как правильно святить пасху

Как освятить куличи и пасхи на самоизоляции?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

На вопрос читателя о том, можно ли самостоятельно освятить куличи дома и как это сделать, отвечает иерей Стахий Колотвин, настоятель и ответственный за строительство храма Воздвижения Креста Господня в Митине.

как правильно святить пасху. Смотреть фото как правильно святить пасху. Смотреть картинку как правильно святить пасху. Картинка про как правильно святить пасху. Фото как правильно святить пасху

Прежде всего, когда говорят об освящении, если освящается не храм, не богослужебные сосуды, облачения или иконы, а вещи более обыденные, в том числе и праздничная пища, более уместен будет богословский термит «благословение». Важно понимать: пища сама по себе не становится святой, это не церковное Таинство, а лишь благословение праздничного стола. Кстати, именно поэтому неверно народное поверие о том, что нельзя выкидывать скорлупу освященных яиц.

Каждый год мы все вместе собирались для молитвенного общения с Богом и после службы освящали пасхальную снедь, но сейчас, из-за вынужденной изоляции, Патриарх благословляет всех верных остаться дома. Можно вспомнить монахов-отшельников: священник приходил к ним раз в месяц, чтобы совершить таинство Причастия, а в остальном они жили самостоятельно. В подобных случаях все те священнические тексты, которые были, сокращались, а все остальные молитвы богослужения читали и пели. Вспомним также, что в экстренной ситуации один мирянин может крестить другого: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь»

Возникает вопрос: как же дерзает мирянин благословлять пищу? Но мы верим, что благословляет не сам мирянин и даже не священник, а Господь Бог по вере нашей. Мне кажется, важно добавить: лучше всего освящать куличи в воскресный день или в воскресную ночь после просмотра трансляции Пасхальной службы, потому что Великая суббота дана нам для тишины и сосредоточения помыслов, когда «да молчит всякая плоть человеча».

На предстоящей Страстной седмице желаю вам не унывать, а испросить у Господа сил и крепости духа, чтобы направить свои силы на изучение богослужений этой великой недели. Советую сейчас постараться почитать пояснения к некоторым тяжелым для понимания моментах страстных служб для того, чтобы не только проникнуться поэтикой текста, но и погрузиться в смысл услышанного в церкви во время онлайн-трансляций. Наполненные новыми духовными открытиями и переживаниями, и разум, и сердце раскроются, чтобы в полную силу просиять на Пасху, пусть и вдали от храма.

Источник

Пасха 2020: священник рассказал, как святить куличи дома

Главное, чтобы была крещенская святая вода

Из-за эпидемии коронавируса у верующих нет возможности ходить в церковь и совершать все те обряды, к которым православные привыкли перед Пасхой. Но выбора у разумных людей нет: надо сидеть дома. Патриарх Кирилл уже заявил, что в этом году верующие могут освятить куличи и пасхальные яйца дома самостоятельно – прочитав молитву. Правда, в условиях всех рисков сегодняшнего дня может потребоваться не только благословить пищу, но и дезинфицировать ее.

как правильно святить пасху. Смотреть фото как правильно святить пасху. Смотреть картинку как правильно святить пасху. Картинка про как правильно святить пасху. Фото как правильно святить пасху

Более всего вопросов здесь вызывает святая вода – где её взять, если в храм идти нельзя? Самый очевидный вариант (и правильный для большинства православных) – вода должна храниться дома с праздника Крещения и ждать своего часа.

Соответственно, если собственной святой воды нет, можно одолжить немного крещенской у родных или друзей – чудодейственные свойства перейдут. Однако этот вариант плохо соотносится с необходимостью соблюдать самоизоляцию.

Семейными традициями, когда одна бабушка печёт дюжину куличей и раздаёт всем родственникам по паре штук, в этом году придётся пренебречь – здоровье дороже! Прежде всего, потому что во время карантина запрещено ходить друг к другу в гости, а доставка кулича вряд ли может считаться уважительной причиной для получения разового пропуска на поездку на автомобиле. Так что кулич в этом году лучше всего испечь самостоятельно – к счастью, время есть! – или купить в магазине тот, что упакован в фабричную упаковку.

Что касается пасхальных яиц, то с ними всё гораздо проще: достаточно протереть скорлупу спиртом – современные краски это выдерживают без проблем. Также стоит вспомнить преимущество фабричных разноцветных красок – их разводят с уксусом, а уксус убивает все бактерии.

Источник

«Пасхальная еда — не святыня, а символ». Как освятить куличи дома самим

как правильно святить пасху. Смотреть фото как правильно святить пасху. Смотреть картинку как правильно святить пасху. Картинка про как правильно святить пасху. Фото как правильно святить пасху

как правильно святить пасху. Смотреть фото как правильно святить пасху. Смотреть картинку как правильно святить пасху. Картинка про как правильно святить пасху. Фото как правильно святить пасху

Священник Максим Первозванский

Как освятить кулич дома?

Как освятить куличи и яйца дома, а также встретить Пасху вдали от храма «Правмиру» рассказал протоиерей Максим Первозванский.

— Я сторонник всевозможного обрядового ритуального и украшательского сопровождения нашей жизни. Ставить вербу в вазу на Вход Господень в Иерусалим; березками украшать свое жилище на Троицу; купаться на Крещение в проруби; выпускать птиц на Благовещение; освящать яблоки на Преображение и так далее — все это очень важно и очень здорово.

Безусловно, это внешнее не является центром и смыслом самого события и нашего переживания его, но очень хорошо помогает нам прийти к этому переживанию.

Нынешний год дает нам дополнительные возможности вот для этого внешнего делания. Понятно, сам приход в храм для освящения куличей для церковных людей — вообще не центральное событие бытовой подготовки к Пасхе. То есть, если человек пошел в булочную и купил кулич, и с этим куличом пришел в храм, то да, для него этот момент, что священник окропил кулич святой водой и прочитал молитву, возможно, является центральным.

А если человек в среду встал до рассвета, как положено, и начал красить яйца, потом в Великий четверг, в перерывах между службами начал сам печь куличи, достав рецепт, который еще его бабушка рукой своей собственной написала в 1953-м году, то приход непосредственно в храм с этими куличами и с этими яйцами, и с этой пасхой, становится лишь некой точкой. Тем более, главное, для чего мы в Великую субботу приходим в храм — не освятить куличи, а поклониться святой Плащанице.

Но вот все это — встать до рассвета, подготовиться, в суете повседневной жизни удавалось не всем. В этом году у нас есть возможность это сделать, в том числе — в четверг самостоятельно испечь куличи, а не купить их в булочной или даже в храме. И это будет замечательное трудовое усилие, почти молитвенное. Особенно если вы действительно будете сопровождать это молитвословием. И, таким образом, вся ритуально-обрядово сопровождающая Пасху история может заиграть у нас новыми красками.

как правильно святить пасху. Смотреть фото как правильно святить пасху. Смотреть картинку как правильно святить пасху. Картинка про как правильно святить пасху. Фото как правильно святить пасху

А потом, в Великую субботу вы включите трансляцию, увидите, как Святейший Патриарх окропляет куличи, и окропите свои собственные куличи. Или сами споете тропарь второго гласа «Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный», который специально выучите для этого случая, если еще не знали его наизусть. Вы прочитаете молитву на освящение всякой вещи, окропите ваши куличи, пасху, яйца святой водой, и, поверьте, духовная польза от этих сопутствующих и не главных вещей (потому что, понятно, Пасха — это не про куличи и яйца) большая.

Тропарь воскресный. Глас 2-й:

Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества: / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся силы небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.

Молитва на освящение:

Благословляется и освящается пища сия кроплением воды сия священные, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Надо понимать, что освящение кулича — это не какое-то сакраментальное действие, при котором читается какая-то особая молитва. Это просто благословение пасхальных снедей, то есть, еды. Мне вообще глубоко чуждо, когда скорлупки от крашеных яиц собирают и не выкидывают, или еще чего-нибудь делают в подобном духе. Это всего лишь еда, которая носит некоторое символическое действие.

Повторяю: сами по себе кулич, яйца и пасха — это не святыня, а просто символ. Очень здорово, когда на пасхальном столе стоит кулич, а вокруг него — крашеные яйца. Особенно если все сделано своими руками. Тут ведь как это работает: чем больше сил вы потратили на приготовление, тем для вас это будет ценней. И если все приготовлено не между делом, а по-настоящему — это здорово! Конечно, не в ущерб трансляциям богослужений. А окроплены ли куличи святой водой в храме или дома, и окроплены ли вообще или просто благословлены с молитвой: «Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим…» — в данном случае большого значения не имеет.

Ко всякому празднику стоит готовиться. И по-настоящему это делают обычно те, кто готовит храм к праздничному богослужению. Например, за два дня начинают украшать храмовую икону, или Плащаницу, думают, какие цветы купить, каким образом оформят то-то и то. Сегодня у всех есть возможность подготовить дом к празднику, и дом станет вам храмом.

Источник

Как встретить Святую Пасху

как правильно святить пасху. Смотреть фото как правильно святить пасху. Смотреть картинку как правильно святить пасху. Картинка про как правильно святить пасху. Фото как правильно святить пасху

Пасха — главный праздник года. Как встретить Святую Пасху? Какие существуют русские традиции этого православного праздника? Ответы Вы найдёте в статье.

Как встретить Святую Пасху?

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Как происходит Богослужение в Пасху

О приветствиях и Лобзании в День Пасхи

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй — «Христос воскресе«. Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами — очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.

Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо — яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры

как правильно святить пасху. Смотреть фото как правильно святить пасху. Смотреть картинку как правильно святить пасху. Картинка про как правильно святить пасху. Фото как правильно святить пасху

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения.
Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

как правильно святить пасху. Смотреть фото как правильно святить пасху. Смотреть картинку как правильно святить пасху. Картинка про как правильно святить пасху. Фото как правильно святить пасху

О поведении православных христиан в Пасху

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного церковного Богослужения.

Что такоe артос

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

как правильно святить пасху. Смотреть фото как правильно святить пасху. Смотреть картинку как правильно святить пасху. Картинка про как правильно святить пасху. Фото как правильно святить пасху

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.
Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.
По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.
Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

как правильно святить пасху. Смотреть фото как правильно святить пасху. Смотреть картинку как правильно святить пасху. Картинка про как правильно святить пасху. Фото как правильно святить пасху

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Московский Сретенский монастырь, «Новая книга», 1998 год

Источник

Как встретить Святую Пасху

По бла­го­сло­ве­нию пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси Алек­сия II

Почему Пасха – глав­ный празд­ник года

Празд­ник Свет­лого Хри­стова Вос­кре­се­ния, Пасха, – глав­ное собы­тие года для пра­во­слав­ных хри­стиан и самый боль­шой пра­во­слав­ный празд­ник. Слово «Пасха» пришло к нам из гре­че­ского языка и озна­чает «пре­хож­де­ние», «избав­ле­ние». В этот день мы тор­же­ствуем избав­ле­ние через Христа Спа­си­теля всего чело­ве­че­ства от раб­ства диа­волу и даро­ва­ние нам жизни и веч­ного бла­жен­ства. Как крест­ной Хри­сто­вой смер­тью совер­шено наше искуп­ле­ние, так Его Вос­кре­се­нием даро­вана нам вечная жизнь.

Вос­кре­се­ние Хри­стово – это основа и венец нашей веры, это первая и самая вели­кая истина, кото­рую начали бла­го­вест­во­вать апо­столы.

Как про­ис­хо­дит Бого­слу­же­ние в Пасху

Пас­халь­ные Бого­слу­же­ния осо­бенно тор­же­ственны. Хри­стос бо воста: весе­лие вечное, – поет Цер­ковь в каноне Пасхи.

Еще с древ­них, апо­столь­ских времен, хри­сти­ане бодр­ствуют в свя­щен­ную и пред­праздн­ствен­ную спа­си­тель­ную ночь Свет­лого Вос­кре­се­ния Хри­стова, – ночь све­то­зар­ную све­то­нос­ного дня, ожидая вре­мени своего духов­ного осво­бож­де­ния от работы вражия (Цер­ков­ный Устав в неделю Пасхи).

Неза­долго до полу­ночи во всех храмах слу­жится полу­нощ­ница, на кото­рой иерей с диа­ко­ном исхо­дят к Пла­ща­нице и, совер­шив каж­де­ние окрест ее, при пении слов ката­ва­сии 9‑й песни «Воз­стану бо и про­слав­люся» подъ­ем­лют Пла­ща­ницу и отно­сят в алтарь. Пла­ща­ницу пола­гают на святой Пре­стол, где она должна оста­ваться до Отда­ния Пасхи.

Пас­халь­ную утреню, «весе­лие о Вос­кре­се­нии Гос­пода нашего из мерт­вых«, начи­нают в 12 часов ночи. При при­бли­же­нии полу­ночи все свя­щен­но­слу­жи­тели в полном обла­че­нии ста­но­вятся по чину у Пре­стола. Свя­щен­но­слу­жи­тели и моля­щи­еся в храме воз­жи­гают свечи.

«Ровно в 12 часов по мест­ному вре­мени при закры­тых Цар­ских Вратах свя­щен­но­слу­жи­тели тихим гласом поют сти­хиру: «Вос­кре­се­ние Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небе­сех, и нас на земли спо­доби чистым серд­цем Тебе сла­вити».

После этого отвер­за­ется завеса и свя­щен­но­слу­жи­тели снова поют эту же сти­хиру гром­ким голо­сом. Откры­ва­ются Цар­ские Врата, и сти­хира, уже более высо­ким голо­сом, поется духо­вен­ством в третий раз до поло­вины «Вос­кре­се­ние Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небе­сех». Певцы, сто­я­щие на сре­дине храма, закан­чи­вают: «И нас на земли спо­доби»

Как про­ис­хо­дит крест­ный ход

Крест­ный ход, совер­ша­е­мый в пас­халь­ную ночь, – это шествие Церкви навстречу вос­крес­шему Спа­си­телю.

Крест­ный ход совер­ша­ется вокруг храма при непре­рыв­ном тре­звоне. В свет­лом, лику­ю­щем, вели­че­ствен­ном виде, при пении «Вос­кре­се­ние Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли спо­доби чистым серд­цем Тебе сла­вити», Цер­ковь, как духов­ная неве­ста, идет, как гово­рится в свя­щен­ных пес­но­пе­ниях, «весе­лыми ногами во сре­те­ние исхо­дя­щему Христу из гроба, яко жениху».

Впе­реди крест­ного хода несут фонарь, за ним запре­столь­ный крест, запре­столь­ный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругве­носцы, певцы, све­ще­носцы со све­чами, диа­коны со своими све­чами и кадиль­ни­цами и за ними свя­щен­ники. В послед­ней паре свя­щен­ни­ков идущий справа несет Еван­ге­лие, а идущий слева – икону Вос­кре­се­ния. Завер­шает шествие пред­сто­я­тель храма с три­свеш­ни­ком и Кре­стом в левой руке. Если в храме только один свя­щен­ник, то на пеле­нах иконы Вос­кре­се­ния Хри­стова и Еван­ге­лие несут миряне.

«Да вос­крес­нет Бог, и рас­то­чатся врази Его. И да бежат от Лица Его нена­ви­дя­щии Его».

«Яко исче­зает дым, да исчез­нут, яко тает воск от лица огня». «Тако да погиб­нут греш­ницы от Лица Божия, а пра­вед­ницы да воз­ве­се­лятся». «Сей день, егоже сотвори Гос­подь, воз­ра­ду­емся и воз­ве­се­лимся в онь». На каждый стих певцы поют тро­парь «Хри­стос вос­кресе».

Отвер­за­ются цер­ков­ные двери, и крест­ный ход с этой радост­ной вестью шествует в храм, как и жены-миро­но­сицы пошли в Иеру­са­лим воз­ве­стить уче­ни­кам о Вос­кре­се­нии Гос­пода.

Что такое пас­халь­ный канон

Пас­халь­ный канон, тво­ре­ние св. Иоанна Дамас­кина, состав­ля­ю­щий суще­ствен­ней­шую часть пас­халь­ной утрени – венец всех духов­ных песней. Пас­халь­ный канон пред­став­ляет собой выда­ю­ще­еся про­из­ве­де­ние цер­ков­ной сло­вес­но­сти не только со сто­роны пыш­но­сти своей внеш­ней формы, но и по своим внут­рен­ним досто­ин­ствам, по силе и глу­бине заклю­ча­ю­щимся в нем мыслей, по воз­вы­шен­но­сти и богат­ству своего содер­жа­ния. Этот глу­боко содер­жа­тель­ный канон вводит нас в дух и смысл самого празд­ника Вос­кре­се­ния Хри­стова, застав­ляет нас все­сто­ронне пере­жить душою и понять это собы­тие.

На каждой песни канона совер­ша­ется каж­де­ние, свя­щен­но­слу­жи­тели с кре­стом и кади­лом, в пред­ше­ствии све­тиль­ни­ков, обхо­дят всю цер­ковь, напол­няя ее фимиа­мом, и радостно при­вет­ствуют всех сло­вами «Хри­стос вос­кресе!», на что веру­ю­щие отве­чают «Воис­тину вос­кресе!». Эти мно­го­чис­лен­ные исхож­де­ния свя­щен­ни­ков из алтаря напо­ми­нают о частых явле­ниях Гос­пода Своим уче­ни­кам по Вос­кре­се­нии.

Пас­халь­ный канон, тво­ре­ние Иоанна Дамас­кина

Вос­кре­се­ния день, про­све­тимся людие: Пасха, Гос­подня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси, Хри­стос Бог нас пре­веде, побед­ную поющия.

Припев: Хри­стос вос­кресе из мерт­вых.

Очи­стим чув­ствия, и узрим непри­ступ­ным светом вос­кре­се­ния Христа бли­ста­ю­щася, и радуй­теся, рекуща ясно да услы­шим, побед­ную поюще.

Хри­стос вос­кресе из мерт­вых.

Небеса убо достойно да весе­лятся, земля же да раду­ется: да празд­нует же мир, види­мый же весь и неви­ди­мый, Хри­стос бо воста, весе­лие вечное.

Слава: Умерщ­вле­ния предел сло­мила еси, вечную жизнь рожд­шая Христа, из гроба воз­си­яв­шаго днесь, Дево Все­не­по­роч­ная, и мир про­све­тив­шаго.

И ныне: Вос­крес­шаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со апо­столы Бого­бла­го­дат­ная чистая: и еже радуйся первее, яко всех радо­сти вина, вос­при­яла еси, Бого­мати Все­не­по­роч­ная.

При­и­дите пиво пием новое, не от камене неплодна чудо­де­е­мое, но нетле­ния источ­ник, из гроба одо­ждивша Христа, в Немже утвер­жда­емся.

Ныне вся испол­ни­шася света, небо же и земля и пре­ис­под­няя: да празд­нует убо вся тварь воста­ние Хри­стово, в немже утвер­жда­ется.

Вчера спо­гре­бохся Тебе, Христе, сово­стаю днесь вос­кресшу Тебе, срас­пи­нахся Тебе вчера, Сам мя спро­слави, Спасе, во Цар­ствии Твоем.

Слава: На нетлен­ную жизнь при­хо­жду днесь бла­го­стию рожд­ша­гося из Тебе, Чистая, и всем концем свет обли­став­шаго.

И ныне: Бога, Егоже родила еси плотию, из мерт­вых, якоже рече, воставша видевши, Чистая, ликуй, и Сего яко Бога Пре­чи­стая воз­ве­ли­чай.

На боже­ствен­ней стражи, бого­гла­го­ли­вый Авва­кум да станет с нами и пока­жет све­то­носна ангела, ясно гла­го­люща: днесь спа­се­ние миру, яко вос­кресе Хри­стос, яко Все­си­лен.

Муже­ский убо пол, яко раз­вер­зый дев­ствен­ную утробу, явися Хри­стос: яко чело­век же, агнец наре­чеся: непо­ро­чен же, яко невку­сен скверны, наша Пасха, и яко Бог исти­нен, совер­шен речеся.

Яко еди­но­лет­ный агнец, бла­го­сло­вен­ный нам венец Хри­стос, волею за всех заклан бысть, Пасха чисти­тель­ная, и паки из гроба крас­ное правды нам возсия солнце.

Бого­отец убо Давид пред сенным ков­че­гом ска­каше играя, людие же Божии святии, обра­зов сбытие зряще, весе­лимся Боже­ственне, яко вос­кресе Хри­стос, яко Все­си­лен.

Слава: Созда­вый Адама, Твоего пра­отца, Чистая, зиждется от Тебе, и смерт­ное жилище разори Своею смер­тию днесь, и озари вся боже­ствен­ными бли­ста­ньми вос­кре­се­ния.

И ныне: Егоже родила еси Христа, пре­красно из мерт­вых воз­си­явша, Чистая зрящи, добрая и непо­роч­ная в женах и крас­ная, днесь во спа­се­ние всех, со апо­столы раду­ю­щися, Того про­слав­ляй.

Утре­нюем утрен­нюю глу­боку, и вместо мира песнь при­не­сем Вла­дыце, и Христа узрим правды солнце, всем жизнь воз­си­я­юща.

Без­мер­ное Твое бла­го­у­тро­бие адо­выми узами содер­жи­мии зряще, к свету идяху Христе, весе­лыми ногами, Пасху хва­ляще вечную.

При­сту­пим све­ще­нос­нии исхо­дящу Христу из гроба яко Жениху, и спразд­нуим любо­праздн­ствен­ными чинми Пасху Божию спа­си­тель­ную.

Слава: Про­све­ща­ется боже­ствен­ными лучами и живо­нос­ными вос­кре­се­ния Сына Твоего, Бого­мати Пре­чи­стая, и радо­сти испол­ня­ется бла­го­че­сти­вых собра­ние.

И ныне: Не раз­верзл еси врата дев­ства в вопло­ще­нии, гроба не раз­ру­шил еси печа­тей, Царю созда­ния: ото­ну­дуже вос­крес­шаго Тя зрящи Мати, радо­ва­шеся.

Сниз­шел еси в пре­ис­под­няя земли и сокру­шил еси вереи вечныя, содер­жа­щия свя­зан­ныя Христе, и трид­не­вен, яко от кита Иона, вос­кресл еси от гроба.

Сохра­нив цела зна­ме­ния, Христе, вос­кресл еси от гроба, ключи Девы не вре­ди­вый в рож­де­стве Твоем, и отверзл еси нам рай­ские двери.

Спасе мой, живое же и нежерт­вен­ное зако­ле­ние, яко Бог Сам Себе волею привед Отцу, совос­кре­сил еси все­род­наго Адама, вос­крес от гроба.

Слава: Воз­ве­деся древле дер­жи­мое смер­тию и тле­нием, вопло­тив­шимся от Твоего пре­чи­с­таго чрева, к нетлен­ней и прис­но­сущ­ней жизни, Бого­ро­дице Дево.

И ныне: Сниде в пре­ис­под­няя земли, в ложе­сна Твоя, Чистая, сшедый, и все­ли­выйся и вопло­ти­выйся паче ума, и воз­движе с Собою Адама, вос­крес от гроба.

Аще и во гроб сниз­шел еси, Без­смертне, но адову раз­ру­шил еси силу, и вос­кресл еси яко побе­ди­тель, Христе Боже, женам миро­но­си­цам веща­вый: радуй­теся, и Твоим апо­сто­лом мир даруяй, падшим подаяй вос­кре­се­ние.

Еже прежде солнца Солнце зашед­шее иногда во гроб, пред­ва­риша ко утру, ищущия яко дне миро­но­сицы девы, и друга ко друзей вопи­яху: О дру­гини! при­и­дите, вонями пома­жем Тело живо­нос­ное и погре­бен­ное, плоть Вос­кре­сив­шаго пад­шаго Адама, лежа­щую во гробе. Идем, пот­щимся якоже волсви, и покло­нимся, и при­не­сем мира яко дары, не в пеле­нах, но в пла­ща­нице Обви­тому, и плачим и возо­пиим: О Вла­дыко, востани, падшим подаяй вос­кре­се­ние.

Вос­крес Иисус от гроба, якоже про­рече, даде нам живот вечный и велию милость. (Трижды)

Отроки от пещи изба­ви­вый, быв чело­век, страж­дет яко смер­тен, и стра­стию смерт­ное в нетле­ния обла­чит бла­го­ле­пие, Един бла­го­сло­вен отцев Бог и пре­п­ро­слав­лен.

Жены с миры бого­муд­рыя вслед Тебе течаху: Егоже яко мертва со сле­зами искаху, покло­ни­шася раду­ю­щи­яся живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, уче­ни­ком бла­го­ве­стиша.

Смерти празд­нуем умерщ­вле­ние, адово раз­ру­ше­ние, иного жития веч­наго начало, и игра­юще поем Винов­наго, Еди­наго Бла­го­сло­вен­наго отцев Бога и пре­п­ро­слав­лен­наго.

Яко воис­тинну свя­щен­ная, и все­праздн­ствен­ная сия спа­си­тель­ная нощь, и све­то­зар­ная, све­то­нос­наго дне воста­ния сущи про­воз­вест­ница: в нейже без­лет­ный Свет из гроба плот­ски всем возсия.

Сей наре­чен­ный и святый день, един суббот царь и гос­подь, празд­ни­ков празд­ник, и тор­же­ство есть тор­жеств: воньже бла­го­сло­вим Христа во веки.

При­и­дите новаго вино­града рож­де­ния, боже­ствен­наго весе­лия, в наро­чи­том дни вос­кре­се­ния, Цар­ствия Хри­стова при­об­щимся, поюще Его яко Бога во веки.

Воз­веди окрест очи твои, Сионе, и виждь: се при­и­доша к тебе яко бого­свет­лая све­тила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе бла­го­сло­вя­щия Христа во веки.

Пре­свя­тая Троице, Боже наш, слава Тебе.

Отче Все­дер­жи­телю, и Слове, и Душе, треми соеди­ня­е­мое во ипо­ста­сех есте­ство, пре­су­ще­ственне и пре­бо­же­ственне, в Тя кре­сти­хомся и Тя бла­го­сло­вим во вся веки.

Слава: Прииде Тобою в мир Гос­подь, Дево Бого­ро­дице, и чрево адово рас­торг, смерт­ным нам вос­кре­се­ние дарова: Темже бла­го­сло­вим Его во веки.

И ныне: Всю низ­ло­жив смерти дер­жаву Сын Твой, Дево, Своим вос­кре­се­нием, яко Бог креп­кий совоз­несе нас и обожи: темже вос­пе­ваем Его во веки.

Припев: Вели­чит душа моя вос­крес­шаго три­дневно от гроба Христа Жиз­но­давца.

Ирмос: Све­тися, све­тися новый Иеру­са­лиме, слава бо Гос­подня на тебе возсия. Ликуй ныне и весе­лися, Сионе. Ты же, Чистая, кра­суйся. Бого­ро­дице, о воста­нии Рож­де­ства Твоего.

Припев: Хри­стос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, взем­ляй грехи мира.

О боже­ствен­наго, о любез­наго, о слад­чай­шаго Твоего гласа! С нами бо неложно обе­щался еси быти до скон­ча­ния века Христе, Егоже вернии, утвер­жде­ние надежды имуще, раду­емся.

Припев: Ангел вопи­яше Бла­го­дат­ней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку: радуйся! Твой Сын вос­кресе трид­не­вен от гроба, и мерт­выя воз­двиг­ну­вый, людие, весе­ли­теся.

О Пасха велия и свя­щен­ней­шая, Христе! О муд­ро­сте, и Слове Божий, и сило! Пода­вай нам истее Тебе при­ча­ща­тися, в неве­чер­нем дни Цар­ствия Твоего.

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Гос­поди, трид­не­вен вос­кресл еси, Адама воз­двиг от тли, и упразд­нив смерть: Пасха нетле­ния, мира спа­се­ние.

Стих: Да вос­крес­нет Бог, и рас­то­чатся врази Его.

Пасха свя­щен­ная нам днесь пока­зася: Пасха нова святая, Пасха таин­ствен­ная, Пасха все­чест­ная, Пасха Хри­стос Изба­ви­тель, Пасха непо­роч­ная, Пасха вели­кая, Пасха верных, Пасха двери рай­ския нам отвер­за­ю­щая, Пасха всех освя­ща­ю­щая верных.

Стих: Яко исче­зает дым, да исчез­нут.

При­и­дите от виде­ния жены бла­го­вест­ницы, и Сиону рцыте: приими от нас радо­сти бла­го­ве­ще­ния вос­кре­се­ния Хри­стова; кра­суйся, ликуй и радуйся, Иеру­са­лиме, Царя Христа узрев из гроба яко жениха, про­ис­хо­дяща.

Стих: Тако да погиб­нут греш­ницы от лица Божия, а пра­вед­ницы да воз­ве­се­лятся.

Миро­но­сицы жены, утру глу­боку, пред­ставша гробу Живо­давца, обре­тоша ангела, на камени седяща, и той про­ве­щав им сице гла­го­лаше: что ищете Живаго с мерт­выми? Что пла­чете Нетлен­наго во тли? Шедше про­по­ве­дите уче­ни­ком Его.

Стих: Сей день, егоже сотвори Гос­подь, воз­ра­ду­емся и воз­ве­се­лимся в онь.

Пасха крас­ная, Пасха, Гос­подня Пасха! Пасха все­чест­ная нам возсия! Пасха! Радо­стию друг друга обымем. О Пасха!

Избав­ле­ние скорби, ибо из гроба днесь яко от чер­тога воз­сияв Хри­стос, жены радо­сти исполни гла­голя: про­по­ве­дите апо­сто­лом.

О при­вет­ствиях и лоб­за­нии в день Пасхи

При конце утрени свя­щен­но­слу­жи­тели начи­нают хри­сто­со­ваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «цело­ва­ние насто­я­теля с про­чими иереи и диа­коны во святом алтаре бывает сице: гла­го­лет при­хо­дяй – «Хри­стос вос­кресе». Оному же отве­щавшу – «Воис­тину вос­кресе». Так же должно совер­шаться хри­сто­со­ва­ние и с миря­нами.

По Уставу свя­щен­но­слу­жи­тели, похри­сто­со­вав­шись между собой в алтаре, исхо­дят на солею и здесь хри­сто­су­ются с каждым из моля­щихся. Но такой поря­док мог быть соблю­даем лишь в древ­них оби­те­лях, где в храме нахо­ди­лась лишь немно­го­чис­лен­ная братия, или в тех домо­вых и при­ход­ских церк­вах, где бывало немного моля­щихся. Ныне же при гро­мад­ном сте­че­нии бого­моль­цев свя­щен­ник, выйдя с Кре­стом на солею, про­из­но­сит от себя крат­кое общее при­вет­ствие пред­сто­я­щим и закан­чи­вает его трое­крат­ным воз­гла­ше­нием «Хри­стос вос­кресе!» с осе­не­нием Кре­стом на три сто­роны и после этого воз­вра­ща­ется в алтарь.

Обычай при­вет­ство­вать друг друга в Пасху этим сло­вами – очень древ­ний. При­вет­ствуя друг друга с радо­стью вос­кре­се­ния Хри­стова, мы упо­доб­ля­емся уче­ни­кам и уче­ни­цам Гос­пода, кото­рые по вос­кре­се­нии Его «гово­рили, что Гос­подь истинно вос­крес» ( Лк. 24:34 ). В крат­ких словах «Хри­стос вос­кресе!» заклю­ча­ется вся сущ­ность нашей веры, вся твер­дость и непо­ко­ле­би­мость нашего упо­ва­ния и надежды, вся пол­нота вечной радо­сти и бла­жен­ства. Эти слова, еже­годно бес­счет­ное коли­че­ство раз повто­ря­е­мые, всегда, тем не менее, пора­жают наш слух своей новиз­ной и зна­че­нием как бы выс­шего откро­ве­ния. Как от искры, от этих слов веру­ю­щее сердце вос­пла­ме­ня­ется огнем небес­ного, свя­того вос­торга, как бы ощу­щает близ­кое при­сут­ствие Самого бли­ста­ю­щего Боже­ствен­ным светом вос­крес­шего Гос­пода. Понятно, что наши воз­гла­ше­ния «Хри­стос вос­кресе!» и «Воис­тину вос­кресе!» должны быть оду­шев­лены живой верой и любо­вью ко Христу.

С этим пас­халь­ным при­вет­ствием соеди­нено и лоб­за­ние. Это древ­нее, идущее еще от времен апо­столь­ских, зна­ме­ние при­ми­ре­ния и любви.

С древ­ней­ших времен оно совер­ша­лось и совер­ша­ется в дни Пасхи. О святом лоб­за­нии в дни Пасхи так пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Да памя­туем и те святые цело­ва­ния, кои при бла­го­го­вей­ных объ­я­тиях даем мы друг другу».

Огла­си­тель­ное слово свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, чита­е­мое во время утрени

Иже во святых отца нашего Иоанна, архи­епи­скопа Кон­стан­ти­но­поль­ского, Зла­то­ус­таго, Слово Огла­си­тель­ное, во святый и све­то­нос­ный день пре­слав­наго и спа­си­тель­наго Христа Бога нашего Вос­кре­се­ния.

Аще кто бла­го­че­стив и бого­лю­бив, да насла­дится сего добраго и светлаго тор­же­ства. Аще кто раб бла­го­ра­зум­ный, да внидет, раду­яся, в радость Гос­пода своего. Аще кто потру­дися постяся, да вос­при­и­мет ныне дина­рий. Аще кто от пер­ваго часа делал есть, да при­и­мет днесь пра­вед­ный долг. Аще кто по тре­тием часе прииде, бла­го­даря да празд­нует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сум­нится; ибо ничим отще­те­ва­ется. Аще кто лишися и девя­таго часа, да при­сту­пит, ничтоже сум­няся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во еди­но­на­де­ся­тый час, да не устра­шится замед­ле­ния: любо­че­стив бо Сый Вла­дыка, при­ем­лет послед­няго, якоже и пер­ваго: упо­ко­е­вает в еди­но­на­де­ся­тый час при­шед­шаго, якоже делав­шаго от пер­ваго часа: и послед­няго милует, и пер­вому уго­ждает, и оному дает, и сему дар­ствует: и дела при­ем­лет, и наме­ре­ние целует; и деяние почи­тает, и пред­ло­же­ние хвалит. Темже убо вни­дите вси в радость Гос­пода своего: и первии, и втории, мзду при­и­мите. Бога­тии и убозии, друг со другом ликуйте. Воз­держ­ницы и лени­вии, день почтите. Постив­шийся и не постив­шийся, воз­ве­се­ли­теся днесь. Тра­пеза испол­нена, насла­ди­теся вси. Телец упи­тан­ный, ник­тоже да изыдет алчай; вси насла­ди­теся пира веры; вси вос­при­и­мите богат­ство бла­го­сти. Ник­тоже да рыдает убо­же­ства: явися бо общее Цар­ство.

О Пас­халь­ных часах и Литур­гии

Во многих храмах непо­сред­ственно за окон­ча­нием утрени сле­дуют часы и Литур­гия. Пас­халь­ные часы чита­ются не только в храме – всю пас­халь­ную сед­мицу их читают обычно вместо утрен­них и вечер­них молитв.

Во время пения часов пред Литур­гией диакон с диа­кон­ской свечой совер­шает обыч­ное каж­де­ние алтаря и всего храма.

Если в храме Бого­слу­же­ние совер­ша­ется соборно, то есть несколь­кими свя­щен­ни­ками, то Еван­ге­лие читают на разных языках: на сла­вян­ском, рус­ском, а также на древ­них, на кото­рых рас­про­стра­ня­лась апо­столь­ская про­по­ведь, – на гре­че­ском, латин­ском, и на языках наро­дов, наи­бо­лее извест­ных в данной мест­но­сти.

Во время чтения Еван­ге­лия на коло­кольне про­из­во­дится так назы­ва­е­мый «пере­бор», то есть уда­ряют по одному разу во все коло­кола, начи­ная от малень­ких.

Часы пас­халь­ные

Аще и во гроб сниз­шел еси, Без­смертне, но адову раз­ру­шил еси силу, и вос­кресл еси яко побе­ди­тель, Христе Боже, женам миро­но­си­цам веща­вый: радуй­теся, и Твоим апо­сто­лом мир даруяй, падшим подаяй вос­кре­се­ние.

Во гробе плот­ски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с раз­бой­ни­ком, и на пре­столе был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся испол­няяй, неопи­сан­ный.

Слава: Яко Живо­но­сец, яко рая крас­ней­ший, воис­тинну и чер­тога вся­каго цар­скаго пока­зася свет­лей­ший, Христе, гроб Твой, источ­ник нашего Вос­кре­се­ния.

И ныне: Выш­няго осве­щен­ное Боже­ствен­ное селе­ние, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Бого­ро­дице, зову­щим: бла­го­сло­венна Ты в женах еси, Все­не­по­роч­ная Вла­ды­чице.

Гос­поди, поми­луй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Чест­ней­шую херу­вим и слав­ней­шую без срав­не­ния сера­фим, без истле­ния Бога слова рожд­шую, сущую Бого­ро­дицу Тя вели­чаем.

Почему на Пасху при­нято дарить друг другу яйца

Почему Цер­ковь освя­щает пасхи и куличи

Пас­халь­ный кулич – это цер­ковно-обря­до­вая пища. Кулич – это род артоса на нижней сте­пени освя­ще­ния.

Откуда же про­ис­хо­дит кулич и почему на Пасху пекут и освя­щают именно куличи?

Нам, хри­сти­а­нам, осо­бенно сле­дует при­ча­щаться в день Пасхи. Но так как многие пра­во­слав­ные хри­сти­ане имеют обычай при­ни­мать Святые Тайны в про­дол­же­нии Вели­кого поста, а в Свет­лый день Вос­кре­се­ния Хри­стова при­ча­ща­ются немно­гие, то, по совер­ше­нии Литур­гии, в этот день бла­го­слов­ля­ются и освя­ща­ются в храме особые при­но­ше­ния веру­ю­щих, обык­но­венно назы­ва­е­мый пас­хами и кули­чами, чтобы вку­ше­ние от них напо­ми­нало о при­ча­ще­нии истин­ной Пасхи Хри­сто­вой и соеди­няло всех верных во Иисусе Христе.

Упо­треб­ле­ние освя­щен­ных пасох и кули­чей в Свет­лую Сед­мицу у пра­во­слав­ных хри­стиан можно упо­до­бить вку­ше­нию вет­хо­за­вет­ной пасхи, кото­рую в первый день сед­мицы пас­халь­ной народ Бого­из­бран­ный вкушал семейно ( Исх. 12:3-4 ). Так же по бла­го­сло­ве­нию и освя­ще­нию хри­сти­ан­ских пасох и кули­чей, веру­ю­щие в первый день празд­ника, прийдя из храмов домой и окон­чив подвиг поста, в знак радост­ного еди­не­ния, всей семьей начи­нают и телес­ное под­креп­ле­ние – пре­кра­щая гове­ние, все едят бла­го­сло­вен­ные куличи и пасху, упо­треб­ляя их в тече­ние всей Свет­лой сед­мицы.

О семи­днев­ном празд­но­ва­нии Пасхи

Празд­ник Пасхи от самого своего начала был свет­лым, все­об­щим, про­дол­жи­тель­ней­шим хри­сти­ан­ским тор­же­ством.

С апо­столь­ских времен празд­ник хри­сти­ан­ской Пасхи про­дол­жа­ется семь дней, или восемь, если счи­тать все дни непре­рыв­ного празд­но­ва­ния Пасхи до Фомина поне­дель­ника.

Славя Пасху свя­щен­ную и таин­ствен­ную, Пасху Христа Изба­ви­теля, Пасху двери рай­ские нам отвер­за­ю­щую, Пра­во­слав­ная Цер­ковь в про­дол­же­ние всего свет­лого семи­днев­ного тор­же­ства имеет Цар­ские Врата отвер­стыми. Цар­ские двери во всю Свет­лую сед­мицу не закры­ва­ются даже во время при­ча­ще­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Начи­ная с пер­вого дня Пасхи и до вечерни празд­ника Святой Троицы коле­но­пре­кло­не­ний и земных покло­нов не пола­га­ется.

В бого­слу­жеб­ном отно­ше­нии вся Свет­лая сед­мица есть как бы один празд­нич­ный день: во все дни этой сед­мицы Бого­слу­же­ние бывает то же, что и в первый день, с немно­гими изме­не­ни­ями и пере­ме­нами.

Пред нача­лом Литур­гии во дни Пас­халь­ной сед­мицы и до Отда­ния Пасхи свя­щен­но­слу­жи­тели читают вместо «Царю Небес­ный» – «Хри­стос вос­кресе» (трижды).

Окан­чи­вая свет­лое тор­же­ство Пасхи сед­ми­цею, Цер­ковь про­дол­жает его, хотя и с мень­шей тор­же­ствен­но­стью, еще трид­цать два дня – до Воз­не­се­ния Гос­подня.

О пове­де­нии пра­во­слав­ных хри­стиан в Пасху

Древ­ние хри­сти­ане в про­дол­же­ние вели­кого тор­же­ства Пасхи еже­дневно соби­ра­лись для обще­ствен­ного Бого­слу­же­ния.

Согласно бла­го­че­стию первых хри­стиан, на VI Все­лен­ском Соборе поста­нов­лено для верных: «От свя­того дня вос­кре­се­ния Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю сед­мицу верные должны во святых церк­вах непре­станно упраж­ня­тися во псал­мех и пениих и песнех духов­ных, раду­яся и тор­же­ствуя во Христе, и чтению Боже­ствен­ных писа­ния внимая и свя­тыми Тай­нами насла­ждайся. Ибо таким обра­зом со Хри­стом и мы купно вос­крес­нем и воз­не­семся. Того ради отнюдь в речен­ные дни не бывает кон­ское риста­лище, или иное народ­ное зре­лище».

Древ­ние хри­сти­ане вели­кий празд­ник Пасхи свя­тили осо­быми делами бла­го­че­стия, мило­сти и бла­го­тво­ре­ния. Под­ра­жая Гос­поду, Своим Вос­кре­се­нием осво­бо­див­шему нас от уз греха и смерти, бла­го­че­сти­вые цари отпи­рали в пас­халь­ные дни тем­ницы и про­щали узни­ков (но не уго­лов­ных пре­ступ­ни­ков). Про­стые хри­сти­ане в эти дни помо­гали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освя­щен­ные в Пасху, раз­да­вали бедным и тем делали их участ­ни­ками радо­сти в Свет­лый празд­ник.

Древ­ний святой обычай, сохра­ня­е­мый и ныне бла­го­че­сти­выми миря­нами, состоит в том, чтобы во всю Свет­лую сед­мицу не опус­кать ни одного цер­ков­ного Бого­слу­же­ния.

Что такое артос

Слово артос пере­во­дится с гре­че­ского как «квас­ной хлеб» – общий всем членам Церкви освя­щен­ный хлеб, иначе – просфора все­це­лая.

Артос в про­дол­же­нии всей Свет­лой сед­мицы зани­мает в храме самое видное место, вместе с иконой Вос­кре­се­ния Гос­подня и, в заклю­че­ние пас­халь­ных тор­жеств, раз­да­ется веру­ю­щим.

Упо­треб­ле­ние артоса начи­на­ется с самого начала хри­сти­ан­ства. В соро­ко­вой день по Вос­кре­се­нии Гос­подь Иисус Хри­стос воз­несся на небо. Уче­ники и после­до­ва­тели Хри­стовы нахо­дили уте­ше­ние в молит­вен­ных вос­по­ми­на­ниях о Гос­поде, они при­по­ми­нали каждое Его слово, каждый шаг и каждое дей­ствие. Когда схо­ди­лись на общую молитву, они, вспо­ми­ная Тайную Вечерю, при­ча­ща­лись Тела и Крови Хри­сто­вых. Готовя обык­но­вен­ную тра­пезу, они первое место за столом остав­ляли неви­димо при­сут­ству­ю­щему Гос­поду и пола­гали на это место хлеб.

Под­ра­жая апо­сто­лам, первые пас­тыри Церкви уста­но­вили в празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­стова пола­гать в храме хлеб, как в види­мое выра­же­ние того, что постра­дав­ший за нас Спа­си­тель сде­лался для нас истин­ным хлебом жизни.

На артосе изоб­ра­жен крест, на кото­ром виден только тер­но­вый венец, но нет Рас­пя­того – как зна­ме­ние победы Хри­сто­вой над смер­тью, или изоб­ра­же­ние Вос­кре­се­ния Хри­стова.

С арт­осом соеди­ня­ется и древ­нее цер­ков­ное пре­да­ние, что апо­столы остав­ляли за столом часть хлеба долю Пре­чи­стой Матери Гос­пода в напо­ми­на­ние посто­ян­ного обще­ния с Ней и после тра­пезы бла­го­го­вейно делили эту часть между собой. В мона­сты­рях этот обычай носит назва­ние Чин о Пана­гии, то есть вос­по­ми­на­ние о Все­свя­тей­шей Матери Гос­пода. В при­ход­ских церк­вах этот хлеб Бого­ма­тери вспо­ми­на­ется раз в год в связи с раз­дроб­ле­нием артоса.

Освя­ща­ется артос особой молит­вой, окроп­ле­нием святой водой и каж­де­нием в первый день Святой Пасхи на Литур­гии после заам­вон­ной молитвы. Артос пола­га­ется на солее, против Цар­ских Врат, на уго­то­ван­ном столе или аналое. После освя­ще­ния артоса аналой с арт­осом ставят на солее пред обра­зом Спа­си­теля, где артос лежит в тече­ние всей Святой сед­мицы. Его сохра­няют в храме всю Свет­лую сед­мицу на аналое пред ико­но­ста­сом. Во все дни Свет­лой сед­мицы по окон­ча­нии Литур­гии с арт­осом тор­же­ственно совер­ша­ется крест­ный ход вокруг храма. В суб­боту Свет­лой сед­мицы по заам­вон­ной молитве чита­ется молитва на раз­дроб­ле­ние артоса, артос раз­дроб­ля­ется и в конце Литур­гии при цело­ва­нии Креста раз­да­ется народу как свя­тыня.

Как хра­нить и при­ни­мать артос

Частицы артоса, полу­чен­ный в храме, бла­го­го­вейно хра­нятся веру­ю­щими как духов­ное вра­чев­ство от болез­ней и немо­щей.

Артос упо­треб­ля­ется в особых слу­чаях, напри­мер, в болезни, и всегда со сло­вами «Хри­стос вос­кресе!».

Как поми­нают усоп­ших в Дни Пасхи

Многие в празд­ник Пасхи посе­щают клад­бище, где нахо­дятся могилы их близ­ких. К сожа­ле­нию, в неко­то­рых семьях суще­ствует кощун­ствен­ный обычай сопро­вож­дать эти посе­ще­ния могил своих родных диким пьяным раз­гу­лом. Но даже те, кто и не справ­ляют на моги­лах своих близ­ких язы­че­ских пьян­ствен­ных тризн, столь оскор­би­тель­ных для вся­кого хри­сти­ан­ского чув­ства, часто не знают, когда в Пас­халь­ные дни можно и нужно поми­нать усоп­ших.

Первое поми­но­ве­ние усоп­ших совер­ша­ется на второй сед­мице, после Фомина вос­кре­се­нья, во втор­ник.

Осно­ва­ние для этого поми­но­ве­ния служит, с одной сто­роны, вос­по­ми­на­ние о соше­ствии Иисуса Христа во ад, соеди­ня­е­мое с Фоми­ным вос­кре­се­нием, а с другой – раз­ре­ше­ние Цер­ков­ного Устава тво­рить обыч­ное поми­но­ве­ние усоп­ших, начи­ная с Фомина поне­дель­ника. По этому раз­ре­ше­нию веру­ю­щие при­хо­дят на могилы своих ближ­них с радост­ной вестью о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, отсюда и сам день поми­но­ве­ния назы­ва­ется Радо­ни­цей.

Как пра­вильно поми­нать усоп­ших

Молитва за усоп­ших – это самое боль­шое и глав­ное, что мы можем сде­лать для тех, кто отошел в мир иной.

По боль­шому счету, покой­ник не нуж­да­ется ни в гробе, ни в памят­нике – все это дань тра­ди­циям, пусть и бла­го­че­сти­вым.

Но вечно живая душа умер­шего испы­ты­вает вели­кую потреб­ность в нашей посто­ян­ной молитве, потому что сама она не может тво­рить добрых дел, кото­рыми была бы в состо­я­нии уми­ло­сти­вить Бога.

Вот почему домаш­няя молитва за близ­ких, молитва на клад­бище у могилы усоп­шего – долг вся­кого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина.

Но осо­бен­ную помощь почив­шим ока­зы­вает поми­но­ве­ние в Церкви.

Прежде чем посе­тить клад­бище, сле­дует прийти в храм к началу службы, подать записку с име­нами усоп­ших срод­ни­ков для поми­но­ве­ния в алтаре (лучше всего, если это будет поми­на­ние на про­ско­ми­дии, когда за усоп­шего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омо­ве­ния его грехов опу­стят в Чашу со Свя­тыми Дарами).

После Литур­гии нужно отслу­жить пани­хиду.

Молитва будет дей­ствен­нее, если поми­на­ю­щий в этот день сам при­ча­стится Тела и Крови Хри­сто­вой.

Очень полезно жерт­во­вать на цер­ковь, пода­вать мило­стыню нищим с прось­бой молиться об усоп­ших.

Как вести себя на клад­бище

Придя на клад­бище, надо зажечь свечку, совер­шить литию (это слово в бук­валь­ном смысле озна­чает уси­лен­ное моле­ние. Для совер­ше­ния чина литии при поми­но­ве­нии усоп­ших надо при­гла­сить свя­щен­ника. Более крат­кий чин, кото­рый может совер­шить и миря­нин, при­ве­ден в «Полном пра­во­слав­ном молит­во­слове для мирян» и в бро­шюре «Как вести себя на клад­бище», выпу­щен­ных нашим изда­тель­ством).

Затем при­брать могилу или просто помол­чать, вспом­нить покой­ного.

Не нужно есть или пить на клад­бище, осо­бенно недо­пу­стимо лить водку в могиль­ный холм – этим оскорб­ля­ется память мерт­вого. Обычай остав­лять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усоп­шего» явля­ется пере­жит­ком язы­че­ства и не должен соблю­даться в пра­во­слав­ных семьях.

Не надо остав­лять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голод­ному.

Пас­халь­ная тра­пеза. Как окра­сить яйца

Для окраски яиц лучше всего исполь­зо­вать луко­вую шелуху, кото­рую соби­рают зара­нее. В зави­си­мо­сти от цвета шелухи окраска яиц полу­ча­ется от светло-рыжей до темно-корич­не­вой. Если вы хотите, чтобы цвет был более насы­щен­ным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около полу­часа до того, как в отвар опу­стите яйца.

Чтобы яйца при варке не лоп­нули, их надо около часа подер­жать в тепле или при ком­нат­ной тем­пе­ра­туре, при варке в воду можно доба­вить сто­ло­вую ложку соли.

В неко­то­рых семьях хра­нится обычай окра­ше­ния яиц «в кра­пинку». Для этого мокрые яйца обва­ли­вают в сухом рисе, заво­ра­чи­вают в марлю (концы марли надо плотно завя­зать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луко­вой шелухе обыч­ным спо­со­бом. Чтобы окра­шен­ные яйца бле­стели, их выти­рают насухо и сма­зы­вают под­сол­неч­ным маслом.

Как пра­вильно испечь куличи и пасхи. Кулич пас­халь­ный

Раз­ве­сти опару на трех ста­ка­нах молока, шести ста­ка­нах муки и дрож­жах. Поста­вить ее в тепло. Рас­те­реть пять желт­ков с двумя ста­ка­нами сахара, одной чайной ложкой соли и души­стыми при­пра­вами (одна палочка ванили, десять ореш­ков кар­да­мона или же две капли розо­вого масла). Когда опара подой­дет, поло­жить в нее рас­тер­тые желтки, вбить в нее еще два яйца, влить пол­ста­кана чуть разо­гре­того топ­ле­ного сли­воч­ного масла, всы­пать шесть ста­ка­нов муки, но чтобы тесто не было слиш­ком густое. Выбить тесто хоро­шенько на столе, всы­пать в него пол­тора ста­кана изюма и дать тесту до утра подойти. Утром побить еще и дать поле­жать. Затем поло­жить поло­вину сде­лан­ного теста в форму, дать ему под­няться до трех чет­вер­тей высоты формы и ста­вить в печь. Из этого коли­че­ства теста выйдут два кулича.

12 ста­ка­нов муки, три ста­кана пар­ного молока, 50 г дрож­жей, два ста­кана сахара, семь яиц, пол­ста­кана масла, пол­тора ста­кана изюма, чайную ложку соли, души­стые при­правы.

Кулич завар­ной

Нака­нуне в восемь часов вечера залить дрожжи поло­ви­ной ста­кана теп­ло­ва­той воды, дать дрож­жам под­няться. Зава­рить пол­ста­кана муки пол­ста­ка­ном кипя­щего молока, хоро­шенько раз­ме­шать. Если плохо зава­ри­лось, то про­греть немного, посто­янно поме­ши­вая. Когда дрожжи подой­дут, сме­шать их с тестом, доба­вить остыв­шего кипя­че­ного молока, две чайных ложки соли и два яйца (от них немного оста­вить для под­мазки), под­сы­пать муки, чтобы полу­чи­лось густое тесто, раз­ме­шать его до глад­ко­сти и поста­вить до утра в теплое место под­хо­дить, хоро­шенько укрыв. В шесть-семь часов утра влить в тесто пол­ста­кана подо­гре­того, но не горя­чего, масла и влить поне­многу два ста­кана некреп­кого теп­лого чая, раз­ме­шан­ного с тремя чет­вер­тями ста­кана сахара. Всы­пать, непре­рывно поме­ши­вая, почти всю остав­шу­юся муку. Выва­лить тесто на стол или доску и бить его хоро­шенько до тех пор, пока не появятся в нем пузыри. После этого выло­жить тесто в зара­нее вымы­тую и обма­зан­ную изнутри маслом посуду, покрыть посуду чем-нибудь теплым и оста­вить тесто под­хо­дить. Через час тесто выло­жить на доску, вме­сить в него изюм, еще побить, но осто­рожно, и дать подойти в той же посуде еще пол­часа. Теперь тесто можно раз­ло­жить в одну или две обма­зан­ные маслом формы, дать тесту подойти, сма­зать верх кулича яйцом и ста­вить в печь.

12 ста­ка­нов муки, пол­ста­кана рас­пу­щен­ного масла, два яйца, три чет­верти ста­кана сахара, один стакан молока, 50 г дрож­жей, два ста­кана жид­кого чая, три чет­верти ста­кана очи­щен­ного изюма, соль.

Кулич цар­ский

Раз­ве­сти 50 г дрож­жей в ста­кане сливок и поста­вить из них густую опару на 600 г пше­нич­ной муки, два ста­кана сливок, тол­че­ный кар­да­мон (10 зерен), 1 тол­че­ный мускат­ный орех, шин­ко­ван­ный мин­даль (50 г), по 100 г мелко наре­зан­ных цука­тов и про­мы­тый, отсу­шен­ный изюм. Хорошо выбить тесто, и оста­вить под­ни­маться на пол­тора-два часа. Потом снова выме­сить тесто, поло­жить в сма­зан­ную маслом и тол­че­ными суха­рями высо­кую форму. Напол­нить форму до поло­вины, дать тесту снова под­няться до 3 ⁄ 4 высоты формы и поста­вить в духовку с несиль­ным жаром.

Куличи из такого сдоб­ного теста лучше выпе­кать в неболь­ших формах.

Пасха варе­ная

Все ниже пере­чис­лен­ное раз­ме­шать, сло­жить в кастрюлю (лучше с тол­стым дном), поста­вить на плиту, дове­сти до горя­чего состо­я­ния, непре­рывно поме­ши­вая. Убрав кастрюлю с жара, про­дол­жать мешать пасху, пока не осты­нет, а затем сло­жить в дере­вян­ную форму, поло­жить сверху гнет и оста­вить на сутки в про­хлад­ном месте.

1,2 кг тво­рога, три ста­кана сливок, 100 г сли­воч­ного масла, четыре-пять сырых яиц, 100 г изюма и по вкусу сахара.

Пасха с шоко­ла­дом

Шоко­лад нате­реть на терке или наскоб­лить ножом, сме­шать с сахар­ной пудрой и отста­вить. Затем взять творог, про­те­реть через решето, сме­шать со сли­воч­ным маслом и сме­та­ной, хорошо раз­ме­шать, всы­пать в творог стакан наре­зан­ных цука­тов, шоко­лад с сахар­ной пудрой, пере­ме­шать все это, чтобы масса имела рав­но­мер­ный цвет. Все сло­жить в форму, застлан­ную тонкой тканью (кисеей, марлей), выне­сти на холод и поло­жить под гнет. Через пол­тора суток пасху вынуть из формы и пода­вать к столу.

Два кило­грамма све­жего тво­рога, 200 г шоко­лада, 200 г сахар­ной пудры, 200 г сли­воч­ного масла, два ста­кана сме­таны, один стакан цука­тов.

Ваниль­ная пасха

Хорошо спрес­со­ван­ный творог про­ти­рают сквозь решето, вли­вают в него посте­пенно сливки, сме­ши­вают, заво­ра­чи­вают на 12 часов в сал­фетку, сал­фетку свя­зы­вают узлами и под­ве­ши­вают, чтобы дать стечь обра­зу­ю­щейся в резуль­тате заква­ши­ва­ния сыво­ротке. Затем в творог всы­пают стакан сахара, ваниль (тол­че­ную) и все как сле­дует пере­ме­ши­вают. После этого творог кладут в пасоч­ницу, выстлан­ную тонкой тканью, накры­вают дощеч­кой и ставят на пол­часа под гнет. Через пол­часа пасху осто­рожно выни­мают из пасоч­ницы, осво­бож­дают от ткани, ставят на блюдо и сверху укра­шают искус­ствен­ным цвет­ком. Такой пасхи должно хва­тить на шесть-восемь чело­век.

600 г тво­рога, три ста­кана сливок, один стакан сахара и пол­па­лочки ванили.

Как испечь гре­че­ский пас­халь­ный пирог

60 г дрож­жей, 120 г молока, 100 г сахара, 1 кг муки, щепотка соли, натер­тая цедра от апель­сина, стакан теплой воды, 200 г кун­жут­ного семени, 5 сва­рен­ных вкру­тую и окра­шен­ных яркой крас­ной крас­кой яиц, белок, масло рас­ти­тель­ное и кун­жут­ное семя для про­тивня.

Раз­ве­сти дрожжи с моло­ком и саха­ром и дать подойти 10 минут. Доба­вить 125 г муки, раз­ме­шать, поста­вить в теплое место и дать подойти до сле­ду­ю­щего дня. Сме­шать опару с остав­шейся мукой, доба­вить соль, цедру, воду и месить пол­часа. Из двух третей теста – сфор­ми­ро­вать длин­ный глад­кий батон тол­щи­ной пять сан­ти­мет­ров. Про­ти­вень сма­зать маслом и посы­пать семе­нем кун­жута. Уло­жить тесто на про­ти­вень. Из осталь­ного теста ска­тать два тонких валика такой же длины, как батон на про­тивне. Обва­лять валики в кун­жут­ном семени и уло­жить вокруг батона, при­жи­мая, чтобы тесто скре­пи­лось. Яйца наклонно вло­жить в тесто, сма­зать батон яичным желт­ком и посы­пать кун­жу­том. Дать пирогу подойти три часа в теплом месте. Выпе­кать в духовке около часа при тем­пе­ра­туре 200 гра­ду­сов.

Сту­день (тра­ди­ци­он­ное блюдо пас­халь­ного стола)

Говя­жьи, свиные, бара­ньи ножки, головы опа­лить, раз­ре­зать на части, кости раз­ру­бить, вымо­чить в холод­ной воде в тече­ние 3–4 часов, хоро­шенько вымыть, залить холод­ной водой (на 1 кг суб­про­дук­тов 2 л воды) и варить при слабом кипе­нии в тече­ние 6–8 часов, пери­о­ди­че­ски снимая жир, при­ба­вить мор­ковь и специи. Отде­лить мякоть от костей, мелко пору­бить, соеди­нить с бульо­ном, посо­лить и дать про­ки­петь. Можно по жела­нию доба­вить чеснок, затем охла­дить и раз­лить в тарелки или формы. Пода­вать с хреном. Перед пода­чей оку­нуть форму в горя­чую воду, выло­жить сту­день на блюдо.

Суб­про­дукты – 1 кг, мор­ковь – 60 г, лук реп­ча­тый – 60 г, пет­рушка, лав­ро­вый лист, перец, чеснок, соль по вкусу.

Буже­нина

Окорок или неболь­шая часть его, соль из рас­чета 20 г на 1 кг мяса, перец, чеснок из рас­чета 1 долька на 1 кг мяса.

Окорок жела­тельно посо­лить и оста­вить на одни сутки. Неболь­шие куски мяса на буже­нину посо­лить за час до жаре­нья. Кожу око­рока над­ре­зать острым ножом клет­ками, нате­реть солью и перцем, нашпи­го­вать доль­ками чес­нока, поло­жить на про­ти­вень, налить 1 ⁄ 2 ста­кана воды и поста­вить в про­гре­тую духовку. Когда верх­няя часть око­рока хорошо зару­мя­нится, пере­вер­нуть его и, пери­о­ди­че­ски поли­вая выде­лив­шимся соком, дове­сти до полной готов­но­сти. Важно не пере­су­шить верх­нюю корочку, для этого нужно мясо при­крыть плот­ной бума­гой или фоль­гой. Пода­вать как в горя­чем, так и в холод­ном виде с мас­ли­нами, моче­ной брус­ни­кой, огур­цами, све­жими сала­тами, зеле­нью. Отдельно подать хрен, кетчуп гор­чицу.

Гусь (утка) с ябло­ками

1 тушка, 40 г сли­воч­ного масла или мар­га­рина, 500 г яблок, май­о­ран, соль.

Пред­ва­ри­тельно обра­бо­тан­ную тушку нате­реть солью, и май­о­ра­ном. Оста­вить на один час. Яблоки помыть, уда­лить семен­ное гнездо, раз­ре­зать попо­лам. Начи­нить ими тушку, зашить, поло­жить на про­ти­вень или в жаровню, сма­зан­ную рас­ти­тель­ным маслом. Полить сверху маслом, сбрыз­нуть водой и поста­вить в хорошо про­гре­тую духову. Жарить, посто­янно увлаж­няя соусом и сбрыз­ги­вая водой. Гото­вого гуся (утку) поре­зать на порции, поло­жить на оваль­ное блюдо, по краям поло­жить яблоки. Оста­ток соуса подать в соус­нице. Укра­сить зеле­нью (салат, пет­рушка, сель­де­рей). Пода­вать с туше­ной капу­стой или свек­лой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *