как происходит мышление в мозге
Что происходит в мозге, когда рождается мысль?
Знаете ли вы, что у комаров нет мозга? Возможно, знание этого факта полностью удовлетворит тех, кого не устраивает комариное поведение во время теплого периода. Несмотря на отсутствие мозга, у насекомых имеется некое подобие мыслительного аппарата — скопление так называемых ганглий, которые регулируют поведение комара в зависимости от траектории летящего в него тапка. Однако если работа ганглий комара в настоящее время является полностью изученной, то работа нашего с вами мозга остается таинственным и малопонятным процессом. Так что же на самом деле происходит в мозге тогда, когда рождается мысль?
Несмотря на то, что в настоящее время строение головного мозга хорошо изучено, ученые до сих пор не могут точно объяснить механизмы его работы
Что такое мысль?
Вес среднестатистического мозга человека составляет приблизительно 1,5 килограмма. Иногда этот показатель варьируется в сторону как уменьшения, так и увеличения, однако не существует какой-либо взаимосвязи между интеллектуальными способностями человека и размерами его мозга. Вместе с тем, мозг, будучи одним из важнейших органов в организме любого существа (кроме, возможно, вышеупомянутых комаров), отвечает за создание мыслей, которые являются своеобразными триггерами к тому или иному действию всего индивида.
Согласно теории американских ученых, любая мысль представляет из себя некие специфические колебания, которые формируются благодаря наличию определенных воспоминаний и реакций нашего тела. Иными словами, мысли человека являются своеобразными схемами электрических разрядов, которые возникают благодаря работе нейронов головного мозга.
Как появляется мысль?
Загадка о том, как именно появляются мысли, будоражит умы ученых на протяжении тысячелетий. Несмотря на этот факт, с наступлением XXI века мы едва ли приблизились к разгадке этой древней тайны. Внутренний мир человека, состоящий из огромной палитры чувств, переживаний и эмоций, попросту не поддается какому-либо исследованию ввиду того, что его нельзя ни потрогать, ни измерить, ни увидеть. Именно по причине того, что мы не знаем точный механизм работы мозга, робототехника не может создать роботов, способных самостоятельно мыслить.
Возможно ли, что мозг является всего лишь приемником и передатчиком информации?
Несмотря на этот печальный факт, кое-что ученые все-таки смогли выяснить. Так, достоверно известно, что мозг обладает собственной операционной системой. Звучит невероятно, однако именно наличие природной ОС делает наш мозг несколько схожим с Тьюринговской машиной. В отличии от Windows, операционная система мозга представляет из себя синтез мотивационных и сенсорных сигналов, которые работают в одном общем пространстве — месте, где принимаются те или иные решения.
Машина Тьюринга — первый прототип современных компьютеров
Так, благодаря наличию операционной системы, наш мозг может работать в многозадачном режиме. Мы можем быть в машине за рулем и при этом думать о совершенно абстрактных вещах, однако в случае опасности или переходящего дорогу пешехода, мозг автоматически переключает нас в режим реального мира.
Механизм создания мысли невероятно сложен, однако раскрытие его тайны может помочь при создании самостоятельно мыслящих роботов
Помимо наличия ОС, головной мозг человека способен удивить невероятной способностью к преобразованию той или иной информации, которую он способен воспринять через призму личного опыта и воспоминаний. В момент образования связей, несущих в себе ту или иную информацию, полученную извне, между клетками передаются химические вещества, соединяющие нейроны в ту или иную систему. К примеру, если вы посмотрите на лежащий на вашем столе предмет, нейроны вашего мозга на короткое время образуют образ, анализируемый вашей головой всего лишь в течение нескольких миллисекунд. Спустя мгновение, полученная информация автоматически обновляется, создавая непрерывную картинку.
Как вы считаете, может ли человек однажды воссоздать аналог мозга? К каким последствиям это может привести? Давайте поразмышляем об этом вместе в нашем Telegram-чате.
Огромное количество воспринимаемых мозгом сигналов попросту не доходит до нашего сознания, а просто фильтруется за ненадобностью. Известно, что во время процесса осознания того или иного объекта, нейроны коры головного мозга активируются в значительно большем количестве, чем во время неосознанной обработки информации. Кроме того, наше восприятие реальности сильно отстает от действительности ввиду необходимости раскодирования мозгом полученной информации. Кстати говоря, вышеуказанный факт вы можете проверить самостоятельно путем написания посторонним человеком какого-либо слова или просто демонстрации вам незнакомой фотографии. Вы увидите, что вашему мозгу потребуется несколько мгновений для того, чтобы воспринять осознанно предоставленную вам информацию.
