как работает мозг при чтении
Тайное знание: что происходит с нашим мозгом при чтении
Чтение, как доказали нейрофизиологи, такое же упражнение для мозга, как и поднятие тяжестей для мышц. Рассмотрим подробно процессы, которые происходят в нашем мозгу, когда мы наслаждаемся литературным произведением.
Мы создаем картинки написанного в воображении
Если мы смотрим фильм, то видим мир глазами одного человека – режиссера. Чтение дает уникальный шанс создавать свои собственные миры. Таким образом, мы развиваем свое воображение. А хорошее воображение, по утверждению психологов, помогает в решении множества жизненных проблем.
Чтение заставляет мозг работать активно
Специалист по классическому английскому языку Оксфордского университета Натали Филипс (Natalie Phillips) провела эксперимент. Участников исследования поместили в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин “Парк Мэнсфилд”, текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Ученые наблюдали за активностью мозга. Оказалось, что при чтении кровь поступает в те его области, которые отвечают за концентрацию внимания и познание.
Таким образом ученые доказали, что при чтении, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Такого эффекта не происходит, если мы смотрим телевизор или играем в компьютерные игры.
Читать о чужом опыте – значит отчасти получить свой
Хороший автор заставляет читателя сопереживать герою, ставить себя на его место. Благодаря своему воображению, читатель может пережить те состояния, которые в жизни ему переживать пока не доводилось. Если в книге описывается негативный опыт героя (его предали, обманули, он потерял близкого человека), то читатель получает своего рода прививку. Он знает, как справляться с эмоциями в подобных ситуациях.
Чтение способствует социализации
Социологи доказали, что те, кто много читает, могут лучше формулировать свои мысли, желания и цели. Соответственно, они лучше строят коммуникации и лучше справляются со своими чувствами. А благодаря опыту, полученному от героев книг, могут предсказать последствия тех или иных действий
Книги на иностранных языках буквально заставляют мозг расти
В шведской академии переводчиков выяснили, что освоение чужих языков стимулирует рост гиппокампа. Эта часть мозга отвечает за формирование эмоций и за консолидацию памяти, то есть, за переход информации из кратковременной памяти в долговременную.
Эксперимент оказался довольно прост. Перед студентами-переводчиками поставили задачу: в течение 13 месяцев изучить арабский, русский язык или дари, язык афганских таджиков. Учиться им приходилось целыми днями. Параллельно ученые следили за контрольной группой – студентами медицинского университета Умео. Они также тратили все свое время на учебу, но в их программе не было литературы на иностранных языках. Обе группы прошли МРТ до начала эксперимента и через три месяца активной учебы.
Результаты поразили исследователей: структура мозга контрольной группы медиков осталась неизменной, а вот у студентов – переводчиков определенные части мозга, в частности, гиппокамп, увеличились в размерах.
Чтение изменяет структуру мозга
Еще один эксперимент провели исследователи Университета Карнеги-Меллон и Питтсбурге (США). Испытуемые в течение полугода обучались по специальной программе, которая включала большой объем чтения. По истечении срока обучения обнаружилось, что объем белого вещества у студентов увеличился. Белое вещество полушарий обеспечивает взаимосвязь между различными участками нервной системы. Оно позволяет координировать всю работу нашего организма.
Зарядка для ума. Советы геронтолога, как предупредить деменцию
Что такое деменция
При развитии деменции снижаются умственные способности человека, постепенно утрачиваются имеющиеся знания и навыки, теряется способность к обучению. Нарушаются мышление, ориентировка, понимание, счет, способность к обучению, язык и суждения.
Причин, из-за которых развивается деменция, довольно много. Деменцию могут спровоцировать эндокринные и сосудистые патологии, депрессия, некоторые инфекции, черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, алкоголизм и наркомания. Дополнительными факторами риска развития деменции являются:
Первые признаки деменции
При самых ранних проявлениях заболевания важно своевременно обратиться к терапевту или врачу общей практики. При необходимости он направит больного к специалисту (неврологу, психиатру или гериатру).
На ранней стадии деменции важными являются следующие факторы
Для больного деменцией важно создать тихую домашнюю, привычную для него атмосферу. Причем круг лиц, с которыми он общается, должен быть постоянным. Это устранит чувство тревоги, нервозности, смятения и возбуждения. Не лишним будет составить распорядок дня и строго его придерживаться.
Людмила Жилевич: «Незнакомые лица, новые ситуации, которые человек уже не в состоянии запомнить, могут спровоцировать ускорение развития заболевания, а также негативно сказываться на его состоянии».
Первые симптомы деменции – не повод отказываться от физических упражнений. Это могут быть пешие прогулки по любимым местам, простая работа на приусадебном участке, упражнения лечебной физкультуры (не менее 150 минут анаэробной нагрузки еженедельно).
Жизнь должна быть насыщена разнообразными событиями и видами интеллектуальной деятельности. Можно читать, разгадывать кроссворды и сканворды, играть в шахматы или шашки, обсуждать прошедшие культурные или политические события.
Больному важно иметь хобби, но оно должно не только быть источником положительных эмоций и приносить удовольствие, а еще и стимулировать когнитивные и умственные способности.
В рационе больного человека должны присутствовать продукты, которые снижают уровень холестерина. Например, ячмень, бобовые, черника. Вместо сливочного масла лучше отдавать предпочтение растительному. В меню можно включить кисломолочные продукты, постные сорта мяса и птицы, нежирную рыбу, морепродукты, квашеную капусту. Для улучшения вкуса блюд разрешено использование приправ (шалфей, корица, куркума, шафран). А вот употребление соли лучше снизить до минимума. Обязательно следует выпивать суточную норму чистой воды (из расчета 30 мл на 1 кг веса). Готовить лучше на пару, можно запекать или варить.
При соблюдении всех рекомендаций доктора можно замедлить прогрессирование заболевания, а значит, существенно улучшить качество жизни больного, отсрочить тяжелые проявления деменции. При этом людям, которые имеют наследственную предрасположенность к развитию заболевания, следует обращать особое внимание на профилактику: вести здоровый образ жизни, ежедневно выполнять упражнения для умственной зарядки, контролировать уровень холестерина в крови.
Важный момент – создание комфортных условий, чтобы человек, страдающий деменцией, как можно дольше оставался независимым. Лучшая терапия – это проводить больше времени вместе с пожилыми родственниками, окружить их любовью, заботой, помочь им почувствовать себя полезными и нужными, добавила специалист.
Полезные упражнения для тренировки мозга
Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.
Вот несколько примеров эффективных занятий:
Положите перед собой листок с перечнем слов, которые написаны разным цветом. Начинать следует с первого слова. Но называть нужно тот цвет, которым написан текст. После того, как дойдете до конца, слова надо повторить в обратном порядке. На первых порах может быть сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.
Польза: помогает установить новые связи между полушариями мозга, а также тренируется концентрация и переключаемость внимания.
При выполнении этого упражнения следует сосредоточиться на цифре «19» в центре квадрата. Затем взглядом необходимо найти «1» и потом все остальные цифры по возрастающей. Таблицу можно нарисовать самостоятельно, а цифры в ячейках расположить в любом порядке. Подобное занятие увеличивает скорость восприятия и обработки информации, способствует развитию периферийного зрения.
У пожилых людей, мышление, память и речь напрямую зависят от движения рук. В этом отношении для сохранения «ясности ума» полезны такие занятия, как вязание, вышивание или другие виды деятельности, в которых задействована мелкая моторика.
Возьмите два чистых листа бумаги и две ручки. Задача состоит в том, чтобы одновременно двумя руками нарисовать геометрические фигуры. Вместо фигур можно написать буквы или слова с одинаковым набором букв. Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, вовлекая в работу оба полушария.
Еще несколько советов
1.Если вы правша, время от времени выполняйте привычные вам ритуалы, левой рукой. И наоборот. Например, почистите другой рукой зубы или используйте этот прием во время завтрака или обеда.
2.Еще одно полезное упражнение – принимать душ или выполнять другие обычные действия с закрытыми глазами.
3.Добираясь до работы, магазина и других мест регулярно меняйте маршрут.
4. Попробуйте время от времени смотреть фильмы без звукового сопровождения, при этом попытайтесь понять, о чем идет речь по жестам актеров и их движениям.
Застрять в чужой голове: что чтение делает с нашим мозгом
natgred
Вообще-то от природы наш мозг не годится для чтения: эта способность развивается только у тех, кого специально учат различать буквы. Несмотря на это, «противоестественное» умение изменило нас навсегда: мы можем представлять места, в которых никогда не бывали, разгадывать сложные когнитивные загадки и (возможно) становиться умнее с каждой прочитанной книгой. Разбираемся, как нам удается почувствовать себя в шкуре персонажа любимой книги и почему стоит научиться читать как можно раньше.
Перестройка мозга
Французский нейробиолог Станислас Деан шутит, что дети, которые участвуют в его исследованиях, чувствуют себя астронавтами, когда ложатся в аппарат МРТ, напоминающий капсулу космического корабля. Во время тестов Деан просит их читать и считать, чтобы проследить за работой мозга. На сканировании видно, как даже одно прочитанное слово оживляет мозг.
Мозг действует логично, говорит Деан: сначала буквы для него — это просто визуальная информация, объекты. Но затем он соотносит этот визуальный код с уже имеющимся знанием о буквах. То есть человек узнает буквы и только потом понимает их значение и то, как они произносятся. Все потому, что природа не предполагала, что человек изобретет именно этот механизм для передачи информации.
Чтение — это революционная техника, искусственный интерфейс, в прямом смысле перестроивший наш мозг, в котором изначально не было специального отдела для распознавания лингвистических символов. Мозгу пришлось приспособить для этого первичную зрительную кору, через которую сигнал проходит по веретенообразной извилине, ответственной за распознавание лиц. В этой же извилине находится хранилище знаний о языках — его еще называют «почтовым ящиком».
Вместе с коллегами из Бразилии и Португалии Деан опубликовал исследование, вывод которого гласит, что «почтовый ящик» активен только у тех, кто умеет читать, и стимулируется лишь известными человеку буквами: он не будет реагировать на иероглифы, если вы не знаете китайского. Чтение влияет и на работу зрительной коры: она начинает распознавать объекты точнее, стараясь отличить одну букву от другой. Трансформируется восприятие звуков: благодаря чтению в этот процесс встраивается алфавит — слыша звук, человек представляет букву.
Оказаться в шкуре героя
В височной коре и миндалине мозга находятся зеркальные нейроны. Именно благодаря им люди могут повторять движения друг за другом в танце, пародировать кого-то или испытывать радость, глядя на улыбающегося человека. «С точки зрения биологической целесообразности это правильно. Эффективнее, когда у стаи, у сообщества единая эмоция: все вместе убегаем от опасности, боремся с хищником, отмечаем праздники», — объясняет важность механизма доктор биологических наук Вячеслав Дубынин.
Исследование Университета Эмори доказывает, что человек может испытывать эмпатию не только по отношению к соседу или прохожему, но и персонажу книги. Читающим участникам эксперимента сделали серию МРТ, которая показала повышенную активность в центральной борозде мозга. Нейроны в этом отделе могут преобразовывать размышления в реальные ощущения — например, мысли о будущих соревнованиях в ощущение физической нагрузки. А во время чтения они буквально помещают нас в шкуру любимого героя.
«Мы не знаем, как долго могут сохраняться такие нейронные изменения. Но тот факт, что эффект даже от случайно прочитанного рассказа обнаруживался в мозге спустя 5 дней, позволяет предположить, что самые любимые книги могут влиять на вас гораздо дольше», — говорит ведущий исследователь проекта Грегори Бернс.
Для работы и удовольствия
Однако не всем книгам суждено вызвать у вашего мозга эмпатию и интерес. В своей книге «Why We Read Fiction: Theory of Mind and the Novel» профессор Лиза Заншайн пишет, что обычно любимым жанром становится именно тот, который подходит мозгу читателя, например сложные детективы — любителям задач на логику. Но чтобы добраться до самих чувств, нередко приходится прорываться через сложные когнитивные упражнения, которые включали в свои тексты, к примеру, Вирджиния Вульф и Джейн Остин, считает Заншайн, — вроде фраз «она понимала, что он думал, что она смеялась над собой, и это ее беспокоило». Такие конструкции заставляют последовательно переживать несколько эмоций.
О Джейн Остин вспоминает и писатель Мария Конникова. В статье «What Jane Austen can teach us about how the brain pays attention» она рассказывает про эксперимент нейробиолога Натали Филлипс, посвященный разному восприятию текста. В исследовании участвовали английские студенты, незнакомые с романом Остин «Мэнсфилд-парк». Сначала они читали текст в расслабленном режиме — просто чтобы получить удовольствие. Затем экспериментатор попросила их проанализировать текст, обратить внимание на структуру, основные темы и предупредила, что им предстоит написать эссе о прочитанном. Все это время студенты находились в аппарате МРТ, который следил за работой их мозга. При более расслабленном чтении в мозгу активизировались центры, ответственные за удовольствие. При погружении в текст активность смещалась в область, ответственную за внимание и анализ. Фактически, задавшись разными целями, студенты увидели два разных текста.
