как располагаются иконы в иконостасе по принципу
Иконостас. Инфографика
+ кликабельные материалы и материалы для распечатки
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Иконостас — перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части храма.
Современный классический пятиярусный иконостас сформировался на Руси в XV-XVI веках.
Из чего состоит иконостас:
Кликните по изображению, чтобы открыть в большем размере
Ряды иконостаса:
Праотеческий
В этом чине изображаются ветхозаветные праведники, жившие до Моисея, через которого Бог даровал Закон. Здесь могут быть иконы Адама, Евы, Авеля, Авраама, Исаака, Иакова, Ноя, Мелхиседека и других. Центральная икона ряда — ветхозаветная Троица, соответствующая ветхозаветным представлениям о Боге.
Пророческий
Здесь расположены иконы ветхозаветных пророков, свидетельствовавших о Христе: цари Давид и Соломон, пророки Илия, Захария, Даниил, Иезекииль и другие. В центре — икона Богородицы «Знамение» как символ исполнения всех пророчеств.
Праздничный
Иконы двунадесятых и великих праздников — основных событий жизни Христа и Богородицы. Иконы располагаются в порядке их следования в церковном году, начиная с 1 сентября по старому стилю, либо в хронологическом порядке. Первой (слева) и в хронологическом, и в богослужебном порядке идет образ Рождества Богородицы, далее следуют (по хронологии): Введение Богородицы во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница, Успение Пресвятой Богородицы (эта икона при любой последовательности будет крайней справа). Часто в праздничный ряд включают Крестовоздвижение, Покров и другие праздники.
Деисус
Главный ряд иконостаса. Основная тема: второе пришествие Христа во славе и моление святых за человечество («деисус» — моление). В центре чина — Спаситель на престоле. Справа и слева иконы молящихся Христу: слева — Богородица, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Предтеча, архангел Гавриил и апостол Павел. Далее следуют иконы святителей, мучеников и преподобных, либо — 12 апостолов.
Праздничный чин и Деисус могут меняться местами.
Завершение
Икона Распятия или Крест — символ искупительной жертвы Спасителя.
Местночтимая икона
Дьяконские двери
Чаще всего на них изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидьяконов Стефана и Лаврентия.
Икона Богородицы
Если престол храма освящен в честь какой-то богородичной иконы или события из жизни Богородицы, то именно эта икона будет находиться здесь.
Царские врата
символизируют вход в Царство Божие. На створках врат изображают Благовещение (символ начала Нового Завета) и либо четырех евангелистов, либо святителей — составителей Литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого.
Тайная вечеря
Центральное место в богослужении занимает Евхаристия, совершаемая по образу Тайной вечери.
Спаситель с Евангелием
Если престол храма освящен в честь события из жизни Спасителя, то именно эта икона будет находиться здесь.
Храмовая икона
изображает святого или праздник, в честь которого освящен храм.
Андрей Сегеда: Как устроен иконостас в православном храме
Одним из самых важных и наиболее узнаваемых элементов православного храма является икона — то самое окно в духовный мир, которое позволяет нам лучше сосредотачиваться на молитве обращаясь к Богу. В храме иконы складываются в особенную симфонию, которую мы именуем иконостасом.
Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской Православной Церкви и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы Восточных (а для нас скорее южных) патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов.
В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, «штучным товаром» для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду и она от этого выросла вверх на несколько рядов.
Как появлялся иконостас
В Иерусалимском храме Святая Святых от святилища отделяла огромная завеса, которая разодоралась надвое после крестной смерти Спасителя, как символ окончания Ветхого Завета и вступления человечества в Новый.
Новозаветная Церковь в первые три века своего существования находилась на положении гонимой и была вынуждена скрываться в катакомбах. Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников в наспех приспособленных под храм кубикулах (комнатах), где собирались только свои. В таких условиях не было ни возможности, ни особенной необходимости в том, чтобы отгораживать престол от присутствующих.
Первые упоминания о специально построенных для богослужения храмах и об алтарных преградах или парапетах, отделяющих наиболее священную часть храма от его основного пространства, относятся к IV веку.
После легализации христианства святым равноапостольным императором Константином Великим в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был относительно низок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения.
Первые алтарные преграды выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом — «архитравом». Они были невысоки и не закрывали собою полностью роспись алтарных апсид, а также давали возможность молящимся наблюдать за происходящем в алтаре. Сверху на архитрав обычно устанавливался крест.
О подобных преградах упоминает в своей «Церковной истории» епископ Евсевий Памфил, который, например, о храме Гроба Господня сообщал следующее: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».
Довольно скоро крест на архитраве сменился рядом икон, а на опорные колонны по бокам от царских врат начали помещать образы Спасителя (справа по отношению к молящимся) и Богородицы (слева), а спустя ещё некоторое время — дополнять этот ряд иконами других святых и ангелов. Таким образом и появились первые одно- и двухъярусные иконостасы, распространённые в Восточных Церквях.
Развитие иконостаса в России
Классический многоярусный иконостас впервые появился и получил распространение именно в Русской Православной Церкви, чтоб было связано с архитектурными особенностями русских храмов, о которых уже было сказано выше.
Первые построенные на Руси храмы копировали византийские образцы. Иконостасы в них имели 2-3 яруса.
Точно неизвестно, когда именно они начали расти, но документальные свидетельства о появлении первого четырёхъярусного иконостаса относятся к началу XV столетия. Его установили в Успенский собор Владимира, который расписывали преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Уже к концу века подобные иконостасы распространились повсеместно.
Во второй половине XVI века в иконостасе впервые появляется пятый ряд. В XVII столетии подобная компоновка становится классической для большинства русских храмов, а в некоторых из них можно встретить иконостасы в шесть и даже в семь рядов. Далее «этажность» иконостаса расти прекращает.
Шестой и седьмой ярусы обычно посвящали Страстям Христовым и, соответственно, страстям апостольским (их мученической кончине). Эти сюжеты пришли в Россию с Украины, где были довольно популярны.
Классический пятиярусный иконостас
Пятиярусный иконостас на сегодняшний день является классическим. Самый нижний его ярус называется «местным». Справа и слева от царских врат всегда располагают иконы Спасителя и Богородицы соответственно. На самих царских вратах — образы четверых евангелистов и сюжет Благовещения.
Справа от иконы Спасителя обычно помещают образ того святого или праздника, которому посвящён храм, в котором вы находитесь, а слева от образа Богородицы — икону одного из святых, наиболее почитаемых в этой местности.
Далее идут южные (по правую руку от молящихся) и северные (по левую) двери. На них обычно пишут иконы архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия (хотя возможны и другие варианты), а остальной местный ряд заполняют несколькими образами святых, также наиболее почитаемых в этом регионе.
Второй ярус называют «праздничным». Здесь центром композиции является икона «Тайной вечери» над царскими вратами, слева и справа от которой вы можете видеть сюжеты 12 наиболее значимых с точки зрения Церкви евангельских событий: Вознесения, Сретения, Рождества Богородицы, Её введения во храм, Воздвижения креста Господня, Входа Господня во Иерусалим, Преображения и т.д.
Третий ярус называется «деисисом» — от греч. «моление». Центральным образом этого ряда является Господь вседержитель, изображённый во всей своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.
К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.
В четвёртом ряду изображают ветхозаветных пророков, а в пятом — праотцев живших на заре возникновения человечества. В центре «пророческого» ряда помещают икону Богородицы «Знамение», а в центре «праотеческого» — икону Святой Троицы.
Иконостасы в современных храмах
Построение иконостаса, как и другие аспекты внутренней церковной жизни, регулируются определёнными традициями. Но это вовсе не означает, что все иконостасы совершенно одинаковы. При формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма.
Если помещение храма было переоборудовано из какого-то другого сооружения и его потолок низкий и плоский, то иконостас вполне могут сделать двух- или вообще одноярусным. Если требуется показать верующим красивую роспись алтарных апсид, выбирают иконостас в византийском стиле до трёх рядов в высоту. В остальных случаях стараются установить классический пятиярусный.
Положение и наполнение рядов также не жёстко регламентировано. «Деисисный» ряд может идти после «местного» и предварять собой «праздничный». Центральной иконой в «праздничном» ярусе может быть не «Тайная вечеря», а икона «Воскресения Христова». Вместо праздничного ряда в некоторых храмах можно увидеть иконы Страстей Христовых.
Также над царскими вратами часто помещают резную фигуру голубя в лучах сияния, символизирующего собой Духа Святого, а верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия.
Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог! Если вам интересно читать мои статьи, поддержите подпиской и репостом, пожалуйста!
ПОРЯДОК РАСПОЛОЖЕНИЯ ИКОН. ИКОНОСТАС В ЦЕРКВИ И ДОМА.
Иконостас в церкви.
Иконостас Смоленского Храма Новодевичьего монастыря. 2010.
В середине нижнего яруса находятся Царские врата. Справа от Царских врат — большая икона Спасителя, слева от них — икона Божией Матери с Младенцем на руках. На северных и южных вратах — архангелы Гавриил и Михаил (иногда — святые диаконы). За иконами нижнего ряда с обеих сторон расположены диаконские двери. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.
Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Это так называемый «праздничный» ряд. Его ещё можно назвать историческим: он знакомит нас с событиями Евангельской истории. Первая икона здесь — Рождество Пресвятой Богородицы, далее идут Введение во Храм, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Воскресение, Вознесение, Сошествие Святого Духа, Успение. Количество праздничных икон может быть разным.
Третий ярус – иконы Деисуса.
Четвертый ряд. Если иконы третьего ряда являются своеобразными иллюстрациями к Новому Завету, то четвертый ряд вводит в нас во времена ветхозаветной Церкви. Здесь изображены пророки, возвещавшие о грядущем: Мессии и о Деве, от которой родится Христос. Не случайно в центре ряда находится икона Божией Матери «Оранта» («Знамение»), или «Молящаяся», изображающая пречистую Деву с молитвенно поднятыми к небу руками и Младенцем на лоне.
Верхний, пятый ярус называется «праотеческим». Его иконы отсылают нас к событиям еще более давнего времени. Здесь иконы ветхозаветных праведников и праотцев — от Адама до Моисея (Авраама, Исаака, Иакова и др.). В центре ряда помещается «Ветхозаветная Троица».
Верх иконостаса увенчивается изображением распятия.
Домашний иконостас.
Как определить место в квартире, загородном доме, куда правильно поставить иконы? Верно ли, что иконы надо ставить только в угол? Как разместить иконы в правильном месте, в определённой последовательности? Тогда у Вас получится домашний иконостас, который будет не только радовать глаз, но и защищать дом и его обитателей, поддерживать в помещении духовную чистоту, наполнять вас ощущением благости. Создание домашнего иконостаса может стать поступком, который приблизит нас к Богу.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Изучаем храм: история и устройство православного иконостаса
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иконостас. Богоявленский Старо-Голу́твин мужской монастырь. Коломна
Уходящие ввысь ряды святых образов – такова «преграда» — иконостас, скрывающий священнодействие, происходящее в алтаре. Или – наоборот, приобщающая к нему?
Краткая история
Это – древняя, но все же не изначальная, не восходящая к истокам Церкви, традиция. Алтарной преграды у христиан совсем не было по крайней мере до IV в.
Ради немощи человеческой
Согласно преданию, которое приводят древние жития свт. Василия Великого, обычай алтарной завесы впервые введен при этом епископе Кесарии Каппадокийской. Совершение им литургии всегда сопровождалось особым Божественным действием, знаменовавшим свершившееся Сошествие Духа на Св. Дары – сотрясением изображения голубя над престолом.
Однажды, произнеся тайносовершительные молитвы, святой обычного знамения не увидел. Недоумевая, чем прогневал Господа, Василий оглядел сослужителей и увидел, как один из диаконов смотрит на недалеко стоящую женщину.
Тогда он повелел диакону удалиться, наложив на него епитимию. А также установил, что алтарь отныне должен быть скрыт завесой.
Алтарная перегородка античной базилики “Афентели” на о-ве Лесбос, ІV в. Реконструкция А.Орландоса.
Против иконоборчества
Впоследствии появились также особые ажурные решетки, отделяющие алтарь. Но укреплять на них святые образы начали не ранее IX в., после VII Вселенского Собора. Тогда была осуждена иконоборческая ересь, а иконы Иисуса Христа, Богородицы, святых не только демонстративно вернулись в храмы (откуда их выбрасывали еретики), но стали как бы сопровождать главное Таинство, Евхаристию, находясь на алтарной преграде.
Но сама эта преграда не была высокой доXI-XIIIвв., верующие хорошо видели происходящее во время совершения Евхаристии.
Ярусные
Первоначально рядов икон было не более трех. Это не обязательно были писаные иконы.
Наконец, к XIV в. появляются многоярусные преграды, полностью скрывающие алтарь. Многие церковные историки предполагают, что это могло быть связано с взлетом византийской духовности того времени.
Алтарная преграда в церкви Санта-Мария ин Валле Абруцци. Италия. Основное сооружение датируется примерно 1080 годами, что записано на столбах портика
На Руси
Здесь традиция высоких иконостасов по мнению многих историков, возникает с XIV в. О причинах распространения таких алтарных преград существуют различные мнения:
Однако, устоявшегося мнения о причинах увеличения количества рядов нет. Понятно лишь, что при увеличении количества икон неизбежно встает вопрос о символике самого иконостаса.
Иконостас Успенского собора.
Московский Кремль
Символика
Так из «просто» преграды, отделяющей алтарь от остального пространства церкви, он становиться особым элементом храмового убранства.
Царские врата
Они находятся по центру, а именуются так потому, что чрез них проходят священнослужители, выносятся Святые Дары, то есть к людям исходит Сам Царь мира. На створах обычно образы:
Это символ того, что Воплощение Сына Божия, Его Слово, переданное учениками, открывают верующим Рай.
У византийцев известны также изображения:
Однако, есть важное отличие: новозаветная завеса – открывается, являя Рай. Вот как пишет об этом свт. Иоанн Златоуст:
Окно в Рай
Вот почему символическое значение алтарной преграды сводится… к отсутствию преграды.
Она отделяет алтарь лишь внешне: на самом же деле это – ряд образов Бога, святых, которые помогают отрешиться от мирской суеты, духовно соединиться с Христом – при духовной помощи, как бы посредничестве тех, чьи образы входят смотрят с икон. Это – не доски, краски, а своего рода «окна», чрез которые горний мир реально соприкасается с жизнью земной.
Не случайно ряды икон также именуют «чинами», то есть так же, как называют иерархию Ангелов (Ангелы, Херувимы, Серафимы и др.), а также людей, особо угодивших Богу (чины преподобных, праведных, благоверных и пр.).
Чины иконостаса
Рядов бывает от 2 до 5, иногда также встречается 7, или даже больше.
В каком порядке чаще всего располагаются ярусы иконостаса в храме?
Это расположение особым образом представляет соединение неба и земли: ведь смысловой центр – так называемый Деисус, ряд, где представлен Христос с предстоящими святыми. К Нему устремлены чаяния пророков и праотцев, особый ряд представляет Его земную жизнь.
Схема древнерусского иконостаса
Как называется первый ряд иконостаса?
Обычно первым считают нижний ряд. Его именуют местным, так как здесь расположен храмовый образ, так что посвящение церкви легко «прочитать» по иконе рядом с образом Христа, справа от царских врат. Кроме того, ряд обязательно включает икону Богородицы и особо чтимых святых храма, города.
Следующие ряды
Выше местного – главный ряд иконостаса, Деисис (по-гречески — моление). Центр ряда – Христос, Чья икона находится над царскими вратами. Ему предстоят Богородица, Иоанн Креститель, Апостолы (чаще всего – Петр и Павел), Ангелы. Здесь могут также изображаться другие святые. Особенность чина – молитвенное положение, обращенность к Христу всех изображенных угодников Божиих: главы их склонены, руки протянуты к Господу.
Иконостас в пещере Ильи Пророка на Синае (Египет).
Еще выше следуют чины:
С XVII в. сначала на Украине, потом по России появляются очень высокий иконостасы с 7-8 ярусами. Здесь есть дополнительные ряды, посвященные:
Были некоторые храмы, где ниже местного ряда, буквально на уровне пола, находились образы языческих философов, не знавших Бога, но, может быть, неосознанно предвосхитивших приход Мессии.
Полный пятирядный иконостас
Краткое описание: какие бывают иконостасы
Обычно считается, что иконостасы бывают двух видов: тябловые или рамочные. Кроме того, существуют небольшие иконостасы, предназначенные для походных храмов или просто частной молитвы во время путешествия.
Тябловый
Тяблами называются балки, из которых собирается каркас. На этих балках расположены иконы. На Руси это – самая распространенная форма алтарной преграды
Рамочный
Такие иконостасы стали появляться по России с XVII в. Иконы расположены не на балках, а вправлены в великолепные рамы, по сути, самостоятельные произведения церковного искусства. Иногда частью таких рам становятся скульптуры, что не очень характерно для православных храмов.
Иконостас Покровского храма Свято-Данилова монастыря.
Походный
По-другому он именуется «складнем», имея центральную часть, к которой на шарнирах крепятся створки. Его можно сложить для перевозки.
Обычно походные иконостасы деревянные или металлические. Но сейчас встречаются также, по сути, завесы с изображениями святых, соответствующими по размерам храмовым. По центру– особая завеса, царские врата.
Материал
Чаще всего это дерево, или камень.
Каменный
Это «капитальная», глухая преграда, на которой написаны иконы святых.
Каменный иконостас. Православный монастырь Осиас Лукас в Фокиде 1030-40х гг. Греция
Деревянный резной
Он встречается чаще всего. Если иконостас тябловый, резьбой украшены балки, если рамочный – это ряд деревянных художественно оформленных обрамлений для икон.
Золотой
Дерево довольно часто покрывается позолотой, так как этот цвет – традиционный символ Царства Небесного.
Фарфоровый
Считается, что один из первых появился в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой, во 2 пол. XVII в. Основатель обители, Патриарх Никон, пытался точно воспроизвести мраморные интерьеры Иерусалимского храма Воскресения, но дороговизна мрамора привела его к решению сделать алтарные преграды девяти приделов монастырского храма из фарфора. Работу выполнили белорусские мастера.
Керамический иконостас в Троицком соборе города Щёлково
Устройство иконостаса в храме
Сейчас встречаются преграды древней формы, из двух ярусов, или более высокие, включающие большее число рядов, чаще всего 5.
Самый древний иконостас
Многие считают таковым алтарную преграду храма Св. Софии в Константинополе (VI в.). Она состояла из 12 колонн (по числу Апостолов). Между ними, согласно воспоминаниям современников, были изображения Господа, Богородицы, Апостолов.
Айя-София – одна из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула. Как утверждают исторические источники, до разгрома крестоносцами алтарь был из чистого золота, расписан эмалью и украшен драгоценными камнями. В середине центрального нефа стоял амвон, искусно сделанный из слоновой кости, серебра и цветного мрамора. Купол над амвоном был изготовлен из золота и украшен драгоценными камнями. О богатстве собора ходили легенды. Современники утверждали, что в одной только ризнице было 40 000 фунтов серебра. Фото 2010 год.
Самый большой
Место его расположения – кафедральный собор Румынской Православной Церкви. Он имеет четыре яруса общей высотой почти 17 м, длиной 23. 45 икон выполнены на камне техниками мозаики, фрески. Общая площадь – 407 кв.м.
Самый высокий
Он находится соборе Рождества Христова г. Новокузнецка. Храм освящен 23 августа 2012 г. Здесь 170 святых образов, это не только самый высокий (с пятиэтажный дом), но также самый большой в мире по количеству образов.
Знаменитые
Алтарные преграды известны не только величиной – многие из них принадлежат великим мастерам, связаны с историческими событиями или выполнены уникальной техникой.
Ионостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Он относится к XV в., а создан прп. Андреем Рублевым с учениками.
Благовещенского собора московского кремля
Он считается самым древним (начало XV в.) из ныне существующих в Русской Церкви, его создатели – Феофан Грек, прп. Андрей Рублев.
Успенского собора Московского Кремля
Его образы написаны первоначально мастером Дионисием в XV в., позже переписаны мастерами XVII в., при царе Алексее Михайловиче.
Иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Правая сторона
Петропавловского собора
Он нетипичен, имея форму триумфальной арки. Такое художественное решение не раз вызывало критику современников – ведь, по мнению многих, подобная демонстрация имперского величия вряд ли уместна в храме.
Исаакиевского собора
Он выполнен в стиле классицизма, каменным. Образы разделены колоннами.
Хрустальный иконостас в Дятьково
Завод в этом городе Брянской области еще до революции считался «хрустальной столицей» страны, ведь здесь был самый крупный хрустальный завод. А еще – единственный храм с иконостасом из хрусталя. Он был разрушен после революции, но воссоздан с 2003 г. – также с алтарной преградой, изготовленной мастерами хрустального завода. Сейчас она – единственная в мире.
Иконостас, уничтоженнный в 1929 году, располагался он в храме Преображения Господня в Дятьково. В 1810 году храм был построен на деньги и по инициативе Ивана Акимовича Мальцова, основателя хрустальной фабрики на ключевом источнике возле села Дятьково (ныне Брянская область). А в 1855 году, уже его сын, Сергей Иванович Мальцов, установил внутри храма новый иконостас — хрустальный.
Иконостас домашний
Православные, зная что семья – малая церковь, стремятся обустроить здесь уголок, который раньше именовали «красным». Обычно это была восточная сторона дома. Однако сейчас соблюсти традицию удается далеко не всегда.
Как расставить иконы в домашнем иконостасе правильно?
Примерно так же, как это сделано в храме.
Обязательного «набора» икон угодников Божиих нет, все определяется самим верующим, его предпочтениями. При этом не следует «коллекционировать» иконы, помещать дома образы святых, которым не будешь молиться.
Прямой и угловой
Образы могут находиться на стене, или же – в углу, тогда необходимы соответствующие полки.
Как сделать иконостас своими руками: видео
Многие покупают их при храмах, или в специализированных магазинах. Изготовить полочку для икон можно также самому, из дерева или фанеры. Иногда иконы просто вешают на стену. Хитрости от мастера в видео: «Полка за час»:
Флоренский «Иконостас»– анализ иконописи
Создавая домашний «красный угол», важно помнить о значении иконы, ее символике. Разобраться с этими сложными вопросами поможет работа священника Павла Флоренского (1922 г.) Просто, ясно автор объясняет:
С туманом «у грани видимого и невидимого» сравнивает иконостас о. Павел:
Именно поэтому преграда иконостаса – на самом деле ничего не преграждает. Напротив, это путь к Небу.