как правильно тушить свечи в храме
Могут ли православные сами тушить свечи в храме
Церковная свеча является одним из религиозных атрибутов, немаловажной частью службы, относиться к которому стоит с должным уважением. Поэтому у верующих и возникает столько вопросов, касающихся обращения со свечами. Чаще всего прихожане интересуются, можно ли задувать горящие свечи.
Свеча как символ
Когда-то свечи в храмах использовались по прямому назначению, а именно для освещения помещения в темное время суток. Поэтому даже в Писании упоминаются больше лампады, нежели свечи. Сам Господь сказал Моисею, «чтобы непрестанно горел светильник» (Лев. 24:1-4). Однако, со временем свечи стали таким же религиозным атрибутом, как и лампады. Ведь и те, и другие дают свет, который является своеобразным символом веры. Иисус называл себя светом мира (Ин. 8:12).
Примечательно, что свечи начали зажигать в церквях не только с практической, но и религиозной целью уже очень давно. О древности данного обычая можно прочесть в сохранившихся документах Седьмого Вселенского Собора, проходившего еще в 787 году. Недаром многие богословы уделяли в своих трудах изрядную долю внимания свету в храмах, в целом, и церковным свечам, в частности. Преподобный Симеон Новый сравнивал зажженные свечи со «светлыми помыслами, которые должны светить» в каждом человеке. А Иоанн Кронштадтский утверждал: «Огонь горящих свечей служит для нас образом огня духовного — Духа Святаго, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу. Огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу. В храме нет ничего праздного, ненужного».
Если свеча не догорела
Так имеем ли мы право задувать подобный символ веры, свечу, если та не догорела до конца? Протоиерей Александр Ильяшенко на сайте «Православие и мир» на подобный вопрос ответил утвердительно. По словам священника, после молитвы свечу действительно можно задуть, а в следующий раз зажечь ее снова.
Кроме того, многие прихожане наверняка не раз замечали, что служители церкви сами тушат свечи до того, как они успевают растаять. Протоиерей Дионисий (г. Баку) говорит, что делается это для того, чтобы огарок возможно было вынуть из подсвечника. Если свеча расплавится полностью, то воск заполнит ячейку. В этом случае другие верующие не смогут ею воспользоваться и поставить новые свечи.
Накрывать или задувать?
Некоторые люди уверены в том, что задувать церковные свечи нельзя в принципе: их необходимо тушить подушечками пальцев либо с помощью специального приспособления гасильника. Якобы в случае задувания человек уничтожает божественный свет. Именно поэтому сомневающиеся прихожане вообще предпочитают не гасить свечу.
Между тем сами священнослужители уверены в том, что все вышеперечисленное является ничем иным как обычным суеверием. Иерей Владимир Шлыков считает, что свечи можно задувать, а все остальное – это «бабушкино богословие».
Глава 29. Воспитание верующих в духе благоговенного отношения к храмовому богослужению – задача пастыря
После всего сказанного о духовно-эстетических требованиях, предъявляемых к православному храмовому богослужению, со всей очевидностью выявляется задача священника – воспитать в прихожанах сознательное отношение к Божественной службе и благоговейную дисциплину. Основным средством такого воспитания служат, конечно, проповеди, специально посвященные разъяснению основных моментов богослужения и правил поведения в храме. Не стесняясь повторений, пастырь должен регулярно произносить такие поучения из года в год, так как состав прихожан меняется и вновь пришедшие, как правило, совершенно не образованы в церковных и литургических вопросах. Кроме того, пастырская воспитательная работа должна быть в первую очередь обращена к «добродеющим во святем и всечестнем храме сем, труждающимся, поющим и предстоящим людям», то есть к церковным служащим, посвятившим себя поддержанию порядка и благолепия: женщинам, стоящим «при свечах», за «церковным ящиком», выпекающим просфоры («просвирням»).
Все они должны быть, безусловно, церковно более подготовлены, чем рядовые прихожане, так как именно к ним чаще всего обращаются приходящие в храм с вопросами о порядке совершения богослужений, треб и о смысле того или иного момента литургии, Таинств, обрядов.
Однако часто приходится с прискорбием слышать советы, исходящие от них, которые свидетельствуют о непонимании или извращенном толковании важнейших моментов богослужения, подчас соблазнительные, а то и неосознанно еретические. Кроме того, их неблагоговейное поведение во время богослужения буквально умерщвляет в людях молитву.
О возжжении свечей
Свет свечей, которые верующие ставят на подсвечниках перед иконами в храме, имеет свой особый смысл. Во-первых, это образ Небесного света, во-вторых – знак горения душ верующих христиан к Богу, знак их горячего стремления приобщиться в молитве и Таинствах к Божественному Свету Христову. (Подробно значение церковных свечей изложено в IV т. «Настольной книги священнослужителя») В этом смысле и понимает большинство верующих обычай возжигать свечи во время богослужения: народное выражение «поставить свечку» почти равнозначно выражению «пойти в храм помолиться». Поэт A. Н. Майков (1821–1897) прекрасно выразил чувства православного народа, связанные с огоньком церковной свечи:
Этих свеч знаменованье Чую трепетной душой. Это – медный грош вдовицы, Это – лепта бедняка, Это – может быть убийцы Покаянная тоска. Это – светлое мгновенье В диком мраке и глуши Память слез и умиленья В вечность глянувшей души.
Большинство верующих полагает, что «поставить свечку» – только дело их личного благочестия, и не имеет понятия о том, что возжжение и гашение свеч в храме имеет, кроме того, смысл, связанный со всем ходом богослужения, а также установленный порядок (см. Типикон, главы 24–25). По большей части не знают этого и женщины, назначенные следить за порядком возжжения свечей в приходских храмах. Они считают, что в их обязанности входит возжигать свечи по мере того, как их подают, и вовремя заменять догоревшие свечи новыми безо всякой связи с тем, что в это время происходит в храме. А так как маленькие свечки, обычно подаваемые прихожанами, его сгорают быстро, женщины «при свечах» постоянно мечутся около подсвечников вместо того, чтобы молиться. Особенно это заметно во время Божественной литургии, когда бывает, что при всеобщей благоговейной тишине женщины «при свечах» начинают напоминать друг другу, что следует зажечь свечу или лампаду, обсуждают проблему, хватит ли свечей до конца службы и т. п.
Таким образом, они сами не молятся и мешают молиться стоящим рядом. Такого нестроения можно избежать только одним путем – если настоятели приходских храмов озаботятся делом пастырского научения всех, добровольно обслуживающих храм, в том числе и певчих, которые также нередко вмешиваются в дело возжжения светильников. Разумеется, в наше время нельзя надеяться восстановить полностью Устав о возжжении светильников, изложенный в Типиконе, но часть его, основанная на простых соображениях, связанных с богослужением и главными святынями храма, вполне может соблюдаться и сейчас. Опыт показал, что попытки навести порядок в деле возжжения свечей указаниями в проповедях на то, что больше свечей следует возжигать в главные моменты службы, приводят лишь к выяснению прискорбного факта: большинство обслуживающих подсвечники главными моментами Божественной литургии считают чтение поминовений и Великий Вход (точнее, пение Херувимской), а после Херувимской, с их точки зрения, «служба уже кончается, и можно ставить свечей поменьше». При таком отношении к делу к моменту Святой Евхаристии в непраздничные дни свечей почти не остается.
Сокращенные правила с приспособлением к сложившимся ныне обычаям настоятель может раздавать обслуживающим в письменном виде и даже прикреплять на стене паперти, где во многих храмах располагаются «Правила поведения в храме». Это очень полезный обычай, уже начавший распространяться в московских храмах и в других епархиях. Правила возжжения (и особенно гашения, которое часто вызывает недоумение прихожан) следует знать всем православным во избежание споров около подсвечников. Но ничто не может заменить живого слова, личной беседы пастыря с пасомыми. Настоятель, который стал бы проводить беседы с каждой прихожанкой, «стоящей при свечах», был бы осведомлен, насколько она знакома с богослужением, разъяснил бы великий смысл Святой Евхаристии, значение иконы храма, и, таким образом, его беседа, начавшись с уставного вопроса, переросла бы эту тему, превратившись в пастырскую душепопечительную беседу. Пользу от таких бесед получили бы не только те, кто участвует в обслуживании светильников, но и все прихожане, так как обычно с вопросом: куда лучше поставить свечку? или: что сделать, чтобы помолиться о больном или о покойнике? и т. п. – обращаются чаще к этим женщинам. Большинство же «советчиц», не понимая, какое значение для каждого верующего имеет великое Таинство, совершающееся за Божественной литургией, советует заказать молебен или панихиду, вместо того чтобы сказать, что важнее всего – подать записку о здравии или за упокой с просфорой к Божественной литургии и самому подавшему в ней молитвенно участвовать, а молебен или панихида без Божественной литургии не принесут той помощи. Так же ошибочен обычный совет: поставить свечку «к празднику». В результате такого совета в праздничные дни у иконы дня скопляется множество свечей, а главные святыни храма – иконы Спасителя и Божией Матери в иконостасе и храмовая икона остаются в небрежении. Кроме храмовой иконы в каждом храме есть особенно чтимые иконы Божией Матери, святителя Николая и местных святых. Следует разъяснять, что эти иконы по важности стоят после икон Спасителя и Богородицы в иконостасе, храмовой и праздничной. Скопление свечей у какой-либо иконы Божией Матери за счет недостатка их у икон Спасителя и Божией Матери в иконостасе можно было бы легко избежать, если бы обслуживающие передавали лишние свечи к главным иконам, когда там мало свечей. Это также следует разъяснять, так как бытует представление, будто иконы «разные», и забывается, что Божия Матерь – Одна. Необходимо также пояснить, что гашение (или, как это обычно делается, временное снимание свечей с подсвечника) в определенные моменты богослужения, например во время исповеди или чтения Шестопсалмия, обусловлены смыслом данной части службы и что в самом по себе гашении нет никакого умаления значения свечного освещения. Многие прихожане ошибочно полагают, что будто бы если свеча зажжена, погасить ее временно – грех.
Общие правила возжжения свечей
I. Свечи возжигают в следующем порядке:
(1) сначала в алтаре, затем (2) перед главными иконами: Спасителя и Божией Матери в иконостасе, (3) перед храмовой иконой (обычно их бывает две: одна – в иконостасе, другая – перед правым клиросом, (4) перед праздничной иконой посреди храма, затем – (5) перед всеми иконами в храме.
Перед главными иконами свечей всегда должно гореть больше, чем перед остальными.
В праздники за Божественной литургией и в кануны праздников за Всенощным бдением свечей должно гореть больше, чем в будни.
II. Возжжение свечей в храме во время Литургии.
Когда в храме начинается чтение Часов, а в алтаре совершается Проскомидия, возжигают по одной свече перед иконами Спасителя и Божией Матери в иконостасе, перед храмовой иконой и иконой дня (праздничной). В будние дни – позже, после окончания Утрени. Если служатся в воскресные дни две Божественные литургии – так же поступают за полчаса до их начала.
Когда же отзвонят к Божественной литургии (или, если нет звона, сразу после Часов), свечи возжигают по всему храму в небольшом количестве (от одной до трех на каждом подсвечнике, в зависимости от того, день будний или праздник). Перед чтением Евангелия (перед пением «Блаженны. ») свечи возжигают в большем количестве по всему храму, начиная с главных икон, в знак того, что Слово Божие просвещает всех. Затем часть свечей гасится (или снимается временно с подсвечника). Во время краткой ектении перед пением «Верую» ставится заново возможно большее количество свечей по всему храму с таким расчетом, чтобы их хватило до конца канона Святой Евхаристии. Если подано много больших свечей, их можно поставить раньше, перед Евангелием и перед Великим Входом, так как они горят долго и не прогорят во время Святой Евхаристии. Чтобы ранее поставленные и частично его сгоревшие маленькие свечи не приходилось менять во время пресуществления Святых Даров, их следует временно снимать с подсвечников и ставить снова уже в конце Божественной литургии. По Уставу после заамвонной молитвы все свечи и лампады в храме гасятся, но в наше время этот обычай не исполняется нигде. Следует проследить за тем, чтобы свечи гасились хотя бы после отпуста Божественной литургии. Иначе часто они горят, так сказать, «впустую», когда Божественная литургия кончилась, а на другой день, если это день будний, свечей не хватает. Если после Божественной литургии служится праздничный молебен, свечи снова ставятся, но не по всему храму, а к главным иконам в иконостасе, к иконе храма и праздничной. Во время панихиды, совершаемой обычно по просьбам прихожан после Божественной литургии, свечи возжигают только на каноне, по всему же храму возжигать их не следует. То же относится и к заказным молебнам: свечи возжигаются перед той иконой, перед которой служится данный молебен. Если кто-либо из заказавших молебен прихожан хочет поставить свечу к другой иконе (например, к храмовой или местно чтимой), это не возбраняется, но по всему храму во время заказного молебна свечи гореть не должны. Не следует также возжигать свечи во время исповеди, если она происходит до начала службы, до Часов, или, как это бывает в посты, после вечерни. Покаянное настроение не требует яркого освещения.
Эти правила в изложенном виде, разумеется, рассчитаны для сведения настоятелей, старост и алтарников, но не для вывешивания на стене храма и не для раздачи в письменном виде обслуживающим подсвечники, так как последние, слишком плохо зная службу, в них не разберутся. Опыт показывает, что большинство из них не знают слова «Литургия» (знают народное «Обедня»), тем более не знакомо им слово «Святая Евхаристия» (знают, и то немногие, «освящение Святых Даров», причем большинство верующих предполагают, что оно совершается во время Херувимской и что священник выносит на амвон не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христову). Обычно они не знают, когда кончается Утреня, начинаются и кончаются Часы и начинается Обедня. Поэтому, разъясняя эти правила, следует каждый раз говорить: «После такого-то возгласа (или после того-то песнопения)». Например, в начале «Часов», то есть после возгласа «Благословен Бог наш. » и т. п. Такая беседа дает также возможность пастырю объяснить значение каждого богослужения. Если настоятель пожелает раздать правила в письменном виде (или вывесить на стене), следует изложить их с учетом степени понимания тех, для кого они предназначаются.
III. Возжжение свечей во время Всенощного бдения.
Так же, как и за Божественной литургией, за Всенощным бдением наибольшее число свечей возжигают в главные моменты службы.
В начале Вечерни возжигают свечи перед иконами Спасителя и Божией Матери в иконостасе, перед храмовой и праздничной иконами. Здесь, как и во время Божественной литургии, должно гореть не менее чем по одной свече в продолжение всей службы. Большее число свечей возжигается по всему храму перед песнопением «Господи, воззвах» и гасится по окончании пения «Свете Тихий». Если служится Лития, во время нее также возжигается много свечей. Перед стихирой снова возжигается много свечей и они горят до окончания пения «Ныне отпущаеши». В начале Утрени, когда читается Шестопсалмие, свечи по всему храму должны гаситься в память о тех временах, когда Утреня служилась до рассвета, а также для большей сосредоточенности на покаянных словах псалмов. (В наше время их гасят не все, оставляют по одной свече на подсвечнике.) Затем свечи снова возжигаются в указанном порядке. При пении «Бог Господь», а также перед чтением Евангелия по всему храму возжигается больше свечей. Затем часть свечей гасится и все свечи снова возжигаются в начале канона Утрени, но горят не во все время Канона, а именно: «Во время полиелея («Хвалите имя Господне») подобает возжигать все свечи, по окончании 3-й песни погасить их, а на 8-й песне возжигаются снова до окончания Великого славословия («Слава в вышних Богу») и тогда гасят, оставляя по одной свече на подсвечнике» (Никольский H., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907).
Для наблюдения за тем, чтобы свечи возжигались и гасились вовремя, выделяются добровольцы из прихожан, им и следует передавать свечи. Однако не возбраняется верующему поставить свечу своими руками, только не в тот момент службы, когда хождение по храму воспрещается.
Если настоятель разъяснит эти правила тем, «кто при свечах» и прочим обслуживающим, можно надеяться, что они будут более сознательно участвовать в богослужении, перестанут суетиться около подсвечников в постоянной заботе о том, что «вдруг не хватит свечей». Как показал опыт, при разумном (уставном) распределении их всегда хватает до конца службы. Кроме того, как мы уже говорили, немаловажное значение имеет и сознательное отношение всех прихожан к церковным обычаям и правилам, в том числе и к правилам возжжения свечей. Здесь мало личных разъяснений, ведь с каждым прихожанином пастырь не имеет возможности беседовать на богослужебные темы, а обслуживающих женщин не все прихожане будут слушаться. Поэтому желательно, чтобы священник всякий раз, когда касается в проповеди вопроса о поведении верующих в храме, не забывал о правилах возжжения свечей.
Сказать в краткой форме об этом вполне возможно, только если делать это продуманно и в связи с потребностями прихожан того или иного храма. Например, в сельских храмах, где много прихожан старшего возраста, бытуют всякие предрассудки, например, что «грех» – гасить зажженную свечу», «грех» – передавать свечу от одной иконы к другой и т. п. Против этих предрассудков и следует говорить в проповедях, обращая внимание на то, что паникадила в храме горят не всю службу, а временами гасятся, а затем вновь зажигаются, и делается это не из экономии электричества, как думают многие, а в связи со смыслом богослужения. В те моменты, когда гасятся паникадила, гасится и большинство свечей, и в нужные моменты снова возжигается. При этом священник может обратить внимание всех верующих на то, что в храме ничего не происходит по произволу священника или старосты, а все имеет свой глубокий смысл; в духе этого смысла и составлен был в древние времена церковный Устав, который мы сейчас исполняем. В городских храмах, где среди прихожан есть многие знающие службу, кроме указанных предрассудков, однако, крепко держится еще один: знающие порядок службы обычно напряженно ждут, когда прочтут поданные ими записки (за Божественной литургией, за молебнами и за панихидами), считая, что «моя свеча должна гореть именно тогда, когда читают мою записку». Это также создает суету, обиды на тех, «кто при свечах». Они, естественно, не могут запомнить, чью именно свечу поставили, а во время Божественной литургии это приводит к скоплению свечей в неглавные моменты в ущерб главным. Это дает пастырю повод объяснить весьма важную вещь, а именно, что церковное богослужение – дело общее, а не частное, что Господь видит и принимает всех, молящихся в храме. Независимо от того, чья свечка его сгорела в то или иное время, все они его рели во славу Божию. А укоры, обиды – это как раз и есть грех, который портит благое намерение самого поставившего свечу и мешает другим, оскорбляет литургический, общинный дух богослужения. Хорошо так же с амвона объяснить, какие моменты службы настолько важны, что во время их нельзя не только ходить по храму, но и ставить свечи и оправлять лампады, даже если свеча догорела, а лампада закоптила или погасла. При соблюдении вышеуказанных правил такие случаи станут редкими.
Наставление православному христианину о церковной свече
По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II
Как возник обычай возжигать свечи и лампады
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера. Но не в греческих церквях возник этот обычай.
Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности. Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами – одно из первых, данных Моисею Господом ( Исх. 25:31-37 ).
В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом ( Исх.30:8 ). В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы – возжигал светильники на всю ночь.
Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. «Ты, Господи, светильник мой», – восклицает царь Давид ( 2Цар. 22:29 ). «Слово Твое – светильник ноге моей», – говорит он в другом месте ( Пс.118:105 ).
Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь Иисус Христос «в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот и спасение», тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.
Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: «В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» ( Деян.20:8 ).
В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи
С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой, – и главной причине, освещение имело духовное значение. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви Тертуллиан, – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме».
В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду – и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Когда на Церковь Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался.
Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.
В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.
Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против Вигилянция свидетельствует: «во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный… Иные же сие творят в честь мучеников».
«Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники», – говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век). Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что «возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире…»
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме
Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света. В особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.
Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак, сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его” ( Ин.1:5 ). Сумрак в храме является образом того мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий. Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу вещей в духовной области жизни.
Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в Царстве Божием. Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб, когда света из окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень густым. Но полного мрака не бывает никогда: «Свет во тьме светит». Зато при праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в том числе и верхние – паникадило и поликандила, создавая образ того полного света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в духовном значении празднуемого события. Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и составом горящих свечей и лампад. Воск и елей в древности были приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века, блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.
Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей – это масло плодов оливковых деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву Богу был приносим чистый без осадка елей ( Исх.27:20 ). Свидетельствуя чистоту человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям: он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.
Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в подсвечнике ставится на Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у отдельных икон в алтаре.
В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь приносимые ими к этим иконам свечи. Большой подсвечник ставится всегда в центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом входе – за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике, которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник благословляет народ словами «Свет Христов просвещает всех». Особое духовное значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди, предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами. В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, – паникадило или паникандило. Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати светильников, паникадила – более двенадцати.
Церковные светильники бывают разные. Подсвечники всех видов, помимо практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой свет веры светит всем в доме, всему миру. Паникадило (многосвечники, в переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, иполикандила, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак – таков смысл висящих паникадил и поликандил.
На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. «Светильники, горящие пред иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя огнь Божества – престол огненный Вседержителя… что святые суть светильники горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями…» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
«Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий всякого человека грядущаго в мир ( Ин.1:9 ), и вместе Огнь поядающий или оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому; что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для человека в жизни… означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву сердечную…»
Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в нощи вывел Израиль.
Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь Божию.
Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию, а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.
«Огонь горящих… свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного – Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. – Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).
Правило возжигания свечей в храме
Возжигание свечей в храме – это особое действо, тесно связанное с песнопением и священнодействиями служб.
В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно: покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, – как например в воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, – церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются поликандила, или как у нас говорят паникадила, что, с греческого языка, значит многосвещники. В величайший из христианских праздников – в светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами.
Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных, постных – менее. Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на вечерне, утрене, литургии.
Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.
Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.
В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и Искупителя всего рода человеческого, выходит на амвон и пред царскими дверьми, как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно молитвы светильничные. Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так потому, что содержат благодарение Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком благодарении и молении пишет Василий Великий: «Отцам нашим заблагорассудилось не с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он явится «. В пророческом стихе «Бог Господь и явися нам» прославляются два пришествия Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе, которое произойдет как бы ночью, в конце мира.
Во время провозглашения мирной ектении зажигаются все свечи в храме, знаменуя, что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается более свечей, чем на других службах. Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение – на жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. «Горящие свечи на престоле изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном ( 1Тим.6 ), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши» (св. прав. Иоанн Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и святых.
При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.
Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.
Если хотите поставить свечку – приходите до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.
Если кто опоздал на службу – пусть дождется окончания Богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.
Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых христиан. Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил великое значение свеч и лампад: «Я имею… много особ, усердствующих ко мне и благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их, говорю: «Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) «. А что это не моя, убогого Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к нему: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Так вот… почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа, Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших».
Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.
Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой купели, в знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники, произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется просвещением.
Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет чистота брака. Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.
Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами, символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, и которым был просвещен христианин в крещении.
Один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о скорби и радости. Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.
Духовное значение церковной свечи – нашей жертвы Богу
Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.
Горящая свеча – это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.
К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи «о здравии», «об упокоении», об успехе какого-либо дела, не только не любят тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.
Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят1. А многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?
Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь, и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу, и молитва наша исполнится – как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!
Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными – точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!
Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить, ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают, что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.
Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как самому себе, без исполнения Заповедей Господних – не нужны наши свечи. Никто не требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его. Его святым угодникам – угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были подражателями Христу2, чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и слава в студе их, еже земная мудрствуют3. Если мы живем так, если в душе нашей свет Божий, в сердце – огонь любви к Нему и к угодившим Ему и ревность подражать им, – в таком случае будем ставить свечи и зажигать лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего света и огня, будет угодно им.
А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь – грех и беззаконие, что ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы только – ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, – что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман, — как ложь и обман все его слова; как ложь и обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам… И вот чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж, ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно продолжать делать беззаконие.
Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также, провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.
«К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не носите мне пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, – Я отвращу от вас очи Мои. И сколько бы ни молились, – не послушаю вас». Вот приговор Самого Господа Бога над всеми жертвами, которые приносятся Ему, – значит над свечами, – когда приносящие их не заботятся о важнейшем – об угождении Ему своею жизнью! Если бы и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от имени Господа Бога: свечи ваши – мерзость Ми есть; постов и праздников ваших ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне, – отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, – не услышу вас.
Сердце чистое – вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом свечку, засвети лампадку дома, – они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой4. Так и должно быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких? Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, – ложь есть; ибо любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу «И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться. Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами – нельзя.
Свеча, приобретенная в Храме, для верующего – предмет почтения, она предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча, купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм – это не жертва.
Примечания:
1 Каждый новорожденный при крещении получает имя какого-нибудь святого, молитвам и покровительству которого крещаемый поручается на всю жизнь. Таким образом, святой, как молитвенник, покровитель и ходатай пред Богом, делаются для человека другим Ангелом хранителем (каждому при рождении дается от Бога собственно так называемый Ангел хранитель), почему и называется вообще Ангелом. Отсюда день Ангела – день памяти вашего святого.
Наставление православному христианину о церковной свече. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; «Новая книга», 1996 – 32 с.