как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Как вузы перестали бояться дистанта и как это связано с качеством образования

Рассказываем про исследование Минобрнауки об уроках пандемии.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Минобрнауки представило аналитический доклад « Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». В этой статье мы разобрали главные выводы исследования:

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Кто и зачем готовил доклад

Новый аналитический доклад обобщает работы по проекту, проведённые в 2021 году. На втором году пандемии цели проекта изменились. Если в первое время участники разрабатывали решения для экстренной ситуации, то затем фокус сместился на переход к смешанной модели образования надолго. Чтобы в этой модели сохранить и повысить качество образования, говорится в докладе, необходимо:

Доклад затрагивает все эти темы, но подробнее обещает раскрыть их в следующих публикациях — в подробных кейсах вузов-участников по переходу на смешанное обучение и методических рекомендациях.

Что доклад говорит о состоянии высшего образования во время пандемии

Вопрос о качестве образования в вузах в прошлом году зазвучал громче, чем прежде. Как отмечают авторы доклада, качество тесно связано с тем, соответствуют ли программы высшего образования запросам рынка труда, а также ожиданиям студентов и их семей. Во время дистанционного обучения эта тема заметно обострилась: многие считали, что онлайн-обучение неполноценно, и его стоимость для студентов-платников по сравнению с очным форматом должна быть ниже.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Пока что вузы от таких претензий успешно отбились. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков не раз заявлял, что переход на дистанционный формат не является основанием для снижения стоимости. Доклад повторяет эту позицию: те университеты, которые стремились сохранить при переходе на дистанционный формат качество образования, нисколько не снизили расходы. Если издержки не снизились, с чего бы урезать стоимость?

Но окончательно вопрос не решён, признают авторы доклада. Сохраняется социальное напряжение, ведь не только университетам пришлось вложиться в поддержание учебного процесса онлайн. Многие семьи студентов тоже понесли дополнительные расходы на технику, домашние рабочие места, интернет.

Данные опросов показывают: 23% семей приобрели дополнительную мебель, по 16% обновили технику и провели (или усилили) интернет.

Любые сомнения в качестве образования в такой ситуации представляют для вузов риск. Ещё больше рисков, говорится в докладе, несёт рост роли EdTech-компаний. Если и долгая учёба в вузе, и короткий профессиональный курс проходят онлайн, то почему бы не сделать выбор в пользу быстрого (а значит, и менее затратного) варианта? С технической стороной у EdTech-компаний ситуация зачастую лучше, чем в вузах. В такой логике качество образования — необходимое конкурентное преимущество.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Онлайн-форматы стали привычными

Выводы о состоянии качества образования авторы доклада сделали по результатам трёх социологических опросов, проходивших с апреля по июль 2021 года. Опросы проводились не в вузах — участниках проекта, а в более широкой выборке университетов во всех федеральных округах. Участвовали:

Это уже третья волна подобных опросов — первые две прошли в 2020 году. Выяснилось, что по сравнению с прошлогодними оценками отношение респондентов к цифровому формату обучения улучшилось.

Преподавателей, которые негативно относятся к дистанционному образованию, в 2021 году оказалось 37%. Это немало, но по сравнению с данными опроса, который прошёл летом 2020 года, этот показатель упал на 10% (тогда недовольных было 47%).

Ровно половина студентов ответила, что, будь у них выбор, они всегда учились бы в смешанном формате. Главным преимуществом цифровых технологий для респондентов стало освободившееся время. При дистанционном обучении больше возможностей работать, а ещё во время онлайн-занятий можно заниматься несколькими делами параллельно. Как это сказывается на вовлечённости студентов в учёбу, в докладе не обсуждается.

Собственно о качестве обучения респонденты высказались осторожно. Большинство (70%) студентов ответили, что дистанционный формат вполне позволил им осваивать образовательные программы. Но только 7% считают, что высшее образование может полностью перейти в онлайн-формат.

Преподаватели тоже уверены, что перевести большую часть дисциплин в онлайн без потери качества невозможно: менее 10% согласились, что могли бы вести 75% своих занятий онлайн. Но к какой-то доле дистанционки готовы большинство педагогов: 70% из них считают, что смешанный формат обучения вот-вот станет повседневной реальностью в высшем образовании. В апреле 2020 года так думало всего 22%.

«За полтора года произошло осознание того, что разумное сочетание очного формата с удалёнными форматами работы не сказывается на качестве образования», — заявил глава Минобрнауки Валерий Фальков на презентации исследования.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

В чём дистанционное обучение уступило очным форматам

Несмотря на то, что заметной части преподавателей и студентов понравился учебный процесс на дому, дистанционному обучению до сих пор недостаёт многих элементов качественного высшего образования.

Очный формат считают по умолчанию более качественным студенты всех направлений подготовки, где велика роль практических или творческих занятий. Но респонденты разных специальностей отмечали, что им не хватает во время дистанционки личного общения — об этом сказали 40% студентов. Примерно трети студентов оказалось сложно удерживать внимание во время онлайн-занятий и самостоятельной подготовки.

При этом, по субъективным оценкам студентов, дистанционный формат повысил частоту списывания:

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Отдельная проблема — структура и содержание онлайн-занятий:

То есть катализатором содержательных и методических изменений переход к цифровым технологиям не стал. Авторы доклада видят причину такого консерватизма преподавателей в том, что у большинства педагогов нет никакой осознанной роли или возможности проявить инициативу в процессе цифровизации. Онлайн-занятия для них — не поиск лучших методов и форматов, а подчинение приказу ректората. При этом в большем масштабе, на уровне образовательных программ, изменения тоже невелики.

60% студентов сообщили, что в прошлом учебном году у них не было возможности выбирать учебные курсы. Такая же доля респондентов не участвовала в научной, проектной или кружковой деятельности.

В целом результаты опросов рисуют обеднённую для большинства студентов учебную среду. Неудивительно, что 75% учащихся сообщили о тех или иных признаках психологического неблагополучия. У 20% из них, отмечают авторы доклада, эти признаки выливаются в картину умеренной или тяжёлой депрессии. В группах риска — студенты из малообеспеченных семей и младшекурсники.

Как повысить качество образования

В докладе перечислено несколько факторов, важных для качества образования в вузе:

Авторы доклада проанализировали системы оценки качества образования в ведущих университетах семи зарубежных стран и сделали вывод: каждый вуз по-своему выбирает, какие факторы считать ключевыми и оценивать в первую очередь.

Например, Университет Маастрихта в Нидерландах фокусируется на содержании образовательных программ: там регулярно проводят их внутренний аудит, проверяют, как описаны требования к образовательным результатам. В обсуждении участвуют и студенты. Кроме того, ежегодно исследуют достигнутые студентами за год образовательные результаты. А в Йельском университете США система повышения качества образования ориентирована на сбор обратной связи студентов и на их поддержку.

Какие бы элементы качества университет ни считал главными, их оценка, как сообщают авторы доклада, всегда опирается на несколько процедур:

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Вузы, которые участвуют в проекте «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях COVID-19», в период пандемии работали с разными факторами повышения качества образования. Рассмотрим эти факторы ниже.

Гибкие образовательные программы

Общий тренд развития высшего образования — постепенный переход от единообразных программ, на которых все студенты учились одинаково, к «программам-конструкторам». Это расширяет возможности по формированию индивидуальных образовательных траекторий.

Такие подходы зародились в российских вузах ещё до пандемии. Авторы приводят примеры ВШЭ, ИТМО и РАНХиГС. Но переход к цифровым форматам обучения и управления образованием способствовал переменам.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Второе направление перемен — переход от нацеленности на узкие профессиональные знания к широкому набору профессиональных и личностных компетенций. Во время пандемии ряд вузов (авторы доклада называют КФУ, СПбПУ, МГПУ, ДВФУ, а также медицинские вузы — Центр Алмазова и Сеченовский университет) учитывал социальную активность студентов как профессиональные пробы.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Никита Анисимов

Ректор Высшей школы экономики, экс-ректор ДВФУ

— В первые же дни пандемии студенты пошли на помощь врачам. Они спроектировали с помощью 3D-принтера несколько сотен переходников для установки фильтров на маски, организовали производство медицинских щитков, то есть на Дальнем Востоке студенты включились в реальную жизнь. И, помимо электронного обучения, это студенческое движение перешло на то, чтобы взять на себя консультирование преподавателей по вопросам перехода в онлайн-среду. Студенты создали свой колл-центр для помощи преподавателям. Постепенно сформировалось целое студенческое сообщество вокруг таких проектов, которое сейчас живёт своей жизнью.

