как правильно писать исаакиевский собор
Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Главный морской
История Петербурга знает четыре Исаакиевских храма. Первую, деревянную, церковь построили в 1707 году на территории Адмиралтейства по указу Петра I. Император Петр Алексеевич родился 30 мая по старому стилю — преподобный Исаакий Далматский был его небесным покровителем. В 1712 году Петр I венчался здесь со своей второй супругой Екатериной Алексеевной. А в 1722 году он подписал указ, что моряки Балтийского флота должны принимать присягу только в храме преподобного Исаакия.
Со временем небольшой храм обветшал, и было решено построить новую каменную Исаакиевскую церковь, более вместительную и ближе к Неве. Но в 1760 году разобрали и ее — воды Невы подмывали фундамент здания. Третий собор построили дальше от воды. Над ним начал трудиться сначала Антонио Ринальди при императрице Екатерине II, а достраивал Винченцо Бренна уже при императоре Павле I. В итоге выглядело здание нелепо — стройка начиналась из мраморных плит, а закончилась обычными кирпичами.
100 лет в лесах
В 1809 году объявили конкурс на возведение нового храма — третий собор не соответствовал облику Санкт-Петербурга. Условием конкурса было сохранить три освященных алтаря действующего храма. Архитекторы подавали проекты, но все они были отвергнуты Александром I.
Дело сдвинулось только тогда, когда на стол императору попали рисунки молодого архитектора Огюста Монферрана. В 1818 году он подготовил проект, в котором предполагал сохранить алтарную часть третьего собора, некоторые детали интерьера, а также соединить старый и новый фундаменты. Проект получил одобрение императора.
Четвертый собор торжественно освятили 12 июня/30 мая 1858 года, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II.
На Петровской и Исаакиевской площадях устроили трибуны для народа, которых все равно не хватило — люди забирались даже на крыши ближайших домов. Окончательно же строительные леса с собора сняли только в 1916 году.
Внутреннее убранство
В Исаакиевском соборе есть уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века — 150 живописных изображений. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты К. Брюллов, П. Басин, Ф. Бруни, В. Шебуев, А. Марков, Н. Алексеев, П. Шамшин, Ф. Завьялов и другие. Плафон центрального купола площадью более 800 кв. м «Богородица во славе» выполнен К. Брюлловым, но из-за болезни мастера в 1848 году закончен П. Басиным.
В оформлении собора использованы уральский малахит и бадахшанский лазурит; шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский.
Для внутренней отделки собора использовался русский и итальянский мрамор: белый, темно-красный, белый каррарский, редкий темно-красный мрамор. Особенность иконостаса — восемь малахитовых и две лазуритовые колонны.
В 1843 году за престолом главного придела установили витраж с изображением воскресшего Христа. Площадь витража — 28,5 квадратных метров, высота — 9,5 метров, детали скреплены свинцовыми пайками. Витраж «Воскресший Христос» — один из крупнейших памятников в истории витражного искусства в России.
Святыни
В день освящения Святейший Синод пожертвовал Исаакиевскому собору святыни с частицей Креста Господня и частицей мощей апостола Андрея Первозванного. В собор поместили чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на пожертвования верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. В соборе находились утраченные в советское время Нерукотворный Образ Спасителя в серебряной ризе с бриллиантами; икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар собору в 1871 году от афонского Пантелеимонова монастыря.
С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный Образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед которым молился император Петр I.
XX век
С 1858 по 1924 год собор был главным, кафедральным собором Санкт-Петербургской (Петроградской) епархии и главным собором Российского государства.
В мае 1922 года в ходе изъятия церковных ценностей из собора вывезли 48 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений.
А в 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых антирелигиозных музеев Советской России.
В 1990 году в соборе прошло первое после длительного перерыва богослужение; регулярные еженедельные службы начали совершаться с 2002 года, а с осени 2015 года в соборе совершаются ежедневные утренние и вечерние богослужения.
Как проехать:
Санкт-Петербург, м. Невский проспект
Подготовил Кирилл Баглай
Смотрите также:
Кому принадлежал Исаакиевский собор до революции?
Передача Исаакиевского собора Церкви. За и против в Слайдах
Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Смотреть что такое ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР в других словарях:
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
главный храм в СПб., посвященный имени св. Исаакия Далматского, память которого чествуется 30 мая, в день рождения Петра Великого. Постройка этого храм. смотреть
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
в Ленинграде, памятник позднего русского классицизма. До Октябрьской революции 1917 — главный храм Петербурга. Заложен в честь Петра I и назван. смотреть
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Исаакиевский собор — главный храм в СПб., посвященный имени св. Исаакия Далматского, память которого чествуется 30 мая, в день рождения Петра Великого. Постройка этого храма начата при Екатерине II, в 1768 г., но еще при Петре были воздвигнуты одна за другой две церкви: первая, в 1710 г., на лугу против адмиралтейских ворот, вторая в 1717 г., после пожара, уничтожившего первую, на месте нынешнего Сената; эта церковь также сгорела в 1735 г. от молнии. Постройка третьего обширнейшего храма, предпринятая Екатериной II по плану архитектора Ринальди на месте нынешнего собора, была приостановлена смертью императрицы. Имп. Павел I, поспешив с окончанием постройки, изменил совершенно план ее, и здание, возведенное до карниза из мрамора, было достроено кирпичом в 1802 г. Оказавшаяся вследствие этого несообразность и несвязность частей старой и новой кладок обусловливали необходимость коренной перестройки храма, и в 1817 г. имп. Александр I после происходившего между архитекторами конкурса утвердил проект ее, составленный французом Монферраном. Впоследствии по повелению имп. Николая I этот проект был несколько видоизменен и дополнен. Собор был достроен в нынешнем своем виде в 1858 г. и торжественно освящен 30 мая этого года. Он представляет в плане форму креста, причем стены его образуют 12 углов. Они толщиной 9-17 фт., сложены из кирпича и гранита, с железными связями и облицованы внутри и снаружи дорогими сортами итальянского и финляндского мрамора. Основанием для них служат грандиозный гранитный цоколь и стереобат рускольского мрамора. Все 4 фасада собора украшены портиками, фронтоны которых поддерживаются 48-ю величайшими в свете (после колонн Александровской в СПб. и Помпеевой в Риме) монолитными гранитными колоннами. Высота каждой из них 56 фт., диаметр немного менее 7 фт., а вес 7 тыс. пд. Два главных портика, сев. и южн., имеют по 16 таких колонн, поставленных в 2 ряда, вост. и зап. портики — по 8 колонн в 1 ряд. Фронтоны всех портиков украшены 4-мя отлитыми из бронзы горельефами (15 саж. 1 арш. длины и 3 саж. вышины), составляющими одно из лучших украшений наружности храма. Два из этих горельефов (св. Исаакий, пророчествующий Валенту, и Воскресение Христово) суть произведения французского скульптора Лемера, а два других (поклонение волхвов и встреча имп. Феодосия св. Исаакием) исполнены русским ваятелем И. Витали. На вершине фронтонов размещены статуи евангелистов и апостолов работы того же Витали. Кроме этих изваяний, по углам стен, на аттике поставлено по 2 фигуры ангелов, держащих светильники, работы Витали, а под ними с каждой стороны угла еще по фигуре ангела. Сев., южн. и зап. портики украшены независимо от фронтонных горельефов рельефами над большими дверями, ведущими в собор, а сев. и южн. имеют еще в стенах, во-первых, по одному полукруглому рельефу работы Витали («Распятие» и «Поклонение пастырей») над входными дверями и, во-вторых, по барельефу работы П. Клодта («Несение креста» и «Положение во гроб» в сев. портике) и Логановского («Избиение младенцев» и «Рождество Иисуса Христа» в южн. портике) в полукруглых нишах по сторонам дверей. Три большие двустворчатые двери, замечательные по своей величине (49 фт. на 28 фт.) и превосходной скульптурной работе, украшены по бокам пилястрами коринфского ордена, поддерживающими аттик с парой желобчатых колонок, которые обрамляют барельефы нерастворяющихся частей дверей. Барельефы эти суть следующие: в сев. портике — «Вшествие Спасителя в Иерусалим, в зап. портике — Нагорная проповедь, в южн. портике — Сретение Господне. Бронзовая часть больших дверей состоит из 6 отделений, по 3 в каждой половине. Два верхние — почти квадратной формы и представляют барельефы с поясными фигурами натуральной величины (сев. портик — «Истязание Спасителя» и «Се человек», зап. портик — «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного «, южн. портик — «Бегство в Египет» и «Беседа Отрока Христа с мудрецами»). Два средние продолговатые заключают в углубленных нишах литые фигуры святых: св. Николая и св. Исаакия (сев. портик), св. апостолов Петра и Павла (зап. портик), св. Александра Невского и архангела Михаила (южн. портик). В каждом из нижних квадратных отделений дверей изображены во всех портиках 2 коленопреклоненных ангела, поддерживающих греческий крест с написанной на нем славянской молитвой. Все три двери вылеплены по проекту и чертежам Монферрана скульптором Витали, исполнены гальванопластически и набраны на дубовом основании в 12 врш. толщиной. Четыре малые одностворчатые двери (18 фт. на 7 фт. 9 дм.), также из бронзы на дубовом основании, весьма красивы при всей своей простоте. Они состоят из 3 отделений, окруженных гвоздями с выпуклыми большими головками; косяки украшены лиственным орнаментом. На середине крыши храма возвышается круглый стилобат, сложенный из мрамора, гранита и кирпича и образующий стену толщиной в 3 саж., а над ним на высоте 150 фт. от земли идет знаменитая колоннада, состоящая из 24 колонн (42 фт. вышины) коринфского ордена с базами и капителями литой бронзы. Эти колонны окружают главную башню собора, одетую снаружи медными, окрашенными под мрамор листами. В башне прорезано 12 больших окон с арочным верхом (4 саж. 2 арш. 7 верш. на 5 арш.). Выше колоннады вокруг башни — перистиль, завершенный бронзовой балюстрадой (вышиной более 3 арш.), с 24 бронзовыми фигурами ангелов работы Германа. Выше лежит аттик (4 саж. 1 арш. 2 врш. вышины), образованный продолжением круглой стены башни и украшенный 24 пилястрами. Аттик накрыт полусферическим, несколько вытянутым кверху куполом (внешний диам. — 12 саж. 2 арш., вышина — 6 саж. 2 арш.), который состоит из 3 сводов. Внутренний, нижний, горшечной кладки, обшит деревом и украшен плафоном, писанным П. Басиным по картонам К. Брюллова. Наружный покрыт красной медью и позолочен через огонь. Фонарь купола (5 саж., диам. 2 арш. 12 врш.), сделанный исключительно из металла и покрытый бронзой, обставлен 8 колоннами коринфского стиля и накрыт сферической крышей, на вершине которой водружен железный сквозной крест, золоченный через огонь. Под крестом шар и полумесяц. Кроме вышеупомянутых украшений, оба главные фасада, сев. и южн., имеют в своих стенах по бокам портиков по два громадных окна, из которых каждое украшено двумя колоннами, поддерживающими небольшой треугольный фронтон. На углах крыши стоят 4 колокольни, своими формами, к сожалению, не вполне соответствующие общему характеру храма. Они построены из кирпича, мрамора и гранита и украшены каждая 8 колоннами коринфского ордена (30 фт.). Главный колокол, весом 1800 пд., подвешен в сев.-зап. колокольне. Будучи отлит из старых медных монет, он содержит в себе, сверх меди, 20 фун. золота и 5 пд. серебра. Второй по величине колокол, весом в 1000 пд., помещен в сев.-вост. колокольне. Что касается фундамента собора, то он сделан сплошной массой под все здание: масса гранита двойной садкой в 17000 куб. саж. положена на 10672 сосновые трехсаж. сваи, забитые в грунт. Внутренняя отделка здания исполнена также по проектам и под руководством Монферрана. Пол храма, имеющий в своей крестообразной площади 6500 кв. арш., выложен весь различными породами русского мрамора, как наиболее прочного. Его середина, под большим куполом, украшена разноцветной флорентино-мозаичной розасою. Вся остальная часть пола — простого рисунка и имеет вид шахматной доски, образуемой зелеными и серыми плитами; местами она украшена инкрустациями розового мрамора. Весь пол обрамлен 1420-ю арш. фриза из шокшинского порфира, замечательного прочностью, отчетливостью работы и красотой рисунка. Перед иконостасом во всю ширину собора построено возвышение из красного шохана, на которое ведут 3 ступеньки. От пола на 2 арш. 2 в. поднимается цоколь из розового мрамора с филенками и кружками зеленого мрамора. Стены от цоколя до карниза одеты белым итальянским мрамором с узорчатыми вставками и поясами и с инкрустациями из цветных мраморов Италии (Саравессы), Франции, Финляндии и Олонецкой губ. До высоты аттика стены уставлены 62 мраморными пилястрами коринфского ордена (13 арш. 14 в.) из тивдийского (Петрозаводск) розового мрамора, с золочеными базами и капителями. Над рядом пилястр лежит антаблемент бел. итальянского мрамора; фриз составлен из красного шохана. В полукруглых нишах стен и столбищ помещено 20 картин-образов кисти Нефа, Штейбена и Муссини. Образа эти окружены мраморными рамами высокой скульптурной работы. Аттик, возвышающийся над антаблементом и украшенный рядом пилястр (отделанных, как и стены, под мрамор), вмещает в себе ряд картин на сюжеты библейской истории, писанных масляной краской по штукатурке Ф. Бруни, Плюшаром, А. Марковым, Шамшиным, Шебуевым, Басиным, Алексеевым, Завьяловым, Никитиным и Сазоновым. Кроме того, картины Бруни, Алексеева, Штейбена и Шебуева помещены в люнетах над аттиком. Полукруглые пространства за арками и полусферические купола в боковых расписаны: два западн. Басиным, два вост. Рисом, и изображают различные эпизоды священной и церковной истории. Басиным исполнены также изображения четырех евангелистов на парусах под башней главного купола и под парусами, в одном поясе с аттиком, четыре картины страстей Христовых: «Се человек», «Иисус предается», «Истязание Спасителя» и «Несение Креста». Кроме других украшений, башня главного купола содержит в себе 12 медных, исполненных гальванопластически, вызолоченных статуй ангелов, поддерживающих консоли, на которые опираются пилястры башни. Эти статуи — произведения Витали. В пространствах между ними написаны Басиным фигуры 12 апостолов. Плафон купола занят колоссальной картиной (1608 кв. арш.), изображающей Богоматерь на небесах среди сонма святых. Композиция этой картины принадлежит К. Брюллову, который начал было писать ее, но по болезни должен был прервать работу, вследствие чего она была довершена Басиным. Своды храма расписаны Марковым, Бруни, Шамшиным и Майковым. Иконостас главного алтаря простирается в высоту почти до самых сводов храма. Он сделан из белого статуйного мрамора и украшен 8 большими (42 фт.) малахитовыми желобчатыми колоннами и 2 такими же пилястрами с бронзовыми золочеными базами и капителями. Великолепные царские двери отлиты из бронзы; подле них справа и слева стоят 2 драгоценные колонны из ляпис-лазури. Иконостас, украшенный над царскими дверями скульптурной группой работы бар. П. Клодта, вмещал в себе 4 ряда образов, писанных масляными красками на полотне раб. Нефа, Ф. Брюллова, Живаго, Шамшина, Молдавского и Дорнера. Ныне эти образа заменены великолепными мозаичными копиями с прежних, исполненными мозаичным отделением Имп. акд. худ. В окне позади главного престола вставлен громадный (30 фт. выш.) образ-транспарант, представляющий Воскресение Христа, — произведение мюнхенской королевской фбр. расписных стекол. Боковые приделы, посвященные св. Александру Невскому и св. Екатерине, устроены из белого мрамора и украшены 16 мраморными пилястрами с золочеными базами и капителями. Над царскими вратами, имеющими вид арок, подымаются богатые антаблементы и аттики, завершающиеся полукруглыми фронтонами, на которых стоят колоссальные бронзовые группы раб. Н. Пименова (Воскресение и Преображение). В приделе св. Александра образа принадлежат кисти Майкова и Шамшина, а в приделе св. Екатерины — Дузи, Плюшара и Шамшина. Богатая утварь, которой наделен собор, соответствует величественности его архитектуры и роскоши наружной и внешней отделки. О. Преображенский.
ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
Исаакиевский собор памятник архитектуры позднего классицизма, до Октябрьской революции главный храм Петербурга. Заложен в честь Петра I и на. смотреть
Как правильно писать исаакиевский собор
История возведения Исаакиевского собора
Исаакиевский собор – неотъемлемая часть архитектурного облика Санкт-Петербурга. Наряду с Медным всадником, Петропавловской крепостью и шпилем Адмиралтейства он является одним из символов города на Неве. Строительство храма неразрывно связано с историей города и отражает архитектурно-художественные и градостроительные тенденции от начала XVIII до первой половины XIX века.
Собор освящен во имя святого преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился основатель города царь Петр I. Существующий ныне собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.
Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном «чертежном амбаре», напротив Адмиралтейства. Церковь отличалась простотой архитектурных форм и скромностью отделки, характерными для первых зданий петровской эпохи. В этом храме 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
6 августа 1717 года Пётр I заложил первый камень новой Исаакиевской церкви, уже каменной. Ее возводили в течение 10 лет по проекту Г. И. Маттарнови. В строительстве участвовали несколько ведущих архитекторов первой четверти XVIII века: Н. Гербель, Г. Киавери, М. Земцов. Удлиненное каменное здание с колокольней, увенчанной шпилем и украшенной курантами, напоминало по облику построенный примерно в то же время архитектором Д. Трезини Петропавловский собор. Церковь стояла на неукрепленном речном берегу, приблизительно там, где сейчас находится памятник Петру I (Медный всадник). Из-за осадок грунта в ее стенах и сводах появились трещины, и в 1763 году здание было разобрано.
Екатерина II чтила память императора Петра I и посчитала своим долгом отстроить Исаакиевский собор заново. Работы начались в 1768 году по проекту А. Ринальди. Церковь была задумана как изящное строение в стиле барокко с пятью главами и трехъярусной колокольней. Строительство продолжалось 34 года. Достраивал храм в царствование Павла I архитектор В. Бренна, вынужденный по приказу императора упростить и исказить замысел Ринальди.
Непропорциональное и приземистое сооружение не соответствовало парадному облику центра столицы. В 1809 и 1813 годах были объявлены конкурсы проектов перестройки третьей Исаакиевской церкви, непременным условием которых было желание Александра I сохранить большую часть ринальдиевской церкви. В конкурсах участвовали известные зодчие Дж. Кваренги, А. Воронихин, Ч. Камерон и многие другие, но Высочайшее одобрение получил проект молодого французского архитектора О. Монферрана.
Исаакиевский собор строился сорок лет с 1818 по 1858 годы. Его возведение стало важным этапом в истории русской строительной практики как по грандиозности размаха, так и по сложности инженерных задач. Одной из таких задач было устройство фундамента – сплошной каменной кладки высотой 7,5 м, скрепленной металлическими связями и заложенной на 24 000 свай.
Не менее сложной оказалась установка на портиках 48 гранитных колонн.
Способ ручной выломки гранитных монолитов изобрел выходец из Вологодской губернии каменотес и подрядчик Самсон Суханов. Гранитные монолиты вырубали в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург их доставляли на баржах при помощи первых в России буксирных судов. Для установки колонн возвели строительные леса со сложной системой блоков и 16 поворотными кабестанами. Оригинальная система устройства лесов давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой 17 м и весом 114 т за 40–45 минут. Первая из 48 колонн портиков была установлена 20 марта 1828 года, за ее подъемом наблюдали император Николай I с семьей и многочисленные иностранные гости. Это впечатляющее зрелище привлекало русских и заграничных ученых, не говоря уже о жителях Петербурга. О подъеме колонн говорилось и писалось как о крупнейшем достижении строительной техники.
В отличие от сложившейся строительной практики, колонны четырех портиков поставили до возведения стен храма. Стены строили из кирпича, скрепленного известковым раствором и коваными железными связями. Одновременно с кирпичной кладкой выполнялась мраморная облицовка.
Блестяще была решена задача сооружения купола диаметром 25,8 м. Купол собран из металлических конструкций и покрыт снаружи золочеными медными листами. В истории строительства это один из первых случаев применения металлических конструкций для перекрытия здания огромной площади.
На строительстве собора широко применялись различные технические новшества. Например, для перевозки мрамора между Невой и строительной площадкой в 1837 году была сооружена железная дорога – первый рельсовый путь в истории Петербурга.
Исаакиевский собор, возведенный по проекту О. Монферрана, стал одним из крупнейших купольных сооружений Европы. Грандиозность храма определяют его размеры: высота 101,5 м, длина 111,28 м, ширина 97,6 м.
Поиск ответа
Вопрос № 308716 |
Уважаемая Грамота! На острове Сан-Джорджо-Маджоре (с двумя дефисами) находится собор Сан-Джорджо Маджоре (с одним дефисом). Именно так надо оформить название острова и собор а согласно правилу написания географических названий – и словарю «Прописная или строчная?», на который вы ссылаетесь в ответах на вопрос о названиях итальянских собор ов? Согласитесь, читатели будут в недоумении и сочтут это за ошибку. Что делать?
Ответ справочной службы русского языка
Вы задаете очень интересный вопрос. Следует признать, что написание составных названий храмов, собор ов, церквей, включающих в свой состав непереводимые иностранные служебные слова, части сан-, санта- и под., недостаточно урегулированы орфографическими правилами и словарями. В правилах говорится о дефисном написании названий с частями сан-, санта- и под., из чего можно сделать вывод о дефисном написании всего названия (Сан-Хуан-де-ла-Пенья), однако в примерах к правилу подобные многокомпонентные названия, к сожалению, не приводятся, что оставляет простор для интерпретаций. В словаре «Прописная или строчная?» (в котором, заметим, разрабатывалась проблема выбора буквенного регистра, а не слитного, раздельного, дефисного написания), мы находим разные написания (напр., Сан-Хуан-де-ла-Пенья и Санта-Мария де Регла). Безусловно, проблема требует изучения. Наша предварительная рекомендация — написать название собор а через два дефиса (Сан-Джорджо-Маджоре). Эта форма будет соответствовать общему правилу о дефисном написании географических наименований и фиксации в «Большой российской энциклопедии». В орфографических словарях данное название не отмечается.
Большое спасибо за Ваш вопрос! Мы передадим его орфографистам Института русского языка РАН.
Как правильно писать название храма: Петро-Павловский или Петропавловский? Название образовалось из сочинительного словосочетания, но почему-то пишут его слитно.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Может ли слово «так» быть вводным в значании «например». Пример: В эту эпоху спокойной своей жизни высшее духовенство чересчур предавалось роскоши. Так, собор ные старцы и настоятели монастырей носили бархатные и шелковые рясы.
Ответ справочной службы русского языка
Да, может. Знаки препинания в Вашем примере стоят верно.
Ответ справочной службы русского языка
Полагаем, такое написание возможно по аналогии с приведенными выше.
Добрый день! Редактируем книгу, ответьте, пожалуйста. 1. Если речь идёт об Исаакиевском собор е, Вагановской академии (и пр.), нужно ли писать » собор «, «академия» с прописной буквы, если первое слово опущено? 2. Допустимы ли в худож. тексте формы «скорей», «быстрей» (их очень много)? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Допустимо ли написание в названиях статей Википедии уточнений с порядковыми числительными без наращений (например, » Собор (4 этаж)» или «Музей (2 уровень)» вместо » Собор (4-й этаж)» и пр.) или лучше придерживаться строгой литературной нормы?
Ответ справочной службы русского языка
Рекомендуем придерживаться правил и писать порядковые числительные с наращениями.
Здравствуйте. Нужно ли ставить в кавычки «Промсвязьбанк»? Мнения разделились.
Ответ справочной службы русского языка
Однозначного ответа нет. Сложносокращенные наименования государственных предприятий, корпораций, акционерных обществ, а также крупнейших банков при употреблении без родового слова в современной практике письма испытывают колебания: Ро собор онэкспорт и «Ро собор онэкспорт», Промсвязьбанк и «Промсвязьбанк», Россельхозбанк и «Россельхозбанк» и т. д. При употреблении с родовым словом кавычки последовательно ставятся: акционерное общество «Ро собор онэкспорт», ПАО «Промсвязьбанк».
Ответ справочной службы русского языка
В соответствии с современными нормами в официальных составных названиях учреждений, организаций, обществ с прописной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, а также первое слово включаемых в них названий других учреждений и организаций.
Нужно писать с прописной буквы следующие названия, если они являются официальными: Объединенная группа подрядчиков по лесным заготовкам для Мурманской железной дороги «Мурмалес» (проверьте, нет ли опечатки в последнем слове этого названия), Товарищество педагогов г. Петрозаводска, Общество вспомоществования воспитанникам Петрозаводской мужской учительской семинарии, Товарищество кемских лесопильных заводов.
Обратите внимание на то, что исторические написания названий могут не соответствовать современным нормам.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, как пишется В(в)селенский С(с)обор и нужно ли ставить римское число впереди или можно В(в)торой.
Ответ справочной службы русского языка
Эти уральские края. Почему с маленькой буквы- уральские?
Ответ справочной службы русского языка
Прилагательные, образованные от географических названий, пишутся с прописной буквы, если они являются частью составных наименований — географических и административно-территориальных, индивидуальных имен людей, названий исторических эпох и событий, учреждений, архитектурных и др. памятников, военных округов и фронтов.
В остальных случаях они пишутся со строчной буквы.
Ср., напр.: невские берега, невские набережные и Александр Невский, Невский проспект, Невская битва; донское казачество и Дмитрий Донской, Донской монастырь; московские улицы, кварталы, московский образ жизни и Московская область, Московский вокзал (в Петербурге), Московская государственная консерватория; казанские достопримечательности и Казанский кремль, Казанский университет, Казанский собор (в Петербурге, Москве); северокавказская природа и Северо-Кавказский регион, Северо-Кавказский военный округ; 1-й Белорусский фронт, Потсдамская конференция, Санкт-Петербургский монетный двор, Великая Китайская стена, Большой Кремлёвский дворец.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Если предложение начинается с числа в цифровой форме, то следующее за числом слово пишется строчными: 17 мая в кафедральном собор ном храме Христа Спасителя состоялась. Название месяца пишется с прописной буквы лишь в названиях праздников с начальной цифрой (причем и в начале, и в середине предложения): 1 Мая – мой любимый праздник. Поздравляю вас с 1 Мая!
Добрый день. Пожалуйста, подскажите, как пишется Нотр-Дам и Нотр-Дам де Пари ( собор Notre Dame de Paris) — с дефисами и с больших букв, кроме «де»?
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Такие названия пишутся неединообразно: одни из них по традиции принято писать (в том числе на картах и в документах) слитно, другие – через дефис. К тому же со временем написание может меняться. Например, в Москве есть станция метро «Новокузнецкая», но, когда станцию открывали (1943 год), название писалось через дефис: «Ново-Кузнецкая». Поэтому написание названия конкретной улицы лучше уточнить в администрации того населенного пункта, в котором расположена улица.