Чтение делает умнее?
Считается, что чтение полезно для интеллекта. Но так ли это на самом деле? Эксперимент Общества исследований в области развития ребенка среди 1890 однояйцевых близнецов 7, 9, 10, 12 и 16 лет показал, что ранние навыки чтения влияют на общий уровень интеллекта в будущем. Дети, которых активно учили читать в раннем возрасте, оказывались умнее своих однояйцевых близнецов, не получавших такой помощи от взрослых.
А исследователи Университета Нью-Йорка выяснили, что чтение коротких художественных рассказов немедленно улучшает способности к распознаванию человеческих эмоций. Участники этого исследования разделились на группы и определяли эмоции актеров по фотографиям их глаз после чтения популярной литературы, нон-фикшна или художественных новелл — результат последней группы оказался гораздо более впечатляющим.
Многие относятся к результатам этих экспериментов скептически. Так, сотрудники Университета Пейса провели похожий эксперимент на угадывание эмоций и выяснили, что люди, которые больше читали на протяжении всей жизни, действительно лучше декодируют выражения лица, но ученые призывают не путать причинность с корреляцией. Они не уверены, что результаты эксперимента связаны именно с чтением: возможно, эти люди больше читают именно потому, что они эмпатичны, а не наоборот. А когнитивный нейробиолог MIT Реббека Сакс отмечает, что сам метод исследования очень слабый, но ученым приходится им пользоваться из-за отсутствия более совершенных технологий.
Другим нашумевшим исследованием, уязвимым для критики, оказался эксперимент ученых Университета Ливерпуля. Они измеряли когнитивную активность студентов литературных факультетов и выяснили, что у более начитанных и способных к анализу текстов учащихся наблюдается повышенная мозговая активность. В этом выводе также корреляция подменяется причинностью: возможно, наиболее начитанные участники показали такие результаты из-за врожденных когнитивных способностей (и по этой же причине в свое время полюбили чтение).
Но, несмотря на все несхождения, исследователи не остановятся и продолжат искать пользу от чтения, уверен профессор литературы Брауновского Университета Арнольд Вайнштейн: ведь это один из эффективных способов «спасти» литературу в эпоху, когда ее ценность и польза все чаще ставятся под вопрос.
Восстановление памяти после перенесённого коронавируса
В нашу клинику всё чаще обращаются за помощью люди, которые испытывают проблемы с памятью после перенесённой коронавирусной инфекции. Действительно, статистика говорит о том, что у каждого третьего переболевшего развиваются когнитивные нарушения, связанные с запоминанием информации, в том числе – снижение памяти.
Как работает память
Комментарий главного врача клиники «Семейный доктор» Азарова Александра Александровича:
«Память – сложный физиологический процесс, в основе которого лежат биохимические реакции, постоянные и временные нервные связи, которые возникают между нейронами под влиянием внешних раздражителей. При этом надежность запоминания зависит от способности к концентрации внимания, частоты повторений, а также от индивидуальных особенностей человека».
Немедленное воспроизведение после восприятия
Понимание смысла фразы при чтении, списывании.
Длительное сохранение после многократного повторения.
Выполнение бытовых и профессиональных дел.
По характеру запоминания
Человек не прикладывает усилий к запоминанию.
По характеру активности
Запоминание образов музыки, ароматов, видов.
Картины природы, музыка, лица людей. Развита у художников, музыкантов.
Запоминание слов: прочитанных или услышанных.
Заучивание стихов, рассказов. Развита у актёров, поэтов, писателей.
Навыки самообслуживания, повседневные движения. Развита у танцоров, спортсменов.
Запоминание пережитых чувств.
Любовь, эмпатия, сочувствие.
Нарушение памяти вирусных инфекциях, в том числе при новой коронавирусной инфекции.
На нервные клетки и их окружение губительно действуют сами инфекционные агенты, их токсины, вызывая различные патологические изменения. Ухудшается запоминание, страдают образная, эмоциональная, смысловая составляющие памяти. Ухудшение памяти специфично для новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. При этом общие симптомы инфекции могут быть выражены минимально или отсутствовать. В некоторых случаях память снижается не сразу, а примерно через полгода после заболевания, когда компенсаторные механизмы исчерпываются.
Причины нарушения памяти при Covid-19
Гипоксия головного мозга.
Переизбыток кортизола (гормона стресса) нарушает межнейронные связи, затрудняет образование новых.
Прямое токсическое действие на клетки мозга
Нарушение работы нейронов, ухудшение запоминания и долговременной памяти.
Антитела разрушают собственные клетки организма, вызывают гибель нейронов.
«У коронавируса выраженная нейротропность. Даже если человек перенёс вирус на ногах, в легкой форме, у него могут проявиться головные боли, проблемы со сном, умственной и физической работоспособностью».
Комментарий главного врача клиники «Семейный доктор» Азарова А. А.:
«Новая коронавирусная инфекция Covid-19 напрямую повреждает разные отделы центральной и периферической нервной системы, нарушает нормальную работу всех звеньев процесса памяти, что подтверждено нашими клиническими наблюдениями, а также данными российского и мирового медицинского сообщества».
Как снизить риск нарушения памяти при новой коронавирусной инфекции
После перенесённой коронавирусной инфекции нужно пройти полное обследование. Лечение отталкивается от обнаруженной патологии и значительно отличается даже для людей, одинаково переболевших в одно время.
«У каждого третьего пациента, перенесшего Covid-19, появляются неврологические симптомы: головокружение, головная боль, когнитивные расстройства. Поэтому в первую очередь необходимо медикаментозное реабилитационное лечение, направленное на восстановление нормальной работы головного мозга: сосудистую и ноотропную терапию.
Параллельно с ноотропной терапией рекомендуются:
Старайтесь чаще созваниваться с родственниками, друзьями, участвовать в развлекательных мероприятиях. Начните изучать иностранный язык, читайте книги, учите стихи, составляйте заранее маршруты прогулок, держите их в голове».
Не стоит забывать о полноценном питании, употреблении достаточного количества жидкости – до 2–3 литров в сутки. Необходимо гармонизировать режим труда и отдыха, избегать физического, психического перенапряжения.
Есть ли страховки от нарушений памяти, как снизить риск?
Необходимо обратиться к врачу-терапевту сразу, как только почувствовали недомогание. Если вы этого не сделали, то запишитесь на приём после выздоровления, даже если хорошо себя чувствуете. Но особенно важно получить консультацию доктора при наличии следующих симптомов после перенесенного коронавируса: депрессия, апатия, потливость, слабость, быстрая утомляемость, одышка, тахикардия, учащённое мочеиспускание или задержка мочи, тяжесть в правом боку.
Комментарий главного врача клиники «Семейный доктор» Азарова А. А.:
«На данный момент большинство патологических проявлений новой коронавирусной инфекции, не говоря об отдаленных последствиях, находятся в стадии изучения. Если нарушения памяти после перенесенной новой коронавирусной инфекции Covid-19 ухудшают качество жизни, мы рекомендуем обратиться для очной консультации к профильным специалистам: врачу-неврологу, врачу-психиатру для оценки состояния памяти, подбора при необходимости адекватной терапии, а также динамического наблюдения».
Случаи из практики
Пациентка Н, 35 лет. После перенесённого Covid-19 значительно ухудшилась память, ухудшился сон, появилась тревожность раздражительность. Подобрана медикаментозная терапия, даны рекомендации по соблюдению режима труда и отдыха. Через 1 месяц состояние пациентки значительно улучшилось.
Пациент К, 47 лет. После перенесённого в лёгкой форме Covid-19 обратил внимание на резкое ухудшение памяти, появилась апатия, раздражительность. Пациенту даны рекомендации по режиму сна, назначена медикаментозная терапия. Спустя две недели отмечает улучшение состояния, продолжает приём препаратов.
Как двигаются глаза при чтении и почему одни читают быстрее других: рассказывают психолингвисты
Мы воспринимаем умение читать как нечто само собой разумеющееся — но это отнюдь не встроенный в нас процесс: например, не во всех языках мира вообще есть письменность. Как мы учимся читать, что происходит в этот момент в нашем мозге и почему глаза при чтении движутся не плавно, а скачками, нам рассказали научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Паршина и ее выпускница Софья Гольдина.