Источник: презентация исследования в МИА «Россия сегодня»

Возможно, это не разовая мера, а перспективная интеграция разных полей деятельности человека, в которых происходит обучение. Образовательные результаты, которые формируются в таких разных видах деятельности, уже не ограничиваются теоретическими знаниями: это и гибкие навыки, и конкретные социальные и профессиональные умения, и личностное развитие.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Разветвлённая цифровая инфраструктура

В этой области в пандемию проявились три тенденции, которые выглядят долгосрочными. Они совпадают с мировыми трендами интеграции EdTech-инструментов в высшее образование:

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Разработка платформ, на которых интегрированы и обмениваются данными различные сервисы университета, — дело трудное, но у российских вузов уже есть некоторые успешные примеры. Доклад упоминает суперсервис «Мой университет» в ДВФУ, цифровой МФЦ в МГПУ, единый студенческий офис в ИТМО, единый студенческий деканат в МИСиС и другие системы. В части создания интерактивного контента у вузов тоже появились отдельные базы курсов и симуляторов.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Эдуард Галажинский

Ректор Томского государственного университета

— Наш первый доклад показывал, что когда пандемия наступила, примерно половина вузов не имела даже LMS, то есть не было среды даже учёта студенческой образовательной активности. Сейчас этот пробел устранён, и эти цифровые инструменты — уже норма. Но ряд лидеров сделал следующий шаг по формированию цифровых экосистем.

Источник: презентация исследования в МИА «Россия сегодня»

Сложнее всего пока с управлением на основе данных. Как правило, системы мониторинга цифровых следов студентов и преподавателей внедряются пока в проектном режиме. Такие разработки есть, например, в СПбПУ, КФУ, ТГУ и УрФУ.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Отдельно доклад отмечает, как российские вузы решают проблему недостатка цифровых компетенций у преподавателей. Если в первые месяцы главной задачей было освоение инструментов онлайн-преподавания, то теперь ведущие университеты переходят к более глубоким темам: проектированию цифровых программ, поддержанию мотивации студентов в онлайн-среде, проведению оценки. Например, в ТГУ работает онлайн-школа «Педагогический дизайн в смешанном обучении».

Развитие среды

В результате пандемии у университетов появилась потребность в создании «умных» гибридных аудиторий, которые позволяют участвовать в занятии и очно, и удалённо. Как показал опыт инженерных вузов в пандемию, даже в обычные времена имеет смысл смешивать занятия в реальных и виртуальных лабораториях. Применение VR-тренажёров открывает новые возможности.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Виктор Кокшаров

Ректор Уральского федерального университета

— Можно, конечно, инженеру рассказывать, что происходит в плавильной печи в какой-то конкретный момент. Но его туда внутрь никак не засунешь, и без виртуального тренажёра и симулятора это невозможно объяснить, где он может управлять процессами. Эта новая реальность — очень серьёзное достижение цифровизации.

Источник: презентация исследования в МИА «Россия сегодня»

Но этим перестройка физической среды кампусов не исчерпывается. Вузы начинают учитывать долгосрочный тренд на индивидуализацию. Тут доклад приводит в пример МИСиС, где часть библиотек превратилась в коворкинг-зоны.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Ещё одна важная перемена — внимание к психологическому благополучию студентов и их постоянной поддержке в учебном процессе. Примеров реальной работы в этом направлении пока немного, один из самых заметных — тьюторская служба ТюмГУ.

Объективные системы оценки

Оценка образовательных результатов тоже меняется. Отдельные российские вузы начинают использовать цифровые следы студентов.

Где-то в процесс оценки вовлекаются новые участники — и сами студенты, и внешние эксперты или работодатели.

А вот практика независимых экзаменов распространена мало и фактически пока касается лишь английского языка. Возможно, ситуацию изменят центры оценки компетенций, созданные на базе вузов платформой «Россия — страна возможностей».

Университеты — участники проекта выбрали разные ориентиры в повышении качества, но авторы доклада видят во всех изменениях общую линию на переход к студентоцентричной модели управления качеством. Это отражается в распространении индивидуальных образовательных траекторий и во внимании к благополучию студентов. Однако 13 вузов, работающих над проектом «Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции COVID-19 и после неё», — лишь малая часть российской системы высшего образования. И даже в них элементы поддержки качества в условиях смешанного обучения только начинают создаваться.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Валерий Фальков

Министр науки и высшего образования России

Источник: презентация исследования в МИА «Россия сегодня»

Источник

Студенты назвали основные проблемы онлайн-обучения

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Наиболее часто студенты при переходе на дистанционный формат обучения испытывали проблемы из-за недостатка общения с товарищами, отмечали проблемы с техникой, а также сложность обучения в домашней обстановке, следует из опроса, проведенного НИУ ВШЭ совместно с Томским государственным университетом (ТГУ).

Как готовилось исследование

Работа о том, как студенты переживали период пандемии коронавируса, проводилась посредством онлайн-опросов. Анкеты распространялись через руководство университетов и поточную выборку «ВКонтакте». Исследование проходило в два этапа: с 24 марта по 1 апреля и с 24 мая по 1 июня. Всего в опросе приняли участие более 35 тыс. студентов из более чем 400 вузов России.

Отношение к дистанционке

Студенты оказались удовлетворены тем, как организовано дистанционное обучения в вузах, причем как в начале пандемии, так и в период снятия ограничений — 69% и 64% соответственно полностью или скорее удовлетворены тем, как обучение было перенесено в онлайн.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Так же высоко учащиеся оценили готовность к экстренному переходу на дистанционку: 62% респондентов на первом этапе опроса заявили, что их вуз скорее готов или готов полностью к такому формату, на втором этапе доля таких студентов составила 57%.

Однако к началу лета повысился процент учащихся, которые сталкивались с теми или иными трудностями при онлайн-обучении — с 75% весной до 86% к 1 июня. Более критичное отношение к дистанционному обучению исследователи связывают с усталостью от онлайн-формата.

Чаще всего (вопрос предполагал множественный выбор ответов) у студентов возникали технические проблемы и перебои с интернетом (52%), им не хватало общения с одногруппниками (43%), очных дискуссий с преподавателями (41%). Больше трети учащихся пожаловались на сложность обучения дома (39%) и проблемы с концентрацией при самостоятельном изучении материала (36%). Еще 34% столкнулись со сложностью при ответах преподавателю в онлайн-формате.

По словам авторов исследования, сложнее всего на дистанционке пришлось первокурсникам, которые еще не успели приобрести достаточного опыта обучения офлайн.

Больше половины опрошенных студентов (65%) отметили, что обучение в дистанционном формате менее эффективно, чем обычное (этот и следующие тезисы предлагались в анкете во второй волне опроса). Еще 58% респондентов заметили за собой, что часто откладывают выполнение заданий на потом, а треть (34%) испытывали проблемы со сном. В то же время больше трети (43%) стали меньше уставать от учебы после перехода в онлайн.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Отношение к сдаче сессии онлайн

В исследовании отмечается, что студенты боятся экзаменов онлайн. Почти половина (48%) считают, что их оценки во время сдачи сессии онлайн не изменятся по сравнению с очным режимом. Больше трети (38%) думают, что оценки точно или скорее будут ниже при дистанционной сдаче экзаменов и лишь 14% уверены, что результаты будут выше.

По данным авторов, учащиеся вузов во время летней сессии ожидают увеличения распространения нечестного поведения при сдаче экзаменов: 63% ответили, что произойдет существенное или небольшое увеличение, еще 30% уверены, что изменений не произойдет.

Как изменилась жизнь студентов

Самоизоляция отразилась как на бытовой, так и на психологической жизни студентов. Абсолютное большинство (79%) стало чаще мыть руки или пользоваться антисептиками. Ощущение стресса и беспокойства за будущее чаще стали испытывать 66%. Четверть (26%) респондентов отметили увеличение времени на хобби, еще 32% ответили, что оно не увеличилось и не уменьшилось, 42%, наоборот, обратили внимание на его сокращение.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Сопоставимы показатели тех, кто во время пандемии стал чаще заниматься спортом (37%), и тех, кто занимался им реже (36%). Больше половины учащихся (63%) не изменили своего отношения к алкоголю, 23% опрошенных стали употреблять его реже, еще 14% — чаще.

Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ Иван Груздев объясняет это разделением приоритетов у студентов. «Показатели говорят о том, что это такие виды деятельности, которые для одних важны как индивидуальные, а для других как коллективные. Если человек занимался спортом в компании, то [во время пандемии] перестал им заниматься. С алкоголем так же — 23% алкоголь был не столько важен, сколько тусовка, поэтому они перестали его употреблять после закрытия баров», — пояснил он РБК.

Исследование Министерства науки и высшего образования и РАНХиГС, проведенное среди преподавателей вузов, показало, что каждый второй преподаватель (51,2%) отметил высокую распространенность плагиата или списывания. Подавляющее большинство (87,1%) преподавателей в летнюю сессию 2020 года принимали экзамены полностью дистанционно. Больше половины (66,8) педагогов назвали дистанционные условия приема экзаменов неудобными.

В начале августа министр науки и высшего образования Валерий Фальков объявил, что учеба в большинстве российских вузов 1 сентября начнется в очном формате. Ношение масок для студентов и сотрудников вузов будет обязательным, исключение делается лишь для занятий творческой направленности и для лекторов.

Источник

7 основных проблем современного дистанционного обучения

Внедрение любого новшества сопровождается рядом сложностей. Несмотря на то, что дистанционное образование существует уже довольно длительное время, активно использоваться оно начало лишь в последние 5 лет. Притом некоторые страны столкнулись с новым способом обучения буквально в 2019-2020 учебном году в связи с острой необходимостью (коронавирусная пандемия).

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения

Внедрение любого новшества сопровождается рядом сложностей. Несмотря на то, что дистанционное образование существует уже довольно длительное время, активно использоваться оно начало лишь в последние 5 лет. Притом некоторые страны столкнулись с новым способом обучения буквально в 2019-2020 учебном году в связи с острой необходимостью (коронавирусная пандемия).

В России дистанционное обучение до этого момента использовалось лишь в высших учебных заведениях в качестве «нового отделения», наравне с очным и заочным. Но в связи с серьезной эпидемиологической обстановкой «дистанционное взаимодействие» было установлено практически повсеместно: в школах, СУЗах и ВУЗах, на рабочих местах.

Давайте поговорим, кому все же подходит данный вид «образовательного взаимодействия» и с какими проблемами сталкиваются учащиеся, преподаватели и система образования в целом.

Особенности дистанционного образования в России

В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью для каждого человека. Он позволяет не только общаться с людьми, невзирая на расстояние, но и учиться, работать в любом удобном месте.

Дистанционное обучение в России появилось около 10-15 лет назад с развитием Интернет-технологий, но более совершенную и современную форму оно обрело сравнительно недавно. Данный формат не предполагает посещения учебного учреждения, прохождение предметов преимущественно на самостоятельной (больше письменной) основе, слабый контакт между преподавателем и учащимся.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обученияЧто нужно для обучения в дистанционном формате?

При такой форме обучения между учащимися, педагогами нет живого общения. Все необходимые вопросы, нюансы они решают посредством виртуального контакта: онлайн-связь, чат, электронная почта, телефонные переговоры, скайп (видеосвязь) и пр.

Для школьников дистанционное обучение было организовано следующим образом: онлайн-урок (заранее записанный видеоурок или видеосвязь), где учитель разъясняет тему, показывает примеры решения задач и выдает домашнее задание. Далее учащемуся предстоит выполнить упражнения и выслать их на определенный адрес или выложить в определенную виртуальную папку. По статистике, сложнее всего пришлось учащимся начальных классов, которые еще слабо знакомы с компьютерными технологиями и необходимыми программами. Не менее сложно пришлось и старшеклассникам: освоение серьезных предметов (особенно углубленно) давалось непросто.

По результатам 2019-2020 года опытные педагоги отметили, для кого дистанционная форма обучения будет более приемлема:

Достоинства и недостатки дистанционного образования

Новшества всегда внедряются постепенно и сопровождаются выявлением слабых и сильных сторон. В дистанционном обучении также присутствуют как преимущества, так и изъяны.

как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть фото как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Смотреть картинку как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Картинка про как повлияло дистанционное обучение на качество обучения. Фото как повлияло дистанционное обучение на качество обученияПреимущества дистанционной формы обучения

К числу явных достоинств нового формата освоения учебной программы относят:

К числу очевидных недостатков онлайн-образования можно отметить:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *