как проходят тренировки по фигурному катанию
Вот как тренируется Загитова: 5 часов в день, закачка пресса и спины, прыжки с лонжей
От редакции Sports.ru: вы находитесь в свежем пользовательском блоге «Японцы о наших фигуристах», который был создан 1 февраля. В нем отличные переводы с незнакомого языка, занимательные репортажи. И этот пост попал на главную страницу сайта. Поддержите автора плюсами. И обязательно подписывайтесь!
В феврале на японском телевидении вышел большой сюжет, посвященный подготовке наших фигуристок. Ведущие и авторы съемок задавались одним вопросом: почему фигуристки из России доминируют в мире?
Они вынесли для себя несколько знаний. С нашей стороны не все знания кажутся важными, но вот на чем сделали акцент японцы:
• В России есть спортивная школа «Самбо-70». Там созданы все условия для воспитания спортсменов по 24 видам, включая фигурное катание. Алина Загитова и другие воспитанники посещают учебный класс раз в неделю, а остальное время тратят на тренировки. В школе (а именно в филиале – «Хрустальный») есть каток, тренажерка и зал для хореографии.
• Японцы не скрывали своей радости, что им удалось снять тренировочный процесс в отсутствии Этери Тутберидзе. Которая показана как строгий, даже жесткий тренер, но справедливый. Успехи российских фигуристок, помимо системы «Самбо-70», японцы связывают с личностью Этери Георгиевны.
• Вот так выглядит расписание тренировок Алины:
10:30 – 11:00 – зал
11:25 – 13:00 – каток
15:00 – 15:45 – зал
16:00 – 17:30 – каток
17:45 – 18:45 – тренажерка
Итого: больше 5 часов в день, из них 3 – на льду.
• Японцы удивились насыщенному тренировочному процесс, который, помимо катка, включает отработку прыжков в зале, а также занятия в тренажерке для повышение выносливости.
• Элемент тренировки с использованием лонжи (страховочного устройства для прыжков) вызвал фурор. В видео говорится, что тренеров, которые могут использовать такую систему в Японии, практически нет.
• На кадрах показали, как Алина Загитова отрабатывает четверной прыжок.
• На видео – обладательница трех видов четверных Александра Трусова, которая, к изумлению японской публики, на тренировке прыгнула и четверной флип, добавив в свой арсенал 4-й четверной, что до нее никто не делал среди женщин.
• После этого японцы приуныли, но нашлись оптимисты, которые объяснили, что японки могут противопоставить российскому атлетизму технику. Так как в Японии принято все прыжки оттачивать на льду, а не в зале, то тройной аксель дается той же Кихире легко, а добавить четверной будет не сложно. Кстати, в этой же программе Кихира подтвердила, что тренирует четверной и планирует включить его в программу после чемпионата мира-2019 в Сайтаме.
• Ну и бонусом идут кадры с Алиной, мамой и бабушкой, а также домашними питомцами – собакой Масару и кошкой Ириской.
Тайм-коды главных моментов:
3:10 Ледовая тренировка: начинается с кручения восьмерок, после 30-минутной разминки – прыжки. Дальше идет отработка программ.
4:00 Тренировки в зале – бег, упражнения на пресс, ягодицы, закачку спины, прыжки на скакалке.
5:10 Кадры прыжков в зале (Трусова, Щербакова, Загитова).
5:58 Прыжки на льду при помощи лонжи.
6:12 Загитова исполняет прыжок в 4 оборота.
6:39 Трусова исполняет четверной флип.
7:45 В гостях у Алины: игрушки, подарки от японских болельщиков, медали на люстрах, мама на кухне.
В комментариях справедливо спрашивают, почему японским журналистам открыт доступ на тренировки и в квартиру Загитовой, а русские, включая Первый канал, не могут сделать такой сюжет. Тут все довольно просто: вся медиа-активность фигуристки ориентирована на азиатский рынок и право эксклюзива принадлежит именно японскому ТВ:
• Загитова – глобальный посол косметического бренда Shiseido (№1 в Японии).
• Японцы подарили Алине собаку акита-ину – такую же, как у Путина. Щенка вручал лично премьер-министр Синдзо Абэ.
• На станции метрополитена Токио появились плакаты с Загитовой и Медведевой. Они поучаствовали в рекламе аниме-игры «Девочка-волшебница Мадока Магика», созданной по мотивам сериала. Загитова предстала в образе главной героини Мадоки, а Медведева – в роли Хомуры, союзницы Мадоки.
В России Загитова редко дает пресс-конференции (исключение – рекламная пресс-конференция как амбассадора Puma) и почти не появляется в печатных СМИ.
Не забываем про шанс заполучить плюшевого щенка Масару прямиком из Акита. Подробности конкурса смотрите в предыдущем посте.
Четверные прыжки учениц Тутберидзе — это опасно?
Статья опубликована в газете под заголовком: «Четверные прыжки учениц Тутберидзе — это опасно?»
Публикация от Korableva Dasha. (@dashulita__coach) 20 Авг 2019 в 11:21 PDT
Мы говорим о четверном прыжке в 11 лет, а двойной в четыре-пять лет — это разве не опасно?
— После выступления Трусовой в Канаде все громче звучат разговоры, что прыгать четверные в столь юном возрасте — опасно для здоровья. Вы с этим согласны?
— Как вы объясните феномен Трусовой и остальных юных «квадисток» из группы Тутберидзе?
— Прежде всего, уникальная одаренность от природы. Такими нужно родиться, это не воспитаешь. Плюс к этому, феноменальная подготовка и психология. Такие прыжки заучиваются именно в подростковом возрасте, после 16-17 лет ты уже на четверные не пойдешь, если до этого их не прыгал. Тут включаются инстинкты самосохранения.
— Как же Евгения Медведева, которая сейчас пытается выучить четверной сальхов?
— Все возможно, конечно. Но в 14-15 лет выучить такой прыжок в разы легче, чем в 17 и далее. Дело даже не только в изменениях в организме и взрослении, а в работе мозга.
— Самой юной исполнительницей четверного прыжка стала 11-летняя Вероника Жилина тоже из группы Тутберидзе. В таком возрасте четверной — это не перебор для неокрепших мышц и связок?
— Когда родитель отводит своего ребенка в фигурное катание, тут нужно сразу понимать, что, если работать на максимум — о пользе для здоровья лучше даже не задумываться. Мы говорим о четверном в 11 лет, а например, двойной прыжок в четыре-пять лет — это разве не опасно? Но все идут и прыгают, потому что иначе вы просто не будете конкурентоспособны.
— Не слишком ли высокой ценой даются ученицам Тутберидзе четверные прыжки?
— Тутберидзе многие критикуют, но при этом каждый мечтает к ней попасть. Я вас уверяю, что ни один родитель не откажется, если ему скажут, что его ребенок в 11 лет будет прыгать четверные. И плевать, какой ценой это было достигнуто.
— Вы бы тоже согласились?
— В момент ажиотажа — да. Слава богу, что хватило времени посмотреть на ситуацию со стороны и оценить все трезво. После этого мой ребенок в принципе ушел из фигурного катания.
Публикация от Korableva Dasha. (@dashulita__coach) 27 Июл 2019 в 4:16 PDT
— Несмотря на свою миниатюрность, Трусова производит впечатление суператлета, у нее прокачана каждая мышца. Насколько серьезное внимание в фигурном катании сейчас уделяется ОФП?
— Очень серьезное. ОФП начинается уже с трех-четырех лет, то есть, когда детей только приводят на лед. С третьего года обучения ОФП уже занимает от полутора до двух часов ежедневно. Сейчас ему уделяют практически столько же времени, сколько катанию. Причем сам характер занятий сильно изменился. Когда я сама каталась, это было больше СФП (специальная физическая подготовка. — Прим. «СЭ») — то есть переложение на пол прыжков и других движений на льду. Сейчас же это полноценное ОФП, серьезная силовая и скоростная работа.
— Если взять подростка из фигурного катания — он будет сильнее своего ровесника из легкой атлетики?
— В 11 лет любой серьезный фигурист на сто процентов будет физически сильнее, чем ровесник из легкой атлетики. Но это еще ни о чем не говорит. Ведь в 15 фигурист уже может закончить карьеру, а легкоатлет в этом возрасте в самом начале пути. В 22 года в легкой атлетике только переходят на взрослый уровень, а в женском фигурном катании в этом возрасте продолжают выступать единицы.
— Вы поддерживаете идею повышения возрастного ценза? Можно же отсрочить выход во взрослый спорт, либо запретить юниорам прыгать сложные прыжки.
— Мне кажется, поезд уже ушел. Когда девчонки уже запрыгали, как это все вернуть назад? Да и вообще, если их организм позволяет исполнять такие сложные элементы, то почему бы нет? Это естественное развитие вида спорта.
Когда дочь занималась фигурным катанием, было ощущение, что я сама вернулась в спорт
Публикация от Korableva Dasha. (@dashulita__coach) 21 Фев 2019 в 12:02 PST
— Почему ваша дочь уже в шесть лет бросила фигурку? Судя по видео, данные у нее были.
— Если думать о профессиональном уровне, то все результаты в этом спорте делаются руками родителей. Ты должен посвятить себя этой мечте. У меня было такое ощущение, словно я сама вернулась в спорт. Привезти — забрать — настроить, и так почти 24 часа в сутки. Фактически спортом занимается родитель, потому что ребенок все делает неосознанно. Но я не могу себе этого позволить, потому что сама работаю.
— В чем детство в фигурном катании отличается от детства в легкой атлетике?
— Легкая атлетика относительно фигурки — «взрослый» вид спорта. Дети приходят туда в осознанном возрасте, это именно их выбор, а не родителей. Например, если легкоатлет сидит на диете, то он знает, зачем ему это надо. А ребенку в фигурном катании просто не дают сладостей, и он понятия не имеет, почему «нельзя». От этого сложности и ощущение какой-то жестокости.
— Фигуристы тренируются больше, чем легкоатлеты?
— По времени — однозначно да, по нагрузке — сложно сказать. В легкой атлетике ты можешь провести одну часовую тренировку и «умереть». Дольше работать физически невозможно. Когда я услышала, что у фигуристов бывает по пять тренировок в день, сначала обалдела. Но потом поняла, что они целый час могут изучать какие-нибудь шаги. Нельзя же сказать, что от этого смертельно устаешь. Поэтому фигуристы и тренируются с утра до вечера, а легкоатлеты — максимум дважды в день.
— Вы не считаете, что у маленьких спортсменов нет детства?
— Смотря, что считать детством. Если валяться дома перед телевизором или тусить в подворотне — то да, такого нет. Но я, например, все детство не вылезала из соревнований, в том числе и за границей, о чем мои сверстники могли только мечтать. На меня все обращали внимание, я была популярна. Почти все мои бывшие одноклассники сейчас отдали своих детей в спорт. Потому что в свое время смотрели на меня, и хотели так же.
— Почему от желающих заниматься фигурным катанием нет отбоя, а в легкой атлетике в некоторых видах просто некому выступать?
— Потому что легкая атлетика — полностью государственный спорт, а фигурное катание и теннис давно уже встали на коммерческие рельсы. Допустим, мне в Подольске просто некуда отвезти дочку на легкую атлетику, даже если я захочу. При этом в шаговой доступности три-четыре школы по фигурке и теннису. Что выберет родитель?
— Очевидно, то, что ближе. А почему так?
— Это же бизнес. Построить легкоатлетический манеж сложно и дорого. Дутый шатер для корта или катка в разы дешевле. Можно быстро его сделать, набрать детские группы и спокойно зарабатывать.
— Как строятся ваши взаимоотношения тренера по ОФП с родителями юных фигуристов?
— Это большая проблема, иногда родители сильно мешают. Хотя я сама успела побывать в обеих ролях — тренера и родителя — и поняла, в чем, собственно, дело. С одной стороны, без мамы никуда, и она обязана следить за всем процессом подготовки, а с другой — все, что происходит на тренировке — не ее дело. Это создает дисбаланс и ощущение несправедливости.
— В каком возрасте фигуристы становятся маленькими профессионалами?
— Я сама закончила с фигурным катанием в 11 лет в звании кандидата в мастера спорта. Тогда встал вопрос, стоит ли продолжать серьезные занятия, либо пора прекращать тратить нервы и деньги родителей. Я сделала выбор в пользу ухода, впоследствии занялась легкой атлетикой и ни о чем не жалею. Разница в том, что, если меня забрали из фигурки в 11 лет, то свою дочь я забрала в 6. Это иллюстрация, насколько помолодел вид спорта. Уже в 6-7 лет нужно определиться, готовы ли вы отдавать катанию все свое время и деньги. Если нет — лучше уходить и заниматься чем-то другим.
— Правда ли, что из фигуристов получаются отличные спортсмены и в других видах? Есть пример керлингистки Анны Сидоровой и ваш.
— Конечно. Прокачанное и координированное тело — это огромный плюс в любом виде спорта. Мне было проще в легкой атлетике, чем тем детям, кто в этом возрасте только начал серьезные занятия. Хочу, кстати, обратиться ко всем юным фигуристам, у кого по каким-то причинам не получилось, и пришлось принять решение о завершении карьеры. Не надо впадать в депрессию, жизнь в спорте на этом не заканчивается! Есть куча видов, где серьезные занятия только начинаются с 15 лет, а в 22 вы будете считаться вчерашним юниором. Вы можете попытаться покорить вершины, о которых мечтали, но уже осознанно. Потому что вы сами, а не родители, этого хотите!
Дарья Кораблева
Родилась 23 мая 1988 года.
Бронзовый призер молодежного чемпионата Европы (2009) в беге на 400 м с барьерами. Чемпионка России (2015), участница чемпионата мира.
Замужем, супруг — двукратный призер Олимпийских игр в метании копья Сергей Макаров.
Двое детей.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Откуда у фигуристов сила и координация. Разбираем видео упражнений с тренером из группы Мозер
Тренер по общефизической подготовке Виталий Москаленко разобрал топ-7 упражнений из его практики вместе с корреспондентом «Матч ТВ», чтобы наглядно продемонстрировать, откуда у фигуристов берется сила и координация.
1 — Межмышечная координация
— Мы создаем условия, что опорная нога стоит на шаткой платформе, в данном случае на полусфере, и весь организм работает на координацию движений. Много мелких мышц задействованы, координируясь между собой. Именно не крупные, а мелкие связки и мышцы.
После такого упражнения спортсмены лучше чувствуют лед, увереннее скользят, могут сделать более сложные движения.
2 — Укрепление корпуса
— Упражнение для корпуса, для спины. Делается в вариации вперед-назад, вправо-влево. Благодаря ему вокруг корпуса образуется мышечный корсет. На видео одиночница, которая просто укрепляет корпус, а парники делают упражнение для плечевого пояса с использованием дополнительного веса. У них же девочка наверху в поддержках, поэтому нужно, чтобы корпус был более мощный.
3 — Статико-динамическая работа на пресс
— Делается как на двух ногах, так и на одной. На одной сложнее, потому что помимо подтягивания ноги нужно еще держать баланс — мяч выкатывается в правую и левую сторону. Плюс идет нагрузка на руки. Статико-динамическая работа: руки в статике, нога с прессом в динамике.
В чем еще плюс таких упражнений? На тренажере всегда прорабатывается конкретная группа мышц. Например, только бицепс или только предплечье. Там точечное упражнение на определенную мышцу, а здесь работает весь организм, весь корпус, а это, опять-таки, развивает межмышечную координацию.
4 — Утрированный угол отталкивания
— Обратите внимание, что здесь мы создаем угол отталкивания больше, нежели в реальности для прыжков. Как бы утрируем градус, который нужно преодолеть. Это нужно, чтобы мышца была сильнее. Потом, когда образуется запас силы и мощности, мы уходим на меньший угол отталкивания. После этого выполнить отталкивание легче. Но нельзя увлекаться утрированными углами, поэтому упражнение выполняется нечасто.
5 — «Турникмен». Трюк выполнен профессионалом, не рискуйте повторять самостоятельно
— Это я. Я просто любитель турника — «турникмен» (смеется). Здесь подтягивание, выход силой — скорее силовое упражнение, чем техническое. Даже мои спортсмены не все могут повторить его. Я хотя и закончил карьеру в 2006 году, 14 лет уже прошло, но каждый день в зале постоянно что-то делаю. Форма сохранилась.
6 — Командный пресс-подход из армейского опыта
— Такой способ качать пресс — из моего армейского опыта. Когда мы выезжаем на сборы или просто находимся на открытой площадке, не везде у нас есть тренажерные залы. Это еще одна причина, по которой я предпочитаю работать без тренажеров — не хочу зависеть от их наличия.
Поэтому нужно подбирать такие упражнения, чтобы ребята без всяких дополнительных приспособлений набрали физическую форму. Здесь — наглядный пример. Девочки тоже качают пресс, посмотрите.
7 — Усиление кисти с тяжелоатлетическим блинчиком в 20 килограммов
— Ребятам, которые поднимают партнершу вверх, нужно, чтобы кисть была сильная. На видео используется блинчик 20 килограммов. Когда его удерживаешь вертикально, это тяжело, кисть начинает «играть». Нужно тренировать силу и еще держать равновесие, чтобы по голове не ударило.
На втором видео в карусели я на своем примере показываю спортсменам, что можно и 25 килограммов поднимать.
— Существует какая-то формула связи между показателями силы партнера, весом партнерши и легкостью исполнения элементов?
— Нет общего правила, но средняя рекомендация есть. Если хочешь на одной руке девочку крутить наверху, два ее веса ты должен уметь поднять. Если партнерша 40 килограммов, партнер должен брать 80 килограммов, тогда ему будет легко.
К такому критерию я пытался подвести Волосожар — Транькова, Столбову — Климова, Базарову — Ларионова в рамках подготовки к Олимпиаде. Юра (Ларионов. — «Матч ТВ») поднимал даже больше, чем два веса. Климов Федя — тоже. У Транькова были проблемы с плечом, в итоге пришлось делать операцию, поэтому у него веса были не такие большие.
— У вас были фигуристы с выдающимися физическими параметрами?
— Наташа Забияко держала планку на локтях, как она говорила, 45 минут. Она очень выносливая. Если бы занималась другим видом спорта, бег на 800 метров в легкой атлетике бы ей подошел.
Юра Ларионов очень сильный. У него высокий гормональный фон, поэтому физически развит очень хорошо. Но и масса тоже была большая. Он всегда от этого страдал, мы работали над похудением.
Федя (Климов. — «Матч ТВ») очень работоспособный, любую мою нагрузку воспринимал хорошо. Он же сломал ногу перед Олимпиадой, и мы поехали на первый после травмы сбор в Финляндию. Начали с зала раз в день, а он говорит — давай два раза в день. Федя на лед тогда еще не выходил.
Максим Траньков мог сделать все что угодно. Он талантлив — в силе, в хореографии, в артистизме, начитанный — с ним поговорить можно о многом. Но из-за того что к 27 годам накопилось много травм, заложенный в нем потенциал спортсмена было сложно раскрыть. Ему нужно было все давать дозированно. Как говорят — талантливому работа не нужна, а неталантливому она не поможет. Максим делал все минимально, и ему этого было достаточно. Кого мы еще забыли?
— Тарасова — Морозов (они сейчас тренируются у Марины Зуевой во Флориде. — «Матч ТВ»).
— Женя с Вовой, да. Поначалу писал им планы, но я не приветствую такую подготовку, потому что я их не вижу и не чувствую. Они сейчас работают с другими тренерами по ОФП. Надеюсь, у них все будет хорошо. Вова обладает большой силой, это видно по выбросам, подкрутке.
Фигуристки тренируются в зале не меньше балерин или гимнасток. Объясняем, зачем
Тонкости хореографии в фигурном катании.
Вы наверняка видели тысячи видео в интернете, где наши фигуристки тренируются в зале для ОФП, исполняя ледовые элементы на паркете. Эти занятия важны не только в качестве закрепления элементов – это часть курса по развитию хореографии. Фигурное катание – это спорт, граничащий с искусством. А значит и заниматься подачей образа фигуристы должны не меньше, чем артисты Мариинского театра.
БАЛЕТ – ОСНОВА РУССКОЙ ШКОЛЫ
С последними, кстати, проводят совместные тренировки фигуристы Санкт-Петербурга. В группе Алексея Мишина и Тамары Москвиной, например, постановка программы происходит таким образом. Сначала образ будущей программы обсуждается с человеком из сферы искусства. Чаще всего – из балета. С ним идёт работа исключительно над актерскими способностями фигуриста. Затем образы, прорабатываемые на паркете, переносят на лед, плавно встраивая в программу вращения, прыжки и другие сложные технические элементы фигурного катания. Только так можно добиться максимального соответствия музыки, образа и сложной прыжковой техники.
Один из самых известных хореографов, сотрудничающих с Мишиным – солист балетной труппы «Мариинки» Юрий Смекалов. По мастерству и известности Юрия можно смело сравнить с Рудольфом Нуриевым – за 20 лет выдающейся театральной карьеры он сыграл множество знаковых ролей, а также принимал участие в развитии множества постановок главного театра Петербурга.
Тренировка юных фигуристок
Юрий работал над образами всех топовых фигуристов Мишина и долгое время был персональным хореографом Евгения Плющенко.
«Мы должны усиливать дорожки, насыщать их новыми элементами, работой корпуса, рук. То есть сделать так, чтобы не только технические элементы были отработаны, но и сам фигурист, катаясь и выполняя эти шаги, делал это с максимальной амплитудой. Мощью и динамикой мы можем доказать, что наша школа фигурного катания гораздо сильнее и лучше», – рассказывает о своей работе Смекалов.
Уникальности в этом нет, с представителями балета тренируются практически все фигуристы. К примеру, мало кто знает, но в группе Этери Тутберидзе есть два штатных хореографа. Даниил Глейхенгауз отвечает за итоговую ледовую постановку. Но основу движений девушкам (и парням тоже) в группе ставит Алексей Железняков. Алексей профессиональный танцовщик, действующий актер знаменитого Московского государственного театра «Варьете».
Заметьте, что Россия хороша практически во всех видах, где есть художественная составляющая. Синхронное плавание, художественная гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание. Связано это, прежде всего, с исторически сильной школой русского балета.
Председатель тренерского совета федерации фигурного катания РФ Елена Чайковская не раз утверждала, что именно сила русского, а затем советского балета зародила сильную школу фигурного катания. Отчасти, престиж балета напрямую повлиял и на отношение государства к этому виду спорта. Генсек СССР Никита Хрущев восхищался советским балетом, но ему было сложно понять долгие театральные постановки. Небольшие номера от фигуристов и осязаемые медальные успехи гораздо понятнее. Так фигурное катание стало частью советской пропаганды, а фигуристы – зваными гостями в Кремле.
ТРЕБУЮТ АДАПТАЦИИ
Как рассказывал Смекалов в интервью журналу «Московский фигурист», при постановке программы за основу берется балетная хореография, по движениям от основы никак практически не отличающейся. Но не все элементы балета можно перенести с паркета на лед. Хореограф должен иметь хотя бы приблизительное понимание, чем отличается техника движений человека при скольжении на льду.
Начинающие хореографы, не занимавшиеся фигурным катанием ранее, часто совершают одну фатальную ошибку – ставят программу без учёта ледовой специфики. И на деле в теории очень красивые элементы выглядят странно и нелепо.
К примеру, в балетной хореографии ласточка исполняется с оттянутым вниз носком. В фигурном катании это физически невозможно – не позволит ботинок, стопу надо будет разворачивать вбок. Не забывайте и про зубец на кончиках лезвий.
Исполняемые в танцах на льду твиззлы (вращение с продвижением тела) тоже перешли в спорт из балета. Но в отличие от балета их не исполняют с переменой положения рук. На льду в таком случае не получится удержать равновесие. Мах ногой, поставленный без учета направления движения и поворотов лезвий ребра, также приведет к падению.
Но если движения руками, шаги и повороты, характерные только для этой конкретной музыки, плавно перенести на лёд – получается настоящее представление. Поэтому в фигурном катании много программ под классическую музыку – с ней балетным хореографам проще и понятнее работать. Банальный пример – «Лебединое озеро». Вечный хит любых соревнований по фигурному катанию.
СЕКРЕТ УСПЕХА ХОРОШИХ КОМПОНЕНТОВ
Постановка хореографии программ по фигурному катанию – самый сложный на практике этап подготовки к соревнованиям. Грань между искусством и спортом очень тонкая, и самое главное – не пересечь её. К примеру, если в театре балетмейстер может отказаться от сложных технических движений в пользу большего эпатажа и ярких эмоций, то в фигурном катании это невозможно.
Головная боль для ледовых постановщиков – зрители. Если театр устроен так, что актеры расположены лицом к нему, а зритель смотрит под углом в 180 градусов (по горизонту), то ледовая арена имеет прямоугольную форму, где зрители смотрят на спортсмена со всех сторон – под углом в 360 градусов. Значит, движения должны иметь такую композицию, чтобы быть доступными всем зрителям. Ещё одна сложность – расстояние до зрителя. В театре сцена гораздо ближе к зрителю, чем фигурист на льду к болельщику. Такие особенности дали начало важному элементу ледовой хореографии – дорожке шагов. Они выполняются по диагонали или по кругу, повторяя монотонно схожие движения.
Вращения и бильман – ещё одно хореографическое нововведение, которое появилось в фигурном катании из особенностей льда. Если вначале балет дал толчок роста этому виду спорта, то сейчас уже и балет присматривается к фигурному катанию.
Сейчас прокат оценивают по двухступенчатой системе – место фигуриста на турнире распределяется из набранной суммы баллов. Она складывается из оценки за технику и за компоненты. Это не оценка за артистизм из шестибальной системы прошлого века. Это оценка за технику катания и навыки интерпретации театральных образов в реалиях льда.
Здесь важна пластика и чувство ритма. Невероятная пластичность, тонкие линии скольжения и созданный образ сделали олимпийской чемпионкой Юлию Липницкую. Тонкие, гибкие ноги и податливое тело выделяют среди прочих юниорок Камилу Валиеву. Невероятная четкость движений и работа в такт музыке помогают Алене Косторной обходить соперниц, даже не выполняя тройных прыжков.
В России часто можно слышать расхожее мнение – в оценке за компоненты нет ни капли объективности и создана ради манипуляции результатами. Так считают и многие люди из индустрии.
Фото на превью: инстаграм Алины Загитовой