Что такое чтение с физиологической точки зрения
Чтение — сложный когнитивный процесс, задействующий, с одной стороны, зрительное распознавание, а с другой — языковую обработку слов и последующую интерпретацию полученной информации в определенном контексте. Принято считать, что чтение включает в себя три этапа. Сначала происходит декодирование слова, в процессе которого буквы перерабатываются в звуки. На этом же этапе из написанного извлекается лингвистическая информация: читатель ищет слово в своем ментальном лексиконе и извлекает оттуда его значение. Существует гипотеза (уже нашедшая поддержку во многих исследованиях), что взрослые носители языка с полностью развитым навыком чтения пропускают процесс звуковой кодировки и сразу сопоставляют буквенный состав с ментальной репрезентацией слова. На втором этапе полученная информация встраивается в контекст фразы, предложения или абзаца. И наконец, прочитанное связывается с уже имеющимися знаниями.
Зачем психолингвисты изучают движения глаз при чтении
Согласно гипотезе «мозг — глаз» (mind-eye hypothesis, Just & Carpenter, 1980), мозг обрабатывает информацию, на которую направлен взгляд, с минимальной задержкой. Такое предположение дает исследователям право — зная, как двигаются глаза при чтении, — делать выводы о том, как происходит извлечение и обработка языковой информации в реальном времени. Для изучения движения глаз при чтении используется методика видеоокулографии (айтрекинга). Специальная камера регистрирует движения глаз, ориентируясь на центр зрачка и отражение инфракрасного света от роговицы.
Бакалавр направления «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» НИУ ВШЭ Софья Гольдина и научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Паршина. Фото из личных архивов
Как именно двигаются глаза при чтении
Может показаться, что глаз плавно перемещается по строке слева направо или справа налево, в зависимости от типа письменности. Однако это не совсем так. Во время чтения глаза передвигаются небольшими скачками: глаз останавливается на определенном участке слова, затем перемещается, снова останавливается и т. д. Во время остановок зрачка и происходит, собственно, прочитывание. Такие остановки называются фиксациями и в среднем у взрослого носителя языка с алфавитной письменностью (русский язык, немецкий, английский, финский и т. д.) продолжительность фиксации составляет 250 миллисекунд.
Однако человеческий глаз способен успешно считывать только информацию, которая находится в пределах видимости центральной ямки, или фовеи (2 угловых градуса зрительного поля), так как именно в этой области достигается максимальная четкость изображения. Чуть хуже воспринимается информация в парафовее (5° по обе стороны от точки фиксации), а все, что дальше 5° (периферия), не воспринимается вообще. Для языков с чтением слева-направо и алфавитом это означает, что мы можем извлечь информацию из трех-четырех букв слева от фиксации и 14-15 знаков (включая пробелы) справа от фиксации (Rayner, 2009).
Чтобы в пределах видимости фовеального зрения оказалась новая информация, глазу необходимо переместиться с одной точки фиксации в другую. Это происходит при помощи скачкообразных движений — саккад. Во время саккад происходит интересное явление, известное как саккадическое подавление: в этот момент глаз теряет способность воспринимать информацию. Саккады могут быть также регрессивными — глаз возвращается назад к уже прочитанному вследствие каких-либо возникших трудностей при первом чтении, например, из-за неправильной кодировки букв в звуки при лексической обработке слова.
Причиной регрессии также может стать пропуск слова при первом прочтении, ведь взрослые носители языка очень часто пропускают короткие слова (около 70% коротких слов), вроде предлогов и союзов. Кроме того, чем короче, частотнее и более предсказуемо слово, тем меньше и короче на нем фиксации и больше вероятность пропуска этого слова при чтении. Например, в предложении «Если есть вопросы, поднимите руку, пожалуйста», слово «рука» — короткое, частотное и предсказуемое.
Базовые параметры движения глаз при чтении. Наши глаза движутся не плавно, а скачками (саккады), а само прочитывание происходит в микропаузах (фиксации). Регрессивная саккада — это когда мы не понимаем прочитанное и возвращаемся назад
Как дети учатся читать
Чтобы ребенок смог научиться читать, необходимо предварительно овладеть определенными знаниями и навыками. Так, например, ребенок должен понять, что слово состоит из маленьких составных «кирпичиков» — звуков, и что эти звуки можно заменять один на другой, менять местами или убирать из слова. Это можно проверить, попросив ребенка, например, выполнить такое задание: сказать слово «кошка» без первого звука или заменить в слове «кошка» звук к на р.
На начальных этапах чтения дети проводят связь между каждой написанной буквой в слове и соответствующим ей звуком. Это отражено в большем количестве фиксаций, их большей продолжительности, большем количестве регрессивных саккад и меньшем количестве пропусков слов. С возрастом такие различия детского и взрослого чтения постепенно исчезают, и мы знаем, что, например, при чтении на английском языке у англоговорящих детей уже к 11 годам большинство параметров движений глаз совпадают со взрослыми (Blythe et al., 2011).
Однако, не всегда усвоение навыков чтения происходит без проблем и задержек. Нейробиологически обусловленное нарушение, при котором ребенок не может научиться распознавать отдельные звуки и, как следствие, ему сложно научиться читать, несмотря на нормальный интеллект, называется фонологической дислексией. Длительные фиксации, множество коротких саккад и минимальное количество пропусков слов — все эти особенности еще сильнее проявляются у детей с дислексией. Кроме того, если дислексия вызвана в большей степени не фонологическими, а зрительными нарушениями, дети могут при чтении испытывать трудности при удержании глаза на строчке или фокусировании взгляда на одной точке.
С чем связан эффект, когда главное, чтобы в словах на своих местах стояли только первая и последняя буквы (Адрней кпиул млокоа)
Это эффект напрямую связан с тем предположением, что взрослые читатели пропускают буквенно-звуковую декодировку слова и сопоставляют буквенный состав слова целиком с репрезентацией слова в ментальном лексиконе. Для нас не важен порядок букв, но важен их набор и общая форма слова (которая определяется первой и последней буквой и длиной слова). Кроме того, высока вероятность, что следующее слово в предложении вы уже успели прочитать «боковым» зрением и уже начали первоначальную лексическую обработку этого слова. Если первые буквы в нем останутся на месте (они более четкие в парафовее) и слово не очень длинное и довольно частотное, наш мозг способен заранее соотнести его со словом в ментальном лексиконе по набору оставшихся букв.
Как параметры чтения изменяются в зависимости от письменности
Существуют языки как с алфавитной, так и с логографической письменностью (например, китайский). Разница между чтением на них состоит в том, что читающие на алфавитных письменностях больше полагаются на фонологию, тогда как носители китайского — на морфологию. Кроме того, орфографии обладают разной степенью прозрачности. Это значит, что в некоторых системах письменности каждому звуку на письме соответствует одна графема (например, в итальянском языке), а другие устроены более сложно (например, английский).
Считается, что в письменностях с прозрачной орфографией при прочтении слова большую роль играет его длина, а в письменностях с непрозрачной — частотность (или распространенность). Чем прозрачнее орфография, тем большую роль играет фонология при чтении. Тип письменности также может влиять на то, сколько символов попадает в диапазон восприятия при чтении — исследования выявили, что при чтении на алфавитных письменностях диапазон больше, чем, к примеру, при чтении на японском. К тому же, в логографических языках на некоторые параметры движения глаз влияет еще и визуальная плотность иероглифа — чем больше он визуально «наполнен», тем больше времени требуется на языковую обработку.
Почему некоторые люди читают быстрее, а другие медленнее
Это зависит от индивидуальных различий: словарный запас, читательский опыт, в случае чтения на втором языке — возраст усвоения языка, процент его использования в повседневной жизни, уровень владения языком и т. д., а также от характеристик самого текста. При чтении материала, содержащего большое количество длинных, низкочастотных слов и сложных синтаксических структур, будет сделано больше регрессивных саккад, фиксации будут более продолжительными и многочисленными.
Что касается скорочтения, то эта практика не имеет под собой крепкого научного обоснования. Исследования показали, что испытуемые, применяющие систему скорочтения, не могли ответить на вопросы, касающиеся тех деталей текста, на которых не было фиксации глаза при чтении — так же как и не обученные скорочтению люди, которым была дана инструкция просто проглядеть текст «по диагонали».
Чем отличается чтение книги и прослушивание аудиокниги с точки зрения работы мозга
Прослушивание аудиокниги и чтение книги — очень разные процессы, которые имеют под собой одну и ту же основу — языковую обработку информации. Самая очевидная разница заключается в том, что при прослушивании текста нет зрительного компонента, а значит, отсутствует этап визуального декодирования слов (на его месте звуковая обработка). Кроме того, при прослушивании текста на восприятие информации влияют так называемые супрасегментные единицы языка — интонация, ударения, паузы, особенности произношения чтеца и скорость прочтения им текста. Все эти факторы могут играть роль в понимании прочитанного и общей интеграции информации, но ни в коем случае не умаляет плюсов и того и другого метода получения информации.