как происходит крещение духом святым
Крещение Духом Святым в Православии
Алан1992
Добрый день друзья!
Очень интересует вопрос о Крещение Духом Святым. Происходит ли это во время крещения или позже?
В Книге Деяний мы видим, что крещение Духом Святым происходило не во время крещения как в случае с Корнилием и в случае с самими апостолами.
Есть ли определенная догма на эту тему в Православии?? Хотелось бы докопаться до истины
Аника
Алан1992
Валерий-2010
Хороший вопрос, Алан.
Как и остальные таинства Христовой Церкви, таинство миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме – через молитву и возложение рук апостолов на главу верующих. В книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян. 8; 16). Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса.
В древней Церкви таинство миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование и составляло вместе с крещением одно целое. В это время два таинства только начинают отделяться друг от друга.
Но уже в III и IV веках чин миропомазания достигает своего полного развития и слагается из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром (с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»), соединенное с молитвой и крестным знамением, которое называлось печатью (греч. – сфрагис).
Во времена Константина Великого (IV в.), после того как христианство стало государственной религией Империи, таинство крещения происходило, большей частью, в крестильне (крестильной комнате), а после этого новокрещенные, держа в руках зажженные свечи с пением «Елицы во Христа крестистеся» направлялись в сам храм, где и совершалось Миропомазание.
В IV веке таинство совершалось через помазание миром непосредственно после Крещения (что отражено в 48 правиле Лаодикийского Собора). Этим помазанием запечатлевались различные члены и части человеческого тела: чело, очи, ноздри, уста, уши и перси, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго» (правила Второго Вселенского Собора; 7 правило Трулльского Собора; Тайноводственное поучение второе свт. Кирилла Иерусалимского). Помазание миром с момента утверждения таинства совершалось крестообразно, как можно заключить из свидетельств отцов Церкви: Дионисия Ареопагита, блаженного Августина, свт. Амвросия и др.
Алан1992
Хороший вопрос, Алан.
Как и остальные таинства Христовой Церкви, таинство миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме – через молитву и возложение рук апостолов на главу верующих. В книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян. 8; 16). Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса.
В древней Церкви таинство миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование и составляло вместе с крещением одно целое. В это время два таинства только начинают отделяться друг от друга.
Но уже в III и IV веках чин миропомазания достигает своего полного развития и слагается из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром (с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»), соединенное с молитвой и крестным знамением, которое называлось печатью (греч. – сфрагис).
Во времена Константина Великого (IV в.), после того как христианство стало государственной религией Империи, таинство крещения происходило, большей частью, в крестильне (крестильной комнате), а после этого новокрещенные, держа в руках зажженные свечи с пением «Елицы во Христа крестистеся» направлялись в сам храм, где и совершалось Миропомазание.
В IV веке таинство совершалось через помазание миром непосредственно после Крещения (что отражено в 48 правиле Лаодикийского Собора). Этим помазанием запечатлевались различные члены и части человеческого тела: чело, очи, ноздри, уста, уши и перси, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго» (правила Второго Вселенского Собора; 7 правило Трулльского Собора; Тайноводственное поучение второе свт. Кирилла Иерусалимского). Помазание миром с момента утверждения таинства совершалось крестообразно, как можно заключить из свидетельств отцов Церкви: Дионисия Ареопагита, блаженного Августина, свт. Амвросия и др.
Валерий-2010
Бог не дает чудес ради развлечений. Тогда это была вынужденная мера, т.к. не хватило бы переводчиков для проповеди Слова Божия. Сейчас острая нужда в этом отпала и Бог не дает такого чуда. Зато чудеса исцелений, в которых есть нужда, продолжаются.
Что касается протестантских «говорений на языках» об этом хороши говорится в словах миссионера прот. Олега Стеняева в «Беседах на Евангелие от Матфея»:»Харизматики и пятидесятники называют такое бессвязное бормотание «ангельскими языками». Но что об этом говорит Библия?
Сказано: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26). Итак, молитва ангельскими языками, или молитва Духом Святым, есть именно «воздыхания неизреченные», то есть такое молитвенное состояние, при котором речь как таковая отсутствует. Тогда душа верующего, пораженная величием Создателя, замолкает, и человек погружается в состояние так называемой «умной молитвы», которая по сути своей есть именно созерцание величия Бога («воздыхания неизреченные»).
Если говорить о так называемых «иных», или «человеческих», языках, то они суть явление конкретное и имели только временное значение.
Получение сего особого дара описывается в Книге Деяний святых Апостолов. Сказано: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян.2:4-11).
Как мы видим из прочитанного отрывка, иные, или человеческие, языки – это возможность говорить о великих делах Божьих на чужом (иностранном) языке, не уча его. Этот дар имел именно временное значение и назначение и прекратился, когда возникли национальные поместные общины. О том, что этот дар имел значение для работы с внешними (то есть с неверующими иностранцами), говорит и сам апостол Павел. Он пишет: «Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих…» (1 Кор.14:22) То есть, это знамение имело строго функциональное назначение – проповедь Святого Евангелия на языках других народов. И проблема коринфских христиан, о чем мы читаем в 1-м Послании к Коринфянам, 14-я глава, заключалась в том, что, имея этот дар, они демонстрировали его друг другу, но не использовали по назначению.
О временном назначении этого дара Блаженный Августин писал: «В ранние времена Святой Дух изливался на верующих, и они говорили на языках, которых не учили, ибо Дух давал им дар речи. Это были знаки, приуроченные к времени. Потому что подобало, чтобы являлся этот знак Святого Духа на всех языках, чтобы засвидетельствовать, что Господне Евангелие будет проповедано на всех языках и во всех концах земли. Это было сделано для знамения, и это миновало. Ожидаем ли мы теперь, чтобы те, на кого будут возложены руки (во время конфирмации – О.С.), заговорили на языках? Или когда мы возлагали свою руку на этих детей, ожидал ли каждый из нас, что они начнут говорить на языках? И, увидев, что они не говорят на языках (то есть после конфирмации – О.С.), оказался ли кто из нас так развращен в своем сердце, чтобы сказать: ″Они не получили Святого Духа″?»31)
Многочисленные лингвистические исследования так называемых «иных языков» у харизматиков и пятидесятников никогда не обнаруживали во время сеансов глоссолалий реальных иностранных, современных нам, и древних языков. Глоссолалия – именно не связанные в слова звуки, визги, крики и бормотания. В экспертном заключении катехизатора Андрея Кириленкова приводятся такие описания харизматических сеансов во время проведения «Альфа-курса». Пережившие так называемое «крещение духом» описывают это состояние следующими словами: «Дух сошел на них… этих простых солдат; их трясло и бросало… Словно молния ударила в комнату и прошибла этих ребят»; еще одно свидетельство: «Дух… сошел на нас обоих с такой силой, что нас буквально затрясло»; «Дух вошел в меня… Моя грудь наполнилась воздухом, возникло ощущение, что я взлетаю. Воздействие было очень мощным. Я тяжело и прерывисто дышал. Потом начал кашлять… Кажется, и спустя час я все еще кашлял и задыхался. Не знаю, сколько это длилось. Наконец, я стал говорить себе ″Хватит уже″. Сила была так велика, что я больше не мог ее вмещать».
Само говорение так называемыми «языками» описывается следующим образом: «Комната была наполнена звуками, напоминающими то ли джунгли, то ли фермерский двор. Там было много рычащих львов и мычащих быков; были там и ослы, и петухи, и птицы… Можно было услышать всё, что можно только себе представить, любое животное».
Из этих свидетельств пострадавших от харизматических сеансов «Альфа-курса» прежде всего обращает на себя внимание то, что люди испытывают вселение в себя некоего духовного «имплантата» и не могут сопротивляться его действию. Что является явным свидетельством бесовского происхождения этого духа. Ибо об истинном общении в Духе Святом сказано: «И духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых» (1 Кор.14:32-33). Здесь же мы наблюдаем именно пленение духом людей, подавление их воли, то, что не проявляет Дух Божий, оберегающий свободную волю человека.
Один мужчина, об этом тоже говорится в экспертном заключении А. Кириленкова, пережил следующее пленение неким духом: «Я не мог понять, что происходит … Я не мог этого остановить… Пока они молились о дарах Духа, мою левую руку покалывало… Становилось все больней. Это было настоящее мучение… Я не знал, как это остановить, и это продолжалось весь вечер».
Такое состояние – невозможности контролировать духовные движения в своем теле – называется одержимостью. Когда человек, одержимый злым духом, оказывается под его полным контролем и властью.»
Крещение Духом Святым. Знамения. Как происходит крещение Духом
Это та тема, крещение Духом Святым, которая сегодня разделяет людей на два больших лагеря. Давайте разберемся в этом вопросе спокойно, без религиозных шаблонов. Эта тема относится к начаткам учения Иисуса Христа.
Учение о крещениях включает в себя и это крещение, крещение Духом Святым. Начнем.
Крещение – погружение
Прямой перевод с греческого языка этого слова звучит как «баптизо» и переводится погружать, крестить, омывать, окунать.
Я не знаю, почему появилось это слово «крещение» в речи христиан и в нашем синодальном переводе. Версий много, но это не наша тема сейчас. Я, в дальнейшем, буду слово «крещение» дублировать словом «погружение, омытие».
Для описания погружения необходимо то место, КУДА погружается человек, нужен сам человек, и тот, КТО будет погружать. Хотя последнее не всегда обязательно.
Как Иоанн крестил
То, как мне открыл Господь эту тему, может отличаться от того, что вы обычно слышали об этом. Дело в том, что Дух обратил моё внимание на то, что одна фраза, связанная с крещением Духом, повторяется в Евангелии и книге Деяний.
То есть ВСЁ, что мы узнаем из евангелий о Крещении Духом связано с Иоанном.
Крестить водою. Крестить в воде
Мы видим, что описываемый процесс показан нам двумя выражениями. Крестить (погружать, окунать) В ВОДЕ. И крестить (погружать, окунать) ВОДОЮ. Один и тот же процесс, который совершал Иоанн описывается как погружение ВОДОЮ и погружение В ВОДУ. В чём разница? В первом случае подразумевается, что вода ПОКРЫВАЕТ человека (как водопад к примеру), а во втором случае человек при помощи Иоанна погружался в воду.
Почему я так подробно это описываю? Дело в том, что многие люди делают свои выводы на основании, как им кажется, правильного перевода с греческого этого действия. Я не вникаю в суть греческого языка. Нам достаточно знать самое простое – что крещение это погружение. И смотреть на примеры в Библии.
Русский язык
Теперь тоже очень важное понимание. Давайте внимательно посмотрим на распределение «ролей» в этом действии крещения (погружения).
Я крещу (погружаю) водою, в воде. Это означает, что Иоанн брал приходящего к нему человека и окунал (крестил) его в воду.
Он будет крестить вас Духом Святым – это значит, что ИИСУС будет крестить (погружать, окунать) нас Духом Святым или в Дух Святой.
Крещение в Тело Христа
Это ещё одно место из Библии, которое многие относят к теме крещения Духом. Давайте просто ВНИМАТЕЛЬНО прочитаем. Выражение звучит так – Духом погрузились (крестились) в Тело Христа.
То есть, в первом случае говорится, что Иисус погружает нас в Дух Святой. А здесь говорится, что Дух погружает нас в Тело Христа. То есть не в Самого Бога, а в Тело, то есть Церковь. Павел описывает это как превращение Иудеев и Еллинов в ОДНО ТЕЛО, где уже НЕ ИМЕЕТ значения кто ты. А только новая тварь.
Этот вопрос мы более подробно описываем на другой странице. Сюда же я это написал именно потому, что многие процесс возрождения (рождение нашего духа от Духа Святого) соединяют с исполнением Духом, когда происходит погружение, крещение Духом Святым. Это возможно, как мы далее увидим, но не является шаблоном.
Думаю, многим этот вопрос стал понятен, что здесь говорится о РАЗНЫХ крещениях (погружениях). Если в первом случае люди начинали говорить на иных языках, пророчествовать и прославлять Бога, то во втором – рождение свыше символизирует то, что мы стали частью Церкви, Тела Христа.
Исполнение обетования
И дальше мы видим исполнение слов Иисуса и то, как это объясняет Петр.
Небольшая ремарка. Иные языки, которые были проявлены, как знамение для жителей Иерусалима, названы пророчеством. Просто запомним это.
Первая церковь принимает крещение Духом Святым
Давайте посмотрим, КАК в первой церкви люди принимали крещение Духом Святым.
Дом Корнилия
Петр был приглашен к Корнилию и начал проповедовать всем собравшимся об Иисусе и спасении.
Какой вывод можем сделать из прочитанного?
Во-первых, Дух сходит на людей. Сверху вниз, если следовать русскому языку. И далее по тексту – …ИЗЛИЛСЯ НА язычников.
Во-вторых – это уже происходит второй раз. И Петр подтверждает это словами «как и мы». Немного отступлю. Есть учения, которые утверждают, что это второе сошествие было необходимо, чтобы подтвердить избрание язычников. Давайте будем последовательны и вспомним, что подобное действие описывается в Самарии, где проповедовал Филипп, и в Эфесе, когда туда пришел Павел. И те, и другие были язычниками.
В-третьих, сошествие Духа Святого, которое Петр приравнял к исполнению обетования Иоиля, и которое называется крещение Духом Святым, также названо ДАРОМ Святого Духа. Об этом говорил Петр в день Пятидесятницы
Промежуточный вывод
Подчеркнем здесь то, что Петр называет несколько моментов, необходимых для всей полноты спасения – покаяние, водное крещение, получение дара Святого Духа, которое, как мы видим, называется крещение Духом Святым.
В-четвертых, для Петра стало очевидным, что то, что он увидел, является повторением того, что произошло с ними ранее. И доказательством было говорение на языках и величание(прославление) Бога.
Пятое – …получили Святого Духа как и мы. К тем определениям, которые мы уже увидели, добавляется ещё одно. В целом получается, что крещение Духом Святым, получение Духа Святого, получение дара Святого Духа, излияние на людей, сошествие Духа на людей – это всё одно и то же действие.
Противодействие
То, что Петр ходил к язычникам и ел с ними, говорил с ними, привело в ярость «обрезанных». Судя по всему, это были чтители законов Моисея. Общение с язычниками противоречило тому, что было предписано законом. И Петр начинает им объяснять то, что произошло. Его рассказ изобилует сверхъестественным водительством. Давайте посмотрим на апогей.
Петр приводит здесь слова обетования Иисуса, когда говорит о том, что произошло в доме Корнилия. Снова мы видим слово «дар».
И посмотрите, даже обрезанных успокоило происшествие с язычниками. А именно, говорение на языках и прославление Бога.
Филипп в Самарии
Мы видим служение Евангелиста в ещё одном языческом городе. Выделим основное.
– покаяние и принятие спасения
Если исходить из учения нового завета, то этого достаточно для получения спасения. Необходима вера и обещание Богу дорой совести через водное крещение.
Но что мы видим дальше? Туда приходят Апостолы. И один из выводов, который нам важно сделать – Дух Святой сходит не только во время проповеди, но и через возложение рук. Это показывает нам два действия – принятие спасения через покаяние и крещение. А также сошествие Духа на людей. Как мы говорили выше – это процесс может быть объединён.
И ещё одно качество, которое подчеркивается здесь, как и в других местах – это ПРИНЯТИЕ Духа Святого.
Павел в Ефесе
Снова обращаем внимание на то, что Дух нисшел на людей после возложения рук Павла. И ещё видим снова знамение – иные языки и пророчество. Ещё одно важное наблюдение – прежде, чем принять крещение Духом Святым, люди должны услышать проповедь о Христе, и наставление о Духе Святом.
Филипп и евнух
Ещё одно повествование о сошествии Духа Святого. И тоже на язычника. Филиппу Дух сказал заговорить с евнухом, вельможей и он начал проповедовать ему Христа.
Что мы можем почерпнуть из этого места? Обязательная проповедь о Христе. Покаяние и вера евнуха, его исповедание веры. Водное крещение и сошествие Духа на него без участия других людей.
Получили Духа через наставление в вере
Это одно из мест, где говориться о том, КАК принять крещение Духом Святым.
Наставление в вере проявляется во всех случаях. Везде присутствует проповедь о жертве Иисуса. И так же рассказывается о Духе Святом.
Как принять крещение Духом Святым? Просить Духа.
В принципе даже писать ничего не надо. Всё ясно и понятно.
Кто крестит, погружает?
Мы видели с вами из многих мест, что крещение Духом Святым происходит различными способами. Через возложение рук, после наставления, во время проповеди об Иисусе, после водного крещения.
И что очень важно – это делают не люди, в некоторых случаях даже человек не нужен был. Это делает Иисус. Он погружает (крестит) нас в Дух Святой или Духом Святым.
Вывод
Для того, чтобы принять крещение Духом Святым надо
– услышать проповедь о Христе
– уверовать и принять Его как своего спасителя
– согласиться на принятие водного крещения
– услышать весть о Духе Святом, получить наставление в вере
– поверить, что это обетование и дар принадлежат тебе
– принять излияние Духа (Духу не надо постоянно изливаться. Он излит один раз, и теперь уверовавшие принимают Его ) на себя
– начать говорить, как Дух дает говорить
– помнить о сверхъестественных знамениях. Говорение на иных языках, пророчество, восхваление, прославление Бога.
Последствия
Отдав Духу контроль над нашим языком (а вы заметили, что все знамения связаны с языком) мы вверяем Ему себя. Дух становится нашим кормчим.
Мы – водимы Духом Святым, потому что дети Божии. Его водительство проявляется в руководстве Церкви посредством духовных даров, которые могут принять ТОЛЬКО ТЕ, кто доверился Духу и Дух это подтвердил знамением. Если человек НЕ МОЖЕТ перестать контролировать свой язык, то он не сможет следовать указаниям Духа. Когда сходит на нас Дух – мы принимаем силу свыше и сможем быть свидетелями Богу под Его водительством.
Вопрос. Что с теми, кто не крещён Духом Святым?
Крещение Духом предоставляет доступ к СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОМУ водительству посредством духовных даров. Мы принимаем силу Божью для свидетельства.
Братья и сестры, которые отвергают крещение Духом Святым, лишают себя сверхъестественных инструментов для служения Богу. Справедливости ради стоит заметить, что многие верующие, принявшие крещение Духом, так и не используют силу и власть, дарованную Богом. А те, кто отвергают крещение Духом, наоборот, тратят огромное количество СВОИХ сил и ресурсов для выполнения великого поручения Иисуса.
Related Posts
Слава от Бога. Как искать славы от Бога? Преображение в образ Сына
Обсуждение книги «Живое христианство и тайна беззакония»
Комментарии
В первую очередь важно понимать, что в Писании все слова, относящиеся к действию Духа Святого, выражают то, что они означают. Такие слова, связанные с Духом Святым, как: обличение (Иоан. 16:8), наставление (Иоан. 16:13), рождение (Иоан. 3:6), запечатление (Еф. 1:13; 4:30), исполнение (Еф. 5:18; Деян. 2:4, 4:8,33), получение (Гал. 3:2), крещение (Мр. 1:8; 1Кор. 12:13; Деян. 1:5), водительство (Рим. 8:14), ходатайство (Рим. 8:26) и другие, выражают многоразличные действия Духа Святого. Ошибочно считать, что они выражают одно и то же действие Духа Святого. Например, исполнение Духом Святым и крещение Духом Святым не означают одно и то же действие, так как очевидно, что наполнить сосуд чем-то и крестить-погрузить этот сосуд в какую-то среду вовсе не одно и то же.
В Новом Завете семь раз упоминается о крещении Духом Святым: Мф. 3:11; Мр. 1:8; Лк. 3:16; Иоан. 1:33; Деян. 1:5; Деян. 11:16 и 1Кор. 12:13. В шести из этих семи мест Писания говорится, как об обетовании (в будущем) крещения Духом Святым, и в этих местах не говорится о значении крещения Духом Святым. И только в одном месте, а именно в 1Кор. 12:13, говорится о значении крещения Духом Святым. Там сказано: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Елены, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». В этом месте слово «крестились» стоит в форме возвратного глагола, что не совсем точно отражает смысл оригинала. В английской Библии эта фраза звучит более точно: «Ибо все мы одним Духом были крещены в одно тело». Давайте проанализируем эту фразу.
Известно, что слово «крестить» дословно означает «погружать». А что означает «одно тело»? Какое тело имеет в виду апостол Павел? Конечно, он имеет в виду Церковь Иисуса Христа (1Кор. 12:27; Еф. 1:22-23; Кол. 1:18). Таким образом, все верующие в Коринфе, к ним же апостол Павел присоединяет и себя, были погружены Духом Святым в тело Христово. Другими словами, каждый верующий в свое время был погружен в Церковь Христову. А что означает «быть погруженным» в Церковь Христову? Иными словами – это быть присоединенным к Церкви Христовой, стать членом Церкви. Отсюда очень важный вывод: быть крещенным Духом Святым – это, значит, быть присоединенным к Церкви Христовой. Таким образом, крещение Духом Святым означает присоединение верующего человека, рожденного свыше к Церкви Христовой.
Кто совершает крещение Духом Святым? – не человек, но Иисус Христос, ибо «Он есть крестящий Духом Святым» (Иоан. 1:33). Поэтому нигде в Новом Завете нет призыва к крещению Духом Святым. Кто присоединяет верующего к Церкви Христовой? – не люди, но Иисус Христос: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). В этом акте крещения-погружения-присоединения Дух Святой выполняет роль ”Инструмента”, или Посредника, с помощью которого Христос осуществляет это крещение-присоединение верующего человека к Церкви. Поэтому во всех текстах о крещении Духом Святым словосочетание ”Дух Святой” стоит в творительном падеже. Какие условия должен выполнить человек, чтобы Господь крестил его в Тело Христово, то есть присоединил его к Своей Церкви? – те условия, которые Христос указал в Своем Великом поручении, то есть вера и принятие святого водного крещения по вере (Мр. 16:16). Эти же условия повторил Апостол Петр в день Пятидесятницы, то есть покаяние и принятие святого водного крещения по вере (Деян. 2:38,41).