как развить префронтальную кору мозга

Нейропластичность: как заставить мозг лучше работать

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга

Цепочки нейронов, нервных клеток мозга, отвечающих за передачу информации, регенерируются, как и ткани организма. Известны случаи, когда люди возвращались к привычной жизни после черепно-мозговых травм и инсульта. Доктор Селеста Кэмпбелл, нейропсихолог из Ветеранского медицинского центра в Вашингтоне, утверждает, что в результате взаимодействия с окружающей средой происходят физиологические изменения в головном мозге. Это и есть нейропластичность. Помимо нее существует концепция нейрогенеза, в соответствии с которой мозг может не только менять имеющиеся связи и создавать новые, но и выращивать нейроны.

С момента рождения и в течение всей жизни клетки реорганизуются в соответствии с потребностями человека, позволяя адаптироваться к происходящему. Мозг можно сравнить с компьютером, но последний работает на неизменных алгоритмах, которые требуют обновлений программного обеспечения. Процесс построения новых нейронных связей происходит постоянно, но если его стимулировать, то клетки будут обновляться быстрее, а способности — развиваться активнее.

Нейропластичность и психология

Эксперты по нейропластичности Кристофер А. Шоу и Джилл К. МакИчерн считают, что нейропластичность — это фундаментальный процесс, который описывает изменения нервной активности в мозге. Специалисты делят область исследований на две части: функциональную и структурную. Первая описывает изменения в синапсах (нейронах) за счет обучения и развития, вторая — силу связей между ними. Нейропластичность интересна не только химикам и нейробиологам, но также психологам, так как предполагает потенциальные возможности для изменений в обучении, поведении и настроении.

Если постоянно выполнять одни и те же действия, полагаясь на привычные реакции, то человек рискует начать жить «на автомате». Так работа превращается в рутину, а отношения с близкими и эмоциональное состояние переходят в застойный режим. Специалисты изучают возможности преодоления шаблонов мышления, потому что постоянная практика способна внести существенные изменения в структуру и функции мозга.

Учеба для нейронов

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга

Без смены привычек и в отсутствие новых знаний человек использует малую часть нейронов. Нейробиолог Ричард Дэвидсон организовал Институт здорового мышления и совместно с его специалистами провел ряд исследований. Ученый считает, что люди способны целенаправленно создавать связи в мозге, помогающие стать счастливее. При этом у каждого из нас наиболее активны различные участки мозга. Например, в соответствии с исследованиями Дэвидсона, у оптимистов лучше развита определенная область префронтальной коры головного мозга. Нейробиолог указывает, что при помощи специальных упражнений можно справиться с болью, стрессом и депрессией, активируя нейронные связи, которые отвечают за ощущение радости.

Нейропластичность уникальна тем, что новые способности возникают почти мгновенно, но для устойчивости цепочек нейронов нужно минимум семь дней тренировок. Причем этого времени достаточно для человека любого возраста, хотя с годами скорость восприятия информации может снижаться. Ричард Дэвидсон считает, что достаточно потратить полчаса в день, чтобы научиться новому и закрепить эти знания. Когда человек сталкивается с задачей, которую раньше не приходилось решать, мозг активирует скрытые ресурсы. Таким упражнением может быть что угодно — от нового маршрута с работы домой до изучения иностранного языка.

Аэробика для мозга

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга

Исследователь Лоренс Кац создал направление для тренировки мозга — нейробику. Эта практика помогает формировать новые, более эффективные связи для развития и самочувствия человека. В основе тренировок — смена шаблонов, которая затрагивает пять органов чувств. Упражнения можно выполнять без специальной подготовки, в любое время суток и в любом месте. Например, Кац советует начать день по-другому. Поставьте другую мелодию на будильник и заварите чай вместо кофе. Стойкую ассоциацию с запахом последнего можно перебить ароматами для дома и периодически менять их для обновления восприятия. Задействуйте тактильные ощущения и пространственную память в привычном месте: попробуйте позавтракать в тишине, если привыкли слушать музыку, или смотреть в окно, а не в монитор.

Если у вас насыщенный график и нет желания кардинально менять привычные вещи, Лоренс Кац предлагает посмотреть на них по-другому. На полке или столе рядом с вашим рабочим местом наверняка есть предметы, которые стоят там давно (календарь, статуэтка, фотография в рамке). Исследователь советует перевернуть их вверх ногами. Как это работает: при взгляде на вещь логическая часть мозга моментально обрабатывает информацию, а затем подключается абстрактное мышление. Если мозг определил предмет как знакомый, то ему не нужно активизировать мыслительный процесс: вещь становится «частью пейзажа» и человек не обращает на нее внимания. Непривычная картинка требует дополнительных нейронных ресурсов, подключает творческое правое полушарие и аналитику формы, сочетания цветов, качеств предмета. Такая реорганизация внесет эффект новизны и позволит сломать шаблон мышления.

Что еще можно сделать для мозга

Для полноценного восстановления мозгу нужны сон, правильное питание и спорт. По данным исследований, физическая активность влияет на настроение, самочувствие и познавательные способности. Можно начать с пеших прогулок, совместив их с поиском нового маршрута по системе «прокачки мозга» от Ричарда Дэвидсона.

Специалисты советуют применять различные техники для активизации нейропластичности. Например, на формирование новых нейронных связей позитивно влияют чтение, игра на музыкальных инструментах, путешествия и рукоделие, которое задействует мелкую моторику. Большинство этих тренировок считаются развлечениями, поэтому выбирайте занятия, которые доставляют вам удовольствие. Уже через неделю «тренировок» можно отметить изменения в восприятии, настроении и скорости мышления.

Источник

Развитие префронтальной области головного мозга с помощью математических упражнений

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозгаФрагмент книги Кавашима Р. Суперсчет для супермозга. Японская система для улучшения умственной деятельности. — СПб.: Питер, 2019

Активность префронтальной коры стимулируют письмо, чтение вслух и счет. В этой книге представлены различные математические примеры, основанные на обычных арифметических действиях. Эффективность упражнений была подтверждена опытным путем.

Мозг человека состоит из четырех отделов (долей): лобной, теменной, височной, затылочной. Все они отвечают за разные функции, но не будет преувеличением сказать, что самой важной частью человеческого мозга является префронтальная область, располагающаяся в лобной доле.

Префронтальная кора головного мозга развита только у людей и отвечает за мышление, коммуникативные навыки, управление эмоциями, принятие решений и самоконтроль. Поэтому тренировка именно этой области ведет к улучшению качества жизни человека.

Для поддержания здоровья телу нужны физические нагрузки, а мозгу интеллектуальные.

Как можно развить префронтальную область и сохранить здоровье мозга?

С распространением компьютеров и других высокотехнологичных устройств люди все реже и реже пишут от руки. А значит, определенная область мозга используется все меньше. Мозг, так же как и мышцы, хиреет без нагрузки. Вот почему так важно ежедневно заставлять его работать.

Наверное, каждому из вас доводилось попадать в ситуацию, когда нужно было написать что-то от руки, но вы не могли вспомнить, как пишется слово.

Это абсолютно естественно, ведь каждый день вы пишете письма на компьютере, и он сам исправляет ваши ошибки. Именно поэтому для поддержания здоровья мозга так важно писать от руки, даже не говоря о том, как сильно активизирует его деятельность задача создать новый текст.

Арифметика также активизирует мозговую деятельность

В университете Тохоку при поддержке издательства Гаккэн были проведены практические эксперименты, чтобы выяснить, какие именно упражнения активизируют деятельность головного мозга.

Во время эксперимента у добровольцев, решающих арифметические примеры, отслеживали изменения в мозговом кровообращении с помощью оптической топографии (рис. 1)

Результат потряс все научное сообщество: по сравнению с состоянием покоя, во время решения задач кровообращение мозга улучшается, а мозговая деятельность активизируется (рис. 2).

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга

В тетради, которую вы держите в руках, содержатся упражнения на вычисления, задачки с одним неизвестным числом, а также магические квадраты и другие увлекательные задания, которые развивают целеустремленность и заставляют ваш мозг работать. Занимайтесь по тетради каждый день, и результат не заставит себя ждать!

Ежедневное выполнение заданий непременно активизирует работу мозга. Я уверен, вам понравятся задачки, решать которые вы научились много лет назад в школе.

И помните, что мозг лучше всего работает по утрам. Включите выполнение заданий в свой ежедневный утренний ритуал.

Ниже представлены различные математические примеры, основанные на обычных арифметических действиях. Ответы нужно вписывать вручную, так как это дополнительно стимулирует вашу мозговую деятельность.

Источник

Биологический прайм-тайм: как обхитрить мозг или хотя бы научиться прокрастинировать с пользой

Теории и практики

Выпускник Карлтонского университета Крис Бэйли в течение года экспериментировал над собой, чтобы изучить границы продуктивности: работал по 90 часов в неделю, медитировал, три месяца пользовался смартфоном не больше часа в день, просыпался в 05:30 или, например, 10 дней жил в полной изоляции. Результатом исследования стал блог и книга «Мой продуктивный год: Как я проверил самые известные методики личной эффективности на себе», которую в начале февраля выпускает издательство «Альпина Паблишер». T&P публикуют фрагмент о том, что происходит с нашим мозгом во время прокрастинации и как это можно использовать.

Нескучная наука о мозге

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга

«Мой продуктивный год: Как я проверил самые известные методики личной эффективности на себе»

Давайте разберемся, что происходит внутри нашего мозга, когда мы медлим и откладываем.

Когда вы прокрастинируете, в мозге бушует увлекательнейшая внутренняя битва. Сначала вы пытаетесь придумать причину, почему нет ничего страшного в том, чтобы посмотреть еще один эпизод сериала «Карточный домик», но тут вспоминаете, что скоро нужно сдавать налоговую декларацию; затем у вас возникает искушение еще раз проверить Facebook или Twitter, а потом посещает мысль, что надо бы засесть за отчет, который вам сдавать в следующую пятницу.

Эти мысли — суть перетягивание каната между «лимбической системой» и «префронтальной корой» мозга.

Лимбическая система является эмоциональной, инстинктивной частью мозга, и в ней находится наш центр удовольствия. С эволюционной точки зрения лимбическая система — древняя часть мозга, которая имеется и у животных; она подталкивает нас к инстинктивным действиям, склоняет поддаться эмоциям и искушениям. Это та часть нашего мозга, которая подбивает нас отложить заполнение налоговой декларации и вместо этого посмотреть несколько серий «Карточного домика».

Префронтальная кора является логическим отделом нашего мозга — именно она стремится заставить нас засесть за составление налоговой декларации. Помимо прочего, она отвечает за логику, разум и помогает удерживать в поле зрения долгосрочные цели. Это она побудила вас взять в руки эту книгу. Если вы выполняете задания по продуктивности, которые здесь упоминаются, это потому, что ваша префронтальная кора победила; если же вы отложили проведение этих экспериментов и решили просто продолжать чтение, верх одержала лимбическая система.

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга

Это перетягивание каната между эмоциональной лимбической системой и логической префронтальной корой и приводит к тем решениям, которые вы принимаете в течение дня. Это же делает нас людьми. Если бы префронтальная кора одерживала победу всегда, все наши решения были бы совершенно логичны и мы ничем бы не отличались от жителей планеты Вулкан из «Звездного пути»; наши решения были бы основаны на чистой логике и разуме, без учета собственных эмоций или эмоций окружающих. Наоборот, если бы постоянно побеждала лимбическая система, мы ничем не отличались бы от животных, которые во всем руководствуются инстинктами.

Каждое принятое нами решение является результатом победы либо лимбической системы, либо префронтальной коры. Наша лимбическая система берет верх, и вот мы идем домой с девушкой, с которой только что познакомились в баре, не сопротивляемся и заказываем пончик к утреннему кофе, медлим и откладываем. Тим* часто называет такое поведение «уступить, чтобы получить удовольствие», и, если вы посмотрите на скан мозга человека, который прокрастинирует, вы увидите, что на неврологическом уровне происходит именно это. Префронтальная кора передает рычаги управления лимбической системе, и мы испытываем кратковременное удовольствие.

* Я, конечно, значительно упрощаю, поскольку головной мозг — очень сложная система, функционирование которой мы только-только начинаем понимать. Никакое обобщение на эту тему не в состоянии объяснить всей сложности и красоты его работы. [. ] И тем не менее, если говорить в самом общем смысле, лимбическая система в первую очередь отвечает за эмоции, а префронтальная кора — за логику.

Но и префронтальной коре часто удается одерживать победу. В результате мы все же откладываем деньги на пенсию, попадаем в спортзал после работы и поддерживаем спортивную форму. Эта часть мозга постоянно борется за то, чтобы мы достигали долгосрочных целей, а не только тех, которые доставляют удовольствие в краткосрочной перспективе. Почти невозможно добиться продуктивности без сильной префронтальной коры.

Всякий раз, когда мы раздумываем о том, следует ли взяться за неприятную задачу, лимбическая система и префронтальная кора вступают в схватку, и тогда мы либо откладываем все на потом, либо, засучив рукава, беремся за дело*.

Восстановление контроля над мозгом

В картине, которую я нарисовал, лимбическая система и префронтальная кора находятся в постоянном противоборстве друг с другом. И хотя в применении к прокрастинации все обстоит именно таким образом, остальное время эти две системы способны сотрудничать и давать фантастические результаты. Поскольку они отвечают за логику и эмоции, мы обязаны им некоторыми из самых замечательных изобретений, известных человечеству, включая язык, книгопечатание, лампочку, колесо и Интернет. Логическое мышление придумало колесо, но произошло это из-за желания создать более совершенный и более удобный мир. Кроме того, первый изобретатель колеса, вероятно, прославился среди своих соплеменников и впоследствии пользовался большим успехом у женщин. Но это всего лишь мое личное предположение (абсолютно не основанное на эволюционной психологии).

Взаимодействие префронтальной коры и лимбической системы позволяет нам заниматься делами, которые доставляют удовольствие, интересны и значимы для нас, — научиться играть на виолончели, накопить на экзотическое путешествие, совершить восхождение на гору, стать волонтером, создать прочные взаимоотношения, добиться долгосрочных результатов и следовать своему призванию.

Интересно, что, хотя сражения между лимбической системой и префронтальной корой происходят в нашем мозге по тысяче раз в день, мы их обычно не замечаем. Как 90% айсберга находится под водой, так и преобладающая часть мозговой активности скрыта в глубинах подсознания, а на поверхности оказывается лишь малая ее часть, которую мы и способны отследить. Программы повышения продуктивности оказывают столь мощное влияние на результаты именно потому, что они позволяют соединить достижения науки о мышлении и поведении с осознанным намерением человека достичь большего.

Без лимбической системы не обойтись, но продуктивность в основном связана с формированием сильной префронтальной коры, которая при необходимости может показать лимбической системе, кто здесь хозяин, и подавить импульсивное желание еще раз проверить свою электронную почту или Facebook, вместо этого направив наше внимание на дела с высокой отдачей. Конечно, необходимо, чтобы и лимбическая система чувствовала себя хорошо, но без сильной префронтальной коры невозможно реализовать серьезные достижения, создать прочные взаимоотношения и сохранить приверженность своей системе ценностей.

Все это легче сказать, чем сделать. Постоянное взаимодействие префронтальной коры и лимбической системы — необходимое условие функционирования именно человеческого мозга, но при этом известно, что префронтальная кора существенно слабее, чем лимбическая система. Лимбическая система развивалась на протяжении миллионов лет, в то время как префронтальная кора существует всего лишь тысячи лет.

Наиболее продуктивным людям удается не только отказаться от работы на автопилоте, но и научиться пользоваться по преимуществу префронтальной корой и минимизировать влияние лимбической системы.

Как склонить чашу весов в нужную сторону

Когда я планировал эту главу, я решил сделать ее длиннее, чем остальные, чтобы максимально активизировать вашу префронтальную кору. Когда вы читаете эти слова, ваша префронтальная кора находится в активном состоянии, извлекая смысл, стоящий за словами и устанавливая связи с прочитанным ранее. Активизация префронтальной коры — именно то, что нужно, чтобы одержать верх над лимбической системой и сконцентрировать внимание на делах, сопровождающихся максимальной отдачей.[…]

Даже после того, как вы наметите для себя наиболее важные задачи и сформируете твердое намерение заняться ими, все равно высока вероятность, что вы будете медлить и тянуть время, прежде чем реально возьметесь за них. Так будет, даже если у вас более сильная префронтальная кора, чем у большинства из нас.

К счастью, существует несколько стратегий, которые творят чудеса, позволяя изменить ситуацию в свою пользу. Если потратить какое-то время на планирование, то можно сделать даже самые скучные дела вроде заполнения налоговой декларации столь же увлекательными, как и просмотр нового сезона «Карточного домика».

Новый облик старых дел

— О @#%*@#!, взгляни на календарь! Через месяц сдавать налоговую декларацию, а ты даже еще не начал заполнять ее!

— Но это может потерпеть до завтра, разве нет?

* Кстати, хочу сделать одно признание. Моя любимая отговорка: «У меня нет на это времени». Когда кто-то говорит, что «не успевает» сделать что-либо, это на самом деле означает, что данное дело его не так уж интересует или, как вариант, оно относительно более неприятно с эмоциональной точки зрения, чем остальные дела. У всех нас есть по 24 часа в сутки, и мы сами выбираем, чем их заполнить. Но я отвлекся.

Как только вы замечаете, что ваш мозг затеял внутреннюю дискуссию о том, следует ли сейчас приступать к делу, или ловите себя на том, что говорите себе «Я сделаю это позже», «Сейчас у меня нет настроения заниматься этим» или, что хуже всего, «Я сделаю это, когда у меня будет побольше времени», это сигнал, что стоящая перед вами задача относится к категории эмоционально неприятных и необходимо что-то предпринять, чтобы значительно повысить ее привлекательность для вас*.

Поскольку заполнение налоговой декларации является таким неприятным делом, возникла целая индустрия, в которой только в США занято 320 000 человек. И это неудивительно: если бы заполнить налоговые декларации было так же просто, как нажать на кнопку на компьютере, этой индустрии просто не существовало бы. Если верить компании Intuit, создателю программного обеспечения TurboTax, их продукт, помимо прочего, помогает сделать заполнение налоговых деклараций менее скучным и раздражающим занятием, поскольку «почти треть налогоплательщиков тянет со сдачей налоговых деклараций до последнего».[…]

Поняв, какие именно триггеры вызывают проволочки, и составив соответствующий план, можно повысить привлекательность любой задачи. Например, если я вижу, что откладываю заполнение налоговой декларации, я сажусь и решаю, что буду снимать влияние негативных триггеров следующими способами:

• Если задача скучная: пойду в субботу в свое любимое кафе и заполню налоговую декларацию за чашкой какого-нибудь экзотического кофе, а заодно и понаблюдаю за жизнью вокруг.

• Сложная задача: проведу исследование, чтобы точно выяснить, какие шаги мне нужно предпринять и какие документы собрать. Пойду в кафе во время моего биологического прайм-тайма, когда у меня больше энергии.

• Задача неструктурированная или неоднозначная: проведу исследование по соответствующей тематике и на этой основе составлю подробный план всех необходимых шагов.

• Задача не имеет личностного смысла: ищу позитивные стороны. Например, если можно получить налоговое возмещение, то я стараюсь думать о его возможном размере и составляю список, на что потрачу полученные деньги.

• При выполнении задачи невозможно испытывать удовлетворение от самого процесса, не возникает никаких промежуточных стимулов: за каждые 15 минут, которые я провожу, работая над налогами, я разрешаю себе потратить два с половиной доллара на каприз или награждаю себя каким-то другим значимым образом за выполнение определенного этапа.

Согласен, заполнение налоговой декларации, скорее всего, никогда не станет столь же увлекательным, как просмотр фильмов на Netflix.

Но мы были близки к цели, не так ли?

Еще три способа улучшить контроль над мозгом

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга

Создать список задач на случай, если вы ловите себя на прокрастинации

В принципе даже прокрастинация может быть продуктивной. Создайте список значимых задач с высокой отдачей, которыми можно будет заняться в следующий раз, когда вы поймаете себя на прокрастинации. Это позволит остаться продуктивным и активизировать префронтальную кору. Например, в ходе проекта мне частенько хотелось отложить на потом чтение длинных и утомительных научных статей по продуктивности. Поэтому на этот случай я составил специальный список, который включает такие дела, как написание и отправка важных писем по электронной почте, наведение порядка в папках на компьютере и внесение затрат по проекту в таблицу. Также очень полезно давать себе две задачи на выбор — одну из тех, что вы склонны постоянно откладывать на потом, и вторую — задачу с высокой отдачей.

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга

Составить список негативных последствий

Простое перечисление негативных последствий от несделанного дела — мой любимый способ активизировать префронтальную кору. Этот очень простой прием значительно повысит ваши шансы на победу.

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга

Просто возьмитесь за дело

Обратите внимание, что я не написал «просто сделайте это». Если вам предстоят серьезные и крайне неприятные дела типа наведения порядка в подвале своего дома, просто возьмитесь за эту работу. Попробуйте установить таймер всего на 15 минут, после чего позвольте себе остановиться и заняться чем-нибудь другим. Если через 15 минут работы вы чувствуете, что можете продолжать, — продолжайте. Не беспокойтесь, если желание продолжать работу не возникнет. Каждый раз, когда я просто начинал делать что-либо, даже если только в течение нескольких минут, выяснялось, что дело не настолько неприятное, как мне представлялось ранее. Рита Эмметт, автор «Книги для лентяя», прекрасно сформулировала это в виде «закона Эмметт»: «На то, чтобы испытывать страх перед делом, уходит больше времени и энергии, чем на само дело».

Источник

Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры

10-09-2017, 10:53 | Экстремальные условия / Человек. Здоровье. Выживание | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (3 044)как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозгакак развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга

Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозгаФрагмент книги Р. Кавашима. Как заставить работать мозг в любом возрасте. Японская система развития интеллекта и памяти. — СПб.: Питер, 2017.

Как сохранить свой разум и интеллект в рабочем состоянии до глубокой старости? Какие тренировки лучше всего способствуют развитию памяти? Что нужно делать, чтобы все успевать? Автор мирового бестселлера «Тренируй свой мозг» Рюта Кавашима, отвечая на «детские» вопросы, рассказывает о работе мозга, его тренировке и условиях эффективности до глубокой старости. Начните тренировать свой мозг уже сегодня! Занимайтесь развитием интеллекта и памяти у себя и своих детей постоянно!

В Правда ли, что мозг полностью формируется к трем годам?
(Девочка, 13 лет)

Наполовину это правда, наполовину нет. Конечно, наш мозг быстро растет и развивается в период от 0 до 3 лет. Мозг новорожденного весит примерно 380 граммов, а четырехлетнего ребенка — уже 1250 граммов. Мозг взрослого человека весит в среднем 1350 граммов, то есть самый значительный рост происходит в период до 3 лет.

Кроме того, в этот период нейроны префронтальной коры мозга соединяются друг с другом растущей сетью нервных волокон. Когда ребенок общается с родителями или играет в различные игры, он получает необходимый для развития мозга опыт.

Считается, что то, насколько хорошо ребенок проводит время с родителями, влияет на развитие его мозга.

Существует японская пословица «Душа трехлетнего ребенка остается с человеком до ста лет», и действительно, по большей части к трем годам мозг уже сформирован.

Однако ученые выяснили, что есть еще один очень важный период для развития нейронов префронтальной коры. В 11-12 лет начинается половое созревание. В этот период мы развиваем мозг своими силами. Обязательно читайте много книг и старательно учитесь, чтобы мозг и особенно префронтальная кора развивались.

Но и этими двумя периодами развитие мозга не ограничивается. Даже повзрослев, можно тренировать и развивать мозг, все зависит от вашего старания. До трех лет мозг быстро растет, но его формирование продолжается и дальше.

Для развития и тренировки мозга нет такого понятия, как «слишком поздно», ведь мозг развивается всю жизнь.

Тест на определение IQ позволяет оценить работу лишь небольшой части мозга, он не показывает эффективность использования самой важной префронтальной коры. Поэтому если у вас высокий IQ, то это вовсе не значит, что в будущем вы сможете стать президентом компании. С другой стороны, низкий IQ не помешает вам осуществить свою мечту, когда вырастете. Так что не переживайте по этому поводу.

Что же значит быть умным? Если честно, я и сам пока точно не знаю. Как ученый, я считаю, что умный человек — тот, кто хорошо умеет использовать префронтальную кору своего мозга.

Префронтальная кора мозга — эта область, которая отвечает за то, чтобы думать, создавать что-то новое из уже известного, принимать решения, исходя из обстоятельств, запоминать и вспоминать вещи.

Значит, умный человек — это человек, у которого префронтальная кора работает хорошо, следовательно, у него все в порядке с памятью, и он быстро соображает.

Что же лучше всего делать для тренировки префронтальной коры? Точно могу сказать, что один из способов тренировки мозга — много читать, считать и писать.

Получается, чтобы стать умным, нужно как следует учиться в школе, ведь школьные занятия тренируют префронтальную кору.

Наш мозг запоминает даже то, что слышал всего один раз. Люди, которые не могут запомнить что-то и с нескольких раз, на самом деле просто не могут найти способ «достать» информацию из памяти. В чем же разница?

Люди, которые могут запомнить информацию с первого раза, бессознательно связывают услышанное с разными другими вещами.

Например, вы идете в магазин, чтобы купить хлеб и тетрадь. Если попытаться запомнить это по отдельности, то все сразу забудется. Но если связать их в уме в один образ «тетрадь из хлеба», то запомнить станет гораздо легче.

То есть даже если вы забудете что-то, в вашей голове останется связанная с этим ассоциация, с помощью которой вы, как удочкой, сможете вытащить из памяти нужную информацию.

А люди, которые не могут запомнить что-то, сколько бы ни пытались, вероятно, просто пытаются запоминать все по отдельности.

В Что значит «голова хорошо работает»?
(Девушка, 19 лет)

О Это значит, что человек умеет хорошо использовать свою префронтальную кору.

«Голова хорошо работает» — значит, человек в любой ситуации быстро понимает, как ему лучше поступить. Необходимо накопить достаточно опыта, чтобы представлять, что может случиться и как лучше себя вести в тех или иных обстоятельствах.

Это работа префронтальной коры: исходя из накопленного опыта выбирать наиболее подходящее ситуации действие. Значит, тот, кто много учится, интересно проводит время, получает разные знания и опыт, следовательно, может эффективно использовать префронтальную кору своего мозга, — это и есть человек, у которого хорошо работает голова.

Почему во время уроков хочется спать?

Во время уроков хочется спать из-за проблем с концентрацией внимания. Когда вас клонит в сон, это значит, что циркуляция крови в префронтальной коре замедляется, как во время отдыха. А вот когда вам интересно учиться и вы сконцентрированы, то и префронтальная кора работает хорошо, и спать не хочется.

Разумеется, причиной сонливости может быть и недостаток сна. Важно ложиться спать в установленное время, как следует высыпаться и жить по расписанию.

В Что происходит в голове, когда мы о ч ем-то думаем?
(Девочка, 9 лет)

О Когда мы просто размышляем о чем-то, командный центр нашего мозга — префронтальная кора — работает только чуть-чуть.

Активность мозга во время размышлений измерили с помощью специального оборудования (МРТ). Оказалось, что в этот момент у правшей префронтальная кора левого полушария мозга работает совсем немного. Мозг настолько удивительная вещь, что можно думать и размышлять, даже используя его совсем чуть-чуть.

Тогда в какое время мозг работает наиболее активно? Согласно нашим исследованиям, мозг наиболее активен во время чтения вслух.

На втором месте — решение простых арифметических примеров. Более того, в отличие от медленного решения сложных задач, во время быстрого решения простых арифметических примеров работает практически весь мозг, включая префронтальную кору обоих полушарий. Однако мы все еще не знаем, почему именно чтение вслух и решение простых примеров заставляют мозг так активно работать.

С другой стороны, когда мы, например, слушаем музыку, наш мозг практически не работает, кроме височной доли, которая отвечает за слуховое восприятие. А если это музыка без слов, то у правшей работает только височная доля правого полушария.

Активность мозга, когда мы читаем вслух и решаем простые примеры, полностью отличается от активности мозга, когда мы слушаем музыку.

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга
как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга
как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга

В Читать книги полезно для мозга?
(Мальчик, 9 лет)

О Очень полезно. Когда вы читаете книги, то не только получаете знания, но и тренируете свой мозг.

Читая книги, можно научиться новым вещам, совершить рискованное путешествие в космос (которое невозможно совершить в реальности), встретиться с людьми, которые жили давным-давно, — одним словом, получить бесценный опыт. Но и это не все. Чтение книг тренирует мозг и, значит, пригодится для достижения ваших целей в будущем. Поэтому обязательно читайте как можно больше!

Что же нужно читать для тренировки мозга? Наши исследования показали, что неважно, какого жанра книга.

Однако во время чтения комиксов или журналов (где много картинок и мало слов) префронтальная кора почти не работает, поэтому старайтесь читать книги без картинок.

В Работает ли мозг по-разному, когда мы обдумываем фразу и когда записываем е е?
(Девочка, 11 лет)

О Когда вы одновременно пишете и запоминаете, мозг работает намного активнее, поэтому запоминать получается лучше, чем когда вы просто слушаете.

Когда вы обдумываете услышанную фразу, работает префронтальная кора левого полушария, которая отвечает за речь, и нижняя часть височной доли левого полушария, которая, как считается, отвечает за распознавание смысла.

А если вы записываете фразу, одновременно начинают работать оба полушария мозга. Работают префронтальная кора обоих полушарий, а также височная доля и теменная доля обоих полушарий. Получается, что, когда вы пишете, мозг много работает.

Так что если записывать в тетрадь то, что учитель пишет на доске, мозг будет активно работать, а информация — лучше запоминаться. А вот если только слушать и не записывать, то мозг будет работать совсем чуть-чуть, и вы мало что запомните.

В Что происходит в мозге, когда мы запоминаем слова?
(Девочка, 9 лет)

О Префронтальная кора обоих полушарий мозга работает, а то, как она работает, зависит от способа запоминания.

Наши ученые исследовали, как работает мозг во время запоминания слов и знаков.

Во-первых, когда мы видим знак глазами. В этот момент работает затылочная доля обоих полушарий, с помощью которой мы видим, а также несколько областей префронтальной коры левого полушария. Все выученные знаки «хранятся» в задней нижней части височной доли левого полушария.

Во-вторых, когда мы пишем много раз один и тот же знак. В этот момент работают многие области мозга. Особенно активно работает задняя часть префронтальной коры обоих полушарий.

Работа мозга совершенно различается в зависимости от того, пишем мы слова, чтобы запомнить, или нет.

Выяснилось, что при письме знаки запоминаются гораздо лучше. А вот если их не писать, то запоминать будет очень трудно, ведь мозг практически не работает в этом случае.

Кроме того, когда мы пишем, активно работает самая важная часть мозга — префронтальная кора. Получается, что это хорошая тренировка для нее.

Если тренировать префронтальную кору, то мозг не только будет хорошо запоминать слова, но и выучит, как и где их использовать.

А вот когда вы учите, как пишутся слова, просто смотря на них, префронтальная кора не работает так активно, как когда вы их пишете, поэтому вы сможете запомнить только сами слова.

как развить префронтальную кору мозга. Смотреть фото как развить префронтальную кору мозга. Смотреть картинку как развить префронтальную кору мозга. Картинка про как развить префронтальную кору мозга. Фото как развить префронтальную кору мозга

В Можно ли стать умнее, если решать арифметические примеры в математических таблицах?
(Мальчик, 9 лет)

О Решение примеров в математических таблицах — это как упражнения для разогрева перед тренировкой. Неизвестно, можно ли поумнеть, решая только их.

Решение простых арифметических примеров в математических таблицах активизирует префронтальную кору обоих полушарий. Поэтому это хорошо в качестве тренировки для мозга.

Однако не следует забывать, что если выполнять только задания такого типа, то другие задания выполнять не научишься и будешь хорошо решать лишь простые примеры.

Если делать только упражнения для разминки, не получится хорошо научиться играть в футбол или волейбол, ведь так? После разминки всегда идет сама тренировка, на которой уже можно чему-нибудь научиться.

Решение примеров в таблицах — такая же разминка для мозга. После разминки, когда префронтальная кора хорошо работает, размышляйте, хорошо проводите время с друзьями, общайтесь с разными людьми, ходите в интересные места — в общем, получайте опыт, и тогда можно стать умным.

Поэтому нельзя ограничиваться только решением примеров в таблицах. Решать их, конечно, очень полезно, но гораздо важнее то, чем вы занимаетесь помимо них.

В Как работает мозг во время игры в слова?
(Мальчик, 9 лет)

О Во время этой игры мозг работает очень активно, особенно префронтальная кора.

Игра в слова — это игра, где нужно по очереди говорить слова и каждое новое слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Слова не должны повторяться. Когда мы играем в эту игру, многие области мозга, и в первую очередь префронтальная кора, активно работают. Поэтому игра в слова очень полезна для тренировки мозга.

По данным наших исследований, чем больше людей участвуют в игре, тем активнее работает мозг. Хотя при большом количестве участников собственное время игры уменьшается, но усложняется сама игра, ведь нужно следить за другими игроками, и поэтому активность мозга увеличивается.

В Как тренировать мозг, чтобы развивать воображение и творческие способности?
(Мальчик, 13 лет)

О За творческие способности отвечает префронтальная кора мозга. Поэтому тренировать нужно именно е е.

Мы провели исследование, чтобы выяснить, какая область мозга отвечает за воображение и творческие способности.

Студентам говорили названия предметов, не существующих в реальности, например «арбузный телевизор» или «лестница из кошек», и просили вообразить их себе. Когда студенты пытались представить эти новые предметы, у них работала главным образом префронтальная кора левого полушария.

То есть за воображение и творческие способности отвечает в основном эта область мозга. Следовательно, чтобы развивать такие способности, нужно тренировать префронтальную кору мозга.

А для ее тренировки нужно много общаться и проводить время с родителями и друзьями, получать разный опыт и хорошо учиться в школе.

Кроме того, очень полезно читать и решать арифметические примеры. А вот когда вы смотрите телевизор, играете в видеоигры или читаете комиксы, префронтальная кора не работает. И хотя полностью отказываться от этого не обязательно, нужно уменьшить время, которое вы проводите за этими занятиями.

Построй в голове скоростную магистраль

Информация, поступающая из внешнего мира в мозг, передается от одного нейрона к другому, как в игре «испорченный телефон». Только в отличие от игры, информация не изменяется по пути и доходит до последнего нейрона в правильном виде.

Правда, мы сразу забываем то, что слышали, видели или делали только один раз. А вот когда информация повторяется, мозг работает активно и запоминает ее.

Если сравнить путь, по которому информация прошла только один раз, с узкой проселочной дорогой, то с помощью многократного повторения можно построить широкую скоростную магистраль.

Тренировать мозг — значит строить много таких магистралей в разных направлениях.

В Полезно ли для мозга учиться через силу?
(Мальчик, 9 лет)

О В этом случае мозг работает неэффективно.

Наш мозг устроен таким образом, что, когда мы занимаемся чем-то без желания, он почти не работает. А работает он в том случае, когда у нас есть энтузиазм и мотивация.

Когда учиться совсем не хочется, но мы все равно делаем это через силу, продуктивность мозга падает.

С другой стороны, заставлять мозг работать через силу полезно для его тренировки. Ведь если вы, например, бежите марафон без особого желания, это же в любом случае полезно для тела.

Конечно, любым делом приятнее заниматься, если у вас есть желание и мотивация. А как вы себя мотивируете?

В Почему то, что нравится, легко запомнить, а то, что не нравится, — нет?
(Девочка, 6 лет)

О Потому что когда мы стараемся и делаем что-то с желанием, префронтальная кора мозга работает намного лучше.

Префронтальная кора — это область мозга, отвечающая за мотивацию. Мотивация растет, когда мы занимаемся тем, что нам нравится.

Структура, которая регулирует эмоции, находится глубоко в мозге и называется лимбической системой. От нее в префронтальную кору поступают сигналы «Это мне нравится! Я люблю это делать!». А когда от лимбической системы поступают сигналы «Мне это не нравится!», то префронтальная кора практически перестает работать. Поэтому пропадает мотивация и падает продуктивность.

Но нельзя бросать учить какие-то предметы только потому, что они не нравятся. Ведь это плохо отразится на вашем будущем.

Бывает, что начинаешь любить предметы, которые раньше не нравились, после того как много позанимаешься. Поэтому придумайте, как себя мотивировать, например, с помощью системы поощрений за успехи по нелюбимым предметам.

В Можно перестроить мозг так, чтобы полюбить нелюбимые предметы?
(Мальчик, 10 лет)

О Можно полюбить даже нелюбимые предметы, если много ими заниматься.

В школе я терпеть не мог английский язык. В средних классах я нормально к нему относился, но в старших просто возненавидел.

Разумеется, мои оценки по этому предмету были плохими. Но сейчас я свободно общаюсь с иностранцами на английском и исправляю ошибки в текстах моих студентов.

Как же я смог преодолеть свою нелюбовь к английскому?

Все дело в том, что мне приходилось постоянно использовать английский язык: я жил в принимающей семье за границей, чтобы заниматься исследованиями. Поначалу мой мозг продолжал не любить английский, но у него не было выбора, ведь нужно было постоянно общаться и работать. Так мой мозг постепенно переключился на любовь к английскому.

Если не будете прикладывать усилий, вы никогда не сможете полюбить нелюбимый предмет. Нужно понимать, что это может пригодиться вам в будущем, и стараться изо всех сил — так вы сможете полюбить то, что раньше вам не нравилось. Мой личный опыт это подтверждает.

В Почему те, кто не занимается на дополнительных курсах, умнее тех, кто занимается?
(Девочка, 9 лет)

О Потому что желание самостоятельно изучать что-то не связано с количеством времени, затраченного на учебу.

Давайте считать здесь, что умный ребенок — это тот, у кого хорошие результаты.

Школьная успеваемость учеников, которые занимаются на дополнительных курсах, сильно зависит от того, что они на этих курсах делают. Кроме того, на результаты обучения влияет отношение к школьным занятиям, поведение на уроках, подготовка домашнего задания и повторение материала.

Люди, которые изучают что-то самостоятельно и с энтузиазмом, могут усвоить гораздо больше, чем те, кого учат другие люди. Это общеизвестный факт.

Например, школьник не ходит на дополнительные курсы, но как следует занимается в школе и самостоятельно. Очевидно, что он достигнет лучших результатов, чем тот, кто ходит на курсы через силу.

Кроме того, результат не зависит от продолжительности занятий, он зависит от желания учиться и мотивации.

Если вы будете изо всех сил стараться и тренировать свой мозг, то сможете исполнить вою мечту и стать умным.

© Р. Кавашима. Как заставить работать мозг в любом возрасте. Японская система развития интеллекта и памяти. — СПб.: Питер, 2017.
© Публикуется с разрешения издательства

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *