как построить тренировку по боксу
Составление плана тренировок для боксера
Содержание
Особенности крупноцикловой системы построения тренировок (примерный план тренировок) [ править | править код ]
В процессе реализации плана предсоревновательной подготовки необходимо осуществлять систематический индивидуальный учет парциальных нагрузок, объема и интенсивности используемых тренировочных средств.
Ниже приводится ориентировочный план предсоревновательной подготовки сборной команды к главным соревнованиям. Удачное выступление команды дает нам основания предположить правильность выбранного направления работы при подготовке к конкретным соревнованиям.
Данный план по направленности работы и длительности подготовительного этапа больше отвечает крупноцикловой периодизации с достаточно большими этапами подготовки, что подтверждает значимость
соревнований. К этому времени боксеры уже имели необходимый соревновательный опыт, и в дальнейшем шла планомерная подготовка, состоящая из трех этапов. Приводим задачи и содержание различных недельных циклов на трех этапах 9-недельной предсоревновательной подготовки.
Объяснительная записка к рабочему плану подготовки сборной команды Украины к Главным соревнованиям года
Рабочий поурочный план состоит из трех этапов. Первый этап, длительностью 21 день, проводился в условиях Черноморского побережья Крыма. Данному этапу предшествовали отборочные соревнования и активный отдых.
Второй этап, который начинался после 7-дневного активного отдыха, был разбит на два подэтапа, один из которых проводился в условиях пониженного среднегорья (1200 м) в Закарпатье (база “Заросляк”), второй подэтап проводился в условиях низины (высота над уровнем моря 400 м) с последующим возвращением в среднегорье. Длительность каждого из подэтапов — один микроцикл (7 дней).
Третий этап сбора проводился после 7-дневного активного отдыха на олимпийской базе Конча-Заспа. Длительность этапа 21 день.
Цели, задачи и средства подготовки каждого этапа указаны в рабочем плане.
Первый этап — общеподготовительный [ править | править код ]
Данному этапу предшествовали отборочные соревнования и восстановительно-поддерживающий микроцикл, который состоял из ежедневных прогулок в среднем темпе (бег, общеразвивающие упражнения), а также отработки специальных упражнений в сочетании с действиями ударов и защит (20—30 мин), спортивных игр (2—3 раза). Не применялась работа в парах и на “лапах” для совершенствования индивидуального технико-тактического мастерства.
Основные задачи и средства подготовки:
Первая неделя первого этапа [ править | править код ]
Понедельник. Приезд участников сбора и тренеров. Собрание участников совместно с тренерским составом. Ознакомление с целями и задачами сбора. Режим дня.
Вечер. Парная баня, массаж.
Вторник. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: сочетание приемов в атакующих и ответных действиях боксеров. Продолжительность 40— 50 мин.
Среда. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения: “работа на дороге”, многоскоки на одной ноге. Продолжительность 40 мин.
Вечер. Развитие общефизических качеств специальной направленности. Комплекс упражнений с тяжестями: штанга, гири (здесь и далее — один из комплексов, описанных в главе 1). Продолжительность 60 мин.
Четверг. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: сочетание ударов в действиях атаки. Продолжительность 40— 60 мин.
День. Сдача контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке. Продолжительность 90 мин.
Пятница. Большая по объему и выше средней по интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Передвижения в парах, упражнения в сопротивлении с партнером. Развитие быстроты передвижений в специальных заданиях. Продолжительность 60 мин.
Суббота. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: сочетание ударов в действиях атаки. “Работа на дороге”. Продолжительность 60 мин.
День. Развитие общефизических качеств специальной направленности (комплекс упражнений). Продолжительность 90 мин.
Воскресенье. Утренняя прогулка. Общеразвивающие упражнения. Восстановительные мероприятия. Парная баня. Массаж.
Вторая неделя первого этапа [ править | править код ]
Понедельник. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: сочетание ударов в атакующих и контратакующих действиях, совершенствование быстроты передвижений в специальных заданиях, индивидуальная работа с тренером на “лапах”. Продолжительность 60—70 мин.
Вечер. Свободное плавание 30 мин.
Вторник. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: совершенствование приемов защиты, отработка защитных действий в одношереножном строю и в парах. Продолжительность 40 мин.
Вечер. Развитие общефизических качеств в работе с тяжестями (комплекс упражнений). Свободное плавание 30 мин.
Среда. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Общеразвивающие упражнения. “Работа на дороге” с камнями, скакалками, теннисными мячами. Школа бокса: сопротивление в парах, боксерские передвижения, индивидуальная работа с тренером на “лапах”. Продолжительность 60 мин.
Вечер. Свободное плавание 30 мин.
Четверг. Средняя по объему и выше малой по интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: сочетание приемов обороны и нападения- ответная контратака. Продолжительность 60 мин.
Вечер. Свободное плавание 30 мин.
Пятница. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. “Работа на дороге”. Упражнения в парах в сопротивлении. Индивидуальная работа с тренером на “лапах”.
Продолжительность 60 мин.
Суббота. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: развитие быстроты передвижений в специальных заданиях, совершенствование в целостных наступательных и оборонительных действиях, необходимых в бою с боксерами различных манер ведения боя. Продолжительность 60 мин.
Воскресенье. Утренняя прогулка. Восстановительные мероприятия. Парная баня. Массаж. Культмассовые мероприятия.
Третья неделя первого этапа [ править | править код ]
Понедельник. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: совершенствование в технике и тактике ложных движений, совершенствование быстроты передвижений, индивидуальная работа с тренером на “лапах”. Продолжительность 60 мин.
Вечер. Свободное плавание 30 мин.
Вторник. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Развитие быстроты передвижений в парах в специальных заданиях. Подвижные игры с теннисными мячами, скакалками. Продолжительность 40 мин.
День. Развитие скоростносиловых проявлений в специальных заданиях. Имитационные упражнения с отягощениями разной массы на руках и ногах (скорость и длина шага), выполняемые ударным методом. Упражнения на снарядах: 4 подхода по 3 мин и 7 подходов по 1,5 мин. Продолжительность 90 мин.
Среда. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: совершенствование техники атакующих и контратакующих приемов, индивидуальная работа с тренером на “лапах”. Продолжительность 60 мин.
Вечер. Свободное плавание 30 мин. Культмассовые мероприятия.
Четверг. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Совершенствование скорости передвижений и защитных действий в специальных заданиях. Упражнения на сопротивление в парах. Упражнения со скакалками, теннисными мячами и пр. Продолжительность 40 мин.
Вечер. Свободное плавание 30 мин.
Пятница. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Индивидуальная работа с тренером на “лапах”. Продолжительность 30—40 мин.
День. Равномерный бег по пересеченной местности 5—7 км. Продолжительность 90 мин.
Вечер. Свободное плавание 30 мин.
Суббота. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: совершенствование техники выполнения ударов (прямых, боковых, снизу и их сочетаний) в атакующей, ответной и встречной формах. Продолжительность 40 мин.
Воскресенье. Утро. Прогулка.
День. Восстановительные мероприятия, массаж, баня.
Второй этап — специально-физическая подготовка и совершенствование технико-тактического мастерства [ править | править код ]
Второму этапу предшествует 7-дневный отдых. Его структура: ежедневные прогулки по типу активного отдыха первого этапа; спортивные игры 3 раза; совершенствование индивидуального ТТМ с тренером 30—40 мин, 2—3 раза (интенсивность средняя, ближе к высокой).
Основные задачи этапа:
Основные средства подготовки:
Первая неделя второго этапа [ править | править код ]
Понедельник. Средняя по объему и интенсивности нагрузка. Приезд участников и тренеров на сбор (“Заросляк”).
День. Прогулка в горы, подъем вверх 30—40 мин.
Вечер. Парная баня, массаж ^ 60 мин. Общее собрание. Ознакомление с задачами сбора.
Вторник. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. “Работа на дороге”. Продолжительность 40 мин.
Среда. Большая по объему и средняя по интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: развитие быстроты передвижений в специализированных заданиях с отягощениями и без них. Продолжительность 60 мин.
Вечер. Быстрая ходьба на вершину Говерлы (2062 м). Продолжительность 1 ч.
Четверг. Большая по объему и средняя по интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса. Продолжительность 40 мин.
Вечер. Развитие СФП. Упражнения с отягощениями в специальных заданиях: нанесение всех видов ударов с отягощениями (200—500 г) — 1,5 мин, без отягощения — 1,5 мин, для левой и правой рук отдельно. То же в положении сидя. Упражнения с медицинболами во взрывном режиме, со жгутами и эспандерами, в сопротивлении в парах и др. Парная баня, массаж, восстановительные мероприятия. Продолжительность 60 мин.
Пятница. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: сочетание ударов в действиях атаки. Продолжительность 40 мин.
Суббота. Большая по объему и средняя по интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. “Работа на дороге”. Прыжковые упражнения на одной, на двух ногах. Борьба с партнером. Продолжительность 60 мин.
Воскресенье. Переезд в Ивано-Франковск. Парная баня, восстановительные мероприятия.
Вторая неделя второго этапа [ править | править код ]
Понедельник. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка (легкий бег). Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: сочетание ударов в действиях контратаки. Продолжительность 60 мин.
Вечер. Свободное плавание 30 мин.
Вторник. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Индивидуальная работа с тренером на “лапах”. Продолжительность 40 мин.
Вечер. Спортивные игры (баскетбол, футбол)— 2 периода по 20 мин.
Среда. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. “Работа на дороге”. Продолжительность 50—60 мин.
Вечер. Свободное плавание 20—30 мин.
Четверг. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Специальные упражнения для развития быстроты ног (скоростно-силовая работа), прыжки в длину, глубину, челночные передвижения со сменой ритма и др. Продолжительность 30—40 мин.
Вечер. Парная баня, восстановительные мероприятия, массаж.
Пятница. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. Школа бокса: совершенствование в тактике проведения атакующих и контратакующих приемов. Продолжительность 40 мин.
Суббота. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие упражнения. “Работа на дороге” (с камнями, сопротивление в парах и др.). Развитие быстроты боксерских передвижений в специальных заданиях. Продолжительность 60 мин.
Вечер. Свободное плавание 30 мин.
Воскресенье. Отъезд в горы (“Заросляк”). Парная баня. Восстановительные мероприятия.
Третья неделя второго этапа [ править | править код ]
Понедельник. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Школа бокса: совершенствование целостных наступательных и оборонительных действий в бою с боксерами различных стилей ведения боя. Продолжительность 60 мин.
Вторник. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Индивидуальная работа с тренером на “лапах”. Продолжительность 60 мин.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Совершенствование быстроты передвижений в специальных заданиях. Продолжительность 40 мин.
День. Развитие специально-физических качеств ударным методом в специальных заданиях. Нанесение ударов с отягощениями и без них. Развитие силы разгибателей ног в прыжковых упражнениях в длину, глубину с последующим выпрыгиванием. Продолжительность 90 мин.
Вечер. Спортивные игры (баскетбол, футбол) — 2 периода по 20 мин.
Четверг. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Школа бокса: совершенствование тактики атакующих и контратакующих приемов. Продолжительность 60 мин.
День. Спортивные игры (футбол, баскетбол) — 2 периода по 30 мин (соревновательный метод, ЧСС — 180—190 уд-мин»*).
Вечер. Развитие ОФП специальной направленности. Комплексы упражнений. Продолжительность 60 мин.
Пятница. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Школа бокса: совершенствование тактики атакующих и контратакующих действий. Упражнения с камнями в ударных движениях. Продолжительность 60 мин.
День. Комплексное обследование участников научной группой. Специализированное тестирование в скоростно-силовом режиме. Нормативы СФП и ОФП.
Суббота. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. “Работа на дороге”. Продолжительность 40 мин.
День. Развитие специально-физических качеств. Комплексы упражнений скоростно-силовой направленности, ударный метод. Продолжительность 60 мин.
Вечер. Ходьба в равномерном темпе. Выход на Говерлу (2062 м). Продолжительность 90 мин.
Воскресенье. Баня. Восстановительные мероприятия. Разъезд участников.
Третий этап — специальная направленность, совершенствование индивидуального технико-тактического мастерства [ править | править код ]
Основное направление работы на данном этапе сбора углубленная специализированная подготовка, совершенствование индивидуального технико-тактического мастерства с партнером и на снарядах.
Третьему этапу предшествует 7-дневный активный отдых в домашних условиях. Режим работы: ежедневные прогулки с включением упражнений по индивидуальным специальным заданиям по типу школы бокса, передвижений со сменой ритма, нанесения ударов в действиях атаки и контратаки. Спортивные игры 2—3 раза Плавание. Восстановительный массаж, восстановительный душ, сауна. Не рекомендована работа с партнером и индивидуальная работа с тренером во время “домашней паузы”.
Основные задачи третьего этапа:
Упражнения с партнером выполняются в высоком темпе, в боевых условиях с учетом индивидуальных особенностей спортсменов. Индивидуальная работа с тренером проводится в высоком темпе, а отдельные связки и фрагменты комбинаций и серий — в соревновательном режиме. В начале этапа специально-физическая подготовка включает задания с отягощениями (величина отягощения подбирается индивидуально), сходные по режиму с основными соревновательными движениями. Спортивные игры проводятся соревновательным методом на высоком эмоциональном фоне.
Первая неделя третьего этапа [ править | править код ]
Понедельник. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Приезд и размещение участников.
День. Спортивные игры (баскетбол) — 2 периода по 30 мин.
Вечер. Парная баня, восстановительные мероприятия.
Вторник. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Школа бокса: совершенствование техники и быстроты передвижений, челночные движения со сменой ритма выполнения. Сочетание ударов в тактических действиях выхода на ударную дистанцию и выхода из нее с ударами. Продолжительность 60 мин.
День. Обследование спортсменов комплексной научной группой. После специализированных исследований упражнения на снарядах — 3 подхода по 3 мин (в свободном режиме). Продолжительность 90 мин.
Вечер. Совершенствование индивидуального технико-тактического мастерства в работе с тренером на “лапах”. Продолжительность 40 мин.
Среда. Большая по объему и средняя по интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. “Работа на дороге”. Продолжительность 40 мин.
Четверг. Большая по объему и выше средней по интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Бег с ускорениями — 10 ускорений по 15 м. Школа бокса. Продолжительность 60 мин.
День. Условный бой со сменой партнеров (легкие и тяжелые) — 3 раунда по 2,5 мин. СТТМ с партнером — 6 раундов по 2,5 мин.
Продолжительность 90 мин.
Вечер. Парная баня, массаж, восстановительные мероприятия.
Пятница. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. “Работа на дороге”. Продолжительность 40 мин.
Вечер. Совершенствование индивидуального ТТМ в работе с тренером на “лапах”. Продолжительность 40 мин.
Суббота. Большая по объему и выше средней по интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Школа бокса: сочетание ударов в действиях атаки и контратаки. Продолжительность 60 мин.
День. Совершенствование индивидуального ТТМ в работе с партнером — 10 раундов по 2 мин. Упражнения на снарядах 3 подхода по 1,5 мин.
Вечер. Теоретическое занятие. Разбор ТТМ будущих соперников, их особенностей и индивидуальности. Просмотр видеозаписей.
Воскресенье. Экскурсия на пароходе по Днепру.
Вторая неделя третьего этапа [ править | править код ]
Понедельник. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. “Работа на дороге”. Продолжительность 60 мин.
Вторник. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Общеразвивающие и специальные упражнения. Работа с тренером на “лапах”. Продолжительность 60 мин.
Вечер. Совершенствование СФП. Упражнения с тяжестями (комплексы упражнений). Продолжительность 60 мин.
Среда. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Индивидуальная работа с тренером на “лапах”. Продолжительность 60 мин.
День. Теоретическое занятие. Разбор боев. Просмотр видеозаписи. Продолжительность 40 мин.
Вечер. Спарринг-бой. Упражнения на снарядах — 3 подхода по 2 мин. Совершенствование СФП. Продолжительность 90 мин.
Четверг. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Школа бокса: совершенствование в тактике проведения атакующих и контратакующих действий. Продолжительность 60 мин.
День. Совершенствование индивидуального ТТМ в работе с тренером на “лапах”. Спортивные игры (баскетбол) — 2 периода по 20 мин. Продолжительность 90 мин.
Вечер. Парная баня. Массаж, восстановительные мероприятия.
Пятница. Большая по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Индивидуальная работа с тренером на “лапах”. Продолжительность 40 мин.
Вечер. Спортивные игры (баскетбол) — 2 периода по 30 мин. Развитие ОФП. Продолжительность 60 мин.
Воскресенье. Восстановительные мероприятия. Парная баня, массаж. Культмассовые мероприятия.
Третья неделя третьего этапа [ править | править код ]
Понедельник. Средняя по объему и большая по интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. “Работа на дороге”. Продолжительность 40 мин.
Вечер. Теоретическое занятие. Анализ ТТМ предстоящих соперников их особенностей и индивидуальности. Продолжительность 40 мин.
Вторник. Средняя по объему и большая по интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Школа бокса: техника и тактика коротких прямых и боковых ударов. Продолжительность 40 мин.
Среда. Средняя по объему и большая по интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. “Работа на дороге”. Продолжительность 40 мин.
Четверг. Средняя по объему и интенсивности нагрузка
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. “Работа на дороге”. Продолжительность 40 мин.
Вечер. Индивидуальная работа с тренером на “лапах”. Продолжительность 20—30 мин. Парная баня, восстановительные мероприятия.
Пятница. Средняя по объему и большая по интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Индивидуальная работа с тренером. Продолжительность 40 мин.
Вечер. Индивидуальная СФП, спортивные игры. Продолжительность 40 мин.
Суббота. Средняя по объему и интенсивности нагрузка.
Утро. Прогулка. Общеразвивающие и специальные упражнения. Совершенствование ТТМ в работе с тренером. Продолжительность 40 мин.
Как указывалось выше, подобные большие этапы подготовки по времени, выполненному объему физической нагрузки и по объективным причинам (отсутствие достаточного финансирования, жесткий календарь соревнований и др.) не всегда имеют место в реальной ситуации. В этом случае следует применять систему многоцикловой периодизации тренировки боксеров.
Одной из особенностей многоцикловой периодизации есть учет восстановления боксеров после соревнований.
На основании данных о динамике восстановления физических и психических показателей возможно объективное планирование учебнотренировочного процесса для подведения спортсменов к следующим стартам.
Обучение и тренировка боксеров
Нажмите, чтобы сохранить эту страницу на стену Вконтакте
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ [ править | править код ]
ГЛАВА 1 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ БОКСЕРОВ
ГЛАВА 2 ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АППАРАТА ДВИЖЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 4 СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОКСЕРОВ
ГЛАВА 5 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ И СОРЕВНОВАНИЙ
ГЛАВА 6 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ГОДИЧНОГО СОРЕВНОВАТЕЛЬНОТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ
ГЛАВА 7 СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРЕДИСЛОВИЕ [ править | править код ]
Деятельность в сфере спорта необходимо рассматривать как целостный тренировочно-соревновательный процесс, направленный на достижение высоких результатов. Спортивный результат возможен на основе “добротной” техники соревновательных упражнений, высокой общей и специальной физической подготовки и соответствующей психической надежности. В данном случае ранжирование качеств значения не имеет.
Издание книги “Обучение и тренировка боксеров” вызвано требованием времени и изменениями во взглядах на некоторые вопросы теории и методики бокса.
Известно, что средний возраст спортсменов высшей квалификации значительно омолодился. Сегодня в сборные команды приходят спортсмены 17—-19 лет, и не всегда их мышечный, психический и технический потенциалы соответствуют требованиям современного спорта.
Существующие ныне методики тренировки рассчитаны на непродолжительный процесс обучения и не предполагают систему целостного обучения. По мнению А. А. Тер-Ованесяна и И. А. Тер-Ованесяна (1992), большинство тренеров заканчивают процесс системного обучения на начальных этапах занятий. При отсутствии планомерности и системности процесс обучения боксу может превратиться в набор хаотических приемов, выполнение которых базируется, в основном, на природных данных спортсмена, а не является продуктом творчества тренеров. Такой подход существенно ограничивает технико-тактические возможности спортсменов и ухудшает зрелищность вида спорта.
Современный уровень развития спорта предъявляет новые требования к разработке эффективных путей обучения и тренировки боксеров начальной подготовки с учетом физиологических закономерностей развития и становления онтогенеза организма спортсмена. Условно, развитие силы в возрасте 10 лет менее эффективно, чем развитие координации в этом же возрасте. Игнорирование особенностей онтогенеза в лучшем случае затормозит технический рост спортсмена, в худшем — повредит его здоровью.
Обучение и тренировка в боксе, по мнению многих авторов, — сложный и во многих случаях дискуссионный вопрос. С одной стороны, необходимо выявить систему обучения у начинающих и квалифицированных спортсменов, а с другой — применить принцип индивидуальности. Где грань общей системы подготовки и индивидуализации?
Требования современного спорта выдвигают условия, при которых развитие конкретных систем организма и мышечных групп, принимающих участие в соревновательном движении, делают невозможным их развитие на базе высокой функциональной подготовки. Соответственно необходимо пересмотреть систему периодизации (подготовку и развитие физических качеств), как у спортсменов подготовительных групп, так и высших достижений.
Автор не претендует на Полное освещение указанных вопросов и надеется, что данное пособие Послужит толчком для дальнейшей дискуссии.
Во многом учебное пособие состоялось благодаря учителю, тренеру, наставнику не одного поколения боксеров В. Е. Старчаку. Многие положения о системности учебно-тренировочного процесса, высказанные им, вошли в учебное пособие.
Автор также признателен тренерам и спортсменам сборной команды Украины, работавшим в разные годы, за их ценные высказывания и корректность в процессе дебатов. Особая благодарность автора коллеге и старшему товарищу И. И. Гайдамаку, который почти полвека успешно развивал бокс в Украине. Многие успехи сборной команды связаны с этим именем.
Автор также признателен коллективам преподавателей Львовского государственного университета физической культуры, а также Центрального института физической Культуры (Москва) и особенно И. П. Дегтяреву за их ценные советы, высказанные в процессе обсуждения многих вопросов теории и методики бокса.
Все критические замечания по поводу публикации автором будут приняты с благодарностью и пониманием.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ БОКСЕРОВ [ править | править код ]
Раздел “Обучение и тренировка” в боксе, по мнению многих авторов, является сложным и неоднозначным. Необходимо выявить системы подготовки в процессе обучения как начинающих, так и квалифицированных спортсменов.
Большинство тренеров заканчивают процесс системного обучения после предварительного ознакомления обучаемых с техникой конкретного спортивного упражнения, и продолжается он лишь на начальных этапах занятий (А. А. Тер-Ованесян, И. А. Тер-Ованесян, 1992). Все остальное время отводится не на обучение тому или иному техническому действию, а на “натаскивание” на выполнение технических приемов в условиях, приближенных к вольным или условным боям. Такой подход существенно ограничивает технико-тактический арсенал боксеров, с одной стороны, а с другой — делает бокс менее зрелищным, технически бедным. Кроме того, на ранних этапах обучения происходит отсев координационно и физически менее одаренных учеников, что ни в коей мере не следует считать естественным отбором.
При отсутствии планомерности и системности процесса обучения бокс может превратиться в набор хаотических приемов, выполнение которых базируется, в основном, на природных данных спортсмена, а не является продуктом творчества тренера.
Идеальный тандем тренер—спортсмен (отец и сын): Заслуженный тренер Украины Анатолий Ломаченко и чемпион Украины, чемпион Европы 2008 г., чемпион Игр XXIX Олимпиады, чемпион мира 2009 г., обладатель кубка Вэла Баркера Василий Ломаченко
Благодаря своему таланту, спортсмен может добиться определенных результатов и выйти на какой-то уровень спортивного мастерства, но он не сможет перейти тот порог, после которого кроме таланта нужно проявить еще и умение. Как правило, эти боксеры заканчивают свои выступления после перехода в старшую возрастную группу. При таком положении теряется значительная часть одаренной молодежи, которая уходит из спорта, не достигнув своего лучшего результата. Сократить эти потери можно при условии разумно отлаженного учебнотренировочного процесса.
В системе многолетней подготовки спортсменов обучение и тренировка органически взаимосвязаны и рассматриваются как категории единого педагогического процесса. Как в обучении, так и в тренировке решаются задачи обучения и совершенствования двигательных навыков, воспитания и развития физических и морально-волевых качеств, формирования личностных характеристик спортсмена. Вместе с тем как в обучении, так и в тренировке имеются свои специфические особенности, определяемые целевыми установками, сущность которых вытекает из их определений.
Двигательное умение — это осознанно выполняемое действие, требующее повышенного внимания и контроля. Характеризуется нестабильностью решения двигательной задачи.
Двигательный навык — произвольное действие, выполнение которого, как и управление им, осуществляется автоматизированно, а сами действия отличаются надежностью и стабильностью.
Если в обучении главное — это формирование системы знаний, умений и навыков, то в тренировочном процессе конечной целью будет достижение высоких спортивных результатов на основе совершенствования двигательных навыков, повышения уровня развития двигательных и морально-волевых качеств. И в том и в другом случае формирование и совершенствование двигательных умений и навыков достаточно важны как категории управления двигательными действиями.
Двигательные умения и двигательные навыки представляют собой функциональные образования, которые возникают как результат процесса освоения двигательных действий.
На рисунке 1 представлена схема последовательного формирования двигательных умений и навыков. У разных авторов схемы различны. Нам представляется оптимальной именно эта, из которой можно увидеть, что умение выполнить новое двигательное действие осуществляется на основе осмысливания имеющихся о нем знаний и двигательного опыта, формирования зрительного, логического и кинестезического представления об изучаемом действии. В процессе многократного повторения, благодаря перестройке координационных механизмов, двигательное умение переходит в двигательный навык.
Формирование двигательных умений и навыков подчиняется определенным естественным закономерностям, знание которых дает возможность тренеру-преподавателю сознательно и эффективно строить процесс обучения.
В основе поведенческих актов человека заложены механизмы рефлекторной деятельности нервной системы, подробно раскрытые Сеченовым, Павловым и их последователями. Следуя теории условно-рефлекторных связей, Анохин разработал учение о функциональной системе как физиологической архитектуре поведенческого акта.
Функциональная система возникает при появлении комплекса чувственных возбуждений (афферентный синтез) в коре головного мозга, служащего предпосылкой к принятию решения осуществить действие. Таким образом, каждое двигательное действие начинается с синтеза чувственных возбуждений в коре головного мозга. Афферентный синтез происходит на основе доминирующей мотивации, которая создается различными стимулирующими воздействиями извне. Мотивационное возбуждение вызывает активный анализ и оценку обстановки предстоящего действия (“обстановочная афферентация” и “ориентировочная реакция”). При этом определяется, оценивается и систематизируется информация о внешних условиях и ситуации, в которых должно осуществляться действие. Получаемые сведения о технике двигательного действия позволяют отобрать из двигательной памяти образы и ощущения знакомых движений, которые можно использовать для построения предстоящего действия.
Двигательный навык, по Павлову, имеет своей обновой образование динамической стереотипии (стойкой системности) нервных процессов в коре головного мозга. Иными словами, динамический стереотип — это такое состояние функциональной системы, при которой она приобретает стационарный характер, закрепляясь в результате многократных повторений действий. Изучаемое движение начинается с образования условно-рефлекторных связей в коре головного мозга. Выполнение программы действий осуществляется посредством внешнего и внутреннего колец управления, которые позволяют передать команды сверху вниз и получить информацию о положении на периферии (снизу вверх). В первом случае происходит прямая связь, во втором — обратная.
Сигналы программы, идущие из центральной нервной системы (ЦНС) к работающим органам, подключают соответствующие мышечные группы для выполнения определенного движения. Коррекция движения осуществляется за счет внешнего (органы чувств) и внутреннего (проприорецепторы) колец управления, передающих информацию в ЦНС о ходе выполнения движения.
Динамический стереотип обусловливает все основные черты двигательного навыка — автоматизированное управление движениями, слитность движений, надежность действий. Хорошо освоенный, автоматизировано и стабильно выполняемый технический прием — это и есть двигательный навык. Но, являясь относительно костным функциональным образованием, он не всегда может соответствовать изменяющимся условиям деятельности. Изменение, в случае необходимости, устойчивого коркового динамического стереотипа на другой, как правило, требует больших затрат времени и энергии. На это уходят годы. Поэтому легче правильно научить, чем потом переучивать.
При обучении техническим приемам существенное значение имеет перенос двигательного навыка. Различают положительный и отрицательный переносы двигательного навыка. Положительный перенос происходит в том случае, когда приобретенный ранее навык способствует освоению нового, отрицательный — когда владение одним навыком отрицательно влияет на освоение другого. Чаще всего это бывает, когда обучение новому навыку базируется на заведомо неправильных по биомеханической структуре исходных позициях.
Положительный перенос навыка широко применятся в практике обучения техническим приемам. Для этого подбирается система подготовительных и подводящих упражнений, которые по структуре и содержанию адекватны основным движениям.
Процесс обучения в спорте — это совместная деятельность преподавателя и спортсмена, направленная на овладение двигательными действиями и специальными знаниями. Готовность спортсмена к обучению характеризуется тремя составляющими: степенью развития физических качеств (“физическая готовность”), двигательным опытом (“координационное соответствие”) и психическими факторами (“психическая готовность”).
В своих исследованиях Арам и Игорь Тер-Ованесяны (1992) сформулировали концепцию обучения в спорте. Она состоит из 12 спортивно-педагогических требований, направленных на решение следующих задач:
Основываясь на выполнении этих положений концепции спортивно-педагогических требований, тренер может ожидать достижения положительных результатов в обучении технике и высоких спортивных результатов своих учеников.
Заметки тренера [ править | править код ]
Мы не являемся ярыми приверженцами таких видов спорта, где победитель объявляется после того, как он изрядно поколотил другого человека. Но при этом мы приверженцы простого подхода к тренировкам по боксу. Мы надеемся, что вы больше внимания уделите именно тренировкам, а избиение друг друга оставите профессионалам. Если же вы решите выйти на ринг против оппонента, мы надеемся, что вы (1) наденете всю защиту, которую только можно (особенно для головы, лица и глаз, где получают большую часть травм в боксе), (2) будете боксировать под присмотром опытного тренера и (3) будете боксировать с партнером, равным вам по силе, который понимает, что это не соревнование за золотой кубок, а просто развлечение. Наши клиенты, которые занимаются боксом, заверяют, что у них прекрасные силовые тренировки и к тому же стресс великолепно снимается. Один из них сказал: «Тут или грушу бить, или моего босса. Выбор очевиден». И мы его понимаем.
Но вернемся к компонентам тренировки и их вкладу в вашу программу фитнеса. Бег на длинные дистанции и езда на велосипеде придадут выносливость вашей сердечно-сосудистой системе. Спринты придадут силу волокнам ваших мышц. Прыжки через скакалку повысят вашу общую выносливость, скорость ног и координацию. Работа с малой грушей очень хороша для развития скорости движения рук, координации глаз и рук и рефлексов. Тяжелая груша увеличивает силу удара, улучшает общее состояние и стойкость. Силовые упражнения помогают нарастить мышечную массу; вы наверняка знаете, что большинство боксеров занимаются с небольшим весом. Растяжка и гибкость разогреют тело для тренировки и помогут получить максимум от нее на всех уровнях. Спарринг развивает координацию движений и позволяет «сложить все вместе», при условии, что противник не вознамерился «выбить из вас дух».
Повторим. Тренировки боксеров — это здорово, и мы обеими руками «за». Бои на ринге — это опасно, и этим должны заниматься профессионалы.
Литература [ править | править код ]
Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М. : Физкультура и спорт, 1991. — 286 с.
Блудов Ю. М. Влияние занятий боксом на психические качества боксера / Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 37—38.
Боген М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. — М. : Физкультура и спорт, 1985. — 180 с.
Бокс : учебник / под общ. ред. И. П. Дегтярева. —1 М. : Физкультура и спорт, 1979. — 284 с.
Ванек М. Актуальные вопросы психологической подготовки спортсмена / М. Ванек, В. Гашек // Психология и современный спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — С. 112.
Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 214 с.
Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 174 с.
Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 326 с.
Вильчковский Э. С. Развитие двигательных функций у детей / Э. С. Вильчковский. — К.: Здоров’я, 1983. — 202 с.
Волков Н. И\ Проблема утомления и восстановления в теории и практике спорта / Н. И. Волков // Теория и практика физ. культуры. — 1974. — № 1. —
Волков Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков [и др.]. — К.: Олимп, лит., 2000. — 504 с.
Горбунов Г. Д Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
Горбунов Г. Д. Развитие идей А. Ц. Пуни в разработке научно-практической проблемы психологической подготовки / Г. Д. Горбунов, А. В. Шленков // Теория и практика физ. культуры. — 1998. — № 11. — С. 7—9.
Горстков Е. Н. Особенности методики тренировки боксеров тяжелых весовых категорий : автореф. дис. канд. пед. наук/ Е. Н. Горстков. — М., 1983.
Градополов К. В. Бокс: 3-е изд., испр. и доп. / К. В. Градополов. — М. i Физкультура и спорт, 1961. — 332 с.
Дегтярев И. П. Тренированность боксера / И. П. Дегтярев. — К.: Здоров’я, 1985. —118 с.
Дегтярев И. П. Некоторые пути повышения специальной выносливости боксера / И. П. Дегтярев, В. А. Киселев, В. Н. Черемисинов // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — С. 8—9.
Дегтярев И. П. Совершенствование специальной физической подготовленности боксе ров-юношей с учетом весовых категорий / И. П. Дегтярев,
Дембо А. Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсмена / А. Г. Дембо. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 118 с.
Джерояи Г. Предсоревновательная подготовка боксеров / Г. Джероян, Н. Худадов. — М.: Физкультура и спорт, 1971. —148 с.
Келлер В. С. Теоретико-методические основы подготовки спортсменов / В. С. Келлер, В. Н. Платонов. — Львов, 1993. — 270 с.
Киселев В. А. Оптимизация средств тренировки, направленных на повышение работоспособности боксеров на предсоревновательном этапе : автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Киселев. — М., 1982.
Клевенко В. М. Быстрота в боксе / В. М. Клевенко. — М. : Физкультура и спорт, 1968. —92 с.
Клещев В. Н. Темперамент как условие эффективной деятельности боксеров высокого класса / В. И. Клещев, Н. А. Худадов // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 35—38.
Копцев К Н. Нормативы оценки общей физической подготовленности боксеров-юниоров / К. Н. Копцев, Г. Ф. Васильев // Бокс : Ежегодник. —spf М. : Физкультура и спорт, 1984. — С. 22—25.
Кургузое Г. В. Совершенствование системы специальной физической подготовки квалифицированных боксеров / Г. В. Кургузов, В. Я. Русанов // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — С. 17—19.
Лавров А. А. Планирование предсоревновательной подготовки боксеров высшей квалификации : метод, реком. / А. А. Лавров. — М., 1982. — 14 с.
Любсмирский Л. Е. Возрастные особенности движений у детей и подростков / Л. Е. Любомирский. — М.: Педагогика, 1979. — 80 с.
Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. — К.: Олимп, лит., 1999. — 320 с.
Мокеев Г. И. Модельные характеристики тренировочных нагрузок и подготовленности боксеров / П И. Мокеев, Ю. Б. Никифоров // Бокс: Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1983. — С. 51—52.
Махан Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки : пер. с англ. / Р. Мохан, М. Глессон, П. J1. Гринхафф. — К.: Олимп, лит., 2001. — 280 с.
Несен Э. Н Исследование уровня мочевины в крови и специальной работоспособности у боксеров высокой квалификации. Научно-методические основы подготовки спортсменов высокого класса / Э. Н. Несен, М. И. Калинский,
А. Г. Кочур, М. П. Савчин, В. К. Гаврилко // Тез. докл. науч.-метод, конф. (17—19 декабря 1980 г.). — К., 1980. — С. 237.
Никифоров Ю. Б. Эффективность тренировки боксеров / Ю. Б. Никифоров. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 130 с.
Никифоров Ю. Б. Построение и планирование тренировки в боксе / Ю. Б. Никифоров, И. Б. Викторов. — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 212с.
Огуренков В. И. Левша в боксе / В. И. Огуренков. — М. : Физкультура и спорт, 1959. — 136 с.
Огуренков Е. И. Ближний бой в боксе / Е. И. Огуренков. — М.: Физкультура и спорт, 1969. — 186 с.
Осколков В. А. Биомеханический анализ и классификация техники передвижений по рингу / В. А. Осколков, П. Г. Левитан // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — С. 27—29.
Остьянов В. Н. Особливосп системи шдготовки нацюнальноТ команди Украини з боксу до Олимпийских 1гор 1996 р. / В. Н. Остьянов, М. П. Савчин, П. А. Василюк // Тези звгг. наук.-практ. конф. викладач1в шституту за 1994 р. — Л., 1994. — С. 34—36.
Оя С. М. Психологические вопросы предстартового состояния / С. М. Оя // Психология современного спорта. — М., 1973. — С. 206.
Павлов С. Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка / С. Е. Павлов // Теория и практика физ. культуры. —1999. — № 1. — С. 12—18.
Платонов В. Н. Олимпийский спорт: в 2 т. / В. Н. Платонов. — Т. 2. — К.: Олимп, лит., 2010. — 388 с.
Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте : Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. — К.: Олимп, лит., 2004. — 808 с.
Платонов В. М. Ф1зична шдготовка спортсмена / В. М. Платонов, М. М. Булатова. — К.: Олимп. л-ра, 1995. — 320 с.
Психология : учеб. для ИФК / под общ. ред. В. М. Мельникова. — М. : Физкультура и спорт, 1987. — 360 с.
Пуни А. И. Очерки психологии спорта / А. И. Пуни. — М.: Физкультура и спорт, 1967. — 376 с.
Репников П. И. Совершенствование специальной выносливости в боксе с учетом физиологической направленности тренировочной нагрузки / П. И. Pen-j ников // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — С. 22—23.
Романенко М. И. Бокс : 2-е изд., доп. и перераб. / М. И. Романенко. К. : Вища шк., 1985. — 310 с.
Савин В. П. Хоккей : учеб. для ИФК / В. П. Савин. **4 М. : Физкультура и спорт, 1990. —318 с.
Савчин М. П. Треновашсть боксера та и д1агностика. — К. : Нора-Прин, 2003.
Савчин М. П. О трехуровневой структуре индивидуализации подготовленности боксеров / М. П. Савчин, В. Н. Остьянов // Тез. докл. междунар. симпозиума “Олимпийский бокс сегодня” (М., 29 сент. 1989 г.). — М., 1989.1—С. 34.
Синельникова Э. М. Основы неврологического контроля в спорте / Э. М. Синельникова. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 96 с.
Соловей Б. А. Упражнения с отягощениями как средство совершенствования быстроты юных боксеров / Б. А. Соловей // Бокс : Ежегодник. •— М. : Физкультура и спорт, 1982. — С. 36—38.
Соснин В. К. О ближнем бое / В. К. Соснин // Бокс : Ежегодник.-»^- М. : Физкультура и спорт, 1983. — С. 17—21.
Спортивная физиология: учеб. для ИФК / под общ. ред. Я. М. Кода. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 238 с.
Стрельников В. А. Бокс для всех / В. А. Стрельников, Д. 3. Джандаров,
В. В. Лисицин, Н. В. Чупанова. ^ Махачкала, 2008. — 282 с.
Супов Б. П. Применение нотационной записи при изучении способности боксера к экстренному изменению действий / Б. П. Супов, Н. А. Худадов // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1983:^ С. 56—57.
Сурков Е. Н. Психомоторика спортсмена / Е. Н. Сурков.—М.: Физкультура и спорт, 1984. — 122 с.
Тер-Ованесян А. А. Обучение в спорте / А. А. Тер-Ованесян, И. А. Тер-Ованесян.-3- М.: Сов. спорт, 1992. — 162 с.
Топышев О. П. Жесткость элементов как фактор эффективности удара в боксе / О. П. Топышев, Г. О. Джероян, Г. Ф. Печеркин // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1980. —С. 30—31.
Уилмор Дж. X Физиология спорта и двигательной активности : [пер. с англ.] / Дж. X. Уилмор, Д. JI. Костилл. — К.: Олимп, лит., 1997. — 484 с.
Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры : [пер. с ант.] / Р. С. Уэйнберг, Д Гоулд. — К.: Олимп, лит., 1998. — 318 с.
Фарфелъ В. С. Управление движениями в спорте / В. С. Фарфель. — М. : Физкультура и спорт, 1977. —- 208 с.
Филимонов В. И. Теория и методика бокса / В. И. Филимонов. — М : ИНСАН, 2006. —573 с.
Филимонов В. И. Общие основы силовой и функциональной подготовки в боксе : метод, реком. / В. И. Филимонов, Г. М. Вартанов, Ю. Б. Вебер. —-Грозный, 1989. — 30 с.
Филиппов С. С. Спортивная тренировка в боксе как объект информационного обеспечения / С. С. Филиппов, В. А. Таймазов, Д. И. Квачадзе // Теория и практика физ. культуры, 1999. —№ 1. —-С. 36—38.
Хрущев С. В. Тренеру о юном спортсмене / С. В. Хрущев, М. М. Круглый. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 152 с.
Циргиладзе И. В. Модельные характеристики высококвалифицированных боксеров в системе управления их подготовкой / И. В. Циргиладзе, А. А. Новиков // Олимп, бокс сегодня. — М., 1989.
Черняк А. Методика планирования предсоревновательной подготовки боксеров / А. Черняк, Г. Мокеев, Ю. Никифоров // Бокс : Ежегодник. — М.: Физкультура и спорт, 1981. — С. 12—16.
Чхаидзе JI. В. Об управлении движениями человека / Л. В. Чхаидзе. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 136 с.
Энока Р. М. Основы кинезиологии : [пер. с англ.] / Р. М. Энока. — К. : Олимп, лит., 1998.S-372 с.
Яковлев Н. Н. Биохимия спорта / Н. Н. Яковлев. — М. : Физкультура и спорт, 1974. — 288 с.
Bodak Chuck. Boxing basics / Chuck Bodak. — Contemporary Books, Ins. Chicago, 1979. — 76 p.
Hans-Peter Thomas. Ambassador of boxing on five continents / Thomas Hans-Peter // Intern, amateur boxing association. 50 years. Berlin, 1996. — P. 119— 124.
Henschen K. Atletic staleness and burnout: Diagnosis, prevention and treatment. / K. Henschen // Sport psychology : Personal growth to peak performance / J. Williams (Ed.). — Palo Alto, Mayfield, 1992. — P. 328—337.
Morgan W. P. Psychological monitoring of overstraining and staleness / W. P. Morgan, D. R. Brown, J. S. Raglin, P. J. O’Connor, K. A. Ellickson // British J. Sport Med. — 1987. — N 21 (3).— P. 107—114.
Morgan W. P. Personality structure, mood states, and performance in elite distance runners / W. P. Morgan, P. J. O’Connor, K. A. Ellickson, P. W. Bradley // Int. J. Sport Psychol. — 1988. — N 19.—P. 247—269.