как посадить ребенка на домашнее обучение
Домашнее обучение. В чем плюсы и минусы и как сдавать экзамены?
В последнее время стало модно говорить о преимуществах семейного образования перед традиционным школьным. Звучит как мечта: никаких ранних подъемов, вместо строгих учителей – любимые родители. Но есть много нюансов. В чем главные плюсы и недостатки домашнего обучения, где дети сдадут экзамены и получат ли аттестат – в нашем материале.
Условия домашнего обучения
Единственное условие – желание семьи. По закону «Об образовании», о своем решении родители должны сообщить в городское управление образования или орган местного самоуправления по месту жительства (какой именно – зависит от размеров населенного пункта, в любом случае нужную информацию предоставят в управлении образования). Можно выбрать семейное образование изначально или перевестись на него в любом классе.
Не разрешить – не имеют права.
Перевести ребенка на домашнее обучение – в чём смысл?
Если раньше семейное образование считалось уделом больных и отстающих детей, теперь форма получения образования – дело вкуса. Для кого-то важнее, чтобы ребенок научился вести себя в коллективе – тогда, вероятно, не стоит отлучать его от школы. Другие же предпочтут, чтобы малыш гармонично развивался в разных областях – например, обучался гимнастике, иностранным языкам, ходил в музыкальную школу, – а с жестким школьным распорядком все это совмещать трудно.
В целом семейное образование лучше всего подойдет:
школьникам, нацеленным на спортивную карьеру (это освободит время для тренировок и поездок на соревнования);
детям, которых не устраивает темп усвоения знаний в школе (слишком медленный или чересчур быстрый);
детям, чья семья часто переезжает в силу обстоятельств;
тем, кто учится сразу по многим профилям и хочет успеть все;
детям с ограниченными возможностями здоровья.
Многое зависит от характера ребенка: насколько он общительный, сходится ли с людьми и, конечно, как сам относится к идее учиться дома.
Ребенок на домашнем обучении. Что это значит?
Источник фото freepik
Школьные учителя к «семейникам» домой не приходят, то есть весь образовательный процесс берут на себя родители. В идеале занятия должны проходить каждый день или хотя бы раз в пару дней по графику, иначе ребенок просто не успеет освоить школьную программу к выпускным экзаменам. А выдержать их придется: ГИА и ЕГЭ едины для всех.
Чтобы ребенок сдал экзамены и получил аттестат, его в любом случае нужно будет прикрепить к школе. Теоретически это можно сделать в девятом классе – директор по просьбе родителей зачислит ученика на период прохождения аттестации. Для получения допуска к ГИА придется сдать еще и предварительную промежуточную аттестацию. Но чаще родители договариваются о более регулярном проведении экзаменов: например, после каждого года учебы.
Необязательно прикреплять ребенка к ближайшей школе – можно договориться даже с иногородним образовательным учреждением, которое примет экзамены в режиме онлайн. Выбранный родителями центр аттестации может назначить и график обязательных контрольных работ.
Успешно сдав экзамены, подросток получит аттестат учреждения, к которому прикреплен.
Домашнее обучение: достоинства и недостатки
У ребенка появляется время на хобби и на изучение редких предметов, на путешествия с семьей.
Вопреки заблуждениям, качество домашнего образования часто оказывается выше школьного: многие родители готовы объяснять материал столько раз и столькими способами, сколько нужно, и заинтересованы в результатах.
Если малышу некомфортно в коллективе, семейное обучение станет достойной альтернативой.
Семьи избавлены от лишних трат: можно не покупать школьную форму, не сдавать деньги на ремонт школы, организацию различных мероприятий.
Если ребенок не посещает кружки и секции, куда ходят его ровесники, у него могут не развиться коммуникативные навыки. Есть риск, что дети обидятся на родителей за то, что те лишили их насыщенной школьной жизни: смеха с друзьями на переменах, экскурсий с классом.
Существует вероятность, что тепличные условия сделают из ребенка избалованного эгоиста, не приспособленного к жизни.
Пробелы в домашнем образовании, если они допущены, вскроются во время учебы в вузе или среднем специальном учебном заведении.
Что такое семейное образование
Наша семья живет в деревне, и у нас две дочки школьного возраста. А школы поблизости нет, поэтому возникла проблема с обучением детей. Кроме того, считаем существующую систему образования несколько устаревшей — ученики приобретают формальные знания, которые едва ли смогут применить в жизни.
Когда старшей дочери пришла пора идти в школу, мы решились на семейную форму обучения. Расскажу, чем она отличается от других форм образования и какие плюсы и минусы прочувствовали на собственном опыте.
Семейное обучение часто путают с домашним и заочным. Однако у этих форм есть немало отличий.
Семейное обучение — ребенок получает образование в семье. Чтобы перейти на эту форму обучения, не нужны особые обстоятельства, необходимо только желание, возможность родителей и ребенка обучаться дома. Родители самостоятельно планируют и проводят занятия, несут ответственность за уровень подготовки ребенка. Школа лишь проводит аттестацию ученика, чтобы проверить уровень его знаний.
Домашнее обучение предназначено для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. Учителя проводят занятия с ребенком индивидуально на дому либо дистанционно. Ответственность за полученные знания несет школа.
Заочное обучение. Ребенок учится по школьной программе и в привычном ритме: онлайн-уроки в рабочие дни, смена четвертей и каникул. Используя предоставленные школой учебные материалы, он выполняет домашние задания и отправляет их на проверку учителям по электронной почте или через образовательные платформы. Для заочного обучения используют, например, платформы Core, Mooble, ЕЦПК.
Аттестация на «заочке» бывает очная — ребенок в классе выполняет тестовые задания. Или дистанционная — учителя тестируют ребенка онлайн.
Дистанционное образование — симбиоз традиционного и семейного обучения. Родители с ребенком выбирают онлайн-школу, оплачивают обучение и занимаются по программе выбранной школы. Стоимость обучения составляет 50 000–70 000 ₽ в год.
Большая часть уроков идет в записи, поэтому ребенок может самостоятельно выбирать время, когда смотреть уроки. Некоторые занятия проходят в режиме онлайн — в это время ребенок должен быть у компьютера, слушать объяснения учителя, отвечать на вопросы. В конце урока или блока уроков ребенок выполняет тестовое задание, по которому получает обратную связь от педагога.
Закон разрешает сочетать несколько форм обучения. Например, некоторые предметы ребенок проходит традиционно в классе, а некоторые — дома. На мой взгляд, сочетать очное и семейное обучение сложно и не перспективно: школа неохотно идет на такой вариант и ребенок «выпадает» из коллектива своего класса.
Выбираем программу. Мы выбрали традиционную программу «Школа России», поскольку по ней в школе нам предложили выдать учебники. Плюс по этой программе можно найти электронные приложения — особенно это помогает, когда ребенок повторяет материал перед аттестацией. Приложения можно бесплатно скачать на сайте издательства «Просвещение».
Организуем учебный процесс. На наш взгляд, темы в начальной школе рассматриваются очень узко. Например, в учебнике по окружающему миру описаны два–три созвездия — только их ребенок должен знать при сдаче экзамена. Когда мы проходили дома тему звездного неба, то изучили ее глубже, потому что дочкам это интересно.
Много информации наши дети узнают из других источников: видеоуроков, книг, настольных игр и викторин. Кроме того, дома достаточно пособий для самостоятельного изучения: географическая карта во всю стену, целый шкаф познавательных книг, материалов и приспособлений для творчества. Покупать эти вещи гораздо интереснее, чем тратиться на форму и другие обязательные атрибуты школьника. По учебникам мы в основном повторяем материал и сверяем уровень знаний.
Процесс обучения в каждой семье происходит по-разному: на это влияет ритм жизни, темпераменты детей и родителей, особенности возраста. Например, в нашей семье к дочерям-ученицам нужен разный подход. Старшая дочь учится в 4 классе, она любит узнавать информацию сама — читает книги и учебники. Потом рассказывает, что нового она узнала, и мы это обсуждаем. Дочь-второклассница пока не любит читать, поэтому с ней надо заниматься больше — вместе читать, писать в прописи, обсуждать новые знания. Но многое девочки делают сообща: смотрят обучающие видео, ходят в художественную школу. В прошлом году вместе ходили на занятия по английскому, скалолазанию, верховой езде и лепке из глины. Вместе сестрам учиться веселее.
Нас часто спрашивают, как мы справляемся с русским и математикой. Русский язык лучше всех объясняет бабушка. Она нашла небольшие стихи по правописанию и сделала с ними яркий плакат. Придумала писать диктанты по любимым книжкам. Постоянно находит новые игры для тренировки письма, счета и чтения — дети от этого в восторге. Результатом таких занятий стала пятерка по русскому языку за 3 класс. Мы не гонимся за оценками, но все равно очень приятно.
Математику девочки полюбили еще до школы: считали примеры, решали задачи во время долгого ожидания или в поездке. Сначала складывали бананы и яблоки, делили конфеты — на практике и в уме. Потом задания усложнялись — считали деньги и время. Для тренировки грамотности и счета играем в настольные игры: «Эрудит», «Геометрика», «Корова 006». Сейчас хотим научиться играть в «Монополию» и шахматы.
У нас нет строгого режима, обычно занимаемся в первой половине дня, чтобы к вечеру об учебе уже не думать. Бывает, что утром запланирована поездка, тогда уроки откладываем на вечер или переносим на другой день. Выходных, как в школе, у нас тоже нет, потому что учеба не становится тяжким трудом, это интересная часть повседневной жизни.
Еще у нас нет четкого деления на уроки. На мой взгляд, предметы в начальной школе взаимосвязаны и нередко смешиваются: например, из окружающего мира тема переходит в русский язык или музыку. Наши совместные занятия всегда проходят в форме диалога: дети высказывают свое мнение, приводят примеры, и мы все это обсуждаем. Мне кажется, именно в этом преимущество домашнего обучения. Понимаю, что в средней школе будет больше предметов, и они будут значительно сложнее. Пока это не пугает — я люблю учиться и во всем находить полезную информацию.
В свободное время дети гуляют во дворе, присматривают за младшей сестренкой, читают книги, играют, шьют, самостоятельно учатся играть на этнических музыкальных инструментах, синтезаторе и гитаре, рисуют. Иногда можем вместе что-то приготовить, поиграть в настольные игры, вечером устраиваем совместный просмотр кино или мультиков.
В день девочки сдают по одному экзамену. В назначенное время мы приходим в школу, и девочки проходят в класс для тестирования. В 1 классе проверка знаний проходила в форме собеседования. Оценки не ставят, как и в обычной школе. Со второго класса — тестирование на бумаге или на компьютере. Количество вопросов может отличаться. Например, в тесте по окружающему миру для 4 класса — 25 вопросов. Чтобы пройти тест, ученику дается 50 минут.
За и против: стоит ли переводить детей на семейное обучение?
Аргументы читателей Т—Ж
Мнения читателей Т—Ж разделились. Одни готовы отправиться в прошлое, чтобы перевестись на семейное обучение и не тратить время на ненавистные предметы, другие убеждены, что школа — это не только знания, но и общение со сверстниками. Т—Ж собрал главные аргументы сторон в одном материале.
👍 За: система школьного образования не отвечает запросам времени
Мой старший ребенок уже разделался со школьным обучением, это был ад. Младшему 14 лет, и я не могу искренне ответить на его вопросы по поводу смысла некоторых школьных предметов. Особенно когда он изучает с помощью интернета все, что считает важным, причем более глубоко и комплексно, чем в школе.
Есть, конечно, и исключения: у кого-то дети хорошо вписались в школьную систему и/или им повезло со школой и учителями. Но качество обучения не должно быть результатом лотереи и зависеть от того, попались ли вам хорошие одноклассники, которые не мешают учиться, понравились ли вы и ваш ребенок учителю, знает ли преподаватель свой предмет и может ли научить ему. Систему обучения нужно менять и адаптировать к реалиям времени, а не ретроградствовать, пытаясь вернуть «лучшие в мире советские учебники». Проблема в том, что это требует времени и ресурсов, а дети растут, не дожидаясь окончания реформ.
По поводу социализации детей я разделяю мнение Олега Макаренко. Он пишет, что школа дает ребенку опыт жизни в коллективе тюремного типа, из которого нельзя уйти. Такой опыт может пригодиться в тюрьме или в армии, но не в реальной жизни, где нет надсмотрщиков. Важно же не оградить детей от самостоятельного решения проблем, а сохранить в них веру в людей и дать им возможность получать удовольствие от процесса обучения. И не научить вместо этого общаться с отморозками и давать сдачи.
Общение у детей сейчас в основном виртуальное — это просто реальность, которую нужно принять. Младший постоянно общается в интернете и делает совместные проекты с ребятами не только из России, но и из других стран. Да, он сидит за компьютером, но я уверен, что в итоге от этого толку будет больше, чем если бы он «социализировался» на улице.
👎 Против: реальные уроки эффективнее виртуальных занятий
Я преподаю в вузе, но иногда провожу в школах углубленные занятия для олимпиадников. Мне непонятна схема обучения «не требуйте повторить в третий и четвертый раз, вам будет доступна запись». Ну запись, и что? Ее вообще можно получить бесплатно: на «Ютубе» тысячи роликов с разнообразным изложением любого материала. Так же можно и учебник почитать.
Это все не то. Во время занятия я могу увидеть, что студент чего-то не понимает, остаться с ним после пары на перерыв и объяснить ему иначе. Могу вызвать его к доске и заставить самостоятельно решать задачи. А могу подключить к обсуждению одногруппников, которые помогут с возникающими вопросами, чтобы был не монолог, а диалог. Но ничего из этого нельзя сделать дистанционно, а если бы было можно, то моих коллег не «выписывали» бы в школы и детские образовательные лагеря для проведения занятий. Ведь есть «Скайп» или просто «запись занятия».
👍 За: квалификация некоторых учителей оставляет желать лучшего
Компания, в которой я работаю, продает учебное оборудование, поэтому мне приходится быть на связи со школами. После такого количества общения с учителями, директорами и прочими сотрудниками, включая завхозов, контрактных управляющих и секретарей, я полностью разочаровалась в образовательной системе. Хочется верить в лучшее, но я не понимаю, чему может научить ребенка преподаватель, который сам не умеет грамотно писать и корректно формулировать вопросы, а также не обладает хоть какими-то навыками этичного общения.
Каждый день на работе я сталкиваюсь с ситуацией, когда кто-то из учителей пишет, например, вместо «комплект по физике» — «комплект по физики». Раз в день кто-нибудь звонит и начинает панибратствовать, обращаясь ко мне «Оль, ну сделай нам КП», как будто я их ученица-пятиклашка. Сообщения в почте — из разряда «в какую цену у вас дозиметр»: ни здрасьте, ни до свидания, ни подписи, ни знаков препинания. О том, в каком виде мне отправляют вордовские документы и письма по электронной почте, я вообще молчу. Могли хотя бы научиться оформлять договоры, но нет: то пробелы вместо структурированной таблицы, то шрифты разные, то грамматические ошибки.
Чему могут научить детей люди, которые сами не умеют хотя бы просто нормально общаться? Я не говорю, что все учителя такие, и не хочу задевать действительно толковых людей. Но за шесть месяцев я поняла, что не хотела бы доверять таким людям учить ребенка (пусть у меня его еще и нет).
👎 Против: не каждый родитель сможет самостоятельно обучить ребенка
Семейное обучение подходит тем, кто сидит дома, работает удаленно или в свободном графике, что позволяет родителю быть в курсе, чем заняты дети. Но нужно понимать, что такое обучение обойдется дороже, чем обычная государственная школа, а контроль за ребенком займет тонну личного времени.
Если вы горите самостоятельными занятиями с ребенком — тогда вперед. Но если у вас работы по самое горло, вы уходите в офис в 8 утра и возвращаетесь в 7 вечера (или позже), то задумайтесь, чем все это время будут заниматься дети и какой результат даст такое обучение.
Любая учеба — это труд. Не обольщайтесь, но даже самые дисциплинированные дети рано или поздно начинают халтурить и искать лазейки, чтобы не делать задание, а смотреть мультики или играть в игры на компьютере. Если вы реально думаете, что ребенок будет каждый день, как робот, самостоятельно выполнять задания на нужном сайте, то вы очень наивны.
Даже взрослых тяжело заставить учиться самостоятельно: все мы любим прокрастинацию. Но их хотя бы мотивирует осознание того, для чего они учатся. Для детей же далекое «успешное будущее» — просто абстракция, которую они не понимают. Поэтому со взрослыми дистанционное онлайн-образование работает, а с детьми возникают проблемы.
👍 За: ребенок может уделять больше времени предметам, которые ему интересны
Самый большой плюс семейного обучения — осознанный выбор предметов и меньше ненавистного «надо». Школьная программа — это вообще отдельная история. Безусловно, должны быть обязательные предметы вроде русского языка, математики, физики, географии. Но музыка, ИЗО и физкультура — по выбору.
Зачем мне было тратить время на физкультуру, бегать стометровки за какие-то секунды, прыгать через козла и метать мячи? Я и так занимался в спортивной секции, и мне это нравилось. То же самое с музыкой и ИЗО: если у ребенка нет к этим предметам интереса, зачем его заставлять? Еще и оценки ставить, ухудшая общую успеваемость. Можно долго рассуждать, что и зачем нужно и не нужно школьнику, но я считаю, что у человека должен быть выбор.
Не могу не упомянуть школьную программу по литературе. Меня сейчас, конечно, проклянут вундеркинды, которые с «Войной и миром» разделались, как только научились читать, но глупо требовать от пятнадцатилетнего школьника прочесть и понять бессмертный труд Федора Михайловича «Преступление и наказание». Да еще и сопровождая проверку знаний тестами из серии «В какой руке был топор, когда Раскольников убивал старуху?». Я прочел это произведение осознанно и с удовольствием только на последних курсах института. И это относится ко многим книгам из школьной программы. Возможно, когда ее составляли, дети были умнее и раньше взрослели, но надо исходить из сегодняшних реалий.
👎 Против: школа не только дает знания, но и учит жизни
Если у вас есть 300 тысяч рублей в год на обучение, отдельная комната для ребенка и вы готовы к тому, что большую часть времени он будет проводить вне социума, пялясь в экран и выполняя задания, — то, конечно, такая форма обучения подойдет.
Считаю, что если и выбирать обучение, то тогда уж в частной школе, если не хотите идти в государственную. Но никак не онлайн. А как же дискотеки, которых ждали школьники? А как же Машку за косичку дернуть и портфель ее донести? Зачем лишать детей этого? Вырастет общество неженок, у которых в голове куча знаний, а применить их они не смогут.
👍 За: в школе ребенок может попасть в токсичную среду
Я ходила в обычную школу. Из-за специфики работы родителя и частых переездов пришлось сменить пять или шесть учреждений. Даже вуз пришлось менять по той же причине.
В школе училась в девяностых — нулевых и, поверьте на слово, прошла огонь, воду и медные трубы. По идее я должна быть максимально адаптирована к социуму, закалена как солдат в армии и прошарена как заключенный. Но ничего, кроме психологических травм, мне это не принесло.
Не поймите неправильно: школы были обычные, не коррекционные. И я была не социопатом, а среднестатистической школьницей из хорошей полноценной семьи. Но особенности моей личности, характера, воспитания и опыта в сочетании со школьным общением не взрастили во мне аса коммуникации. Так что ходить в школу только ради так называемой социализации и формирования «правильных» навыков общения для жизни — не лучший аргумент.
👎 Против: в будущем у ребенка могут возникнуть проблемы с социализацией
Для меня обучение на дому обернулось проблемами с социализацией в университете. Только к началу второго семестра я научилась нормально общаться с одногруппниками. Со взрослыми было легко: учителя приходили на дом и у меня получалось производить на них правильное впечатление. Но как и что говорить сверстникам, я не понимала. Хотя у меня уже был интернет, и я общалась на форумах и в чатах.
Мне кажется, такое обучение — хорошая вещь, если есть все условия для реального, а не виртуального общения со сверстниками. Как и возможность узнать, что общество полно не совсем адекватных личностей, чтобы научиться правильно вести себя с ними.
За и против. Читатели выбирают сторону в околофинансовых спорах