То, откуда именно появляется мысль, все еще остается загадкой, требующей продолжительных исследований. Мы до сих пор точно не знаем, что же именно вызывает мысль и делает нас разумными. Возможно, однажды человечество сможет раскрыть тайну работы мозга. Ответ на эту загадку сможет полностью изменить мировоззрение человека и поможет ему понять свою роль во Вселенной как вида.
Мыслящий значит успешный: как научиться мыслить правильно
Человеческий мозг является одним из самых непонятных для науки органов. И вопрос, как мыслит человек, уже долгое время волнует исследователей. Конечно, об этом рано или поздно задумывается каждый. Ведь интересно, откуда появляются мысли, как мыслительный процесс сочетается с речью, что подталкивает к размышлениям. Именно этим вопросам посвящена данная статья. Прочитав ее, вы узнаете особенности рождения мысли и поймете, как стать мыслящим человеком.
Как работают полушария головного мозга?
Ученые сходятся во мнении, что мы только догадываемся, как происходит мыслительный процесс, как мыслит мозг человека, основываясь на знании физиологии этого загадочного органа. С точки зрения классической медицины, человеческий мозг является сложной структурой, состоящей из множества функционально различных частей, которые сложным образом взаимодействуют друг с другом. Если страдает та или иная часть мозга, и поражение не существенно, то остальные части могут за свой счет компенсировать ущерб.
Условно мозг делится на два полушария – левое и правое. Считается, что каждое полушарие имеет свои особенности и выполняет свои задачи. Левое полушарие часто называют «сознанием», правое – «подсознанием». Рассмотрим более подробно, как работают эти части мозга, чтобы понять происхождение мыслительного процесса.
Левое полушарие мозга играет роль своеобразного вербального процессора. Оно понимает только слова. Кроме того, левое полушарие отвечает за правую часть тела, а большинство людей – правши, поэтому долгое время ученые считали, что левое полушарие всегда доминирует. Сейчас принято считать, что левое полушарие в норме доминирует только при выполнении функций, за которые несет ответственность. Зоной ответственности левого полушария являются:
Основной сферой ответственности правого полушария является работа с образами и интуиция. Если человеку поступает невербальная информация, включается в работу правое полушарие. Кроме того, зонами ответственности правого полушария являются:
Правое полушарие отвечает за бессознательные реакции, поэтому включается в ситуациях, когда нет времени на принятие логически выверенного решения.
Как рождается мысль?
Левое полушарие отвечает за логику, может обрабатывать информацию, но не может создать что-то новое. Правое полушарие отвечает за создание новых идей, за креатив, но стройное доказательство и разумные доводы – не для него. Иными словами, можно быть прекрасным математиком, аналитиком, но за всю жизнь не придумать ничего нового. А можно быть генератором идей, но ни одну из них не реализовать из-за отсутствия последовательности в своих действиях.
В мыслительном процессе участвуют оба полушария. Запуск происходит, когда человек получает оперативную информацию, которая поступает извне. То есть, сначала включается левое полушарие, а затем оно обращается к правому полушарию, являющемся хранилищем образов и воспоминаний. Опираясь на имеющуюся информацию, мозг создает мысль: человек думает, сравнивает, анализирует. В результате он создает убеждение, находит решение, делает выбор. Таким образом, зачастую мысль поддается стереотипам. Ведь та невербальная информация, которая хранится в правом полушарии, закладывается с раннего детства, она представляет собой шаблонные модели. Они могут подходить под разные ситуации, но не всегда применение готовых решений приводит к правильности мыслительного процесса. Чтобы начать мыслить как взрослый человек, нужно уходить от шаблонов и пытаться находить новые решения, которые могут оказаться наиболее эффективными.
