как применительно к герою сказки премудрый пескарь соотносятся такие оценки как премудрый ума палата
«Премудрый пескарь» анализ сказки Салтыкова-Щедрина
Предназначенная для взрослых сказка «Премудрый пескарь» при тщательном анализе демонстрирует типичные черты творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель был мастером тонкой иронии. В рамках выбранного стиля автор рисует очень характерные образы, помогая себе использованием приемов гротеска и гиперболизируя фигуры главных героев.
Литературная критика советской школы стремилась искать в русской классике имперского периода черты классового противостояния и социальной борьбы. Та же судьба постигла и сказку о премудром пескаре – в главном герое старательно отыскивали черты презренного мелкого чиновника, дрожащего от страха, вместо того, чтобы посвятить жизнь классовой борьбе.
Однако большинство русских писателей волновали все же не столько революционные идеи, сколько нравственные проблемы общества.
Жанр и смысл названия сказки
Сказочный жанр издавна был привлекателен для беллетристов. Он интересен тем, что в рамках иносказательности можно позволить себе провести любые параллели с объективной действительностью и реальными фигурами современников, не скупясь на эпитеты, но при этом никого не раздражая.
Типичный жанр сказки подразумевает участие в сюжете животных, наделяемых умом, расторопностью, человеческой манерой общения и поведения. В данном случае произведение своей фантасмагоричностью вполне вписывается в сюжет сказки.
Начинается произведение характерно – жил-был. Но при этом оно называется сказкой для взрослых, потому что автор иносказательным языком предлагает читателю задуматься над отнюдь не детской проблемой – о том, как прожить свою жизнь, чтобы перед смертью не сожалеть о ее бессмысленности.
Название вполне соответствует жанру, в котором написано произведение. Пескарь назван не умным, не мудрым, не интеллектуальным, а именно «премудрым», в лучших традициях сказочного жанра (достаточно вспомнить хотя бы Василису Премудрую).
Но уже в самом этом названии угадывается печальная ирония автора. Оно сразу настраивает читателя на раздумья о том, справедливо ли главного героя называть премудрым.
Главные герои
В сказке самым ярким портретом создан образ самого премудрого пескаря. Автор не только характеризует его общий уровень развития – «ума палата» рассказывает предысторию становления особенностей его характера.
Он детально описывает мотивы поступков главного героя, его мысли, душевные метания и сомнения незадолго до смерти.
Пескарь-сын – не глупый, мыслящий, даже склонный к либеральным идеям. При этом он настолько трусливая особь, что готов вести борьбу даже со своими инстинктами, чтобы сохранить жизнь. Он согласен жить всегда голодным, не создавая своей семьи, не общаясь с сородичами, практически не видя солнечного света.
Из содержания первой части сказки видно, как зарождалась в юном пескаре идея прожить жизнь по собственному плану. Под впечатлением от рассказов отца-пескаря, в молодости едва не попавшего в уху, юный пескарь оценил перспективы своего существования. В нем он увидел только подстерегающие повсюду опасности.
Поэтому сын внял главному поучению отца и, лишившись родителей, решил предпринять все доступные меры, чтобы никогда не рисковать своей жизнью. Все, что он впоследствии делал, было направлено на реализацию задуманного.
В итоге, не сама жизнь во всей ее полноте, а именно сохранение жизни приобрело наибольшее значение, превратилось в самоцель. И ради этой идеи пескарь пожертвовал абсолютно всем, ради чего, собственно, он и появился на свет.
Пескарь-отец второй герой сказки. Он, заслуживая позитивной характеристики автора, жил обычной жизнью, имел семью и детей, рисковал в меру, но имел неосторожность на всю жизнь напугать сына рассказом о том, как он чуть в уху не попал.
Основная картина его личности формируется у читателя преимущественно благодаря рассказу об этом драматическом инциденте, излагаемому от первого лица.
Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
Пескарь, сын хороших и заботливых родителей, оставшись один после их смерти, переосмыслил свою жизнь. Будущее его испугало.
Ему виделось, что он слаб и беззащитен, а водный мир вокруг него полон опасностей. Чтобы сохранить свою жизнь, пескарь стал копать себе нору, чтобы прятаться от основных угроз.
Днем он из нее не выбирался, гулял только ночью, из-за чего со временем почти ослеп. Если снаружи мерещилась опасность, то он предпочитал оставаться голодным, чтобы не рисковать. Из-за своего страха пескарь отказался от полноценной жизни, общения и продолжения рода.
Так он прожил в своей норе больше ста лет, дрожа от страха и считая себя премудрым, потому что оказался столь предусмотрительным. При этом другие обитатели водоема не разделяли его мнения о себе, считая дураком и остолопом, который живет отшельником ради сохранения своей никчемной жизни.
Иногда ему снился сон, в котором он выигрывает двести тысяч рублей, перестает дрожать и становится настолько большим и уважаемым, что сам начинает глотать щук. При этом на самом деле он не стремится стать богатым и влиятельным, это всего лишь тайные мечты, воплощенные в снах.
Однако перед смертью пескарю приходят в голову мысли о никчемно прожитой жизни. Анализируя прожитые годы, думая о том, что никого никогда не утешил, не порадовал, не обогрел, он осознает, что если бы другие пескари вели такую же бесполезную жизнь, как и он, то пескарий род быстро бы пресекся.
Умирает он так же, как жил – незаметно для других. По словам автора, он исчез, а скончался в результате естественной смерти или был съеден – никому не интересно, даже автору.
Чему учит сказка «Премудрый пескарь»
Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.
Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.
С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.
На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.
История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.
Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.
Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.
Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.
Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.
Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.
Урок по литературе по теме «Премудрый пискарь»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Анализ сказки С-Щедрина «Премудрый пискарь»).
-Здравствуйте, садитесь. Ребята, на прошлом уроке мы начали знакомиться с писателем большого поэтического диапазона, чьё творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Он говорил о себе так: «Я писатель, в этом моё призвание». Вы, конечно же, догадались, что это М. Е. С.-Щедрин. Творчество писателя очень разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, статьи, рассказы и не только.
-Прослушайте, пожалуйста, аудиозапись. Вы уже догадались, что кроме перечисленных выше жанров, С-Щедрин использует в своём творчестве жанр сказки.
— Как вы определили, что перед вами сказка? (есть зачин).
— Итак, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? (о сказках С-Щедрина)
— Конечно, и целью н ашего урока будет следующее:
1. Мы познакомимся с классификацией сказок С-Щедрина.
2. Закрепим умение анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания.
3. Постараемся понять, в чем смысл жизни каждого живущего на Земле.
— Дома вы прочитали сказку «Премудрый пискарь», над анализом которой мы сегодня будем работать. И теперь согласно смыслу произведения выберите из написанных высказываний то, которое мы с вами сможем взять в качестве темы сегодняшнего урока. Слайд №1
1. «Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха» (Леонардо да Винчи)
2. Друг равнодушный! Так страшно слушать
Черную полночь в пустом дому. (М.Цветаева)
3. Высший позор – ради жизни утратить смысл жизни.(Ювенал)
4. Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.(Достоевский)
5. «Бояться надо не смерти, а пустой жизни» (Бертольд Брехт)
— Итак, запишите тему в тетрадь. А эпиграфом к уроку мы возьмём цитату из произведения: « Жил – дрожал, и умирал – дрожал».
— Форму литер сказки использовали и до С-Щ (Пушкин, Аксаков, Гаршин). Но сказки С-Щ отличаются. Запишем в тетрадь отличительные черты сказок С-Щ. Слайд №2
Сказки-это синтез всего творчества писателя. Его сказки современные литературоведы называют «малой энциклопедией его сатиры» и т д.
-Почему же писатель обратился к этому жанру? (индивид сообщение)
-Таким образом, условно все сказки писателя можно разделить на 4 группы: Слайд №3
— К какой группе вы относите сказку «Премудрый пискарь»? (с атира на либеральную интеллигенцию.)
— Сказка «Премудрый пискарь» возникла не на пустом месте. Дайте историч справку этой эпохе.
(После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (1 марта 1881 года) наступает пора реакций. Русский либерализм даже в самых безобидных его проявлениях открыто провозглашается “изменой” отечеству. В нравственную атмосферу жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется “строгим наблюдением друг за другом”. Доносчики нарекаются “борцами с изменой”. Именно большей частью интеллигенции овладевает малодушие и эгоизм. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинности, мнимости).
— Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
(синонимы-умный, рассудительный, антонимы- глупый, бестолковый.
Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно,
ироничный.)
— В разных изданиях вы можете встретить пЕскарь и пИскарь. Почему Салтыков-Щедрин настаивал на втором варианте? (Подчеркнуть ничтожность существа, которое только и заботится о своей жизни)
— Гротеск или гипербола, с вашей точки зрения, преобладают в сказке? (гипербола) «Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется. »
(Гротеск) «И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал».
— Давайте обратимся к жизни премудрого пискаря.
— Кто был его врагами?
— Какую роль в его жизни сыграл завет, который оставляет своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба» Зачитать фрагмент)
Вспомните, в каких художественных произведениях мы сталкиваемся с эпизодом, когда родители дают своим детям заветы, как жить.
«Капитанская дочка» – «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
«Мёртвые души» – Провожая сына, отец, вручив ему полтинник, наказывает: «… больше всего угождай учителям и начальникам. Коли в реке?не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».
«Горе от ума » – Молчалину
Мне завещал отец, во-первых,
угождать всем людям без изъятья:
Хозяину, где доведётся жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге, который чистит платья,
Швейцару, дворнику во избежанье зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
– С какими выше названными жизненными позициями совпадает позиция старого пискаря? (Чичиковская – приобретательская позиция, молчалинская – позиция карьериста, завет отца Петра Гринёва – это призыв жить по законам чести и нравственности)
– В чём же суть этой морали «гляди в оба»? (Предостережение, устранение от жизненных опасностей, забота о себе, эгоизм)
— Как следовал завету отца премудрый пискарь? (Зачитать фрагмент: «Но он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца… Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»)
— Определите жизненную позицию премудрого пескаря. Какими пословицами можно её выразить?
1. Хочешь жить – умей вертеться.
3. Иди вперед, а оглядывайся назад.
4. Берегись бед, пока их нет.
5. Живи ни шатко, ни валко, ни на сторону.
6. Осторожность – лучше прибыли. (украинская)
7. Береги себя пуще глазу.
8. Бесстрашному счастье помогает. (хакасская)
9. Жизнь не ждёт – проходит. (марийская)
10. Был, не был, а и след заглох.
1. Береженого и Бог бережет
2. Будь ниже травы, тише воды.
3. Голова не карниз, не приставишь.
4. Не разжевав, вкусу не узнаешь.
5. Глупец и на родине в плен попадает. (китайская)
6. Все родятся людьми, да не все ведут себя по человечески. (мордовская)
7. Важно, не сколько долго, а сколько хорошо ты прожил. (греческая)
8. Уши выше лба не растут.
9. С сильным не борись.
10. По рогожке следует протягивать ножки.
— Почему, на ваш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не
человека, а рыбу, наделённую обывательскими чертами?
— Приведите примеры фольклорной речи и современных понятий.
Вывод: Автор употребляет обычный зачин (“Жил-был пескарь”), традиционные обороты (“ни в сказке сказать, ни пером описать”, “стал жить да поживать”), народные выражения (“думу думает”, “ума палата”, “откуда ни возмись”), просторечия (“распостылая”, “погублять”). И на этом фоне неожиданно звучат слова: “жизнью жуировать”, “будет моцион делать”, “отрекомендуется”, “жизненный процесс завершает” и др О пескаре автор говорит как о рыбе, да вдруг и “проговорится”: “Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный. ” Пескарь, как и следует мелкой рыбешке, боится щуки, рака, уды, боится попасть в уху, мечтает полакомиться комаром или мухой, живет “то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке” Рыба как рыба. И вдруг узнаем, что он “жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется. ”)
— Как в продолжение сказки меняется значение слова «Премудрый»? («остолоп», «дурак», «срамец»)
— К какой формуле свелась вся жизнь пескаря? (Жил- дрожал, и умирал – дрожал)
— Какую проблему поднимает Салтыков-Щедрин в сказке «Премудрый пискарь»? (Смысл жизни и назначение человека)
Запись вывода в тетради:
«Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть», сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле.
— В чем смысл жизни каждого живущего на Земле?
Домашнее задание: Прочитать «Историю одного города». Подготовиться к беседе по вопросам.
Беседа по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).
1. Когда и где происходят события «Истории одного города»? (Город Глупов.)
2. Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг. Какова роль главы «Опись градоначальникам» в произведении?
3. Какие сходные черты можно отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?
4. Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры. (Гипербола, гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных документов, стилизация летописного слога.)
5. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?
6. Глава «Органчик». Что подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?
7. Глава «Подтверждение покаяния». Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?
8. Прокомментируйте финал «Истории одного города».
9. Определите жанр произведения. (Сатирический роман, пародия на летопись, сатирические очерки.)
«Премудрый пескарь» кратко: содержание и анализ
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб
За что читатели так высоко ценят творчество писателя Михаила Салтыкова-Щедрина? Он обладал уникальным талантом — просто и по-детски рассуждал о сложных философских, политических, социальных проблемах. Наглядный пример — сказка «Премудрый пескарь». Кратко о сюжете произведения и его скрытом смысле расскажем далее.
«Премудрый пескарь»: краткое содержание
Общественная деятельность и политическая жизнь страны были глубоко интегрированы в судьбу писателя Салтыкова-Щедрина. Исторические события и процессы в обществе были главными мотивами его творчества. Может показаться, что в сказке «Премудрый пескарь» автор решил изменить себе и написал обычный детский рассказ.
Однако Салтыков-Щедрин мог похвастаться тонким чувством юмора и в то же время обостренным чувством справедливости. Он никогда не оставался в стороне от главных политических событий. И если копнуть глубже, становится очевидно: писатель сменил вовсе не тематику, а лишь форму повествования. Но прежде чем анализировать тайный смысл «Премудрого пескаря», предлагаем ознакомиться с кратким пересказом произведения:
Салтыков-Щедрин: «Премудрый пескарь» вкратце
Жил в реке мудрый пескарь. Его родители тоже были умны и умудрились дожить до старых лет. Перед смертью отец учил сына быть осторожным: избегать крупной рыбы и раков, а главное — людей. Старик было сам чуть не попался и не стал для них обедом. И решил мудрый пескарь: выдолбить себе крошечную нору, в которую мог бы попасть он один, и спрятаться там от всяких опасностей.
Однажды пескарю привиделся сон, будто он выиграл в лотерею. От сладких фантазий полголовы его вылезло наружу. А там то и дело подстерегала угроза — то щука, то рак. Проживая каждый новый день, пескарь премудрый радовался, что не был съеден.
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/ЛитКлуб
Краткое содержание: премудрый пескарь и его сожаления
Живя в постоянном страхе, пескарь не завел ни семьи, ни друзей. Он вспоминал, как все было в его детстве: тогда хищники совсем мелкую рыбу не трогали, поэтому его отец еще мог позволить себе семью. А сейчас — совсем другое время.
Так пескарь прожил больше столетия:
Почувствовав себя бесполезным, старик уж было решил выйти из норы и проплыть по реке, но страх снова взял верх.
«Премудрый пескарь»: развязка истории
Рыбам, проплывающим мимо норы старика, не было до него дела. Никто не поинтересовался, как он так долго прожил, да и умным его не считали. Перед смертью пескарь снова увидел счастливый сон о лотерее. Но теперь он еще и стал больше, сам щук гоняет!
Во сне старик выпал из норы и пропал. Кто знает, что с ним произошло. Может, стал обедом для щуки. Но это вряд ли: кто захочет лакомиться стариком. Скорее всего, умер пескарь и всплыл на поверхность.
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы
«Премудрый пескарь»: анализ произведения
На первый взгляд, Салтыков-Щедрин создал понятную и поучительную сказку для детей. Но это не совсем так. Автор спрятал в тексте глубокий посыл для взрослых и даже намекнул на политическую ситуацию в стране.
Подтекст произведения поможет раскрыть анализ. «Премудрый пескарь» — попытка писателя высказаться на запрещенные темы. Какие именно — рассмотрим далее:
История написания
Сказка «Премудрый пескарь» была написана зимой 1882–1883 гг. Она стала реакцией автора на происходящие в то время политические события:
Михаил Салтыков-Щедрин не разделял такой позиции, но и открыто осуждать «Народную волю» не мог. Свое мнение автор завуалированно высказал в новом произведении «Премудрый пескарь».
Учитывая остросоциальный сюжет сказки, ее не сразу пустили в печать:
Портрет Салтыкова-Щедрина: Wikipedia/Н. Н. Ге
«Премудрый пескарь»: смысл
Несмотря на политический подтекст, который поймут те, кто знаком с историей России конца девятнадцатого века, сказка проста для восприятия и вполне может понравиться ребенку. Автор создал произведение таким образом, чтобы его могли по-своему интерпретировать и дети, и взрослые.
Вот какие поучительные идеи изложил писатель:
Жить — значит рисковать
В первую очередь «Премудрый пескарь» — это рассказ о жителях подводного мира. С помощью такой аллегории автор стремился донести младшему поколению мысль, что жизнь без риска и приключений скучна, и нужно смело преодолевать все препятствия, чтобы ею наслаждаться в полной мере.
Риск — форма самореализации личности
Более глубоко эта идея раскрывается в восприятии взрослого человека: отказ от полноценной жизни, своих идей и принципов из-за страха неудачи или боязни за свою безопасность может сделать человека еще более несчастным.
Вред чрезмерной родительской опеки
Помимо этого, автор раскрывает проблему отцов и детей. Небольшой эпизод, повествующий о родителях пескаря, показывает, как пагубно родительское воспитание может сказаться на будущем ребенка. Чрезмерная опека, попытки «загрузить» свой опыт в сознание нового поколения приводят не только к тому, что молодежь начинает страшиться реальной жизни, испытаний, но отказывается от полноты бытия и наслаждений.
Так, Салтыков-Щедрин коснулся философского вопроса о счастье и смысле жизни. Автор считает, что их суть не в количестве прожитых лет, а в простых человеческих вещах: дружбе, близких людях, развлечениях, любви.
Сказка «Премудрый пескарь»: YouTube/Советские мультфильмы
«Премудрый пескарь»: жанр и композиция
Чтобы емко выразить свои идеи, Салтыков-Щедрин выбрал для «Премудрого пескаря» необычный жанр — сатирическая сказка. На это указывают особенности произведения:
Особенности композиции «Премудрого пескаря» автор подсмотрел в народных сказках. Он ведет повествование логично и последовательно:
Произведение заканчивается своеобразной моралью: пескарь, который более столетия вел трусливый, затворнический образ жизни, на старости лет никому не нужен, даже хищникам, которые так долго за ним охотились.
Рассказ не зря внесен в школьную программу: он поможет юным читателям задуматься о смысле жизни и выборе. Однако взрослым также удастся почерпнуть в нем мудрость. И, пожалуй, именно в этом и состоит уникальность творчества Михаила Салтыкова-Щедрина.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора