как проходить аттестацию на семейном обучении
Как проходить аттестацию на семейном обучении
Аттестация — это подтверждение знаний и умений ребёнка. С её помощью хоумскулеры показывают, что их уровень образованности не ниже государственного стандарта. На время аттестации обучающиеся на семейном образовании и самообразовании становятся экстернами.
Как сдать аттестацию экстерном
Чтобы сдавать государственную итоговую аттестацию экстерном, нужно поменять форму образования с очной на семейное обучение (после девятого класса — на самообразование).
Как поменять форму образования:
1. Родителям нужно написать заявление о переходе на семейное образование на имя директора школы, в которой обучается ребёнок. После — уведомить о своём решении органы местного самоуправления, написав ещё одно заявление. Документ составляется в свободной форме. Для подстраховки в заявлении можно сослаться на статью 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в которой говорится, что в нашей стране получать образование можно в форме семейного образования и самообразования. Начиная с десятого класса ребёнок может составить такое заявление от своего имени. Важно уведомить органы в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении из школы из-за перехода на семейное образование или не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход.
2. Из действующей школы нужно будет отчислиться и забрать личное дело учащегося.
3. Следующий шаг — подбор нового учебного заведения для сдачи аттестаций. Не все школы работают с «семейниками». Недавно мы рассказывали о том, как подобрать школу для сдачи промежуточных экзаменов. Главное, чтобы у учебного заведения была государственная аккредитация (эта информация есть на сайте школы) и лицензия на осуществление образовательной деятельности (это можно проверить в реестре на сайте Рособрнадзора).
С выбранной школой нужно заключить договор о проведении промежуточных и итоговых аттестаций экстернов. Договоры бывают разные. Можно заключить такой, который прикреплял бы ребёнка к школе на постоянной основе, а можно каждый год (или чаще) подписывать соглашения для прохождения каждого промежуточного испытания.
Промежуточная аттестация экстерном
Закон не обязывает учеников на семейном обучении сдавать промежуточные аттестации, кроме 9 и 11 классов. Но тем не менее эти срезы знаний помогают следить за прогрессом ученика, выявлять пробелы, корректировать обучение и в дальнейшем избежать проблем с экзаменами. Единственные обязательные экзамены проходят в конце 9 и 11 класса — ГИА.
Во время промежуточной аттестации проверяются знания ученика за конкретный период: четверть, полугодие или класс. То, как будет организована промежуточная аттестация и с какой периодичностью её придётся сдавать, устанавливает образовательная организация. Но с первого сентября этого года она должна согласовываться с родителями и экстерном.
На официальном сайте школы, к которой прикрепляется ребёнок, можно ознакомиться с положением или приказом о порядке проведения промежуточной аттестации, учебным планом и планом проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Договорённости родителей и школы о частоте и формате аттестаций можно закрепить документально. Хоть закон и не обязывает заключать никакие соглашения, но подписанный договор гарантирует спокойствие родителей и учеников и уберегает от неожиданностей. Например, школа может не давать возможность пересдать неудачную контрольную, или вас может не устроить график и периодичность сдачи аттестаций. Некоторые родители жаловались, что оценки за контрольные занижали за сокращение единиц измерения или «неправильного» отступа на листе в клетку. Все эти нюансы можно и нужно закрепить документально.
Промежуточные аттестации проходят в разных форматах. Ученики могут приходить в школу на консультации перед контрольными и экзаменами и непосредственно для аттестации. А могут сдавать аттестации полностью дистанционно: через Skype, по электронной почте (выполненные задания нужно отсканировать и отправить письмом) или на специальной платформе в режиме онлайн. Всё зависит от условий образовательного учреждения.
По итогам аттестации школьник получает «зачёты» или обычные оценки. Если не сдать промежуточную аттестацию или сдать неудовлетворительно, то у ученика образуется академическая задолженность.Тогда у экстерна есть две попытки на пересдачу. Причём вторая — уже со специальной комиссией. Важно устранить все неуды в срок, который установлен школой, потому что при задолженностях ребёнка могут обязать вернуться в своё учебное заведение и пройти образовательную программу ещё раз. Проще говоря: оставить на второй год.
Важно успешно сдать промежуточную аттестацию в 9 и 11 классах, потому что с «двойками» не допустят до ОГЭ и ЕГЭ.
Государственная итоговая аттестация экстерном
Государственная итоговая аттестация (ГИА) — это экзамены после 9 и 11 классов: ОГЭ и ЕГЭ. Срок подачи заявления на зачисление в школу, где будет проходить аттестация, составляет:
— по образовательным программам основного общего образования (5–9 класс): не менее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта;
— по образовательным программам среднего общего образования (10–11 класс): не менее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля.
Более подробно условия описаны в пункте 27 Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Никакой разницы в процедуре сдачи ГИА для хоумскулеров нет: они сдают итоговые экзамены на общих основаниях.
Как сдавать ОГЭ экстерном
Как сдавать ЕГЭ экстерном
Хоумскулеры сдают ЕГЭ так же, как и все остальные выпускники школ:
Сколько стоит организовать семейное обучение для ребёнка
Что такое семейное образование
Когда ребёнок учится в обычной школе, то ответственность за обучение несёт учебное заведение. Если ребёнок на семейном образовании, то результат государство спросит с родителей. Вот краткие различия между обычным обучением в школе и семейным.
Прикрепление к школе | Ребёнок прикреплён к школе, в ней лежит его личное дело | Ребёнок не прикреплён к школе, личное дело лежит дома |
График занятий | Он каждое утро приходит в школу, сидит на уроках с одноклассниками | График занятий, предметы, длительность и методы обучения родители выбирают сами |
Внеурочная деятельность | Ребёнок имеет право участвовать во всех школьных мероприятиях, олимпиадах | Может участвовать в олимпиадах самостоятельно, а в школьных мероприятиях — нет |
Аттестация | Пишет все контрольные, сдаёт экзамены вместе с классом. После окончания школы получает аттестат. | Может аттестовываться в конце каждого года. После ОГЭ и ЕГЭ получает такой же аттестат, как и в обычной школе. |
Важно получить аттестат об основном (9 класс) или полном (11 класс) общем образовании. А способы обучения закон оставляет на усмотрение родителей.
Как работает семейное образование и сколько это стоит
Ребёнок, который находится на СО, должен освоить школьную программу в требуемом Министерством образования объёме. Вот какими способами могут пользоваться родители.
1. Учить детей в интернет-школе
Это школы, занятия в которых проходят по скайпу или на похожих платформах. Составляется учебное расписание, утверждается план занятий, есть классы, кураторы, школьные чаты, домашние задания, тесты — в общем, всё как в обычной школе, только дистанционно. Школьникам понадобится рабочее место, компьютер, микрофон.
School-inter берёт учеников с 1 класса (стоит от 5600 ₽ в месяц). Российско-британская онлайн-школа «Алгоритм» предлагает три учебных пакета, за которые нужно платить 6000 или 12 000 ₽ в месяц. Есть ещё базовый курс: на нём нет онлайн-занятий, но родители получают учебные материалы на год, зачётные задания и консультации куратора, учителей. Это стоит 9000 ₽.
В цифровой онлайн-школе «БИТ» онлайн-обучение стоит от 8000 ₽ в месяц. А в школе Интернет-урок обучение стоит 2500 – 4500 ₽ в месяц.
2. Нанимать репетиторов по каждому предмету
Например, в Фоксфорде стоимость одного занятия — 999 ₽. На других ресурсах можно найти репетиторов как дороже, так и дешевле. Стоимость зависит от опыта, стажа, результатов учеников и других критериев.
Первое объявление в выдаче сайта https://repetit.ru/
На сайте Тьютор-онлайн стоимость урока — от 390 ₽ за час. Есть репетиторы, чьи услуги стоят от 7000 ₽ в час.
Не все родители могут платить столько денег за одного репетитора — предметов ведь несколько. Скажем, для ученика пятого класса их потребуется семь: по русскому языку, литературе, математике, истории, биологии, географии и иностранному языку. Поэтому некоторые специалисты делают свои услуги доступнее. Например, ведут онлайн-курсы для небольших групп и готовят к ЕГЭ, ОГЭ. Такой курс в небольшой группе может стоить в среднем 2000 ₽ в месяц при занятиях раз в неделю.
Можно немного сэкономить, если нанять одного репетитора по нескольким предметам, но такое бывает редко.
3. Объединить детей на СО в своём городе в классы и заниматься офлайн
Семейные классы — это почти те же школы, только группы детей небольшие. Например, можно найти репетиторов по всем предметам и создать группу из 10 – 15 детей. Стоимость такого класса — 7000 – 18 000 ₽ в месяц плюс дополнительные занятия по желанию родителей. Если классы далеко от дома, то ещё прибавляем траты на проезд и питание. Чтобы сэкономить на оплате услуг, организаторы таких классов договариваются об аренде помещения с библиотеками, музыкальными школами, бизнес-центрами.
Обычно семейные классы практикуются в начальной школе. Потом родители выбирают другие методы, ищут дистанционных помощников.
4. Лично объяснять ребёнку школьную программу
Пока ребёнок учится в начальной школе, делать это проще. Изучать сложение не обязательно за учебным столом: можно выложить на кухонном столе конфеты и считать их. Занятия окружающим миром заменят прогулки в парках и беседы о животных, познавательные мультфильмы. Детей постарше можно водить в музеи, показывать им видеолекции, ставить вместе физические и химические опыты.
Но хаотично заниматься не получится — нужна программа. Можно взять обычную школьную программу, купить методичку учителя, учебники и заниматься по ним или купить, например, в онлайн-школе «Алгоритм» учебные материалы на год, зачётные задания и консультации учителей за 9000 ₽.
Вот требования к окончанию курса биологии для 5–9 классов
С одной стороны, можно сэкономить на репетиторах, если преподавать школьную программу самостоятельно. Но чтобы учиться было интереснее, иногда родители тратят деньги на наборы для опытов, водят детей на разовые мастер-классы или отдают на спортивные, танцевальные кружки. Один набор для опытов стоит 300 – 700 ₽, месяц занятия рисованием или танцами обойдётся в 3000 – 5000₽.
Как проверяют знания
«Дочь учится в онлайн-школе, а прикреплена к офлайн-школе для промежуточных аттестаций. В течение года ей приходят проверочные работы, которые она выполняет. Есть большие триместровые контрольные. А в конце года поедем в школу сдавать очные экзамены. Там же будем сдавать ОГЭ и ЕГЭ».
Выгодно ли семейное образование
Однозначного ответа здесь нет. Кто-то выбирает опытнейших репетиторов по каждому предмету за 3000 ₽ /ч, кто-то платит за онлайн-школу, кто-то занимается самостоятельно. Школьную форму и коробки канцелярии покупать не нужно, это выгодно, но может понадобиться компьютер, видеокамера.
Открыть вклад, чтобы копить на образование ребёнка
Семейное образование — что это? Отличие от домашнего обучения и возможные риски.
Семейное образование: правовая основа, достоинства и риски
О семейном образовании сегодня не слышал разве что человек, не имеющий телевизора или Интернета. Увы, чаще всего оно упоминается в каком-то негативном контексте, связанным с конфликтом родителей или учащихся в школе, или же с какими-то санкциями со стороны опеки в адрес родителей.
На самом деле институт семейного образования вовсе не является новым. В статье 63 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании» содержится упоминание семейной формы образования в рамках получения знаний по общеобразовательной программе. При этом, право выбирать форму образования закреплено за родителями или законными представителями ребенка.
Еще в 2013 году Министерство образования и науки РФ подготовило Порядок организации и осуществления деятельности по различным образовательным программам, который был утвержден Приказом от 30.08.2013 N1015. В нем упоминаются основные аспекты перевода детей на семейное образование, а заодно и уточняются некоторые специфические организационные вопросы.
Дополнительно во все образовательные учреждения было направлено письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».
Отличие семейного образования от домашнего обучения
Часто можно увидеть путаницу «семейного образования» и «домашнего обучения», когда не совсем разбирающиеся в предмете люди упоминают их в равнозначном контексте. Это в корне неверно.
ВАЖНО: Итоговая аттестация для контроля качества образования проводится непосредственно школой, она является обязательной (приказ Министерства образования №1015, пункт 20). Потребовать такую аттестацию родители имеют полное право в любом учебном заведении по месту своего проживания. Об этом прямо говорится в ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об образовании» и в пункте 3 упомянутого выше приказа Минобразования (далее Приказ). Аттестация экстернов проводится бесплатно.
Важно также знать, что:
Порядок перехода на семейную форму обучения
Итак, чтобы перевести ребенка на семейную форму обучения, необходимо:
1. Направить заявление о переходе на данную форму обучения в школу и местную администрацию (отдел по образованию или Департамент по образованию);
2. Определиться с программой обучения и порядком: будут ли родители учить ребенка самостоятельно или же наймут кого-либо на стороне.
3. Написать заявление для зачисления ребенка в число «экстернов», для последующей промежуточной и итоговой аттестации по ходу обучения.
4. Явиться по вызову в образовательное учреждение для оформления документации на семейное обучение – акта образовательного учреждения о зачислении в экстернат и, возможно (но не обязательно) договора между родителями и школой.
И все! Никаких дополнительных документов или сведений для этого не требуется.
Частые заблуждения и злоупотребления со стороны школ, когда дело доходит до семейного образования:
Если аттестация при семейном обучении не пройдена
Главная проблема, с которой могут столкнуться обучающийся на семейной форме и его родители — невозможность сдать промежуточной или итоговой аттестацию.
В этом случае ребенку с семейной формой обучения предстоит продолжить обучение в школе, как то гласит часть 10 статьи 58 Закона «Об образовании».
С этим подчас связаны практически все конфликты между школой и родителями – к ученику на семейной форме обучения могут умышленно при прохождении аттестации выдвигаться завышенные требования, что повлечет невозможность (либо значительное усложнение) ее сдачи. В итоге не сдавший экзамены ученик «добровольно-принудительно» возвращается в учебное заведение.
Если родители ученика отказываются отправлять его в школу, возможны меры со стороны органов опеки из-за создания препятствий к получению ребенком образованию.
Однако родители не лишены права выбрать любое другое учреждение для сдачи аттестации, а вовсе не то самое, из которого ребенок был переведен на семейную форму обучения.
Чем грозит семейное обучение?
Изначально ничем. Школы, разумеется, не горят желанием оказывать содействие тем родителям, которые забирают детей на семейную форму обучения. Если это один ученик за, допустим, год – посмотрят искоса, ну и ладно.
Если же «исход» учеников примет массовый характер или же переводу на семейную форму будет предшествовать скандал с руководством школы – возможно явное противодействие как со стороны школы, так и на уровне местного отдела по образованию.
Увы, может потребоваться немало нервов, чтобы отстоять свое право обучать ребенка так, как родители считают нужным. Но эта «свобода» носит весьма условный характер – проверка знаний в любом случае осуществляется по учебным программам с госаккредитацией, поэтому выбор программы обучения ограничен лишь часами для усвоения материала и подходом к учебному процессу.
Кроме того, родители полностью отвечают за качество и полноту образования, которое определяется только и исключительно итогами аттестации. Школа лишь обязана оказать содействие в ее проведении, организовав аттестацию.
Если у вас возникли сложности с переводом своего ребенка на семейное обучение – пишите свои вопросы для получения консультации в этой группе.
Share the post «Семейное образование — что это? Отличие от домашнего обучения и возможные риски.»
ЦПСО в вопросах и ответах
Основная задача ЦПСО – минимизировать общение со школой и взаимодействие с государственной учебной программой, предоставить свободу при формировании образовательного маршрута.
Поэтому именно на нашей платформе вам будет максимально удобно совмещать индивидуальный образовательный план и государственные требования по ежегодной сдаче промежуточной аттестации.
Аттестация по каждому предмету сдается дистанционно раз в год в свободном режиме: без камер, в любое удобное время, в любом месте, где доступен Интернет.
Вы можете проходить аттестации с любого компьютера или ноутбука. Также доступна мобильная версия.
В случае перебоев с интернетом, электричеством или «зависании» компьютера, вам достаточно перезагрузить программу или перейти к другому компьютеру и продолжить аттестации с того места, где вы закончили.
Наша платформа обеспечивает постоянную автономность данных и техническую поддержку – независимо от проблем с интернетом или внешних обстоятельств, все ответы сохраняются и не надо повторно отвечать на вопросы.
В Личном кабинет в разделе «Подготовка к аттестации» размещены бесплатные ссылки на учебные материалы для самоподготовки, учебный план и демоверсии аттестации. Также мы регулярно проводим вебинары, которые рассказывают о том, как организовать обучение и подготовиться к аттестации. Рекомендуем познакомится с материалами на нашем сайте в разделе Интересное о Семейном образовании.
Если у вас останутся вопросы, то вы можете связаться с нашим менеджером.
Обязательно! После завершения аттестации выгрузка с результатами передается в школу для формирования СПРАВОК. Скан-копии Справки с результатами аттестации размещаются на платформе. Оригиналы справок ЦПСО высылает по запросам через Личный кабинет ученика.
Также по результатам успешного прохождения аттестации школа оформляет личное дело ученика с выставлением годовых оценок. Личное дело хранится в школе. Забирать его не требуется.
У каждого гражданина Российской Федерации должен быть документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. В нем указывается страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС).
Таким документом может быть карточка СНИЛС – страховое свидетельство, выданное до 1 апреля 2019 года, или уведомление о регистрации на бумажном носителе.
Регистрации в системе ПУ подлежат также иностранные граждане и лица без гражданства:
— постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации;
— временно пребывающие на территории Российской Федерации.
Для оформления СНИЛС иностранному гражданину (лицу без гражданства) необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт или вид на жительство).
Если документ, удостоверяющий личность, заполнен на иностранном языке, необходимо предоставить его нотариально заверенный перевод.
Зарегистрироваться в системе ПУ иностранный гражданин может через своего работодателя либо самостоятельно в любом территориальном органе ПФР. А вот в МФЦ такое заявление не примут. Оформить СНИЛС через МФЦ могут только граждане Российской Федерации.
При личном обращении в территориальный орган ПФР регистрация в системе ПУ осуществляется в режиме реального времени, на руки иностранному гражданину выдаётся «Уведомление о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учёта», где в числе прочих сведений указан СНИЛС.
Подробнее
Как проходить аттестацию на семейном обучении
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 “Об организации получения образования в семейной форме”
В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. При этом получение детьми основного общего образования обеспечивают родители или лица, их заменяющие. Аналогичное положение предусмотрено статьей 63 Семейного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.
Частью 2 статьи 63 Федерального закона установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).
Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).
Обучающиеся в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Согласно статье 33 Федерального закона, экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Следует отметить, что согласно Федеральному закону экстерны являются обучающимися (часть 1 статьи 33 Федерального закона) и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона. В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона).
Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).
Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несёт ответственность за качество образования, при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.
Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона).* Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.
Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).
В связи с изложенным:
Представляется разумным, что по желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.
Взаимоотношения между родителями (законными представителями) и образовательной организацией определяются в заявлении родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительном акте указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации.
Следует отметить, что в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, вузы, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме. Особенно актуально в условиях, когда ребенок, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность, должен продолжить получение общего образования, как правило, в общеобразовательной организации.
2. Учитывая целостность образовательного процесса, взаимосвязь обучения и воспитания, для обучающихся в форме семейного образования системой образования должны быть созданы условия по их социализации, интеграции в соответствующие детские коллективы. Указанные условия могут быть обеспечены путем предоставления возможности таким обучающимся осваивать дополнительные образовательные программы, в том числе в образовательных организациях, в которых они проходят соответствующую аттестацию.
3. Статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.
В этой связи, обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.
Причём обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
4. Согласно статье 9 Федерального закона обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Указанная помощь в том числе, помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости обучающимся в семейной форме может быть оказана психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
5. В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).
Таким образом, учредителем образовательной организации могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций, затраты на приобретение учебных изданий (учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы), периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, услуг доступа к электронным изданиям, непосредственно связанных с реализацией общеобразовательной программы, затраты на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) сочетания различных форм получения образования (семейная форма) и форм обучения (в организации, осуществляющей образовательную деятельность) нормативные затраты помимо вышеуказанных должны предусматривать затраты, покрывающие возможность освоения отдельных компонентов образовательной программы в организации.
6. В части возможности оказания поддержки родителям (законным представителям) при получении несовершеннолетними общего образования в форме семейного образования.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (статья 5 Федерального закона).
Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)**.
* Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема в общеобразовательные учреждения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2012 г. № 107
** В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Обзор документа
Новым Законом об образовании предусмотрены различные формы его получения. Учитываются потребности и возможности личности.
Образование можно получить как в соответствующих организациях, так и вне них. Речь идет, в частности, о семейном образовании. Родителям нужно учитывать мнение ребенка и должным образом организовать процесс обучения.
При выборе семейного образования родители информируют об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, где они проживают.
Обучающиеся в форме семейного образования вправе пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях по аккредитованной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, могут пройти экстерном аттестацию бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят локальный акт, регламентирующий прохождение процедур.
Экстернами являются лица, зачисленные в организацию для аттестации. Они наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах и в других мероприятиях. Могут рассчитывать на социально-педагогическую и психологическую помощь, на бесплатную психолого-медико-педагогическую коррекцию.
Рассмотрен еще ряд нюансов при получении семейного образования.
Так, в качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации, могут быть определены не только школы, но и, например, вузы, которые вправе реализовывать общеобразовательные программы.
Для рассматриваемых категорий обучающихся нужно создать условия по их социализации, интеграции в детские коллективы. Также их необходимо обеспечивать необходимыми учебниками и пособиями.
Представляется важным обратить внимание на следующее. Федеральные, региональные органы госвласти, органы местного самоуправления полностью или частично обеспечивают содержание лиц, нуждающихся в соцподдержке, в период получения ими образования. Таким образом, можно предусмотреть компенсации для семей, которые выбрали указанную форму образования.