Развитие мышления – первый шаг на пути к статусу преуспевающего мыслителя
В первую очередь чтобы стать человеком мыслящим и благодаря этому преуспеть в жизни, необходимо менять свое мышление. Как мыслят успешные люди? Они считают, что изменение мышления необходимо для достижения целей. Изменяя мышление, делая его более плодотворным, избавляясь от стереотипов и находя новые подходы, человек последовательно меняет:
Начать изменять мышление можно с гармоничного развития полушарий мозга. Психологи разработали для этого комплекс упражнений. Большинство из них направлены на разработку рук. Рекомендованы занятия музыкой (пианисты вынужденно развивают обе руки одинаково), спортивные асинхронные упражнения (правой рукой рисуем в воздухе круг, левой – квадрат, или обеими руками пытаемся нарисовать одинаковые картинки синхронно), техники нейро-лингвистического программирования.
Если «проседает» левое полушарие, поможет решение кроссвордов, изучение иностранных языков, игра в шахматы. Если не хватает активности правого полушария, правшам следует начать выполнять повседневные дела левой рукой, развивать визуализацию, тренировать тактильные ощущения.
Как видите, развить способности мозга можно самостоятельно, но для этого требуется усидчивость и терпение.
Если вы хотите мыслить более продуктивно, нужно приложить достаточно много усилий для развития мышления. От этого обязательно будет толк, рано или поздно вы заметите, что ваш мыслительный процесс изменился, и это помогает вам менять свою жизнь. Развитое мышление в современном обществе является определяющим фактором успеха. Викиум предлагает эффективную программу – курс «Развитие мышления». Он направлен на ускорение мыслительного процесса, улучшение аналитических способностей, развитие критического мышления, уход от шаблонов и стереотипов. Всё это поможет стать человеком мыслящим и успешным!
Как работает мышление?
Слышали ли вы когда-нибудь о том, что все люди представляют собой две категории – «художников» и «мыслителей»? А то, что у одних людей лучше всего развито правое полушарие мозга, которое обеспечивает образное мышление, а у других – левое, которое отвечает за логическое мышление?
Конечно, эта теория множество раз подвергалась научной критике, однако при этом в сознании современного человека прочно закрепилось понимание, что творческое и логическое начала личности напрямую зависят от преобладания деятельности правого либо левого полушарий.
Между тем виды, мышления не ограничиваются этими двумя. Возможно, вы удивитесь, но существует, по меньшей мере, 20 способов мышления 😱 И сегодня мы расскажем о разных видах мышления, их особенностях и способах развития.
📊 Некоторые цифры
– может достигать скорость передачи информации в мозге [Theoryandpractice.ru, 2014].
– примерно столько мыслей посещают человека ежедневно [Theoryandpractice.ru, 2014].
– мощность энергии, производимой бодрствующим мозгом человека [Theoryandpractice.ru, 2014].
✅ Тест на логическое мышление
Одним из самых важных видов мышления, играющих в жизни человека огромную роль, является логическое мышление. Именно с помощью него мы обрабатываем и анализируем информацию, сопоставляем факты, принимаем решения, делаем выводы и выполняем массу других мыслительных операций. Вот мы и предлагаем вам в общих чертах узнать, насколько хорошо у вас развито логическое мышление, ответив на несколько вопросов.
Полезные материалы
Между людьми есть немало сходств и различий, каждый из нас обладает своим уникальным набором черт и особенностей, и, прежде всего, это касается механизмов нашего мышления.
В этом блоке рассмотрим разные стили мышления и попытаемся определить свой, а также познакомим вас с разными видами мышления:
🙃 Для любознательных
Писатель Уилсон Канади как-то сказал: «Чтобы изменить свою жизнь, нужно изменить себя. Чтобы изменить себя, нужно изменить свой образ мышления».
В этом, более практически направленном блоке, мы собрали материалы, которые помогут вам развить тот или иной способ мышления и сделать свою жизнь лучше:
📝 Упражнение «Развитие наглядно-действенного мышления»
Еще одним важным видом мышления с практической точки зрения можно назвать мышление наглядно-действенное. Благодаря ему мы можем взаимодействовать с окружающим миром и изменять его, манипулируя реальными объектами и предметами. Ниже мы предлагаем несколько упражнений на развитие наглядно-действенного мышления:
Подобные манипуляции с любыми предметами отлично задействуют наглядно-действенное мышление, что не только позволяет лучше взаимодействовать с окружающим миром вообще, но и прекрасно развивает мозг и интеллект.
Это полезно
Мышление включает в себя обширный комплекс знаний: от особенностей восприятия до техник группового мышления. Мы предлагаем вам окунуться в эту тему и прокачать навык мыслить разными способами, чтобы принимать наиболее эффективные и быстрые решения в работе, учебе и жизни.
На онлайн-курсе «Когнитивистика» вы узнаете:
В новом потоке вас ждет еще больше приемов и упражнений!
Мышление: что это такое и каким оно бывает
Мышление – это осознанное восприятие окружающего мира во всех проявлениях, создание представлений о предмете и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться.
Главные характерные черты мышления:
Цель мышления человека – осмыслять полученную информацию, распознавать глубинные связи и свойства предметов и явлений, отслеживать их причинно-следственные связи, находить решения проблем и генерировать новые идеи.
По своей природе мышление человека является причинно-следственным – на протяжении жизни мы осознанно и неосознанно создаем модели ситуаций, которые дают нам ощущение, что мы понимаем, как что-то происходит. Мышление тесно взаимосвязано с функциями памяти – мы не только помним о множестве вещей, явлений и событий, но благодаря процессу осмысления мы можем анализировать, абстрагироваться и создавать новые значения в процессе познания. Несмотря на множество ограничений природы и недостатков причинного мышления, о которых в своей книге «Иллюзия знания» рассказывают Стивен Сломан и Филип Фернбах, именно этот тип мышления считается базовой познавательной способностью человека. [Стивен Сломан, Филип Фернбах, «Иллюзия знания», 2017].
Безусловно, в большинстве случаев в жизни мы мыслим причинно-следственными шаблонами, однако для эффективного познания окружающего мира и функционирования в нем мы можем и должны развивать другие типы мышления, и о них мы поговорим в нашей статье.
Как работает мышление
Главные задачи мышления человека – это не только восприятие сложной и многогранной реальности, но и интерпретация ее, понимание глубины и взаимосвязей разных процессов.
В большинстве случаев в процессе мышления мы задействуем такие логические операции для работы с информацией:
Тот или иной мыслительный процесс помогает нам осмыслять новую информацию, сравнивать ее с известными нам фактами и получать при этом новое знание. Таким образом, осуществляя мыслительную операцию, мы прибегаем к трем базовым формам мышления: понятию, суждению и умозаключению.
Виды или степени развития мышления
Мышление как форму познания действительности сегодня изучают ученые из разных областей науки – психологии, философии, когнитивистики, логики, педагогики и компьютерного программирования. Несмотря на разные подходы и интересы, все эти направления придерживаются мнения, что мышление человека состоит из трех видов или стадий развития познания:
Все эти виды мышления присущи каждому человеку и развиваются в процессе его взросления и обучения.
Быстрое и медленное мышление
Прежде всего, хочется начать с фундаментального понимания того, как мы мыслим, а точнее с того, какими режимами мышления обладает каждый человек. Нобелевский лауреат и когнитивный психолог Даниэль Канеман сформулировал теорию того, как мы воспринимаем окружающий мир и принимаем собственные решения при помощи двух режимов мышления – быстрого и медленного.
Быстрое, эвристическое мышление или Система I – это неосознанное принятие решений, которое происходит на основании жизненного опыта, инстинктивных и интуитивных импульсов. Такой тип мышления работает автоматично. Но такой режим принятия решений далеко не всегда приведет к правильному выбору. Обычно эвристическое мышление человека во многом зависит от эмоций, неосознанных стереотипов, предубеждений и предвзятости.
С другой стороны, каждый человек обладает медленным, рациональным мышлением или Системой II. В отличие от эвристического мышления, рациональное мышление Даниэль Канеман называет ленивым и требующим специального фокусирования и умственных усилий. И именно эта часть отвечает за наше критическое мышление. Ее главное правило – не спешить и проанализировать любую информацию, осознанно отсеять возможные когнитивные искажения и предвзятости. К самым распространенным когнитивным искажениям ученые обычно относят:
Таким образом, любую ситуацию можно воспринять при помощи как быстрого мышления, так и медленного. Все зависит от того, насколько вы готовы «включить» свою рациональность [Даниэль Канеман, «Думай медленно, решай быстро», 2014].
