как проходит обучение на водителя трамвая
Водитель трамвая: особенности профессии и обучения
По отзывам специалистов по подбору персонала в городах с существующей трамвайной инфраструктурой набор сотрудников на должность «Водитель трамвая» или «Вагоновожатый» происходит постоянно. Вакансии с обучением появляются на сайтах о трудоустройстве на регулярной основе. Связано это в первую очередь с высокой нагрузкой при работе на маршруте и постепенным омоложением коллектива предприятий. Обучиться профессии вагоновожатого можно при муниципальном предприятии, осуществляющем пассажирские перевозки на данном виде транспорта.
Кто такой водитель трамвая: что нужно знать о профессии?
Специалиста, ответственного за управление трамваем, принято называть вагоновожатым или просто водителем трамвая. В зону его ответственности входит перевозка пассажиров в рамках маршрута, ремонт самого трамвая, а также расчеты с пассажирами в случае работы без кондуктора. График работы, как правило, посменный и начинается около 4 часов утра. Опыт и квалификация водителя подтверждается присвоением одного из трех классов. Получить максимально возможный ранг можно минимум через пять лет безукоризненной работы.
Задачи и обязанности
Требования к водителям формируются Министерством транспорта РФ и распространяются на регионы, где они могут быть дополнены. В соответствии с должностными инструкциями в обязанности водителя входит:
Однако во время рейса могут произойти непредвиденные ситуации, поведение при которых регламентируется отдельными Приказами или иными нормативными документами, например, правилами безопасности при угрозе террористического акта.
Работа и зарплата
Несмотря на большой штат сотрудников, региональные предприятия общественного транспорта регулярно испытывают дефицит квалифицированных специалистов. Сразу после окончания обучения при условии положительно сданных экзаменом студент может быть принят на работу и приступить к своим обязанностям.
Уровень компетенции среди водителей измеряется классами. Новому сотруднику присваивается третий класс, а по истечении 3-х лет водитель может сдать дополнительные экзамены и получить повышение, что напрямую влияет на уровень его заработной платы.
Плюсы и минусы профессии
Работа вагоновожатого требует от соискателя крепкого здоровья, хорошей физической подготовки и умения принимать решения в сложных ситуациях.
К преимуществам работы водителя трамвая можно отнести:
Как стать водителем трамвая?
Для того, чтобы освоить профессию водителя трамвая, необходимо иметь водительское удостоверение соответствующей классу категории и пройти специальные курсы. Потенциальный кандидат должен не состоять на учете в психоневрологическом диспансере, хорошо владеть разговорным русским языком и не иметь проблем со здоровьем, не позволяющим приступать к работе. Возраст соискателей должен быть более 21 года.
Какие навыки нужны?
Для допуска к управлению трамваем водитель третьего класса должен иметь водительские права категории B, C или D. Требования к водителю второго класса несколько выше. Ему дополнительно необходимо иметь удостоверение класса E и стаж вождения трамвая более 3-х лет.
Помимо этого вагоновожатый должен уметь произвести ремонт мелких неисправностей на месте. Для водителей более высокого класса необходимо владение практическими знаниями в области глубокого ремонта с заменой запчастей.
Какое образование необходимо, и куда можно поступать?
Требований к наличию высшего или среднего специального образования нет. Достаточно иметь среднее образование.
Все без исключения водители трамвая перед тем, как приступить к обязанностям, должны пройти обучение. Оно проводится силами предприятия, осуществляющего перевозку пассажиров в данном регионе. Обучение включает в себя лекции по правилам дорожного движения, строению трамвая и уроки вождения в городских условиях.
Сколько учиться после 9 и 11 класса?
Курсы водителей трамвая длятся до 10 месяцев. На время обучения студентам может выплачиваться стипендия и предоставляться квартира или место в общежитии. По окончании курса студенты сдают теоретические экзамены на знание правил дорожного движения, общего строения трамвая и возможного ремонта его компонентов. После их сдачи каждый из них должен показать навыки вождения под присмотром инструктора. Общая длительность практических занятий составляет около 200 часов.
Возможно ли дистанционное обучение?
Удаленное обучение по профессии «Водитель трамвая» невозможно. Необходимые навыки управления и ремонта, а также поведения в нестандартных ситуациях, возможно получить только при очном обучении под присмотром опытных специалистов.
Где учиться на водителя трамвая?
Правом на обучение будущих вагоновожатых обладает региональное предприятие городского транспорта. Окончившие обучение и сдавшие экзамены студенты получают предложения по трудоустройству с официальной зарплатой и социальным пакетом.
В Москве
Для получения права на управление трамваем соискателям необходимо обратиться в Учебно-курсовой комбинат ГУП «Мосгортранс». Там же проходит обучение водителей троллейбусов, так как оба этих вида транспорта относятся к одной структуре. В период изучения основ управления студенты получают стипендию и возможность проживания в общежитии.
Длительность курсов – 6 месяцев с освоением необходимого для управления транспортом знаний. Лекции длятся 45 минут. Стажировка и обучение вождению – 60 минут. После успешно сданных экзаменов специалисту выдается категория «Tm», дающая право управления трамваем.
При заключении договора студенты не оплачивают свое обучение, но для компенсации затрат каждый водитель трамвая должен отработать 3 года или заплатить неустойку в размере 30 – 40 тысяч рублей.
В Санкт-Петербурге
За подготовку вагоновожатых и водителей троллейбусов в Санкт-Петербурге отвечает Учебно-курсовой комбинат «Горэлектротранс». Академическая программа включает в себя 436 часов теоретических занятий и 526 часов практического вождения.
Выпускники курсов могут рассчитывать на получение работы в МУП «Горэлектротранс» в зависимости от места проживания. Для детей своих работников предприятие на регулярной основе организует оформление путевок в пансионат «Зарница».
Таким образом, обучение по профессии «Водитель трамвая» происходит при учебных заведениях транспортных муниципальных предприятий. Студенты обучаются на бесплатной основе за счет государства с последующей стажировкой и трудоустройством. Заработная плата относительно небольшая даже в Москве и Санкт-Петербурге, однако с повышением класса водителя работодатель увеличивает и размер оплаты труда.
Как проходит обучение на водителя трамвая
Если ты решил пойти учиться на водителя трамвая потому что это легко, то лучше пройти мимо.
1. Иногородних берут, меня же взяли . Нужна будет регистрация на 1 год и встать на учет в военкомат.
2. Учиться 6 месяцев.
3. Степендия минималка 9000 максималка 11000
Показать полностью.
4. Учиться для некоторых сложно. Нужно вспомнить физику со школы, раздел механики и электротехники.
5. Если ты не сдал экзамены, то остаешься должен ГЭТу примерно 300к рублей.
6. Обязан отработать 2 года после обучения или выплатить ГЭТу за обучение.
7. ЗП по началу в районе 40000 руб. У троллейбусников больше.
Если есть еще вопросы пиши в личку, отвечу.
Евгений, у нас тоже в кондукторы ушел, дело было недавно.
По остальному, но на ТБ, разница не существенна
2. У меня обучение вышло 8месяцев. 2,5м теории, 2,5м учебной практики, 2м месяца пассажирской практики. В августе начали, в середине марта закончили. Параллельно с трамвайной группой.
3. Степендия 9к после всех вычетов, на повышенную не рассчитывайте, может только первый месяц, потом все плюют на разницу в 1,5тр.
На пассажирской практики (7-8 месяц обучения) будет 30тр.
4. ЗП в первые месяцы на ТБ 50-60тр, на ТМ будет чуть поменьше наверно
Плюсы что это гос со всеми вытекающими, минусы что ты сам за себя и почти всегда виноват, но и на преступления тебя никто не бросает.
Лучше всего пойти да пообщаться с водителями на конечках. И одно из главных, посмотри где парк и его конечные станции, чтобы не пришлось через весь город таскаться.
«На дороге всегда нервно»: сколько зарабатывает водитель троллейбуса
В Санкт-Петербурге
Мы регулярно публикуем истории читателей Т—Ж о том, как они освоили свою профессию и какой доход она приносит.
Выбор профессии
Потом вспомнил, что с детства мечтал водить троллейбус. На них мы часто ездили с родителями, и это была необъяснимая любовь.
Водителем троллейбуса брали с 21 года, а мне было 20 с половиной. Я пошел на шестимесячные курсы в Иркутске. За них нужно было заплатить тогда 12 тысяч, сейчас уже дороже. Правда, потом я узнал, что по направлению из центра занятости можно было учиться бесплатно.
Для поступления обычно требуется пройти профосмотр, по результатам которого коллегия врачей заключает, годен кандидат на должность водителя троллейбуса или нет, — у этой работы есть своя категория вредности, и не все подойдут. Еще обязательно иметь на руках заключения от психиатра и нарколога: не должно быть записей о том, что состоял на учете или принимал какие-то вещества.
Наличие прав и опыта вождения автомобиля значительно поможет в освоении троллейбуса: такие ученики уже ориентируются на дороге и в принципе наполовину готовы. Но очень многие начинают без этого — помехой или отягчающим обстоятельством при поступлении отсутствие прав не станет.
В каждом городе свои условия обучения: в Иркутске, например, даже выплачивается стипендия, как и в Санкт-Петербурге. Обычно курсы длятся полгода, учебный план в Иркутске рассчитан на 838 часов (340 теории и 498 практики), в Питере — на 1066 часов (432 теории и 634 практики).
Кому-то непросто дается теория. Здесь и устройство троллейбуса, и правила дорожного движения, и правила технической эксплуатации — ПТЭ, и многое другое. Однако, на мой взгляд, самое сложное — это практика. Особенно для человека, не водившего транспорт. Именно на этом этапе, когда я учился в Иркутске, отсеивалось большинство. Человек садился за руль и понимал, что это просто не его.
Сначала учеников знакомят с троллейбусом, показывают, где что находится и как что включать, напоминают о мерах предосторожности. Затем какое-то время ученики по очереди ездят по территории парка за рулем троллейбуса, а наставник сидит рядом. Потом постепенно начинают выбираться в город. Один ученик за рулем, рядом наставник, остальные в салоне ждут своей очереди. Такой урок длится несколько часов. Но один человек вряд ли будет ездить дольше часа в день. Занятия проходят на заметном зеленом троллейбусе со словом «учебный» во весь борт. У наставника есть своя педаль тормоза на случай, если что-то пойдет не так. Руль он хватать не будет, разве что чуть-чуть рукой может помочь. Инструкторы всегда комментируют действия в процессе езды — это часть обучения.
Потом надо сдать внутренние экзамены по теории и практике, а также экзамен в ГИБДД на знание ПДД, после чего водителю присваивается категория Tb. Всегда есть те, кто после курсов не может сдать выпускные экзамены. Очень небольшой процент студентов, но все же. А потом водители ежегодно сдают внутренний экзамен на знание ПДД, ПТЭ, культуры обслуживания пассажиров — это не отдельный экзамен, просто среди вопросов в билете может быть что-то вроде: «К вам сел пьяный пассажир и стал себя неприлично вести, каковы ваши действия?»
Курсы водителей троллейбусов и трамваев всегда подразумевают и гарантируют обязательное трудоустройство. Обычно еще нужно отработать год или два, иначе при увольнении придется выплатить оставшуюся сумму за обучение, потому что оно стоит гораздо дороже, чем за него платят учащиеся. А те, кто учился бесплатно, как я понимаю, при досрочном увольнении должны выплатить всю стоимость. Логика здесь такая: были потрачены деньги на обучение кадров, а кадры себя не оправдали и ушли.
Но после курсов нужно еще пройти пассажирскую стажировку на линии с наставником рядом, откатать определенный норматив часов. В этих случаях на троллейбусе есть табличка «Водитель работает со стажером». А после этого уже самостоятельно начинаешь работать на линии. Сугубо по нормам водитель уже все изучил и готов, но многое постигается в процессе работы.
Мой первый рейс был буквально после того, как начальник отдела эксплуатации подписал мне все документы. Диспетчер тут же попросила заменить заболевшего водителя, и я поехал. Я волновался, потому что в салоне за поездкой наблюдал наставник, да и сам троллейбус был не из хороших — очень старый и тяжелый в управлении.
Суть профессии
Быть водителем троллейбуса могут, безусловно, усидчивые и внимательные люди с крепкими нервами, поскольку работа сидячая и крайне ответственная. На дороге всегда неспокойно, так что это испытание каждый день. Вопрос в том, принимать все на свой счет или уметь отпускать. У меня, например, самая нервная ситуация была, когда три неадеквата вышли из авто и не давали мне ехать, преграждая путь, потому что им хотелось что-то мне объяснить. Я просто подождал, пока им надоест, что вскоре и случилось. Еще в Иркутске случалось высаживать пьяных пассажиров, если они мешали другим.
Водитель несет ответственность практически за все, прежде всего за жизни и здоровье пассажиров, а в салоне может быть от 1 до 150 человек. Начальство в Иркутске нам напутственно говорило: «У водителя троллейбуса всегда за спиной либо сума, либо тюрьма».
Мне нравится водить троллейбус, нравится, что он востребован. Люблю ездить полным — машина идет чуть медленнее, зато более мягко.
Место работы
Автобус ездит на ископаемом топливе и не требует строительства инфраструктуры, троллейбус ездит на электричестве, и для него инфраструктура нужна. Про экологию можно не говорить — и так очевидно, в чью пользу расклад. В долгосрочной перспективе троллейбус экономически выгоднее автобуса — это было подсчитано в той же Москве в период уничтожения троллейбуса, однако не предотвратило его.
В Санкт-Петербурге троллейбусную сеть развивают и обновляют, за троллейбусами хорошо присматривают и вовремя их обслуживают. Они там моложе, чем в иных городах страны, а следовательно, более комфортабельные для всех — и для пассажиров, и для водителя.
Во время того отпуска я увидел рекламу о поиске водителей троллейбусов, которая обычно висит в салонах общественного транспорта и на зданиях предприятий. Реклама обещала зарплату от 63 тысяч рублей. Я решил пообщаться непосредственно с водителями — на конечной остановке троллейбуса «Станция метро „Старая деревня“». Водитель тогда еще ходившего двенадцатого маршрута любезно поговорил со мной об условиях работы и зарплате — люди «в поле» всегда расскажут больше, чем в отделе кадров, тем более своему коллеге, пусть и из другого города. Мне из того разговора понравились пункты про доход, который в Питере был значительно выше, и про новый подвижной состав.
Вернувшись в Иркутск, я периодически думал о переезде, а решился спонтанно почти через год. Собрался за неделю, вещи поехали фурой, я — самолетом. Заранее позвонил в отдел кадров питерского «Горэлектротранса» и проконсультировался по поводу возможности реального трудоустройства.
В Иркутске жалели, что ухожу, но не отпустить не могли. В Санкт-Петербурге меня приняли очень хорошо, здесь рады иногородним квалифицированным кадрам. Люди нужны всегда и везде хотя бы из-за естественной текучки: кто-то уходит по возрасту, кто-то — по состоянию здоровья, кто-то другое место нашел. Хотя в Питере водителей хватает, новых тоже берут. А вот в Иркутске острая нехватка водителей в последнее время.
Мне нужно было пройти краткое собеседование, проверку документов, профосмотр, затем 120 часов стажировки для изучения случайного маршрута. В конце — экзамен на ПДД, ПТЭ, знание маршрута. После этого можно было работать.
Так, проработав три года в МУП «Иркутскгортранс», я уволился и трудоустроился в СПб ГУП «Горэлектротранс», где отработал уже год и продолжаю работать дальше. Теперь я зарабатываю от 55 до 65 тысяч в месяц, сумма зависит от количества часов, от того, будут ли праздничные дни, сколько будет ночных часов, сколько халтур.
Не всем водителям нужно жить именно в троллейбусной столице, моя мечта была осуществлена еще в Иркутске, когда я стал водить троллейбус, но мне здесь комфортно.
Рабочий день
Подъем на смену в 3—4 утра. Самое трудное в работе, на мой взгляд, это привыкнуть рано вставать. Для этого нужен режим здорового сна — хотя бы 8 часов, то есть ложусь я уже в 19—20 часов. Бывает, не могу уснуть. Тогда лежу или читаю. Если не выспался, пью кофе или энергетики, но это редко.
На сборы и завтрак отвожу себе час. До работы я могу добраться за 25 минут пешком, за 10 минут на электросамокате или за 5 минут на дежурном троллейбусе, который собирает работников с 4 до 7 утра. Обычный троллейбус не ходит так рано — есть маршруты для сотрудников, их обслуживает дежурный троллейбус и пазик. Кто-то ездит сам или на такси.
Прибыв в парк, я получаю путевой лист у диспетчера. По закону такой оформляется на каждый новый выход на маршрут. Затем прохожу проверку у медика: давление, температура, пульс и наличие алкоголя в организме. Давление выше 140 — это недопуск на линию, с температурой выше 37 тоже могут не выпустить. Тогда на маршрут отправят запасного водителя, а тебя — на больничный. Если водитель не прошел проверку по причине нетрезвости — это увольнение по статье.
От медика возвращаюсь к диспетчеру и получаю в путевой лист штамп о допуске к работе.
Далее получаю экипировку на троллейбус: книгу троллейбуса, противогаз, угольные вставки, диэлектрические перчатки, аптечку, страховку, карту техосмотра, мобильный телефон с корпоративной внутренней связью, наряд-расписание. За время работы мне приходилось пользоваться всем, кроме аптечки и противогаза.
В книге троллейбуса стоит штамп мастера смены о том, что троллейбус исправен, и подпись водителя — что он принял исправный троллейбус. Еще там оставляют заявки на ремонт, а мастер на них отвечает по мере выполнения.
В наряде-расписании указано время выезда, окончания смены, проезда контрольных точек — нескольких равноудаленных остановок с маршрута.
По рабочему телефону связываемся с диспетчером в случае ДТП, всяких происшествий типа обрыва провода или падения пассажира. Во время движения запрещена любая мобильная связь, гарнитурой тоже пользоваться нельзя. Поговорить можно только остановившись.
Угольные вставки — прокладка между проводом контактной сети и головкой токоприемника, чтобы металл не терся о металл и не изнашивался.
Перчатки нужны для работы в мокрую погоду, чтобы избежать теоретического маловероятного удара током, поскольку вода — проводник.
После получения экипировки иду на веер — так называется стоянка троллейбусов в парке. Нахожу свою машину, оцениваю ее состояние внешне, включаю все системы. Иногда что-то может не работать, но это случается редко. В таких ситуациях информируется ответственный по выпуску и выдается другой троллейбус. Запас есть всегда.
По времени, указанному в наряде, — в нашем парке выезды примерно с 4 и до 9 утра — выезжаю на линию на указанный маршрут в сторону конечной. Уже начиная от парка беру пассажиров.
Сейчас наш парк обслуживает 12 маршрутов, на 7 из которых у меня есть допуск. Допуск в Санкт-Петербурге получают следующим образом: как-нибудь вместо обычной смены дают смену с наставником. Вы выходите на маршрут, на котором ты еще не был, он сидит рядом в кабине и говорит, куда ехать и на что обратить внимание. После такой смены маршрут считается открытым для водителя.
Выбирать маршрут, на котором будешь работать, нельзя, но можно попробовать высказать пожелания нарядчику, который составляет расписание. Таких с пожеланиями у него почти весь парк, всем не угодишь, а наряд закрыть надо, поэтому ездим, где поставят. Некоторые маршруты могут закрепляться за водителем — туда стараются ставить чаще всего, если есть возможность. А так я выхожу на все маршруты, которые у меня открыты. Нам выдают наряды на несколько дней вперед, так что всегда понятно, где придется работать. Но могут и поменять по служебной необходимости.
Чаще всего я работаю на десятом маршруте, он мой самый любимый, потому что проходит по спокойному в плане дорожного движения Васильевскому острову и весьма востребован у пассажиров. Трудно подсчитать, как часто я там бываю, но навскидку раза два в рабочую пятидневку. Самый нелюбимый маршрут — шестнадцатый. Вне часа пик он ходит пустым по не очень живописному району с весьма интенсивным движением.
Как я стал водителем трамвая [Часть 1: Начало]
В феврале 2016-го, аккурат под свой день рождения, я уволился с завода, на котором проработал чуть больше года. Уволился по собственному желанию, но это «по собственному желанию» было из разряда «Уходи сам, или будет хуже». И винить в этом кого-то, кроме самого себя, бессмысленно, поскольку действительно накосячил и, по сути, должен быть благодарен за то, что не уволили по статье. Но сейчас не об этом.
Итак, февраль 2016-го, мне 26 лет, за спиной 10 классов образования, две неоконченные специальности, пара-тройка лет трудового стажа в местах, которые трудно рассматривать как рабочее место с перспективой на будущее, вроде технической поддержки местного интернет-провайдера, а так же год работы на судостроительном заводе, на который, совершенно не разбираясь в предмете, я устроился по знакомству, да и то, не смог удержаться. Куча долгов, туманные перспективы и настроение ниже плинтуса.
Размышления о том, в какое же русло направить свою жизнь, пока ещё не стало слишком поздно, навеяли мне воспоминания о давнем разговоре с другом. И о его не то шутливом, не то серьезном предложении устроиться на работу водителем трамвая; вроде как какой-то дальний приятель моего друга освоил эту, не самую распространённую профессию, и теперь доволен как слон.
Первые сомнения появились у меня уже на собеседовании. С минимальными потерями прорвавшись сквозь отдел кадров, я, вместе с двумя или тремя такими же соискателями, предстал перед довольно сурово выглядевшим, и не самым добродушным образом настроенным дядькой. Тот, в стиле «Вы все говно!», вкратце обрисовал нам перспективы. Не самые радужные.
— Обучание занимает приблизительно четыре месяца, из которых: два месяца теоретических занятий, месяц учебной практики и месяц практики пассажирской.
— На протяжении обучения, если мы на него решимся, нас ожидает 6 экзаменов. (подробнее о них чуть позже)
— На время теоретических занятий и учебной практики выплачивается стипендия 9 000 рублей (11 400, если учишься без троек и 12 600, если без четвёрок). Из стипендии вычитается подоходный налог, так что, забегая чуть вперёд, скажу, что на руки я получал 7 800 рублей.
На время пассажирской практики выплачивается стипендия 22 500 рублей (так же с вычетом налога).
— И самое главное: отучившись, мы обязаны отработать в «Горэлектротрансе» два года. Или же возместить деньги, потраченные на наше обучение (точную сумму не помню, но что-то в районе 230 000 рублей).
Если же мы завалим какой-то из экзаменов, то за этим последует отчисление и так же обязательная отработка, пропорциональная этапу обучения, на котором произошло отчисление (условно: если уйти после месяца теоретических занятий, то обрабатывать придётся не два, а полгода, или выплатить
60 000 рублей). Отработка возможна в должности кондуктора, мойщика вагонов, слесаря (если есть соответствующие навыки и корочки) и пр., кто на что горазд, при условии наличия свободной должности (в кондуктора всегда возьмут).
Вооружившись полученной информацией, я отправился домой размышлять.
Не знаю, что удручало больше, перспектива набросить на шею хомут обязательной отработки или перспектива ближайшие 3-4 месяца перебиваться хлебом, водой и дошираками по выходным.
Поколебавшись несколько дней, я подумал, что прежде чем принимать решение, неплохо было бы изучить всю эту кухню изнутри. Так я решил какое-то время поработать кондуктором, пообщаться с водителями, разузнать о плюсах и минусах работы, реальной зарплате, штрафах и пр.
Признаюсь честно, я сам недолюбливаю авторов, которые делят свою историю на несколько постов. Но иногда это действительно оправдано, а иногда необходимо.
Я подумывал написать историю о приобретённом мною опыте уже достаточно давно, но всё никак не решался. Когда же я наконец сел за клавиатуру, то понял, что если попытаться написать всё в один присест, то пост получиться слишком уж объёмным, и всё равно упускающим кучу деталей и мелочей, упускать которые не хотелось бы. Поэтому я продолжу писать, дробя историю на части.
Ну и, конечно же, всё это при условии, что данная тема вообще будет интересна. =)