как появились мифы древней греции аванта
Мифы и факты. Объясняем рационально древнегреческие мифы
Эллада не сразу стала блестящей классической цивилизацией ученых, философов и воинов, однако быстрее других прошла путь от магического сознания к рациональному мышлению. В Греции 2500 лет назад уже сосуществовали и мифы, и попытки их рационального объяснения. Как же древние греки преодолевали этот разрыв и как эволюционировали античные мифологические сюжеты в современной культуре?
Дедал и Икар: как важно быть умеренным
Сюжет мифа:
Миф гласит, что Дедал был выдающимся скульптором и зодчим древности. За преступление в родных Афинах его приговорили к смерти, и он бежал на Крит, к царю Миносу. Там Дедал создал множество произведений искусства и построил Лабиринт, в который заключили Минотавра.
В конце концов Дедал затосковал и захотел уехать с Крита, но Минос его не отпускал. Тогда умелец соорудил из перьев, скрепленных воском, большие крылья, которые можно было надеть на руки и полететь.
Дедал и его сын Икар надели крылья и улетели с Крита. Отец предупредил мальчика, что тот не должен подниматься слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск. Но Икар, увлекшись полетом, забыл наставления отца, воск растопился, крылья разлетелись, мальчик упал в море и погиб.
Как объяснялся:
Дедал, родоначальник всех ремесел, для греков был реальной исторической фигурой, а вот полет на крыльях вызывал у них оправданные сомнения и считался неосуществимым чудом. В конце концов они пришли к выводу, что Дедал изобрел первый парус (кто-то ведь должен был его изобрести?), с помощью которого быстро и с комфортом убрался с острова.
Вот как античный географ и писатель Павсаний пытался объяснить этот миф в своем «Описании Эллады»:
«Когда он бежал из Крита, устроив себе и сыну своему Икару маленькие суда и приделав к ним, что до тех пор было неизвестно, паруса, то, пользуясь попутным ветром, он намного обогнал флот Миноса, шедший на веслах. Таким образом, сам Дедал спасся, а у Икара, который менее искусно управлял своим судном, оно у него, говорят, перевернулось. Икар утонул».
История о Дедале — прародитель всех современных историй о гениальном ученом, который не смог совладать со своими собственными изобретениями, о технологиях, вышедших из-под контроля (например, в «Терминаторе») и трагедии научного ума.
Миф об Икаре, который изначально был историей о том, что надо знать меру и не подниматься слишком высоко или опускаться слишком низко, в современной культуре стал романтической легендой о стремлении к невозможному (например, «Фауст» Гете или «Космическая одиссея» Кубрика).
Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»
Медея: берегись мести брошенной женщины
Сюжет мифа:
Медея была дочерью царя Колхиды и помогла Ясону добыть золотое руно. Ясон, покидая Колхиду, забрал полюбившую его Медею с собой. Долго прожили они вместе, но потом Ясон решил жениться на дочери коринфского царя. Медея в гневе, но притворяется, что смирилась, чтобы отомстить. Будучи могущественной колдуньей, она отправляет сопернице подарок: великолепное платье и головной убор. Не в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.
Как объяснялся:
В античные времена люди уже были знакомы с нефтью и знали ее горючие свойства. Так появилось предположение, что Медея смазала свои подарки не таинственным колдовским зельем, а нефтью, и наряд царевны вспыхнул не сам по себе, а от попавшей на него искры. Ситуация правдоподобная, если помнить, что открытый огонь непрерывно окружал людей того времени, будь то алтарь, очаг, факел или треножник, освещавший жилище.
«Некоторые люди, стремясь примирить предание с истиной, весьма правдоподобно утверждают, что именно нефть была тем зельем, которым Медея смазала воспетые в трагедиях венок и пеплос», — пишет Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии и то, как местные жители поджигали нефть, чтобы развлечь царя.
Греки не испытывали к Медее сочувствия: чувства обманутой и страдающей от ревности женщины не трогали их, а, скорее, пугали, поскольку воспринимались как иррациональная, неуправляемая и разрушительная сила.
Причиной совершившихся бедствий древние видели не предательство Ясона, а дурной нрав колдуньи Медеи.
В современной культуре этот миф — прообраз всех историй о мести преданных женщин (вроде «Убить Билла» Тарантино или корейской трилогии о мести Пак Чхан-ука), где месть героини оправдана современной этикой взаимоотношения полов.
Кадр из фильма «Сочувствие госпоже Месть»
Троянская война: главный миф о войне
Сюжет мифа:
В классической версии мифа троянский царевич Парис при помощи благоволящей ему Афродиты похищает Елену Прекрасную, жену царя Менелая. Менелай и его старший брат, микенский царь Агамемнон, собирают со всей Греции войско, осаждают Трою и спустя 10 лет сжигают ее дотла. Парис и вся его семья убиты, Елена возвращается домой с мужем.
Как объяснялся:
В античной литературе существует множество интерпретаций этого мифа и не меньше попыток понять, что в сказаниях троянского цикла правда, а что — выдумка. Но самый, пожалуй, оригинальный взгляд на эту историю принадлежит оратору, философу и историку Диону Златоусту.
Дион последовательно и остроумно доказывал, что победа ахейцев — не более чем выдумка Гомера. Причем однажды сделал это в речи, произнесенной на месте исторической Трои (тогда уже это был небольшой городок).
Согласно Диону, родители Елены сами выдали ее за Париса, предпочтя богатого восточного царевича греческим женихам. Те обиделись и пошли на Трою войной. «Конечно, каждый был оскорблен за себя; за обиду одного лишь Менелая они бы и пальцем не шевельнули», — резонно замечает философ. Далее он доказывает, что войско ахейцев было немногочисленным, а война для них — абсолютно безуспешной.
Более того, от руки Гектора на самом деле гибнет главный ахейский герой Ахилл, а историю про то, что погиб якобы его друг Патрокл, надевший ахилловы доспехи, выдумал Гомер, чтобы грекам было не так обидно.
«Наконец, посмотрим, как вели себя греки и троянцы после войны. Греки отплывают из Трои наспех, в бурную пору года, не все вместе, а порознь: так бывает после поражений и раздоров. А что ждало их на родине? Агамемнон был убит, Диомед — изгнан, у Одиссея женихи разграбили все имущество, — так встречают не победителей, а побежденных.
Недаром Менелай на обратном пути столько мешкал в Египте, а Одиссей — по всем концам света: они просто боялись показаться дома после бесславного поражения.
А троянцы? Проходит совсем немного времени после мнимого падения Трои — и мы видим, что троянец Эней с друзьями завоевывает Италию, троянец Гелен — Эпир, троянец Антенор — Венетию (область на северо-востоке Италии, будущая Венеция. — Прим. авт.). Право же, они совсем не похожи на побежденных, а скорее на победителей», — заключает Дион Златоуст. Логично? Еще как!
Сюжеты, в которых военная верхушка и политики лгут о блестящих победах в то время, когда простые солдаты погибают ни за что, распространен в антивоенной литературе и кинематографе. Яркий пример — фильмы о вьетнамской войне, правда о бессмысленности которой и истинном количестве жертв открылась американцам только после Уотергейта.
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Беллерофонт и Химера: покорение природы
Сюжет мифа:
Как объяснялся:
О том, как греки толковали историю Беллерофонта, мы узнаем у Плутарха: «Иные, пытаясь устранить сказочность этого предания, перетолковывают его так, что Беллерофонт не заклятием навел море на поля, а прорвал каменистую гряду, отделявшую море от низменной плодородной равнины… Говорят также, что так называемая Химера — это устремленный к солнцу утес, который летом вызывает вредоносное преломление солнечных лучей и тяжелые испарения, губящие посевы. Беллерофонт же понял причину бедствия и устранил его, обрубив гладкую поверхность утеса».
Миф о Беллерофонте не относится к числу популярных античных сюжетов, а имя этого героя ничего не скажет большинству современных людей. А вот слово «химера» стало нарицательным.
В Средние века химерами называли фантастических существ, объединявших в себе части тела разных животных; такие существа во множестве украшали стены храмов и страницы книг.
Современные биологи называют химерами организмы, состоящие из генетически разнородных тканей.
Минотавр
Сюжет мифа:
Еще один миф, связанный с Критом, гласит, что жена царя Миноса Пасифая воспылала страстью к быку и родила от него Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка. Минос запер чудище в Лабиринте и раз в год скармливал ему семь юношей и семь девушек, которых критяне забирали из Афин в качестве дани.
Как объяснялся:
Историческое объяснение мифа относится к тому времени, когда минойский Крит был главной политической и культурной силой в Эгейском море. Поскольку неоперившиеся Афины (и, возможно, другие континентальные греческие города) были данниками Крита, можно предположить, что такая дань включала молодых мужчин и женщин, приносимых в жертву минойским богам. Эта церемония совершалась священником, замаскированным бычьей головой или маской, что объясняет образ Минотавра.
Убийство Минотавра афинянином Тесеем в этом случае указывает на освобождение Афин от колониальной зависимости.
Как только континентальная Греция стала свободна от господства Крита, миф о Минотавре нужен был, чтобы дистанцировать формирующееся религиозное сознание эллинов от древних минойских верований.
Образ минотавра особенно вдохновлял модернистов первой половины прошлого века, в частности Пабло Пикассо. Но они видели в нем отображение не древней истории, а мрачных фрейдистских фантазий о сексуальном влечении и смерти.
Попытки интерпретировать античные мифы продолжают и современные авторы, причем не только в научной, но и в художественной литературе. Хороший пример такой работы — произведения английской писательницы Мэри Рено. В романе «Царь должен умереть» (1958) она описывает молодость Тесея. Наследник афинского царя отправляется на Крит с группой своих ровесников — вот только предназначается эта «дань» не чудовищу с головой быка, а настоящему быку.
Юношей и девушек селят в царском дворце, огромном и со множеством ходов, в которых легко потеряться, как в Лабиринте. Там их тренируют для «танцев с быком». Это любимое развлечение критян: группа атлетов перепрыгивает через быка, а разъяренное животное пытается насадить прыгунов на рога.
Благодаря археологическим находкам, в частности фрескам из Кносского дворца, мы знаем, что традиция прыгать через быка действительно существовала, хотя и неясно, было ли это религиозным ритуалом или просто развлечением.
Родоначальник хорроров и слэшеров о чудовищах, миф о Минотавре можно при желании найти даже в Кубриковском «Сиянии» с его погонями по снежному лабиринту и коридорам отеля-дворца
«Амур — Финист и Марьюшка — Психея»
Миф о любви Эрота (Амура) и Психеи гласит, что Психея была младшей из трех дочерей царя и столь прекрасной, что люди поклонялись ей, как Афродите (Венере). Богиня, узнав об этом, разгневалась и решила наказать девицу: приказала своему сыну Амуру, насылающему любовь стрелами, сделать так, чтобы Психея влюбилась в самого убогого мужчину на свете. Однако Амур сам влюбился в Психею, похитил ее и поселил в роскошном дворце. Влюбленный бог являлся к девушке исключительно по ночам и предупредил ее, что, если она попытается посмотреть на него при свете, он ее навсегда покинет.
Между тем сестры Психеи, прознав о ее счастье, позавидовали и подговорили простодушную девушку подсмотреть, как выглядит ее муж. А тот, как и обещал, немедленно от нее сбежал. После этого Психея пускается в дальнюю дорогу и после многих испытаний все-таки находит Амура и возвращает себе его расположение.
Сюжет, в котором девушка из-за козней злых сестер лишается волшебного супруга и возвращает его, преодолев множество испытаний, повторяется в сказках самых разных народов: итальянских, испанских, норвежских, греческих, мексиканских. Есть такая сказка и в русском фольклоре — «Финист — Ясный сокол».
«Добрый молодец» является к Марьюшке в виде сокола (тоже крылатый!), который покидает ее из-за козней двух старших сестер. Как и Психея, Марьюшка отправляется в далекий путь, так же работает служанкой и побеждает могущественную соперницу (правда, в русской сказке это царица, влюбленная в Финиста, а в античном мифе — свекровь-богиня). Еще одна маленькая деталь: в обеих историях девушка случайно обжигает голое плечо своего возлюбленного; Психея маслом из лампы, а Марьюшка — горячей слезой.
10 распространённых заблуждений о мифах древних греков и римлян
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мифы Древнего Рима и Древней Греции и сегодня пользуются огромной популярностью. Но при этом существует целый ряд шаблонов и стереотипов о мифологии этих двух древних народов. В этом обзоре мы развенчаем распространённые заблуждения о древних богах и мифах с ними связанных.
1. Греческая и римская мифология не отличаются
Общеизвестно, что в пантеон богов в римской мифологии черпает корни из мифологии греков. Так, прообразом римской Венеры является греческая Афродита, а Юпитер в мифологии греков равнозначен Зевсу. И таких примеров множество. Из-за этого есть мнение, что между мифами древней Греции и древнего Рима нет никакой разницы. Но это не так. Например, римляне считали, что достойная жизнь гарантирует высокий статус в загробной жизни, тогда как древние греки загробную жизнь во главу угла не ставили.
2. У древних греков был единый пантеон богов
Как и многие религии, древнегреческая мифология развивалась и изменялась с течением времени. Ученые считают, что мифы и предания начали развиваться около 2000 года до нашей эры, и они, вероятно, пришли из других древних религий, к примеру, критянской. Илиада и Одиссея были написаны Гомером между 800 и 700 г.г. до н.э., а к тому времени, система верований сильно изменилась. Например, в эллинистический империи люди часто почитали основателей своих городов, а живущие рядом с водоемами люди верили в нимф и почитали их. Кроме того, многие из преданий довольно долго передавались в устной форме, поэтому неудивительно, что они изменились с течением времени.
3. Олимпийских богов всего 12
Принято считать, что существовало 12 богов и богинь, которые якобы жили на горе Олимп. Проблема в том, что различные источники, в том числе различные древнегреческие тексты, не всегда упоминают одних и тех же богов. К олимпийцам относятся Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Афина, Аполлон, Артемида, Арес, Аид, Афродита, Гефест, Гермес и Гестия либо Дионис, при этом некоторых из них иногда заменяют на Геба, Гелиоса, Селену, Эос, Эроса или Персефону.
5. Зевс — всемогущий бог
Это заблуждение произошло из-за проецирования аспектов современных религий на древние. Много людей считают, что Зевс был некой древней версией их истинного, всемогущего Бога, но это было далеко не так. Судя по описаниям, Зевсу были присущи многие человеческие качества, а также он не мог контролировать все, в том числе других богов и судьбу.
6. Аид — воплощение зла
Принято считать, что Аид был каким-то коварным злодеем. Это заблуждение родилось в связи с тем, что он управлял подземным миром. Эта работа на самом деле была поручена ему Зевсом, а Аид просто добросовестно исполнял ее. Естественно, Аид не был совершенным — к примеру, он похитил Персефону. Но кто не без греха. Аида вовсе не считали злым или кем-то вроде дьявола.
7. Все боги были вымышленными персонажами
На самом деле, в греческой мифологии поэты часто описывали полубогов, которые не имели ни малейшего отношения к божествам. Они часто были реальными людьми, которые считались героями. Именно поэтому их описывали как богов.
8. Пандора открыла ящик, выпустив зло в мир
Выражение «ящик Пандоры» довольно хорошо известно, но в оригинальных мифах нет никакого упоминания насчет открывания коробки. Миф появился в стихотворении под названием «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода, которое было написано около 700 г. до н.э. Также в данном стихотворении Пандора открыла пифос (большой древнегреческий кувшин), выпустив зло в мир. В 16-м веке писатель по имени Эразм Роттердамский перевел эту историю на латынь, заменив пифос на ящик.
9. Древние греки поклонялись Аресу, богу войны
Поскольку одна из самых эпических поэм — «Илиада» повествовала о войне, многие люди посчитали, что бога войны почитали в древнегреческой мифологии. На самом деле, люди старались даже не упоминать Ареса, поскольку тот считался жестоким и у него был трудный характер. Более того, в мифах говорится о том, что Ареса недолюбливали даже его собственные родителеи, Зевс и Гера.
10. О древних мифах давно забыли
Хотя религии, о которых сегодня шла речь, полностью исчезли около 9 века н.э., отсылки на них до сих пор существуют (причем, не только в поп-культуре, хотя есть ряд фильмов о Геракле). Олимпиада изначально была фестивалем в честь Зевса, а некоторые ученые утверждают, что мифология повлияла на христианство. Иисуса часто сравнивают с Дионисом, греческим богом, связанным с вином, ритуалами и плодородием.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Как появились мифы древней греции аванта
Если мы зайдем в любой московский книжный магазин или откроем сайт интернет-магазина, предлагающий книги, то на тему, указанную в заглавии, мы найдем немало интересного. Кто из нас не читал мифов Древней Греции? Вряд ли есть такие люди среди не юного населения нашей страны. И мы, взрослые, покупаем эту литературу детям. Изучая мифы, читатель попадает в удивительную страну как фантазий, так и реалий одномоментно. Тут и подвиги, и приключения. И, конечно же, любовь и коварство, мужество и предательство, добросердечность и жестокость. Да вся гамма человеческих качеств и чувств! А вот надо ли читать, а уж тем более перечитывать мифы? Ведь год из года книг становится все больше и больше. И не по тиражам, а по разнообразию подхода к теме и всевозможным интерпретациям (пересказ в лучшем случае) уже всем известных историй.
НЕМНОГО ОБ ОЧЕВИДНОМ
Как написано в энциклопедии: «Слово «античная» в переводе с латинского (antigues) значит «древняя». Античную мифологию наряду с библейской по праву считают наиболее значительной по степени ее влияния на дальнейшее развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Под античной мифологией понимается общность греческих и римских мифов, поэтому иногда можно встретить термин «греко-римская мифология», хотя основой для римской мифологической системы была все же именно греческая. Римляне во многом заимствовали легенды Эллады, иногда по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Благодаря распространенным в Европе латыни и — в меньшей степени — древнегреческому языку античные мифы получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению».
А чем может помочь современному человеку знание древнегреческой мифологии? Зачем нам, людям ХХI века, все эти страсти и древняя возня? Студентов в расчет не берем, равно как и школьников. Это образование, тут и говорить нечего. Но ведь мифы Древней Греции в книжных магазинах продаются в отделах художественной литературы.
Современная наука полагает, что великий эпос не может появиться неожиданно и случайно. Трудно установить точно, когда появились первые греческие мифы и легенды, в которых были явлены миру человекоподобные боги, и есть ли они наследие древней критской культуры (3000-1200 годы до нашей эры или микенской (до 1550 года до нашей эры), когда на табличках уже встречаются имена Зевса и Геры, Афины и Артемиды. Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до нашей эры. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до нашей эры. К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей.
Есть много научных работ на эту тему. Мудреные и заумные. Одна из цитат. «Мифология — это сказки для взрослых. А кто сказал, что в сказках не говорится правда? Та часть правды, которая на данный момент человеку необходима и понятна. Это-инструмент для осознания реальности и своего места в ней, для самопознания, социализации и развития, для самосовершенствования и успешности в сложном, развивающемся и меняющемся мире. То, что составляет неизменную структуру — архетипы реальности».
А теперь — ближе к теме. Мифы Древней Греции у меня в библиотеке есть. Книги очень разные. Но я заказала в интернете новые (из доступных) издания. И получила их.
«Мифы и легенды древней Греции», Н. А. Кун ООО, Мир энциклопедий Аванта, 2009,
Боги и герои Древней Греции, Издательский дом «Проф-Пресс», Ростов-на-Дону, 2016, пересказ Л. Яхнина, художник А. Ходыревская;
Мифы Древней Греции, Издательство «Стрекоза», 2018, пересказ Л. Яхнин, М. Замотина, Е. Позина, художник А. Оноре;
Книга чудес. Двенадцать мифов Древней Греции, рассказанные детям Натаниэлем Готорном. М, Энас-книга, 2014.Перевод А. Смирнова, художник П. Высоцкий;
Мифы Древней Греции для детей. Рассказы о богах, богинях, героях, чудовищах и других созданиях. Хетэр Эликзэндер. Иллюстрации Мэрэдит Хэмилтон. Перевод М. Торчинской, ООО «Издательство АСТ», 2017,
Яблоко раздора. (Книжная серия «Сказки про древних богов, богинь, царей и богатырей»). М, Издательство Антология, 2017,
Тесей. (Книжная серия «Сказки про древних богов, богинь, царей и богатырей»). М, Издательство Антология, 2017,
Загадка сфинкса. (Книжная серия «Сказки про древних богов, богинь, царей и богатырей»). М. Антология, 2019.
НОВОЕ — ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Конечно, мифы Древней Греции нужно знать, ибо в мире греческая мифология повсюду: это названия городов, планет, птиц и так далее. Знание мифов поможет понять многие исторические события и реалии. И вообще мировую культуру. Культура Древних Эллинов наложила на цивилизацию неизгладимый отпечаток.
Миф как бы является свидетелем очень далеких времен и является частью культурного наследия. Без мифов не существовало бы европейского просвещения, а уж как обеднела бы мировая филология! А ведь мифы и создали весьма оригинальную теорию космогонии, когда боги были близки человеку и передавали им свои знания. Любая мифология, в том числе и древнегреческая — это система представлений людей о мироздании и месте человека в нем. Именно поэтому миф — совсем не сказка.
Почему мифы всегда были популярны? В случае с эллинами все просто. Греки населяли значительную часть Европы, имелись греческие колонии на многих территориях. А потому представления древних греков о мире и их культура распространились по евразийскому континенту. После завоевания Греции Римом пантеон греческих богов слился с римским, тем самым заложив основу европейской культуры.
После падения Рима и придания христианству статуса официальной религии античная культура, а также мифология, как ее основа, были забыты. Но в эпоху Возрождения античность стала эталоном для творческих людей: писателей, художников, скульпторов, писателей. Обращение к древнегреческой мифологии является одним из постулатов последователей классицизма. Вспомним оду Державина «Фелица» или оду Михаила Васильевича Ломоносова «Ода на день восшествия. ». В текстах имеются отсылки к античным мифам, а российские императрицы сравниваются с древнегреческими и римскими богинями.
А если перечитать А. С. Пушкина, В. А. Жуковского? Что касается словесности, то прекрасно сказал в свое время А. С. Пушкин: «Не считаю за нужное говорить о поэзии греков и римлян: кажется, каждый образованный человек должен иметь достаточное понятие о созданиях величавой древности».
В моем библиографическом списке есть пересказы мифов Древней Греции. Не всех, а выборочно. Когда-то я сотрудничала с различными издательствами, в том числе и со «Стрекозой». Каково же было мое изумление, когда в число новинок попала книга, в судьбе которой я принимала участие. Это Мифы Древней Греции, Издательство «Стрекоза», 2018, пересказ Л. Яхнин, М. Замотина, Е. Позина, художник А. Оноре.
Книжка, по-моему, неплохая. Но особо гордиться нечем. Текст писали мы с соавторами под заказ — надо было уложиться в объем, строго определенный макетом. Оформление тоже ничем не поразило, бывает и лучше, и проще. В этом издании все какие-то мрачные и злые.
Но вот в конце нашей книги есть сравнительная таблица соответствия Греческих богов Римским с комментариями. Очень полезная задумка. И прекрасно исполнена. Все кратко и понятно.
Еще одна книга. Боги и герои Древней Греции. Издательский дом «Проф-Пресс», Ростов-на-Дону, 2016, пересказ Л. Яхнина, художник А. Ходыревская.
Это пересказ известного писателя Леонида Яхнина, активно сотрудничавшего с различными издательствами в течение многих лет. Тоже я бы сказала, «классический» вариант пересказа. Художник для этого издания сделал добротные иллюстрации — яркие, простые и понятные. И по содержанию — к автору нет никаких вопросов — все традиционно. А вот словаря нет, что — искренне жаль. Не помешал бы!
МИФЫ, СКАЗКИ И РАССКАЗЫ? В ЧЕМ РАЗНИЦА?
В последнее время все чаще стали появляться на прилавках магазинов книги, где Мифы — уже не мифы, а все, что угодно. Рассказы. Повести, но чаще всего их отождествляют со сказками. Итак:
Мифы и сказки. Сошлюсь на мнение теоретиков литературы. Слово «миф» с греческого языка («mythos») переводится как «слово». Под мифом подразумевают повествование о духах, богах и древних героях. Исторически миф стал первой формой культуры человека, его отображения действительности. В мифе, как в единой системе, представлено все моральное, художественное, познавательное и практическое освоение мира. Его целостный образ и объяснение. С помощью мифов в образной манере древние люди передавали сложенные веками знания и представления о природе, взаимоотношении с ней человека, общественной жизни. Мифы складывались еще до появления мировых религий и обожествляли не абстрактных богов, а сами силы природы и стихийные страсти души человека, которые считались продолжением природной стихии. А слово «сказка» — русское; оно произошло от глаголов «сказывать», «сказать». Сказкой называют повествовательное произведение. Сказки бывают фольклорными и литературными, а по сюжету их делят на несколько типов. Больше всего близки к мифам волшебные сказки, в которых часто действуют силы природы под видом сил зла и добра. В них герой ищет справедливость и борется с силами зла.
Я нашла так много размышлений на тему «миф — сказка», и несколько решила процитировать.
«Миф отличается от сказки тем, что в мифе используются реальные места, реальные события (довольно часто) и реальные герои с приукрашением. В мифе повествуется, чаще всего о подвигах и каких либо героях. В сказке же большей частью вымысел. Ведь даже говорят «сказка ложь, да в ней намек. ». В сказке скрыт смысл и события в сказке принимают локальный масштаб в отличие от мифов. Да и в сказках довольно часто имеет место юмор, высмеивающий какой-либо человеческий порок, что крайне редко встречается в мифах. И еще небольшое отличие. В мифах всегда участвуют сверхъестественные существа, например минотавры, драконы. В сказках же, большей частью, героями становятся обычные люди, крестьяне. ( хотя чего только стоит «Колобок». )»
«Чему учат мифы и чем отличается миф от сказки: в основном главными героями и действующими персонажами. В мифах это как правило Боги и Люди, а в сказках Люди и Звери. В мифах даётся сравнительный анализ отношения Бога к Людям, Человека к Богу и познание Добра через Зло, а в сказке нужно самому найти ответ на вопрос где Правда и Ложь, Вымысел и Реальность».
«Миф от сказки отличается тем, что сказка более откровенна, чем миф. Миф всегда несет в себе элементы правдоподобия, а сказка не скрывает, что она создана фантазией человека. Мифы нередко создаются человеком невольно, когда нехватка информации дополняется домыслами, которые затем выдаются за достоверную информацию. Однако чаще всего мифы создаются сознательно. В последнее время создание мифов активно используется в информационной войне, например, все цветные революции, включая арабскую весну раскручивались за счет сознательно созданных мифов. Сказка же более чиста и откровенна. Она не пытается подменить собой правду, сказка хороша сама по себе».
«Миф — это история, сказание, в основе которого лежит представление и видение людей в тот период о своем существовании, об отношении между людьми, человека с природой, человека с богом (божествами). Сказка по своей сути это выдуманная история, некое волшебное действие, направленное на поучения. Пишутся и сочиняются сказки для того, чтобы дети могли различать, что такое хорошо и плохо, обычно они заканчиваются хеппи-эндом».
