как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа

Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока

как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Смотреть фото как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Смотреть картинку как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Картинка про как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Фото как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа Любовь Позднякова
Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА.

Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.

Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня. Они уже давно живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов. Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».

Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, сообщает чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, кто учится) или её объектом (тем, кого учат? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.

Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах образования, ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

В основе наиболее распространенного традиционного обучения, предшественника развивающего, лежит идея о независимости развития, в том числе умственного, от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.Формулу этой теории можно представить так:

обучение естественное развитие = зона актуального развития

Такое обучение следует за естественным развитием ребенка и использует те познавательные возможности, тот уровень, который школьник при этом достигает. Достигнутый таким образом уровень определяется исследователями как зона актуального развития. При указанном соотношении места обучения и развития, учителю приходится опираться на принцип доступности, который реализуется через обучение детей «от простого к сложному» и «от близкого к далекому». Согласно этому принципу, на каждой ступени образования школьникам дается лишь то, что им посильно в данном возрасте. Остается неясным – кто и когда точно и однозначно смог определить меру этой посильности.

В 30-х годах прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семенович Выготский разработал новую инновационную модель обучения, которая опережает развитие.Соотношение их можно представить следующим образом:

развитие обучение = зона ближайшего развития.

Согласно этой теории обучение не есть развитие, но «правильно организованное», оно ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. По Л. С. Выготскому, процессы развития идут вслед за обучением, создавая зону ближайшего развития. Она включает те действия, которые ребенок, способен выполнить только в совместной деятельности с учителем. В этой зоне реализуются те познавательные возможности, которые обычно не раскрываются в традиционном обучении.

Итак, рассмотрим различия традиционного обучения и обучения, основанного на деятельностном подходе.

1) базируется на принципе доступности;

2) учащийся выступает в роли объекта педагогической деятельности;

3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания;

5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы;

6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности.

1) опирается на зону ближайшего развития;

2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности;

3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения;

4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания;

5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности;

6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.

1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5. Организация урока динамична и вариативна.

6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых деятельностный подход требует.

1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.

На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.

Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г. А. Цукерман). Одним из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники заголовков-вопросов. Так называемые «хитрые вопросы» становятся отправной точкой дальнейшего поиска.

Какие же способы мотивации деятельности детей, формирования активной познавательной позиции использованы в учебниках системы Л. В. Занкова.

Вот наиболее распространённые:

— вопросы, суждения, нахождение ошибок;

— задания, для выполнения которых недостаёт знаний;

— наблюдения за фактами, для объяснения которых нужны новые сведения;

— специальные условные знаки и значки, и другие.

2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.

Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г. А.Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

Названное условие тесно связано с первым,оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.

3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).

При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.

4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.

Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу.

5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Какие же происходят изменения в структуре уроков? Как построить и провести урок, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, чтобы он в результате её достиг желаемых целей и результатов? Ведь главной целью в преподавании для меня, как и для каждого учителя является залог успешности каждого урока, чтобы учащиеся полученные знания умели использовать не только на уроках, но и в жизни.

Передо мной встала проблема, как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно деятельностный метод обучения помог решить эту проблему.

Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Структура урока «открытия нового знания», построенного на основе деятельностного метода,имеет следующие этапы:

1. Этап самоопределения к деятельности.

Цель: Включение в учебную деятельность.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

3. Постановка учебной задачи.

Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания).

Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: Усвоение нового способа действий.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

8. Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.

Перечисленные выше этапы работы над понятием лучше проводить на одном уроке, не разрывая их по времени.

Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации:

-побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом и вызывающей удивление у детей;

-постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у детей.

Существуют следующие методы решения учебной проблемы:

-побуждающий от проблемной ситуации диалог (общее побуждение, подсказка, сообщение);

-подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока).

Необходимо использовать виды продуктивных заданий:

-формулирование вопросов по теме урока;

-создание опорного сигнала: схема, таблица, опорные слова;

-создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение, сказка.

Технология деятельностного метода применима при работе по любой из действующих образовательных программ для обучения младших школьников.

1. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урокв развивающем обучении: Книга для учителя. – М. :ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006

3. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236/

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 204с. – (Стандарты второго поколения).

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ]; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 152с.

6. Выготский Л. С. Собр. Соч. / Л. С. Выготский. – М., 1984. – Т. 4.

Позднякова Любовь Вячеславовна

Павлодарский филиал МБОУ Моисеево – Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области.

Учитель начальных классов первой категории

как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Смотреть фото как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Смотреть картинку как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Картинка про как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Фото как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответаСистемно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена.

Системно-деятельностный подход во взаимодействии педагога-психолога и учителя-логопеда в проектной деятельности Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Гнёздышко» Ярославского муниципального района «Системно-деятельностный.

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе. Дидактическая игра «Волшебные квадраты» Пример игры, адаптированной для решения задач познавательного развития дошкольников в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ. Хочу.

ФГОС ДО «Системно-деятельностный подход» В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Презентация «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении» Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении. Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании.

как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Смотреть фото как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Смотреть картинку как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Картинка про как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Фото как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответаСистемно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса (из опыта работы) Хочу поделиться с Вами своими находками, которые по моему убеждению помогают организовать образовательную среду в группе. Система дошкольного.

Системно-деятельный подход в ДОУ в рамках реализации ФГОС Е. А. Наумова, МКДОУ д/с №4 «Теремок» г. Семилуки Воронежской области. Системно – деятельный подход – это переход к построению стандартов.

Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Системно-комплексный подход в использовании предметно-пространственной развивающей среды ДОУ В современной системе образования РФ – дошкольный.

Выступление на педсовете «Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования» » Cистемно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования». Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.

Источник

Статья «Деятельностный подход в организации обучения как основной принцип реализации ФГОС УО (ИН)».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ОГКОУ «Шуйская коррекционная школа-интернат»

«Деятельностный подход в организации обучения как основной принцип реализации ФГОС УО (ИН)».

Учитель профессионально-трудового обучения

В основу новых Федеральных государственных образовательных стандартов положен деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

признание в качестве основного средства достижения цели образования обучающихся с умственной отсталостью организацию познавательной и предметно-практической деятельности, обеспечивающей овладение ими содержанием образования;

признание того, что развитие личности обучающихся с ИН зависит от характера организации доступной им деятельности;

развитие личности таких обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации.

Реализация ФГОС требует перестройки учебного процесса и профессиональной традиционной деятельности учителя.

Основная идея деятельностного подхода – новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся сами «открывают» их в процессе самостоятельной, коллективной исследовательской деятельности.

Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Деятельностный подход – это содержание учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Понятие деятельностного подхода было введено в педагогическую практику в 1985 году. Главный фактор развития – учебная деятельность.

Учитель должен понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Решение проблем в жизни

1. Учитель проверяет д/з учеников

2. Учитель объявляет новую тему.

3. Учитель объясняет новую тему.

4. Учитель организует закрепление знаний учениками.

1. Жизнь ставит нас в с

Мы формулируем цель:

«Чего мы хотим добиться?»

определяем, хватит ли

3. Мы пытаемся решить

проблему (при необходимости

добывая новые знания).

4. Получив результат,

мы сравниваем его с целью.

Делаем вывод – добились

1. Создание проблемной

ситуации учителем и

учениками своих знаний

4. Выражение решения,

При внедрении деятельностного подхода необходимо проводить линию сравнения с прежним традиционным обучением, где весь процесс обучения был направлен на приобретение знаний, умений и навыков (ЗУНов):

— в традиционном обучении тема и цели урока определяются учителем без участия учащихся. А при ДП цели, задачи и тему урока определяют сами обучающиеся при помощи учителя, благодаря наводящим вопросам и заданиям;

— уроки при ДП отличаются от традиционных уроков тем, что на них преобладают разнообразные формы, методы, приёмы обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе;

— в отличие от урока в традиционном обучении на уроках при ДП учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие (т.е. оценивать свою готовность, обнаруживать незнание материала, находить причины затруднений, определять, что ещё не усвоено);

— на уроках при ДП учитель обязательно должен владеть технологией диалога, обучать учащихся ставить вопросы; сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей не только работать по правилу, но и творчески;

— у учащихся формируется контрольно – оценочная деятельность (они сами выставляют себе отметки за работу и оценивают свою деятельность на уроке).

Одним из основных условий реализации деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к внедрению ДП в обучение. Существуют показатели готовности и реализации ДП в обучении. Педагог:

— имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребёнку;

— организует поисковую, проблемную, проектную деятельность детей;

— организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения;

— организует самоконтроль и самооценку обучающимися своей деятельности в соответствии с выбранными критериями;

— владеет способами организации рефлексии;

— осуществляет анализ собственной педагогической деятельности.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

— моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

— использование активных и интерактивных методик;

-участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

-вовлечение обучающихся в игровую, рефлексивную деятельность.

Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:

— работают с источниками информации;

— решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

— анализируют современные общественные явления и события;

— осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

— выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Основными требованиями к уроку, построенному на деятельной основе, являются:

Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов.

Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться предметные и универсальные действия.

Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача – мотив – учебные действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия.

Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих самостоятельность обучающихся.

Создание психологически комфортной обстановки на уроке.

Минимализация и вариативность домашнего задания.

Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности.

В структуре урока в рамках ДП важную роль играет мотивация обучающихся к учебной деятельности. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Очень важна психологическая установка на урок.

На этапе мотивации к учебной деятельности организуется осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе дети настраиваются на работу.

На уроках дети работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении разных учебных задач. Технология деятельностного подхода означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под руководством учителя, но с высокой долей самостоятельности, отвечают на вопросы.

Важную роль играет умение обучающихся оценивать свою учебную деятельность в течение всего урока. Для этого необходимо предлагать понятные и доступные для наших детей критерии оценивания, знакомить с ними в начале урока и работать по ним весь урок, в конце необходимо подвести итог этой работы. Конечно, наши дети не всегда объективно оценивают свои знания или выполненные работы, после подведения итога обязательна обоснованная корректировка со стороны учителя.

При подведении итога урока фиксируется изученное новое знание и его значимость. Организуется самооценка учебной деятельности и согласовывается домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.

Рефлексия учебной деятельности:

— Какая тема урока была?

— Какую цель ставили? Достигли цели?

Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

Таким образом, ДП позволяет сделать интересным и значимым каждый урок, активизировать деятельность обучающихся, добиться успешности каждого ученика в процессе изучения предмета.

Источник

Деятельностный подход в обучении.

как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Смотреть фото как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Смотреть картинку как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Картинка про как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Фото как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа

как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Смотреть фото как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Смотреть картинку как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Картинка про как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа. Фото как реализуется деятельностный подход к организации обучения несколько вариантов ответа

Содержимое разработки

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу, в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу.

Образование должно воспитывать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальную справедливость, гуманизм, высокую духовность и нравственность. Таким образом, отечественной системе образования выдвинут новый социальный заказ. Обществу необходимы социально мобильные, творчески действующие граждане, способные развивать науку, промышленность, обеспечивающие поступательное движение вперёд при неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод.

Актуальность
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться. Хорошо понятно, что общие идеи, красной нитью проходящие через стандарты, родились не сегодня – они уже много лет живут в умах и делах педагогов, психологов, методистов, учителей и целых педагогических коллективов.
Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом.
Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.

Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах общего образования, которые условно называют стандартами второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний.

В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.

Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.

Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

2. Изменение позиции учителя.

Сейчас у нас очень много бумажной работы: заполняем карты, изучаем стандарты теоретически и совершенно забыли или мало обсуждаем методику преподавания предметов.

Одной из самых главных задач в деле освоения деятельностного подхода считается изменение личной позиции учителя на уроке. «…Если недостающим умениям и навыкам учителя можно научить на курсах и семинарах, то новым мотивам и целям ни научить, ни научиться невозможно – они формируются по мере того, как человек включается в новую для него деятельность и шаг за шагом овладевает ею, «вживается» в неё. «

За годы работы в школе нам пришлось посетить немало самых разных уроков. Одни были более удачными, другие менее удачными, на каких-то уроках хотелось помочь учителю или просто посочувствовать. Практически на каждом уроке, в первую очередь обращаешь внимание на позицию, которую занимает на уроке учитель: человек, который всё знает и готов поделиться своим знанием с теми, кто тихо и прямо сидит за партой, не шевелясь и не разговаривая; или сурового, немногословного наблюдателя, ждущего, когда его ученик сделает ошибку, или аккуратного, спокойного, убеждённого в том, что в его классе нет высоких результатов, потому что ему, учителю не повезло –такой достался необучаемый контингент… От позиции учителя зависит, сможет ли он реализовать принципы деятельностного обучения в своей практике. Именно поэтому мы начинаем с обсуждения профессионального портрета учителя.

Понимаем, что учитель – это обычный человек, которому могут быть свойственны слабости; человек, подверженный симпатиям и антипатиям; человек, у которого день может сложиться не очень удачно и от этого портится настроение и пропадает вдохновение. Но есть«заповеди», которые учитель деятельностного обучения не нарушит ни при каких обстоятельствах. Вот о них мы и поговорим.

ПЕРВОЕ. Педагог деятельностного обучения убеждён и уверен в том, что каждый его ученик способен подняться на ступень выше.

ВТОРОЕ. Уважение личности ученика проявляется в каждом обращении к ученику, в готовности помогать ему, а не указывать, не вести за собой. Учитель умеет усилить голос ученика, который верно ответил или сделал точное предположение, и в то же время учитель способен сделать незаметным, неслышным неудачный ответ. Эмоциональная и содержательная поддержка нужна каждому ученику в классе. И в этих действиях гуманизм учителя и его сила.

ТРЕТЬЕ. Учитель способен выбирать стиль своего участия в уроке:

от мягко-доверительного до жёстко-требовательного. Учитель деятельностного подхода делает всё для того, чтобы каждый его ученик максимально реализовался. Чутко улавливая настроение и зная обстоятельства внутренней жизни класса, понимая и серьёзно принимая проблемы детей, наблюдая за физическим состоянием каждого из них в течение учебного дня, учитывая даже состояние погоды в конкретный день и час, преподаватель усиливает или ослабляет темп урока, произносит ободряющие слова, шутит или, наоборот, предельно серьёзен и ответственен в создании деловой атмосферы. Каждое слово учителя предельно взвешено, юмор учителя должен быть именно юмором, без сарказма.

ПЯТОЕ: Если у ученика не будет возможности высказать свое мнение на уроке (по учебной теме, по проблеме) невозможно и формирование заинтересованности, учебной мотивации. Значит учитель должен быть готов слушать мнения учащихся, выделять на это время на уроке, не жалеть его и не считать потерянным на пустые разговоры. Учитель заранее планирует дискуссию и в заданиях распределяет между учащимися разные точки зрения, планирует исследование проблемы и ожидает от учащихся вывода.

ШЕСТОЕ. Учитель деятельностного подхода знает об особенностях возраста своих учеников: физиологических, психологических. Это помогает ему правильно выбирать и планировать виды деятельности, актуальные и посильные для каждой возрастной группы.

Замысел, планирование, проведение, анализ, рефлексия, урока – всё это входит в общий контекст деятельности: осмысленной, целенаправленной активности учащихся.

СЕДЬМОЕ. Учитель принимает в качестве важнейшей своей педагогической задачи – формирование у учащихся действий контроля и оценки. Контроль и оценка – это не должностные обязанности учителя, а особые учебные действия, которыми уже владеют взрослые и которые постепенно осваивают дети.

ВОСЬМОЕ. Высокий профессионализм учителя деятельностного подхода заключается в том, чтобы уйти с первого плана на второй или даже третий, а на первый план вывести ученика, вручить ему способы действий, инструменты оценивания и, самое главное, обеспечитьуверенность в том, что у него всё получится. Наверное, это сделать труднее всего.

3. Сущность деятельностного подхода

«Деятельность – такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека».

«Теория развивающего обучения»

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении: учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание-следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.

В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова.

Под системно – деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».

Как пишет Л.С. Выготский «в основу процесса должна быть положена личная деятельность ученика…» В деятельности ученик осваивает новое и продвигается вперёд по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он завязывает отношения, которые развиваются в процессе этой деятельности.

Он пробует различные инструменты, которыми может впоследствии воспользоваться, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для мышления, осваивает некоторые социальные действия. Для обучающегося его деятельность есть не просто и не столько учебная. Это настоящая жизнедеятельность.

Функция учителя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л.С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».

Что же означает деятельностный подход?

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение,, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;

СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

4. Принципы деятельностного подхода

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Предметом усвоения являются общие способы действия – способы решения класса задач. С них начинается освоение учебного предмета. В дальнейшем общий способ действия конкретизируется применительно к частным случаям.

Освоение общего способа ни в коем случае не может быть его сообщением – информацией о нем. Оно должно быть выстроено как учебная деятельность, начинающаяся с предметно-практического действия. Реальное предметное действие в дальнейшем свертывается в модель-понятие. В модели общий способ действия зафиксирован в «чистом виде».

Работа школьников строится как поиск и проба средств решения задачи.

5. Сравнительный анализ традиционного и деятельностного обучения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *