как развить мозг чтобы он работал на 100
Как развить мозг чтобы он работал на 100
Это социальный сервис, который поможет пациентам получить комплексную информацию об их проблеме и способах решения, а также дать возможность обмена обытом с другими пациентами
1. Занимайтесь спортом.
Считается, что при больших физических нагрузках у человека лучше развивается мозг. Ученые из Института биологических исследований Salk, штат Калифорния, выяснили, что у мышей, бегающих во вращающемся колесе, вдвое больше клеток в той области мозга, которая отвечает за изучение и память.
2. Тренируйте мышление.
Важны не только физические упражнения. Ты можешь развивать различные области своего мозга, заставляя их работать.
3. Спросите «Почему?»
4. Больше смейтесь.
Ученые говорят, что смех полезен для нашего здоровья. В течение этого процесса вырабатываются эндорфины, и это помогает нам снять напряжение. Таким образом, смех может заряжать наш мозг.
5. Ешьте рыбу.
Масло, найденное в грецких орехах и рыбе, долго считалось полезным только для сердца. Но недавнее исследование установило, что оно полезно и для мозга. Происходит не только улучшение системы циркуляции воздуха, которая поставляет кислород к голове, но и улучшается функция мембран клеток.
6. Развивайте память.
7. Питайтесь правильно.
Могут ли вредные жиры сделать человека глупым? На этот вопрос ответили исследователи Университета Торонто. Они посадили крыс на диету, уменьшив количество потребления жиров, вследствие чего у грызунов ухудшилось функционирование частей мозга, отвечающих за память и пространственное восприятие.
8. Разгадайте загадку.
Некоторые из нас любят мозаики, некоторые кроссворды, а кто–то логические загадки. Все это очень хороший способ активизировать ваш мозг и поддерживать его активность. Разгадайте загадку ради забавы, но, делая это, знайте: вы тренируете свой мозг.
9. Эффект Моцарта.
Десятилетие назад психолог Франциск Рошер и его коллеги сделали открытие. Оказывается, прослушивание музыкальных произведений Моцарта улучшает математическое мышление людей. Даже крысы преодолевали лабиринты быстрее и более точно после прослушивания Моцарта, чем после шума или музыки композитора-минималиста Филиппа Гласа.
10. Улучшайте навыки.
Обычные занятия, такие как шитье, чтение, рисование и разгадывание кроссвордов, важны. Заставляйте себя выполнять все это по-новому, чтобы улучшить свои навыки.
11. Сократите количество алкоголя.
Исследование, в котором приняли участие 3 500 японских мужчин, установило, что у тех, кто употребляет небольшое количество алкоголя, лучше развита функция познавания, чем у тех, кто не пьет вообще. Но, к сожалению, как только вы выпиваете больше, чем положено, ваша память сразу ухудшается.
12. Играйте.
Если у вас есть свободное время, поиграйте. Выделите время на игры. Играйте в карты, в видеоигры, в настольные игры. Не имеет значение, во что вы играете. Игра улучшит ваше настроение и работу мозга. Это научит ваш мозг думать стратегически.
13. Спите с ручкой и бумагой.
Просмотр ключевой информации перед сном улучшит ее запоминание на 20-30%. Вы можете держать около кровати какую-нибудь книжку для чтения перед сном, если она не будет сильно утомлять вас. И обязательно держите ручку с блокнотом рядом с кроватью.
14. Концентрация.
Концентрация может улучшить работу мозга. Но «воры концентрации» не всегда заметны. Учитесь замечать, когда вы отвлечены. Если вы должны были, к примеру, позвонить, то эта мысль может мешать все утро, подрывая вашу ясность в мыслях.
15. Любовь для мозга.
В серии исследований доктора Катлера и его коллегами в университете Пенсильвании и позднее в Стенфордском университете было обнаружено, что регулярный сексуальный контакт оказывал благоприятное воздействие на женщин.
16. Играйте со страстью.
Когда в жизнь людей входит изучение и творчество, они отдают своей работе на 127% больше. Восхищайтесь сами и восхищайте мир. Вспомните, что вы любили делать, когда были ребенком, и делайте это будучи взрослым.
17. Изучайте что-нибудь новое.
Это может показаться очевидным. Наверняка у вас есть тема, которая вам наиболее интересна. Неважно, работа это или досуг. Если вы не имеете такой темы, то попробуйте каждый день узнавать значение какого-нибудь нового слова.
18. Пишите.
Вести личный дневник очень полезно, в первую очередь для вас. Это очень хорошая стимуляция мозга. Ведение записей позволяет расширить возможности вашего мозга. Найдите способы писать, чтобы вас смогли читать остальные.
19. Ароматерапия для активации мозга.
Ароматы можно использовать для поднятия тонуса или расслабления. «Энергетики» включают в себя мяту, кипарис и лимон. Для расслабления вам понадобится герань и роза. Несколько капель масел в вашей ванне или распылителе будут достаточны.
20. Окружите себя вдохновителями.
Общайтесь с вдохновляющими вас людьми. Читайте журналы на различные темы. Открывайте новые возможности. Находите новое решение проблем. Независимо от того, сколько вам лет и чем вы занимаетесь, вашему мозгу просто необходима нагрузка.
Как заставить мозг работать на все 100?
Человеческий мозг – это наисложнейший механизм природы из всех существующих. На него возлагается работа по регулированию и контролю всей жизнедеятельности человека. Если мозг прекращает выполнять необходимые функции, человек теряет способность действовать и чувствовать.
Ученые до сих пор не выяснили до конца, как работает человеческий мозг. Существует мнение, что мозг человека использует только 10% возможностей. Выясним так ли это и как заставить мозг работать на все 100.
Правда ли, что мозг работает только на 10%?
Несмотря на то, что ученые убеждены в использовании мозга на 10-15%, другие специалисты утверждают, что это миф. Для подтверждения этого приводятся веские аргументы:
Напрашивается вывод, что теория об использовании 10% мозга, не более чем необоснованный миф. Человек задействует все области мозга, но не на все 100%. Чтобы понять, как простимулировать мозговую активность, следует выяснить, как работает человеческий мозг.
Теория о том, что мозг работает лишь на 10% — не более чем миф!
Как работает мозг?
Мозг человека составляет не больше 3% от массы тела. Это приблизительно 1,5-2 кг. Для его бесперебойного функционирования организму требуется 20% от общего количества кислорода, поглощаемого легкими.
Человеческий мозг – это многоуровневая биологическая система. Его состав представляет собой высокоорганизованную структуру. Мозг имеет несколько областей, каждая из которых отвечает за конкретные функции. Некоторые области отвечают за сенсорную информацию – прикосновения, ощущаемые телом. Другие регулируют моторику – движения человека. Третьи области контролируют когнитивные функции – способность мыслить. Четвертые отвечают за чувства и эмоции.
Мозг человека устроен таким образом, что неактивные области временно перестают функционировать. Допустим, когда человек не ходит, область мозга, отвечающая за этот процесс, становится неактивной за ненадобностью в этот момент. Когда человек замолкает, часть мозга, регулирующая способность к воспроизведению речи, становится неактивной. Когда находимся в тишине, нейроны мозга, контролирующие слух, прекращают работу. Представим, что бы было, если бы все области мозга работали непрерывно. Организм человека не вынес бы такой нагрузки.
Когда мозг работает некорректно, человек моментально подвергается галлюцинациям из-за необходимости испытывать больше ощущений, чем положено. Мышление и мозговая активность – это сложная область знаний. Ни один специалист не сможет подробно ответить на вопрос, что случится, если единовременно возбудить все нейроны человеческого мозга.
Одновременная работа всех частей структуры мозга невозможна!
В работе мозга важно придерживаться «золотой середины». Лишняя интеллектуальная активность губительно сказывается на жизнедеятельности человека. В том, что невозможно одновременно заставить работать все области мозга, есть несомненное преимущество. Ведь когда человек принимает пищу, ему не нужно петь, когда сидит у компьютера – нет необходимости танцевать, когда пишет диссертацию – мысли о чем-то кроме нее только помешают. Таким образом, необходима не только активность «нужных» нейронов, но и блокирование «ненужных». Нарушение баланса работы мозга приводит к психическим заболеваниям и лишним проблемам.
Примером нарушенного баланса работы мозговой структуры выступает тяжелое заболевание эпилепсия. Человек подвергается судорогам, когда блокирования «ненужных» областей мозга не происходит. В момент припадка мозг активирует те нейроны, которые должны быть заблокированы. Волна перевозбуждения нейронов и приводит к судорогам в мышцах. Ощущения человека при приступе эпилепсии описать нельзя, так как во время припадка память не функционирует.
Заставить мозг работать на все 100%, активируя все нейроны, опасно. Но стимуляция мозговой активности, чтобы улучшить эффективность работы мозга, вполне возможна.
Способы заставить мозг работать на 100%
Для использования возможностей мозга по максимуму и без вреда для организма предлагаем воспользоваться полезными советами.
Непрерывно исследуйте мир, и Вы поразитесь возможностям, которые откроются Вам в работе и жизни.
Выражайте мысли путем ведения блога в интернете. Разгрузив мозг, Вы улучшите интеллект.
Кроме вышеперечисленных советов, заставить мозг работать на все 100% поможет правильное питание. Жирные кислоты Омега-3 – то вещество, без которого полноценная работа мозга невозможна. В первую очередь это жирная рыба и грецкие орехи.
Используйте мозг правильно, задействуйте все его области для улучшения интеллекта. Начните с малых привычек и со временем переходите к глобальным изменениям образа жизни и увлечений. Стимулируя мозговую активность, Вы станете продуктивнее и счастливее.
Как натренировать мозг? 10 упражнений для мозга, улучшающих память, внимательность, сообразительность
Мозг, как и мышцы, умеет адаптироваться к нагрузке. И те дела, которыми вы занимаетесь часто, становятся рутиной. Как же его тренировать? Главное правило – давать мозгу непривычную, новую информацию. Благодаря этому будут формироваться новые нейронные связи, и мозг будет развиваться. Вот несколько упражнений, с помощью которых можно это сделать.
Меняйте руку и закрывайте глаза
Большинство повседневных действий, таких как чистка зубов, одевание, приготовление пищи, мозг производит на автомате, экономя силы. Можно его удивить: например, чистить зубы не правой рукой, как обычно, а левой, или попытаться позавтракать, периодически закрывая глаза.
Тренируйте тактильность
Известно, что около 90% информации человек получает с помощью зрения. А вот способность использовать осязание у среднестатистического человека развита слабо. Это можно использовать в тренировках мозга. Например, попробуйте выучить шрифт Брайля или научитесь на ощупь определять номинал монет.
Смените имидж и сделайте перестановку
Мозг привыкает к окружающей обстановке – расположению мебели в доме и предметов на рабочем столе, к отражению в зеркале и набору привычной одежды. Не обязательно проводить капитальный ремонт и радикально менять внешность. Достаточно, например, периодически делать небольшую перепланировку и, чтобы «встряхнуть» восприятие, пробовать новое в одежде.
Задействуйте обоняние
Годами используете одни и те же духи? Пришло время это изменить! Хороший способ, чтобы заставить мозг работать, – избавить его от «ароматической» рутины. Обоняние – важный канал для восприятия действительности. В него тоже нужно периодически привносить что-то непривычное, будь то новые духи или специи при готовке.
Используйте другие маршруты
Дом – работа – дом. Этот маршрут может оставаться неизменным годами. Итог – мозг проходит его на автопилоте, совершенно не включаясь в процесс. Попробуйте добираться до офиса разными способами и хорошенько изучить район, где живёте, гуляйте там, где ещё не были. А перед поездкой в новое место, заранее внимательно изучите карты и попробуйте добраться до нужной точки без подглядываний в приложение с картами и подсказок навигатора.
Замените вилку на палочки
Приём пищи – тоже рутина для мозга. Попробуйте освоить новые навыки! Всю жизнь едите вилкой? Возьмитесь за палочки! Первое время будет сложно, но это станет прекрасной тренировкой.
Двигайтесь асимметрично
Например, попробуйте рисовать на бумаге одной рукой треугольник, а другой – квадрат. Или восьмёрку и звёздочку. В общем, фигуры не должны быть похожими друг на друга. Изобразить их по отдельности не составит труда, но если делать это одновременно, мозг будет озадачен.
Читайте цветные слова
На картинке для этого упражнения написаны названия цветов (название и цвет слова не совпадают). Нужно назвать именно цвет, а не читать текст. Это сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Попробуйте!
Решайте головоломки
Судоку и кроссворды тоже полезны для тренировки мозга, но при одном условии: если вы решаете их нечасто. Если же каждый день вы заполняете по десять судоку и сходу можете назвать столицы Мадагаскара, Мозамбика и Сомали, эти виды головоломок для вас – рутина, и мозг к ним уже привык.
Смотрите на таблицы Шульте
Таблицы Шульте – тренажёр, который развивает внимательность, скорость чтения и улучшает периферийное зрение. Задача – глядя в центр таблицы, как можно быстрее найти боковым зрением все числа от 1 до 25.
ТО для мозга. Когда начинать?
Когда мозг начинает стареть? Как сохранить продуктивную мыслительную деятельность и здоровье мозга до глубокой старости? Реально ли «тренировать» мозг?
Некоторые факты
ПОТЕРЯ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ЧАСТИ МОЗГОВОЙ ТКАНИ
ПРОИСХОДИТ УЖЕ ПОСЛЕ 20-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Среди прочего, это может объясняться тем, что количество клеток в мозге заложено с «запасом», так что возрастные потери теоретически не должны оказывать влияния ни на память, ни на интеллект.
Читайте материал по теме: Как работал мозг Альберта Эйнштейна?
Но почему же тогда это происходит?
«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»
Что влияет на работоспособность мозга? Важное значение на состояние здоровья нашего биокомпьютера оказывает наш образ жизни.
Особенности питания с чрезмерным потреблением жирной пищи, длительные стрессовые воздействия, неоптимальный режим дня, труда и отдыха (в частности нехватка сна) способствуют развитию атеросклероза. Что происходит при этом заболевании? Бляшки, образующиеся в сосудах головного мозга (и не только), приводят к уменьшению поступления в него крови. Как следствие, меняются возможности интеллекта, память, активность, способность к ориентации.
Отрицательно влияют на мозг и такие факторы, как загрязнённый воздух и вода, хронические недуги, курение, потребление спиртных напитков и наркотических веществ.
Не последнюю роль в неблагополучии мозга и ухудшении его способностей играют болезнь Альцгеймера и Паркинсона.
Развивается то, что используется
Чтобы развивать и поддерживать в хорошей форме наши мышцы, мы занимаемся физическими упражнениями. В целом применим данный принцип и к мозгу: прогресс есть тогда, когда его тренируют.
Читайте материал по теме: Билл Гейтс и его мозг
Так что же полезно для нашего мозга? Как поддерживать и развивать память, мышление, внимание? Если упражнения существуют для мышц, почему бы им не быть и для нашего суперкомпьютера? И это на самом деле так.
Проанализируйте свои рабочие и бытовые привычки. А после освойте навык, которого у вас нет.
А умеете ли вы играть на музыкальном инструменте? Может мечтали? Начните воплощать мечту в жизнь.
Помимо игры на скрипке знаменитый мистер Шерлок Холмс превосходно играл в шахматы. Вам тоже нравится эта игра? Или вы предпочитаете Восток с его Го? Кроссворды и головоломки также смогут разнообразить деятельность вашего мозга.
Любите поэзию? А декламировать наизусть? Если вы к тому же владеете иностранным, то «To be, or not to be: that is the question» вам тоже может быть по силам? Пробуйте!
Читайте книги. Не знаете, что почитать? Поищите рекомендации в Интернете.
Возможно, вы будете удивлены, но особым образом составленная двигательная программа способна в буквальном смысле менять функционирование мозга. Да, именно так: не только мозг обеспечивает вам способность к движению, но и само движение «обратно», с периферии, воздействует на него и на его функции.
ОСОБЫМ ОБРАЗОМ СОСТАВЛЕННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА СПОСОБНА В БУКВАЛЬНОМ СМЫСЛЕ
МЕНЯТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МОЗГА
Активный образ жизни благотворно влияет и на эмоциональную составляющую: движения успокаивают, повышают сопротивляемость к стрессу (а ведь мы помним, что важно не то, что на нас действует, а то, как мы к этому относимся). Так что движение на нашей стороне: возможно, именно благодаря ему удастся не обращать внимания на повседневные помехи, и спокойнее относиться к ежедневным событиям.
Важно помнить и о правильном выборе физической активности. Полезны для мозга так называемые аэробные нагрузки (например, длительные прогулки). А вот силовые тренировки требуют повышенной аккуратности: будучи изнурительными и частыми, пользы они не принесут. Поэтому для того, чтобы выбрать вариант, подходящий именно вам, посоветуйтесь со специалистом по лечебной физкультуре и спортивной медицине: среди прочего, при некоторых патологиях могут быть противопоказания в отношении ряда видов спорта и физической активности.
Путешествуйте. Необязательно далеко. Меняйте обстановку, в том числе и природную. Выбирайтесь за город, подальше от суеты. Ищите источники положительных впечатлений.
Ходите на работу определённым маршрутом? Смените его. Мозгу придётся «построить» новую карту: ваша пространственная память скажет вам «спасибо».
Читайте материал по теме: Сколько сна необходимо взрослому?
Непростой вопрос, но стремиться к этому нужно. Нередко человек выбирает между «должен» и «хочу». Не оставляйте попыток совместить эти вещи. Удовольствие от процесса того, что вы делаете, обладает самостоятельным благотворным действием.
«Кормите» мозг правильно
Да, именно так. Включайте в ваш рацион рыбу, овощи и фрукты, каши (разумеется с учётом аллергии на продукты питания).
Начинайте прямо сегодня
Будьте активны, разнообразьте вашу жизнь, правильно питайтесь и своевременно обращайтесь к доктору в случае возникновения проблем. Это позволит сохранить хорошую работоспособность вашего мозга на протяжении всей жизни.
Текст: Энвер Алиев
Как заставить свой мозг работать на полную мощность: 5 научных методов, проверенных на практике
Хотите улучшить свое благополучие и производительность? У вас есть два выбора. Первый: займитесь йогой и защитите кандидатскую степень. Такой подход результативен, но занимает долгие годы и заканчивается облысением. Второй: используйте встроенные чит-коды, чтобы форсировать деятельность мозга без всяких диссертаций и неудобных поз. Мы расскажем, как это делается. Нижеперечисленные методы отличаются степенью сложности, но не несут в себе угрозы для жизни, здоровья или экологии. К тому же, ученые подтверждают, что они-таки работают!
1. Запоминайте списки методом Локи
Мы не умеем запоминать длинные списки, как это ни грустно. Подумайте: когда вы отправляетесь в продуктовый магазин, сколько товаров вы можете запомнить без шпаргалки? Три? Пять? Что, больше? Ну да, конечно – а потом вы приходите домой и понимаете, что забыли купить кефир, из-за которого, ешкин кот, и затевали поход в магазин.
Все это довольно странно, если учесть, что в отношении запоминания многих вещей в жизни мы никаких проблем не испытываем. К примеру, мы без труда припоминаем местонахождение сотен разных мест в черте города, даже если и не знаем их адреса. Вы хоть адрес своей любимой булочной знаете? Точно так же мы запоминаем местонахождение сотен разных бытовых финтифлюшек – от «еще чистых» носков до холодильника. О том, чтобы составить список всего своего барахла, никто из нас никогда и не задумывался, но когда сосед приходит с просьбой одолжить фонарик, мы обычно знаем, где его найти – как правило, в чулане со сгоревшей лампочкой. Вот если бы мы могли точно так же запоминать все, что захочется…
Метод:
Вы без труда находите дорогу потому, что огромная часть ваших вычислительных мощностей используется памятью для изучения окружающего пространства. Эти же мощности можно использовать для запоминания длинных списков. Настоящие мнемоники пользуются этим методом с незапамятных времен.
Как это работает: первым делом выбираем какое-нибудь место, которое мы можем представить без труда – свой дом, квартал, все что угодно. Затем мысленно симулируем прогулку по знакомому месту, а отдельные пункты в списке ассоциируем с конкретными точками маршрута.
Предположим, что вы пытаетесь запомнить список продуктов, выбрав окрестности для визуализации перечня. Что там первое в списке? Презервативы? Представляем дорожку разбросанных презервативов, ведущую вниз по лестнице. Дальше пиво – представляем соседа в отключке возле подъезда, можно даже без штанов. Следующее в списке – пельмени, а значит, пусть на елках во дворе вместо шишек растут пельмени. Дайте поработать своему воображению. Чем больше абсурда, тем лучше, ибо абсурдные сцены проще запоминаются.
Поначалу будет казаться, что это лишняя трата времени, но только поначалу – пока вы не поймете, насколько простым становится запоминание перечней. Все сводится к привлечению пространственной памяти. Причем, пользу вы увидите сразу, так как метод не требует долгих лет практики. Во время одного исследования в 1968 году, американским студентам предложили запомнить список из 40 пунктов путем ассоциирования каждого с местом на территории университета. Мало того, что в среднем они запомнили по 38 пунктов, но на следующий день студенты смогли вспомнить по 34 наименования в списке.
В ходе другого исследования, немецкие пенсионеры пытались запомнить аналогичный список по ассоциации с берлинскими достопримечательностями. До использования метода Локи (а именно так он называется), они могли запомнить по три слова в среднем. Ассоциировав слово «отец» с берлинским зоопарком, пенсионеры смогли поднять показатель уже до 23 слов в списке. И да, совсем не обязательно ассоциировать поштучно для каждого пункта. Серьезно, попробуйте.
2. Удерживайте информацию в памяти с помощью рационального повторения
Время имеет подлую привычку наобум стирать файлы в нашей памяти. Вот и получается, что вспомнить теорему Пифагора – никак, зато перечислить второй состав сборной Ямайки по хоккею – запросто. По этой же причине студенты так любят готовиться к экзаменам в последнюю ночь – это не только из-за характерного разгильдяйства, но и из-за страха забыть часть материала при подготовке заранее в течение, скажем, месяца. Вот и получается, что впихивают всю информацию в голову в последний момент, зная, что сразу после экзамена она улетучится. Еще ничего, если это не студенты медицинского университета… Скальпель не давать.
Что нам требуется, так это способ запоминать много и надолго, но без лишних заморочек. Другими словами, научный метод оптимизации темпорально-энергетических затрат при увеличении объема сохраняемой информации до максимального уровня в пределах биологически допустимых норм. Элементарно!
Метод:
Процесс потери информации головным мозгом можно измерить с помощью так называемой «кривой забывания». Для всех она немножко разная, но одинаково кривая. Суть в том, что чем больше проходит времени, тем больше вы забываете, причем наиболее быстро забывание происходит в первые же дни. Если вы хотите, чтобы информация не терялась, для этого есть отличный метод. Придется затратить больше времени, чем в случае с методом Локи, но если на кону работа или диплом, оно того стоит. В общем, необходимо выяснить с какой скоростью вы забываете данные, и адаптироваться с помощью «осмысленного запоминания» методом «рационального повторения».
Предположим, что вы учите испанский, а через четыре месяца грядет сессия. Самый примитивный вариант осмысленного запоминания потребует написания русских слов и их испанских аналогов (которые и являются целью) на карточках. Кроме того, потребуются три картонных коробки (в случае дефицита коробок, можно просто распределять карты по трем кучам, не важно) с маркировкой:
Маркировка указывает на то, как часто вам придется просматривать карты в конкретной коробке. «Еще чего! Я и так могу запомнить!» – скажете вы. Можете, только ненадолго. А вот для того, чтобы определить насколько, нужны наши коробочки. Итак, целью метода является максимально возможное сокращение времени, потраченного на полное запоминание.
Поначалу, просматривайте карты каждый день. Те, которые вы запомнили, перемещайте из ежедневной коробки в еженедельную. Спустя неделю пересмотрите карты в еженедельной коробке. Те, что не вспомнили, положите обратно в коробку для ежедневной проверки. С каждым днем количество карт в ежедневной куче будет уменьшаться. Спустя пару-тройку недель вы заметите, что некоторые карты сидят в еженедельной коробке безвылазно. Можно попробовать переместить их в ежемесячную коробку. По истечении месяца проверяем третью, ежемесячную кучу и если что-то там забыли, кидаем забытое в еженедельник. В итоге все карты должны мигрировать в последнюю коробку, а слова прочно осесть в памяти. Растягивание же периодов проверки служит для экономии времени. Зачем зубрить определенное слово каждый день, если достаточно сделать это раз в неделю или в месяц?
Естественно, периоды повторения в нашем примере чисто условны. Если экзамен через две недели, то можно сортировать материал по иным трем группам: раз в день, раз в два дня, раз в три дня. Главное – постепенно увеличивать длину периода между просмотрами.
И да, метод работает, да еще как! Один польский ученый по имени Петр Возняк провел на себе эксперимент, в ходе которого он запоминал бессмысленный набор из нескольких тысяч слогов. Оказалось, что он смог вспомнить эту абракадабру спустя три года! Так что, если вы видите на улице бомжа, бормочущего какую-то несуразицу себе под нос – это он выпрямляет свою кривую забывания рациональным повторением. Не верите – спросите сами!
3. Записывайте (даже если не будете перечитывать)
А ну-ка, быстренько, когда вы в последний раз что-то писали? Когда расписывались в паспорте? Когда припарковывались во втором ряду и оставляли записку тем, кого вы заблокировали – так и так, припарковался, пошел за спичками, вот номер телефона? Что-нибудь из избранных сочинений Есенина (или, как вариант, Маяковского) на стене подъезда? В наш век смартфонов, СМС-ок и соцсетей, мало уже кто умеет хотя бы шантажировать блудное начальство с помощью записок, изящно выведенных от руки на листке бумаги. И очень жаль, ибо тем самым мы жертвуем эффективным методом применения моторной памяти для запоминания абстрактной информации.
Метод:
Процесс написания от руки вызывает всплеск активности нервной системы, о котором не стоит и мечтать тем, кто просто «долбит по клаве». Во время эксперимента, проведенного в Индианском университете, ученики-первоклашки, изучавшие алфавит, были распределены в две группы. Первой показывали буквы и разъясняли что к чему, а вторую заставляли еще и практиковаться в написании тех самых букв. Когда детишек запихнули в магнитно-резонансный томограф, мозги «писателей» светились, как чернобыльская капуста. Активность головного мозга была не просто повышена, но и напоминала картинку вполне взрослых особей гомо сапиенс, хотя и без взрослых глупостей, вроде «раз уж я в этом ящике, может, уровень холестерина проверите?».
Иначе говоря, этот метод схож с методом Локи, описанным выше. Схож в том смысле, что мы можем задействовать дополнительную часть мозга для помощи с запоминанием. Клавиатуру изобрели потому, что печатать выходит быстрее и проще, чем писать от руки. Но в то же время, мы пожертвовали уникальной способностью рукописи отпечатывать информацию в памяти. Помните те самые карточки со словами для заучивания? Вместо того чтобы распечатать карты, подпишите их от руки. Плюс к запоминанию гарантирован.
Исследования подтверждают, что этот метод особенно эффективен при работе с совершенно непонятными буквами или цифрами: языками программирования, иероглифами, счетами за горячую воду и т.д. Повторим: сложные движения рук задействуют моторную память, усиливая эффект запоминания.
Итак, головой можно есть и запоминать. Но это еще не все! Следующий пример будет интересен тем из нас, у кого в наличии ярко выраженный темперамент.
4. Контролируйте эмоциональные всплески с помощью недоминантной руки
Все мы знаем хотя бы одного дядьку, который любит побычиться из-за сущей ерунды – светофоров, перепутанного заказа в забегаловке, грядущего апокалипсиса. Обычно это милые ребята, пока у них не поедет крыша, и они не раскатают пенсионерку в блинчик асфальтным катком потому, что ее такса пометила не ту дверь.
Есть, конечно, куча всяких психотерапевтических фокусов для моментального успокоения, которым вас научила еще ваша классная руководительница («Остановись и сосчитай до десяти!»), но которые нифига не работают, ибо в момент озверения подойти к проблеме «взвешенно и конструктивно» оказывается несколько затруднительно. Что вам нужно, так это повысить барьер сопротивления желанию физической расправы, пока не пострадали невинные люди или Польша.
Метод:
Этот метод придумали ребята из Университета Нового Южного Уэльса. Будучи серьезными учеными, они отодвинули на второй план джаз и котят в солнечных очках, а вместо этого предложили особо буйным хоббитам почаще пользоваться недоминантной рукой. Нет, суть эксперимента не в том, что правша успокоится, если возьмет монтировку в левую руку. Все немного интересней. Подопытным предлагали сменить роли рук в течение длительного периода и для выполнения вполне обыденных задач, не несущих угрозы человечеству – открывать и захлопывать двери, наливать кофе, писать начальству анонимные гадости по электронной почте и прочее. Спустя пару недель участники эксперимента проявляли повышенный уровень эмоционального контроля даже при намеренных попытках вывести их из себя.
Как такое может быть? Дело в том, что «колоритное» поведение зависит не только от эмоционального уровня, но и от уровня самоконтроля. Это и хорошо, и плохо. Плохо потому, что самоконтроль не безграничен. Хорошо потому, что это физический процесс. Другими словами, самоконтроль можно качать, как бицепс.
Привычные методы борьбы с темпераментным поведением включают в себя медитацию, психотерапию и смирительную рубашку. В данном же случае, человека ставят лицом к лицу с целой кучей маленьких бытовых раздражителей, что позволяет выработать иммунитет к нервным срывам, не переступая через черту. Ведь делать привычные вещи непривычной рукой не очень то и удобно, не так ли? А вот бить за это сковородкой некого. Приходится привыкать.
5. Повышайте иммунитет, разглядывая картинки
Казалось бы, у нас нет никаких возможностей контролировать собственную заболеваемость, не считая диеты и гигиены. Но мы же здесь не для того, чтобы учиться, как правильно есть тофу и выковыривать его из зубов? Хотите усилить иммунитет – полистайте медицинскую энциклопедию. Читать не обязательно, хватит и картинок.
Метод:
Ваш мозг заправляет всем, включая иммунную систему. И мы знаем, что определенного рода картинки могут вызвать всякие-там соматические реакции – слюни при виде бутерброда, эрекцию при виде Мисс Вселенной и т.д. А если перед вами картинки больных людей, организм включает на полную катушку защитные механизмы.
Ученые из Университета Британской Колумбии показали своим жертвам слайд-шоу с занимательными картинками пациентов, чтобы измерить уровни иммунитета подопытных до и после. Так вот, целых десять минут студенты провели, разглядывая больных проказой, туберкулезом и энурезом. По окончании эксперимента выяснилось, что лейкоциты в организмах «морских свинок» поняли, что от них требуется, и принялись вырабатывать интерлейкин 6 (IL-6) – белок, производимый для борьбы с инфекциями и ожогами.
С точки зрения эволюции тут все ясно – если вы видите, что пещерная братия падает замертво налево и направо из-за доисторического гриппа, то есть смысл быстренько выработать иммунитет, дабы не испытать прелести смертных мук на самом себе. Так что, эти ваши врачи пудрят вам мозги, развешивая милые картинки чудесных пейзажей и веселых клоунов в приемной. Хотели бы помочь, повесили бы результаты вскрытия больного бубонной чумой.