как правильно читать апостол на литургии как подготовить чтение апостола

Алгоритм чтения Апостола

Алгоритм чтения Апостола

Иерей: Вонмем. Мир всем.

Чтец: И духови твоему.

Иерей: Премудрость.

Чтец: Прокимен, глас (…) Прокимен целиком.

Хор: прокимен.

Чтец: Стих.

Хор – прокимен.

Чтец: Прокимен (1 часть – до запятой).

Хор: 2-ю часть прокимна.

(Если есть второй прокимен, то вместо этого

Чтец: Прокимен, глас (…). Прокимен целиком. Хор: прокимен).

Иерей: Премудрость.

Чтец : К Римляном Послания святаго апостола Павла чтение, или: Соборнаго Послания Иаковля чтение; или: Деяний святых апостол чтение и т. д. (смотря по тому, какое чтение положено).

Иерей: Вонмем.

Чтец читает Апостол…

Иерей: Мир ти, чтущему.

Чтец: И духови твоему.

Иерей: Премудрость.

Чтец: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа

Хор поет “Аллилуйя”- трижды

Чтец: 1-й стих аллилуиария;

Хор: “Аллилуйя” трижды

Чтец: 2-й стих аллилуиария,

Хор: “Аллилуйя” трижды

(Если два чтения, то
Чтец : Аллилуйя (3 раза) Хор: “Аллилуйя” трижды,
Чтец: стих первого аллилуиария, Хор: “Аллилуйя” трижды
Чтец: стих второго аллилуиария, Хор: “Аллилуйя” трижды)

Источник

ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИЯ

Вслед за обрядом входа с Евангелием, оканчивающегося пением Трисвятого, совершается чтение новозаветных книг Священного Писания: Апостола и Евангелия. В богослужебном употреблении Апостолом называется соединение в одной книге Деяний Святых Апостолов, семи Соборных посланий (Иакова, двух Петра, трех Иоанна и Иуды) и четырнадцати посланий апостола Павла, а Евангелием – книга четырех евангелистов.

В первые века христианской Церкви на литургии были читаемы не только одни новозаветные книги, но и ветхозаветные. С течением времени, около V века, по причине снисхождения к немощи слушателей, утомлявшихся продолжительными чтениями, на что в свое время жаловался еще святой Иоанн Златоуст, установлено читать на литургии только из новозаветных книг – Апостола и Евангелия; чтения же из ветхозаветных книг отнесены к вечерне, а Великим постом, накануне праздников Рождества и Богоявления, – также и к часам; на литургии же предлагаются только тогда, когда она соединяется с вечерней.

Kниги Нового Завета – Апостол и Евангелие – обыкновенно делятся на главы и стихи; но для употребления в церковном богослужении они, помимо этого, делятся еще на так называемые зачала, подобно тому как ветхозаветные книги для чтения в синагогах делились на части (параши). Kнига Апостол имеет один общий счет зачал; в книге же Евангелия каждое из четырех Евангелий имеет свой особый счет зачал.

Кроме рядовых зачал есть еще особые чтения или зачала из Апостола и Евангелия, приспособленные к особым воспоминаниям, усвоенным тому или иному дню. Сюда принадлежат: а) Апостолы и Евангелия для некоторых субботних и воскресных дней в году (например, перед Рождеством Христовым, перед Воздвижением); б) Апостолы и Евангелия для праздников в честь Господа, Богородицы и некоторых святых; в) Апостолы и Евангелия общие известному лику святых, которым не положено особых зачал. Иногда на литургии к рядовому зачалу присовокупляется евангельское и апостольское заупокойное чтение, о болящих, о путешествующих и на другие случаи.

Представим несколько примеров апостольских и евангельских чтений на литургии, примененных к особым церковным воспоминаниям в известные дни.

В субботу перед Рождеством Христовым Церковь готовит нас к этому празднику чтением из Послания к Галатам ( Гал. 3, 8–12 ) о том, что оправдание зависит не от дел закона, ибо сам закон грозит проклятием всякому, не исполнившему всех его предписаний, – а от веры, и что в этом именно смысле надо понимать обетование, данное Аврааму, о благословении в нем всех народов ( Быт. 12, 3 ). Это обетование дано Аврааму как отцу верующих, прежде чем он стал отцом обрезанных. Так как благословение народов в Аврааме есть собственно благословение в его семени ( Быт. 22, 18 ), а это семя есть Христос, происшедший от рода Авраамова, то понятно, с какой целью положено в субботу перед Рождеством Христовым напомнить об обетовании Аврааму: чтобы показать соответствие обетования с исполнением. Евангельское чтение в ту же субботу составляют притчи Спасителя: о горчичном зерне, из которого вырастает большое дерево, и о закваске, малое количество которой достаточно для заквашивания и для поднятия большого количества теста, и учение о тесном пути Царствия ( Лк. 13, 18–29 ).

Чтением указанных притчей перед праздником Рождества Христова Церковь располагает

нас к благоговению перед путями Промысла, открывшимися в празднуемом событии, которое, словно мелкое, едва заметное зерно, было незаметно для современников, хотя этим событием положено начало Церкви, которая впоследствии распространится по всему миру и сенью своею покроет все народы. Но слава христианской веры открылась не только в ее внешнем распространении, но и в том, что она должна была, подобно закваске, претворить внутреннюю жизнь в людях. Учение о тесном пути напоминается для вразумления, что как Самому Христу тесным путем уничижения, начавшегося в вертепе и яслях, надлежало войти в Свою славу, так и Его последователям предлежит тесный путь к Царству Славы.

В субботу перед Воздвижением Креста чтением из Апостола ( 1Кор. 2, 7–9 ) напоминается, что в искуплении нас крестной смертью Господа Славы открылась высочайшая премудрость Божия и что это дело премудрости Божией от века было сокрыто от плотских людей, так что никому из них, даже самым мудрым, и на сердце не приходили великие блага, приготовленные в смерти Христовой любящим Бога.

Евангельское чтение в субботу перед Воздвижением ( Мф. 10:37–42, 11:1 ) готовит нас к этому празднику учением о Кресте, или самоотвержении, свойственном всем желающим быть истинными последователями Христа.

За три седмицы до Великого поста Церковь готовит нас к нему воскресными службами и службами всей Сырной седмицы. K этому приготовлению применен выбор евангельских и апостольских чтений на воскресных литургиях.

Так, в первое приготовительное к посту воскресенье читается Евангелие о мытаре и фарисее ( Лк. 18, 10–14 ). Этим чтением христианам, готовящимся к подвигам поста, напоминается что главным из этих подвигов должно быть уничтожение в себе фарисейского самомнения и укоренение в сердце мытарева покаяния: Боже, милостив буди мне грешному.

В следующее воскресенье притчей о блудном сыне ( Лк. 15, 11–32 ) Церковь обнадеживает милосердием Отца Небесного кающихся грешников, внушая им, что, как бы ни было глубоко их падение, они будут приняты в объятия многомилостивого Отца Небесного, если с сердцем сокрушенным и смиренным обратятся к Господу, повторяя вопль блудного сына: несмь достоин нарещися сын твой, приими мя яко единаго от наемник твоих ( Лк. 15, 19 ).

В Мясопустное воскресенье, за неделю до Великого поста, на литургии читается из Евангелия изображение Страшного суда ( Мф. 25, 31–46 ). Этим чтением Церковь предостерегает беспечных христиан от преступной надежды на бесконечное милосердие Господа, также напоминая о Его бесконечном правосудии.

В Сыропустное воскресенье, накануне первого дня Великого поста, Церковь через евангельское чтение ( Мф. 6, 4–21 ) внушает нам, что для получения прощения от Бога в наших грехах нам самим должно прощать ближних, согрешающих перед нами, и предостерегает нас от лицемерного поста.

Чтения из Апостола в приготовительные к Великому посту Недели, так же, как и чтения из Евангелия, соответствуют времени приготовления к предстоящим подвигам.

Так в воскресенье Блудного сына предлагается чтение о том, что само тело христианина, как член Христов, как храм Святого Духа, живущего в нас Своей благодатью, подаваемой в Таинствах, должно быть священным для нас, и потому страшный грех – осквернять его блудом ( 1Кор. 6, 12–20 ).

В Мясопустное воскресенье увещанием апостола Павла не соблазнять ближних ядением идоложертвенного мяса Церковь предостерегает нас от нарушения церковных правил касательно поста к соблазну блюстителей поста ( 1Кор. 8:8–13, 9:1–2 ).

В Сыропустное воскресенье как бы в обличение беспорядочного поведения христиан в Сырную седмицу, которая по намерению Церкви должна быть проводима в сердечном сокрушении, предлагается апостольское чтение о том, как неприлично христианам подражать язычникам в плотоугодии, в пиршествах, в пьянстве, в сладострастии и распутстве, в ссорах ( Рим. 13:11–14, 14:1–14 ).

В праздники Господские, Богородичные и в честь святых избираются из Апостола и Евангелия чтения, имеющие прямое или косвенное отношение к празднованию.

Так, в праздник Богоявления предлагается чтение из Послания апостола Павла к Титу ( Тит. 2:11–15, 3:1–7 ) о явлении спасительной для всех людей благодати Божией и об обязанностях, свойственных возрожденным в Таинстве Крещения. Это чтение в праздник Богоявления положено потому, что Таинство Крещения, возраждающего нас к духовной жизни, освящено примером крещения в Иордане Самого Христа Спасителя. Содержание евангельского чтения в этот праздник составляет повествование о крещении Христовом ( Мф. 3, 13–17 ).

В праздники в честь Богородицы предлагается апостольское чтение или из Послания к Филиппийцам ( Флп. 2, 5–11 ) об уничижении Иисуса Христа и о Его прославлении, или из Послания к Евреям ( Евр. 9, 1–7 ) об устройстве ветхозаветного святилища. Первое чтение представляет Единосущного с Богом Отцом Сына Божия, принявшего зрак раба, соделавшегося подобным человеку, и через это напоминание о Его вочеловечении возводит мысль к Тому, от Kого Он приял человеческое естество. Второе чтение усвоено праздникам в честь Богоматери потому, что ветхозаветное святилище со всеми его принадлежностями прообразовало Богоматерь, которая в церковных песнопениях именуется храмом Божества, таинственною свечою, трапезой для хлеба жизни, кадильницею, сосудом манны, жезлом Аароновым, очистилищем и т.п.

Предметом евангельского чтения в Богородичные праздники служит повествование евангелиста Луки о посещении Господом Иисусом Христом Марфы и Марии и об Его ответе на восклицание жены, ублажившей чрево, Его носившее, и сосцы, Его питавшие ( Лк. 10:39–42, 11:27–28 ). От Марии, сестры Марфы, внимательно слушавшей слова Господа Иисуса Христа, Святая Церковь хочет возвести нашу мысль к Марии Богоматери, любившей поучаться в Слове Божием, как показывает Ее песнь при свидании с Елизаветой, сотканная из слов ветхозаветного Писания, но преимущественно любившей внимать учению своего Божественного Сына и слагать оное в сердце своем ( Лк. 2, 51 ).

В праздник бесплотным Силам читается зачало из Послания к Евреям о том, что неповиновение Евангелию, возвещенному Самим Сыном Божиим, опаснее, чем неповиновение ветхозаветному закону, дарованному при посредстве Ангелов ( Евр. 2, 2–10 ). Ясно, что это зачало положено читать в праздник Ангелов по упоминанию об Ангелах. Не таким ясным представляется, почему в этот праздник положено евангельское чтение о возвращении с проповеди семидесяти учеников Иисуса Христа ( Лк. 10, 16–21 ), тогда как в повествовании евангелиста Луки в этом событии ничего не упоминается о святых Ангелах. Но если не прямо, то косвенно это повествование указывает на Ангелов тем, что в нем передаются слова возвратившихся учеников об изгнании бесов силой имени Христова и слова Самого Иисуса Христа, возвещающие о низвержении сатаны и его Царства. Злые духи самой своей противоположностью напоминают о добрых духах и о том, что последние собственным произволением утвердились в добре, устояли в любви и повиновении Богу, а не увлеклись примером тех ангелов, которые возмутились против Бога и сделались злыми.

Не вдаваясь в подробности касательно апостольских и евангельских чтений в праздники прочим святым: пророкам, апостолам, святителям, преподобным, юродивым, – ограничимся общим замечанием, что в этих чтениях либо передается празднуемое событие, либо утверждается словами Христа и апостолов та добродетель или тот подвиг, которые ублажаются Церковью в лице святого.

Чтение Апостола предваряется прокимнами, чтение Евангелия – пением аллилуиа с псаломскими стихами, каждением и тайной молитвой священника. Внимание к прокимнам и чтениям из Апостола и Евангелия возбуждается и утверждается краткими возгласами из алтаря: вонмем, мир всем, премудрость, прости. Рассмотрим все эти частности.

Оно начинается от одной Пасхи и продолжается до другой. Именно: от Пасхи до Пятидесятницы прочитывается Евангелие от Иоанна; от Пятидесятницы до Воздвижения читается Евангелие от Матфея с присовокуплением некоторых зачал от Марка; затем читается все Евангелие от Луки с присовокуплением остальных зачал от Марка. Апостол прочитывается по зачалам в следующем порядке: от Пасхи до Пятидесятницы читаются Деяния Святых Апостолов, затем Послания апостола Павла и семь Соборных посланий. Для удобства в церковном употреблении были распространены в древней Русской Церкви так называемые Апракосы ( απρακτοξ : от частицы α – не, и глагола πρακτοξ – делаю), т.е. книги Евангелия и Апостола недельные, расположенные по порядку рядовых зачал или по недельным дням, начиная со дня Пасхи. В Евангелии Апракосе евангелист Иоанн предшествует прочим евангелистам. Но книги евангелистов и Деяний апостольских с посланиями, расположенные в библейском порядке, носят наименование Тетр. Это наименование ( τετρου – четыре) собственно относится к Четвероевангелию, но переписчиками было распространено и на книгу Апостол.

Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Схема чтения прокимена, Апостола и аллилуария

Во время пения Трисвятого (или песнопения, заменяющего Трисвятое) чтец получает благословение от священника на чтение Апостола, после чего выходит северной дверью из алтаря на солею, спускается по ступеням амвона, держа при этом Апостол в обеих руках немного впереди себя над головой. Спустившись, он становится перед амвоном (между амвоном и аналоем с иконой праздника), лицом к царским вратам. Затем чтец открывает книгу и дожидается окончания пения Трисвятого.

Обычная схема чтения одного Апостола (вместе с одним прокименом и аллилуарием) за литургией такова:

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец:«Прокимен, глас…[109](называет глас и говорит текст прокимена)».

Чтец говорит стих прокимена.

Чтец говорит 1-ю половину прокимена.

Хор допевает 2-ю половину прокимена.

Диакон: «Премудрость».

Чтец произносит надписание апостольского чтения в зависимости от того, из какой книги берется зачало:

«Деяний святых Апостол чтение».

«Соборнаго послания Иаковля чтение».

«Соборнаго послания Петрова чтение».

«Соборнаго послания Иоаннова чтение».

«Соборнаго послания Иудина чтение».

«К Римляном послания святаго апостола Павла чтение».

«К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение».

«К Галатом послания святаго апостола Павла чтение».

«Ко Ефесеем послания святаго апостола Павла чтение».

«К Филипписием послания святаго апостола Павла чтение».

«К Колоссаем послания святаго апостола Павла чтение».

«К Солуняном послания святаго апостола Павла чтение».

«К Тимофею послания святаго апостола Павла чтение».

«К Титу послания святаго апостола Павла чтение».

«К Филимону послания святаго апостола Павла чтение».

«Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение».

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает текст апостольского зачала.

Священник (по окончании чтения): «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец:«Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа»[110].

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 1-й стих аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 2-й стих аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Если читается два (или три) Апостола и поется два прокимена, то схема будет следующей:

Диакон: «Вонмем».

Священник: «Мир всем».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Прокимен, глас…(называет глас и говорит текст 1-го прокимена)».

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец говорит стих 1-го прокимена.

Хор поет 1-й прокимен.

Чтец «Прокимен, глас…[111](называет глас и говорит текст 2-го прокимена)».

Хор поет полностью 2-й прокимен.

Диакон: «Премудрость».

Чтец произносит надписание 1-го апостольского чтения в зависимости от того, из какой книги берется первое зачало:

Диакон: «Вонмем».

Чтец читает текст сначала первого, затем второго апостольского зачала, в обоих случаях начиная с вводных фраз. Если читается три зачала, то чтение, которое полагается по Уставу «под зачало», не имеет вводной фразы и присоединяется к одному из двух других чтений; полученное составное чтение выглядит как зачало с преступкой.

Священник (по окончании чтения): «Мир ти».

Чтец: «И духови твоему».

Диакон: «Премудрость».

Чтец: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа» и сразу говорит 1-й стих 1-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 2-й стих 1-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Чтец говорит 1-й стих 2-го аллилуария.

Хор: «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа».

Также необходимо сказать, что в некоторых храмах на практике в случае чтения трех стихов на «Аллилуиа» имеют место отступления от приведенной нами схемы, когда вместо двух стихов первого аллилуария и одного стиха второго читают только по одному стиху от каждого аллилуария. Иногда такие нарушения объясняются элементарным незнанием, иногда же практической трудностью, связанной с тем, что неудобно сразу после окончания чтения Апостола открыть аллилуарий, тогда как хор, не дожидаясь чтеца, начинает петь «Аллилуиа». Такая практика ничем не может быть оправдана, так как противоречит явным указаниям Устава, зафиксированным в тех службах, когда в один день случается два праздника и приводятся два стиха первого аллилуария и один стих второго (см. Типикон, 1 сентября, 1 и 26 октября, 27 ноября, 1 августа). Можно посоветовать в таких случаях чтецу постараться запомнить первый стих первого аллилуария, а хору проявить терпение.

Устав чтения Апостола

В начале каждого зачала помещается звездочка (если на одной странице два зачала, то в начале второго стоят две звездочки), которая играет роль ссылки и соотносится с подстрочником. Внизу страницы в подстрочном аппарате указывается день чтения данного зачала, и здесь же приводится вводная фраза, которой следует начинать чтение зачала. Чаще всего используются следующие вводные фразы: в книге Деяний — «Во дни оны», в соборных посланиях — «Возлюбленнии», в посланиях апостола Павла — «Братие» (в пастырских — «Чадо Тимофее» и «Чадо Тите»).

Таким образом, при чтении Апостола за богослужением следует, во-первых, в приложениях найти прокимен и аллилуарий, также с помощью приложений определить номер зачала, которое назначается для чтения в этот день. Затем, открыв нужное зачало, следует сразу убедиться на основании подстрочника в том, что оно действительно предназначено для чтения в данный день. Далее необходимо полностью взять вводную фразу из подстрочника и затем читать с тех самых слов, которые стоят после звездочки (то есть слова, стоящие перед звездочкой в основном тексте Апостола, в этом случае опускаются). Заканчивается же чтение не там, где начинается следующее зачало, а только в том месте, которое обозначено словами «конец…» (например, «конец великомучеником» или «конец недели»). Если же в середине чтения одного зачала встречается начало другого чтения, то в этом случае необходимо следовать основному тексту, не обращая внимания на подстрочник.

Некоторые апостольские чтения, как и евангельские, имеют разрыв в тексте, или преступку, когда определенный отрывок в середине данного зачала опускается. В этом случае необходимо, дойдя до отметки «преступи…», пропустить следующий отрывок, найти заметку «чти…» и сразу продолжить чтение с этого места. В качестве иллюстрации приведем апостольское чтение с «преступкой», которое полагается на праздник Богоявления — к Титу зачало 302-е (Тит. 2, 11–14; 3, 4–7):

Чадо Тите, явися благодать Божия спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно, и благочестно поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Иже дал eсть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония и очистит Себе люди избранны, ревнитeли добрым делом.

Преступи Крещению.

[Последующие стихи 2, 15 – 3, 3 опускаются, сразу читается 3, 4]

Чти Крещению:

Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Eго милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго, Eгоже излия на нас oбильно Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Eго, наследницы будем по упованию жизни вечныя.

Источник

По­ря­док чте­ния Апо­сто­ла Ве­ли­ким постом

СУБ­БО­ТА 1 ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПОСТА

Про­кj­менъ, глaсъ з7: Возвесели1тсz првd­никъ њ гDэ, / и3 ўпо­вaетъ на него2. Стjхъ: Ўслh­ши б9е глaсъ м0й, вне­гдA моли1ти ми сz къ тебЁ.

Про­ки­мен, глас 7: Воз­ве­се­лит­ся пра­вед­ник о Гос­по­де, / и упо­ва­ет на Него. Стих: Услышь, Бо­же, го­лос мой, ко­гда я мо­люсь к Те­бе. Пс 63:11А, 2А

Ґпcлъ къ є3врeємъ, за­чa­ло ™г, и3 с™0му, къ ті­моfeю, за­чa­ло с§в.

За­ча­ло 303. И свя­то­му за­ча­ло 292.

Ґл­ли­лyіа, глaсъ д7: Прaвед­никъ ћкw фjніxъ про­ц­вэ­тeтъ, ћкw кeдръ, и4же въ лівaнэ, ўмн0житсz. Стjхъ: На­саж­дe­ни въ до­мY гD­ни, во дв0рэхъ бGа нa­ше­гw процвэтyтъ.

Ал­ли­лу­ия, глас 4: Пра­вед­ник как паль­ма рас­цве­тёт, как кедр, что на Ли­ване, при­умно­жит­ся. Стих: На­саж­дён­ные в до­ме Гос­под­нем во дво­рах Бо­га на­ше­го рас­цве­тут. Пс 91:13, 14

НЕДЕ­ЛЯ 1 ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПОСТА

Про­кj­менъ, глaсъ д7: Пё­снь nц7є1въ: Бл­гcвeнъ є3си2 гDи б9е nц7ъ нa­шихъ, / и3 хвaль­но и3 про­слaв­ле­но и4мz твоE во вё­ки. Стjхъ: Ћкw прaве­денъ є3си2 њ всёхъ, ±же сотвори1лъ є3си2 нaмъ.

Ґпcлъ къ є3врeємъ, за­чa­ло тк7f, t полY.

Ґл­ли­лyіа, глaсъ д7: Мwmсeй и3 ґарHнъ во їерeехъ є3гw2, и3 са­мyилъ въ при­зы­вa­ю­щихъ и4мz є3гw2. Стjхъ: При­зы­вa­ху гDа, и3 т0й по­слy­ша­ше и4хъ.

Ал­ли­лу­ия, глас 4: Мо­и­сей и Аарон сре­ди свя­щен­ни­ков Его, и Са­му­ил – сре­ди при­зы­ва­ю­щих имя Его. Стих: При­зы­ва­ли они Гос­по­да, и Он вы­слу­ши­вал их. Пс 98:6

На мо­леб­ном пении

Про­кj­менъ, глaсъ д7: На­саж­дe­ни въ до­мY гD­ни, / во дв0рэхъ бGа нa­ше­гw про­ц­вэ­тyтъ. Стjхъ: Рa­дуй­тесz првdніи њ гDэ, пр†вымъ по­добaетъ похвалA.

Про­ки­мен, глас 4: На­саж­дён­ные в до­ме Гос­под­нем / во дво­рах Бо­га на­ше­го рас­цве­тут. Стих: Ра­дуй­тесь, пра­вед­ные, о Гос­по­де, пра­вым при­лич­на хва­ла. Пс 91:14; 32:1

Ґпcлъ къ ри1млzнwмъ, за­чa­ло рк7а.

Ал­ли­лу­ия не поётся.

СУБ­БО­ТА 2 ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПОСТА

Про­кj­менъ, и3 ґл­ли­лyіа днE, и3 за ўпок0й.

Про­ки­мен и Ал­ли­лу­ия дня и за упокой.

Ґпcлъ къ є3врeємъ, за­чa­ло ™f. за ўпок0й, за­чa­ло ©o.

За­ча­ло 309. И за упо­кой за­ча­ло 270.

НЕДЕ­ЛЯ 2 ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПОСТА

Про­кj­менъ, глaсъ є7: Ты2 гDи сохрани1ши ны2, и3 со­блюдe­ши ны2 / t р0да сегw2 и3 во вёкъ. Стjхъ: Спаси1 мz гDи, ћкw њску­дЁ препод0бный.

И# с™aгw, про­кj­менъ, глaсъ №: ЎстA моS возглаг0лютъ пре­мyд­рость, и3 по­учeніе сeрд­ца моегw2 рaзумъ.

И свя­то­му про­ки­мен, глас 1: Уста мои из­ре­кут пре­муд­рость, и раз­мыш­ле­ние серд­ца мо­е­го – ра­зум. Пс 48:4

Ґпcлъ къ є3врeємъ, за­чa­ло ™д. И# с™aгw, за­чa­ло т>i.

За­ча­ло 304. И свя­то­му за­ча­ло 318А.

СУБ­БО­ТА 3 ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПОСТА

Про­кj­менъ днE, и3 за ўпок0й.

Про­ки­мен и Ал­ли­лу­ия дня и за упокой.

Ґпcлъ къ є3врeємъ, за­чa­ло тк7є: и3 за ўпок0й, за­чa­ло ©o.

За­ча­ло 325. И за упо­кой за­ча­ло 270.

НЕДЕ­ЛЯ 3 ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПОСТА

Про­кj­менъ, глaсъ ѕ7: Спаси2 гDи, лю1ди твоS, / и3 бlгослови2 до­стоsніе твоE. Стjхъ: Къ те­бЁ гDи, воз­зо­вY, б9е м0й, да не премолчи1ши t менE.

Ґпcлъ къ є3врeємъ, за­чa­ло т№i.

Ґл­ли­лyіа, глaсъ >: Помzни2 с0нмъ тв0й, є3г0же стz­жaлъ є3си2 и3спeрва. Стjхъ: БGъ же цRь нaшъ прeж­де вё­ка, со­дё­ла спасeніе по­сре­дЁ земли2.

СУБ­БО­ТА 4 ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПОСТА

Про­кj­менъ днE, и3 за ўпок0й.

Про­ки­мен и Ал­ли­лу­ия дня и за упокой.

Ґпcлъ къ є3врeємъ, за­чa­ло тGi: и3 за ўпок0й, за­чa­ло р…г.

За­ча­ло 313. И за упо­кой за­ча­ло 163.

НЕДЕ­ЛЯ 4 ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПОСТА

Про­кj­менъ глa­са: и3 препод0бнагw, глaсъ з7: Вос­хвaлzт­сz пр­пdб­ніи во слa­вэ, и3 возрa­ду­ют­сz на л0жахъ свои1хъ.

Про­ки­мен гла­са. И свя­то­му про­ки­мен, глас 7: Вос­хва­лят­ся свя­тые во сла­ве и воз­ра­ду­ют­ся на ло­жах сво­их. Пс 149:5

Ґпcлъ къ є3врeємъ, за­чa­ло тд7i: и3 с™aгw, за­чa­ло ск7f.

За­ча­ло 314. И свя­то­му за­ча­ло 229.

Ґл­ли­лyіа глa­са, и3 с™aгw. Стjхъ: На­саж­дe­ни въ до­мY гD­ни, во дв0рэхъ бGа нa­ше­гw процвэтyтъ.

Ал­ли­лу­ия гла­са. И свя­то­му: На­саж­дён­ные в до­ме Гос­под­нем во дво­рах Бо­га на­ше­го рас­цве­тут. Пс 91:14

СУБ­БО­ТА 5 ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПОСТА

Про­кj­менъ, глaсъ G, пё­снь бцdы: Вели1читъ ду­шA моS гDа, / и3 возрa­до­васz д¦ъ м0й њ бз7э сп7сэ моeмъ. Стjхъ: Ћкw при­з­рЁ на сми­рeніе рабы2 сво­еS: сe бо t нhнэ ўб­ла­жaтъ мS вси2 р0ди.

Про­ки­мен, глас 3, Песнь Бо­го­ро­ди­цы: Ве­ли­ча­ет ду­ша Моя Гос­по­да, / и воз­ра­до­вал­ся дух Мой о Бо­ге, Спа­си­те­ле Мо­ём. Стих: Что при­з­рел Он на сми­ре­ние ра­бы Сво­ей; ибо вот, от­ныне бу­дут на­зы­вать Ме­ня бла­жен­ной все ро­ды. Лк 1:46–48

Ґпcлъ къ є3врeємъ, за­чa­ло тк7в: и3 бцdэ, за­чa­ло ™к.

За­ча­ло 322. И Бо­го­ро­ди­це за­ча­ло 320.

Ґл­ли­лyіа, глaсъ >: Воскресни2 гDи въ пок0й тв0й, ты2 и3 ківHтъ с™hни тво­еS. Стjхъ: Помzни2 гDи дв7да, и3 всю2 кр0тость є3гw2.

Ал­ли­лу­ия, глас 8: Вос­стань, Гос­по­ди, вой­ди в по­кой Твой, Ты и ков­чег свя­ты­ни Тво­ей. Стих: Вспом­ни, Гос­по­ди, Да­ви­да и всю кро­тость его. Пс 131:8, 1

НЕДЕ­ЛЯ 5 ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПОСТА

Про­кj­менъ глa­са: и3 препод0бныz, глaсъ д7: Ди1венъ бGъ во с™hхъ свои1хъ, бGъ ї>левъ.

Про­ки­мен гла­са. И пре­по­доб­ной, про­ки­мен, глас 4: Ди­вен Бог во свя­тых Сво­их; Бог Из­ра­и­лев. Пс 67:36А

Ґпcлъ къ є3врeємъ, за­чa­ло тк7а, t полY: и3 пр­пdб­ныz, за­чa­ло ©и.

За­ча­ло 321Б. И пре­по­доб­ной за­ча­ло 208А.

СУБ­БО­ТА 6 ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПО­СТА, ЛАЗАРЕВА

Про­кj­менъ, глaсъ G: ГDь про­свэ­щeніе моE, и3 сп7си1тель м0й, / когw2 ўбою1сz; Стjхъ: ГDь защи1титель жи­во­тA моегw2, t когw2 ўстрашyсz;

Про­ки­мен, глас 3: Гос­подь – про­све­ще­ние моё и Спа­си­тель мой: / ко­го убо­юсь? Стих: Гос­подь – за­щит­ник жиз­ни мо­ей: от ко­го устра­шусь? Пс 26:1

Ґпcлъ къ є3врeємъ, за­чa­ло тlг, t полY.

Ґл­ли­лyіа, глaсъ є7: ГDь воцRи1сz, въ лё­по­ту њб­лечeсz. Стjхъ: И$бо ўтверди2 все­лeн­ную, ћже не подви1житсz.

Ал­ли­лу­ия, глас 5: Гос­подь во­ца­рил­ся, бла­го­ле­пи­ем об­лёк­ся. Стих: Ибо Он утвер­дил все­лен­ную, и она не по­ко­леб­лет­ся. Пс 92:1А, 1В

НЕДЕ­ЛЯ ВАИЙ

Про­кj­менъ, глaсъ д7: Бl­го­сло­вeнъ грzдhй во и4мz гDне, / бGъ гDь и3 kви1сz нaмъ. Стjхъ: И#сповёдайтесz гDви, ћкw бlгъ, ћкw въ вёкъ млcть є3гw2.

Про­ки­мен, глас 4: Бла­го­сло­вен Гря­ду­щий во имя Гос­подне; / Бог – Гос­подь, и Он явил­ся нам. Стих: Про­слав­ляй­те Гос­по­да, ибо Он благ, ибо во­век ми­лость Его. Пс 117:26А, 27А, 1

Ґпcлъ къ філіп­писjємъ, за­чa­ло см7з.

Ґл­ли­лyіа, глaсъ №: Восп0йте гDви пё­снь н0ву, ћкw ди1вна сотвори2 гDь. Стjхъ: Ви1дэша вси2 концы2 земли2 спасeніе бGа нaшегw.

Ал­ли­лу­ия, глас 1: Вос­пой­те Гос­по­ду песнь но­вую, ибо див­ное со­тво­рил Гос­подь. Стих: Уви­де­ли все кон­цы зем­ли спа­се­ние Бо­га на­ше­го. Пс 97:1А, 3Б

ВЕ­ЛИ­КИЙ ЧЕТВЕРГ

Про­кj­менъ, глaсъ з7: Кнs­зи лю1дстіи со­брa­шасz вкy­пэ, / на гDа и3 на хrтA є3гw2. Стjхъ: Вскyю шатa­шасz kзh­цы, и3 лю1діе поучи1шасz тщє1тнымъ;

Про­ки­мен, глас 7: Кня­зья со­бра­лись вме­сте / про­тив Гос­по­да и про­тив По­ма­зан­ни­ка Его. Стих: Для че­го разъ­яри­лись языч­ни­ки и на­ро­ды за­мыс­ли­ли тщет­ное? Пс 2:2Б, 1

Ґпcлъ къ корjнfzнwмъ, за­чa­ло рм7f.

Ґл­ли­лyіа, глaсъ ѕ7: Бла­жeнъ ра­зум­э­вazй на ни1ща и3 ўб0га, въ дeнь лю1тъ и3збaвитъ є3го2 гDь. Стjхъ: Врази2 мои2 рё­ша мнЁ ѕл†z: ко­гдA ќмретъ, и3 поги1бнетъ и4мz є3гw2; Стjхъ: Kдhй хлё­бы моS, возвели1чи на мS запинaніе.

ВЕ­ЛИ­КАЯ ПЯТНИЦА

На №-мъ ча­сЁ, ґпcлъ къ галaтwмъ, за­чa­ло сє7i, t полY.
На G‑мъ ча­сЁ, ґп0столъ къ ри1млzнwмъ, за­чa­ло п7и, t полY.
На ѕ7-мъ ча­сЁ, ґп0столъ къ є3врeємъ, за­чa­ло ™ѕ.
На f7-мъ ча­сЁ, ґп0столъ къ є3врeємъ, за­чa­ло тк7д.

На пер­вом ча­се за­ча­ло 215Б.
На тре­тьем ча­се за­ча­ло 88Б.
На ше­стом ча­се за­ча­ло 306.
На де­вя­том ча­се за­ча­ло 324.

Въ т0йже пzт0къ вeчера.

На ве­черне

Про­кj­менъ, глaсъ ѕ7: Положи1ша мS въ р0вэ преисп0днэмъ, / въ тeм­ныхъ и3 сё­ни смeрт­нэй. Стjхъ: ГDи б9е спасeніz моегw2, во дни2 воз­звaхъ, и3 въ нощи2 пред8 тоб0ю.

Про­ки­мен, глас 6: По­ло­жи­ли ме­ня во рве глу­бо­чай­шем, / во тьме и те­ни смерт­ной. Стих: Гос­по­ди, Бо­же спа­се­ния мо­е­го, днём я взы­вал, – и в но­чи пред То­бою. Пс 87:7, 2

Ґпcлъ къ корjнfzнwмъ, за­чa­ло рк7є.

Ґл­ли­лyіа, глaсъ є7: Спаси1 мz б9е, ћкw внид0ша в0ды до души2 мо­еS. Стjхъ: По­но­шeніе чaz­ше ду­шA моS, и3 стрaсть. Стjхъ: Да по­мра­чaт­сz џчи и4хъ, є4же не ви1дэти.

ВЕ­ЛИ­КАЯ СУББОТА

На ќтре­ни, по вели1комъ славосл0віи.

На утре­ни

Про­кj­менъ, глaсъ з7: Воскресни2 гDи б9е м0й, да воз­несeт­сz рукA твоS, / не за­бy­ди ўб0гихъ твои1хъ до кон­цA. Стjхъ: И#сповёмсz те­бЁ гDи, всёмъ сeрд­цемъ мои1мъ, по­вёмъ всS чу­десA твоS.

Про­ки­мен, глас 7: Вос­стань, Гос­по­ди Бо­же мой, да воз­вы­сит­ся ру­ка Твоя, / не за­будь бед­ных Тво­их до кон­ца. Стих: Бу­ду сла­вить Те­бя, Гос­по­ди, всем серд­цем мо­им, воз­ве­щу все чу­де­са Твои. Пс 9:33, 2

Ґпcлъ къ корjнfzнwмъ, за­чa­ло рlг: конeцъ въ ©ѕ‑мъ зачaлэ.

Ґл­ли­лyіа, глaсъ є7: Да вос­кr­нетъ бGъ, и3 рас­точaт­сz врази2 є3гw2, и3 да бэ­жaтъ t ли­цA є3гw2 ненави1дzщіи є3го2. Стjхъ: Ћкw и3счезaетъ дhмъ, да и3счeзнутъ: ћкw тaетъ в0скъ t ли­цA nгнS. Стjхъ: Тaкw да поги1бнутъ грёш­ни­цы t ли­цA б9іz, ґ прaвєд­ни­цы да возвеселsтсz.

Ал­ли­лу­ия, глас 5: Да вос­ста­нет Бог и рас­се­ют­ся вра­ги Его, и да бе­гут от ли­ца Его нена­ви­дя­щие Его. Стих: Как ис­че­за­ет дым, да ис­чез­нут, как та­ет воск пред ли­цом ог­ня. Стих: Так да по­гиб­нут греш­ни­ки от ли­ца Бо­жия, а пра­вед­ни­ки да воз­ве­се­лят­ся. Пс 67:2–4А

На літур­гjи.

На Ли­тур­гии

Про­кj­менъ, глaсъ є7: ВсS зем­лS да покл0нитсz те­бЁ, и3 поeтъ те­бЁ, / да поeтъ же и4мени тво­е­мY, вhш­ній. Стjхъ: Воскли1кните гDви всS зем­лS, п0йте же и4мени є3гw2.

Ґпcлъ къ ри1млzнwмъ, за­чa­ло §а.

Ґл­ли­лyіа не поeт­сz, но по є4же рещи2 їерeю: Ми1ръ ти2.

Вме­сто Ал­ли­лу­ия по­ем пса­лом 81, на глас 7

И# ѓбіе чтeцъ глаг0летъ: Воскrни2 б9е, суди2 земли2, ћкw ты2 на­слё­ди­ши во всёхъ kзhцэхъ.

Чтец: Вос­стань, Бо­же, су­ди зем­лю, ибо Ты по­лу­чишь удел во всех народах.

И# ли1къ т0жде на глaсъ з7.

Хор: Вос­стань, Бо­же, су­ди землю:

Чтeцъ же глаг0летъ стіхи2 сіS: БGъ стA въ с0нмэ бо­гHвъ, по­сре­дё же б0ги разсyдитъ.

Стих: Бог стал в сон­ме бо­гов, и сре­ди бо­гов со­вер­ша­ет суд.

И# пэвцы2: Воскrни2 б9е:

Хор: Вос­стань, Бо­же, су­ди землю:

Стjхъ: Док0лэ сy­ди­те непрaв­ду, и3 ли1ца грёш­ни­кwвъ пріeмлете;

Стих: До­ко­ле вы су­ди­те непра­вед­но и ли­це­при­ят­ству­е­те к грешным?

И# пэвцы2: Воскrни2 б9е:

Хор: Вос­стань, Бо­же, су­ди землю:

Стjхъ: Суди1те си1ру и3 ўб0гу, сми­рe­на и3 ни1ща њправдaйте.

Стих: Су­ди­те си­ро­ту и бед­но­го, сми­рен­но­го и ни­ще­го оправдайте.

И# пэвцы2: Воскrни2 б9е:

Хор: Вос­стань, Бо­же, су­ди землю:

Стjхъ: И#зми1те ни1ща и3 ўб0га, и3з8 руки2 грёш­ни­чи и3збaвите є3го2.

Стих: Осво­бо­ди­те ни­ще­го и бед­но­го, из ру­ки греш­ни­ка из­бавь­те его.

И# пэвцы2: Воскrни2 б9е:

Хор: Вос­стань, Бо­же, су­ди землю:

Стjхъ: Не по­знa­ша, ни­жE ўра­зу­мё­ша, во тмЁ х0дzтъ.

Стих: Не по­зна­ли они и не по­ня­ли, во тьме блуждают.

И# пэвцы2: Воскrни2 б9е:

Хор: Вос­стань, Бо­же, су­ди землю:

Стjхъ: Да подви1жатсz всS њснов†ніz земли2. ѓзъ рёхъ: б0зи є3стE, и3 сh­но­ве вhш­нz­гw вси2: вh же ћкw че­ло­вё­цы ўми­рaе­те, и3 ћкw є3ди1нъ t кнzзeй пaдаете.

Стих: Да по­тря­сут­ся все ос­но­ва­ния зем­ли. Я ска­зал: вы – бо­ги, и все вы – сы­ны Все­выш­не­го. Но вы, как лю­ди, уми­ра­е­те и, как один из кня­зей, падаете.

И# пэвцы2: Воскrни2 б9е:

Хор: Вос­стань, Бо­же, су­ди землю:

И# ѓбіе чтeцъ: Воскrни2 б9е, суди2 земли2.

Чтец: Вос­стань, Бо­же, су­ди землю.

И# ли1къ: Ћкw ты2 на­слё­ди­ши во всёхъ kзhцэхъ.

Хор: Ибо Ты по­лу­чишь удел во всех народах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *