как решается вопрос о соотношении обучения и развития в отечественной психологии
Вопрос №2: Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.
1) Основные понятия
2) Проблема соотношения обучения и развития в отечественной психологии
3) Проблема соотношения обучения и развития в зарубежной психологии
5) Список литературы
1. Обучение (Л.С.Выготский)— движущая сила психического развития.
Развитие (по Пиаже)— это переход от низший стадии к высшей.
Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский)- уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности
Зона актуального развития (Л.С. Выготский)— представляет собой совокупность знаний, умений и навыков ребенка, которыми он владеет на высоком уровне в данный момент времени.
2. В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л. С. Выготским в начале 30-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии. Введенное им понятие «зона ближайшего развития» раскрывает это общее теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению. То, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, характеризуется Л. С. Выготским как «зона актуального развития».
Интенсивные исследования отечественных психологов в 40 — 60-е гг. способствовали дальнейшей разработке проблемы О. и Р. прежде всего по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим, определения конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие детей различного школьного возраста в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами). При этом одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), другие достигали развивающего эффекта обучения г. о. посредством усовершенствования методов обучения (Л. В. Занков), третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности школьников и тем самым повысить эффективность усвоения (Н. А. Менчинская, Б. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер и др.).
3. Между обучением и развитием отсутствует связь (Ж.Пиаже). Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае «идет в хвосте развития», оно как бы надстраивается над созреванием. Согласно этой теории, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния;
Между обучением и развитием существует тесная связь (К. Коффка). Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования. Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь (развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие).
4. Авторы: Л.С. Выготский, Ж.Пиаже, К.Коффка, У.Джеймс, Э.Торндайк, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков
5. Список литературы:
1.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Как решается проблема связи обучения и развития в психологии развития?
Связь обучения и развития одна из актуальных проблем психологии развития. С.Л. Рубинштейн писал, что «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог, заключает в себе и определенную теорию обучения».
Проанализировав все существующие направления в решении этой проблемы, можно четко выделить три основных подхода:
Они были описаны в прошлом веке Л.С.Выготским в его труде «Педагогическая психология». Для того чтобы выделить единственно правильный подход, необходимо рассмотреть каждый из них.
Между обучением и развитием связь отсутствует.
Основным разработчиком этой теории является Ж.Пиаже, также ее придерживался и развивал в своих работах В.Штерн. Суть ее заключается в том, что развитие и процесс школьного обучения происходят независимо друг от друга. Конечно, для того чтобы начать получать какие-либо знания школьных дисциплин, ребенок должен пройти определенные циклы развития. Они являются следствием не обучения, а внутренних процессов. Лишь после того как у него будут полностью сформированы определенные функции, педагог может обучить его тем или иным навыкам, предусмотренным школьной программой. И результат обучения зависит от способностей ученика, то есть от того, насколько высоким является его уровень.
Первичность и превосходящее значение развития отодвигало роль обучения и работы педагога на второй план. То есть до того момента как ребенок начнет приобретать определенные навыки, он должен пройти несколько циклов. Таким образом, группа психологов и педагогов, склоняющаяся к данной теории предполагают, что обучение не вносит существенных изменений в развитие ребенка, будто надстраиваясь на уже готовый фундамент. При этом оно считается внешним процессом, а развитие – внутренним. Ученые утверждают, что обучение является частью развития, однако лишь внешней его стороной.
Как следствие данной теории психологи утверждают, что как такового развивающего обучения не существует и просто не может появиться. То есть педагоги могут только далее развивать уже готовую базу, а привнести в нее что-то новое невозможно. Из этого следует вывод, что откорректировать поведение ребенка или устранить дефекты в его развитии в процессе обучения невозможно, поскольку отсутствует внутренняя взаимосвязь между двумя процессами.
По мнению Ж.Пиаже, развитие создает возможности, а обучение их реализует, т.е. обучение и развитие независимы друг от другa. Он объясняет это тем, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. При недостаточном развитии ребенка, обучать его можно опираясь на тот уровень знаний которого он достиг. Развитие представлено как самостоятельный и последовательный процесс, а обучение – второстепенно, которое не может что-либо изменить. Развитие ребенка итог внутреннего самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния.
Развитие происходит на протяжении всей жизни, изменяясь только по характеру, направленности, качеству.
Противоположной теорией психологии развития является тезис, отождествляющий обучение и развитие.
Его разработчиками были такие известные деятели как У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон и многие другие. Они считали, что оба эти процесса происходят параллельно, как бы вытекая один из другого. То есть в процессе обучения ученик развивается, а непосредственно развитие предполагает приобретение навыков и знаний, то есть обучения. При этом сама суть обучения состоит в том, чтобы развивать ребенка. С целью доказательства данной теории психологи и педагоги приводили простые примеры из практики обучения школьным дисциплинам. Так, изучение грамматики неизбежно ведет к приобретению умственных навыков, математики – интеллектуальных привычек, что является важным этапом развития.
Стоит сказать, что данный подход к решению проблемы связи между двумя рассматриваемыми понятиями предусматривает развивающее воздействие любой школьной дисциплины, а данные процессы идут параллельно. При этом роль самого ребенка несколько снижается. Так, он оказывается объектом обучения и развития, а не активным их участником, то есть роль сознания при этом не учитывается. Показательно, что Э. Торндайк не видел существенной разницы между процессами обучения ребенка и, скажем, животного. Подобная теория в первую очередь удобна педагогам, предпочитающим практический метод обучения.
Обучение и развитие тесно связаны между собой.
Данная теория создана на основе объединения первых двух. Ее адептами являются такие деятели психологии и педагогики как К.Коффка, Г.Костюк, Н.Менчинская и так далее. Согласно данному подходу, развитие само по себе предполагает два различных процесса: обучение и созревание. Соответственно, они происходят параллельно и тесно связаны между собой, что в свою очередь предполагает взаимное влияние. Так ход обучения отражается на созревании ребенка и наоборот. При этом в отличие от идеи о первенстве развития, данная теория гласит, что они полностью равнозначны. При этом созревание предполагает возможность обучения тем или иным навыкам, а познание нового и приобретение определенных знаний стимулирует развитие, открывает новые возможности. Данная взаимосвязь может меняться по мере взросления человека и прохождения им определенных этапов. Л.Выготский отмечал, что развитие – процесс, гораздо более широкий, чем обучение, поэтому они не совпадают. Как подтверждение данного утверждения приводился пример практического применения приобретенных знаний. Так, ребенок, освоив тот или иной навык, самостоятельно находит ему гораздо больше применений, чем было ему продемонстрировано. Соответственно развитие, простимулированное в ходе обучения, существенно опережает последнее, делая как бы на несколько шагов больше.
Подход, рассматривающий эти два понятия как взаимосвязанные процессы, предполагает оригинальный взгляд на обучение. Согласно ему ребенок уже не объект, которому даются определенные знания, а активный участник процесса, сотрудничающий с педагогом. При этом обучение и развитие не отождествляются: ученые просматривают между ними сложную и динамическую взаимосвязь.
Эти три основные теории активно развивались учеными всего мира, что способствовало совершенствованию развивающего обучения в целом. Так, были выявлены условия, позволяющие делать процесс обучения более эффективным в плане влияния на развитие ребенка. При этом различные психологи выделяли разные пути достижения этого результата. Например, развивающий момент обучения достигался усовершенствованием методики, развитием у детей навыков нестандартного мышления, выделением проблемного обучения и так далее. Все эти подходы давали определенные результаты.
Выдающийся ученый прошлого века Л.Выготский на основе анализа уже существующих теорий, в ходе разработки проблемы связи обучения и развития определяет не один, а два уровня, на которых происходит развитие ребенка. Так, в первую очередь это самостоятельная мыслительная и творческая деятельность (уровень актуального развития). Во втором случае – через общение и взаимосвязь с другими людьми, в том числе и со взрослыми (зона ближайшего развития). Как утверждал ученый, наилучшие результаты обучения достигаются только в процессе активного общения и подражания. Таким образом происходит культурное развитие человека и формируются высшие психические функции. Сам Л.Выготский только наметил теорию зоны ближайшего развития, а свое научное и практическое подтверждение она получила в работах современных психологов.
Л.Выготский считал, что обучение должно становиться предпосылкой развития. Так, именно полученные знания поднимают ребенка на новый уровень развития, а оно уже открывает новые возможности для протекания процессов получения новых знаний.
С первых дней жизни ребенка взрослые оказывают большое влияние на его развитие. Именно у них ребенок учится практической деятельности, т.е. ходить, разговаривать, и психическим действиям – думать, регулировать свое поведение. Такое обучение не всегда носит осознанный характер, но предпочтительнее, если ребенка обучают систематически, и тщательно выбирают то, что ему нужно для полноценного развития. Развитием для ребенка является процесс взаимодействия с взрослым, а он в свою очередь определяет, как будет осуществлено это развитие.
Часто думают, что обучение будет наиболее эффективным, если оно адаптировано к уровню психического развития ребенка на данный момент. Исходя из этого утверждения, можно придти к выводу, что развитие и обучение протекают обособленно. В действительности, одно без другого не может существовать. Развитие ребенка происходит в связи с постижением им новых видов действий и с усвоением общественного опыта, который передается ему посредством обучения. Выходит, что обучение не должно идти за психическим развитием, а должно опережать его и определять направление его следующего шага.
Зона ближайшего развития определяется расхождением между актуальным и потенциальным развитием. Последнее является предполагаемой величиной и показывает, какого уровня может достичь ребенок, сотрудничая со сверстниками и со взрослыми.
Согласно теории ученого, зона ближайшего развития определяет психические функции, которые не развились до конца, а находятся на стадии становления. Речь идет о высших психических функциях, соотношении умственного развития и обучения и так далее. При этом психические функции, которые сначала были вызваны внешними факторами, то есть общением и взаимодействием с окружающими, постепенно переходят на новый уровень и становятся внутренними. Эффективное обучение использует эту зону ближайшего развития и создает новую, которая послужит основой для дальнейшего развития. Несистематизированное и хаотическое знакомство ребенка с новой информацией сужает зону его ближайшего развития.
Тщательно проанализировав теорию Л.Выготского, можно утверждать, что ученый главенствующую роль выделял для обучения. Именно оно, по словам психолога, стимулирует психические функции, находящиеся в зоне ближайшего развития. Так, для того чтобы обучение дало максимальные результаты, оно должно опираться на тот уровень, который находится между зонами ближайшего и актуального развития, то есть низшим и высшим уровнями.
Проанализировав зону ближайшего развития, психологи могут получить представление о том, каков потенциал ребенка и насколько высок уровень его развития в целом. Также это дает возможность делать определенные прогнозы. Данный подход активно применяется в отечественной практике как для группы детей, так и для одного ребенка. Кроме этого, зона ближайшего развития применяется для определения, а также как показатель индивидуальных особенностей в развитии детей.
Стоит сказать, что выявление зоны ближайшего развития возможно не только в процессе анализа его мыслительной деятельности, но и при изучении личности ребенка.
Так как обучение опережает психическое развитие, с его помощью можно формировать новые психические качества и влиять на ранее сложившиеся.
Девизом, отражающим основные цели современного образования, могли бы стать слова С.Л.Рубинштейна: «Ребенок не развивается сначала и затем воспитывается и обучается; он развивается, обучаясь, и, обучаясь, развивается».
Проблема связи обучения и развития была и остается одной из главных проблем в педагогической психологии. В истории развития психологии ее решение менялось, что определено сменой методологических установок, появлением новых объяснений понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.
Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития.
Проблема соотношение обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии
Соотношение обучения и развития является одной из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важно отметить, что:
а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке (Л.Выготский, Б.Ананьев)
б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.
Общими характеристиками развития, по Л.И.Анциферовой, являются необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство сохранения и изменения.
Существенным является вопрос о характере соотношения обучения и развития. Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса:
— обучение и есть развитие (У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон, К.Кафка), хотя программа научения понимается всеми по разному;
— «мышление ребенка с необходимостью проходит все фазы и стадии развития, независимо от того, обучается ребенок или нет», т.е. развитие не зависит от обучения (Ж.Пиаже);
— «Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования» (Л.Выготский, Дж. Брунер). Обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие, обучение должно ориентироваться на завтрашний день детского развития.
Три основных подхода.
Л.С.Выготский схематически сводит все существующие решения вопроса об отношении развития и обучения ребенка в современной психологии его периода к трем основным группам.
1 группа. В центре находится положение о независимости процессов детского развития и процессов обучения, т.е. их разъединение. Обучение характеризуется как внешний процесс, который
• Согласован с ходом детского развития,
• Но не участвует активно в детском развитии,
• Использует достижения развития,
• Не продвигает ход развития,
• Не изменяет направление развития.
Новое в этой теории:
1. Соединение двух противоположных т.з.
2. Идея взаимной зависимости, взаимного влияния двух основных процессов, из которых складывается развитие. Созревание подготавливает и делает возможным процесс обучения. Процесс обучения как бы стимулирует и продвигает вперед процесс созревания.
Отталкиваясь от этих трех групп теорий, Выготский намечает более правильное решение того же вопроса. Исходными моментами для правильного решения Выготский считает:
То, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, завтра он сумеет сделать самостоятельно. ЗБР поможет нам определить завтрашний день ребенка, динамическое состояние его развития, учитывающее не только уже достигнутое, но и находящееся в процессе созревания.
Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития.
Обучение – внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека. Обучение – источник развития. Единство этих процессов, но не тождество. Предполагается переход одного в другое. Внешнее значение и внешнее умение ребенка становятся внутренними.
15. Теория культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского. Закон формирования высших психических функций. Проблема возраста как единицы анализа психики.
2. Применение орудий труда и знаковых систем в практической деятельности знаменует собой начало перехода человека от непосредственных к опосредованным психическим процессам, где в качестве средства управления ими выступают как раз эти орудия и знаки. В результате перестраивается вся психическая деятельность человека, поднимаясь на более высокий уровень по сравнению с животными.
3. Обучение представляет собой передачу ребенку опыта пользования орудиями и знаками для того, чтобы он научился управлять собственным поведением (деятельностью) и психическими процессами (письмо как средство улучшения памяти, расширения ее возможностей; указательный жест и слово как способы управления восприятием и вниманием).
4. Психология и поведение современного культурного и образованного человека есть результат взаимодействия двух процессов: биологического созревания и научения. Оба процесса начинаются сразу после появления младенца на свет и практически слиты в единой линии развития.
5. Всякая психическая функция в своем генезисе имеет две формы: врожденную или приобретенную (культурную). Первая биологически детерминированна, а последняя обусловлена исторически и является опосредованной. Она связана с использованием орудий и знаков в качестве средств управления ею.
6. Первоначально способ использования знаков и орудий демонстрируется ребенку взрослым в период общения и предметной совместной деятельности. Вначале орудия и знаки выступают как средства управления поведением других людей и только затем превращаются для ребенка в средства управления самим собой.
Как решается проблема связи обучения и развития в психологии развития?
Связь обучения и развития одна из актуальных проблем психологии развития. С.Л. Рубинштейн писал, что «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог, заключает в себе и определенную теорию обучения».
Проанализировав все существующие направления в решении этой проблемы, можно четко выделить три основных подхода:
Они были описаны в прошлом веке Л.С.Выготским в его труде «Педагогическая психология». Для того чтобы выделить единственно правильный подход, необходимо рассмотреть каждый из них.
Между обучением и развитием связь отсутствует. Основным разработчиком этой теории является Ж.Пиаже, также ее придерживался и развивал в своих работах В.Штерн. Суть ее заключается в том, что развитие и процесс школьного обучения происходят независимо друг от друга. Конечно, для того чтобы начать получать какие-либо знания школьных дисциплин, ребенок должен пройти определенные циклы развития. Они являются следствием не обучения, а внутренних процессов. Лишь после того как у него будут полностью сформированы определенные функции, педагог может обучить его тем или иным навыкам, предусмотренным школьной программой. И результат обучения зависит от способностей ученика, то есть от того, насколько высоким является его уровень.
Первичность и превосходящее значение развития отодвигало роль обучения и работы педагога на второй план. То есть до того момента как ребенок начнет приобретать определенные навыки, он должен пройти несколько циклов. Таким образом, группа психологов и педагогов, склоняющаяся к данной теории предполагают, что обучение не вносит существенных изменений в развитие ребенка, будто надстраиваясь на уже готовый фундамент. При этом оно считается внешним процессом, а развитие – внутренним. Ученые утверждают, что обучение является частью развития, однако лишь внешней его стороной.
Как следствие данной теории психологи утверждают, что как такового развивающего обучения не существует и просто не может появиться. То есть педагоги могут только далее развивать уже готовую базу, а привнести в нее что-то новое невозможно. Из этого следует вывод, что откорректировать поведение ребенка или устранить дефекты в его развитии в процессе обучения невозможно, поскольку отсутствует внутренняя взаимосвязь между двумя процессами.
По мнению Ж.Пиаже, развитие создает возможности, а обучение их реализует, т.е. обучение и развитие независимы друг от другa. Он объясняет это тем, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. При недостаточном развитии ребенка, обучать его можно опираясь на тот уровень знаний которого он достиг. Развитие представлено как самостоятельный и последовательный процесс, а обучение – второстепенно, которое не может что-либо изменить. Развитие ребенка итог внутреннего самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния.
Развитие происходит на протяжении всей жизни, изменяясь только по характеру, направленности, качеству.
Противоположной теорией психологии развития является тезис, отождествляющий обучение и развитие. Его разработчиками были такие известные деятели как У.Джеймс, Э.Торндайк, Дж.Уотсон и многие другие. Они считали, что оба эти процесса происходят параллельно, как бы вытекая один из другого. То есть в процессе обучения ученик развивается, а непосредственно развитие предполагает приобретение навыков и знаний, то есть обучения. При этом сама суть обучения состоит в том, чтобы развивать ребенка. С целью доказательства данной теории психологи и педагоги приводили простые примеры из практики обучения школьным дисциплинам. Так, изучение грамматики неизбежно ведет к приобретению умственных навыков, математики – интеллектуальных привычек, что является важным этапом развития.
Стоит сказать, что данный подход к решению проблемы связи между двумя рассматриваемыми понятиями предусматривает развивающее воздействие любой школьной дисциплины, а данные процессы идут параллельно. При этом роль самого ребенка несколько снижается. Так, он оказывается объектом обучения и развития, а не активным их участником, то есть роль сознания при этом не учитывается. Показательно, что Э. Торндайк не видел существенной разницы между процессами обучения ребенка и, скажем, животного. Подобная теория в первую очередь удобна педагогам, предпочитающим практический метод обучения.
Обучение и развитие тесно связаны между собой. Данная теория создана на основе объединения первых двух. Ее адептами являются такие деятели психологии и педагогики как К.Коффка, Г.Костюк, Н.Менчинская и так далее. Согласно данному подходу, развитие само по себе предполагает два различных процесса: обучение и созревание. Соответственно, они происходят параллельно и тесно связаны между собой, что в свою очередь предполагает взаимное влияние. Так ход обучения отражается на созревании ребенка и наоборот. При этом в отличие от идеи о первенстве развития, данная теория гласит, что они полностью равнозначны. При этом созревание предполагает возможность обучения тем или иным навыкам, а познание нового и приобретение определенных знаний стимулирует развитие, открывает новые возможности. Данная взаимосвязь может меняться по мере взросления человека и прохождения им определенных этапов. Л.Выготский отмечал, что развитие – процесс, гораздо более широкий, чем обучение, поэтому они не совпадают. Как подтверждение данного утверждения приводился пример практического применения приобретенных знаний. Так, ребенок, освоив тот или иной навык, самостоятельно находит ему гораздо больше применений, чем было ему продемонстрировано. Соответственно развитие, простимулированное в ходе обучения, существенно опережает последнее, делая как бы на несколько шагов больше.
Подход, рассматривающий эти два понятия как взаимосвязанные процессы, предполагает оригинальный взгляд на обучение. Согласно ему ребенок уже не объект, которому даются определенные знания, а активный участник процесса, сотрудничающий с педагогом. При этом обучение и развитие не отождествляются: ученые просматривают между ними сложную и динамическую взаимосвязь.
Эти три основные теории активно развивались учеными всего мира, что способствовало совершенствованию развивающего обучения в целом. Так, были выявлены условия, позволяющие делать процесс обучения более эффективным в плане влияния на развитие ребенка. При этом различные психологи выделяли разные пути достижения этого результата. Например, развивающий момент обучения достигался усовершенствованием методики, развитием у детей навыков нестандартного мышления, выделением проблемного обучения и так далее. Все эти подходы давали определенные результаты.
Выдающийся ученый прошлого века Л.Выготский на основе анализа уже существующих теорий, в ходе разработки проблемы связи обучения и развития определяет не один, а два уровня, на которых происходит развитие ребенка. Так, в первую очередь это самостоятельная мыслительная и творческая деятельность (уровень актуального развития). Во втором случае – через общение и взаимосвязь с другими людьми, в том числе и со взрослыми (зона ближайшего развития). Как утверждал ученый, наилучшие результаты обучения достигаются только в процессе активного общения и подражания. Таким образом происходит культурное развитие человека и формируются высшие психические функции. Сам Л.Выготский только наметил теорию зоны ближайшего развития, а свое научное и практическое подтверждение она получила в работах современных психологов.
Л.Выготский считал, что обучение должно становиться предпосылкой развития. Так, именно полученные знания поднимают ребенка на новый уровень развития, а оно уже открывает новые возможности для протекания процессов получения новых знаний.
С первых дней жизни ребенка взрослые оказывают большое влияние на его развитие. Именно у них ребенок учится практической деятельности, т.е. ходить, разговаривать, и психическим действиям – думать, регулировать свое поведение. Такое обучение не всегда носит осознанный характер, но предпочтительнее, если ребенка обучают систематически, и тщательно выбирают то, что ему нужно для полноценного развития. Развитием для ребенка является процесс взаимодействия с взрослым, а он в свою очередь определяет, как будет осуществлено это развитие.
Часто думают, что обучение будет наиболее эффективным, если оно адаптировано к уровню психического развития ребенка на данный момент. Исходя из этого утверждения, можно придти к выводу, что развитие и обучение протекают обособленно. В действительности, одно без другого не может существовать. Развитие ребенка происходит в связи с постижением им новых видов действий и с усвоением общественного опыта, который передается ему посредством обучения. Выходит, что обучение не должно идти за психическим развитием, а должно опережать его и определять направление его следующего шага.
Зона ближайшего развития определяется расхождением между актуальным и потенциальным развитием. Последнее является предполагаемой величиной и показывает, какого уровня может достичь ребенок, сотрудничая со сверстниками и со взрослыми.
Согласно теории ученого, зона ближайшего развития определяет психические функции, которые не развились до конца, а находятся на стадии становления. Речь идет о высших психических функциях, соотношении умственного развития и обучения и так далее. При этом психические функции, которые сначала были вызваны внешними факторами, то есть общением и взаимодействием с окружающими, постепенно переходят на новый уровень и становятся внутренними. Эффективное обучение использует эту зону ближайшего развития и создает новую, которая послужит основой для дальнейшего развития. Несистематизированное и хаотическое знакомство ребенка с новой информацией сужает зону его ближайшего развития.
Тщательно проанализировав теорию Л.Выготского, можно утверждать, что ученый главенствующую роль выделял для обучения. Именно оно, по словам психолога, стимулирует психические функции, находящиеся в зоне ближайшего развития. Так, для того чтобы обучение дало максимальные результаты, оно должно опираться на тот уровень, который находится между зонами ближайшего и актуального развития, то есть низшим и высшим уровнями.
Проанализировав зону ближайшего развития, психологи могут получить представление о том, каков потенциал ребенка и насколько высок уровень его развития в целом. Также это дает возможность делать определенные прогнозы. Данный подход активно применяется в отечественной практике как для группы детей, так и для одного ребенка.
Кроме этого, зона ближайшего развития применяется для определения, а также как показатель индивидуальных особенностей в развитии детей.
Стоит сказать, что выявление зоны ближайшего развития возможно не только в процессе анализа его мыслительной деятельности, но и при изучении личности ребенка.
Так как обучение опережает психическое развитие, с его помощью можно формировать новые психические качества и влиять на ранее сложившиеся.
Девизом, отражающим основные цели современного образования, могли бы стать слова С.Л.Рубинштейна: «Ребенок не развивается сначала и затем воспитывается и обучается; он развивается, обучаясь, и, обучаясь, развивается»
Проблема связи обучения и развития была и остается одной из главных проблем в педагогической психологии. В истории развития психологии ее решение менялось, что определено сменой методологических установок, появлением новых объяснений понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии.
Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития.