как пожить в монастыре месяц
Укроют от житейских невзгод женские монастыри России, куда можно приехать пожить
Монастыри в России всегда манили своей загадочностью, умиротворением и спокойствием. Тем, кто устал от суеты, хочет обрести покой и гармонию, разобраться в себе, можно посоветовать пожить несколько дней в этих священных местах. Чтобы выбрать женские монастыри России, куда можно приехать пожить, необходимо подумать о том, для чего вам нужно попасть в обитель. В качестве кого вы будете там находиться: паломника или трудника.
Много ли монастырей сейчас в России?
В 1914 году в дореволюционной России существовало огромное количество приходов, церквей. Только монастырей насчитывалось 1 025. После революции 1917 года практически все они исчезли, были разрушены и сожжены. В советские времена знали о существовании всего 16 таких мест.
С 1991 года монастыри начинают расти. И уже в 2013-м этих священных обителей становится 700. Но их число все растет, на сегодняшний день монастырей насчитывается более 1 000.
Поэтому всем, кто желает очистить свою душу от нехороших помыслов, пожить в труде и благочестии, нужно выбрать для себя место, где это действительно возможно.
В качестве кого посетить монастырь?
Православный монастырь может принять любую женщину. Но следует определиться, в качестве кого вы хотите туда попасть. Обитель принимает у себя трудников, волонтеров и паломников. В чем разница?
На сайтах всех крупных монастырей сейчас размещается информация, как попасть туда, какие условия нужно соблюсти. Предлагаются анкеты для заполнения и перечислены все требования.
Определите свою цель: хотите ли вы просто посмотреть монашескую жизнь или ваши намерения более серьезные. Попробуйте поработать волонтером или трудником. И только после этого принимайте решение о том, становиться ли вам в дальнейшем послушником или нет.
Основные правила, которые нужно соблюдать
Если вы определились с местом, куда вы направитесь, нужно обязательно связаться с представителями этого монастыря и узнать основные требования и правила, которые там есть.
Если ваша душа согласна со всеми правилами, которые нужно соблюдать, можно выбрать монастырь, который расположен рядом с местом, где вы проживаете.
Если же вы хотите изучить женские монастыри России и решаете, куда можно приехать пожить, посмотрите следующие известные обители.
Женский монастырь Варлаамо-Хутынский
Он находится в Новгородской области на реке Волхов рядом с деревушкой Хутынь. Здесь всегда ждут желающих работать и помогать в повседневных делах. Специально для этих целей на территории есть недорогая гостиница. Очереди на жилье в ней занимать не нужно. Для любого желающего всегда найдется подходящее место.
Приглашаются православные христиане, которые ведут здоровый образ жизни, не курят, не употребляют спиртное и следуют Божьим Законам.
Добраться до этого монастыря не трудно. От новгородского вокзала прямо до обители пролегает маршрут автобуса № 121.
Женский монастырь Введено-Оятский
Эта обитель находится в Ленинградской области. Чтобы попасть туда, необходимо от автовокзала Санкт-Петербурга или автовокзала «Северный» сесть на автобус и доехать до остановки «Доможирово». Также можно доехать до станции Оять на электропоезде от Московского или Ладожского вокзала.
Здесь ждут трудников, которые будут работать на благо монастыря и находиться на полном его обеспечении. Обязательно нужно трудиться наравне со всеми, выполняя работы по силам, и строго соблюдать распорядок обители. С собой можно взять детей старше 14 лет.
К сожалению, этот монастырь не принимает тех, кто хочет избавиться от наркозависимости или алкоголизма.
Перед тем, как приехать, нужно созвониться с матушкой и все обговорить. С собой иметь документы, необходимые вещи, даже допускаются рабочие брюки. Также необходимо иметь при себе деньги на дорогу.
Вышенский женский монастырь
Эта обитель славится тем, что здесь можно поклониться святым мощам святителя Феофана Затворника и Казанской иконе Божьей Матери. Природная красота этих мест и атмосфера доброты, любви притягивают в Рязанскую область много паломников и трудников.
Работы всегда много, поэтому сюда приглашают целые семьи. Находится этот монастырь недалеко от города Шацка около поселка Выша. Доехать можно как на личном транспорте, так и автобусом, который отправляется от автовокзала Шацка.
Николо-Сольбинский женский монастырь
Тех, кто мечтает пожить в трудах и молитвах, монастырь с радостью примет под свое крыло. Обязательное условие: иметь при себе удостоверение личности, в котором указана прописка! С собой также следует взять теплую и рабочую одежду, так как в этих местах всегда прохладно. Не лишними будут различные средства от комаров и мошек, лекарства.
Эта обитель славится своим целебным источником и специальной купальней. Поэтому захватите с собой рубашку для купания и посуду, чтобы набрать целебной воды.
Добраться до места можно различными способами. Например, от автовокзала города Москвы до Сергиева Посада, а далее до села Нагорье. Если вы предупредите, когда прибудете, машина монастыря обязательно вас встретит.
Ново-Тихвинский женский монастырь
В этом знаменитом монастыре работают только трудницы, которые готовы оказать любую посильную помощь и являются благочестивыми и послушными женщинами.
Попробуйте жить послушницей, потрудитесь и познакомьтесь с монастырским укладом. Только тогда можно будет понять, соответствует ли ваш внутренний мир этому умиротворению и укладу жизни. Здесь можно участвовать во всех таинствах, поговорить с сестрами и Матушкой, много молиться и думать. В свободное вечернее время доступно посещение церковной библиотеки.
Доехать до этого святого места можно по маршруту 23-го автобуса, который отходит от ж/д вокзала г. Екатеринбурга.
Покрово-Тервенический женский монастырь
Этот монастырь готов принять всех желающих потрудиться вместе с послушницами. Обязательными условиями являются посещение церковных служб и ежедневная работа. В обители для трудниц приготовлены деревянные домики, в которых размещаются 6 человек. Все прибывшие обеспечиваются питанием.
С собой нужно взять удостоверение личности, рабочую одежду, средства от насекомых.
Добраться до места можно автобусом или поездом: до г. Лодейное поле, а уже оттуда до деревни Тервеничи. От Санкт Петербурга до места назначения весь путь займет примерно 6–7 часов. Тем, кто желает поселиться в обители на долгий срок, монастырь предоставляет бесплатный транспорт.
Свято-Варсонофиевский женский монастырь
В Республике Мордовии есть монастырь, с удовольствием принимающий у себя православных христиан, которые хотят пожить при монастыре. Добраться до него можно на автобусе: до остановки «Новые выселки» (направление на Спасск).
Здесь действуют те же правила, что и в других женских монастырях.
Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Этот монастырь пользуется огромной популярностью среди паломников. Он расположен в с. Дивеево Новгородской области. Его видно с любой стороны. Около монастырских ворот стоят охранники, у которых можно узнать все подробности проживания в этом месте.
Чтобы попасть сюда пожить, следует действовать через центр паломничества, где вам дадут всю необходимую информацию. Главное здесь, как и в других монастырях, — ваш труд в обмен на житье и пищу.
Легче всего добираться сюда через Арзамас или на автобусе, следующем во Владимир из Москвы.
Пюхтицкий женский монастырь
Тем, кто захочет пожить в этом монастыре в Эстонии, необходимо послать запрос на электронную почту обители. В нем подробно указывается вся личная информация, описывается биография и сообщаются такие сведения:
Ответ приходит не раньше, чем через неделю. Если ваш приезд одобрят, ехать нужно поездом «Москва — Таллин» до станции Йыхви, а потом на автобусе до Куремяэ.
Каждая православная христианка может выбрать любые женские монастыри России, куда можно приехать пожить. Работа во Славу Божию всегда идет на пользу человеческой душе. Но если вы устанете или захотите вернуться к мирской жизни, это будет легко сделать. При этом вы почувствуете, как изменилось ваше мировоззрение, как умиротворенно и светло становится на сердце от Божьего труда и чистой молитвы.
В естественной среде обитания
Самый плохой блог о путешествиях
Поделиться этой записью
Рубрики
Свежие записи
Архивы записей
Свежие комментарии
Бесплатный ночлег в христианских/православных монастырях и церквях
С этой статьи начинается трилогия о возможных вариантах бесплатного ночлега в монастырях и прочих христианских религиозных заведениях, а также о других видах помощи, которые иногда с Божьей помощью можно получить в них. Ссылка на следующую часть трилогии по законам жанра лежит в конце оной записи.
Автор в предыдущую дюжину лет под видом путешественника и паломника посетил много религиозных мест, храмов, монастырей и прочих ашрамов (также есть отдельные статьи про ночлег в мечетях (там из двух статей) и в буддистских монастырях/храмах — преимущественно Таиланда.. Спал в них, кушал, иногда помогал по хозяйству (переводя дух от перемещений в пространстве), в итоге накопив никому не нужный опыт, которым решил поделиться.
СОДЕРЖАНИЕ:
Свечкоставляние в церкви Квирике (12 века) во время праздника Квирикоба, что происходит в Верхней Сванетии (Грузия) каждый год 28 июля. Сюда в этот день стекается очень много народу.
Введение
Как многие знают, с повсеместным развитием капитализма многие священники и прочие верующие стараются не упустить шанса заработать на паломниках и организуют платные ночлежки и даже гостиницы при монастырях (особенно вблизи Москвы, Санкт-Петербурга). Ну что же, они имеют на это право, а судить нас всех будет сами знаете Кто.
Ну а в данном трёх-серийном романе речь пойдёт о способах бесплатного ночлега в христианских заведениях (в основном, в православных), а также о других видах помощи (кою могут оказать в оных организациях), но о них — в последней части сей трилогии.
Нельзя сказать, что я верую в Бога (равно как далеко и не супротив сей идеи и её приверженцев). Лучше уж сказать так, что скорее доверяю Богу, нежели верю в него.
В общем, отношусь ко всем религиям и их представителям достаточно лояльно и с уважением. Ну разве что, к воинствующим вахаббитам и прочим радикалам и воякам от религии отношение несколько иное.
Следовательно, по вопросам, касаемым христианства (и в частности православия и сопутствующих факторов), позиция автора сего текста достаточно нейтральна (как автору кажется, разумеется)… Тем паче, что он считает, что вера в какие-либо высшие силы обычно идёт на пользу и самому верующему (особенно в плане его психики), и обществу.
Узнали Нашего Спасителя, во имя Кого воздвигаются многочисленные церкви и монастыри? Это на воротах в католическую церковь в стране Босния. Современное искусство к католикам несколько ближе, чем к православным. По крайней мере, это заметно на Балканах.
Возможно, что благодаря прочтению этих статей (или одной из них) кто-то действительно будет чаще проситься в эти заведения особого режима, и возможно, осядет в монастыре и/или примет христианскую веру. Ну а коли не примет, ну значит на то воля Всевышнего.
Также мне не раз встречались люди (совсем не бомжи, а имеющие работу и прочие статусы нормального гражданина), что хотели бы пожить в монастыре какое-то время (неделя-месяц), и спрашивали у меня, что там да как… Наверно, и кому-то из таких вот, желающих просто пожить или поработать в хорошем/необычном месте, будет полезен сей трактат… Но в любом случае, неисповедимы пути Господни.
Иногда церковь помогает не только человеку, но и животным. Например, этим овцам, зашедшим спрятаться в оную старинную полуразрушенную часовню (где иногда люди ставят свечи). Это близ села Енокаван в армянской провинции Тавуш.
В каком-то смысле этот труд ориентирован на читателя мужского пола, но не потому, что слово «человек» мужского рода. А потому, что сей труд написан с точки зрения и опыта мужчины (поимевшего опыт множества ночёвок в мужских монастырях).
Наверное, опыт женщины в данном вопросе был бы несколько иным. Ибо, женщин обычно не пущают в мужской монастырь на постой хотя бы на 1 ночь… Исключения обычно лишь в каких-нибудь известных и часто посещаемых монастырях, имеющих некие «помещения для размещения паломников». (А уж женский опыт ночлега в мечетях, тем более, был бы иным).
Однако, милым дамам тоже сей трактат может сгодиться, благо что правила в мужских и женских монастырях (особенно православных) достаточно схожи, на взгляд автора.
На хорватском празднике при хорватской католической церкви в городке Чаплина в стране Босния и Герцеговина. В этом городке 90% жителей хорваты и в тот день был праздник с танцами, угощеньями… Ну а священник церкви дал мне приют на два дня, за что ему большое спасибо, как и всем остальным помогавшим.
Описание терминов
Когда в тексте будет написано «православные» или «верующие в ту или иную религию» или «приверженцы той или иной религии», то будут иметься в виду действительно верующие в их религию люди и совершающие какие-то молитвы и т.д., а НЕ этнические православные, мусульмане или представители других течений.
Такой вот необычный католический кафедральный собор в городе Баня Лука (страна Босния и Герцеговина).
Например, я (родившись слявянином) автоматически учтён как «православный». И ещё 100 млн (или 120) славян, живущих в Российской Федерации, записаны как «православные». На самом же деле, как мы знаем, далеко не все являются таковыми, а по бОльшей части ишь этническими православными… Думаю, что в Беларуси и Украине подобная ситуация, а вот, например, в Грузии уже явно больше действительно верующих (в процентном отношении на душу населения).
Церковнослужители таких «этнических православных» считают НЕвоцерковлёнными. То бишь, неприученными к церкви и прочим религиозным ноухау. А те, кто ходит в церковь и соблюдает обряды, тот воцерковлённый православный, то есть, нормальный.
Вид с угловой башни Спасо-Яковлевского монастыря в городке Ростов Великий Ярославской области.
Малая часть коптского православного монастыря Святого Антония в Египте. Для русского глаза такой пейзаж подле православного монастыря весьма необычен.
Примерно половина православных христиан — это довольно ревнивые люди насчёт их веры (например, по сравнению с буддистами, да даже и с индуистами). Как и большинство представителей других авраамических религий и их деноминаций, зачастую они не рады видеть на их территории человека, не разделяющего их взгляды. Вне их территории, разумеется, тоже не очень рады видеть, но «дома» ещё ярче это проявляется по моим многочисленным наблюдениям.
Особенно, если пришедший в православное заведение человек является русским/славянином, и по умолчанию «должен быть» православным и следовать религии своих предков (последних нескольких веков), но по факту не является таковым. И монастырские могут расценить это как «предательство своей исконной веры» (тут я, пожалуй, не буду углубляться в детали и расширять ваш и без того широкий кругозор).
Да, автор не является православным христианином, но периодически ночует в православных монастырях, церквях (не внутри церквей, а на их территории), церковных школах и т.д…
Не только в православных, но и в католических, протестантских, баптистских, и прочих христианских церквях. И не только в России, но и в других странах доводилось много раз ночевать в оных организациях. Равно как и в зданиях прочих религиозных течений.
«Скоропослушница» — это приход во имя иконы Божьей матери в Нижнем Тагиле на Урале, оккупировавший одну из квартир на первом этаже жилого дома. В этом маленьком приходе путника вряд ли поселят на ночь, но могут оказать скорую психологическую помощь (оттого он и назван «Скоропослушница»), указать на истинный путь к счастью.
Что увеличивает шансы на предоставление ночлега в христианских заведениях
Впрочем, многие описанные аспекты будут касаться и ночлега в учреждениях других религий и учений.
Разумеется, при определённом раскладе в каком-нибудь монастыре на ночлег пустят почти любого (из «любви к ближнему», так сказать). Но это лишь редчайшее исключение из правил.
Также, в данном случае в понятие «скромность» я вкладываю «НЕвысокий уровень эго»… Чем меньше проявляется (по крайней мере, при прошении на ночлег) в вас эгоизма (например, включая гордыню), тем лучше для достижения результата. При этом выглядеть жалостливо (например, умоляя о помощи) — тоже не самый лучший вариант.
И кстати, если бы Вселенная захотела, она раздавила бы тебя в два счёта. Так что, прими предложенное ею развитие событий и не ропщи.
(Вместо слова «Вселенная» можно подставить …., …., ну ты уже понял)
В церкви монастыря Алаверди в Грузии. На стенах видны остатки древних фресок/рисунков. В левом нижнем углу — трон для всегрузинского патриарха (и только для него), навещающего периодически многие важнейшие грузинские церкви.
Если вы другой веры или неверующий?
Если вы не православный гражданин (наверно даже если вы просто христианин, но какой-нибудь баптист), и вас не спросили о вашей религии/философии (а при устройстве на ночь спросить могут легко, если вы никак ещё не показали вашу православность), то лучше не говорить, что вы не являетесь их братом/сестрой по разуму, дабы не травмировать окружающих в сей момент вас людей.
При определённых раскладах могут дать приют НЕправославному (конечно, при условии, что он не будет агитировать принимать его веру или отсутствие оной, а будет скромен), но это как правило вдали от часто посещаемых мест, где местные не избалованы частыми наездами туристов или паломников.
Да и вообще зависит от устава монастыря и от его настоятеля. Или от священника городской/сельской церкви, куда вы припёрлись в надежде поспать.
Церковные люди бывают как достаточно фанатичные и ревнивые к своей вере, так и более-менее либеральные (но почти в любом случае считающие свою веру наиболее единственно правильной)… Но обычно попадались представители первого варианта, с которыми сложно что-то обсуждать на религиозную тему (да и не только на неё), не совпадающее с их давно установленным видением.
В одной из церквей в монастыре Святого Антония (4 века) в Египте (кстати, вот отдельно про коптов-христиан в Египте). Поскольку монастырь древний, то и детали его сооружений ассимметричные и подчёркивающие древность.
Как следует быть одетым
На входе в главную (но маленькую) молебную комнату в церкви монастыря в Ушгули (это в самом прекрасном грузинском регионе Верхняя Сванетия). Дверной косяк со старинной резьбой. Внутри комнаты старинные фрески. Женщины, как видите, все в платках.
У женщин обязательны юбки и чтобы блузка/майка/кофта были без декольте (по крайней мере, в монастырь вас в таком виде могут не пустить, а в церковь будет попроще пройти, Но на декольте могут очень косо смотреть). Брюки у женщин не приветствуются (на входе в церковь или монастырь часто висят юбки, которые можно одевать прямо поверх брюк, но потом надо бы обратно класть).
Сей пункт про одеяние намного меньше относится к другим христианским ветвям окромя православия (ибо православные традиции построже, нежели у католиков и протестантов/баптистов). Но почти в равной степени данный абзац относится и к поведению в мусульманских заведениях и прочих местах.
Снимок сделан в Грузии.
В грузинском храме Джвари 4 века (это около Мцхеты) идёт процессия венчания.. Молодожёнам (хотя, они не кажутся молодыми) надели на головы по короне, и они стали как бы временно королями. Ну таковы уж их грузинские традиции… При определённом раскладе вас также могут попросить постоять на какой-то службе.
Насколько знаю понятия православных, даже если человек не их веры, то всё равно они считают, что будет лучше, если у сего иноверца будет крестик. Это будет беречь его, и впоследствии, дай Бог, подсобит на пути принятия истинной веры.
То же самое и в вышеупомянутом пункте с целованием икон и прочих святынь. Любая святыня сильнее любых демонических сил (как говорили мне некоторые священники). И следовательно, даже неверующий грешник путём прикладывания своих губ к святости несколько очищает себя. Вот.
А это технологическая новинка последних лет. В одном ящике собраны мощи (даже частицы мощей) разных святых из разных стран. Все мощи подписаны табличками… Некоторые паломники не только целуют сей ящик, но и фотографируют на память (возможно, будут целовать фотографию?, но наверно, всё-таки нет, а скорее на память). Также в наличии материал (в основном фотографический) о забавных могилах и кладбищах на Кавказе.
Спрашивают ли паспорт
Следующую часть этой монастырско-церковной темы смотрите в статье об устройстве и уставе монастыря, об иерархии его жителей (от настоятеля до трудников), обрядах и об обязательных и не очень обязательных утренних/вечерних молитвах.
Также есть общий сборник ссылок на трактаты автора о различных способах малобюджетных паломничеств и путешествий (в том числе, о других вариантах ночлега)… В той же когорте дислоцируется и статья про автостоп (обычно сей метод передвижения используется далеко не богатыми путниками, периодически ищущими бесплатный ночлег).
«Сплошной некрополь»: как уйти в монастырь и что там ждет
Марина Найденкова
На сегодняшний день в российских монастырях живут тысячи монахов и монахинь. Кто-то из них пришел в обитель из-за страха расплаты за грехи, кто-то — из-за желания обменять служение на рай, а кто-то — просто из-за любви к Богу. При этом прожить жизнь в монастыре — непростое решение и большое испытание. «Вечерняя Москва» узнала, кто может уйти в монастырь, какие трудности встретятся ему на пути к Богу, а также почему обители называют некрополями.
Почему уходят
У каждого человека свои причины, чтобы уйти в монастырь, рассказал наместник ставропигиального Новоиерусалимского монастыря архимандрит Феофилакт. Но всех людей, по его словам, объединяет любовь к Богу, а их на сегодняшний день тысячи человек.
— Сколько людей, столько и путей в царство небесное. Самые разные люди. У нас тысячи монастырей, тысячи монашествующих, — сказал Феофилакт.
Обычно в монастырь уходят по трем причинам. Первая — страх. Например, человек жил и грешил, а потом понял, что ему, грешнику, нужно спастись, и он идет в монастырь каяться и плакать.
— Вторая причина — это купец. То есть ты — мне, я — тебе. Такое тоже бывает, и над таким нельзя смеяться. Например, господи, я пойду в монастырь, а ты мне потом даруешь рай. Вторая ступенька — ее тоже надо пройти — ступенька страха, ступенька купца, — сказал собеседник «ВМ».
Третья причина, по которой уходят в монастырь, проста. Ее можно назвать ступенькой сыновства: как безоговорочно дети любят родителей, не ради чего-то, так и люди любят Бога, называя его Отцом и Творцом, который любит человека. Эта ступенька — самая главная у большинства ушедших в монастырь.
Как уйти
Феофилакт рассказал, что, для того чтобы уйти в обитель, нужно только желание. При этом принять община может только совершеннолетних граждан. Сначала нужно определиться, в каком монастыре хотелось бы прожить жизнь. Для этого следует посетить пять–семь учреждений. Конечно, мужчины могут рассматривать только мужские монастыри, а женщины — женские.
Верные и неверные
В начале пути в монастырь можно выбирать обитель: пожить в одной, потом в другой, в третьей просто помолиться. Точнее, до того момента, пока пришедший в монастырь не дал обет и стал послушником или послушницей. Обычно этот период длится от года до трех лет. За это время можно осознать, насколько человек вообще готов провести всю жизнь в монастыре, или он все же хочет создать свою семью и жить светской жизнью.
— Если они поняли, что это не для них, то, слава богу, молодец, герой. В таких вещах мы шутим: дадим деньги на такси, на букет цветов для невесты, на то, чтобы он довез ее на такси до ЗАГСа и они подали заявление. Если он понял, что его путь — мирская семейная жизнь, что он, например, не может без жены, ну ладно, слава богу, что он разобрался в себе и понял, что его путь — мирская семейная жизнь. Молодец, очень честный и порядочный человек: он не врет другим и, самое главное, себе. То же касается девушки, которая так поступила. И пока идет период искуса, послушничества, они имеют право принять соответствующее решение, — сказал Феофилакт.
Как рассказал в беседе с «ВМ» насельник Пафнутьево-Боровского монастыря иеромонах Фотий, перед тем как решиться остаться в обители, «человеку нужно 300 раз подумать об этом, потому что это не романтика, о которой пишут в книгах».
— Тебе надо будет проходить искус, проходить все этапы перед поступлением в братию. Сначала ты становишься трудником, потом кандидатом в братию, потом послушником, надеваешь подрясник, но ты еще не монах. В этот период подготовки нужно иметь максимальное терпение, потому что тебя будут испытывать на смирение. Оно пригодится в течение всей жизни в монастыре, потому что одна из главных добродетелей в монастыре — послушание, — сказал Фотий.
Послушание — одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются новички в монастыре. Особенно это касается людей, которые приходят в обитель уже в зрелом возрасте, со сложившимся характером и привычками. Фотий также отметил, что в женском монастыре дисциплина строже. Поэтому молодым девушкам, которые решили провести свою жизнь в стенах обители, особенно нужно подумать над выбором.
— Как правило, женские монастыри более наполненные. Дисциплина намного строже, чем в мужских. Есть, конечно, очень строгие мужские монастыри, но все-таки. Надо понимать, когда уходят молодые девушки, что в женском коллективе им придется несладко, — сказал собеседник «ВМ».
Если монахиня идет на исповедь, по его словам, она должна говорить и об известном ей грехе своей сестры. Если не расскажет, грех будет на каждой из сестер.
Священник рассказал, когда нужно молиться Александру Невскому
Работа
По словам Фотия, во всех монастырях разные уставы. Но у монахов и монахинь в течение дня есть послушание или даже послушания. Например, могут отправить на работу в коровник. Там можно пробыть до середины дня. После этого нужно будет отправиться для работы за компьютером, а в конце дня — помочь с делами в храме.
— У каждого, если берем мужской монастырь, брата есть пара послушаний точно. Иногда бывают общие послушания. Например, отправляют собирать картошку или пропалывать что-нибудь, — сказал Фотий.
Что касается финансового вопроса, то в обители даже выплачивают зарплату. Правда, она не такая большая, как в миру. Прожить на нее вряд ли получится, но и платить в монастыре ни за что не нужно. Рассматривать зарплату послушников приходится лишь как карманные расходы.
По словам Фотия, время на отдых у монахов и монахинь есть. Каждый организовывает его самостоятельно. Кто-то читает, кто-то за компьютером что-то делает. Кроме того, в некоторых монастырях разрешен выход за пределы учреждения, но по согласованию.
Фотий также добавил, что, если подвижник пренебрег правилами обители, например, нарушено послушание в наглой форме, могут сделать предупреждение. А за грубое нарушение — даже попросить покинуть монастырь.
Уйти?
Если человек остался в обители, его постригли, то среди прочих обетов он дает клятву жить в выбранном монастыре до смерти, отметил Феофилакт.
В монастыре живут до смерти. По словам Феофилакта, есть даже такой принцип: «зашел в монастырь — зашел как в могилу, кто из могилы вышел раньше всеобщего воскресения, тот погиб».
— То есть если в монастырь пришел, ты умер в миру. Ты должен там находиться, подвязаться, а после смерти смешать свой прах с костями предшествующих подвижников. Поэтому всякий монастырь — это сплошной некрополь, — заключил Феофилакт.