Саши К., прозванного Тринадцатым.
Но несмотря на его бесшабашность, душа у Саши была светлая. Поэтому известие, что парня жестоко избили в армии, да еще и обвинили в дедовщине, застало всех врасплох. А через год после демобилизации, когда он только-только стал приходить в себя после этой травмы, его нашли мертвым в нескольких километрах от Казани. Преступление до сих пор осталось нераскрытым.
«Мы — семья!»
Наместник Раифы о. Всеволод считает, что жизнь воспитанников в монастырских приютах должна быть прозрачна для общества. «Нужно создавать попечительские советы из верующих людей, желающих участвовать в жизни Детского корпуса»
Многие из тех, кто приезжает в монастырь с проверками, уезжают в шоке: «Ну вы их и балуете! А как потом они будут жить, когда выйдут в мир?!» Но для наместника воспитанники и после выпуска остаются детьми. Все, кто хочет учиться дальше, поступают в вузы и живут на подворье монастыря в Казани. Там для них есть тоже отдельный «детский» корпус, только живут в нем уже восемнадцати-двадцатилетние воспитанники. Отец Всеволод дает им не только крышу над головой и бесплатное питание, но и платит им что-то вроде стипендии за успешную учебу. Если же кто-то решил пойти работать, женился, их и тут не бросают. С любой проблемой они опять идут к отцу Всеволоду. И он всем старается помочь.
Кстати, после скандала в Боголюбове поток проверяющих заметно увеличился. Избежать критических замечаний со стороны местной опеки сотрудникам раифского приюта никак не удается. Почему-то комфортные условия проживания местных детей сильно раздражают чиновников. Одна проверяющая так и сказала: «Моя бы воля, я бы сюда не двадцать, а сто детей поселила! Зачем им такие хоромы?» К счастью, приют содержится исключительно на средства монастыря и пожертвования благотворителей, и это позволяет его сотрудникам вести свою политику, например, в отношении штата.
В Детском корпусе сегодня на одного ребенка практически приходится один взрослый. Кроме директора, есть еще педагог-репетитор, который делает с детьми домашне задания, три воспитателя и три вахтера, совмещающие обязанности нянечек, есть свой медработник, сотрудники пищеблока, своя горничная и прачка. Проверяющих такое положение дел не устраивает: по КЗОТу штат нужно увеличивать. Но любое увеличение финансовой нагрузки по содержанию Детского корпуса ложится тяжелым бременем на монастырь, правда, в Раифе никто никогда на тяготы не жалуется.
Недавно Детскому корпусу предложили стать государственным приютом, это могло решить многие проблемы и с финансированием, и с получением юридического статуса, но тогда пришлось бы отказаться от религиозного воспитания детей — госучереждение не может быть религиозной организацией. В монастыре от такого предложения решили отказаться. «Мы — православные люди, и за 30 сребренников не продаемся», — сказал отец Всеволод.
Однако какой-то статус в глазах государства монастырский приют иметь все-таки должен. И проблемы, связанные с его получением очень беспокоят его директора. Приют официально существует с 1996 года, его устав зарегистрирован в Минюсте, но сейчас документы должны быть переоформлены, а критические замечания органов опеки и министерства образования — учтены. На беду, чиновники порой и сами не знают, каким должен быть такой детский дом. «Мы — приют семейного типа, — неоднократно повторял о. Владимир в разговоре с нами. — Поэтому и подходить к нам нужно, как к семье, а не госучреждению».