Логическое и аналитическое мышление
Логическое мышление – это базовая способность человека доказывать что-либо. Именно благодаря этому типу мышления мы можем формировать наши наблюдения в четкую систему понимания знаний о мире. Базовыми инструментами логического мышления являются:
Более того, все рассуждения должны соответствовать четырем законам логики, три из которых принадлежат Аристотелю, а один – Готфриду Лейбницу.
Хотя в свое время Аристотель оценивал логические операции превыше всего, в современном мире одним логическим мышлением не обойтись. Не менее важным мыслительным навыком является аналитическое мышление – способность интерпретировать, находить закономерности и принимать решения на основании доступной информации.
Более подробно узнать о логическом мышлении и научиться его развивать вы можете, пройдя наш курс «Логическое мышление», а аналитическому мышлению у нас посвящена хорошая статья «Что такое аналитическое мышление и как его развивать».
Критическое и некритическое мышление
Некритическое мышление – это принятие на веру всего услышанного и увиденного. В этом случае человек не задумывается о достоверности информации, о важности воспринятого и его цели. Именно такое неумение читать между строк и является главной причиной фишинга или манипуляции людьми.
В отличие от некритического восприятия мира и чрезмерного доверия, критическое мышление – это навык человека осмыслять все вокруг. Хорошо развитая способность критически мыслить позволяет человеку не стать жертвой риторики, манипуляций и недостоверной информации. Современный британский философ Том Чатфилд называет критическое мышление навыком метапознания, который позволяет:
Таким образом, цель критического мышления – поиск наилучшего объяснения всего происходящего в мире. Чтобы быть максимально критичным, нужно помнить о таких важных аспектах когнитивного познания:
Также Том Чатфилд сформулировал 10 заповедей критического мышления:
Навык мыслить критически поможет вам не только лучше выражать собственные мысли, но и не стать жертвой клипового мышления из-за преизбытка информации в Интернете [Том Чатфилд, «Критическое мышление», 2019]. А развить свое критическое мышление до высокого уровня вам поможет наш курс «Критическое мышление», который мы настоятельно рекомендуем вам пройти.
Научное мышление
Помимо способности мыслить в повседневной жизни, которою мы приобретаем в процессе социальной коммуникации и жизненного опыта, существует также научное мышление – особый способ познания мира и интерпретации действительности.
В научном мышлении, в отличии от повседневного мышления, существует жесткий алгоритм сбора, систематизации и проверки информации с последующими этапами ее обработки с целью получить новые знания о предмете. Для научного мышления важно минимизировать уровень субъективного интереса, личного детерминизма, использовать разные формы анализа, теоретического обоснования проблемы и методов достижения цели. Также важной характеристикой научного мышления является решение какой-либо проблемы или переосмысление существующего знания.
Больше о важных аспектах и специфике научного мышления можно почитать в статье «Научное мышление: значение, особенности и методы».
Типы мышления в глобальной перспективе
В современном мире все больше ученых, философов и писателей пытаются задать новые рамки обществу – как развиваться в период глобализации, воспринимать всевозможные потоки информации и успевать за прогрессом. Профессор когнитивной психологии Говард Гарднер, известный благодаря своей теории множественного интеллекта и новых форм обучения, уверен: наше время требует новых и позитивных типов мышления, которые будут важны не только для личности, но и для общества.
Первые три типа мышления Гартнер относит к формам познания, а два последние – к области человеческих взаимоотношений:
Все предложенные Гарднером типы мышления не являются отдельными мыслительными способностями, а представляют собой скорее комплекс всесторонне развитого человека, который ощущает свою значимость и общественный долг. Именно поэтому Гарднер предлагает развивать все типы мышления с как можно более раннего возраста, хотя и не отбрасывает возможности учить этим способностям и взрослых [Говард Гарднер, «Мышление будущего», 2015].
Творческое мышление
Творческое мышление еще принято называть креативным. Главная цель такого подхода мышления – генерирование идей и создание новых открытий. Его особенность состоит в том, что для активации креативности нужно задействовать не только левую часть мозга, ответственную за логико-словесные образы, но и правое полушарие, творческое.
Эксперт по креативности Майкл Микалко утверждает, что невозможно создать ничего нового, если использовать только уже известные знания о чем-либо. Он убежден – секрет всех новых и увлекательных идей – в концептуальном смешивании.
Концептуальное смешивание – это процесс творческого мышления, во время которого две и больше концепций смешиваются ради изобретения новой, а предпочтение отдается не логическому мышлению во время работы, а воображению. Такой способ мышления был свойственен многим гениям прошлого: Исааку Ньютону, Вольфгангу Моцарту, Зигмунду Фрейду, Ван Гогу, Пабло Пикассо. Все эти люди не боялись выйти за рамки принятого мышления и нарушать правила. Леонардо да Винчи называл такую мыслительную стратегию многообразных перспектив наблюдения «saper vedere» или «умение видеть», а Альберт Эйнштейн – комбинаторной игрой.
Микалко убежден, что придумывать что-либо новое нам часто мешают общепринятые модели мышления (или линейное мышление), которые мы воспринимаем неосознанно в процессе обучения в школе. Но также он уверен – развить креативность может каждый [Майкл Микалко, «Креативный взрыв», 2013]. Кстати, на тему развития творческого мышления у нас есть хороший курс «Творческое мышление: развитие креативности». Советуем вам с ним познакомиться.
Визуальное мышление
Визуальное мышление – это еще один тип творческого мышления, который будет полезным во многих жизненных ситуациях. Визуальное мышление поможет:
Также оно помогает в организации проектов и любых событий и позволяет образно объяснять суть новых идей.
Главная черта визуального мышления – воздействие больше на наглядное и образное восприятие людей, нежели на словесно-абстрактное [Роэм Дэн, «Визуальное мышление: как продавать свои идеи при помощи визуальных образов», 2013].
Самая известная форма визуального мышления была разработана британским психологом Тони Бьюзеном, которую он назвал «интеллект-картами» (mind-map, или ментальная карта).
Суть использования интеллект-карт – в успешном запоминании большого количества информации, генерации разных вариантов решения проблем и умении видеть ключевые идеи в потоках информации. Эффективность такой методики заключается в использовании не столько линейного мышления, сколько образного.
Тони Бьюзен называет такой способ генерации идей радиальным мышлением, которое основывается на использовании ассоциативной логики, фокусировании на деталях и видении перспективы. Сама интеллект-карта имеет древообразную структуру и предусматривает поэтапное развитие иерархии важности информации [Тони Бьюзен, «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному интеллекту», 2018].
Чтобы глубже вникнуть в суть применения ментальных карт, обязательно почитайте нашу статью «Как можно использовать ментальные карты» и, конечно же, книгу самого создателя этих карт Тони Бьюзена – «Карты памяти».
Дизайн-мышление
Менее творческим, но не менее эффективным считается дизайн-мышление. Его главный принцип состоит в поэтапном структурировании информации, рассмотрении возможных перспектив развития проблемы с целью прогнозирования наилучшего варианта. Главное отличие дизайн-мышления от традиционного аналитического мышления заключается комбинировании творческого и аналитического подхода.
Этапы дизайн-мышления:
Таким образом, главные инструменты дизайн-мышления – это логика, воображение и интуиция. Такой подход помогает правильно осознать и расставить приоритеты, а также переосмыслить некоторые убеждения, которые мешают достичь желаемого [Билл Бернетт, Дейв Эванс, «Дизайн вашей жизни. Живите так, как нужно именно вам», 2018].
Если вам хочется разобраться в дизайн-мышлении лучше, для вас у нас есть статьи «Что такое дизайн-мышление» и «Дизайн-мышление: что это такое и как его применять», а также очень интересный курс по дизайн-мышлению, пройдя который вы научитесь применять множество интересных техник и методик в любой сфере своей жизни.
Теории креативности Джоя Пола Гилфорда
Психолог Джой Пол Гилфорд известен как разработчик двух моделей мышления и концепций креативности. Он выделил четыре главных принципа креативных решений:
Также Джою Полу Гилфорду принадлежит описание двух креативных систем мышления: конвергентной и дивергентной.
Дивергентному мышлению свойственно видеть несколько вариантов решения задачи, используя одни и те же исходные данные. Развитие дивергентного мышления основано на использовании воображения в четко заданных параметрах (например, нужно придумать как можно больше способов применения разных предметов).
Конвергентное мышление позволяет найти среди большого количества информации единое правильное решение. Главный подход в применении этого типа мышления – использование выученных раньше стратегий и алгоритмов для решения задач. Таким образом, дивергентное мышление по своей сути считается более творческим типом познания.
Больше о развитии дивергентного и конвергентного мышления можно почитать в нашей статье «Дивергентное мышление: особенности, способы развития».
Системное мышление
Системное мышление помогает видеть взаимосвязи между предметами и явлениями, понимать контекст, корреляцию и каузальность событий.
Системное мышление обычно применяется для эффективного решения каких-либо проблем. Суть такого мышления состоит в том, что чтобы понять, как решить проблему, нужно не только осознать саму проблему, как следствие, а понять, что привело к ее возникновению, какие явления и факторы были причиной ее возникновения. Такой подход к решению проблемы заключается в том, что системное мышление развивается нелинейно, а во многих направлениях одновременно [Донелла Медоуз, «Азбука системного мышления», 2018].
Сильная сторона системного мышления в том, что оно помогает выйти за рамки линейности и формальной логики, увидеть малозаметные взаимосвязи между предметами и явлениями. Именно поэтому системное мышление является более надёжным инструментом, позволяющим найти причину той или иной проблемы, нежели характерное всем людям причинно-следственное мышление. Его просто нужно научиться использовать. Системное мышление позволяет увидеть алгоритмы взаимосвязей и структуру любого предмета или явления более достоверно [Иан Макдермотт, Джозеф О’Коннор, «Искусство системного мышления», 2018].
Стратегическое и тактическое мышление
Стратегическое мышление является умением, позволяющим достичь желаемого результата в будущем. Все мы в той или иной степени стратеги, поскольку строим планы и предполагаем, как достичь целей. Но некоторые люди планируют не интуитивно и причинно-следственно, опираясь на опыт, а владеют важными техниками и инструментами мышления. Именно таких людей называют стратегами.
Стратеги знают, как вести себя сейчас, чтобы получить желаемое потом, даже если оно маловероятно, стратеги будут мыслительно просчитывать возможные варианты достижения цели. Таким образом они строят тактику.
Поэтому тактическое и стратегическое мышление тесно взаимосвязаны: стратегия – это долгосрочные цели, а тактика – это конкретные и понятные действия, которые должны привести к желаемым долгосрочным целям. Стратегия обычно отвечает на вопрос «Что?», а тактика – на вопрос «Как?».
Стратегическое мышление – это нечто больше, чем быть на два шага впереди противника, это возможность просчитать не один исход событий, а несколько – будь это пути к соперничеству или сотрудничеству. Поэтому из-за множества возможных вариантов и при невысоком проценте осуществления каждого из них профессора экономики и бизнес-тренеры Барри Нейлбафф и Авинаш Диксит, считают стратегию больше искусством, нежели строгим познавательным процессом, которому свойственны четкие шаги для достижения цели [Барри Дж. Нейлбафф, Авинаш Диксит, «Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни», 2018].
Таким образом, мыслить стратегически – это не столько познание мира, сколько умение реализовать свои мысли и идеи даже при не высокой определенности. Знание стратегических принципов помогает принимать решения и действовать наиболее эффективно, стать сильнее и достичь преимущества. Стратегическое мышление помогает развивать память, концентрацию и многовекторный анализ любой ситуации в жизни, бизнесе или политике.
Чтобы освоить данный тип мышления, вы можете почитать наши статьи «Как развить стратегическое мышление», «Советы как думать стратегически», «Семь столпов стратегического мышления» и «Как стать стратегическим гением». А мы подводим итог статье, и хотим дать еще несколько полезных советов.
Как развивать мышление
Как можно было понять из нашей статьи, мышление – это навык, который можно и нужно развивать постоянно. Чтобы улучшить свои аналитические, творческие и стратегические способности, нужно, прежде всего, поставить перед собой четкие цели. Полезные советы по развитию мышления вы найдете в наших статьях «Как изменить мышление» и «Развитие мышления: способы тренировки мозга».
Более того, у нас есть отличные курсы для развития разных типов мышления. В курсе «Когнитивистика» мы подготовили более 20 методик, которые научат вас эффективно и логично рассуждать, быстро принимать решения и находить нестандартные решения разных задач, а программа «Нейробика» улучшит вашу память, визуальное мышление и способность к концентрации.
Также обязательно обратите внимание на программы, статьи и курсы, ссылка на которые мы давали, а ниже вы найдете ссылки на материалы, использованные при написании статьи – они тоже могут вам пригодиться: