как пройти практику в сбербанке
Sberseasons: как я провел это лето
Привет! Что делать, если не составил планов на лето? Стажироваться! Сбербанк предложил мне пройти двухмесячную оплачиваемую стажировку. В этом тексте я расскажу о самой программе стажировки Sberseasons, о том, как проходил отбор, чем я занимался и чему научился. Эта статья может быть полезна для студентов, заканчивающих обучение математических или экономических направлений.
Что такое Sberseasons?
Sberseasons — это оплачиваемая стажировка, которую проводит Сбербанк студентов 3 и 4 курса бакалавриата, последних курсов специалитета и магистратуры очной формы обучения три раза в год.
По сути, Сбербанк предлагает попробовать себя в какой-то из предложенных областей (с возможность дальнейшего трудоустройства) на два месяца, получая при этом зарплату. Более подробную информацию можно найти здесь.
Как проходил отбор
Весной я заканчивал третий курс специальности «Фундаментальная математика» и узнал об оплачиваемой стажировке, которую проводит Сбербанк. Я увидел программу «Java-разработка», которая проходит в Москве.
Пока читал разную информацию, увидел, что эта стажировка проходит не только в Москве, но и других городах России: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара и Воронеж. Увидев свой город (Самара) я сразу обрадовался, что если удастся пройти отбор, то ехать никуда не придется. Но сразу после радости пришло разочарование: в Самаре нет направления, связанного с Java. Были только экономические модели и аналитика. Немного взвесив все «за» и «против», я решил попробовать себя в аналитике.
Началось все с того, что 12 мая я заполнил анкету (некоторая информация о себе) и мой статус перешел в режим ожидания обратной связи. Спустя примерно неделю мне пришел ответ о том, что меня приглашают на тестирование, назначенное на 8 июня. Тест состоял из двух частей: в первой были задачки на легкую математику и логику (например, найти угол, образованный стрелками часов в такое-то время, или выяснить, как изменится зарплата сотрудника, при понижении ее на процентов и повышении после этого на
процентов); вторая часть включала в себя задачи на знание основных структур и функций Excel и знание некоторых операторов на языке SQL. После этого тестирования всем предлагалось ждать: тем, кто прошел этот этап, будет направлено приглашение на очное собеседование.
Почти через две недели 22 июня мне позвонили и пригласили на это самое очное собеседование в Центр Сопровождения Клиентских Операций. Я пришел, и, как выяснилось, самого по себе собеседования не будет. Начальник отдела по работе с персоналом провела устную экскурсию по разным отделам их центра, рассказала, кто и чем занимается и спросила, куда бы мне больше всего хотелось. Я выбрал IT-отдел. Договорились, что она спросит в этом отделе, нужен ли им сотрудник, после чего перезвонит и сообщит о результате.
Результат не заставил себя долго ждать. 29 числа наконец-таки пригласили на финальное собеседование с начальником отдела по работе над операциями с банковскими картами. Поспрашивал, что умею, что не умею (по итогам выяснилось, что я не умею ничего, что им могло бы пригодиться). Сам он рассказал про свой отдел и про то, чем они занимаются. И решил, что готов взять меня на работу на эти два месяца. Еще через неделю 6 июля я заполнял документы на трудоустройство. 9 числа был первый рабочий день.
Чем я занимался
В понедельник мне предоставили рабочее место и назначили руководителя. Немного пообщавшись со мной, он решил, что мы будем заниматься Machine learning на основе кода Python. Так как с машинным обучением я прежде на сталкивался и максимум, что мог написать на Python’е – это решение задачи A+B, то начали мы со знакомства с разными вспомогающими библиотеками Python, с некоторыми алгоритмами и приемами машинного обучения.
Первую неделю я анализировал небезызвестные данные о пассажирах Титаника. Эта задача была дана для того, чтобы я «поигрался» с данными, посмотрел на синтаксис кода, на методы, которые существуют и облегчают анализ, попробовал себя в составлении вывода по данным. После этого была составлена модель, которая по информации о пассажире делает вывод: выжил бы скорее всего такой человек в той ситуации или нет. Другими словами, я занимался тем, что очень подробно описано здесь. На следующей неделе меня познакомили с другими приемами, позволяющими работать с текстом. И с помощью них я анализировал текст книги «Война и мир». Выяснял, какое слово встречается чаще остальных и составлял наглядную диаграмму.
Параллельно с изучением Python’а и машинного обучения, поступали задания от других сотрудников отдела. В основном эти задания были простыми: разослать письма коллегам, сделать сравнение столбцов в Excel с помощью ВПР-функции и так далее; то есть я выполнял роль помощника.
Однако спустя ровно месяц после начала стажировки меня научили еще одному важному мероприятию – созданию запросов. Это, в принципе, несложно, но очень ответственно. Суть в том, что время от времени возникает необходимость изменить какую-либо информацию, хранящуюся в базе данных: в отдел поступает просьба, в которой описана проблема, причины изменения и что конкретно необходимо изменить. После этого кто-то из сотрудников (в том числе и я) создавали Запрос На Изменение (ЗНИ), который включал в себя описание проблемы (включая причины и что необходимо изменить) и скрипт на языке SQL. После чего проводилось внутреннее согласование на изменение, это скрипт запускался, выполнялся, данные менялись и по сути запрос считался выполненным (закрытым).
Вернемся к машинному обучению. Каждый такой запрос имеет тему и описание. Далее происходит распределение этих запросов внутри отдела по сотрудникам в зависимости от темы. Понятно, что тема будет напрямую зависеть от описания. Поэтому было принято решение создать модель, которая будет осуществлять распределение запросов по сотрудникам. Когда я пришел, такая модель уже была создана, но работала нестабильно. Я совместно с руководителем так сказать «оптимизировал» модель, то есть подбирал более подходящие классификаторы и параметры для них, работал над входными данными, искал ошибки и так далее.
В итоге получилась модель, которая определяла тему с точностью %.
Чему я научился
В первую очередь, я познакомился с машинным обучением, его алгоритмами и методами, обучаясь не только на теории, но и пробовав на практике (причем на реально существующей задаче).
Следующее, что я узнал – SQL-запросы. Конечно, я и раньше слышал о них. Но не было необходимости начать изучение, а оказалось – и интересно, и полезно.
Внутренняя структура работы банка – еще одна полезная информация в копилку жизненного опыта. Во время стажировки были организованны некоторые экскурсии в другие здания Сбербанка, на которых рассказывалось, как устроен Сбербанк, его краткая история и ближайшие цели. Также проводились встречи, нацеленные на успешную адаптацию новых сотрудников, которые проходили в форме игры или диалога.
Наконец, познакомился с интересными и доброжелательными людьми, которые готовы помочь тебе с любой проблемой и в любое время (один из коллег даже предлагал принести собственную отвертку из дома, чтобы я закрутил болтики на ноутбуке, а другой в свой выходной из дома помогал разобраться с данными).
Sberseasons — оплачиваемая стажировка для студентов
Если для вас важно перманентно идти вперед, решать серьезные задачи в команде настоящих профи, то это ваш шанс! Сбербанк проводит стажировку — весной и осенью. Вы будете создавать инструменты для ведения бизнеса на совершенно новом уровне. Sberseasons – отточите собственные профессиональные навыки, получите колоссальный опыт в самом начале своей карьеры и получайте за активную работу достойное денежное вознаграждение.
Стажировки Sberseasons – это карьерный старт
Направления работы
Требования для стажера
В качестве кураторов выступают лучшие эксперты банка, начальники и менеджеры крупных отделов компании.
Этапы конкурсного отбора
Частые вопросы
Я подал заявку на программу, но мне до сих пор не ответили.
Мы получили много заявок и тщательно их рассматриваем. Если ты соответствуешь критериям отбора, то наверняка сейчас твоя анкета на рассмотрении у нанимающих менеджеров. Следи за сообщениями на почте и не пропускай телефонные звонки, с тобой могут связаться для проведения телефонного интервью или пригласить на очный этап отбора. До 5 июля проходят телефонные интервью, а с 17 июня по 10 июля — отбор кандидатов и очные собеседования. Если ты не получил приглашение на собеседование в указанные сроки, значит твоя анкета осталась в резерве. Не отчаивайся и попробуй свои силы в другой раз.
Сколько направлений можно выбрать?
Мы рекомендуем тебе оценить, в каком направлении тебе интереснее всего развиваться, и подавать заявку на одно направление.
Если ты хочешь подать заявку на несколько направлений стажировки — тебе необходимо заполнить каждую заявку максимально полно.
Я не могу приехать на очный отбор, могу ли я пройти его удалённо?
К сожалению, такая возможность не предусмотрена. Мы рекомендуем подавать заявку в своём городе или убедиться, что ты сможешь самостоятельно приехать на отбор.
А стажировка оплачивается?
Да. Оплата зависит от количества рабочих часов в неделю. Например, при максимальной недельной загрузке в 40 часов ты получишь порядка 40 000 рублей в месяц без учёта НДФЛ.
Можно ли совмещать стажировку и учёбу?
Да, легко! Главное — посвящать стажировке не менее 20 часов в неделю. Заранее оцени, сможешь ли посвящать стажировке достаточно времени. После успешного завершения Sberseasons лучшие стажёры смогут продолжить работу в банке на part или full time.
Я выпускник. Могу ли я поучаствовать в отборе на Sberseasons?
Нет. Важно быть действующим студентом очной формы обучения и соответствовать требованиям. Для выпускников есть вакансии здесь.
Где проходит стажировка?
Можно ли поучаствовать, если я учусь на заочном отделении?
К сожалению, мы готовы принять на стажировку только студентов очной формы обучения.
Как будет проходить телефонное интервью?
Телефонное интервью будет проходить, если ты подал заявку на стажировку и прошел по нашим критериям отбора на следующий этап. С тобой в любое время до 5 июля могут связаться для проведения телефонного интервью. Интервью займет не более 10 минут.
Можно ли студентам проходить практику в Сбербанке, требования и особенности стажировки
Практика в Сбербанке для студентов — возможность поработать в крупной государственной организации, получить новые знания и навыки. Пройти стажировку могут студенты из любых регионов России.
Студенты каких вузов могут попасть на стажировку в Сбербанк?
Возможность стать практикантом, а затем трудоустроиться в Сбербанк доступна студенту любого профильного образовательного учреждения. Однако у компании существует список вузов-партнеров, с которыми ведется тесное сотрудничество (их больше 300). Кафедры некоторых заведений работают по программам, способствующим получению навыков и знаний, необходимых для дальнейшей работы в Сбербанке. Это факультеты экономического блока МФТИ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ и некоторых других образовательных учреждений.
Также практика в Сбербанке доступна тем, кто заканчивает специализированную учебную программу в Академии риск-менеджмента. Стать ее участником могут как выпускники вузов, так и старшекурсники. Набор ведется каждую осень, обучение проходит в Москве на протяжении 6 месяцев. По окончании курса слушателям выдаются сертификаты, а 20 лучших учеников приглашаются на стажировку (в дальнейшем возможно трудоустройство).
Практика начинается в середине лета и длится 2 месяца. Для того чтобы устроиться на стажировку, зарегистрироваться в программе нужно весной (точные сроки указаны на официальном сайте). Специалисты компании проводят заочный отбор и различные испытания, позволяющие отобрать лучших студентов.
Предпочтение отдается кандидатам, которые имеют опыт работы или проходили стажировки в других компаниях. Практика в финансовом блоке доступна студентам экономических направлений (3-4 курс) с хорошими коммуникативными навыками. Необходимо умение работать в Excel и владение английским на уровне Upper-intermediate. К работе в IT-секторе допускаются студенты технических специальностей (3-4 курс, очники) со знанием английского языка на уровне Intermediate. Всем практикантам потребуются навыки работы с PowerPoint и другими программами Microsoft Office.
В какие отделы берут практикантов?
Работа с практикантами ведется по нескольким направлениям. Большинство соискателей учатся на факультетах, связанных с финансами и предпринимательством (управление, экономика, реклама, бухгалтерский учет, кредитные отношения и т. д.). Они проходят стажировку в отделах кредитования, инвестиционной деятельности, глобальных рынков, развития CIB и крупнейших клиентов корпоративно-инвестиционного бизнеса, управления частным капиталом, корреспондентских отношений и торгового финансирования.
Вторая группа — это студенты-айтишники, работающие в отделах технической направленности. Обязанности стажеров заключаются в изучении и анализе данных, создании приложений для мобильных устройств, экономическом моделировании, обеспечении информационной безопасности и т. д.
Если знания в вышеперечисленных областях и опыт работы отсутствуют, можно устроиться на стажировку в отделы моделирования рисков и отделы по управлению персоналом. Такие студенты становятся администраторами или консультантами.
Программы оплачиваемой стажировки в Сбербанке
Учащиеся из Москвы и других регионов страны проходят 2 вида оплачиваемых стажировок:
Прежде чем устраиваться на практику, следует ознакомиться с ее условиями. Некоторые краткосрочные стажировки не оплачиваются, позволяют получить ценные знания, опыт и сертификат.
Что касается программ Head Start и Sberseasons, то они подразумевают выплату денежных средств. Величина материального вознаграждения зависит от количества отработанных часов (от 30 до 40 в неделю). Сбербанк утверждает, что максимальная зарплата студента во время стажировки составляет 40 тыс. руб. График работы является гибким, поэтому согласовывать его придется с руководителем того отделения, в которое возьмут практиканта.
Отзывы о практике
Елена, 20 лет, Москва: «Проходила практику в отделении Сбербанка, расположенном в центре. Поток людей большой, но работать было интересно. Из преимуществ хочу отметить дружный коллектив, возможность самостоятельного выбора графика, опыт выполнения нестандартных задач. Тем, кто хочет работать в банке после практики, нужно настроиться на продуктивную работу и жесткую конкуренцию. Студентов, желающих получить место здесь, много».
Константин, 21 год, Санкт-Петербург: «Устроился в Сбербанк на практику по программе Sberseasons. Работать было тяжело, но интересно: получил много новых знаний. Понравилось, что стажировка была оплачиваемой. В месяц получалось зарабатывать около 20 тыс. руб. Руководитель обещал подумать о том, чтобы взять меня на работу после окончания вуза».
Анастасия, 21 год, Смоленск: «Стать практикантом в Сбербанке было сложно, т. к. город маленький и количество отделений ограничено. У меня получилось, т. к. я учусь в НИУ МЭИ, хорошо знаю английский, умею работать со всеми программами Microsoft Office. Стажировка понравилась. Работа интересная, коллектив дружный, график гибкий и составляется индивидуально для каждого студента. По окончании вуза планирую устроиться на работу в отделение рядом с домом. Руководитель сказал, что такая возможность есть».
Развитие сотрудников
Что мы делаем
Корпоративная культура
Процесс трансформации нашей группы компаний в технологическую экосистему требует нового взгляда на корпоративные стандарты.
В результате мы сформулировали тезисы культуры СберБанка 2.0, приоритеты которой — ответственность за результат и развитие себя, команд и экосистемы на благо страны.
Развитие личного потенциала и команды для высокой продуктивности
Построение единой экосистемы СберБанка
Гордость за работу, приносящую пользу стране, мотивация к
к экстра-усилиям
В обновленной корпоративной культуре заложены основы инженерной культуры, необходимой для развития СберБанка как технологической компании и удержания профессионалов.
82% сотрудников
считают СберБанк технологической компанией по результатам опроса вовлеченности.
84% сотрудников
принявших участие в опросе, гордятся тем, что они работают в СберБанке
+ 14 п.п.
число сотрудников, которым нравится работать в СберБанке из-за корпоративной культуры и комфортной рабочей среды (в 2019 г. по сравнению с годом ранее)
+13 п. п.
рост наставнического и визионерского стиля лидерства в 2019 г. Одновременно на те же 13 п.п. упал директивный стиль руководства
Диалог с сотрудниками — часть корпоративной культуры
Для СберБанка важно вести диалог с собственными сотрудниками, обеспечивать эффективное функционирование системы внутренней коммуникации, предоставлять сотрудникам возможность давать обратную связь.
Каналы корпоративных коммуникаций
Сотрудники оперативно узнают о новостях компаниии не только из почтовых рассылок и материалов внутреннего портала, но и из программ СберБанк ТВ.
Прямая линия «Открытый диалог»
Ежегодно начиная в 2011 года проводится прямая линия президента банка Германа Грефа с сотрудниками. «Открытый диалог» позволяет сотрудникам донести свое мнение до главы банка и задать волнующие вопросы, а руководству — быть в курсе тем, которые беспокоят сотрудников.
Подача жалоб и обращений
У всех сотрудников СберБанка есть возможность подать жалобу на внутреннем портале и приложении «СберДруг». По итогам рассмотрения обращения или жалобы ответственными от HR сотрудник получает официальный ответ.
индекс вовлечённости остаётся стабильно высоким — на уровне успешных компаний
1,6 тыс. жалоб
на тему трудовых отношений получено от сотрудников в 2019 году. На каждую жалобу был дан ответ.
Профессиональное развитие сотрудников
СберБанк даёт сотрудникам большой набор возможностей для саморазвития и обучения.
Образовательные программы
Сотрудники имеют доступ к различным образовательным программам как на базе Корпоративного университета, так и через Виртуальную школу.
Smart-сервисы
Помогают сотрудникам развиваться и управлять своей карьерой: Smart-профиль (информация о навыках и предпочтениях сотрудника), Smart-карьера (карьерные рекомендации от AI на основе профессиональных компетенций и опыта сотрудника), Smart-развитие (персонализированный инструмент, который предлагает обучающие материалы) и HR-сервис «Моя команда».
Программа «Перезапуск»
Помогает сотрудникам при желании освоить новую профессию или поменять квалификацию в соответствии с их интересами и перейти в компании экосистемы или структуры партнеров.
240 тысяч специалистов
прошли обучение по различным направлениям в 2019 году.
50 000 сотрудников
ежегодно получают новые знания и навыки в Корпоративном университете СберБанка.
Более 25 000
руководителей СберБанка прошли программы по soft skills: управление собой и управление людьми
Здоровье и благополучие сотрудников
#SberTeam100лет
Программа развития здорового образа жизни, которая действует в банке. С помощью этой программы компания стремится помочь сотрудникам сформировать полезные привычки, которые способствуют укреплению здоровья и продлению жизни. Направления программы затрагивают все сферы физического и ментального здоровья.
Сервис психологической поддержки
Включен программу ДМС в формате телемедицины и доступен всем застрахованным сотрудникам по всей территории России.
Курс по развитию практик осознанности «Mindfullness»
Способствует повышению стрессоустойчивости и профилактике эмоционального выгорания.
Оценка здоровья
В банке действуют три сервиса по оценке состояния здоровья: профилактический скрининг (доступен всем сотрудникам в рамках ДМС один раз в 2 года), цифровой сервис по оценке биологического возраста и программа комплексной оценки здоровья для руководителей.
Также банк регулярно оценивает условия труда, поддерживает безопасность на рабочих местах, организует спортивные мероприятия для сотрудников и членов их семей, например, Летнюю международную Сбербанкиаду.
Волонтерское движение
Тысячи наших сотрудников участвуют в волонтерских проектах: помогают детским домам и ветеранам, заботятся о пожилых людях, людях с ограниченными возможностями, защищают окружающую среду.
СберБанк поддерживает благотворительные инициативы команды: проводит Ярмарку волонтерских вакансий и Конкурс социальных проектов. Во время этих мероприятий сотрудники знакомятся с деятельностью благотворительных НКО, узнают, как можно поспособствовать решению социальных проблем, а также рассказывают о собственных проектах
У нас есть и специальная онлайн-платформа «Волонтеры СберБанка», на которой уже зарегистрировано более 4 000 сотрудников. Платформа помогает волонтерам организовать собственные проекты и привлечь к участию в них своих коллег. На сайте можно публиковать новости, образовательные материалы и видеокурсы.
Работа В сбербанке, часть 4. Стажировка.
Интересно читать про твою работу, жду продолжения!
Вербовка в финансовые разводилы
С недавнего времени нахожусь в поиске работы. Работа в сфере IT, если кому интересно. Выложил резюме на известных ресурсах, обрабатываю звонки и сообщения.
На днях позвонили из компании, занимающейся, как следует из слов HR-девицы, консалтингом в финансовой сфере. В самом начале разговора она задала мне несколько глупых вопросов: сколько мне лет, где я работал до этого, где ранее учился (вопросы странные, потому что всё это указано в резюме, которое сейчас наверняка прямо перед её носом). Затем она спросила, где я живу, и сразу, не дав времени на ответ, добавила, удобно ли мне будет добираться до офиса в «Москва-Сити» (видимо, многие, услышав название этого крутого делового комплекса, загораются желанием поскорее приехать на собеседование и устроиться работать к ним, дабы получать 100500 рублей в неделю). Название компании она сама не сказала. Когда я спросил адрес, рекрутер сказала «башня Город Столиц Север, 5-й этаж», а затем извинилась и назвала «Башня Федерация Запад, 43-й этаж». HR путает адрес офиса? Уже интересно.
На часа было около 4-х часов после полудня, поэтому я был приглашён на встречу в тот же день на 6 часов вечера. Из интереса я согласился и полез на HH смотреть описание вакансии. В названии вакансии было скромно написано «Менеджер по работе с клиентами», а сама компания лаконично называлась «Консультант». Сама вакансия состояла из нескольких строчек, из которых вообще не было понятно, чем компания занимается, а функционал потенциального сотрудника был описан так, что если бы они просто написали «ты будешь работать», информативность вакансии не потеряла бы ничего.
Мне стало интересно, что же это за шарашкина контора, поэтому было решено не отказываться от визита в офис, чтобы хоть посмотреть, как он выглядит и какого вида работающие там люди.
Поднявшись на этаж, я увидел, что компания занимает его полностью. Напротив ресепа удобные кожаные диванчики, неплохой ремонт, нормальное освещение. Периодически туда-сюда снуют молоденькие парнишки в брюках и жилетах поверх белых сорочек. Девушки, работающие на ресепе и HR накрашены так, словно они в ночном клубе, а не на работе (ограничусь таким описанием, чтобы не опуститься до оскорбительного перехода на личности).
Мне и нескольким другим соискателям дали одностраничную анкетку, которую предложили заполнить. В ней нужно было указать ФИО, дату рождения, образование, контактные данные (телефон, почта и адрес), предыдущие места работы и зарплатные ожидания.
Затем нас по очереди вызвали на собеседование к менеджеру по подбору персонала. Не поверите, но там у меня снова спросили про возраст, образование и опыт работы (собеседование проводила та же девица, что и телефонный опрос). При этом перед ней было моё резюме, где всё это указано.
Когда я спросил об условиях труда, она отрепетированно оттарабанила: график 5/2 с 10:00 до 20:00, оклад 40 000 рублей на руки, с каждого нового клиента большие проценты, в первом месяце выйдет минимум 120 000, никаких холодных звонков, никаких вообще звонков, только работа с уже пришедшими в офис заинтересованными клиентами, проведение презентаций по финансовым услугам компании и подписание договоров. Далее, естественно, минимум 300 000 на руки в месяц, а успешные менеджеры зарабатывают ежемесячно по 600 000 и более. Потолка нет. Суть работы в том, чтобы после твоей презентации компании люди подписывали договоры и вкладывали в инвестиции большие суммы денег (чем больше вложат, тем больше получишь ты сам) и под руководством мудрейших специалистов компании зарабатывали на финансовых рынках.
С трудом сдерживая смех, я сказал, что мне это очень интересно и я хочу как можно скорее начать зарабатывать в их прекрасной компании сотни тысяч. В ответ женская версия Джокера (наиболее информативное описание её макияжа) попросила разрешения сфотографировать меня и в случае одобрения руководства в этот же день (на часах было уже 18:20) позвонить и пригласить на 5-дневную стажировку, где меня «всему обучат».
Стоит ли уточнять, что она мне в 8 позвонила и пригласила через 2 дня приходить в офис стажироваться?
Естественно, я ушёл оттуда во время обеденного перерыва, удовлетворив свой интерес. Компания является типичной финансовой шарагой, обзванивающей людей и предлагающей вложить деньги в неведомую хрень. Лох не мамонт, поэтому потенциальных клиентов у этой и остальных конторок немало. Ищут преимущественно вчерашних студентов (как я и несколько других 30-летних туда попали, не знаю), обещают их золотые горы. Судя по промышленному масштабу собеседований (только при мне на протяжении часа пришло около десятка человек), текучка кадров в компании ужасная. Естественно, никто там не зарабатывает приличных денег, кроме организаторов всего этого шабаша.