«Разница между мифами и сказками в том, что про сказки все и так понимают, что это выдуманные истории, для того, чтобы развлечь детей, а иногда и взрослых. А мифы рождаются на чём-то, то есть на вере во что-то. Например, в древнегреческих мифах есть Нюкта — ночь, титан океан. То есть греки использовали в своих мифах реальные силы природы, додумывая им наличие некой личности».
«Некоторые древнегреческие мифы так написаны, что лично у меня возникает подозрение, что не всё там, возможно, выдумано, просто скрыто от нас, простых смертных».
Такие вот мнения читателей. По сути все мысли похожи. И, главное, что читатели и мифы и сказки не оставляют без внимания. Это самое важное.
ПЕРЕИЗДАНИЕ НЕОБЫКНОВЕННОЙ КНИГИ.
Книга чудес. Двенадцать мифов Древней Греции, рассказанные детям Натаниэлем Готорном. М, Энас-книга, 2014. Перевод А. Смирнова, художник П. Высоцкий.
Это необыкновенная книга замечательного американского писателя Натаниэля Готорна (1804-1864) знакомит юных читателей с классическими древнегреческими мифами. Книга впервые вышла в России более чем за сто лет (давно не переиздавалась). Она знакомит юных читателей с двенадцатью древнегреческими мифами. Правда, стиль авторского изложения далек от классического: по мотивам известных легенд Н. Готорн написал свои, полные фантазии и юмора, увлекательные и забавные истории для детей.
В книге сохранены, как теперь говорят, «прикольные» прозвища, которыми автор наградил некоторых мифических персонажей — богов, чудовищ и прочих неведомых существ. Так, например, проворного бога Гермеса (в римской мифологии — Меркурия), участника множества историй, он назвал «Пронырой». В отдельных рассказах имена античных героев взяты писателем из древнеримских версий мифов (Геркулес, он же Геракл, Улисс, он же Одиссей и др.).
Издатели сознательно не стали перегружать книгу ссылками и комментариями: если юный читатель под впечатлением от живых, местами просто озорных рассказов Готорна — увлечется древнегреческой мифологией, впоследствии ему будет тем более интересно ознакомиться с первоисточниками.
Автор в обращении пишет: «Автор уже давно был того мнения, что многие классические мифы могут быть изложены для детей и послужить прекрасным материалом для чтения. В этой небольшой книжке автор решился издать десяток именно подобных рассказов. Автор не отрицает, что совершил преступление, поддавшись своей капризной фантазии, облекшей в совершенно новую форму то, что освящено давностью двух или трех тысячелетий. Никакая эпоха не может требовать привилегии на неприкосновенность своих преданий. Предания эти как будто никогда не были созданы и, конечно, никогда не погибнут — пока существует род людской. И именно потому, что они вечны, всякий возраст имеет право пользоваться ими, согласовать их со своими и чувствами и запечатлеть их в своей памяти. В предлагаемом изложении, быть может, они потеряют свой классический стиль (автор и не старался сохранить его) и будут воспроизведены в вольном изложении.
Занимаясь этим приятным литературным трудом, автор не думал, что необходимо всегда снисходить до детского понимания. Иногда сам сюжет уносил его выше этого понимания, но автор не останавливал этого стремления, если чувствовал, что легко и свободно может следовать за ним. Дети необыкновенно чутки и одарены невероятной проницательностью ко всему, в чем участвует возвышенная фантазия или глубокое чувство, если только сюжеты не лишены простоты. Только искусственно и запутанное затрудняет их восприятие».
Я с удовольствием прочитала прекрасный перевод, порадовали иллюстрации — великолепная строгая графика. Правда, нет ни именного указателя, ни пояснений, ни словаря. Хотя издатели и говорят в предисловии, почему они так поступили, я считаю, что это небольшой, но существенный недостаток книги. Из текста не всегда понятно, кто есть кто. И искать справки где-то еще, а не в этой книге, очень неудобно.
Мифы Древней Греции для детей. Рассказы о богах, богинях, героях, чудовищах и других созданиях. Хетэр Эликзэндер. Иллюстрации Мэрэдит Хэмилтон. Перевод М. Торчинской, ООО «Издательство АСТ», 2017.
Нестандартного формата книга (большая и квадратная) — что очень неудобно. Падает с полки, никуда не помещается. На обложке и внутри книги рисунки как будто сделаны маленькими ребенком. Поначалу удивляет, потом привыкаешь. К последней странице мне даже стало это нравиться.
Есть больший именной указатель в конце книги — на какой странице кто (и что) в первый раз упоминается. Полезно, конечно. Но он не полный. Например, указано, что Метис, мать Афины, а вот Иолай — кто? То есть указатель большой, но не во всем подробный.
В самой книге есть все. Точнее, всего понемногу. Миф — это всего лишь сказание, героями которого являются всевозможные боги, духи, первопредки человечества и тому подобные сущности. Именно по этой книжке понимаешь, что первые мифы возникли еще в первобытном обществе. Ведь практически у каждой народности встречаются мифы о происхождении мира и Вселенной, о происхождении человека, обрядовые мифы. Для мифов характерно очеловечивание природы: наивное представление каждого явления природы в виде человека. В переносном смысле миф — это ложное утверждение о чем-либо. Именно в этой книге все очень тесно переплетено: и сказка, и миф, и просто житейские истории. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой эпическое, прозаическое (чаще всего) произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенное на основе вымышленного сюжета. Очевидно, что сказка выросла из мифа. В данной книге — сказка равно рассказ. То есть — это вымышленные истории, правда, конец не всегда счастливый. Но без трагедий. Конечно, тут присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное — реальным.
Книга очень легко читается. И, повторюсь, совершенно невероятное впечатление оставляют иллюстрации. Как будто детишки нарисовали героев так, как они их видят и.
КЛАССИКА ЖАНРА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Знание основных сюжетов древнегреческой мифологии необходимо для любого культурного человека. Кто бы спорил? Книга Н. А. Куна относится к отечественной классике: по ней уже много поколений наших соотечественников открывали для себя мир античных легенд и поверий. Выразительность и ясность изложения, блестящее знание духовного наследия Древней Греции — вот основные черты книги «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна, самого известного сочинения русского историка, писателя, педагога. Эта замечательная книга, дающая ключ к пониманию всей мировой литературы и искусства, была написана более ста лет назад, в 1914 году, и с тех пор выдержала множество переизданий.
Вариантов книг Н. Куна и в самом деле много. Кто и как эти мифы не переиздавал. Даже в моей библиотеке их несколько. Да что говорить, в середине века ХХ других изданий просто не было. Все читали Н. Куна. Мой новый вариант — нестандартного формата, невероятно красивый — книга вся в фото-картинках, по которым разверстан текст. Но художник не указан. Есть дизайн-макет Т. Евсеевой. Подача материала несколько суховата. Написано коротко и по делу. Как будто указаны анкетные данные: и по олимпийским богам, и по героям — родился (мать, отец), женился (дети), умер (список подвигов прилагается). Утрирую, конечно, но впечатление краткого пересказа меня не покидало (по сути так оно и есть). Не могу отнести этот факт к минусам. Мне хватило информации. Все истории и приключения тоже изложены кратно. Повторюсь — книга невероятно красивая.
Но особенно «запала в душу» аннотация.
«Давно ушло время героев, лишь в мифах и легендах сохранились предания об их подвигах. Минули столетия. В прошлом осталась Древняя Греция. Но есть царство, где обитают теперь герои древнегреческих мифов и легенд. Это царство — звёздное небо. Здесь, среди звёзд, можно увидеть рядом Геркулеса, убивающего Стрелой Орла, терзавшего печень Прометея, волшебную Лиру Орфея, Персея с Андромедой, летящего рядом с ними крылатого коня Пегаса. Вот знаменитый охотник Орион, на которого несётся грозный Телец, а над ними пляшут и переливаются семь прекрасных звёздочек — Плеяды, дочери титана Атланта. Не по воле богов, а по воле человека вознесены на небеса герои древнегреческих Мифов. И сегодня завораживающая душу картина звёздного неба говорит не только о величии Вселенной, но и о величии человеческого духа и фантазии, создавших незабываемые образы. Пока существуют на Земле люди, им всем суждена вечная жизнь». Действительно любопытно. А в обращении к «К читателю» разъясняется. «Борьба (агон) как содержание жизни — эту идею внесли в мировую культуру древние греки, и мифы, и легенды. Древней Греции явили человечеству классические истории борьбы. Борьба с судьбой, борьба за власть, борьба за любовь, борьба за сокровища, борьба с неизвестностью, борьба с равными себе и теми, кто сильнее, и наконец, борьба со смертью. Каждый разворот книги, которую Вы держите в руках, отдельная пьеса на эту тему. А мифы и легенды изложены в чудесной интерпретации Николая Альбертовича Куна».
Вот так: и небо, и борьба. Но после прочтения, все встает на свои места. Словаря в конце нет, но много «врезов», так что все понятно и без Именного указателя.
КНИГИ АЛЕКСЕЯ РЯБИНИНА. ТРИ «КИТА» АВТОРА НА ТЕМУ МИФОВ.
«Яблоко раздора. Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей». М, Издательство Антология, 2017,
«Тесей. Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей», М, Издательство Антология, 2017,
«Загадка сфинкса. Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей». М. Антология, 2019.
Все три книги Алексея Рябинина объединены в серию «Сказки про древних богов, богинь, царей и богатырей». Именно сказки. Так он определят жанр своего повествования. Конечно, это произведения о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных сил, а потому они могут считаться сказкой. Вот так автор решил. И все тут! Кстати, в Древней Греции не было богатырей. Герои имелись, а вот богатыри — это как-то не по-гречески. Специалисты считают, что слово «богатырь» имеет восточное происхождение и зафиксировано во многих языках: тюркских, монгольском, бурятском, иранских, хинди. Согласно современным данным, впервые богатырями в русских летописях названы воеводы (темники) монгольского царя в Ипатьевской летописи. А вот в мифах Древней Греции говорится, что от браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не были бессмертными. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение. Но почему-то Алексею Рябинину больше нравятся богатыри, а не герои.
Начнем с первой книги «Яблоко раздора». Написана она увлекательно, что является ее несомненным достоинством. Очень легко читается, симпатичное оформление. Все ясно и понятно. Перед нами ведь художественное произведение, а не расследование военных действий.
В одной из рецензий на эту книгу написано: «Я почувствовала в этой книге самое главное — очень трепетное отношение к событиям, понимание того, о чем автор пишет. Ведь древние греки давали своё объяснение происходящему, ибо вовремя поняли, что человек по своей сути слаб, а природой управляют более могущественные силы, которые предопределяют судьбы людей и управляют законами природы. Думаю, что мифы для них играли более важную роль, чем воспитание молодого поколения или простое развлечение для всех и каждого. Древние греки мифами в первую очередь, пытались дать ответ на самый главный вопрос: в чём смысл жизни. Точнее, пытались ответить за вопрос «для чего живёт человек». И между людьми и богами устанавливались самые тесные взаимоотношения, да и боги имели человеческие облики и наделены человеческими характерами».
Фантазия у древних греков очень богатая. И Алексей Рябинин очень хорошо это передает. И показывает нам лучшее, что есть в известных мифах. Мне нравится, что в отличие от других народов в древности, греки представляли богов здоровыми и красивыми людьми, а не наделяли их кошмарными чертами. Про героев и говорить нечего, это понятно. Древние греки были очень созвучны природе. В их мифологии есть гармония, несмотря на обилие в них войн и убийств, они остаются все-таки светлыми.
Вторая книга Алексея Рябинина — это невероятное хитросплетение жизненных и вымышленных историй о Тесее, сыне афинского царя Эгея и Эфры. Он принадлежит к поколению героев до Троянской войны. Тесей не просто силен, но и мудр, его деяния, как считали древние, стали образцом для всей Греции. Мифологический герой Тесей приобрёл черты легендарно-исторической личности.
Полное невероятных сюжетов повествование переносит нас на много-много лет назад, погружает в тайны и легенды. Что тут правда, а что вымысел, читатель может решить только сам, но интригующее, захватывающее действие книги не оставит равнодушным.
Книга третья, пожалуй, наиболее подробна и насыщена деталями, известными нам из «классических мифов». Автор по-прежнему называет их сказками. Добравшись до третьей книги, я наконец-то поняла, что они все-таки авторские. Ну. На тему мифов, так я бы сказала. То есть у А. Рябинина свое видение темы. И свой, авторский стиль изложения. Вот что интересно!
«Волшебная и загадочная история Фиванского царства, дворцовые тайны и интриги, жуткие чудовища, мрачные пророчества, злополучный царь Эдип и многое другое — в книге Алексея Рябинина «Загадка Сфинкса. Сказка про древних богов, богинь, царей и богатырей». Так сказано в аннотации.
В книге Алексея Рябинина безусловно события разворачиваются в Древней Элладе, насчет «волшебного и загадочного» — это утверждение слишком упрощено. Скорее события в этой книге разворачиваются увлекательно, хотя и это слово — «штамп». И герои книги, и уж тем более боги расчетливы и прямолинейны. «Завораживающее, полное невероятных сюжетов повествование переносит нас на много веков назад, погружает в тайны и легенды, в хитросплетения мифов Древней Греции. Читатель — и не важно, ребёнок он или взрослый, с удовольствием будет следить за интригующим, захватывающим действием». А вот и нет! Написана книга невероятно просто и очень легко читается. Без хитросплетений и завораживающего повествования. В этом ее несомненное достоинство. Есть в этой книге что-то удивительно современное. Мы как будто видим события со стороны, из времени сегодняшнего. И нам все понятно, без сложностей и путаницы.
«Очень давно, более трёх тысяч лет назад, не было в эллинских землях города, который мог бы сравниться с Фивами по богатству и могуществу. Здесь пересекались важнейшие торговые пути, сюда стекались сокровища со всей древней Эллады. Расположенный посреди Аонийской равнины у реки Итмен, этот город, окружённый неприступными стенами, с самого его основания владычествовал над ближними и дальними окрестностями, внушая страх врагам и покровительствуя друзьям».
Именно так говорит Алексей Рябинин. Доступно и понятно. Без восторженных охов и ахов, не нагнетая страха и ужаса. В его книге очень много описаний и разъяснений, казалось бы совсем простых, но конкретных.
«Если взглянуть на карту Греции, сразу станет понятно, что местоположение Фив имело значительные преимущества. Область Беотия, в центре которой расположены Фивы, находится в самом сердце современной Греции. Беотия граничит на востоке с Фокидой, самый известный город которой — Дельфы — был в древности главным местом паломничества, так как именно в Дельфах находился знаменитый Храм Аполлона, где Пифия изъясняла всем желающим волю богов и предсказывала будущее. К югу, минуя Мегары, можно было. » Дальше читатель сам выяснит, куда.
Книжки А. Рябинин, повторюсь, очень легко воспринимаются читателями любого возраста. Даже такое, казалось бы, самое простое географическое описание — создано автором замечательно. А уж если к этому добавляются элементы детектива (в меру) и «закручивается сюжет», то — поверьте на слово — книга читается на одном дыхании.
Книги этого автора легко пересказывать детям, что тоже очень важно. Да и дети без проблем могут их прочитать сами. Крупный шрифт, простые, четко, в деталях прорисованные картинки. Изданы все три книги в лучших традициях отечественной полиграфии. Словаря и комментариев в книгах нет. Но в тексте А. Рябинин подробно рассказывает, кто есть кто, а потому запутаться сложно. И почему-то хочется продолжения.
НА ПУТИ К КНИЖНОЙ ПОЛКЕ
Чтобы не говорили злопыхатели, любая мифология не примитивна.
Разные книги разных авторов — тому пример.
Мифология — это памятник древности, изящный, мудрый, шифрованный. Мифы (и сказки, и рассказы на тему мифов) нужно изучать (если хотите), пытаться понять (расшифровать).
Или просто читать и получать удовольствие.
Вам нужна легкость прочтения и ясность изложения — это Алексей Рябинин.
Беспечность и оригинальность — Хетэр Эликзэндер в переводе перевод М. Торчинской
Интересна необычная трактовка известных тем? Натаниэль Гордон в переводе А. Смирнова.
Классика жанра — Николай Кун, пересказы Леонида Яхнина.
Да и еще много хороших книг.
Я остановилась лишь на нескольких. Но все они заняли достойное место на моей книжной полке.